О Божественной любви Любовь Бога и ее дары Очень часто христиане теряют цель, к которой нужно стремиться, теряют духовную перспективу, их духовный рост замирает. Преподобный Иоанн Лествичник замечает, что всегда нужно проверять, на какой ступени духовного роста мы находимся. Цель, к которой мы должны стремиться, поставлена Самим Господом Иисусом Христом, который говорил, что весь закон и все пророки сводятся к двум заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37–40 ). Заповедь любви является той целью, к которой должны вести все остальные заповеди. Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:34–35 ), и, как говорит апостол Павел: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14 ). Любовь к Богу и ближнему несовместима ни с какими грехами. Любовь является сердцевиной совершенства. Что такое любовь? Апостол Иоанн Богослов, давая определение любви, сказал, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 )- Преподобный Иоанн Лествичник , повествуя о 30-й степени совершенства – о той ступени, которая уводит человека в Небо, – о Божественной любви, говорил, что «любовь по качеству своему есть уподобление Богу, по действию любовь есть Бог, и кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской». Любовь – это Господь Бог в Троице. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, насколько того люди могут достигнуть. Многие думают, что любовь – это чувство, но это не так, любовь – это состояние воли. Если бы любовь являлась чувством, то она не была бы заповедью. Конечно, любовь сопровождается определенными чувствами, но по сути своей это состояние воли. По действию же она есть упоение души. А по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Душа человека ищет тот источник, в котором она свою жажду может утолить, и когда она найдет его, то блаженствует. Если же не может утолить жажду, то любви такая душа еще не достигла. Любовь удовлетворяет тягу человеческой души к совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 5–7 (Ин.1:3–4)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 2. 5. С. 65–80 (1-я пагин.). (Продолжение) —65— Поскольку же нам следует иметь в виду и превратные толкования еретиков, то почитаю должным немного сказать опять и против находящихся под их влиянием. Все, говорить, чрез Него быть, и без Него бысть ни что же. 1036 И сие свойственное божеству достоинство усвояет Сыну, показывая Его во всех отношениях единосущным Родителю Богу и говоря, что все присущее Тому (Отцу) по природе есть и в Сыне, дабы Он (Сын) мыслился Богом из Бога по истине, а не имея, как мы, приобретенное прозвание и даруемое нам по одной только благодати, согласно сказанному: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго еси ( Пс.81:6 ). Ведь если все чрез Него бысть, то Сам должен быть другим отличных от всего, ибо в слове «все» нет ничего, что не содержится во всем, как без сомнения и блаженный Павел понимал слово «все» . Так в одном из посланий говоря о Спасителе нашем и сказав, что все подчинено под ноги Его, весьма хорошо присоединяет: ибо, сказав 1037 «все», ничего не оставил Ему неподчиненным ( Евр.2:8 ). Итак, поскольку веруем, что все произошло чрез Сына, то мы не должны думать, что Сам Он есть один из всего, но будем считать Его лежащим вне всего и, выделяя его из природы и однородности тварных бытий, должны исповедать, что Он есть наконец не другое что, как Бог из Бога по природе. В самом деле, какой можно бы допустить промежуток между Богом и тварью, – разумею не по отношению сущности, ибо в этом отно- —66— шении промежуток громадный, но по одному только мысленному представлению чего-либо другого из существующего? 1038 Или какое другое место будет иметь Сын, превышающей природу тварей, даже более – Сам будучи Творцом? Ведь все произошло чрез Него, как чрез силу, как чрез премудрость Бога и Отца, не в природе Родившего скрывающуюся, как скрывается, например, в человеке присущая ему премудрость и сила, но существующую особо и саму по себе (ипостасно), и притом однако же происходящую из Отца по несказанному образу рождения, дабы сила и премудрость Отца понимались как истинно существующий Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 56 Блажени нищии Духом ( Мф. 5:3 ). Три торжества стеклись в настоящий день: праздник воскресения Христова, память угодника Христова, Святителя и Чудотворца Николая, и тезоименитство Помазанника Божия, Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича. Каждое из сих торжеств имеет свой собственный предмет прославления; но в каждом предмете один верховный действователь – Господь. Он освятил и прославил сей день Своим воскресением из гроба; Он исполнил Святителя теми духовными дарованиями, за которые днесь ублажаем Его; Он благословил именем Его Царя нашего, которого днесь от всего сердца приветствуем, как дети чадолюбивого Отца, желанием здравия и долгоденствия. Он один есть источник настоящей радости; и к Нему единому должны быть обращены наши сердца. Святая Церковь , ублажая Святителя и Чудотворца Николая, прославляет Господа, и, прославляя Господа, Она молит Его и просит чрез сего Святителя, как близкого к Его Престолу, да прославит паче и паче победоносное имя Монарха нашего ко благу Церкви и к славе Отечества. Чем безусловнее наша покорность и преданность к Царю, тем молитвы наши пред Богом действительнее; а чем угоднее Богу молитвы, тем торжество блистательнее. Видите, братия христиане, как торжество Церкви соединяется с торжеством гражданства, как вера входит в обязанности граждан к Царю, и как, празднуя день Угодника Христова, празднуем вместе и день Помазанника Божия, в одном духе веры и к единой славе Господней. Что ж извлечем из совокупности предметов настоящего торжества, и близкое к предметам, и полезное для души? Что скажем в наставление наше? То, чему учит нас Господь в чтенном ныне Евангелии, – то, за что Церковь ублажает Святителя. Господь учит: блажепи нищии духом, а Церковь воспевает, что Святитель стяжал нищетою богатая. Итак, нет другого наставления, столь сообразного с торжеством, столь полезного для празднующих и столь близкого к умилению молящихся о Царе, как то, которое внушает в слове Своем Господь и которое предлагает нам в жизни Его Угодник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

а) Полноту пророчеств, раскрывающих смысл бытия, возвестил Сам Господь наш Иисус Христос. Но ставили вопрос: «Есть ли ныне нужда в пророчествах, хотя и частных?» – И святой Иерарх, сделав оговорку: «Отвечать не дело моей меры... И люди великой меры возмутся ли отвечать на сие?» тем не менее отвечал: «Господь, правящий миром, ведает, нужно ли Ему и ныне сие орудие, которое Он употреблял нередко прежде... Того, чтобы Господь прекратил сей обычай, в слове Божием, сколько знаю, не видно. Пророчества особенно назначены были, чтобы указать пришествие Христово. Они исполнились во время земной жизни Христовой, но не прекратились. Мы могли бы спросить: есть ли нужда предсказывать апостолу Павлу, что его свяжут в Иерусалиме, когда он на сие идет, хотя бы его удерживали? Однако Агав предсказал сие. Скажите ли, что сие было нужно для того, чтобы к назиданию явить апостольскую твердость и готовность на страдание за истину? – Вот Вы и признали, что есть нужда в пророчестве частном. Антоний Великий не предсказал ли Афанасию Великому конец Юлиана отступника? Феодор Освященный не предсказал ли ученикам мрак арианства в Церкви, и потом обильный свет Православия? Где же сему предел? Отец Серафим не предсказал ли многое многим? Если Господь сие устрояет, то должно думать, что сие на что-нибудь надобно» (9:198–199). И рассказывает весьма любопытную историю: «Один русский, приехавший из Парижа, рассказывал мне о живущем там одном престарелом греке, который прежде был консулом русским в турецких владениях, но во времена несогласий, сильно действуя на христианское народонаселение в пользу русских, принужден был после оставить службу и живет пенсией, назначенной от императора Александра. Этот человек в первые месяцы нынешнего года сказал нашему священнику в Париже, что настает время судьбы для Константинополя; что туда послан будет русский вельможа, и выедет оттуда с русским посольством. Когда князь Меньшиков выехал из Константинополя – этот предсказатель опять пришел к священнику и сказал: видите сбылось, что я вам сказал: теперь все будут говорить о мире, но будет жесточайшая война. Что видим и слышим доныне, то не противоречит сему предсказанию» (9:244).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Глава XXXVI. О перстосложении для крестного знамения I. Свидетельства об одноперстии а) Св. Иоанн Златоуст : «Когда знаменуешься крестом, то представляй все значенье креста... Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера» (т. VII, кн. 2, стр. 558, 54 бес. на Ев. Матфея). б) Св. Епифаний об одном православном комите, по имени Иосиф, которого знал лично, писал: «этот муж, велегласно, собственным своим перстом положив на сосуд печать креста, и призвав имя Иисусово, сказал так: именем Иисуса Назарянина, которого распяли отцы мои и отцы сих всех предстоящих здесь, да будет в воде сей сила к уничтожению всякого чародейства и волнения» (т. I, изд. 1863 г., стр. 234). в) Бл. Иероним о препод. матери Павле: «держа перст над устами, она изобразила на них крестное знамение» (Ист. Р. Ц. п. Макария, т. VIII, стр. 101). г) Бл. Феодорит Киррский о пр. Маркиане, происходившем из того же города Кира, писал: «Святый перстом вообразил крестное знамение, а устами дунул на него (змия), и как трость от огня, змий тотчас исчез» (Ист. о Боголюбцах, ст. о Маркиане. Тоже см. в Прологе под 2 ноября). д) О препод. Юлиане: «призвав Господа и перстом показуя победный знак, он прогнал весь страх» (Ист. о Боголюбцах, ст. о Юлиане). е) Созомен о св. епископе Донате: когда великий дракон хотел напасть на св. Доната, то «он перстом изобразил пред ним в воздухе знамение креста и плюнул. Слюна попала зверю в рот и он издох» (Церк. Ист., кн. 7, гл. 26, стр. 534). ж) Иоанн Мосх о св. Иулиане, епископе Ботрском: «он трижды перстом своим перекрестил чашу (с ядом) и, сказав, во имя Отца и Сына и Св. Духа пью чашу сию, – выпил ее пред всеми всю и остался невредим» (Луг Духовный, гл. 94). з) Св. Григорий Двоеслов о монахе Мартирие писал: «он сделал знак креста перстом» и о пресвитере Аманцие: «человек Божий изобразил крест перстом своим» (Ист. Р. Ц. м. Макария, т. VIII, стр. 101). и) Св. Андрей Критский в похвальном слове преп. Потапию: «Потапий исцелил бесноватого тем, что перстом начертал над ним в воздухе крест; когда исцеленный припал к его ногам, он начертал перстом знамение креста на его челе» (См. у Голубинского – «К нашей полемике» – по изд. 1905 г., стр. 156). См. тоже в Ч.-Минея, 8 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Несвободные, больные и бесправные: арестованная область Махинаторы-фальсификаторы-убийцы в системе медпомощи заключенным ГУ ФСИН России по Ростовской области и прокурорского надзора за данной деятельностью… 24.12.2019 1896 Время на чтение 50 минут Обращение невинно осужденного врача психиатра-нарколога, кандидата медицинских наук Николая Каклюгина к новому директору ФСИН России и следственным органам, повлекшее выездную проверку комиссии из центрального аппарата… - «… Если Меня гнали, будут гнать и вас, если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем». /Евангелие от Иоанна 15, 20-22/ - «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода Ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». /Послание к галатам святого апостола Павла 5, 13-15/ - «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения». /Первое послание к фессалоникийцам святого апостола Павла 5, 6-8/ Директору ФСИН России Калашникову Александру Петровичу, Копия: Председателю Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкину Каклюгина Николая Владимировича, председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, кандидата медицинских наук, врача психиатра-нарколога, федерального эксперта в сфере охраны психического здоровья граждан РФ, совершенствования государственной антинаркотической политики, программ снижения спроса на наркотики, лечебно-реабилитационных программ работы

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поколение героев Исторический опыт Церкви пока остается невостребованным обществом 03.06.2008 441 Время на чтение 5 минут В конце июня в Москве и Сарове пройдет научная конференция, организованная Фондом преподобного Серафима Саровского " Почитание новомучеников XX столетия и восстановление национального исторического самосознания " . Ее главная цель - привлечь внимание к важнейшим событиям в жизни нашей страны, о которых мы сегодня практически не помним. Чаще всего при слове " мученики " мы вспоминаем первых христиан, растерзанных львами на арене римского Колизея. А ведь в прошлом столетии в нашей стране точно так же умирали за свою веру. В эпоху, когда многим казалось, что христианство уже изжило себя, на одном только Бутовском полигоне за Христа гибли десятки тысяч новых подвижников. Увы, для многих из нас слово " Бутово " вызывает ассоциации с недавним земельным скандалом, а никак не с великой трагедией и одновременно великой славой нашего народа. А ведь российские новомученики стали не просто жертвами репрессий. Они были и остаются живым и близким нам примером поведения настоящего христианина. Не прячась в землянки в ожидании конца света, они умели противостоять давлению окружавшего их мира. В Православии святость - это норма, к которой необходимо стремиться каждому верующему человеку. Святой - не герой, получивший звание " За заслуги перед Церковью " . Он тот, с чьей жизнью мы можем сверить свои поступки в момент трудного выбора. Потому опыт новомучеников так важен для Церкви. И потому так страшны звучащие на этом фоне массовые призывы канонизировать Ивана Грозного за то, что он был хорошим государственником и расширил границы страны. В данном случае совсем не важно, какова на самом деле была его историческая роль. Важно, что люди, называющие себя православными, не понимают, что такое христианская святость и из чего она проистекает. Преодолеть это предубеждение, вернуться к христианскому пониманию мира, то есть к Самому Христу, жизненно важно для нас. Ведь без этого не может быть Церкви, не может быть христианства. И опять же, кому из святых следует молиться об этом, как не нашим мученикам, чьи дети, внуки и просто близкие, до сих пор живут рядом с нами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Любовь 17 ноября, 2015 Откуда произошло слово «любовь»? Что такое христианская любовь? Что есть любовь к Богу, а что — любовь к ближнему? Что такое любовь? Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба. Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь — там счастье и блаженство, а где самолюбие — там зло и страдания. Любовь с христианской точки зрения Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви: Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог. Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств. Любовь: этимология термина

http://pravmir.ru/lyubov/

Морис Джеймс Даулинг. Христология Леонтия Византийского 1846 Введение. Споры о человеческой природе Христа в древней Церкви От новозаветных времен до Аполлинария С самого начала важнейшей частью вероучения Церкви была вера в Иисуса Христа, пришедшего во плоти ( 1Ин 4:2 ). Защита этого догмата стала основной целью Свв. Отцов. Мы видим это уже у свт. Игнатия Антиохийского , который в своих посланиях, в частности, опровергал докетические тенденции и утверждал реальность человеческой природы Христа 1847 . Позже, в обстановке более серьезных нападок на веру Церкви то с той, то с другой стороны, Тертуллиан утверждал, что во Христе было «две сущности» (utraque substantia). Человеческая сущность, рассуждал Тертуллиан , сохраняет свои основные свойства в соединении, и человечество Христа состоит не только из реальной человеческой плоти, но и из человеческой души 1848 . Тертуллиан был, по сути, первым богословом, кто подчеркнул наличие у Христа человеческой души 1849 . Тем самым он выразил тот сотериологический принцип, что Христос пришел спасти всего человека, а не только тело 1850 . Вопрос заключался в том, – как это понял уже Тертуллиан , не углубляясь в этот вопрос подробно 1851 , – чтобы утвердить единство Христа, сохраняя различие и целостность обеих Его природ. В одном отрывке у св. Ипполита Римского есть интересный штрих позднейших попыток охватить проблему. Как и Тертуллиан , св. Ипполит полагал, что Слово «стало во всем человеком, кроме греха», и это означало, что Слово восприняло «человеческую, другими словами, разумную душу» 1852 . Тем не менее Ипполит настаивал, что человечество Христа не было отдельной или независимой сущностью: «Плоть не могла существовать ( ποστηναι) сама по себе отдельно от Слова, поскольку она имела свою ипостась ( τν σστασιν) в Слове. Так явился единый совершенный Сын Божий» 1853 . Утверждение Оригеном полноты человеческой природы во Христе и его объяснение единства Христа шло далее, нежели любые прежние попытки. По словам А. Грильмайера 1854 , « Ориген – это богослов, более всех других рассуждавший о душе Христа», но его учение по этому вопросу «перегружено особыми антропологическими и христологическими концепциями, которые впоследствии были отброшены или, по крайней мере, серьезно оспорены». Ориген учил, что человеческая душа Христа в действительности была одним из прочих членов вечного мира λογικο «разумных существ», соединившись со Словом в любви. Согласно Оригену , такой союз Божественного и человеческого возник в предсуществующем духовном мире, и Воплощение затем стало вторым этапом в этом союзе. Более того, при Воплощении душа действовала наподобие посредника, соединяя вместе Слово и человеческую плоть, которые вследствие платоновского дуализма Оригена должны были оставаться отделенными друг от друга:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

О новом еретическом мнении одного из членов Белокриницкого священства Австрийской лже-иерархии именуемый архимандрит Иаков, проживающий в станице Цимлянской и рассылающий старообрядцам послания, извлечения из которых напечатаны в «Братском Слове», стараясь в одном из этих посланий оправдать поповцев в том, что у них 200 лет не было епископа, между прочим говорит следующее: «А что у нас епископа не было, (то) не нашим отрицательным произволением, но Божиим на то устроением. На небеси без Царя ни одной минуты не следует быть; а было. Господь наш Иисус Христос в сердце земли три дня и три нощи пробыл; день по писанию полагается за тысячу лет; а дела на небеси совершались! Так и церковь наша, по писанию исчитается, только пять часов без епископа была: тысяча лет яко един день». Для обличения нелепых еретических слов Иакова: «на небеси без Царя ни единой минуты не следует быть, а было», и проч, достаточно, без сомнения, и приведенного редактором «Братского Слова» указания на церковную песнь: «во гробе с плотию» и проч. Однако мы приведем еще слова Самого Господа, сказанные к Никодиму, никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси (Ин. зач.9). Блаженный Феофилакт оные слова Спасителя толкует сице: «Таже да не слышав, яко сниде, мниши, яко сшед, и ктому уже не на небеси, приложи, рече: сый на небеси. Ельма бо слышав, яко сниде, не мни не быти ми тамо, но любо аще и зде есмь плотию, но тамо сежу со Отцем божески» (Благовестник, л. 44 об.). А еретическое мнение Иакова не только противно приведенному Евангельскому изречению, но и весьма грубо, человекообразно, не приложимо к Богочеловеку, сущему в двух естествах, Божестве и человечестве, и Божеством вся исполняющему. Однако же проповедание Иакова не дивно, ибо старообрядцы не гнушаются и самыми еретическими мыслями, лишь бы как-нибудь оправдывать прекращение у них иерархического преемства. Известно, что и Павел Белокриницкий оправдывал прекращение у старообрядцев благодати в таинстве хиротонии по преемству от Апостолов заключением оной в кладезе еретичества, по примеру ветхозаветного жертвенного огня, заключенного в кладезь и паки возгоревшегося. И как это еретическое мнение Павла, так же точно и еретическое мнение Иакова о временном небытии Царя на небеси, не может служить к оправданию прекращения у старообрядцев иерархии, но только к обвинению их в еретичиских противо-евангельских мудрованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010