В Ветлужском музее открылась экспозиция, посвященная борьбе за народную трезвость Москва, 13 августа 2009 г. Недавно в городе Ветлуге Нижегородской области в местном краеведческом музее открылась небольшая экспозиция, посвященная истории борьбы против пороков, губящих людей, – пьянства, курения, наркомании, сообщает " Русская линия " . В организации выставки приняла деятельное участие главный хранитель фондов музея Антонина Николаевна Щеглова. В экспозиции представлены уникальные материалы. В предреволюционное время в г. Ветлуге, как практически во всех губернских и уездных городах, существовало Попечительство о народной трезвости. Несмотря на то, что после революции оно было закрыто, а многие священники и миряне, принимавшие в его деятельности активное участие, были репрессированы, тем не менее, некоторые документы, связанные с его деятельностью, уцелели и ныне хранятся в богатых фондах Ветлужского музея. На одном из стендов экспозиции представлены краткие сведения об истории борьбы против пьянства со второй половины XIX века, когда указом и определением Святейшего Синода от 1859 и 1889 гг. было фактически положено начало становлению в России трезвеннического движения. Здесь же можно увидеть копии дореволюционных карикатур, посвященных проблеме пьянства. Листки, посвященные борьбе с греховными страстями в Ветлужском краеведческом музее (Нижегородская область)Отмечается, что в русском народе с давних времен осуждался грех винопития, что выражалось в многочисленных пословицах и поговорках, некоторые из которых приведены на стендах экспозиции: " Вино человека сперва веселит, а потом безумным творит " ; " Поздно пить! Пора ум копить " ; " Пьян напьется и с Царем дерется, а проспится, свиньи боится " ; " Пил до вечера, а поужинать нечего " . В экспозиции также представлены фотокопии дореволюционных листков, посвященных проблемам, связанным с обузданием различных страстей, а также разрешению острых жизненных ситуаций: " Как избавиться от хульных помыслов " ; " О мире и согласии " ; " Терпение скорбей " ; " Поучение святого Иоанна Златоуста " О матерном слове " " , стихотворение " Призыв к трезвости " .

http://pravoslavie.ru/31555.html

Митрополит Крутицький очолив кончини преподобного Оптинського 15 2013 р. 18:02 14 апреля 2013 года в Богоявленском Старо-Голутвином мужском монастыре г. Коломны Московской области прошли торжества, посвященные 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптинского и Старо-Голутвинского. Божественную литургию в Богоявленском соборе монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Илиан (Востряков) , епископ Серпуховской Роман , епископ Балашихинский Николай , ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , а также духовенство Московской областной епархии . На торжества прибыли гости из Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь Калужской епархии иеродиакон Платон (Рожков) и иеромонах Мефодий (Капустин). За богослужением митрополит Ювеналий совершил иерейскую хиротонию студента 5 курса Коломенской духовной семинарии диакона Владислава Решетникова и диаконскую хиротонию насельника Богородице-Рождественского Бобренева монастыря монаха Макария (Белова). По окончании Литургии было совершено славление преподобному Варсонофию Оптинскому. Митрополита Ювеналия приветствовал настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов) и преподнес Его Высокопреосвященству резную икону Божией Матери «Казанская», выполненную мастерами обители. Затем митрополит Ювеналий обратился к верующим с архипастырским словом, в котором, в частности, отметил: «Для нас сегодня как дар Божий этот праздник, который мы совместно совершаем. Бывает так, что еще при одном поколении люди забывают о тех, кто с ними жил, трудился, и память их исчезает. А о праведниках в Слове Божием сказано так: " Праведники во веки живут " (Прем. 5:15). Это подтверждается и сегодня, когда прошло 100 лет со дня блаженной кончины настоятеля этой святой обители старца Варсонофия, который как дар Божий, как благословение и как наследие, принес сюда из Оптиной пустыни свой многолетний опыт духовнической и пастырской деятельности, и, не смотря на то, что был период запустения в этом монастыре, когда не было здесь монашеской жизни, память о преподобном не ослабевала и не исчезала. А сейчас, когда с Божией помощью, вновь возродился этот монастырь, преподобный Варсонофий является постоянным и действенным помощником и нашим наставником. Его память сегодня это и укор нашей совести, в первую очередь монашествующим, священнослужителям и мирянам, которые забывают свой долг, которые забывают заповеди Божии. И в тоже время — это благодатная помощь и надежда, потому что мы знаем, что молитвенным предстательством святых Господь помогает нам восходить " от силы в силу " (Пс. 83:8)».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2910370...

Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие. Чтобы их молитвами не оскудела на Руси Православная вера во всей чистоте и не забыли бы ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. С весны 1984 года отца Иоанна начало преследовать необычное явление. Всякий раз, возвращаясь с ранней литургии из Никольского храма 102 , как только он входил под башню, то ощутимо переносился в XVI век и присоединялся к траурному шествию вослед за Игуменом обители, отправленным к Царю Небесному гневом царя земного. Это происходило независимо от того, один ли шел отец Иоанн, что бывало крайне редко, или в сопровождении людей. Вскоре те же чувства стали возникать, когда он в монастырском саду доходил до Корнилиевского валуна под дубом. Отец Иоанн стал молиться. Отчего XVI век так настойчиво и властно является в наше время? В одном из своих писем отец Иоанн так написал об этом: «Вот иду по «кровавой дорожке» и, прикрыв глаза, присоединяюсь к траурному шествию XVI века за царем Иоанном Грозным, несущим на своих руках обезглавленный труп Игумена нашего монастыря Корнилия. Ужас, скорбь, недоумение в сердце каждого, идущего в этом прискорбном шествии». Однажды после литургии, на которой батюшка просил вразумления свыше, его молнией озарила мысль: святому игумену, бережно хранящему обитель в бушующем житейском море, нет приюта, нет престола, где он воссылал бы свои молитвы за Божественной литургией. Все стало ясно. Никольская башня, у которой началось откровение, заявляла, что она, свидетельница происшедшего в те давние времена, не будет безучастна и теперь. Так в отце Иоанне зародилась навеянная свыше мысль о создании престола игумену обители пре-подобномученику Корнилию. Отец Иоанн поделился своей заботой с отцом Александром (Васильевым). Вдвоем они стали молиться о возможности осуществления этого замысла. Высказанная мысль воплотилась в слове и «зашелестела» по монастырю, достигла и слуха начальствующих. На соборе старцев, когда возник вопрос о том, как отметить дату 1000-летия Крещения Руси, мысль стала делом решенным. Никольской башне предстояло стать храмом. Десятый Божий престол должен был появиться в обители в XX веке, в преддверии великого торжества 1000-летия Крещения Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк.11:27 ). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!» ( Лк.11:28 ). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры Память 14 ноября Святой Юстиниан, император Византии, был славянин: он родился в селении Вердяне, близ города Средца 7444 , в нынешней Болгарии. Его дядя Юстин, который также был уроженец Вердяны, пешком в одном тулупе пришел в Константинополь. Здесь он, благодаря своим природным дарованиям, быстро возвысился, а потом сделался даже императором. В Константинополь он перевел вслед за собой из Вердяны свою жену Лупкиню с ее сестрой Бегляницею, матерью Управды. Этот Управда, по смерти Юстина, и занял византийский императорский престол с именем Юстиниана. Император Юстиниан известен в истории своими успешными войнами с врагами Византийской империи, а также изданием полного собрания римских законов. Но, сверх того, он прославился своими заслугами в пользу христианской Церкви и православия. Так, он предпринял немало забот к распространению христианства и к искоренению язычества. Закрыв языческие школы в Афинах, он повелел, чтобы преподавание наук вели иноки. Язычество более всего подвергалось его преследованиям в самой столице его царства – Византии, а также и в Малой Азии. С целью обращения ко Христу язычников Юстиниан послал в Малую Азию Иоанна, епископа Ефесского, и тот крестил там до 70 тысяч язычников, а император построил для обращенных до 90 церквей. Наряду с распространением христианства Юстиниан радел о сохранении чистоты православной веры. В его царствование продолжали беспокоить Православную Церковь несториане, которые учили, что Христос не был Богочеловеком и что Божество только обитало в Нем, как в простом человеке 7445 . Еще более несториан волновали Церковь монофизиты, учившие, что в Иисусе Христе Божеское естество поглотило человеческое. Против этих-то произвольных измышлений человеческого разума Юстиниан составил песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий», которую повелел петь за Богослужением 7446 . По его же стараниям в 553 году был созван пятый Вселенский Собор для осуждения несторианских мыслей в сочинениях Феодора Мопсуетского, Феодорита Киррского и Ивы Едесского 7447 и для прекращения раздоров в Церкви 7448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с преподавателями и учащимися воскресных школ Алма-Атинской епархии 16 декабря 2019 г. 13:47 15 декабря 2019 года в зале церковных собраний при Никольском соборе г. Алма-Аты состоялся X творческий детско-юношеский фестиваль воскресных школ Алма-Атинской епархии «Рождественский Ангел». Музыкальный форум посетили представители воскресных школ всех городских и областных храмов. В рамках мероприятия состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с руководителями, духовными наставниками, педагогами и учащимися воскресных школ епархии. Главу Казахстанского митрополичьего округа от имени присутствующих в зале приветствовала директор центральной воскресной школы Южной столицы Г.В. Черепанова. В своем слове она подчеркнула, что при митрополите Александре жизнь воскресных школ епархии «не просто оживилась, она расцвела». Директор рассказала о проекте, реализованном по благословению владыки Александра, — праздничных открытых уроках, посвященных подвижникам веры и благочестия XX века и особо чтимым святым. Организатор мероприятия и руководитель центральной воскресной школы поблагодарила архиерея за то, что у педагогов воскресных школ есть возможность повышения квалификации. «Вы храните и продолжаете главные традиции Ваших святых предшественников — священноисповедника Николая и митрополита Иосифа. Ваша жизнь принадлежит Христу и народу Божию, и Вы являетесь для нас примером служения Церкви Христовой», — отметила в своем приветствии Г.В. Черепанова, поблагодарив митрополита Александра за «мудрую и всестороннюю помощь в воспитании подрастающего поколения». В своем выступлении глава Митрополичьего округа подробно остановился на ряде серьезных вопросов, касающихся работы воскресных школ и духовного воспитания детей и молодежи. В частности, митрополит Александр отметил: «Сегодняшнее воскресенье рождественского поста совпало с днем памяти одного из ветхозаветных святых — пророка Аввакума. Этот провозвестник воли Божией, живший в VII веке до Рождества Христова, в одном лишь кратком предложении изложил суть духовной жизни: " Праведный своею верою жив будет " (Авв. 2:4). Для того чтобы обрести спасение, стать причастниками божественной благодати, человеку необходимо два основных и непременных условия — истинно верить в Бога и жить праведно в соответствии с этой верой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Репортажи «Десять лет: много или мало?» Священника Георгия Чистякова вспоминали в Москве в годовщину его смерти 24.06.2017 15:18 Москва, 24 июня, Благовест-инфо. Известного православного священника и видного ученого Георгия Чистякова (1953-2007) вспоминали в Москве 22 июня, когда исполнилось десять лет со дня его кончины. Фото: Валентин Коновалов Утром в храме свв. Космы и Дамиана в Шубине, где служил о. Георгий, настоятель, протоиерей Александр Борисов совершил панихиду по почившему. Днем на могиле о. Георгия на Пятницком кладбище клирик Космодамианского храма иеромонах Иоанн (Гуайта) отслужил заупокойную литию. В своем слове он напомнил, что в своих проповедях о. Георгий учил не столько «бороться с грехом», сколько «вырастать» из своих пороков и недостатков – подобно тому, как ребенок вырастает из своей старой одежды. За прошедшие десять лет в нашей жизни произошли значительные перемены, продолжил о. Иоанн. И сегодня то, о чем говорил Георгий Чистяков, особенно актуально: христиане должны творить добро, что бы ни происходило вокруг, не приемля «православие без Христа», не разделяя окружающий мир на «наше и не наше». Панихида на могиле о. Георгия. Фото " Благовест-инфо " Вечером в церкви Космы и Дамиана состоялся вечер «Десять лет: много или мало?», посвященный памяти о. Георгия.  Собраться о. Георгия по священству, его коллеги, друзья и духовные чада поделились своими воспоминаниями об этом человеке. В своем вступительном слове ведущий вечера иеромонах Иоанн (Гуайта) отметил, что о. Георгий был истинным просветителем: он противопоставлял «вечную ночь» Катулла знаменитым словам из реквиема: «Lux perpetua luceat eis» – «Вечный свет да сияет им» и сам вносил свет туда, где находился. На вечере был показан ряд видеофрагментов, в одном из которых о. Георгий рассказывает, что не искал священства, но «стал священником, чтобы служить в Космодамианском храме и… продолжать дело о. Александра Меня». В научном кругу – Георгий Петрович Чистяков был видным филологом-классиком и историком – его священство было воспринято холодно: многие коллеги переживали, что он погубит себя как ученого, больше не сможет честно и открыто высказывать свои взгляды, что у него не получится одинаково хорошо общаться со столь разными прихожанами. По словам о. Иоанна (Гуайты), все эти «ожидания» не оправдались: «С рукоположением у о. Георгия как будто прибавилось сил… Немощный кабинетный ученый стал скалой, на которую многие, совершенно непохожие друг на друга люди могли опираться».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Решение приняли единогласно». Церковный суд лишил священника сана за замену в молитве слова «победа» на «мир» 12 мая, 2023. Вероника Словохотова Комментарий протоиерея Владислава Цыпина священник Иоанн Коваль/YouTube В Москве 11 мая состоялся церковный суд над иереем Иоанном Ковалем, клириком храма Андрея Первозванного в московском районе Люблино. Священник заменил слово «победа» на слово «мир» в молитве «О Святой Руси», которую Патриарх благословил читать во всех православных храмах. Суд лишил священника сана. В молитве «О Святой Руси» иерей Иоанн Коваль заменил слово «победа» на слово «мир» во фразе «возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу».  Иерея запретили в священнослужении в феврале 2023 года, а на заседании 11 мая постановили лишить сана, обвинив в клятвопреступлении по 25 правилу Святых Апостолов .  — Каждый перед рукоположением приносит присягу, по которой обязуется неукоснительно исполнять распоряжения священноначалия. [Клятвопреступление] — это очень широкая норма, распространяющаяся на самые разные ситуации, и в данном случае она тоже оказалась уместной, — отмечает в разговоре с «Правмиром» заместитель председателя Епархиального суда Московской епархии протоиерей Владислав Цыпин . По его словам, все члены суда приняли решение единогласно. — Речь шла о том, что он [иерей Иоанн Коваль] дал свою собственную редакцию той молитвы, которая читается в церкви в связи с военной операцией, и отказывался исполнять всякого рода указания со стороны викария, под правлением которого он находится, благочинного, настоятеля. Во время самого судебного заседания он точно так же заявил, что [ничего] не станет менять, — добавляет протоиерей Владислав Цыпин. На вопрос о том, любая ли замена слова в молитве карается лишением сана, собеседник «Правмира» подчеркнул, что главная причина — не в слове «мир»: — Не в одном слове дело. Так, наверное, не бывает, чтобы какое-то одно слово все решало. Его принципиальный отказ повиноваться священноначалию — так можно обозначить главное основание для решения по его делу, — говорит протоиерей Владислав Цыпин.

http://pravmir.ru/czerkovnyj-sud-lishil-...

Гамлет с черепом Йорика Эту историю мне рассказала московская художница-иконописец Елена Ивановна. В юности она увлекалась Фрейдом и жила в той богемной среде, где курили травку, хлестали водку и верили, что только «свободная любовь», а иначе блуд, раскрепощает творческое «Я» художника, не позволяя ему погрязнуть в болоте предрассудков. – В юности я верила Фрейду , как Богу, а Фрейда от ненависти трясло при одном только слове « Христос », – рассказывала Елена. – И раскрепощение по Фрейду закончилось таким отвращением ко всей этой мерзости, что я решила покончить жизнь самоубийством. Достала яд и уже хотела выпить его, как вдруг земля ушла из-под ног. Господь показал мне, еще неверующей и некрещеной, сначала рай, а потом ад. Я буквально затряслась от ужаса, когда увидела место, куда попадают самоубийцы. Но если ад еще можно хотя бы приблизительно описать, то рай неописуем. Я художница и разбираюсь в красках, но таких красок, поверьте, нет на земле. После этого случая Елена крестилась. А перед крещением составила словарь тех ядовитых слов-ловушек, что осквернили ее юность и едва не привели к самоубийству. У Фрейда любовь – это секс и партнерство, зато блуд – это любовь. Целомудрие – извращение закомплексованной личности с упрятанной в подсознание похотью. А извращение – выход в царство свободы. Словарь был длинный. С годами многое забылось. А недавно подумалось: как хорошо, если бы кто-то из читателей сайта составил словарь современных слов-ловушек, изобилующих в наши дни. Я лично готова внести свой вклад, рассказав историю слова «революция», и вот почему. В одном из моих рассказов, опубликованных на сайте « Православие.Ру », было написано : «Ведь если слово “эволюция” в переводе на русский означает “развитие”, то “революция”, наоборот, – движение назад». А на днях мне позвонила преподавательница с многолетним педагогическим стажем и, искренне желая помочь, указала на ошибку: – Читайте словари! – призывала она. – А во всех словарях революция – это качественный скачок и то обновление жизни, когда отсталую формацию сменяет более прогрессивный общественный строй.

http://pravoslavie.ru/66820.html

Чудо воплощения Сына Божия превышает понимание нашего ограниченного ума. Действительно, мы можем верить, но не можем объяснить события, происшедшего две тысячи лет тому назад в Вифлееме, когда в одном Лице Иисуса Христа сочетались две столь разные и, в сущности, противоположные природы: надмирная, вечная и бесконечная — Божеская, а одновременно и вещественная, ограниченная и немощная — человеческая. «Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти” (Тим. 3:16). Эти слова св. Апостола свидетельствуют о том, что чудо воплощения Сына Божия превышает понимание нашего ограниченного ума. Действительно, мы можем верить, но не можем объяснить события, происшедшего две тысячи лет тому назад в Вифлееме, когда в одном Лице Иисуса Христа сочетались две столь разные и, в сущности, противоположные природы: надмирная, вечная и бесконечная — Божеская, а одновременно и вещественная, ограниченная и немощная — человеческая. Тем не менее, Евангелия и Апостольские послания, в меру наших сил, раскрывают нам некоторые стороны чуда воплощения Сына Божия. Святой Иоанн Богослов в самом начале своего Евангелия возводит нашу мысль к предвечному бытию Второго Лица Пресвятой Троицы, Которого он именует Словом, говоря: “ В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотью, и обитало с нами ” (Иоан. 1:1-3, 14). Именование Сына Божия Словом указывает на то, что Его рождение от Отца нельзя понимать в смысле обычного рождения: оно произошло бесстрастно и без отделения. Сын Божий рожден от Отца наподобие того, как слово рождается от мысли. Мысль и слово отличны друг от друга и в то же время неотделимы. Нет слова без мысли, и мысль непременно выражается в слове. Дальнейшая Апостольская проповедь все полнее раскрывает истину Богочеловеческой природы Христа. А именно, что Он есть Единородный (единственный) Сын Божий, Который родился от Отца прежде всех веков, т. е. Он вечен, как и Бог Отец. Сын Божий имеет ту же Божественную природу, что и Бог Отец, и поэтому — Он всемогущ, всеведущ и вездесущ. Он есть Творец видимого и невидимого мира и в том числе — нас, людей. Одним словом, Он, будучи Вторым Лицом Пресвятой Троицы, есть истинный и совершенный Бог. Вера в Иисуса Христа как в воплотившегося Сына Божия представляет твердыню или камень, на котором утверждается Церковь, по слову Господа: “ На этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мт. 16:18 ).

http://pravmir.ru/syn-bozhij-i-syn-chelo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010