Взяв с собою Иоанна Марка, Варнава и Савл отправи­лись в приморский порт Селевкию и отплыли на корабле на о. Кипр, как родину Варнавы и, следовательно, местность, ко­торая могла служить наилучшим поприщем для начала вели­кой деятельности среди язычников. На Кипре было самое раз­нородное население и среди его не мало иудеев, так что в главных городах были синагоги. Апостолы, хотя и имели своим главным предназначением проповедывать язычникам, однако же никогда не упускали случая благовествовать и иудеям. Это не только согласно было с заповедью их бож. Учителя, но вместе с тем только чрез иудеев, именно чрез эллинистов и прозелитов можно было лучше всего достигнуть и язычников. Главным предметом проповеди было слово Божие и доказательство на основании его, что Иисус Христос, распятый иудеями, был Мессия, Спаситель мира. С этою проповедью они обошли весь остров, от Саламина на восточном берегу до Пафа на западном. Этот последний город, известный в греческой истории совершавшимися в нем оргиями в честь Венеры, был теперь резиденцией римского проконсула, Сергия Павла. Это был обра­зованный и знатный римлянин, но подобно всем своим современникам он уже изверился в своих богов и досуги своей служ­бы посвящал таинственным и странным суевериям, которыми он окружен был со всех сторон. Это был вообще век, когда безверие уживалось рядом с самым грубым суеверием. Гордые римляне, потеряв всякую твердую почву в своей национальной религии, чувствовали себя вынужденными какою-то инстинктивною необходимостью искать хоть какого-нибудь сношения с невидимым миром, хотя бы даже при посредстве мистического волшеб­ства востока. Известно, что Марий обращался к предсказательству еврейки Марфы. В этот замечательный период авгуры, звездочеты, халдеи, математики, астрологи, маги, предвещатели, предсказа­тели судьбы, чревовещатели, снотолкователи отовсюду во множестве стекались в Рим и приобретали такое значение, что на­влекали на себя негодование как сатириков, так и историков. Некоторые из них, как Аполлоний Тианский и позднее Александр Абонотихский и циник Перегрин, обратили на себя все­общее внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Филипп – к евнуху ( Деян.8:25–40 ); далее св. Дееписатель не говорит о путешествиях Ап. Петра в Лидду и Иоппию ( Деян.9:31–43 ), но, сказав об обращении Савла, говорит об его путешествии в Иерусалим, и это, без сомнения, потому, что в это время в Иерусалиме должен был находиться св. Петр, которого στορσαι приходил тогда св. Павел и пробыл у него 15 дней ( Гал.1:18 ); и лишь только по отшествии св. Павла из Иерусалима св. Дееписатель начинает повествовать о путешествиях св. Петра. Из этого ясно, что св. Лука строго блюдет хронологию этих событий. Посему уже а priori можно сказать, что обращение Корнилия совершилось в самом конце этих событий, как оно и помещено у Дееписателя. Но когда же совершилась проповедь язычникам в Антиохии? Ранее обращения Корнилия или позднее? Конечно, начало путешествия рассеявшихся проповедников было ранее этого события. Сперва они проходили пространство до Финикии; затем направились на остров Кипр; наконец, уже прибыли в Антиохию. И здесь они сначала проповедовали только иудеям, а потом уже язычникам. Таким образом, проповедь антиохийским язычникам была по времени самым последним делом их миссии; новая деятельность антиохийских проповедников здесь была очень успешна: была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось ко Господу. ( Деян.11:21 ). Следовательно, обращения в христианство начались вскоре по их прибытии в Антиохию. И если слух об этой новой деятельности пошел в Иерусалим, то, конечно, в самом ее начале; шел же он быстро; о проповеди св. Петра Корнилию, напр., узнали в Иерусалиме раньше, чем он возвратился туда; не медлили, конечно, в Иерусалиме и с посольством Варнавы в Антиохию; но когда Варнава отправился туда, то св. Савл был уже в Тарсе: он успел, значит, из Иерусалима прийти в Тарс. Далее. Св. Петр мог отбыть из Иерусалима в в Лидду только после отправления Савла; его благовестническое путешествие через Лидду и Иоппию в Кесарию совершалось довольно быстро; св. Дееписатель, как особо продолжительную остановку, отмечает пребывание его в доме Симона-кожевника в Иоппии; но и его продолжительность он измеряет только днями, самой меньшей, подходящей для этого, единицей временного измерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

91 – Иис. Навин (седой) и Левиты с ковчегом; об. – Адам и Ева в нимбах; л. 93 – Авель со стадом; л. 97 – Енох и смерть, от него отвертывающаяся; л. 98 – Ной принимает голубя с ветвью; 99 – Мельхиседек в типе виз. Императора: 100 – жертвоприношение Исаака – живая сцена с юношами рабами, ведущими коня, Исааком, несущим дрова и пр.; алтарь – θυσιαστριον в виде сосуда без ручек, в котором пылает огонь. Л. 101 – Исаак – седой патриарх, в Ват. ркп. – юноша. Л. 102 – Иаков и юный Иуда, тождественно с Лаврент. ркп. Л. 103 – Моисей, пасущий стада, и Купина в виде сосуда (βτος); Моисей принимает свиток от Десницы. Л. 109. Вознесение – точная копия с Ватик. миниатюры: Илия, стоя липом к зрителю, в колеснице между 2 коней, протягивает Елисею милоть (шкуру); направо лежащая фигура ωρδνης ρος, держащая сосуд опрокинутый, из которого льется вода; вверху голубь, несущий хлеб, и группа, около которой слова «отче, отче, колесница и кони его»: Илия седой, с длинными волосами; Елисей в типе Павла, лысый. Л.,112 – Иону бросают 2 корабельщика в море, кит в виде дракона, он извергает Пророка в виде ребенка; вверху Иона юноша под тыквой, нагой и в печали. Л. 127 об. и 128 – Савл стережет одежды Евреев, и Евреи, избивающие Стефана – точная копия Ватик. списка. Л. 128 об. – Савл на дороге в, Дамаск – тоже, но с прибавкой двух архиереев на троне отдающих свиток Савлу. Л. 144 и 147 – Лучи солнца, по его положению. Л. 148 – два финика с попугаями и коза– τατ εσι τ λεγμενα μοςα; ο φονικες ο νδικρ. 176 и об. – сцена уже известная бегущего Езекии. 182 – Цикл питательных растений. 183 об. – зодиак с ангелами. 204–206 – животные. Главная черта миниатюр в этой редакции – их декоративное направление: каждая композиция, хотя бы главного сюжета, дается здесь внутри широкой орнаментальной ранки, и что особенно характерно,– чем позднее рукопись, чем более, следовательно, отходит она от древнего типа, тем шире эта рамка и тем сложнее она по своему рисунку. Сопоставив эту частность с общим декоративным направлением поздневизантийского искусства, выразившийся напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф.17:4–5 ). «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия... когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный... и сей глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Пет.1:16–18 ). Иоанн же: «О том, что было от начала, что мы слышали. что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове Жизни. Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин.1:1–2 ). Так бывшие на Фаворе Петр, Иаков и Иоанн познали Божество Христа не из книг Моисея и пророков, но сначала из живого опыта, и лишь позднее раскрыли смысл пророчеств о пришествии Бога. При первом известном нам исповедании Петра Господь ублажил его: «Блажен ты, Симон, сын Ионин: потому что не плоть и не кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). Так же ублажил и Иоанна по воскресении: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», то есть Иоанн (ср. Ин.20:28, 29 ). Павел говорит о себе: «Когда я был на пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, которого ты гонишь... за руку привели .меня (слепого) в Дамаск. Некто Анания, муж благочестивый по закону.... пришел ко мне, и, подошед, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что видел и слышал...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Но по дороге в этот крупный сирийский город с ним произошло событие, полностью изменившее всю его жизнь. Комната крещения апостола Павла. Дамаск, Сирия Когда путники уже приближались к Дамаску, Савла внезапно осиял с неба свет, превосходящий самое яркое солнечное сияние. Он упал на землю и услышал Голос, говорящий ему: —     Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? —     Кто Ты, Господи? — спросил Савл. И услышал в ответ: —     Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Савл в трепете и ужасе спросил: —     Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: —     Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9: 4-6). От нестерпимого света Савл ослеп, его буквально за руку довели до Дамаска. Никто из его спутников толком не понял, что произошло. Они видели, что Савл вдруг упал на землю и с кем-то разговаривал, — все остальное от них было скрыто. Три дня Савл ничего не ел и не пил. Затем в Дамаске он был исцелен от слепоты христианином Ананией и им же вскоре крещен. Наверняка в те дни он не раз мысленно возвращался к чудесной встрече на дороге в Дамаск. Христос спросил: «Зачем ты гонишь Меня?» Но ведь Савл не гнал лично Христа, он никогда Его даже не видел. Значит, Христос имел в виду Своих последователей и Свою Церковь, где Он незримо живет? И вот Савл впервые переступил порог синагоги в Дамаске, где многие знали о письмах из синедриона и ждали от него решительных действий, если даже крестивший его Анания говорил: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме» (Деян. 9: 13). Но Савл стал говорить совершенно о другом: о Воскресшем Христе и встрече с Ним на дороге, чем приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос  (Деян. 9: 22). Недоумение, а затем и озлобление старейшин синагоги дошло до такой степени, что Савл вынужден был скрыться из Дамаска, — какое-то время он проповедовал Христа в аравийских селениях. А когда снова вернулся в город, возмущенные евреи добились у властей разрешения на его арест. Чтобы Савл снова не сбежал, на городских воротах была выставлена стража. Но дамасские христиане узнали о засаде и ночью тайно спустили Савла с городской стены в корзине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   – Поэтому заключают, что он был одним из иудейских прозелитов. 7. Обращение Савла (41 г. по Р. X.)    В то время, как вера христианская распространилась среди иудеев и самарян, Господь Иисус Христос особенным, чрезвычайным образом призвал великого апостола для проповеди язычникам. Это был Савл, еврей из города Тарса. Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Савл первоначальное образование получил в родном своем городе, а для окончательного образования был послан в Иерусалим. Здесь он слушал знаменитого законоучителя Гамалиила и скоро усвоил себе всю иудейскую премудрость. Хотя сам Гамалиил отличался благоразумием и беспристрастием, но Савл, по своей молодости и пылкости характера, увлекся мнением большинства фарисеев относительно христиан и думал, что угодит Богу, когда будет их гнать (Ин. 16:2). В этом заблуждении юноша Савл принял участие в убиении первомученика Стефана и после не переставал гнать христиан в Иерусалиме. Но вот он слышит, что, несмотря на гонение, святая вера не уничтожается, и что многие из евреев приняли ее в Дамаске (столице Сирийского царства, сопредельного с Иудеей). Тогда он берет полномочие от первосвященника и отправляется туда, чтобы разыскивать христиан и отсылать их в Иерусалим.    Когда Савл был уже вблизи Дамаска, внезапно осиял его сильный свет с неба. Он упал на землю и слышит голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» – «Кто ты, Господи?» – воззвал Савл. «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна!» Савл в трепете и ужасе воскликнул: «Господи, что мне повелишь делать?» Ему велено было идти в город и там ожидать себе наставления. Савл поднялся с земли: глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Тогда спутники (они слышали голос, а никого не видали и сами были в оцепенении от ужаса) взяли его за руку и повели в Дамаск. Три дня провел Савл в посте и молитве, углубился в самого себя, познал бедность души своей и всем сердцем возжелал просвещения и спасения.    В Дамаске находился в это время один из семидесяти учеников Господних Анания. Господь явился ему в видении и повелел идти к Савлу и крестить его. «Господи, – сказал Анания, – я слышал от многих, сколько зла сделал, этот человек святым Твоим в Иерусалиме». – «Иди, он есть Мой избранный сосуд», – сказал ему Господь. Анания пошел к Савлу, сказал ему о воле Господней и возложил на него руки: тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла. Он прозрел, встал, крестился и тотчас же начал проповедовать в синагогах о Господе Спасителе. Увидя такую перемену в Савле, евреи хотели умертвить его и день и ночь выжидали его у ворот. Христиане, однако ж, нашли возможным спасти Савла, спустив его ночью со стены в корзине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Получивши такое позволение, Савл отправился в один город, бывший неподалеку от иудейской земли, по имени Дамаск. Милосердый Спаситель обратил к Себе гонителя Своего, заблуждавшегося насчет христианской веры. Когда Савл приближался к Дамаску, вдруг с неба блеснул над Савлом свет сильнее солнечного; от сияния его и от страха Савл и все, кто шел с ним, попадали на землю. Затем Савл слышит голос с неба: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» – «Кто Ты, Господи?» – спрашивает Савл. «Я Иисус, Которого ты гонишь», – отвечает ему небесный голос. Савл пришел в ужас и сказал: «Господи! Что же Ты повелишь мне делать?» Господь ответил: «Встань, поди в Дамаск! Там сказано будет тебе, что надобно делать.» Голос Божий с неба слышали люди, бывшие с Савлом, только слов не понимали. Савл встал, но не мог видеть глазами, – он ослеп от небесного света. Люди взяли его за руку и повели в Дамаск. Здесь он трое суток провел в молитве, не принимая пищи и питья. В Дамаске жил один ученик Христов, по имени Анания. Ему было от Бога повеление идти к Савлу и исцелить его от слепоты. «Этого человека Я избрал для того, чтоб он научал народы и царей земных вере христианской», – сказал Господь Анании про Савла. Анания пришел к Савлу, по указанию Божию, положил руки свои на голову его и сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, послал меня к тебе, чтобы ты получил зрение и дар Св. Духа.» При этом словно чешуя спала с глаз Савла, он стал видеть и тотчас же принял от Анании св. крещение. С тех пор Савл, или Павел, совсем изменился. Каким усердным гонителем христиан он был прежде, таким же усердным христианином он стал теперь и сам начал смело проповедовать иудеям, что Иисус есть обещанный Богом Спаситель людей и Божий Сын. Немного лет спустя после обращения Павла ко Христу, Господь опять явился ему в видении и велел идти к языческим народам – учить их вере христианской (сделал Павла Апостолом Своим). XXXVIII. Заключительный рассказ Спустя лет 40, без малого, после вознесения И. Христа на небо, Господь наказал тяжелыми бедствиями народ иудейский, предавший на смерть Христа, Сына Божия, иудеи взбунтовались против римского царя, которому были подвластны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Савл до своего выступления в Иерусалиме находился в постоянной связи с академией Гамалиила и Иерусалимом 12 . Об этом говорит и сам ап. Павел: «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи; они издавна знают обо мне» 13 . Тем более, что у апостола в Иерусалиме проживали замужняя сестра и племянник 14 . Из академии Гамалиила Савл вышел жарким ревнителем отеческих преданий ( Гал.1:14 ), т. е. иудейство, понимаемое как фарисейство, было для него незыблемой истиной, за которую он готов был положить свою душу. Когда Савл ознакомился с христианством и видел ли он Христа Спасителя во плоти, возможны только догадки. Начнём со второго вопроса. Тарс отстоит от Иерусалима около 600 километров. По окончании школы большую часть времени Савл, конечно, проводил в Тарсе, но на большие праздники – Пасху и Пятидесятницу, вероятно, бывал в Иерусалиме. Так делали большинство иудеев рассеяния. Господь Иисус Христос также приходил в Иерусалим на эти праздники из Галилеи. В последнюю Пасху, закончившуюся распятием Христа Спасителя, весь Иерусалим находился в возбуждении и особенно синедрион. Если Савл был в это время в Иерусалиме, он не мог не видеть Господа. Однако, Ни Дееписатель Лука, ни сам ап. Павел в своих посланиях не дают никаких указаний, что Савл видел во плоти Господа. Ничто не мешает сделать нам и такое предположение: по тем или иным обстоятельствам Пасху, закончившуюся распятием Господа, Савл проводил у себя в Тарсе. Когда Савл ознакомился с христианством, также нет определенных указаний. Мы видим Савла присутствующим при побиении камнями архидиакона Стефана и именно охраняющим одежду убийц, что было, вероятно, в 36 г. по Р. X. 15 . Надо думать, что Савл много уже раньше знал и изучил христианство и, естественно, как «фарисей» стал в оппозицию новому учению, ниспровергавшему, по его взгляду, иудейство. По-видимому, участие в кровавой расправе над архидиаконом Стефаном было не первым делом ревности Савла к своей вере и неприязни к христианству. Своей ревностью в преследовании христиан Савл выделялся из среды других. Синедрион, выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и административного, и судебного, за ревность Савла уполномочил его на производство розыска и на преследование христиан. В новом своём положении Савл показал себя ревнителем необычайным: «Вы слышали, – пишет он впоследствии к галатским христианам, – о моём прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал её, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» ( Гал.1:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Всё это говорит за то, что Савл видел в христианстве только одну опасность иудейству и поэтому, естественно, восстал и вооружился против него. Дееписатель Лука про это время жизни апостола замечает, что Савл «терзал Церковь , входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» 16 . Истребление христианства Савл считал долгом совести и – мало того – делом богоугодным. По собственной инициативе, он испрашивает у первосвященника, председателя синедриона (имевшего главный надзор за всеми синагогами, как в Иудее, так и вне её, и право налагать исправительные меры и наказания на нарушителей закона), полномочие на арест всех христиан 17 . Савл свой выбор остановил на самом древнем сирийском городе Дамаске, отстоящем от Иерусалима на 300 километров. После гонения на христиан, последовавшего за убийством архидиакона Стефана, иерусалимские христиане рассеялись по разным городам. Дамаск был густо населен иудеями, и, следовательно, можно было рассчитывать найти там много христиан. На пути в Дамаск произошло то необычайное дело благости Божией, вследствие которого дышавший гневом Савл, гонитель Христа, превратился в Его ревностнейшего служителя, самонадеянный и гордый фарисей стал смиренным христианином, повержен был в прах иудей Савл, но восстал апостол Павел. Дееписатель Лука повествует, что, когда Савл со своими спутниками приближался к Дамаску и была близка цель его путешествия, внезапно Савла осиял свет с неба. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? – Он сказал: Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» 18 . Внезапный и слишком яркий свет так подействовал на зрение Савла, что он перестал видеть и бывшие с ним люди должны были вести его за руку. Три дня Савл не видел, не ел и не пил. Эти три дня были муками рождения для Савла, временем перехода от смерти к новой жизни; и чем решительней и энергичней был его характер, тем с большими муками происходило возрождение Савла. Один благочестивый муж из христиан, именем Анания, возродил Савла святым крещением и доставил ему духовное и телесное выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Когда побивали камнями святого первомученика Стефана, еврейский юноша по имени Савл одобрял это убийство. Савл и сам участвовал в преследовании христиан. Он испросил у первосвященника позволения на продолжение гонений в Дамаске. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ( Деян.9:3-9 ). В 37 г. в Дамаске Савл принял от Анании Святое крещение с именем Павел, став затем первоверховным апостолом. Апостол Павел из колена Вениаминова родился в Тарсе Киликийском в 5 г., когда Христу было 9 лет. При обрезании он получил имя Саул (Савл) в честь первого царя из этого колена. Вероятно, что с детства он получил и созвучное латинское имя, возможно, даже родовое – Павел. Родители-фарисеи получили римское гражданство , которое наследовал Савл. У родителей было двое детей: Савл и его сестра. В юные годы в Тарсе Савл изучил греческий язык, хотя мыслил по-еврейски. Для завершения образования он был направлен в Иерусалим к Гамалиилу. По раввинскому правилу сын должен иметь ремесло, и мальчик стал скиниетворцем . Но вряд ли Павел был талмудистом. Он цитирует Писание по «70-ти», что недопустимо для талмудиста. Павел получил хорошее эллинистическое образование. Ревность о Боге была причиной того, что Павел был девственником. Благовестническая деятельность ап. Павла делится на 3 периода: 1й период – время приготовления (около 7 лет). Благовествуя в синагогах, Павел через прозелитов выходил на язычников, сначала в Дамаске, а затем в аравийских странах, где в течение 3х лет он в уединении осмысливает и приводит в систему сообщенное Святым Духом. Затем ап. Павел вновь отправляется в Дамаск, а затем в Иерусалим, чтобы показать верующим, что он не отстраняется от 12-ти. В Антиохию для обращения язычников был направлен Варнава, который своим помощником взял Павла. После года трудов они были посланы (в 44 г.) в Иерусалим с пожертвованием для беднейших христиан.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010