Церковь во имя прп. Никиты Столпника Переяславского. 1765 г. Фотография. Кон. ХХ в. Владимир неск. раз разоряли почти полностью: в 1238 г. хан Батый, в 1382 г. был сожжен войском Тохтамыша, в 1411 г.- ратью татар царевича Талыча и воеводы нижегородского Даниила (был разграблен Успенский собор), в 1521 г. был захвачен казанскими и крымскими татарами под предводительством хана Махмет-Гирея, в 1614 г. разорен польско-литов. набегами. В XIV-XV вв. Московские митрополиты и князья проявляли заботу о древних постройках. В 1362 г. митр. Алексий возобновил Константино-Еленинский мон-рь в вост. предместье Владимира. К владимирской святыне, чудотворной иконе Божией Матери, обращались в кон. XIV в. в связи с борьбой против татар (1380), с нашествиями на Русь (1395). В 1408 г. по воле вел. кн. Василия Димитриевича был расписан заново Успенский собор (см. ст. Андрей Рублёв ), в 1469 г. присланный из Москвы В. Д. Ермолин руководил ремонтом Золотых ворот и ц. Воздвижения на Торгу; Успенский собор в посл. четв. XV в. послужил образцом для строительства нового здания собора в Московском Кремле. О значении Владимира не забывали и в XVI в.: в грамоте вел. кн. Василия III причт Дмитриевского собора назван собственным государевым, как стоящий «на моем дворе» (ААЭ. Т. 1. 159); в 1518 г. из Успенского собора мон-ря в Москву на поновление были присланы иконы Спасителя и Богоматери (ПСРЛ. СПб., 1853. М., 2000р. Т. 6. С. 264; Т. 30. С. 144); 8 июля 1552 г. царь Иоанн Грозный молился у гробов князей-прародителей во время посещения Владимира перед походом на Казань (ПСРЛ. СПб., 1906. М., 1965, 2000р. Т. 13. С. 192); регулярно обновлялись деревянные городские укрепления. Возрождение архитектуры Владимира началось с сер. XVII в. В 1641 г. город посетил царь Михаил Феодорович, в 1645 г. в Успенском соборе по благословению Патриарха Иосифа были открыты мощи св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича. С того времени на месте старых мон-рей, деревянных и обветшавших храмов поднялись каменные здания. На территории древнего вост. посада местными жителями была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1644-1649), позднее принадлежала ДС, в наст. время используется для богослужений старообрядцами. Была исполнена фресковая роспись собора Княгинина мон-ря. В целом строительство, в т. ч. и приходских церквей, оставалось деревянным, каменные постройки того времени известны в Рождество-Богородицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/154964.html

62). Однако сведения о почитании А. Б. в рукописных святцах встречаются не ранее XVII в. А. Б. особо чтился во Владимире, с XVII в. даже именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В сер. XVII в. во Владимире был создан ряд агиографических памятников, посвященных местно почитаемым святым, среди них «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» (ГИМ. Вахр. 450, XVII в.; ГИМ. Щук. 116, 1762 г.), кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого. В рукописи XVII-XVIII вв. («Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» - РНБ. СПбДА. 424. 1. Л. 41-45) имеется краткое указание на 6 недатированных чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 г. в Княгинином мон-ре было написано или переписано с более древней рукописи житие А. Б. (к нач. XX в. список был утрачен). Самое раннее из известных изображений А. Б. датируется сер. XVII в., в описи Княгинина мон-ря 1665 г. говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» ( Малов. С. 4). Сводный иконописный подлинник XVIII в. описывает иконографию А. Б. так: «Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» (Филимонов. С. 50). 11 мая 1711 г. мощи А. Б. были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением А. Б. поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с сев. стороны, где она находилась до нач. XX в. Перенесение мощей А. Б. в 1711 г. совершилось в 4-ю неделю по Пасхе (о расслабленном). С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин мон-рь на поклонение св.

http://pravenc.ru/text/62936.html

Феодора, за что Ростовский архиерей на время был отлучен от службы по приказу Киевского св. митр. Кирилла II ( Приселков. 1950. С. 337). В нач. XIV в. и до 1408 г. ордынцы неоднократно грабили княжеские гробницы в Ростове и его пригородах, захоронения также страдали от пожаров. Мн. артефакты, связанные с М. М., в это время были утрачены. До нач. XV в. Спасский мон-рь стал мужским (в это время его настоятелем был прп. Григорий Пельшемский). После переезда в кон. XV в. бывш. правителей Ростовского княжества в Москву память М. М. была почти забыта. По крайней мере в созданном ок. 1479 г. Житии св. Петра, царевича Ордынского, нет упоминаний о М. М., хотя со св. Петром она несомненно должна была быть знакома. Начало каменного строительства в Княгинином Спасо-Песковском мон-ре относится, согласно записи, сохранившейся в его соборе, к 1603 г. В кон. XVII в. 5-главый Спасский собор был перестроен. В 1764 г. Княгинин Спасо-Песковский монастырь упразднили, в 1765 г. его собор приписали к ростовскому Спасо-Иаковлевскому Димитриеву мужскому монастырю. Спасский собор стал местом захоронения монахов. В 1850 г. настоятель Спасо-Иаковлевского мон-ря (1847-1867) Поликарп (Тугаринов; † 18 нояб. 1868) под полом Спасо-Песковского собора обнаружил гробницу некоей ростовской княгини. Его рассказ вскоре породил «слух об удивительной сохранности одеяния усопшей, в частности, желтых сафьяновых сапожках». В 1879 г. преемник Поликарпа архим. Иларион «произвел перестройку храма, уничтожил надгробные плиты и сделал мозаичный пол, лишь запомнив место погребения княгини, со временем забытое». В кон. 30-х гг. XX в., по воспоминаниям жителя Ростова С. Е. Богословского, «в городе вновь заговорили об обнаружении захоронения Марии, и будто бы по-прежнему в прекрасном состоянии оставались сафьяновые сапожки». По мнению Плешанова, «весьма странным кажется то, что княгиня-основательница Спасо-Песоцкого монастыря оказалась погребенной в светском наряде. Но несомненно одно: эти рассказы отразили былое почтительное отношение ростовцев к жене князя Василька» ( Плешанов.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Во 2-й трети XVII в. внимание к М. Ш. как матери св. блгв. вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича развивалось в связи с канонизацией и расширением почитания ее сына. Этот процесс ускорился по инициативе патриарха Московского и всея Руси Иосифа . 22 янв. 1645 г. в присутствии царя Михаила Феодоровича , его супруги царицы Евдокии Лукьяновны, царевича Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, брат которого Сергий был настоятелем владимирского Успенского собора, мощи св. князя были перенесены «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы и переложены в серебряную раку позлащенну» ( он же. 2003. С. 30). В начале Жития св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича подчеркивалось, что он был сыном «благоверные и христолюбивыя великия княгини Марии». В памятнике приводилось описание ее 7-летней болезни, последнего года жизни, создания Княгинина мон-ря, пострижения, прощания перед смертью с сыновьями и погребения княгини (Там же. С. 51-56). М. Ш. упоминалась и в Костромской редакции указанного Жития. По предположению А. В. Сиренова, ее автором мог быть Сергий (Шелонин) , к-рый в 1647-1648 гг. был настоятелем костромского Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря , или один из его помощников и учеников (Там же. С. 98). В этой редакции Жития отмечалось, что отец св. князя правил в согласии «с боголюбивою своею княгинею Мариею». Агиограф охарактеризовал родителей Георгия Всеволодовича как «блаженную и богосочетанную двоицу». Под влиянием поздних рус. летописцев XVI-XVII вв. он ошибочно считал, что М. Ш. была чеш. происхождения (Там же. С. 122), отмечал, что ее муж Всеволод Георгиевич «по смерти супружницы своея многодобродетельныя великия кънягини Марии, во ыноческом чине нареченная Марфы» прожил еще 6 лет и 11 месяцев (Там же. С. 125). В 1646-1654 гг. свящ. Иоанн Милютин в Троице-Сергиевом мон-ре составил новую редакцию Четьих-Миней (ГИМ. Синод. 802). Под 19 марта в ней было помещено сказание «О благодарном терпении великия княгини Марии Всеволожи и о монастыри ея» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 353).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., на нижних полях л. 333 об., др. почерком, вероятно позднее, приписано: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. 201). О возможной канонизации святого во 2-й пол. XVII в. свидетельствует его упоминание в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В старообрядческом указателе к «Алфавиту российских чудотворцев» Ионы (Керженского) под 4 февр. в числе блгв. князей, «убиенных от татарского воинъства», указан и В. Г. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 8. В 10, 1807-1811 гг.). Он упоминается также в кратком житии вел. кн. Георгия Всеволодовича, помещенном среди текстов «Алфавита российских чудотворцев» мон. Ионы (Там же. Л. 129 об.- 130). Канонизация В. Г. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 10; Т. 15. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 21. 1-я пол. Ч. 1. СПб., 1908; Т. 23. М., 2000; Т. 24. М., 2000. Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 35. М., 1980; Т. 40. СПб., 2002 (по указ.); Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 313-315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 62, 64-65, 85-86, 112, 139-141, 146; Описание о российских святых. С. 218 ; Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. С. 52, 91 [Прил. С. 49, 66-67]. Лит.: Востоков А. [Х. ] Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 (по указ.); Доброхотов В. [И. ] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849. С. 48, 55, 62, 64; Филарет. РСв. С. 34, 35. Примеч. А; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 102-103; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 643. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ] Тверской патерик. Каз., 1907. С. 25; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Воронин Н. Н. Граффити 2 февр. 1238 г.//Славяне и Русь: Сб. ст. М., 1968. С. 401-405; Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сб-ки XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 184.

http://pravenc.ru/text/159118.html

Лит.: Доброхотов В. [И.] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849. С. 48, 55, 61-62, 64; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 108, 122-123; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. [И.] Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 181-184; Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки соц.-полит. истории. Л., 1987 (по указ.); Сиренов А. В. О грамоте Ивана Грозного Успенскому собору г. Владимира//Историография и источниковедение отечественной истории: Сб. науч. ст. и сообщ. СПб., 2002. Вып. 2. С. 27-34; он же. Приписки о поминании Андрея Боголюбского на грамотах Владимирскому Успенскому собору//Вестник «Альянс-Архео». М.; СПб., 2015. Вып. 12. С. 29-40; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Тимофеева Т. П. Исследования по истории владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. А. В. Кузьмин Иконография На миниатюрах Голицынского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225) показаны события, в к-рых могли принимать участие члены семьи вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича, в т. ч. М. Г.: преставление еп. Суздальского Симона (Л. 232), хиротония во епископа игум. Митрофана (Л. 234), проводы митр. Киевского и всея Руси Кирилла из Владимира (Л. 234 об.), принесение св. мощей мч. Авраамия Болгарского во Владимир (Л. 267), венчание старшего брата М. Г. Всеволода (Л. 268 об.) и др. Однако среди изображенных нет персонажа, напоминающего юного княжича, даже если в тексте упоминается вел. кн. мч.

http://pravenc.ru/text/2564292.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ Мч. Авраамий Болгарский. Хромолитография. 1894 г. Мч. Авраамий Болгарский. Хромолитография. 1894 г. († 1.04.1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта - 1-го перенесения мощей, в 4-ю неделю по Пасхе (о расслабленном) - 2-го перенесения мощей и в Соборе Владимирских святых), «иного языка, не русского», как подчеркивает летописец. Основные сведения о святом содержатся в летописях и в лит. памятниках XVII в. Древнейший источник, сообщающий об А. Б.,- Лаврентьевская летопись (XIV в.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 452-453). Будучи богатым купцом, А. Б. прибыл по торговым делам в г. Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа; А. Б. был непоколебим в своей вере и за это усечен мечом. Мощи святого были погребены рус. купцами на христ. кладбище в Булгаре, вскоре в наказание «за кровь мученика Христова» город сгорел. Вел. кн. владимирский Георгий Всеволодович повелел перенести тело А. Б. во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый кн. Георгий, еп. Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали св. мощи, принесенные во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресв. Богородицы (Кавелин. С. 104), где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 г. (Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в.- РГБ. МДА. 201. Л. 312об.- 313; в более поздних источниках фигурируют 9 марта 1231 г.- житие А. Б. 1798 г., опубл. Л. Кавелиным; 1229 г.- святцы из РНБ. Погод. 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.). Время местной канонизации А. Б. неизвестно. По мнению Е. Е. Голубинского , местное празднование памяти мученика во Владимире или же только в Успенском мон-ре началось сразу после принесения его мощей во Владимир (С.

http://pravenc.ru/text/62936.html

1195. Спасский на Песках – Княгинин, мужской, ныне церковь Преображения, Ярославской губ., Ростовского у., в 1 вер. от Ростова, недалеко от Спасо-Яковлевского мон., которому служит ныне кладбищем для скончавшейся братии. Первоначально был женским. Основан в XIII ст. княгинею Мариею, супругою св. кн. Василька, по убиении его татарами, скончавшеюся в 1271 г. и погребенною здесь вместе с сыном своим Глебом, лишенным княжеской могилы в соборном городском храме. В летописи под 6779 (1271) год. записано: «Преставися княгиня Марья Василкова, декабря 9, в Зачатье, в день обедню поют, ту сущу сыну ее Борису с княгинею и детми, и положиша ю у св. Спаса в своем монастыри». В 1764 г. упразднен и все здания его, а также и имущество, причислены к Спасо-Яковлевскому мон. В первой четверти XV ст. здесь был настоятелем преп. Григорий, основатель Лопотова м-ря на Пельшме. “Ист. Госс. Иер.», II, 512; VI, 256; Ратшин, 557; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1847 г., 2, 12, 13, 44; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 301; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 41; “Опис. Ростов. Спасс-Яковл. мон.», 1849 г., 34; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 78; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 106; “Ярослав. губ. в.», 1855 г., 18 (Опись имущества 1629 г.); И. Верюжский, “Преп. Григорий Пельшемский чудотвор.», 7–8; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 119, 250 (преп. Григорий Пельшем.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 363, 24; Ключевский, “Жит. свят.», 197 (в примеч., о Григорий Пельшем.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 176, “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 199 душ. крест.); 1877 г., I, Отд. 2, 342 (воспомин. архим. Пимена); “Полн. собр. лет.», I, 226 (в 1271 г. погреб. кн. Марья); 174 (в 1280 г. митроп. Киев. Кирилл осудил еписк. Игнатия за то, что он погреб его у Спаса в Княгин. м-ре, вырывши из его из прежней могилы после 9 недель погребения); X, 150 (в 1271 г. погреб. кн. Марья в церк. св. Спаса ее м-ре), 157 (в 1280 г. погреб. кн. Глеб Василькович Ростов.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 97 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 48 (на м-ре с 1713–23 г. состояло недоимки 878 руб.), 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству), 441 (архим. Матвей Шушерин в 1727 г. переведен в Донской м-рь); “Матер. для ист. г. Ростова XVII и XVIII ст.», 4 (дозорн. кн. 1619 г.; Спасского м-ря с Песку слободка), 29 (перепись монаст. слободки 1678 г., в коей 15 двор. и 50 челов.), 30 (в том же году имел подворье на посадской земле, на дворов. месте Гр. Кузмина), 31 (двор внутри города).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

12 и 15 февр. 1919 г. мощи И. А. наряду с мощами др. Владимирских святых были подвергнуты вскрытию, затем изъяты из собора. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в., в наст. время почивают в Успенском соборе Владимира. канонизация И. А. совершилась, по-видимому, внесением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 349-353; Т. 2. Стб. 508-510, 524; Т. 3; Т. 4. Ч. 1. С. 14; Т. 6. Вып. 1. Стб. 18; Т. 7. С. 72-73, 77-78; Т. 9. С. 216, 222, 230, 232; Т. 15. Стб. 230, 235-236; Т. 17. Стб. 5; Т. 25. С. 68, 73; Описание о российских святых. С. 215-216; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 242, 244; Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Божьей Матери/Вступ. ст. и публ.: В. А. Кучкин, Т. А. Сумникова//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996. С. 503; Сиренов А. В. Пути к граду Китежу: кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 40-44, 76-77; он же. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. науч. тр. к 200-летию ОР РНБ/Сост., науч. ред.: Г. П. Енин. СПб., 2006. С. 399-410. Лит.: Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2. С. 13-14; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; Виноградов А. И. История кафедр. Успенского собора в губернском г. Владимире. Владимир, 19053. С. 67; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 66-67, 158, 165, 171-172, 176; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 75, 90, 96; он же. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки соц.-полит. истории. Л., 1987. С. 66, 71; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 140, 143; Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сборники XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 166; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 102, 144. Примеч. 107; Гл. 4. Табл. 12; Шаров-Делоне С. А. Люди и камни Сев.-Вост. Руси. XII в.: Коммент. к двум книгам Н. Н. Воронина об архитектуре Сев.-Вост. Руси. М., 2007. С. 208. Примеч. 54; С. 458-460, 466-467, 612. Примеч. 170; С. 638, 707, 755.

http://pravenc.ru/text/293924.html

казен. доход. по Устюж. у.), 192, 321 (Роспись 1668 г. пошлинным деньгам, взятым с м-ря и вотчин; архим. Арсений); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., IV, Отд. 1, 29 (О недвижим. имущ.); 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 2.315 душ. крест.); 1874 г., I, смесь, 180 (архим. Пахомий, 1725–35 г.), 181 (архим. Иосиф с 1755 г.); 1882 г., III, Отд. 1, 455 (архим. Варлаам, с 1626 г. архиеп. Вологод.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 92 двора); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 79 (прош. 1721 г. архим. Варсонофия о платеже податей), 349 (прошен. 1721 г. служек м-ря Новикова и Романова об увольнении их от службы), II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); VII, 1727 г., 343 (ложний донос на наместника м-ря Льва); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археол. словаря, 44 (Соколов Петр в 1679 г. написал для м-ря икону чудес Пресв. Богород. Владимирской); “Собр. узак. и распор. Правит.», 1888 г., 27, ст. 268 (епископу викарию Вологод. епархии назначено постоянное местопребыв. в Устюж. Михаило-Архан. м-ре, который и вверен его управлению). 624. Архангельский, женский, ныне церкви, в гор. Ядрине, Казанской губ. Без сомнения основан в XVII ст., так как в 1677 г. упоминается «Ядринской, арх. Михаила, новопостроенной пустыни», игумения Таисия. Упразднен в 1764 г. и имел тогда каменные церкви Арх. Михаила и Владимирской Бож. Матери. “Ист. Росс. Иер.», 832 (показан мужским); “Памят. кн. Казан. губ. на 1863 г.», Отд. IV, 117; Строев, “Спис. иер. и наст.», 308. 625. Архангельский, женский, ныне приходская церковь в слободе Васильевой, Нижегородской губ., Балахнинского у., в 43 вер. к сев.-зап. от Балахны, на правом берегу р. Волги. Существовал в XVII ст. и в 1677 г. им управляла игуменья Марфа. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 502; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 630. 626. Архангельский, женский, ныне церковь в гор. Княгинине, Нижегородской губ. Должно думать, что он основан во второй половине XVI ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010