КУРИТЬ (ВОСКУРИВАТЬ) ФИМИАМ кому Во всеуслышание прославлять кого-либо, восхвалять без меры, льстить; поскольку фимиам — это состав благовоний, сжигаемых при богослужении, то использованное в названном смысле выражение содержит ироническую оценку. Господь через Моисея повелевает израильскому народу соорудить Скинию (прообраз храма), в которой Он будет «обитать посреди их» ( Исх.25:8 ). Несколько глав книги Исход посвящены подробному описанию устройства Скинии, в том числе и жертвенника для «приношения курений». Каждое утро и каждый вечер первосвященник (Аарон) воскурял в Скинии фимиам, состав которого был указан Господом: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святой, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в Скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас…» ( Исх.30:34-36 ). Только священник имел право приносить Господу курения, потому царя Озию, посчитавшего, что он выше этого закона, постигла жестокая кара. «…Когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном». Священники воспротивились этому и сказали Озии: «…не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно…» ( 2Пар.26:16–18 ). И как только Озия собрался в гневе обрушиться на них, его поразила проказа, и «был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня» ( 2Пар.26:21 ). Как и все действия, связанные с отправлением культа, курение фимиама имеет свой символический смысл. Фимиам — вещественный знак молитвы, восходящей к Господу: «Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» ( Пс.140:1–2 ). Иоанн Богослов видит Агнца, к престолу которого принесены «чаши, полные фимиама, который суть молитвы святых» ( Откр.5:8 , см. также 8:3). Это обстоятельство делает недопустимым воскурение «иным богам». Господь сокрушается о народе, который «постоянно оскорбляет Его в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках» ( Ис.65:3 ). За это, говорит Он, «произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих» ( Иер.1:16 ). Указано также, что ритуал, совершаемый руками «беззаконника», теряет свой сокровенный смысл: «Беззаконник же, заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам в память — то же, что молящийся идолу…» ( Ис.66:3 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Наконец, epiclesis – «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово; сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонам губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену, да вси почерпающий и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну… Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение» – не дает никаких оснований к двусмысленному толкованию благодатного значения этого богослужения. Даже через дым кадильный мы получаем благодать Святого Духа, что видно из особой молитвы кадила, которую священник читает перед совершением каждения: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Замечу, что благодатное значение материальной стороны богослужения – того же курильного дыма – указано в Священном Писании . Например: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Богом» ( Откр.8:3–4 ). В заключение доклада уместно вспомнить великого угодника Божия, нашего русского святого – преп. Серафима Саровского , который говорил, что вся жизнь христианина должна представлять собой «стяжание Духа Святаго». В этом смысле все христианское богослужение есть продолжающаяся Пятидесятница. Поэтому Церковь ежегодно в день праздника Пятидесятницы поет: «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» (3-я стихира на «Господи, воззвах»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

4:7, 8). Да будет, чтобы и нам всем получить такой венец, по благодати и человеколюбии Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. На рождение святого Иоанна пророка, Предтечи и Крестителя БЛАГОВРЕМЕНЕН день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали евангелиста Луку, открывшего нам сегодня душеполезную врачебницу. Евангелист Лука был врачом и по искусству; но тогда он (был) целитель тел, а теперь попечитель о делах; он заменил искусство искусством, и принял на себя вместо одного попечения другое. Итак, что же Лука, прекрасный врач? Вы сейчас слышали его слова: « по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн » ( по обычаю священничества случися ему покадити, и вошел в храм Божий Захария: и все множество людей бе молитву дея вне, в год фимиама. И вот ангел Господень явился ему, стоя одесную олтаря кадильнаго: и смутися Захария видев, и страх нападе нань. Рече же к нему ангел: не бойся Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и вот жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн ) (Лк. 1:9–13). О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына; искал прощения грехов, и получил обещание от бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и устрашился; человек он был нрава рабского, хотя и облечен был священным достоинством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Восточная православная традиция предлагает другой путь – обуздание чувств, воображения и даже отказ от своего мнения. Ибо мнение, по словам Оптинских старцев, и есть главная прелесть, «лжеименный разум». «Вы – соль земли...» ( Мф. 5:13 ). Протестантские религиозные лидеры толкуют эти слова на свой лад, как принцип «всеобщего священства», т.е. «долой священников, ибо мы сами священники». Но их толкование искажает смысл слов Христовых, ибо Он называет учителей церковных солью земли, дабы показать, что если пророки посылались к какому-то одному народу для проповедования слова Божия, то апостолы – соль для всей земли. Иерархия же церковная установлена Господом Иисусом Христом, ибо «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова...» ( Еф. 4:11–13 ). В Церкви никто не принимает сам иерархического служения, только те, кто призван и законно поставлен через таинство Рукоположения: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). «Вот баптисты-перекрещенцы какой ужасный грех совершают против Духа Святого: перекрещивая взрослых, они смывают первое крещение и уничтожают благодать печати Духа Святого», – говорил старец Оптиной пустыни преп. Варсонофий. Этим святые отцы желали подчеркнуть: то, что имеет дерзость именоваться крещением после православного, данного в детстве, не есть крещение от Бога. Есть в мире сем принцип: разделяй и властвуй. Вот сатана и пытается разделить Церковь Божию, сея плевелы еретических «умозаключений» и «откровений». Господь не вырывает их до времени, до окончательного суда Своего. «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» ( Лк. 22:31 ). Вначале сатана сумел отобрать у Лютера крестное знамение, потом молитвы за умерших, затем через утонченную логику (о, диавол – великий софист!) и лжеименный разум, забрал у баптистов алтарь, литургию, облачения, кресты, фимиам. Таким образом, тайну святой Евхаристии враг рода человеческого свел на «нет». «Ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Ложь – родная стихия диавола. И если через костры, пытки и колизеи древних христиан времен апостольских он не сумел лишить благодати, то через ложь он это легко проделал и не в столь отдаленные времена с большой частью христиан. Паутина сатаны не сложна, но легка и удобна. Действительно, зачем дорогостоящие архитектурные сооружения, купола, колокола, облачения, каждение фимиама перед алтарем? Обременительно и громоздко. Ничего не надо. Достаточно карманного формата Библии для удобства в миссионерской работе. Не более. О богослужебной стороне этой жизни ниже и подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Самое существенное влияние на формирование вечерни оказал преподобный Савва Освященный (+ 532 г.) основатель «Великой лавры» — известного мужского монастыря в Иудейской пустыне и создатель Иерусалимского устава, используемого по настоящее время в Православных церквях. Именно Иерусалимский устав был положен в основу современного чинопоследования православной вечерни. Читайте также: Всенощное бдение с пояснением Вечерня в Ветхом Завете Ветхозаветное богослужение сводилось в своей основе к совершению жертвоприношений. Как уже говорилось выше, вечернее жертвоприношение предусматривало вдобавок ко всему зажигание светильника, поддержание его горения в течение всей ночи и воскурение фимиама. Запись об этом мы можем найти в книге Исход 30:8: «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» . Упоминание о вечерней молитве встречается и в книге Левит 24:1-4: «И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это — вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда». Сегодня мы не совершаем жертвоприношений в том виде, как это было принято в Ветхом завете. Однако в привычной нам вечерне сохранились элементы ветхозаветной службы: каждение и возжжение светильников. Такое родство с ветхозаветной практикой неудивительно. Апостолы происходили из иудейской среды и несли проповедь о Христе в первую очередь своим соотечественникам. Именно поэтому некоторые аспекты новозаветного богослужения напоминают элементы из практики ветхозаветной молитвы. Вечерня в Новом Завете Есть мнение, что основой вечерни в новозаветную эпоху стала агапа — вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пищи. Об обычае совершать агапу писал христианский апологет Тертуллиан, живший в конце II — нач. III века в Северной Африке. Тертуллиан упоминает о возжжении светильников, каждении, пении гимнов и традиции присоединять к богослужению трапезу.

http://foma.ru/vechernja-chto-jeto.html

«И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» ( Откр.5:7 ). Теперь и Христос вместе с Богом Отцом управляет всем миром. Он имеет всю власть над вселенной и власть открывать тайны Бога людям. Он берет из правой руки Бога книгу, и это значит, что Господь будет осуществлять все дела Божии, в Его власти и будущий Суд над людьми. «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Они падают перед Христом, и в руках у них десятиструнные кифары, потому что праведники строго соблюдали десять заповедей, представляющие собой некую гармонию. Например, царь Давид наслаждался заповедями, получая от них эстетическое удовольствие, для него это определенный лад, определенная мелодия. А блаженный Августин , объясняя, почему в наших храмах мы не играем на музыкальных инструментах, говорит, что у нас лучшие музыкальные инструменты – это сердца, на которых должны быть натянуты десять струн, и Святой Дух должен играть на них. Итак, у них в руках золотые чаши, клубящиеся фимиамом – так и в христианских храмах клубится фимиам как знак наших молитв, которые поддерживают нас. Каждение – не замена молитв, а их символ. Четыре животных и двадцать четыре старца падают ниц с этими молитвами на устах, обращенными к Агнцу Божиему – уже не просто к Богу Отцу, а еще и к Агнцу Христу, потому что мы молимся именно всем трем Ипостасям. Три личности – суть Единый Бог: одна сущность, одно Божество, одно могущество, одна власть. Почему говорится, что гусли и золотые чаши «суть молитвы святых»? Потому что святые своими молитвами всегда ходатайствуют перед Творцом за весь мир, их молитвами мир стоит. Причем, они молятся не вместо нас, а вместе с нами. Молитва святого, которого человек просит о помощи, возносит слабые молитвы людей, как на крыльях, к престолу Божиему. Именно поэтому Православная Церковь и призывает святых на молитву. Почему чаши золотые? Потому что в молитвах святых нет ничего тленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Служил пред Богом», т.е. отправлял свои священнические обязанности именно пред Богом, так как храм считался местом благодатного присутствия Иеговы. «Досталось по жребию» ( λαχε – получил по жребию). «Как обыкновенно было у священников». Каждение считалось у священников самым важным священнодействием, и тот, кому доставалось это дело, всеми признавался особо почтенным от Бога ( Втор.33:10 и сл.). «В храм Господень» – τν ναν, т.е. во святилище, где стоял алтарь кадильный (ср. стих 11). На этот алтарь священник и возлагал благовонный фимиам, как символ народной молитвы к Богу ( Пс.141:2 ). Народ в это время стоял на дворах и в притворах храма, так как в святилище могли входить одни только священники. «Во время» – точнее: в час ( τ ρ) каждения (в греческом тексте здесь вместо «каждения» стоит «фимиама» – это так называемая фигура метонимии). Лк.1:11 .  тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. «Явился ему Ангел». По объяснению святого Иоанна Златоуста , евангелист, говоря, что Ангел «явился», а не «был увиден», этим самым хочет сказать, что это было действительное появление Ангела. «По правую сторону». Эта сторона считалась у евреев счастливой, и потому явление Ангела не должно было подействовать удручающим образом на Захарию. Лк.1:12 .  Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Тем не менее, Захария испугался. Ему могли припомниться те места Ветхого Завета, где явление Ангела признается признаком близкой погибели ( Суд.6:22–23, 13:22 ). Притом, как бы ни был человек «праведен», ему никогда не чуждо сознание своей греховности или виновности перед Божественным Правосудием. Лк.1:13 .  Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; «Услышана молитва твоя». Едва ли Захария, как представитель всего народа (стих 10), мог в это время молиться о своих личных нуждах. Вероятнее всего то предположение (блж. Августин, Евфимий Зигавин), что Захария молился о даровании иудейскому народу давно уже ожидаемого Мессии. Ангел и возвещает ему, что такая его молитва Богом услышана... Мессия скоро придет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10) Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей», предлагал Он иудеям ( Ин.2:19 ). 10) Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну его». Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего» (ст. 21–й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками ( Лк. 19:41 ), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом» Его ( Мр. 11:15–17 ). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно» ( Мр. 14:55–59 ), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский. 11) Отвергал храм, как место общественной молитвы, и ап. Павел, когда говорил: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ). 11) В приведенных словах ап. Павла нет даже упоминания о храме; Апостол выражает только желание, чтобы христиане на всяком месте воздевали при молитве руки, отбросив от себя гнев к людям и сомнение в вере. Православные христиане так и молятся, как велит Св. Апостол: они молятся на всяком месте – и в храме, и дома, и на полях, и в дороге, словом, – везде. На всяком месте приносят они Богу и фимиам, чистую жертву: и в храме, и в степи, и на море, и дома, и на кладбище, воздавая при этом для крестного знамения руки во время молитвы, согласно пророчеству о новозаветном богослужении пророка Малахии: «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (1:11). Неудачно приведенные сектантами места Писания их же самих и обличают, ибо они ничего этого не делают, а, вопреки Писанию, учат, что не нужно ни рук употреблять при молитве, ни каждения фимиама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Молитесь об отцах и братиях наших. Молитесь об отцах и братиях наших путешествующих. Молитесь о воздухе небесном и плодах. Молитесь, чтобы Христос Бог наш… (о царе). Молитесь о отцах… (архиепископах усопших). Молитесь о тех, которые от себя сделали жертвы и приношения. Молитесь о жизни и благоденствии патриарха и почтенного отца нашего архиепископа отца N, чтобы Христос Бог наш сохранил жизнь его на многие годы и спокойные времена и пощадил нас. Молитесь о прочих православных, которые находятся на всей земле, чтобы Христос Бог наш был благостен к ним и помиловал их и пощадил нас. Молитесь о безопасности сего места и всех мест православных отцов наших пустынников и отшельников и тех, которые живут в них, и о безопасности всего мира, чтобы Христос Бог наш сохранил их от всякого зла и пощадил нас. Молитесь о предстоящих, которые здесь участвуют с нами в молитвах, чтобы Христос Бог наш сохранил их и помиловал их и пощадил нас. Молитесь о всех, которые поручили нам поминать их в молитвах и прошениях наших, чтобы Христос Бог наш избавил их от всякого зла. Молите Бога со страхом. Молитесь о сем святом священническом собрании и о всем чине православных священников, чтобы Христос Бог наш утвердил их в православной вере даже до последнего дыхания. Молитесь о сем собрании нашем и о всяком собрании православных народов, чтобы Христос Бог наш благословил и совершил их в мире и отпустил нам грехи наши 2092 . Ектения на сирской литургии В первой после части, соответствующей нашей проскомидии, и возгласа священника «Слава Отцу…» диакон: «О спокойствии и мире всего мира верующих во Христа от пределов и до пределов вселенной, о слабых и угнетенных и душах страждущих, об отцах, братиях и наставниках наших, о грехах, согрешениях и проступках всех нас, и о верных усопших, отшедших от нас, с возношением фимиама молимся, Господи». Священник – молитву другого, общего содержания. Такое же возглашение диакона несколько позднее. По освящении Даров диакон: Благослови, Господи. Помолимся и будем просить Господа Бога нашего в настоящую великую и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Вопрос. Что должно заключить из приведенных слов? Ответ. То, что Церковь не считает икон за богов, как то утверждают штундисты: она заповедует чадам своим чествовать священные изображения не Богопоклонением или служением, которое подобает единому Божеству, а только почитательным поклонением и вместе выражать это чествование каждением перед святыми иконами фимиама, поставлением свеч, поклоном, лобызанием и т.п., чествовать не самые иконы безотносительно, не дерево и краски, а так, чтобы честь, воздаваемая образу, переходила к первообразному и поклоняющийся иконе поклонялся существу изображеннаго на ней (Прав. Испов. ч. 3-я, отв. на вопр. 55). Вопрос. Не говорят ли штундисты, что Бога изображать невозможно, так как никто из людей не видел Его и видеть не может? Ответ. Да, они говорят это, неправильно понимая следующие слова Св. Писания: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня» ( Втор.4:15 ). «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин.4:12 ). «Единый имеющий безсмертие, Который обитает в неприступном свете, Котораго никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Вопрос. Что должно заметить по поводу приведенных слов Св. Писания? Ответ. Они говорят только о том, что существо Бога для нас непостижимо, и его никто из людей не видел и видеть не может. Если для нас составляет тайну духовная природа человека, то тем более непостижимо для нас существо Бога. «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческаго, живущаго в нем? Так и Божьяго никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). На св. иконах же изображается не самое невидимое существо Бога, а бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Бога людям. Вопрос. Приведите примеры явлений Бога в В.Завете? Ответ. Господь являлся Аврааму под образом трех странников ( Быт.18:1–10 ); патриарх Иаков говорит о себе, что он «видел Бога лицем к лицу» ( Быт.32:25–30 ); о Моисее Сам Бог сказал евреям: «Устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях; и образ Господа он видит» ( Чис.12:8 ); пророк Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и, объятый благочестивым трепетом, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами и глаза мои видели Царя Господа Саваофа» ( Ис.6:5 ); пророк Даниил видел «на престоле Ветхаго деньми и Сына человеческаго, подошедшаго к нему» ( Дан.7:9–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010