В молодых летах он был один из жарких гонителей Церкви Христовой. Не довольствуясь преследованием христиан в Иерусалиме, он выпросил у первосвященника письмо к Синагоге Дамасской, чтобы там брать верующих и пересылать их в Иерусалим, и отправился в путь. Но когда подходил уже в Дамаску, – вдруг около полудня осиял его и бывших с ним спутников необыкновенный свет, и раздался с неба голос: «Савл, Савл! Что ты Меня гонишь?» – «Кто ты, Господи?» – спросил изумленный Савл, и слышал ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». – «Что-же, Господи, повелишь мне делать?» – снова спросил Савл, и снова слышал ответ: «Встань и иди в Дамаск; там тебе сказано будет, что ты должен делать». – Савл встал, но глаза его лишились зрения, так что спутники должны были вести его в Дамаск. Тут он три дня провел в посте и молитве. По повелению Господа, к нему пришел один из верующих, именно Анания, и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, послал меня возвратить тебе зрение и сообщить дары Св. Духа». – При этих словах как будто чешуя спала с глаз Савла. Приняв крещение (35 г. по Р.Х.), он стал проповедовать Христа в Дамаске. Но когда за проповедь хотели здесь лишить его жизни, – он бежал в Аравию, а через 3 года по своем обращении прибыл в Иерусалим. Христианство между язычниками в Кесарии и Антиохии В г. Кесарии жил римский сотник, Корнилий. Это был язычник, но язычник набожный, добрый и сострадательный к бедным. Однажды явился ему Ангел и сказал: «Молитвы твои и милостыни услышаны Богом. Пошли людей в Иоппию; там, в доме Симона кожевника, живет Симон-Петр; пригласи его к себе: он скажет тебе, что нужно для спасения тебя и семейства твоего.» Корнилий немедленно отправил в Иоппию трех мужей. В эту самую пору Петр молился в Иоппии, и, почувствовав голод, вдруг увидел, будто с неба спускается как бы большая скатерть, наполненная разными нечистыми животными, которые не употреблялись в пищу иудеями, и слышал голос: заколи и ешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Во Втором послании ап. Петр пишет: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням следуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от великолепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын М о й возлюбленный, в котором Мое благоволение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе». Вот свидетельство ап. Петра о Христе. Другой же, апостол Павел, свидетельствует, что он познал Христа, когда шел в Дамаск с тем, чтобы хватать христиан и предавать их на мучения. В первые годы своей жизни, когда он был еще юношей Савлом, будущий апостол был последователем фарисейской ереси и гонителем Христовой Церкви. Потому-то, дыша угрозою и ненавистью против христиан, он и поспешил в Дамаск, чтобы там, найдя исповедовавших Христово имя, заключать их в темницы, а затем предавать ужасной смерти. Но когда Савл приближался к городу, то неожиданно осиял его свет с неба, и он в страхе пал ниц, услышавши голос: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» Тогда Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Тот, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна… Встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать». И действительно, когда Савл пришел в Дамаск, ап. Анания, по повелению Божию, явился к нему и совершил над ним таинство святого крещения. С этого момента гонитель Савл сделался апостолом Павлом и горячим проповедником Евангелия Христова. И ап. Петр, и ап. Павел засвидетельствовали истину христианского учения своей мученическою кончиною. И сегодня, возлюбленные братья и сестры, празднуя их память, мы величаем и прославляем провозвестников евангельской истины, неложных свидетелей дел Христовых. Будем же радоваться и веселиться и еще больше утверждаться в Христовой истине, дабы нам неослабно шествовать спасительным путем и достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Деян.9:18. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, Деян.9:19. и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.     «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его» — нельзя думать, что какое-либо действительное вещество в роде чешуи спало с глаз Савла: это было лишь внутреннее личное ощущение его. Затем он крестился, без сомнения, от рук того же Анании. «И, приняв пищи, укрепился», — «ибо он изнемог», говорит Златоуст, «от путешествия, от страха, от поста и от скорби».     «Был Савл в Дамаске несколько дней». Это не противоречит словам самого Павла в Гал 1:17и д., что по обращении своем он тотчас же отправился в Аравию. Дееписатель не упоминает об этом путешествии Савла из Дамаска в Аравию и о возвращении опять в Дамаск. Это обычно для святого Луки: он опускает описание того события, известий о котором не сохранилось. Есть, впрочем, здесь указание на то, что после нескольких дней пребывания в Дамаске, Савл пробыл в нем потом «довольно времени», т. е. продолжительный срок (ст. 23). Деян.9:20. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Деян.9:21. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. Деян.9:22. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. Деян.9:23. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Деян.9:24. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Деян.9:25. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.    Пламенный дух Савла не терпел медлительности, и он, сделавшись христианином, с такой же ревностью, с какой прежде гнал христиан, стал проповедовать христианство по синагогам. Основным пунктом его проповеди было то, что «Иисус есть Сын Божий». Все слышавшие дивились этой необыкновенной перемене, происшедшей с Савлом. Савл же «более и более укреплялся», вероятно, уже по возвращении из Аравии, где он, по-видимому, в тишине и уединении предавался изучению Священного Писания, уже с христианской точки зрения, озаряемый Духом Святым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.9:25 .  Уче­ники же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. «Ученики же...», т.е. христиане дамасские... «спустили его по стене», т.е. города, о чем рассказывает и сам Павел 2Кор.11:32 . Деян.9:26 .  Савл при­был в Иерусалим и старал­ся при­стать к уче­никам; но все боялись его, не веря, что он уче­ник. «Савл прибыл в Иерусалим...» Παραγενμενος δ ο Σαλος... – точнее слав.: «пришед же Савл..». Прибыв же в Иерусалим, Савл старался... По словам самого апостола ( Гал.1:18 ), это было уже три года спустя после его обращения (у дееписателя – «довольно времени» – Деян.9:23 ), включая в это время и пребывание в Аравии. О самом пребывании в Иерусалиме Павел сообщает краткие сведения ( Гал.1:18–24 ). Сюда ходил он затем, чтобы повидать Петра, у коего пробыл около 15 дней. Других апостолов он не видел, только еще Иакова, брата Господня. Из Иерусалима отправился в страны Сирии и Киликии. Дееписатель дополняет рассказ Павла ценными подробностями. Так, у него узнаем, что Павел, по прибытии в Иерусалим, «старался пристать к ученикам», т.е. Христовым, христианам, но эти, из боязни и недоверия к нему, сторонились от него. Им казалось маловероятным, чтобы такой жестокий гонитель Церкви вдруг стал рабом Христовым, и склонны были подозревать здесь простую хитрость или шпионство со стороны Савла. Конец этим подозрениям положил Варнава, пользовавшийся большим уважением первохристианского общества ( Деян.4:36–37 ), который и ввел Савла в общество апостолов и учеников Господних. Церковное предание говорит, что он и прежде был знаком с Савлом, вместе воспитывались они в школе Гамалиила, и даже после того, как Варнава сделался учеником Господа (одним из LXX), видались друг с другом и препирались о Христе, но Савл оставался упорен до события с ним на пути в Дамаске (Чет.-Мин. 11 июня). Деян.9:27 .  Варнава же, взяв его, при­шел к Апостолам и рас­ска­за­л им, как на пути он видел Го­с­по­да, и что говорил ему Го­с­по­дь, и как он в Дамаске смело про­поведовал во имя Иисуса. «Взяв его, привел к Апостолам...» – приняв его, привел к «Апостолам» неопределенное выражение, позволяющее разуметь здесь только двух апостолов, Петра и Иакова, коих упоминает Павел ( Гал.1:19 ). Почему Савл не виделся с другими апостолами? Может быть, потому, что в то время их не оказалось в Иерусалиме, они были на проповеди по разным городам и весям. Из дальнейших повествований дееписателя о Петре ( Деян.9:32 и д., Деян.10 , Деян.12:17 ) видно, что и верховные апостолы не постоянно пребыли в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Замечательно, что Христос, говоря Петру: «паси овец Моих», — не сказал: «паси овец своих», — но паси, благий рабе, овцы Господни. «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павлово вы крестились?» (1 Кор. 1, 13)? «Паси овец Моих». Ибо «волки хищные, лютые волки, лжеучители и наемники, не щадящие стада» (Мф. 7, 15; Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12), расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11), врученных ему Самим Пастыреначальником (1 Пет. 5, 4). И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой. И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9, 1), жаждал крови, но — «Живущий на небесах посмеется ему» (Пс. 2, 4). Когда он, «гоня и терзая» таким образом «Церковь Божию» (1 Кор. 15, 9; Деян. 8, 3), приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» — Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами — члены Тела Христова. «Савл, Савл, что ты гонишь Меня; трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4, 5). Савл же, «в трепете и ужасе», возопил: «Кто Ты, Господи? Я Иисус, — ответствовал ему Господь , — Которого ты гонишь» . И Савл внезапно переменяется: «Что повелишь мне делать?» — восклицает. И был к нему Глас: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (5, 6). Тут Господь посылает Ананию: «встань и пойди на улицу» к человеку, «по имени Савлу», и крести его, «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами» (11, 15, 18). Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. «Анания отвечал: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим во Иерусалиме; и здесь он имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое» (13, 14). Но Господь настоятельно повелевает Анании: «Пойди и спроси его, ибо он есть Мой избранный сосуд: Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (11, 15, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/125199.htm...

И врачу мы удивляемся особенно тогда, когда он сумеет потушить и совершенно прекратить горячку на высшей ее степени и пламень недуга в крайней силе его. Так было и с Павлом: когда он был в самом сильном огне, тогда-то голос Господа, как упавшая с неба роса, совершенно освободил его от недуга. «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа». Оставил народ, и напал уже на главных. Как желающий вырубить дерево, оставив ветви, высекает снизу корень, так точно и он пошел на учеников, чтобы истребить корень проповеди . Но корнем проповеди не ученики были, но Владыка учеников. Поэтому Он и говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). А корень тот неодолим: поэтому, чем более ветвей отсекали, тем в большем количестве и длиннее они вновь вырастали. Так, отсечен Стефан – и вырос Павел и уверовавшие через Павла. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:3, 4 ). Для чего прежде не голос сошел, но свет осиял его? Чтобы он спокойно выслушал голос. Человек, слишком занятый каким-нибудь делом и объятый сильным гневом, если и тысячи (людей) будут звать его, не обращается к ним, потому что он весь предан своему предмету: так, чтобы не случилось этого и с Павлом, чтобы он, опьяненный неистовством от (прежних своих) дел, не отвергнул голоса или даже совсем не услышал его, вследствие того, что все мысли свои обратил на опустошение (Церкви), Христос светом сперва ослепил глаза его, укротил ярость, усмирил совсем душевную бурю и водворил в сердце его совершенную тишину, и потом уже испустил голос, дабы (Савл), после того, как низложится в нем гордость, уже трезвой мыслью внимал словам (Господа). «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Слова не столько упрекающего, сколько защищающегося! «Что ты гонишь Меня?» В чем, малом или великом, можешь упрекнуть Меня? Чем ты обижен от Меня? Тем ли, что Я воскресил ваших мертвецов, очистил прокаженных, изгнал демонов? Но за это надлежало покланяться Мне, а не гнать Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И врачу мы удивляемся особенно тогда, когда он сумеет потушить и совершенно прекратить горячку на высшей ее степени и пламень недуга в крайней силе его. Так было и с Павлом: когда он был в самом сильном огне, тогда–то голос Господа, как упавшая с неба роса, совершенно освободил его от недуга. « Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа », оставил народ  , и напал уже на главных  . Как желающий вырубить дерево, оставив ветви, высекает снизу корень, так точно и он пошел на учеников, чтобы истребить корень проповеди. Но корнем проповеди не ученики были, но Владыка учеников. Поэтому Он и говорил: « Я есмь лоза, а вы ветви » (Ин. 15:5). А корень тот неодолим: поэтому, чем более ветвей отсекали, тем в большем количестве и длиннее они вновь вырастали. Так отсечен Стефан — и вырос Павел и уверовавшие чрез Павла. « Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? » (Деян. 9:3, 4). Для чего прежде не голос сошел, но свет осиял его? Чтобы он спокойно выслушал голос. Человек, слишком занятый каким–нибудь делом и объятый сильным гневом, если и тысячи (людей) будут звать его, не обращается к ним, потому что он весь предан своему предмету: так, чтобы не случилось этого и с Павлом, чтобы он, опьяненный неистовством от (прежних своих) дел, не отвергнул голоса, или даже совсем не услышал его, вследствие того, что все мысли свои обратил на опустошение (церкви), Христос светом сперва ослепил глаза его, укротил ярость, усмирил совсем душевную бурю, и водворил в сердце его совершенную тишину, и потом уже испустил голос, дабы (Савл), после того, как низложится в нем гордость, уже трезвою мыслью внимал словам (Господа). « Савл, Савл! что ты гонишь Меня? » Слова не столько упрекающего, сколько защищающегося! « Что ты гонишь Меня? » В чем, малом или великом, можешь упрекнуть Меня? Чем ты обижен от Меня? Тем ли, что Я воскресил ваших мертвецов, очистил прокаженных, изгнал демонов? Но за это надлежало покланяться Мне, а не гнать Меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И заблуждение его было самым искренним: в будущем апостоле не было ни зависти к делам Христовым, ни тщеславия, ни желания занять высокое общественное положение. Савл был далек от меркантильных интересов и устремлений. Углубленный в книги, в толкования Священного Писания, в учение и науку, он даже не удосужился увидеть Спасителя при Его земной жизни, не слышал Слова Божиего. Савл просто верил вождям иудейским, которые представляли Христа врагом веры, богохульником и еретиком. Со всем вдохновением ревнитель иудейской веры Савл присоединился к гонению христиан. В Деяниях сказано, что он терзал церковь, входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу ( Деян.8:3 ). Но и этого ему было мало, и потому он, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы в главном городе Сирии гнать и преследовать последователей Христа, арестовывать их для предания суду в Иерусалиме. В сердце Савла не было жалости ни к женщинам, ни к старикам, ни к детям, если они осмеливались открыто проповедовать Господом и Сыном Божиим распятого Иисуса. И вот с Савлом на пути в Дамаск случается настоящее чудо: Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл понял, что ему вещает Сам Господь, Всевышний Бог, а потому бывший жестокий гонитель теперь смиренно и робко, как послушная овечка, спрашивал: Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Не человек, а Бог обращался к нему. Бог видел его готовность бороться за утверждение закона Моисеева. Милосердный Господь, как всегда, пожалел Своего гонителя, посочувствовал ему, говоря: Трудно тебе идти против рожна. И эти добрые, всепрощающие слова Бога в один миг преобразили самого Савла. В его душе не осталось ничего агрессивного и жестокого. Ему вдруг открылось то, что, оказывается, не христиане, а он сам был богоотступником, не исповедующим Христа, что он, сын фарисея и истинный фарисей, творил преступные беззакония, обрекая на мученическую смерть невиновных людей.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И чтобы тебе увериться, что эти слова: « что ты гонишь Меня? » суть более слова защищающегося, послушай, как и Отец Его (Иисуса Христа) обращался к иудеям с такими же словами. Как Он говорит: « Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» — так и Тот говорил иудеям: « Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? » (Мих. 6:3)? « Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» — Вот ты лежишь на земле, вот ты связан без цепи! Точно как господин, словив и связав раба, многократно бегавшего и делавшего много худого, говорит ему — связанному: что мне теперь сделать с тобою? вот ты в руках моих? — так и Христос, взяв Павла, поверг на землю, и видя, что он трепещет, испуган и не может ничего делать, говорит: « Савл, Савл! что ты гонишь Меня? » К чему будет эта ярость? К чему неистовство? К чему неблаговременная ревность? К чему оковы и нападения? К чему эта свирепость? Вот ты будешь теперь неподвижен, и не увидишь гонимого; ты, который быстро ходил и бегал везде, теперь нуждаешься в вожатом. Действительно, Христос для того и говорит ему теперь: « что ты гонишь Меня? » чтобы он знал, что и в предшедшее время (Господь) уступал ему добровольно, что ни прежнее (попущение) не происходило от слабости, ни настоящее (поражение) от жестокости, но и то от человеколюбия, и это от благопопечительности. Что же Павел? « Кто Ты, Господи? » Из прежнего попущения познал власть, из настоящего ослепления понял могущество; теперь уже исповедует владычество (Господа): « Кто Ты, Господи? » Видишь, какая признательная душа; видишь, какое благородное сердце; видишь, какая прямая совесть! Не стал упорствовать, не стал спорить, но тотчас признал Владыку. Не как иудеи, которые и видя, что мертвые воскресают, слепые прозирают, прокаженные очищаются, не только не прибегали к делавшему это (Иисусу Христу), но еще называли Его обманщиком; нет, Павел не так, но тотчас обратился. Что же Христос? « Я Иисус, Которого ты гонишь » (Деян. 9:5). А почему не сказал: Я — Иисус воскресший, Я — Иисус, седящий одесную Бога, но: « Я Иисус, Которого ты гонишь »? Сказал так для того, чтобы поразить его ум, сокрушить его душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Из-за гонения многие христиане вынуждены были покинуть Иерусалим; те же, кто остались, скрывались. Лишь двенадцать апостолов Христовых по-прежнему оставались на виду. Обращение Савла Будучи вынуждеными покинуть Иерусалим, христиане перенесли проповедь о воскресшем Христе в другие города и веси. В скором времени до Иерусалима стали доходить слухи о распространении христианской веры среди иудеев и прозелитов в других городах; особенно успешно проповедь шла в Дамаске. Получив это известие, Савл обратился к первосвященнику Феофилу с просьбой о выдаче ему грамоты ко всем раввинам дамасских синагог. Несмотря на принадлежность их к разным религиозным течениям, – саддукеев и фарисеев, первосвященник выдал Савлу грамоту, дававшую полномочия арестовать и привести в Иерусалим для суда всех принадлежащих к Христовой Церкви. Получив нужную ему грамоту, Савл взял с собой единомышленников и тут же направился в Дамаск, до которого было несколько дней пути. Они миновал Самарию и Галилею, недалеко уже был и Дамаск, как вдруг случилось великое чудо. Вот как он сам описывал его впоследствии: Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск (Деян. 22, 6–11). Савл, ведомый своими спутниками, пришел в Дамаск. В Дамаске они поселились в доме фарисея Иуды, на улице, проходящей через весь город и называемой Прямой. В этом доме Савл пробыл три дня, не вкушая пищи и молясь. Ответом на его молитву было видение, в котором представилось ему, что некто из христиан, именем Анания, возвратит ему зрение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010