Курение фимиама означает таинственное и невидимое явление Божественной Благодати, врачующей и восполняющей немощи человеческие к благоговейному совершению величайшего тайнодействия Литургии. Священная трапеза, устрояемая среди алтаря, именуемая Престолом, имеет знаменование гроба Христа Спасителя, как источник нашего воскресения, а потому во время каждения окрест св. трапезы священником или диаконом читается известный тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом вся исполняяй Неописанный». III. Пред началом Литургии совершается одно знаменательное действие: отъемлется завеса, открывающая небо или Святое святых. Чтобы уразуметь это тайнодействие, припомним обещание Христа Спасителя. «Истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Uoah. I, 51 ). Как бы в знаменование сего обетования, из алтаря, как Ангел с неба, исходит диакон и становится пред царскими вратами, ведущими ко гробу Христову. Сей гроб таинственно изображает Престол или Трапеза. Место, на котором становится диакон, в древности представляло особое возвышение, таинственно образующее камень, отваленный Ангелом от гроба Христова. С этого камня Ангел благовествовал о воскресении Христовом. Евангелист Матфей повествует: «Сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса...» и проч. ( Mamф. XXVIII, 2–5 ). Проповедником воскресения Христова был Ангел Господень. Таинственно образующий его диакон, начинает благовестие молитвенного служения Богу обращая речь к предстоящему у гроба Христова священнику: «Благослови, владыко!» Как просвещенный светом воскресения Христова к познанию триединого Бога, иерей от лица предстоящих людей вместе со всею Небесной Церковью начинает славить царство Отца и Сына и Святого Духа. Лик предстоящих людей заключает сие славословие выражением своего единомыслия: да будет так; по-еврейски: аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

12. И вот что будет для вас знаком: вы найдете в яслях Дитя спеленутое». 13. И внезапно рядом с ангелом явилось во множестве воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: 14. «Слава в вышних Богу, и на земле мир избранникам Его!» 15. И было, когда удалились ангелы на небо, пастухи стали говорить друг другу: «Дойдем до Вифлеема, поглядим, что это там случилось, о чем известил нас Господь?» 16 И вышли они поспешно в путь, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях, 17. а увидев, поведали, что было им сказано об этом Младенце. 18. И все, кто слышал это, дивились речам пастухов. 19. Мариам же все эти слова сберегала в сокровищнице сердца Своего. 20. И пошли пастухи домой, славя и восхваляя Бога за все, что им довелось видеть и слышать, как им было обещано. 21. И когда исполнились восемь дней и должно было обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия. 22. А когда исполнились дни очищения их согласно Закону Моисееву, принесли они Дитя в Иерусалим, чтобы представить Его пред лицо Господа Рождественская история по Евангелию от Луки. Ольга Седакова (Ангел возвещает о рождении Иоанна Крестителя) Был во времена Ирода, царя Иудеи, священник по имени Захария, из Авиевой череды; и жена его тоже была из Ааронова рода; звали ее Елисавета. Оба они были праведны перед Богом и жили, храня все заповеди и уставы Господа безупречно. И не было у них детей, потому что Елисавета была бесплодна, и оба они уже состарились. Вот однажды, когда Захария в свою череду служил перед Богом, ему по жребию, как принято было у священников, выпало кадить; и он вошел в храм Господень. А все множество людей оставалось снаружи, и молились во время каждения фимиама. И вот, явился ему ангел Господень, стоя по правую руку у кадильного алтаря. И Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. И говорит ему ангел: «Не бойся, Захария! услышано моление твое, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты дашь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и утешение, и многие порадуются рождению его. Ибо он будет велик перед Господом, и вина и сикера не будет пить, и Духа Святого исполнится еще в материнской утробе. И многих сыновей Израилевых вернет он Господу Богу их. И он пройдет перед Ним в духе и силе Илии, обращая сердца отцов к детям и неверных — к мудрости праведных, собирая Господу приготовленный народ».

http://predanie.ru/tema/rozhdestvo/

Итак, запомните, что освящение храма совершается чрез слово Божие, молитву, окропление святой водой с каждением фимиама и чрез помазание святым миром. Теперь, если обратить внимание на то, как совершаемо бывает над детьми Таинство Крещения, а также и на то, что совершено было над всеми нами при Крещении во младенчестве, то легко усмотрим сходство священнодействий, бывающих как при освящении храма, так и при совершении Таинства Крещения. Пред освящением храма престол бывает обнажен – и пред крещением младенец бывает без одежды: это не просто, но знаменует то, что младенец, как сказал о себе пророк, в беззакониях зачатый и во гресех рожденный ( Пс.50:7 ), чужд бывает одежды праведности. При освящении храма употребляется вода, окропляющая и омывающая, и при крещении младенца – вода крещальная, омывающая прародительский грех. Здесь на престоле белые одежды (срач и ца) и крестообразное опоясание – и там, при крещении младенца, новая сорочка, крест и пояс. Здесь помазание престола святым миром – и там помазание младенца тем же святым миром. Каждение знаменует благодать Святого Духа, которая сообщается освященному храму, – и младенцам чрез Миропомазание даруются силы, нужные для благочестивой жизни. Возжжение светильника у престола указует на Агнца, стоящего среди престола, Который, как сказано в Откровении Иоанна Богослова, вместо солнца освящает храм Небесного Иерусалима ( Откр.21:23 ), – и возжжение свечей, вручаемых крещаемому и восприемникам, означает тот свет Христов, который просвещает всякого человека, чрез Крещение соделавшегося храмом Божиим. Из сказанного можно уразуметь, что освящение храма есть как бы обновляющее его крещение, а крещение младенца есть то же, что освящение храма. Из этого можно ясно видеть также и то, что как христианские храмы, так и христианские младенцы, а следовательно, и все мы – храмы Божии есмы. Храм Божий свят. Кто храм Божий растлит, растлит сего и Бог, сказал святой Апостол ( 1Кор.3:17 ). Кто растлит, осквернит храм души, растлит – покарает такового и Бог . И о детях-младенцах сказал Господь в Своем святом Евангелии: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Вопреки этому сектанты-рационалисты учат, что нужно почитать одного Господа Бога и Ему одному служить. Что же касается св. угодников Божиих, то к ним нужно относиться, как к замечательным историческим личностям: уважать и с признательностью вспоминать их подвиги и заслуги, а не призывать их в своих молитвах и не чествовать устроением храмов и церковных праздников в память их, возжжением свеч и каждением фимиама, потому что подобное чествование не что иное, как боготворение и идолопоклонство. В подтверждение такого учения они ссылаются, во-первых, на то, что будто бы слово Божие прямо запрещает почитать св. ангелов и человеков. Сам Спаситель сказал, замечают они, что «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10; Лк. 4:8 ; Втор. 6:13 ).–Но эти слова к поклонению св. ангелам и человекам не относятся, так как в них говорится о божеском поклонении, приличествующем одному Господу Богу; между тем православные не воздают ангелам и святым угодникам такого поклонения и почитания, а чтут их, как носителей божественной благодати ( 2Пет. 1:4; 2 Фессал. 1: 10), как друзей и слуг Божиих, приблизившихся к Нему своей святостью, Нет, возражают сектанты, «единому премудрому Богу честь и слава» ( 1Тим. 1:17 ), и этой славы Он не дает никому, как Сам говорит: «Я – Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному ( Ис. 42:8 ). Действительно, честь и слава, свойственные Богу, принадлежат Ему одному, и этой славы и чести Он не дает иному, особенно же истуканам, как говорить прор. Исайа в дальнейших словах. Но православные прославляют св. ангелов и угодников Божиих не как богов, а как друзей Божиих и «Церкви первенцев, написанных на небесах» ( Ин. 15:14 : Евр. 12:23 ). А такое прославление нигде в Св. Писании не запрещается; напротив, Спаситель говорит о Своих апостолах: «славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин. 17: 22 ), а ап. Павел замечает: «слава и честь, и мир всякому делающему доброе» ( Рим. 2:10 ). 595 Сектанты говорят затем, что сами ангелы и святые запрещали покланяться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Вот почему жертва греха вспрыскивается на эти рога, и неумышленный убийца хватается за них, чтобы защитить себя от руки кровомстителя. Так как у рогатого животного его сила и его краса сосредотачивается в роге, так что рог сделался символом власти, силы и полноты жизни, 148 то и в рогах жертвенника сосредотачивалось его значение, как место откровения божественных средств спасения и жизни, представленных людям Иеговою в его царстве. 1. Алтарь кадильный служил к тому, чтобы на нем каждое утро и вечер возжигать благовонный священный фимиам ( Исх.30:7 ). Курение или возжигание пахучего фимиама есть символ молитвы верующих, приятной Иегове; посему в Пс.140:2 молитва прямо определяется как (духовный) фимиам. 151 И в Апокалипсисе ( Откр.5:8 ) чаши, полные дымящегося фимиама, объясняются как молитвы верующих, а в 8 гл. 3 ст. ( Откр.8:3 ) «Ангелу с золотою кадильницею дается много фимиама, чтобы он присоединил его к молитвам Святых, и дым его вознесся с молитвами Святых». Таким образом, если в Откр.5:8 не чаши сами по себе, но чаши, наполненные·возженным фимиамом, служат образами молитвы верующих; то нет никакого основания и в Откр.8:3 рассматривать фимиам как внешнюю прибавку к молитвам в том смысле, что «запах фимиама провождает молитвы Святых и делает их приятными Богу», 152 – откуда вышло противное св. Писанию представление, что молитвы Святых нуждаются в защите и апологии Ангелов; приведенные слова Апок. необходимо понимать так, что молитвы должны были приноситься в каждении и вместе с каждением. 153 Это значение каждения явственно сказывается в культе тем, что народ молится во дворе, в то время как священник кадит во святилище ( Лк.1:10 ). 154 Но символом молитвы каждение сделалось не потому, что как дым поднимается вверх, так и молитва восходит на небо, 155 и не потому, чтобы распространявшееся каждением благоухание было символом божественного дыхания или славы Божией и чтобы молиться – значило не иное что, как призывать и распространять славу Божию. 156 Скорее, так как каждение состояло не только в распространении благовония – что проще можно было бы сделать простым поставлением благовонных веществ или цветов, – но в возбуждении пахучей эссенции, так сказать души фимиама; то и молитва есть возбуждение души, возвышение духа к Богу, предание Богу внутреннейшего «я», восхождение духовного дыхания жизни к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но разве здесь Бог говорит о том, что Ему отвратительно каждение как таковое? Нет. Эти слова обращает Господь к грешному народу Израильскому, обременённому беззакониями, оставившему и презревшему Господа ( Ис.1:4 ), возмутившемуся против Господа (2 ст.), коснеющему в нераскаянном упорстве (5 ст.). Вот таким нечестивым людям Бог и говорит: ваши курения отвратительны для Меня. Но если бы они раскаялись, то курение ладана и прочие жертвы были бы Ему приятны. Если же не так, и если Богу отвратительно всякое воскурение фимиама, то почему же Он Сам повелел совершать его? Почему и на небесах воскуряется ладан? Потому приводить подобный аргумент против как такового воскурения фимиама – полное безумие. Итак, протестантское заявление, что «применение... фимиама в христианской церкви решительно ничем не может быть оправдано» , и сама их практика, совершенно отвергающая каждение фимиама, есть просто демонстрация духовной их слепоты, ущербного сектантского духа и верности своим человеческим преданиям. О телесных поклонах. Протестанты не совершают ни поясных, ни земных поклонов, говоря, что Богу нужно поклоняться не так, а «в духе и истине». Хотя в Ин.4:23 Христос, говоря о поклонении Богу «в духе», имел в виду поклонение «в Духе Святом», о чём уже было сказано выше (абз. 3–4), но не станем на этом заострять внимание и согласимся с тем, что Господь непременно желает, чтобы человек поклонялся Ему в своём духе (и своим духом). Из этого протестанты делают совершенно неразумный вывод и говорят: «Богу нужно поклоняться в духе (в своей душе), а не телесно (внешне)». Но разве поклонение Богу в духе означает запрет на телесное поклонение? Разве первое никак не может быть совместимо со вторым и должно непременно противопоставляться ему и упразднять его? Разве если человек телесно поклоняется Богу, то он в то же самое время уже не может и духом Ему поклониться? Напротив, мы видим по жизни, что дух, душа и тело человека тесно связаны между собой, и когда плачет душа, плачет и тело, и когда радуется дух, с ним радуется и душа и тело, и лице человека бывает весело.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Важность каждения самого по себе усматривается уже из того, что ему в Типиконе посвящается специальная глава. В ней (22 главе) рассказывается как и когда совершать каждение. Из нее видно, что оно совершается чаще всего диаконом, а когда его нет, то священником. Это зависит от того, во-первых, есть ли диакон и присутствует ли он на службе, а во-вторых, не занят ли в это время священник чем-то более важным. Так, на литургии в основном предписывается кадить диакону, потому что священник занят более важными священнодействиями, а на вечерни (в начале бдения) и утрени (полиелей) кадит священник (даже если диакон участвует в службе), по той причине, что утреня и вечерня предполагает служение без участия диакона. Как совершается каждение? Во-первых, каждение совершается «крестовидно», т.е. кадильницей делается крест в воздухе, что удобнее делать кацией. При каждении кадильницей крестовидность каждения заменяется его троекратностью. Впрочем, здесь все дело не в махании или крестоначертании, а в самом воскурении фимиама. Фимиам можно воскурять перед началом или в определенное уставом время молитвы или же можно обойти с ним все здание (будь то храм или дом) или покадить почитаемый объект (например, праздничную икону, перед которой совершается моление). В храме, как правило, сначала священник «кадит св. трапезу (престол) крестовидно ок­рест и весь жертвенник (алтарь)». Затем им совершается каждение средней части хра­ма. При этом сначала он кадит иконостас — поряду все его иконы, начиная с правой стороны, а затем, согласно Уставу, он «кадит весь правый лик бра­тий по дважды, воздвизая пред киимждо кадило праве (вертикально) и преки (поперечно), творя крест; и егда покадив весь лик и став прямо их посреде, тогда творит крест кадилом на весь лик и поклонение творит к ним благочинно, ко всем едино, и они к нему вси такожде творят поклонение; подобно и всю братию, стоящую в церкви, кадит», т. е. совершается каждение отдельно каждого из предстоящих! До сих пор люди при каждении поворачиваются к священнику, доказывая естественность этого указания. Об образе этого последнего каждения более точное указание дается во главе о полиелее, где сказано, что по каждении ликов священник «кадит прехо­дя (т. е. идя по храму, а не с места) стоящий народ весь». Замечание это, очевидно, предполагает отсутствие в храме других икон, кроме иконостас­ных, и потому не говорит о каждении их. На практике же священник, идя по храму, кадит не только стоящий народ, но ранее его и иконы средней части храма.

http://azbyka.ru/video/47-aromatnoe-bogo...

67 Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних. 68 Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. 69 Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. 70 Усырися яко млеко сердце их, аз же закону Твоему поучихся. 71 Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. 72 Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу........................И т.д.  о. Константин – Есть такая традиция: во время чтения кафизмы 17 совершать каждение. Каждение – это воскурение фимиама, единственная из древних ветхозаветных жертв, которая сохранилась и в нашем богослужебном обиходе из-за своей наглядности, когда мы воскуряем фимиам. Фимиам или ладан – это смола ладанного дерева, она была очень дорога в древности, как вообще благовония, растительные масла. Волхвы при рождении Спасителя принесли ему в дар наряду с золотом фимиам, то есть ладан. Воскурение этого драгоценного фимиама перед Богом считалось принесением в жертвы чего-то очень важного, дорогого для человека. Это символизировало любовь человека к Богу, его мольбу к Богу. Воскуряющийся фимиам, изначально твердый, а затем в виде дыма восходящий к Небу, символизировал и нашу молитву. Как человек материальный, привязанный к земле, в молитве восходит гор е , невидимо предстает перед Престолом Божиим. Из-за этой наглядности воскурение фимиама сохранилось и в нашем богослужении, отмечая момент нашей наиболее усердной и усиленной молитвы, когда мы ее подкрепляем этим видимым знаком – воскуряющимся дорогим фимиамом. Мы не только приносим жертву уст своих, молитву, но и этот драгоценный ладан, зерна драгоценного чистого ладана. Во время чтения кафизмы 17 принято воскурять фимиам. Иногда воскуряют его несколько позже, на тропарях по Непорочных. Это тропари, которые были составлены позднее, как считают, преподобным Иоанном Дамаскиным. Они присоединяются к кафизме 17, припевом для них берется один из ее стихов: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Правильный способ каждения : Священнослужащий, держа кадило тремя перстами правой руки у верхней части цепочек, под завершающей цепочки крышечкой (по другой практике, взяв кадило за оба кольца указательным пальцем), возносит его перед иконой или другим священным предметом. При втором взмахе кадила, кадящий наклоняет главу, совершая поклон, и при третьем взмахе — выпрямляется. Так триады, перед иконой иди другой святыней совершается каждение. Подобным образом совершается каждение клиросов и народа. Благоговейные священнослужители обращают внимание на то, чтобы кадило не поднималось слишком высоко. Так при каждении престола и сосудов, стоящих на престоле, чтобы действия каждения было поднесением фимиама к святыне. Предплечье должно быть наименее подвижно. Старые священнослужители, обучая молодых, рекомендовали подкладывать под руку Служебник, чтобы тем самым связать слишком широкое движение предплечья. Очень помогает для плавности каждения делать легкое движение руки сгибая ее только в локте так, как будто в пальцах находится некий предмет, совершающий вертикальное движение вверх и вниз по плоскости. Диакон при каждении с иереем или архиереем предходит ему со свечей в руках. Кадящему архиерею, кроме диакона со свечей, предходят также иподиаконы с дикирием и трикирием. Каждение бывает разных видов: иногда кадят только известную часть храма или известный предмет, как, например, аналой с иконой, или крестом, или Евангелием. Полное каждение всего храма из алтаря начинается так: сначала кадят со всех четырех сторон престол, потом горнее место, жертвенник (если на жертвеннике уготованы св. Дары, то сначала жертвенник) и весь алтарь. Затем кадящий исходит северными дверьми на амвон, кадит царские врата, затем иконы южной стороны иконостаса, начиная от иконы Спасителя, потом иконы северной стороны иконостаса, начиная с иконы Божией Матери, затем правый и левый лики, или клиросы, и всех предстоящих в храме. Далее, обходя храм с южной стороны, кадит иконы всего храма, затем входит в притвор, кадит «красные врата», выйдя из притвора, идет к алтарю северной стороной, кадя все иконы храма на этой стороне, и возвращается опять к царским вратам, кадит царские врата, икону Спасителя, икону Божией Матери и входит в алтарь южной дверью, после чего, став перед престолом, кадит его спереди. Если царские врата открыты, то выходит на амвон и возвращается в алтарь через царские врата.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010