Похвальное слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святителя Илии Минятия Кефалонитского Кто Сия проницающая аки утро ? ( Песн. 6:9 ). Ныне девственное торжество: девы, торжествуйте! Богоматерняя слава – матери, прославьте! Богоотеческое веселие – родители, веселитесь! Всемирная радость – все в мире да радуется! Вы, небесного священноначалия огнезрачные чины, вы, сладкогласные соловьи рая, воспойте сегодня неумолчными песнями рождество Девы! Радуйся ныне и ты, святейшая двоица, Богоотцы Иоаким и Анна. Не всегда одинаков вид неба: то оно покрывает свое ясное чело темными тучами, то опять показывается золотистое и светлое. Велика по истине была ваша печаль, велик и глубок ваш стыд пред людьми. Но, ведь, очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их ( Пс. 33:16 ). Ваша молитва услышана: вот какой радости и чести вы сегодня удостоились! Радости, – ибо у вас родилась Дщерь, Которая имеет соделаться обиталищем Божества и, как солнце, чистым престолом Царя славы; чести, – ибо вы удостоились войти в сродство с Самим Богом. И тогда как раньше вас поносили, как бесплодных и бездетных, теперь все почитают и уважают вас, как родителей Богоматери и всечистой девственной Дщери. А Ты, новорожденная Дщерь, богомудрая Мария, Которая должна родить Божественное Слово безначального Отца, породи ныне слово в устах моих, чтобы я мог по достоинству восхвалить Тебя. Как некогда Серафим взял щипцами уголь с жертвенника и, прикоснувшись к устам Исаии, очистил нечистый язык его – и послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим ( Ис. 6:6 ). – Так и Ты, клеще таинственная, носящая таинственный уголь Спасителя мира, Который есть Ипостасная Премудрость Отца, прикоснувшись нечистым и скверным моим устам, умудри их, чтобы они могли сегодня из различных похвал сплести венец, достойный пречистой главы Твоей. Ты, с преблаженной краткостью в одном единственном слове включившая все красоты витийства, чудесным Своим всемогуществом дай силу моему голосу и голос моему неразвитому языку, чтобы я мог беспрепятственно славить честное и святое Твое рождество. Недалекий по образованию и слабый по природе, я при всем том осмеливаюсь прославлять Тебя, надеясь на теплое Твое заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. ( Лк. 2:10–11 ) Эти слова взяты из проповеди, произнесенной в благословенную, святую ночь Рождества Христова. Не бренными устами человека произнесена она – Ангел Господень говорил эту проповедь ! Не большое собрание людей было слушателями, а вифлеемские пастухи... Но проповедь эта потрясла сердца своих немногочисленных слушателей на земле, наполнила их славословием и хвалой Бога. Потрясла она и Небо: И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк. 2:13–14 ). Занесенная на страницы Евангелия, эта проповедь потрясала сердца всех тех, чьи души не умерли для Неба, в течение почти двух тысячелетий. Потрясает она и сейчас наши сердца, наполняя их великою радостью, славословием и хвалой Богу, доказывая правоту слов Ангела, что эта радость будет радостью всем людям. Где же источник этой радости? Где тот неиссякающий, вечно бьющий родник воды живой, который родит бесчисленное множество ручьев радости, обтекающих весь христианский мир? Этот таинственный родник заключен в одном слове: Спаситель. Родился Спаситель – Тот, Кто спасет кого-то, Кто несет спасение кому-то, находящемуся в безнадежно бедственном положении. Мы, современные христиане, так привыкли к словам Спаситель, спасение, что редко соединяем с этими словами всю необъятную громадность их значения. Нас редко поражает их великость... Так часто спасенный забывает Спасителя – так черствы и неблагодарны люди... Остановим свой ум на великости дела, сделанного для нас родившимся Спасителем. Вообразите, что человек стоит на отлогом берегу бездонной пропасти; почва этого берега глинистая, скользкая, и ноги не имеют опоры. Отлогость берега и скользкость почвы неизбежно влекут несчастного к краю бездонной пропасти, на дне которой неотвратимая гибель. Ни надежды, ни просвета, ни одной твердой точки опоры... Какой ужас, какое отчаяние!..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Скачать epub pdf От восьмой главы Послания к Римлянам до патристики, и от патристики до неустаревающих аспектов современной русской религиозной философии, через паламизм и «Добротолюбие», великая православная традиция категорична в том, что существует христианская космология, и она есть знание, которое мы получаем в вере. Каппадокийцы в особенности, отвергая интеллектуализм Евномия, подчеркивали, что логос (logos) творения, его смысл, то, что Владимир Лосский называет в данном случае «экзистенциальной основой» 2 , – ускользает от нашего понимания. Сами по себе, говорят они, мы не можем познать сущность даже крохотной былинки 3 . Евномий напоминает ребенка, который хочет схватить солнечный луч 4 . Напротив, святые, пребывающие в единении с Богом, получают совершенное знание о тварных вещах. Они видят мир в Боге, мир, пронизанный Его энергиями, образующими «содержащееся в руке Божией единое» 5 . Именно в этой перспективе византийская мистика и особенно Григорий Палама любили толковать видение св. Бенедикта, который созерцал всю вселенную, словно собранную в одном луче божественного света 6 . «Как солнце, восходя и освещая мир, являет себя и освещаемые им предметы, так и Солнце Правды, восходя в чистом уме, являет и Себя, и логосы (logoi) всех [тварей] – уже приведенных в бытие…» 7 . Итак, космология есть «гнозис», который дан нам во Христе Святым Духом в церковных тайнах и который требует от нас аскетического очищения и обращения к мистическому реализму. «Тайна воплощения Слова заключает в себе… сокрытый смысл всякого творения, чувственного и сверхчувственного. Но тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл (logos) всех вещей. Наконец тот, кто проникнет глубже и будет посвящен в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал вещи из начала» 8 . Если это действительно так, то потому, что все создано в Слове, Им и для Него 9 , и потому, что смысл этого творения был нам явлен в новом творении, совершенном Сыном Божиим, ставшим сыном земли. «Он Сам есть прежде всего, и все вещи поддерживаются в Нем [фр: ont en lui leur cohesion]», «существуют в Нем» 10 (этот текст будет позднее усилен в прологе Евангелия от Иоанна: «все, что начало быть, было жизнью в Нем» 11 ). Синтез этой новозаветной космологии дан уже в послании к Ефесянам 1:10: anakefalaiosasthai ta panta en Cristo 12 . Здесь выражен принцип сотворения Богом: Слово через Воплощение и Вознесение стало «всем во всём» 13 , ибо Оно есть архетип всех вещей – ta panta – и все они находят в Нем свое «исполнение». Диалектика «повторов» выражается через употребление союза kai [гр.: «и«]: все создано Им и для Него – и Оно (Слово) есть прежде всех вещей – и все они поддерживаются в Нем – и Оно есть глава Тела, Церкви, которая в конце должна заключить в себе все, ибо Евангелие должно быть возвещено «всей твари» (pase tektisei 14 ), а в видении ап. Павла Церковь есть не что иное, как эта самая тварь, собирающаяся и христианизирующаяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/k...

Скачать epub pdf Проповеди о молитве ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В одном из своих сочинений преподобный Ефрем Сирин говорит: «Не заключай свою молитву в одни слова, пусть каждое твое действие будет Бого-служение...» Этим он говорит многое. И первое: все, что мы делаем, имеет какое-то духовное значение. Всякий человек на земле в той или мной мере есть священник Бога Живого; он принадлежит двум стихиям – земной и небесной, духовной и вещественной, и призван все, что есть в нашем мироздании, сделать частью ликующего Божиего Царства. Нет ничего на земле и в поднебесье, что не могло бы войти в Царство вечной славы, когда " Бог будет все во всем» ( 1Кор.15,28 ), за исключением человеческого греха. И вот в сегодняшнем Евангелии мы видим, как это осуществляется в четырех людях, принесших своего расслабленного друга к ногам Спасителя: их действие оказалось живой мольбой, без слов свидетельствующей и об их вере в Господа, и о любви их к своему другу. Такова должна быть и наша молитва предстояния и печалования друг за друга. Недостаточно стать перед Господом и Его просить, чтобы Он сделал для людей то, что в Его имя мы должны бы для них сделать; недостаточно взывать к Богу о помощи там, где Он вправе нам сказать: ты иди и сотвори дело милосердия, дело правды, дело любви... Это мы должны помнить непрестанно. Некоторые недоумевают, почему Господь взглянул с благоволением на этого человека и исцелил его по вере других. Да потому, что вера этих «других» была не просто верой, а делом живой молитвы и живой любви. Этот человек стяжал себе любовь друзей, которые потрудились и взяли на себя риск принести к Спасителю больного друга. Молитва должна заключать в себе все, вся жизнь наша должна быть предстоянием перед Богом и, во имя Божие, стоянием среди людей и перед людьми. Если мы будем так жить, тогда не будут упрекать христиан, что они крепки только в слове, а когда доходит до дела – бессильны, безразличны; тогда только можно будет сказать, что молитва – это дело, превращенное в созерцание, а дело есть молитва, ставшая поступком.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

В ожидании Рождества Христова. Церковь готовится уже принять Жениха своего 5 января, 2007. Митрополит Вениамин (Федченков) Кажется, такой именно благодати я еще не видел ни на один праздник. Были радость, торжество, победность, страх, ожидание конца и так далее; была и любовь — к людям; но именно любви к Богу, Христу Спасителю, как основного чувства праздника — еще не было. «Душесладостие» (двадцать третье декабря) Ныне мне показалось, что в службе почти нет уже покаянных молитв, а вся она полна нарастающим торжеством от грядущей славы. «Радуется днесь Церковь, поет, красится, предпразднствует Спасово Рождество : всесвятое бо совершается торжество и в Господню славу облачится» (седален, 4 первая кафизма). «Вифлееме, веселися радостию, Вселенная да играет да ликует вся тварь, празднующи» (второй тропарь первой песни первого канона). Церковь готовится уже принять Жениха своего. И потому уже время оставить сетование, а с веселым лицом поклониться «Отрогати Кладу, Превечному Богу» (кондак Рождества Христова). Остался всего лишь один день, двадцать четвертое декабря, до праздника — пора вступать уже в область радости. Душа уже предвкушает праздник. И это выражено в одном хорошем и особенном слове (переведенном на славянский язык с богатого греческого) — «душесладостие»: «Людие … узрите Свет, вам возсиявший от Девы, и многаго (великого) душесладостия исполнитеся» (второй тропарь пятой песни первого канона). Душевной сладости! «Сердце всякое … да играет, да веселится тварь» (первый тропарь пятой песни первого канона). А каково у меня на сердце? Странно, но оказалось вот что: то первое радостное чувство, о котором я писал, в последующие дни ослабело. И ныне уже не горит. А почему, и сам недоумеваю. Может быть, в начале предпразднства Господь даровал благодать предвкушения радости, а после ее отнял? Да, вначале всегда все бывает ярче… Заря радует, но скоро бледнеет… Однако, искусственно ничего нельзя делать. Да и не должно. «Восхищать недарованное» — грех. Да будет воля Твоя!

http://pravmir.ru/v-ozhidanii-rozhdestva...

В суровые и скорбные дни Великого поста мы постоянно слышим покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Смыслы молитвы преподобного Ефрема Сирина велики и многообразны. Остановимся только на одном слове – «любоначалие». Любоначалие, или властолюбие, – извечная проблема человечества. О власти написаны тысячи книг, и все равно ее природа остается тайной. Почему люди, имеющие, казалось бы, все законные права, расстаются и с властью, и с жизнью, как, например, Петр ΙΙΙ, Павел Ι и т.д., в то время как люди, не имеющие на власть никакого права, не только благополучно достигают ее, но и наслаждаются ею долгие годы, как, например, Екатерина ΙΙ? В книге Притч Премудрость говорит: «Мною цари царствуют» (Притч. 8: 15). Но откуда тогда кровавое безумие многих властителей, их отказ от мудрости и здравого смысла? В чем состоит обаяние власти, за которую и для которой многие жертвовали и жертвуют жизнью? Вспомним пушкинское: Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру воротился с ядом… Принес – и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Власть может нести гибель и разрушение, но общество без нее существовать не может. Так в чем же источник власти? Любой православный христианин помнит слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна властям предержащим, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13: 1). Новое время отринуло концепции о божественном происхождении власти. Просветители провозгласили, что источником власти является сам народ, который якобы делегирует свои полномочия правительству и потому вправе свергнуть его, если оно не соблюдает общественный договор. Подобная постановка дела выглядит достаточно странной: народ предстает и объектом, и субъектом власти, а проще говоря – бароном Мюнхгаузеном, который вытягивает самого себя за косичку из болота безвластья.

http://pravoslavie.ru/91945.html

Вместо предисловия Уста праведного поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Пс. 36:30–31 Такими чертами псалмопевец описывает праведного, т. е. благочестивого человека, верного и строгого исполнителя Закона Божия, и в этих чертах ясно отражается нравственный облик в Бозе почившего 11 февраля сего 1898 года архипастыря нашей Церкви высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, который, в юности восприяв в сердце своё и усвоив себе закон Божий, до конца дней многолетней жизни своей остался верным исполнителем его, и ни разу не поколебались стопы его в этом исполнении. За то и Господь хранил и умудрял его, так что уста его изрекали премудрость и язык его произносил суд и правду. К голосу его прислушивались не только простые и лишь искавшие премудрости, назидания и суда, но и достигшие в той или другой мере обладания ею, правом назидания и суда люди, стоящие у кормила власти. При жизни своей почивший архипастырь не любил, чтобы о нём говорили, чтобы его восхваляли и т. п. «Обо мне же, – писал он в одном частном письме от 17 февраля 1894 года, – чем меньше упоминается, тем для меня приятнее» 1 . Как известно, он был враг юбилейных торжеств и чествований отдельных лиц и, ввиду приготовлений других к чествованию его собственного 50-летия общего служения Церкви и отечеству, имевшего исполниться именно в означенном 1894 году летом, решительно и во всеуслышание заявил, что «поздравлений принимать или на присланные отвечать не будет» 2 . Ещё в 1888 году в одной из проповедей с церковной кафедры, именно в слове на день Успения Пресвятыя Богородицы, сказанном на текст темже прежде времене ничтоже судите ( 1Кор. 4:5 ), в Бозе почивший архипастырь коснулся вопроса о «восхвалении живых» и, опираясь как на слова приведённого сейчас текста, так и на слова одной богослужебной книги, относящиеся к празднику Успения Богоматери понеже никтоже прежде смерти достойне блажим бывает 3 , сильно восставал против юбилейных чествований живых людей и находил, что «прославление живого преждевременно» 4 . В отношении к себе лично он и с этой стороны остался вполне верен. Ни одного юбилея в своей жизни он не допустил праздновать. Портретов с себя он также не дозволял снимать 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Единственный рассказ об основании Церкви Христовой сохранила книга Деяний Апостольских. Без осмысления того, что произошло в тот день, как это событие было воспринято религиозным сознанием очевидцев, иерусалимских христиан, нельзя понять дальнейшей истории спасительного служения Церкви. Возвратившись после Вознесения Спасителя с Елеона в Сионскую горницу, апостолы «единодушно пребывали в молитве» (Деян. 1, 14). Так продолжалось еще десять дней, пока не наступил праздник Пятидесятницы. Ветхозаветный праздник Пятидесятницы был установлен в память о даровании еврейскому народу на горе Синай десяти заповедей Божиих. Пятидесятницей же он назывался потому, что это великое событие состоялось на пятидесятый день после ветхозаветного праздника Пасхи. …В день Пятидесятницы ученики Христа находились вместе в той самой Сионской горнице, где Господь на Тайной Вечери положил начало таинству Евхаристии. Как говорит книга Деяний, « внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать» (Деян. 2, 2-4). Дух сходит на апостолов в виде огненных языков – в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал святой Иоанн Предтеча еще перед крещением Христа (Мф. 3, 11). Святой Григорий Великий писал в своем «Слове на Пятидесятницу»: «когда явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искренней любовью к Богу». В виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований Святого Духа. В церковном сознании событие Пятидесятницы всегда противопоставлялось вавилонскому разделению народов. Когда-то, в начале человеческой истории, люди вознамерились построить возвышавшуюся до небес Вавилонскую башню. Тогда Бог, воспротивившись богоборческому замыслу гордецов, смешал их язык. Люди, говорившие до этого на одном наречии, перестали понимать друг друга. В результате единый народ разделился и рассеялся по лицу земли (Быт. 11, 8-9).

http://pravmir.ru/rozhdenie-hristianskoy...

К новомученикам Первая литургия в Бутове 25 июня 1995 года В Бутове на месте массовых расстрелов 1937—1953 гг. по­ставлен высокий деревянный крест. Посетителей не так много. Местные мало знают об этом страшном месте; знают лишь то, что оно обнесено крепким забором с колючей проволокой наверху и что туда не пус­кают. Да и как знать больше, если мы стараемся отвернуться от всего трудного, тем более — такого трагического в нашей истории, как расстрел тысяч наших родных и близких, даже просто наших единоверцев и земляков… за нежелание поступиться самым дорогим для себя, что выразилось в одном слове — вера! Вера в Господа собрала здесь в общую мо­гилу тысячи людей. Она же другими руками уже в наше время возне­сла этот крест и собрала в этот день многих. Может быть, было бы и больше, если б знали. И вот, добравшись до станции метро Южная, вижу знакомые лица. Теперь можно не думать о дальнейшем пути, тем более что он был мне уже знаком. Мы катим по широкому шоссе в сторону Бутова. По мере отдаления от столицы но­востройки по сторонам редеют… Заранее зная о лес­ной тропинке, иду в полном одиночестве, слыша голоса спешащих по шоссе. Впереди высокий забор, тёмно-зелёный, сливающийся с зеленью листьев. День должен быть светлым. После нескольких дождливых дней уже хочется ясного неба и летнего солнца. Около мрачных ворот несколько машин. Ворота распахну­ты; скромная доска “Жертвам репрессий” у самого входа; впереди — “крыша” белого походного храма: закрытого с четырёх сторон пространства, где престол и жертвенник. Алтарь. Белая ткань — “стены и потолок” — вздыхает от ветра. Ещё с вечера ребята подготовили площадку: скосили траву, сру­били под корень огромные кусты борщевика. Здесь он растёт обильно. Предполагается крестный ход, и для него расчистили длинную, по всему периметру этого владения, дорожку. На ближайший дубовый сук повесили колокол. “Пол” неровный. Когда мы пришли, всё уже было готово к службе. Перед алтарём стояли настоящие аналои, один на­стоящий подсвечник. У завесы вместо местного чина — хоругви с изображением Спасителя и Богоматери. Над “царскими вратами” бумажная репродукция Нерукотворного Спаса (известного новгородского). Над ней — крест нашит. Вот и всё убранство храма. На анало­ях икона “Всех святых”, святого мученика Владимира, репродукция Владимирской иконы Божией Матери в рамке под стеклом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4049...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Название: Пирогощая Варианты названия: Дни празднования: Описание: Пирогощая По Киевской летописи, Пирогощая св. икона была принесена в Россию из Константи нополя вместе с Владимирскою св.иконою „во едином корабли " вел. кн. Киевский Мстислав в честь этой св. иконы заложил церковь Пресвятыя Богородицы, названную Пирогощею. ========== http://chernov-trezin.narod.ru/PIROGOSCH1.htm Андрей Чернов ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПИРОГОЩЕЙ самая загадочная икона Древней Руси Игорь едет по Боричеву взвозу ко Святой Богородице Пирогощей. Слово о полку Игореве Покров Богородицы. Суздальская икона. 1360-е. ГТГ В «Слове о полку Игореве» сказано, что возвратившийся из половецкого плена Игорь Святославич, покидая Киев, держит путь «ко святой Богородице Пирогощей». Успенская церковь со столь загадочным именем до середины тридцатых годов прошлого столетия стояла на Подоле. Начнем с двух цитат из Ипатьевской летописи. В се же лто заложена бысть церкви камяна святая Богородица рекомая Пирогоща (1132 г.; Столбец 294). Томъ лте церкви Пирогоща свршена бысть (1136 г.; Столбец 300). В 1131 г. из Константинополя в дар Киевскому князю Мстиславу были присланы две иконы Пресвятой Богородицы. Первая установлена в Девичьем монастыре Вышгорода, в честь второй Мстислав заложил новую церковь. Ее-то в народе и прозвали Пирогощей. Еще в середине XIX в. церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) это слово уверенно переводил как Башенная (по-гречески πυργωτις – пириотис). Были, впрочем, попытки и иных переводов. А. И. Соболевский считал, что Пирогощая – притяжательное прилагательное от имени купца Пирогоща, упоминаемого в Степенной книге, который, если верить этому источнику, и привез Юрию Долгорукому эту икону. На мнимость купца Пирогощи указывал еще Н. М. Карамзин. И, как убедительно показали О. А. Белоброва и О. В. имя купца – результат неверного прочтения уже известного нам летописного сообщения о том, что Андрей Боголюбский «взял из Вышгорода икону святой Богородицы, которую привезли с Пирогощей на одном корабле из Царьграда».

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010