P. 21), и 2 окт. вместе с апостолами, пророками и др. святыми (Ibid. P. 41). Согласно Типикону Великой церкви , отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 2 сент.; на Пс 50 назначается тропарь 3-го гласа Αθλοφρε γιε (Подвижниче святый...), указан прокимен Пс 63. 11, Апостол 1 Кор 9. 2-12, аллилуиарий Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 1-11, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 10). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 159, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 3) под 2 сент. содержится служба М., состоящая из кондака 3-го гласа            с икосом, канона 8-го гласа, 2 циклов стихир-подобнов, 2 седальнов (также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 015-022). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава , 2 сент. отмечается память М. и прп. Иоанна Постника; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; последования святых соединяются с будничной службой Октоиха; М. назначается канон, 1 цикл стихир и 1 седален ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259). В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южно-итал. редакцию Студийского устава, в день памяти М., 2 сент., на вечерне песнопения М. соединяются с песнопениями прп. Симеону Столпнику и в честь индикта (новолетия), празднование к-рых совершалось накануне (1 сент.); указан отпустительный тропарь М. 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ); на утрене соединяются службы М. и Октоиха; по 3-й песни канона седален, по 6-й - кондак М.; утреня заканчивается великим славословием (такое торжественное окончание утрени обусловлено, судя по всему, не памятью М., а попразднством индикта); на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен М., Апостол и Евангелие рядовые ( Arranz. Typicon. P. 14). В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, 2 сент.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Литургическое наследие Византии так огромно, что ждать от него одних сокровищ не следует. В нем очень много риторических упражнений, перепевов, подражаний. В целом же оно являет собой величественное здание, в котором многое отмечено непреходящей красотой и глубочайшим смыслом. В самом «Типиконе» (или, вернее, «типиконах», так как их было великое множество), если уметь разгадать их «зашифрованный» язык, открывается целая философия христианской жизни, очень тонкий, очень продуманный замысел христианского мировоззрения. Достаточно указать на светозарную красоту Пасхальной службы, на насыщеность богослужебных циклов - рождественского, великопостного, богородичного, на богословскую глубину «Октоиха» или «Триоди». В течение веков это литургическое богатство будет главным источником знаний, религиозной жизни, религиозного вдохновения в православном мире, и в нем - в самые темные века, когда прервутся традиции, оскудеет просвещение - церковные люди будут снова и снова находить дух вселенского, всеобъемлющего, неисчерпаемо-глубокого Православия золотой его эпохи... «Вся духовная культура, богословская начитанность византийца и гражданина Святой Руси, кажущаяся сынам гордой европейской культуры чем-то диким и мрачным, получалась ими в Церкви, в храме, в литургическом богословии, как живом опыте Церкви. Не было семинарий, академий и теологических факультетов, а боголюбивые иноки и благочестивые христиане пили живую воду боговедения из стихир, канона, седальнов, пролога, четьий-миней. Церковный клирос и амвон заменяли тогда профессорскую кафедру. За время всенощных, заутрень, повечерий, под умилительное пение сладкогласных «подобнов», под звуки древнего - знаменного и греческого распевов воспитывалось благочестие крепкое... незыблемое, вырабатывалось православное мировоззрение, воплощаемое в жизнь и действительность, а не только остающееся туманной философской теорией. Собирали в церквах эти «молитвенные крины» и, переживая их благоговейно, строили по ним свой быт и уклад» (архим.

http://sedmitza.ru/lib/text/436726/

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий греч. богослужебных книг, описывают службу 18 сент. очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Е. В слав. книгах память Е. отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с нач. XVI в. указывается кондак Е., а с кон. XVI в.- общий тропарь 4-го гласа    . Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с нач. XVII в. (возможно, в связи с изданием печатной Минеи в 1607, где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Е. не употребляется. Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Е. удаляются, остается только указание на кондак 2-го гласа. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища:»         (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Εχας δδου μοι Χριστν εμεν Μκαρ. Ιωσφ (                ), ирмос: Δετε λαο σωμεν (      ), нач.: Εχων Χριστν, Πτερ θεφρον Εμνιε (          ), цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известны и др. песнопения, не вошедшие в совр. издания: кондак 1-го гласа      (напр.: МДА. Ц У 79. Инв. 186918. Л. 73 об.); кондак 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 341. Л. 301 об., кон. XVI - нач. XVII в.). А. А. Лукашевич Иконография Е., несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачен в фелонь (иногда в крещатую - полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках. Образ святого включен в большинство известных минейных циклов на сент. и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 47. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 78 об.- везде в рост), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1546),- в полиставрии; св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- под 20 сент.; свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря, 1569, ГТГ; на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1713, с посохом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост).

http://pravenc.ru/text/187218.html

В самом «Типиконе» (или, вернее, «типиконах», так как их было великое множество, они переписывались и совершенствовались, но в основе их всех лежит студийский типикон), если уметь разгадать их «зашифрованный» язык, раскрывается целая философия христианской жизни, очень тонкий, очень продуманный замысел христианского мировоззрения. Достаточно указать на светозарную красоту Пасхальной службы, на насыщенность богослужебных циклов - рождественского, великопостного, богородичного, на богословскую глубину «Октоиха» или «Триоди». В течение веков это литургическое богатство будет главным источником знаний, религиозной жизни, религиозного вдохновения в православном мире, и в нем - в самые темные века, когда прервутся традиции, оскудеет просвещение, - церковные люди будут снова и снова находить дух вселенского, всеобъемлющего, неисчерпаемо-глубокого Православия золотой его эпохи... «Вся духовная культура, богословская начитанность византийца и гражданина Святой Руси, кажущаяся сынам гордой европейской культуры чем-то диким и мрачным, получалась ими в Церкви, в храме, в литургическом богословии, как живом опыте Церкви. Не было семинарий, академий и теологических факультетов, а боголюбивые иноки и благочестивые христиане пили живую воду боговедения из стихир, канона, седальнов, пролога, четий-миней. Церковный клирос и амвон заменяли тогда профессорскую кафедру. За время всенощных, заутрень, повечерий, под умилительное пение сладкогласых «подобнов», под звуки древнего - знаменного и греческого распевов воспитывалось благочестие крепкое... незыблемое, вырабатывалось православное мировоззрение, воплощаемое в жизнь и действительность, а не только остающееся туманной философской теорией. Собирали в церквах эти «молитвенные крины» и, переживая их благоговейно, строили по ним свой быт и уклад» (архим. Киприан Керн). Вне сомнения, литургическое творчество - вершина Византийского Православия: оно указывает на глубокое понимание догматических прозрений предшествующей эпохи и усвоение их церковным сознанием и на внутреннюю непрерванность жизни и предания.

http://sedmitza.ru/lib/text/434790/

Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 170); 8 циклов стихир-подобнов, 11 самогласнов, дополнительные седальны и светильны (Ibid. Σ. 166-168, 171). Изображение М. Е. выбивается из традиц. ряда образов преподобных жен, отражая, согласно Житию, ее подвиг отшельничества. Иконография ее образа ближе к образам святых мужей-анахоретов, напр. преподобных Макария Великого и Онуфрия Великого, по крайней мере в изображениях М. Е. теми же средствами, что и у них, подчеркнута предельная степень удаления от мира ради Христа: истощенное тело, неприкрытая или не полностью скрытая плащом нагота, всклокоченные волосы. Но в отличие от образов преподобных отцов-пустынников образ М. Е. наделен большей экспрессией, специфически переданной в каждой из характеристик, физической или духовной. Так, особенно в сценах, где фигура святой представлена в развороте, видны сочленения ее позвоночника, ребра, к-рые не скрывает превратившаяся в пергамен кожа; на некоторых изображениях тело М. Е. покрыто редкой шерстью (как, напр., на фреске ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Пече, Сербия, до 1337), а позвоночник иногда напоминает звериный хребет (как, напр., на фреске ц. свт. Германа в мон-ре Зрзе, 1368-1369). Святую изображают в преклонных летах, однако возрастная характеристика стерта аскезой - прорезающие лицо морщины лишь подчеркивают изможденность отшельницы. В лике М. Е. нет даже намека на благообразность, черты неправильные, нередко искаженные, несмотря на то что монах или монахиня, как это засвидетельствовано в чинопоследовании пострига, стремится уподобиться ангельскому образу. При этом облик М. Е. воспринимается как преображенный - выдубленная зноем кожа приобрела темный цвет, плоть иссушена постом, что уподобляет вид ее тела св. мощам, а в чертах запечатлена одухотворенность в предчувствии сопричастности Христу. На данную устойчивую трактовку образа святой повлияло прежде всего выделение в почитании М. Е. ее покаянного пути - причастившись Св. Таин в его начале, она приняла Св. Дары по его завершении. Поэтому в иконографии святой особое место занимает ставшая самостоятельной и подменившая собой единоличные образы, в т. ч. в минейных циклах, сцена причащения М. Е. прп. Зосимой Палестинским.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Ч. 1. С. 42-43); кондак 4-го гласа Τν τς νκης στφανον, Νικηφρε (        ) с икосом; канон авторства Феофана Начертанного с акростихом Τν Νικηφρον ς νικηφρον σμασι μλπω (Никифора яко победоносца песньми пою) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον (    ), нач.: Τν πρξιν τς θεωρας δειξας (Деяние видения показал еси); 2 цикла стихир-подобнов (в совр. греч. Минее только 1); седален (разные в греч. и рус. богослужебных книгах); светилен (только в русских). 13 марта служба Н. состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа Καννα πστεως (     - только в греческих - Μηναον. Μρτιος. Σ. 102; в русских не указан, т. к. предполагается совершение постовой службы с пением «Аллилуия», а не с «Бог Господь» и тропарем), кондака 1-го гласа    (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 353 - этот же текст в качестве седальна по 3-й песни канона используется в последовании Н. 2 июня в греч. Минее - см.: Μηναον. Ιονιος. Σ. 14), канона авторства Игнатия без акростиха 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Αμαρτιν, τφ δειν συσχεθντα με (Грехов гробом люте содержима мя), цикла стихир-подобнов (разные в греч. и рус. богослужебных книгах: тот цикл стихир, что в греч. Минее содержится 13 марта, помещен в русской 2 июня), седальна. По рукописям известны песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондаков (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 119, 178, 185, 253; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1951. Τ. 50. Σ. 248-249); анонимный канон с акростихом Τν πατριρχην νν κροτ Νικηφρον (Патриарху ныне буду рукоплескать Никифору) 3-го гласа, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ (    ), нач.: Τν θεοφρον ς νικηφρον (Богоносного яко победоносного), со 2-й песнью (Ταμεον. Σ. 210), 17 самогласных стихир, неск. циклов и отдельных стихир-подобнов, седальны, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1948. Τ. 47. Σ. 363-364; 1951.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Моление вмч. Димитрия в темнице и чудо со скорпионом. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Моление вмч. Димитрия в темнице и чудо со скорпионом. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Сцены из Жития вмч. Димитрия: вмч. Димитрий, вмч. Димитрий перед имп. Маркианом, чудо со скорпионом. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 54v) Сцены из Жития вмч. Димитрия: вмч. Димитрий, вмч. Димитрий перед имп. Маркианом, чудо со скорпионом. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 54v) Иногда (напр., в Евангелии XVI в., МДА Ц Е-13. Инв. 186953) на утрени 26 окт. назначается чтение Лк 12. 2-12 (как на память вмч. Георгия), что связано с древней традицией чтения этого отрывка на литургии 26 окт. (традиция отражена в Ассеманиевом Евангелии XI в., Баницком Евангелии XIII в. и др.). Последование Д. С. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: тропарь 3-го гласа, нач.: Μγας ερατο ν τος κινδνοις σε πρμαχον οκουμνη (              ; этот тропарь в древних рукописях вместо слова «вселенная» может содержать слово «Солунь»,   - так, напр., в Студийско-Алексиевском Типиконе по ркп. ГИМ. Син. 330, в Прологе XIII-XIV вв. РГБ. Ф. 256. 319 и др.); кондак 2-го гласа, нач.: Τος τν αμτων σου εθροις (      ); канон авторства Феофана, 4-го гласа, с акростихом: Τ καλλινκ προσλαλ Δημητρ (      ), 1-й ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τν θεον το μαρτυρου στφανον ναδησμενος (        ). 2-й канон Д. С. в греч. и слав. изданиях Минеи различается: в греч. дан канон 4-го гласа с акростихом в тропарях: Μρ νοητ προσπλακες, μρον γν (С миром мысленным соединившись, миро бываешь) и именем Филофея в акростихе богородичнов, 1-й ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Μερς μου, Δημτριε, κα δξα θεα (Помощь моя, Димитрие, и слава божественная); в слав. Минее - канон 8-го гласа, творение Георгия Скилицы, с акростихом:        , 1-й ирмос:      нач.:           (греч. оригинал канона встречается в рукописях - напр., в греч. Минее XII в. ГИМ. Син. греч. 446; изд. по афонской ркп. XIV в.: Γρηγριος Παλαμς. 1927. Τ. 11. Σ. 371-384). В последовании также содержатся 6 циклов стихир-подобнов и 8 самогласнов (в рус. Минее; в греч. Минее неск. стихир отсутствуют); светилен; неск. седальнов.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

по кафизме). Литургийные чтения - те же, что в Студийско-Алексиевском Типиконе (но причастен: Пс 32. 1) (Там же). Однако помимо указания на совершение паннихис вечером под праздник П.- что для Евергетидского Типикона не редкость - память П. в этом памятнике имеет еще и такую интересную особенность, как наличие своеобразного предпразднства в виде памяти сщмч. Ермолая 26 июля, накануне дня празднования П. (Там же. С. 474). Более того, связь этих святых - Ермолая и П.- друг с другом подчеркивается еще и тем, что Евергетидский Типикон предписывает читать Мученичество П. в 2 приема: 1-ю половину - 26 июля, 2-ю - 27 июля, тогда как в Типиконах Студийско-Алексиевском и Георгия Мтацминдели речь идет просто о чтении Мученичества на службе 27 июля. В греч. южноитал. Мессинском Типиконе 1131 г. служба на день памяти П., 27 июля, имеет более торжественный вид, чем в описанных выше уставах: здесь не только есть память сщмч. Ермолая и с ним пострадавших под 26 июля, но и на утрене 27 июля рядовые кафизмы заменены 3 антифонами (из Пс 14, 15, 33); помимо Мученичества П. предписано читать еще и энкомий; на утрене поются степенны и читается Евангелие; служба имеет праздничное окончание - с хвалитными стихирами, без стиховных. Из песнопений в честь П. в Мессинском Типиконе упомянуты самогласны на стиховне вечерни и на хвалитех утрени (вероятно, те же, что в предшествующих памятниках на стиховне вечерни и утрени), цикл подобнов на «Господи, воззвах» (также, возможно, совпадающий с одним из 2 циклов в предшествующих памятниках), общий тропарь мученику и кондак П. (тот же, что в др. уставах), 2 канона утрени - вероятно, оба в честь П. (либо, как в др. уставах, канон П. соединен с каноном Октоиха), а также новые гимнографические элементы: цикл стихир-подобнов на хвалитех (на подобен «Доме Евфрафов») и 3 самогласна на «Господи, воззвах»: Αναργρος τν χριν; Μητρς εσεβος и Απεσεσω τν πλνην το πατρς (                ). Чтения литургии - как в Студийско-Алексиевском Типиконе ( Arranz.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Прп. Евфимий Великий. Икона. Нач. XV в. (мон-рь Хиландар, Афон) Прп. Евфимий Великий. Икона. Нач. XV в. (мон-рь Хиландар, Афон) В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38), говорится о возможности по желанию предстоятеля совершать в день памяти Е. В. всенощное бдение, однако описана полиелейная служба. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) также описана полиелейная служба Е. В., но допускается совершение всенощного бдения. На утрене поются каноны Октоиха и Е. В.; Евангелие утрени - Лк 6. 17-23. В первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) устав службы 20 янв. близок к изложенному в первопечатном греч. Типиконе, но описывается всенощное бдение. На утрене канон Е. В. предваряется каноном Богородице; Евангелие утрени - Мф 11. 27-30. В исправленном издании рус. Типикона 1682 г. под 20 янв. праздничный знак - красный крест в круге, характерный для изданий 1610 и 1641 гг. (в издании 1633 г.- просто красный крест), был заменен крестом в полукруге (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); этим же знаком отмечено 20 янв. и в совр. русском Типиконе. В греч. Типиконе Виолакиса 1888 г. ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 161) под 20 янв. оставлены только указания на случай совпадения памяти Е. В. с воскресным днем или предлагается следовать указаниям, отмеченным под 17 янв. Последование Е. В., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь 4-го гласа: Εφρανου, ρημος ο τκτουσα (      ); кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки» Εν τ σεπτ γεννσει σου (        ); канон, надписанный именем прп. Иоанна Дамаскина, 4-го гласа, с акростихом, проходящим через ирмосы и тропари: Ολβος πφηνας γηγενν Εθμιε (          ), ирмос: Οκ στι σο μοιος, δεδοξασμνε Κριε (          ), нач.: Λεις τν κατφειαν, τος παραδξως φσασιν (          ); канон, надписанный именем Феофана, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τας σας προσευχας Παμμκαρ, φς μο νμοις (            ), ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τας προσευχας σου κα τας δεσεσιν, κδυσωπν τν Θεν (            ); 9 самогласнов и 6 циклов стихир-подобнов, 4 седальна, светилен.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Невольно возникает аналогия: академик Моисеев, подобно древним пророкам, но современным научным языком предупреждает о том, что «в результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие природных циклов», и теперь «глобальная экологическая катастрофа может подкрасться совсем незаметно, совершенно неожиданно и столь внезапно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить. Хочу подчеркнуть, что такая катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине наступающего XXI века». По мнению Моисеева, «назревающий экологический кризис, грозящий перерасти в глобальную катастрофу, вызван развитием производительных сил, достижениями науки и техники», а поэтому и «выход из него немыслим без дальнейшего развития этих составляющих процесса цивилизации». Поскольку, продолжает академик, восстановить первоначальную гармонию биосферы «известными нам методами невозможно, необходимо «предельное напряжение творческого гения человечества, бесчисленное количество изобретений и открытий». Для этого нужен антропный рывок: «Необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия своего творческого потенциала любому способному к этому человеку». Если экологический кризис вызван, как утверждает Моисеев, «развитием производительных сил, достижениями науки и техники», то возникает вопрос, что стало причиной этого развития? Опыт последних двух столетий показывает, что темпы развития НТП прямо пропорциональны темпам духовной и нравственной деградации человечества. И эти «ножницы» с каждым годом с каждым годом раздвигаются всё дальше и дальше. Христианство видит причину экологического кризиса в духовной деградации человека. Одна из первых заповедей, данных ему в раю, гласила: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Как Бог являлся любящим и заботливым Отцом для человека, так и человек должен был стать любящим и рачительным хозяином для земного мира. Однако преступление богоустановленных законов привело к разрушению всех сфер личности человека и постепенно он превратился в эгоистичное, жестокое и злобное существо, живущее по принципу «на мой век хватит, а после меня – хоть потоп!». Он стал потреблять живую среду своего обитания, всё быстрее и быстрее уничтожая ее. Признавая этот факт, христианство выражает надежду на то, что человек сможет изменить сложившуюся ситуацию, «ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (т.е. человека. – О.С.), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:19-23).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010