Для того чтобы помогать нашим молитвам, Церковь установила также обычай возжигания ладана. Еще Боговидец Моисей получил от Бога повеление возжигать священный ладан пред ковчегом Завета каждый вечер и утро ( Исх. 30, 7–8, 34–38 ). Этот обряд и доныне соблюдается в наших храмах. Ссамо возжжение фимиама не есть пустая формальность. Ладан является символом молитв праведника ( Откр. 5, 8 ). Недаром при вечернем каждении мы поем: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140, 2 ). Даже на Небесах Ангелы приносят Богу фимиам в золотых кадильницах с молитвами святых ( Откр. 8, 3 ), поэтому те, кто отвергает этот благочестивый обычай, противятся Слову Божию. Но не только символом молитв является воскурение ладана. Он напоминает нам о невещественном благоухании небесных садов, приготовленных для спасенных. Как прекрасно говорит блаженная душа в Песни Песней, «доколе день дышит прохладою и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» ( Песн. 4, 6 ). Само же это небесное благоухание, в свою очередь, является результатом пришествия Святого Духа. Однажды преподобный Серафим Саровский показал Мотовилову ту славу Богообщения, которая доступна для христиан еще на земле, и, кроме несказанного сияния и неизреченной теплоты, Мотовилов ощутил не сравнимое ни с чем благоухание. Образом и реальным способом соединиться с этим небесным ароматом является курение ладана, недаром священник, благословляя кадило, говорит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в запах духовного благоухания, которое, приняв в сверхнебесный свой жертвенник, взамен ниспосли нам благодать Святого Духа». Действительно, по верному замечанию отца о. Павла Флоренского, клубы дыма кадильного восходят в сверхкосмические сферы и возвращаются наполненными иной силой. Не случайно еще в Ветхом Завете ладан имел значение как орудие защиты человека от смертельных сил. Когда евреи подняли мятеж против Моисея, и Бог послал на них мор, то Аарон взял по приказу Моисея кадильницу с ладаном, стал между мертвыми и живыми, и мор прекратился ( Чис. 16, 41–50 ). Поэтому и сейчас каждение используется для защиты от диавола и его слуг. Недаром многие нечестивцы, которые не желают расстаться со своими злыми делами, не могут выносить запаха фимиама.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

А Сын возносит наши молитвы к Отцу Небесному. Вот что означает это каждение, и оно возлагается на жертвенник. То есть, наши молитвы должны быть услышаны Христом, Который наши проблемы передает далее Отцу Небесному. Он – Ходатай, Он заступается за нас. И ходатайствует Он за нас именно своим Человечеством, поэтому и сказано: «Он есть ходатай нового завета» ( Евр.9:15 ), – ведь Его тело было распято, человеческое тело. Тело, полное Божества телесного, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Было распято тело, которое было рождено от Девы Марии и Духа Святаго. Это тело бичевали, это тело оплевывали, и оно является посредником, это – Тело между нами и Богом Отцом. И когда Бог Отец смотрит на нас, Он смотрит на нас через Своего Сына, через Его страдания. И знаете, какими Он нас видит? Он нас видит святыми и оправданными. Иначе мы не имели бы возможность читать молитву «Отче наш». Вы представляете, что мы говорим в этой молитве? Мы называем Бога своим Отцом, потому что через страдания Сына Божия мы все усыновляемся Отцу. Поэтому здесь и сказано: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» ( Откр.8:3 ). И далее мы читаем 4 стих 8 главы: «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:4 ). «Вознесся дым…» – молитвы святых, возносимые Ангелом. Они приняты Богом, потому что Бог Отец принимает их через Сына Своего. Мы крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Это значит, что после крещения мы уже причастны вот к этому порядку ходатайства за нас и преемству возношения молитвы. Откр.8:4–5 . «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю…». Вот когда Ангел наполняет кадильницу огнем и повергает на землю, переворачивает ее, – это уже наказание идет всему роду человеческому; вся планета подвергается тотальному наказанию, когда кадильница переворачивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот почему Церковь Православная, основываясь всецело на слове Божием, установила поклоны, употребление при Богослужении Фимиама, крестные ходы, освящение воды, светильники и т. д. Так поклоны не вымышлены учителями Церкви, как говорят сектанты, а имеют основание в примерах, указываемых Св. Писанием. О поклонах вообще говорится во многих местах Св. Писания: «Поклонился человек тот и поклонился Господу» ( Быт. 24:26 ). Так, Авраам, услышав обещание Божие вступить с ним в завет, пал на лице свое в чувстве глубокого благоговения ( Быт. 17:3 ). Моисей и Аарон, когда молились за грехи народа, также падали на лица свои ( Числ. 16:22 ). Сам Господь Иисус Христос в чувстве преданности Богу повергся на землю и, пав на лице Свое, молился в саду Гефсиманском, как свидетельствует о том евангелист Матфей в 26 гл., 39 стихе. Вот образец и начало земных поклонов, употребляемых православными, особенно во время прилежной молитвы. Но если бы мы и не находили примеров для поклонения в Св. Писании, и тогда мы не имели бы права осуждать и отвергать их, потому что они суть необходимые знаки или выражения чувств благоговения, благодарности, прошения, смирения, раскаяния, повиновения воле Божией. В ознаменование благодарности, смирения и преданности мы часто преклоняемся и пред людьми. Почему же не воздавать такой чести высочайшему Богу, нашему Творцу и Искупителю? Потому-ли, что Бог видит сокровенные чувства наши? Но в таком случае и сами сектанты не должны бы употреблять коленопреклонений и воздеяния рук. Значит, сектанты сами себе противоречат, когда в принципе утверждают одно, а на практике допускают другое. 2. Каждение фимиама. Что касается употребления при Богослужении Фимиама, то и для этого обрядового действия Православной Церкви существуют также указания в Св. Писании. Из книги Исход видно, что, Бог заповедал кадить Фимиамом пред кивотом. «Аарон будет курить благовонным курением каждое утро. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» ( Исх. 30:7–8, 40:5 ). Бог заповедал кадить Фимиамом над жертвенником кадильным, находящимся против завесы, на которой были изображения херувимов. «Поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою. И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» ( Исх. 40:26–27; 2 Парал. 26:16–18). Пророк Малахия, возвещая славные времена Мессии, говорил от лица Господня: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему; чистую жертву» ( Малах. 1:11 ). Некогда велико будет имя Мое, т. е. будет славимо и достойно чествуемо.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Никто не видел естества Божеского, но одно подобие и образ Того, Который имел явиться на земле. Таким образом, все поклонялись, видя одно подобие и образ имевшего прийти. Итак, ужели я не могу сделать изображения Тому, Который для меня стал видим в естестве плоти? Ужели не могу поклоняться и почитать Его, почитая и поклоняясь Его образу? Видел Иисус Навин не естество ангела, но образ; ибо естество ангела для очей телесных невидимо, и пал лицем своим на землю и поклонился ему) то же сделал и Даниил ( Дан. 8, 18 ). Ангел не Бог, а тварь, служащая и предстоящая Богу; посему он и поклонился ему не как Богу, но как предстоятелю и служителю Божию. Почему же мне не изображать на иконах друзей Христовых, и для Него не поклоняться им, не как богам, но как изображениям друзей Божиих? Ибо и Иисус, и Даниил поклонялись являвшимся им ангелам не как богам: и я поклоняюсь иконе не как Богу; но через поклонение иконам и изображенным на них святым приношу поклонение и честь Богу, и для Бога благоговейно чту и друзей Его («Христианск. чтен.», ч. 11, из слова Иоанна Дамаскина ). Почитание икон, по учению Православной Церкви, выражаемое поклонением перед ними, каждением Фимиама, возжением свечей и елея, также основано на примере ветхозаветной церкви, в которой бывшие священные изображения почитались точно таким же образом по повелению Самого Бога. Мы поклоняемся иконам. Иудеи также поклонялись Кивоту Завета, служившему образом присутствия Божия; поклонялись и храму Божию, образу и тени небеснаго ( Евр. 8, 5 ), в котором на всех стенах находились изображения херувимов. Так говорится о Моисее и Аароне: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня ( Чис. 20, 6 ); и о Давиде: встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился ( 2Цар. 12, 20 ); и о Соломоне, когда он в новосооруженном храме перед алтарем Господнем молился Богу, встав на колени и воздев руки к небу ( 3Цар. 8, 54 ). Мы чествуем святые иконы каждением перед ними Фимиама. Это же чествование совершалось и в ветхозаветной церкви по повелению Бога. На нем (т. е. жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им ( Исх. 30, 7–8 ),

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

О Проскомидии. Чин совершения ее, содержащийся в наших служебниках, перешел из поздневизантийских чинопоследований. Складывался он постепенно путем добавлений. Рукописные служебники XI–XII веков отражают постепенное усложнение порядка совершения проскомидии. Процесс этот продолжался и позже. Например, прободение Агнца со словами «Един от воин копием ребра Его прободе…» появляется в служебниках XIV–XV веков. Нужно ли в молитвах заменять мужской род прилагательных на женский? В домашней молитве можно молится за инославных? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря 1 . Молитва – реальное общение с реальным Богом. Она должна быть живой и произносится от Вашего лица. Поэтому все грамматические формы, когда Вы молитесь в одиночестве, должны быть единственного числа женского рода. Если нет уверенности, можете поставить современные окончания. Ошибки не будет. Со временем можно узнать у сведущих людей. 2 . Молиться келейно можно не только за инославных, но и за некрещенных. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:1–2 ).Царем в то время был Нерон (37–68). Могут ли родные сестры крестить детей друг друга? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Никаких канонических препятствий для этого нет. Зачем совершается каждение храма и людей во время богослужения? иеромонах Иов (Гумеров) В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5:8 . Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:1–2 ). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился ( Числ.16:41–48 ). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна ( Лк. 1:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сосредоточимся на истории Откровения, как более близкой нам – христианам. В Ветхом завете использование фимиама предписано Самим Богом. Согласно Священному Писанию, Господь повелевает Израилю в числе других приношений истинному Богу преподносить ароматы для благовонного курения (Исх. 25:6), заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (Исх. 25:29) и особый жертвенник для каждения (Исх. 30:1). Указывается и состав фимиама, который был получен пророком Моисеем от Господа на горе Синай: «Возьми благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36). Что это за вещества? Стакти (греч. στακτ) дословно переводится как «капающий», т.е. подразумевается некий сок или смола. Большинство толкователей библейских текстов (в том числе, например, и свт. Василий Великий) придерживаются мнения, что в данном случае речь идет о мирре – смоле деревьев рода коммифора, о которой мы также рассказывали, причем имеется в виду особо очищенная мирра, которую можно сравнить с современным мирровым маслом. Впрочем, талмудическая традиция толкования библейских текстов предполагает, что стакти (евр. – натаф) – это стираксовый бальзам (Пример Мирра). Оних (греч. ονυχ – «имеющий отношение к ногтям»), так называемый оперкулум – плоская выпуклая крышечка, закрывающая устье раковины моллюска и защищающая его тело от высыхания, она иногда и в самом деле напоминает ноготь или коготь. Оперкулум определенных моллюсков обладает специфическим запахом, порошок из такого оперкулума с глубокой древности использовался в благовониях. Так, в ветхозаветную эпоху для ароматических составов употреблялись, например, оперкулумы моллюска Strombus tricornis, обитающего в Красном море. Халван, это гальбанум – камедесмола цветковых растений рода Ферула (Ferula galbaniflua и Ferula rubricaulis) семейства зонтичных, растущих на территории Ирана. Это пахучее вещество используется в парфюмерии и по сей день.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

О, помоги и нам быть такими же, – молились все, – каким был Давид, и согрей в сердцах наших ревность к служению в новом храме, да благословим Тебя в роды родов! . Торжественное и трогательно-умилительное пение псалма кончилось вместе с каждением фимиама по всему храму, кроплением его св. водою и помазанием св. миром. Все это в совокупности – пение псалма, и облака дыма от фимиама, и освящающее действие кропления св. водою и помазания св. миром, – все это невольно переносило мысли в отдаленное прошлое, когда совершалось освящение Соломонова храма. В это время мысленному взору молящихся представилась следующая картина, нарисованная боговдохновенным пером священнописателя: «когда священники вышли из святилища, ибо все священники, находившиеся там, освятились, без различия отделов; и левиты певцы, одетые в виссон (в белую тонкую льняную одежду, изображаемую белыми срачицами наших священнослужащих, которые они надевают во время освящения храмов), с кимвалами, и с псалтирями и цитрами (музыкальными инструментами, игрою на которых сопровождалось пение псалмов) стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа. И когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа: ибо Он благ, ибо вечна милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий» ( 2Цар. 5:11–14 ). Если освящение храма Соломонова, этого прообраза только новозаветных храмов, сопровождалось обилием благодати, то тем более освящение христианского храма изобилует полнотой излияния даров всеосвящающей благодати Св. Духа. А потому уже излишне рассуждать, как свято место стояния славы Божией в храме и как оно необходимо для христиан, как место духовного общения с Божеством чрез молитвы и таинства. Безумие отрицающих святость и необходимость христианских храмов становится для всех очевидным. С другой стороны, святость храма обязывает всякого верующего с благоговением входить в него. Если Господь велел Моисею снять обувь с ног, когда он приближался к горевшему и несгоравшему терновому кусту, потому что то место было свято, то тем более всякий верующий, при входе в храм, должен снять с себя все нечистое и скверное, т. е. все дурные мысли и пожелания, и войти с благоговением и чистою молитвою в храм, где совершается бескровная жертва и тьмы ангелов невидимо служат Сидящему на престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

В Четвертой книге Царств, в главе 18, воздается хвала царю Езекии за то, что истребил медного змея, которого сделал Моисей. Об этот Камень претыкаются противники и говорят, что медный змей был образом Христа, по Слову Самого Христа: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3, 14 ), Но поскольку царь Езекия, истребивший медного змия, достоин похвалы, то и все, кто истребляет образы, также достойны похвалы. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Медный змей, как образ Христа, был почитаем со времен Моисеевых вплоть до царя Езекии, и его почитали многие благочестивые вожди и цари – Давид. Соломон и прочие. Поэтому и образы из Новой Благодати должны быть в почете. ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Пока есть больной, хранится и лекарство, полезное только для него одного; когда нет больного, уничтожается и его лекарство. Поскольку медный змей был лекарством для одного только народа Израильского, страдающего в пустыне от змей, то когда его не стало, уничтожилось и его лекарство. По-другому рассуждайте об иконах Новой Благодати, которые всегда для нас являются духовным лекарством силой своего первообразного, если обращаемся к ним с верой, глядя на образ и ум и сердце возводя ввысь. Об этом свидетельствуют явления, происходящие у чудотворных икон. ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: Пока этот змей был образом Христа и знамением в память совершенного благодеяния, он хранился в должной чести и сохранялся при многих благочестивых начальниках Израильского народа. Когда же, начиная от царя Иеровоама, этот народ впал в идолопоклонство и начал почитать эту змею, как Бога, кадя ей и благодеяние происходивших исцелений приписывая ей, а не Богу. Тогда праведно поступил Езекия, уничтожив эту змею идолопоклонства, наносящую вред своим ядом. ГОВОРИТЕ: Перед этим змеем люди кадили, и у нас также кадят перед иконами. ОТВЕЧАЮ: У нас бывает каждение не только иконам, но и людям, ибо у нас калильный дым знаменует духовное благоухание молитв, по слову Псалмопевца: Да вознесется молитва моя, как фимиам, пред Тобою ( Пс. 140, 2 ). И в Апокалипсисе, в главе 8, написано: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознес дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3–4 ). Об этом читаем и в другом месте в Апокалипсисе, в главе 6, стих 8. Но об этом позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Чтобы все, как я уже сказал, видели своего Царя, и чтобы свет Отца сошел на плоть Господа нашего и от Его сияющей плоти перешел на нас, и таким образом человек, окруженный Отчим светом, получил нетление» ( Ириней Лионский , II век). Мы недавно читали, что они горько плакали, горько плакали о том, кто же откроет книгу? Сам Иоанн Богослов говорит о себе: «И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного» ( Откр.5:4 ). Здесь плач сменился на радость. Те, которые имеют гусли, играют на гуслях, «и золотые чаши, полные фимиама» Золотые чаши, полные фимиама, каждения, которые суть молитвы святых, подняты перед Богом, и все поют новую песнь, они все поют новую песнь. Это действительно ликование! «Жертвенники являются для нас примером каждого из праведников, откуда истинно и духовно возносится благоухающий фимиам – молитвы, исходящие от чистой совести. Поэтому сказано у Иоанна в Апокалипсисе: фимиам – это молитвы святых, и у псалмопевца: “Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое” ( Пс.140:2 ). Изображения же и подобающие жертвенные дары Богу не ремесленными художниками изготовляются, но Словом Божиим освещаются и принимают в нас образ добродетели, подобия, достигнутые прежде всякого творения, в котором есть [подобие] справедливости, благоразумия, мужества, мудрости, благочестия и примеры других добродетелей» (Ориген, II век). Но триумф он, же означает и память, какою ценою приобретено спасение и создано новое священство не по плоти (иудеи), а по духу (христиане). «Гусли, натянутые на дерево, обозначали тело Христа, преданное страданию, – то есть плоть Христа. Золотые чаши – исповедание и поколение нового священства» ( Викторин Петавийский , нач. IV века). Какие же слова этой песни? – «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр.5:9–10 ). Мне кажется, к таким словам ничего нельзя прибавить.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

з) Без обрядов немыслимо и совершение св. таинств, в которых подается спасающая благодать Божия, ибо Христос установил для них известные вещества и известные внешние действия. Так, св. Тело и Кровь Христа преподаются верующим под видом хлеба и вина, после совершенного священнослужителем их благословения, с молитвою о преложении их Духом Святым; для крещения необходимы вода, произнесение известных слов и троекратное погружение; для постановления во священство нужно руковозложение с молитвою; для исцеления больного и получения им прощения грехов необходимо помазание маслом, с молитвою над болящим, пресвитеров Церкви и т. д. Все это совершается не одною только молитвою духом, но и при участии тела, при совершении известных священных действий, или обрядов. 6) О каких еще обрядах упоминается в Новом Завете? а) о каждении фимиамом: «Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита, посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» ( Фил. 4:18 ). «И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама от руки Ангела пред Бога» ( Отк. 8:3–4 ). б) возжение светильников во время богослужения: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (по-гречески – лампад) ( Деян. 20:7–8 ). в) Употребление при богослужении особых священных одежд: «Когда пойдешь, пишет ап. Павел Тимофею, принеси фелонь 15 , который я оставил в Троаде у Карпа, и книги особенно кожанныя» ( 2Тим. 4:13 ). 7) Кто имеет право устанавливать, изменять или отменять обряды? Только св. Церковь . Обряд не догмат и не составляет сущности веры: что одежда для тела, то обряд для веры. Но изменять или отменять обряды может только Церковь , власть которой, в лице ее высшей иерархии, не ограничивается в делах веры и церковного порядка ( 1Кор. 14:40 ) не только на земле, но и на небе ( Мф. 18:18 . Ин. 20:23 ). Поэтому, кто отвергает установленные Церковию обряды и символы, тот является непослушным сыном Церкви, о котором Христос сказал: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010