(Прежде чем закрыть скобки об этом, называющем себя богом и мессией, человеке, расскажем этот веселый случай, о котором нам говорила она сама. Может быть, это случилось в тот же самый день. Этот человек угощал свою очарованную компанию чем-то наподобие лукума, который он приготовлял из речного песка. Все его сторонники восхищались и ели с большим благоговением... «благословения». Она сидела рядом и беседовала с иностранкой, он подошел угостить ее! Она же с самой невинной улыбкой отказалась: «А если он снова станет песком в моем желудке, что будем делать?»). В этом монастыре Шивананды в ежедневной программе у них было несколько часов молчания, изучение священной их книги Веданты, странноприимство, периодическое призывание имени бога их, священные последования (пунджа) с гимнами, поклоны, каждение фимиама. После своих последований они раздавали «благословенную» еду верующим... Она увидела в индийских службах многое сходство с древними греческими службами. Видела каждения, изваяния, слышала псалмопения и колокольчики. И говорила: «Это же еще до Христа. Но Индия вполне готова для Православия!» Она надеялась, что когда-нибудь Православие снизойдет туда, может быть, из России. Так она говорила. Однажды она беседовала с протестантским миссионером, который осуждал индусов, видя, как они, несмотря на свою бедность и голодных своих детей, бросают в «огонь Вома» пшеницу и другие плоды. «Позор, – кричал он, – дети не имеют поесть!» И та говорила ему: «И в Элладе, при немецкой оккупации, когда народ умирал на улицах от голода, лампады горели день и ночь. Я понимаю их. Это их вера». Однако с первых дней ее удивило то, что в индийской философии гуру считается его учениками и верующими как воплощение божие. Они имеют его как человеческого идола, падают и кланяются ему, и в честь его совершают священнослужения, как и те, кто делает так же и другим своим богам. Помню, она рассказывала нам, в каком трудном положении она оказалась в день рождения Шивананды, когда было много праздничных мероприятий и пришли сотни «верующих». В какой-то момент ей почтительно предложили выпить из таза с молоком, где только что вымыли... ноги гуру их!!! Молниеносно она призвала Господа дать ей ответ. И ответ пришел. Просто опустила свои руки в молоко. Когда же ее спросили, почему же она не выпила, как все остальные, то с очень серьезным видом ответила (чтобы вовсе их не поранить): «Так мы делаем в нашем отечестве...» Действительно, она была ужасно находчивой до конца своей жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Около гроба, как бы около некоторой святыни, — пишет греческий богослов Н. Василиадис, — поставляются крестовидно подсвечники с возжженными светильниками. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи, как в великие праздники. Как при больших торжествах, совершается обильное воскурение фимиама, причем всякое каждение начинается и оканчивается каждением тела мертвого, честь, которая обычно воздается иконе праздника, чествуемой святыне и предстоятелю церковного собрания». 18. Для чего человека «отпевают»? Что значит само это понятие? Церковные песнопения влагают в уста почившего трогательные слова — просьбы молиться о нем: «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитися Христу Богу» (Погребение мирских человек. Стихира на славу при последнем целовании). «Молю всех знаемых и другов моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте меня, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь» (Погребение священников. Тропарь перед Евангелием). Эти и множество других текстов, в которых почивший просит оставшихся на земле молиться о нем, — не плод воображения авторов молитвословий. Это свидетельство Предания, Опыта Церкви. Как поэтично пишет Н. Василиадис, «Божественные истины, произносимые в мирной и склоняющей к размышлению тишине храма, когда готовый к погребению покойник лежит перед нами среди цветов, венков и благовоний, среди свечей, в мерцающем свете лампад, когда поются волнующие песнопения, созданные душами, черпавшими вдохновение из неиссякаемого источника, каковым является таинство смерти, наилучшим образом приготовляют нашу душу к встрече со Христом». 19. Почему отпевание так затянуто, ведь даже искренне скорбящие люди к концу устают и начинают томиться? Для усопшего нет большего утешения, чем молитва о нем. Побыть подольше около любимого в обстановке, отрадной и утешительной для него, должно быть особенно желательно для искренне любящего и верующего человека. И религиозные песнопения не только позволяют выразить наше горе, но облекают его в богоугодную и душеполезную форму.

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

2 ст. Пророк от имени Бога указывает на крайнее упорство и развращение евреев, превзошедшее все меры Божественного милосердия и промышления о них. Проявляя к евреям Свое величайшее снисхождение и богатство щедрот, Господь непрестанно звал их к Себе (Я всякий день простирал руку к людям), давал им чувствовать их заблуждения и склонял к покаянию, чтобы потом помиловать их. Но евреи остались глухи к этому Божественному призыву, почему вполне справедливо и заслужили наименование народа непокорного, ходящего путем греховных помыслов. 3–4 ст. В пояснение общей мысли о непослушании и развращенности еврейского народа пророк подробно говорит, в чем выражались эти греховные свойства нечестивого народа. Но словам пророка, евреи оскверняли себя различными видами идолослужения и соединенных с ним языческих суеверий. Эти люди постоянно оскорбляют Меня («люди сии разгневляющие Мя») в глаза («пред лицом Моим»); они приносят жертвы в рощах («в вертоградех») и совершают каждение на кирпичах («и кадят во чрепех бесом») бесам, которые не существуют (3 ст.). Сказав, что евреи дерзко и открыто попирают законы Иеговы и тем самым наносят Ему самое сильное оскорбление, пророк из многих видов идолослужения, которыми увлекались евреи в подражание язычникам, указывает только два: нечестивое служение богине Астарте (приносят жертвы в рощах) и сожигание фимиама на черепках, т.е. на кирпичах или обтесанных камнях с таинственными знаками. Под бесами разумеются идолы, которые по суть боги ( 1Kop. VIII, 4 ) и признание которых за богов есть величайший грех, оскорбляющий Божие величие, а виновником всех грехов в мире является диавол, поэтому и идолы, как одно из средств диавольского воздействия на согрешивших и уклонившихся от Бога людей, называются бесами. И в других местах слова Божия идолослужение, как самое богопротивное преступление человека, называется служением бесам (Второз. XXXII. 17). Сооружение же жертвенников из тесанных камней, или же из кирпичей строго воспрещалось евреям заповедями Синайского законодательства (Исход. XX, 25). Цель сего запрещения состояла в том, что Господь чрез это хотел отклонить евреев от идолопоклонства, так как язычники устрояли обыкновенно жертвенники своим богам из мрамора, из кирпичей или из ценных металлов и высекали на них различные изображения и суеверные знаки, выражавшие характер или значение богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Такое понимание предполагало бы развитую демонологию у евреев в древнейшее время. На первых же порах евреи, как и все другие народы, обозначали весь диавольский мир одним общим именем. По нашему мнению, есть то общее название злого духа или злого начала, которое употреблялось евреями в древнейшее время, и которое впоследствии было заменено словом . Глава III. Изложение и изъяснение постановлений Моисея относительно дня очищения (Критико-археологический комментарий на 16 гл. кн. Левит) I. Источники сведений относительно дня очищения. Название его. Время и повод его установления в связи с вопросом о вхождении Надава и Авиуда в святое святых. Условие вхождения в святое святых. Облако над крышкой. II. Приготовление первосвященника к совершению акта очищения. Утренние жертвы. Одежды и омовения первосвященника. Избрание животных, необходимых для акта очищения. Каждение во святом святых. III. Очищение скинии собрания и место народа. а). Очищение святого святых. б). Очищение святилища. в). Очищение жертвенника всесожжений. IV. Церемония козла отпущения. Очищение козла. Возложение на его голову грехов через возложение рук и исповедание. Отослание козла в пустыню. V. Жертвы всесожжения. Сожжение остатков жертвенных животных, служивших акту очищения. Праздничные жертвоприношения. Вечернее ежедневное жертвоприношение. Вечернее воскурение фимиама и возжжение светильника. VI. Послепленные церемонии, совершающиеся после отослания козла в пустыню; чтение закона и благословение во дворе женщин. Бал у первосвященника. Народный праздник. VII. Вопрос о том, сколько раз первосвященник входил во святое святых. Изъяснение дополнительных изъяснений относительно дня очищения. Общее обозрение церемонии дня очищения. I. В настоящей главе мы ставим целью изложить и изъяснить те законоположения относительно дня очищения, какие содержатся в 16 гл. кн. Левит. Но так как не в одной только 16 главе книги Левит содержатся предписания относительно дня очищения, но некоторые постановления относительно этого дня содержатся в других местах Пятикнижия, именно: Чис. 29:710 ; Исх.30:10 ; Лев.23:2732 и 25:9, то к объяснению постановлений 16 главы мы присоединим объяснение и этих, параллельных 16 главе, мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

26−8), автор 16 главы указывает время, когда должен праздноваться день очищения, и как должен праздноваться, причисляет этот день к числу праздников и указывает его характеристическую особенность – сокрушение о грехах. В заключении он указывает, какой должен быть совершен совершитель церемонии дня очищения, что он должен очищать, и как часто очищать. Если же 16 гл. представляет логически правильное и последовательное развитие одной мысли об очищении от грехов, то само собой понятно, что нельзя утверждать, будто эта глава состоит из двух совершенно различных законов, как делает это Бенцингер. Воскурение фимиама в Святом Святых перед лицом ковчега завета, с одной стороны, и обряд двух козлов, а равно вхождение в Святое Святых с кровью жертвы и предписание о ежегодном повторении этого обряда, с другой стороны, не составляют содержания двух различных, соединенных будто бы в теперешней 16 главе, первоначальных законов, но составляют две стороны одной церемонии очищения от грехов, причем составляют две такие стороны, которые так тесно связаны между собой, так обуславливают одна другую, что совершенно не могут быть разделяемы, что сама церемония очищения от грехов, не может быть совершена, если эти две стороны разделить, поставить совершенно отдельно одну от другой. Что действительно эти две стороны церемонии очищения тесно связаны между собой, на это указывают отчасти 2-й, а особенно, 1-й стихи. Во 2-м ст. сказано, что вхождение во Святое Святых наказывается смертью . Чтобы избежать этой участи, первосвященник, как видно из ст. 13, должен был воскурять фимиам перед лицом Господним. Поднимавшееся из кадильницы облако покрывало крышку, которая над ковчегом завета, и таким образом, отделяло первосвященника от ковчега завета. Отделенный облаком от места присутствия Иеговы, первосвященник мог безопасно оставаться в Святом Святых и совершать там предписанные церемонии. Теперь спрашивается, как мог первосвященник исполнить церемонию кропления кровью, если ранее он не свершал каждения, чтобы обеспечить себе безопасный вход и пребывание во Святом Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

малыми шапками, до конца XVI века 596 . После этого они несколько были увеличены в размерах и, сохраняя скуфье-образную форму, стали шапками, как и начали называться 597 . Нынешней дутой или шарообразной формой наши шапки обязаны Грекам, именно – Греки, заимствовав от нас шапки в XV Ι веке, придали им форму венцов или корон своих императоров, какую имели эти последние в позднейшее время, предшествовавшее взятию Константинополя Турками 598 ; от Греков заимствовал новую форму патриарх Никон (что не весьма рекомендует его вкус). Греческое название митра усвоено у нас шапкам не знаем когда после первой четверти XV ΙΙΙ века 599 . Архиереи наши носят на шеях поверх платья, так называемые панагии, маленькие круглые иконки с изображением Спасителя, Божьей Матери и каких-либо святых. Название панагия ( παναγα) значит все-святая, причём подразумевается Матерь Божья ( Μητρ Θεο). В старое время эти иконки, носимые архиереями, назывались енколпиями – γκλπιον, что происходит от ν и κλπος – недро, пазуха и означает крест или иконку, носимые в недре, в пазухе, т. е. крест или иконку тельные, носить которые на себе составляет у христиан обычай, восходящей до глубокой древности (о чём ниже). Название архиерейских иконок енколпиями показывает, что первоначально они носили их, как и все христиане (желающие, ибо обычай был добровольный, а не обязательный) не поверх платья, а под платьем, и что только потом они начали носить их снаружи, как особенную принадлежность их сана. Когда случилось это последнее, не знаем, но Симеон Солунский говорит об енколпиях архиерейских в их нынешнем смысле иконок, носимых снаружи 600 . В его время они состояли по произволу или из иконок в собственном смысле или из крестов. Своё позднейшее название панагий енколпии получили, как должно думать, от того, что начали быть употребляемы в виде икон, и что на иконах (с лицевой стороны) по преимуществу была изображаема Божья Матерь (от панагий архиерейских в собственном смысле должно отличать панагиары,– такие же маленькие иконки, но складные, с пустой внутренностью, наподобие медальонов, употреблявшиеся для хранения хлеба Богородичного «панагийного», который люди благочестивые имели обычай брать с собой, храня в этих панагиарах, надевавшихся на шею, когда отправлялись в путешествия, для споспешествования в пути. У архиереев эти панагиары назывались столовыми, путными и походными панагиями 601 , потому что употреблялись для возношения хлеба Богородичного на трапезах и для его ношения в пути. Но они могли быть употребляемы и всяким желающим, быв носимы в недрах или в пазухе, точно так же как носили их и архиереи. К обычаям нашего богослужения принадлежит возжигание света пред иконами, освещение самых церквей (в праздники) и курение фимиама пред иконами и пред молящимися или каждение на одни и на других. О самых действиях в их богослужебном значении и применении мы скажем несколько после, в самом богослужении; а здесь о них со стороны их принадлежностей – материала и сосудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Очень может быть, что в древнейшее время вместо греческих цепей с подвешенными под ними лампадами были употребляемы у нас длинные жерди или гряды с рядами на них тех же трубок для свеч или с рядами в них мест (проверченных) для последних; но указаний на подробные жерди пока мы не встречали. Каждение пред иконами и на молящихся имеет смысл воскурения благовония пред одними и пред другими, для воздаянии чествования одним и в знак дружеского приветствия от лица церкви другим (см. ниже). Так как обыкновенно употребляемый у нас ладан вовсе не принадлежит к числу благовонных веществ лучших, то со всей вероятностью следует думать, что у Греков был употребляем главным образом не он, а курительные вещества, более доброкачественные 617 . В настоящее время для каждения в церкви у нас употребляется исключительно кадило или маленький известной формы сосуд на цепях. Но в часовнях и на домах употребляется ещё так называемая кацея,– тот же маленький сосуд, только не на цепях, а с ручкой. Эта последняя не есть выдумка русская, а происхождения также греческого,– κτζι, из латинского caza, cazia 618 . Так как воскурение фимиама посредством простого ношения сосуда с ним, несомненно, должно быть считаемо древнейшим нынешнего каждения (махания), то со всей вероятностью и кацея должна быть считаема древнейшей кадила. Впрочем, на памятниках иконографии X-XI века мы видим уже в церковном употреблении кадило и не видим кацеи. Форма кадил в сейчас помянутое время была та же самая, что и ныне, только они не имели верхней крышки 619 . (Из чего следует заключать, что махание при каждении производилось не так сильно, как это делается у нас в настоящее время, ибо иначе выскакивали бы уголья). Кадящие священники и диаконы носили с собой, в левой руке, всегда или иногда и сосуд с фимиамом, который кадили 620 . В древнее время у нас, по подобию Греков, был обычай подвешивать под иконы находившаяся в киотах на стенах и на столбах (под «иконы дольние, как называет их Устав патриарха Алексея) пелены и предполы (по-гречески ποδα, ποδ α, ποδι, что происходит от πος – нога и значит поножник, запон, фартук), именно – пелена, равная своей шириной с шириной иконы, подвешивалась под низ последней и простиралась до полу, закрывая и драпируя находившуюся под нею стену 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Отступление от Бога и забвение о Нем всего более и решительнее обнаружилось в идолопоклонстве Израиля. Людие сии, говорит Господь, разгневляющии Мя пред лицом Моим присно: этот народ оскорбляет Меня постоянно прямо в лицо; ибо каждый грешит не против своих ближних, а прямо против Бога. – Тии жертвы приносят в вертоградех и кадят во чрепех бесом, иже не суть: народ тем оскорбляет лично Самого Бога, что приносит жертвы не в храме, а в вертоградех – в садах или рощах (гл.57:5) и не совершает каждения фимиама истинному Богу в храме на алтаре кадильном, в знак возношения пламенной молитвы к Нему, а сжигают фимиам на черепках, совершая поклонение и вознося молитву на горах и холмах бесам, т.е. богам языческим, идолам, которые суть проявления духа лжи, дьявола, и в действительности не суть боги (ср. Пс.95:5 ; Ис.41:24 ; 1Кор.8:4; 10:19 ). И во гробех и во пещерах лежать соний ради: желая знать свою будущую судьбу, идолопоклонники, не имея истинного откровения от Бога, стараются войти в ближайшее общение с душами умерших, а для этого ходят к гробницам, остаются в пещерах (где обыкновенно на Востоке погребают мертвых), проводят там ночь, надеясь получить откровение в сновидении. – Иже ядят мяса свиная и юху треб: служа идолам, они презирают прямые требования Закона Моисеева: едят свиное мясо, которое прямо и решительно запрещено законом, как нечистое ( Втор.14:8 ); еще преступнее – они едят идоложертвенное мясо; принося идолам жертвы, идолопоклонники часть идоложертвенного мяса оставляют и варят из него юху или уху, точнее похлебку; – Осквернени сосуди их вси: идолопоклонники думают, что они едят мясо освященное, а через него и сами освящаются, а между тем, оно, как идоложертвенное, есть скверна, оскверняющая всякий их сосуд (посуду) и их самих. – Иже глаголют отъиди от Мене, не прикоснися мне, яко чист есмь: они, эти идолослужители, питаясь идоложертвенным мясом, и потому считая себя освященными, говорят другим: «отойди от меня, не касайся меня, ибо я чист» (точнее – свят), а от прикосновения к нечистому человек делался сам нечистым (и по Закону Моисееву). Такое-то коренное извращение понятий о чистом и нечистом, или святом и скверном возбуждает страшный гнев Божий. Сей дым ярости Моея, говорит Господь, огнь горит в нем вся дни: идолопоклонники, за свое усердное, но мерзкое служение ложным богам, сами будут жертвой огня – гнева Божия: по действию этого гнева, взойдет дым, а в нем и пламя огня, для истребления идолопоклонников, (как то было с проклятыми городами, Содомом и Гоморрой).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010