и о творении рук Его повествует твердь;  3 День дню передаёт речь и ночь ночи открывает знание. 4 Нет у них языка, нет слов и не слышен голос их, 5 Но по всей земле прошла весть их и до краёв мира – речь их. Он поставил в них шатёр для солнца, 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как воин, пробегая путь свой; 7 На крае небес восход его, и закат его – на другом крае их; ничто не скроется от жара его. 8 Закон Господень непорочен, обновляет души; 54 Завет Господень верен, умудряет простых; 9 Повеления Господни праведны, веселят сердце; Заповедь Господня светла, просвещает очи; 10 Страх Господень чист, пребывает вовек; Суды Господни истинны, все праведны, 11 Вожделенны более золота, множества золота чистого, слаще мёда и сотовых капель. 55 12 И раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. 13 Ошибки свои кто осознает? От неведомых мне грехов очисти меня 56 14 И от гордости удержи раба Твоего, чтобы ей не обладать мною; Тогда я буду непорочен и чист от тяжкого греха,  15 И слова уст моих и мысли сердца моего Всегда будут угодны Тебе, Господи, помощник мой и избавитель мой! Псалом 19 (20) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Да ответит тебе Господь в день тревоги, да защитит тебя имя Бога Иаковлева! 3 Да пошлёт Он тебе помощь из святилища и с Сиона поддержит тебя! 4 Да вспомнит о всех жертвах твоих и всесожжение твоё примет! () 5 Да сделает Он по желанию сердца твоего и все замыслы твои исполнит, 6 Чтобы возрадоваться нам о победе твоей и во имя Господа, Бога нашего, поднять знамёна. 57 Да исполнит Господь все просьбы твои! 7 Ныне познал я, что Господь дарует победу помазаннику Своему, Ответит ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. 8 Одни колесницами, другие конями, а мы – именем Господа, Бога нашего, хвалимся. 9 Они будут разбиты и падут, а мы поднимемся и утвердимся. 10 Господи, спаси царя и отзовись в тот день, когда мы призовём Тебя! Псалом 20 (21) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Господи, о силе Твоей веселится царь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу, о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны... о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. ( Втор. 33 ). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер... и дерева плодоносные и все кедры, и зверей и всех животных, и пресмыкающихся и птиц крылатых, и царей земных, и князей, и судей, и всех людей!.. ( Пс. 148 ). И действительно, во «святом» Иерусалимском храме, где «восседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Пс. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим» и там совокупно прославляли Творца ( Псал. 28:9 ). Там были в разных изображениях и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые дерева, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветкообразные светильники, и для курений фимиам, и для вожжения елей, и миро для священного помазания и т. д... ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов человека, зверя и птицы: «И у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны – к пальме лицо львиное» ( Иез. 41:18–19 ), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля, и притом с надеждой быть услышанными и получить просимое, имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Где же, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев», и когда Израиль почитал только «чистого духа», только «все отвлеченно духовное, бескровное и бесплотное»?!. Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира – от человека до скота, и зверей, и птиц, и рыб, и растений, и светил небесных – как на «порождение дьявола», как «на неискупимо грешное, проклятое, бесовское»?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны… о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. ( Втор. 33 ). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце, и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб, и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер…и деревья плодоносные и все недра, и зверей, и всех животных, и пресмыкающихся, и птиц крылатых, и царей земных, и князей, и судей и всех людей!.. ( Пс. 148 ). И действительно, во «святом» Иерусалимском храме, где «восседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Пс. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим» и там совокупно прославляли Творца ( Пс. 28:9 ). Там были в разных изображениях: и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые деревья, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветкообразные светильники, и для курений фимиам, и для возжжений елей, и миро для священного помазания и т.д ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов: человека, зверя и птицы: «и у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное» ( Иез. 41:18–19 ), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля и при том с надеждой быть услышанными и получить просимое имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Где же, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев» и когда Израиль почитал только «чистого духа» только «все отвлеченно – духовное, бескровное и бесплотное?!.» Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира, – от человека до скота и зверей, и птицы, и рыбы, и растений и светил небесных, – как на «порождение дьявола», как «на неискупимо – грешное, проклятое, бесовское?!.» Где и когда он признавал «весь мир», как отрицание Бога», и «Бога как отрицание всего мира?!.» Разве не Израиль признал себя «святым» и плоть человека достойнейшим образом Бога и ангелов Его?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу, о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны... о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. (Второз. 33). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце, и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб, и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер... и дерева плодоносные, и все кедры, и зверей, и всех животных, и пресмыкающихся, и птиц крылатых, и царей земных, и князей и судей, и всех людей ( Псал. 148 )!.. И действительно, во «святом»Иерусалимском храме, где«возседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Псал. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим», и там совокупно прославляли Творца ( Псал. 28:9 ). Там были в резных изображениях: и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые дерева, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветообразные светильники, и для курений фимиам и для возжений елей, и миро для священного помазания и т. д. ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов человека, зверя и птицы: «и у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное» (Иезек. 41:18, 19), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля, и притом с надеждой быть услышанными и получить просимое, имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Гдеже, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев», и когда Израиль почитал только «чистого духа», только «все отвлеченно–духовное, бескровное и бесплотное?!.» Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира, – от человека до скота и зверей, и птиц, и рыб, и растений и светил небесных, – как на «порождение диавола», как «на неискупимо-грешное, проклятое, бесовское!.» Где и когда он признавал «весь мир», как отрицание Бога», и «Бога, как отрицание всего мира»?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Как ты, червь и тля, смеешь говорить: “Долго нет второго пришествия, а уже пора ему быть”? Как можешь ты устанавливать срок Владыке и Создателю, о Котором написано: очи Господни яснее солнца в сотни миллионов раз, и следят за всеми путями человеческими, и видят все тайное , Он определяет число дней и сроки жизни, Он внушил страх всякому живому существу, дал человеку разум и искусство, проник оком Своим в сердце его, показал ему великолепие дел Своих. Не говори: “Скроюсь от Господа и среди множества людей останусь неузнанным, и кто вспомнит обо мне, — что такое душа среди бесчисленной твари?” Ведь небо небес и бездна и земля, горы и основания земли трепещут и трясутся в страхе пред Ним. Ты же бесстыдно извращаешь смысл Писания и провозглашаешь безумно: “Вот уже тысяча пятьсот лет прошло после Христа, а второго пришествия Его всё нет, хотя уже пора ему быть”. Священное Писание, показывая человеческую худость и немощь, так говорит о человеческом естестве: “Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня… Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением… Ты гонишься за мною, как лев”(Иов. 10, 8 — 11, 15, 16.). Ты запечатал беззакония мои в мехах (Ср.: Иов. 14, 17; Ос. 13, 12.); когда я кажусь себе стоящим твердо, тогда окончательно погибаю (Ср.: Притч. 16, 18; 18, 13.); как сон проходит, так и я отойду, как мечтание ночное, так и я исчезну (Ср.: Иов. 20, 7–8.). И еще говорит: “Не ведомо мне ничего выше небес, и ничего глубже ада я не знаю, и неизвестно мне ничего пространнее меры земной или шири морской” . И если я вопрошу землю, ничего мне не поведает; если заговорю с четвероногими, ничего мне не скажут; и если буду допытываться у птиц небесных, не ответят мне; если обращусь к рыбам морским, они останутся безмолвными (Ср.: Иов. 12, 7–8.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

по евр. тексту) и земля», то нельзя не придти к мысли, что они прежде всего означают небесные, земные пространства 4 , и кроме того все видимые и невидимые небесные тела, все миры, все солнца и звезды, составляющие вселенную» (стр. 361).Не знаю, далеко ли автор следил по Библии (и даже следил ли: цитаты не выставлены), что она разумеет под словом «небеса», или, говоря точнее: как по свидетельству Библии понимали евреи небо, – потому что, по убеждению автора, Моисей приспособлялся к пониманию евреев (стр. 361, 365, 375–6). Если проследить по Библии, как следует, то оказывается, что евреи с одной стороны понимали небо действительно так, как изъяснил автор: а с другой стороны они несомненно понимали его еще иначе, как это видно из многих мест Библии, о чем автор умолчал. Соломон в своей возвышенной молитве при освящении храма говорил, обращаясь к Иегове: «небо и небо небес не вмещают Тебя». И в той же молитве не раз повторял: «услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй... Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй» ( 3Цар.3, 27, 30:39 ).Если Соломон не мог явно противоречить себе, то не ясно ли, что еврей кроме физического неба, не могшего вмещать в себе Иегову, знал еще другое небо, отличное от физического, жилище необъятного Иеговы? Одно из двух: или мы должны предположить у евреев грубое материальное представление об Иегове, или должны убедиться, что еврей мыслил еще о некотором особенном, духовном небе. Псалмопевец говорит: «Господь на небесах поставил престол Свой» ( Пс.102:19 ). В следующем стихе призываются к благословению Господа «все ангелы Его», т. е. существа духовные. Если престол Господа может быть только духовным, то и небеса, на которых поставлен этот престол, могут быть только духовными. В псалме 118-м псалмопевец ясно различает три мировые области, которые он призывает к хвалению Бога. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (ст. 1 и 2). Это – высший духовный мир, духовные небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его. Христос называет Себя светом мира. Он – свет во откровение языков и потому – свет мира. Видимый свет мира – солнце. Одно солнце освещает весь мир, и точно так же освещает его один Христос, и нет нужды в другом свете. В какой мрак погрузился бы мир, если бы не было в нем солнца! И в какой мрак, если бы не было в нем Христа, Которым свет пришел в мир. Господь говорит: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Призвание человека – следовать за Христом. Христос – истинный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. Недостаточно смотреть на этот свет, но мы должны следовать за ним, ходить в этом свете, ибо это свет – стопам нашим, не только глазам нашим. Блаженны идущие вслед Христу, они никогда не будут ходить во тьме. Они будут иметь свет жизни – духовной жизни здесь на земле и вечной жизни – в будущем веке. Их путь – вслед Христу – до небес. «Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно». Как будто они не знают, что Моисей и пророки были собственными свидетелями, когда были посланцами Божиими. «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, – говорит Христос, – свидетельство Мое истинно». Он – свет мира, а свойство света быть видимым всеми, имеющими очи. Свет самоочевиден. Господь осознает Свою Божественную власть. В Его словах нет ничего неопределенного. «Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду», – говорит Он. Он знает, что Он пришел от Отца и идет к Отцу. Пришел от славы и идет к славе. В то время как судии Его исполнены невежества: «А вы не знаете, откуда Я и куда иду». Он сказал им, что Он пришел с небес и возвращается на небеса, но это звучит для них безумием. Они взяли на себя право судить то, что не разумеют. «Вы судите по плоти. Я не сужу никого», – говорит им Христос. Их суд – по земным меркам, а Господь не участвует в их чисто земных заботах, политических интригах, и в этом смысле Он не судит никого. «А если и сужу, – добавляет Он, – то суд Мой истинен». Если Он будет судить, они будут осуждены. Его суд делает непререкаемым присутствие с Ним Его Отца. «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня», Он не делает ничего отдельно от Отца, но все совершает во имя Свое и во имя Отца. И Господь смиренно напоминает им иудейский закон о том, что свидетельство двух человек истинно. Он применяет этот закон к Себе: «Я Сам свидетельствую, и свидетельствует о Мне Отец». Если свидетельство двух лиц – людей, которые могут обмануть и могут быть обмануты, – вы принимаете, насколько больше свидетельство Сына Божия относительно Себя, соединяемое со свидетельством Отца о Нем!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово Божие, явление Божества в мире, именно, Сына Божия, Которому особенно принадлежит «исповедание» ( Uoah. I. 18 ), откровение, явление Божества, изображает подобием благотворно возсиявающаго солнца: «возсияет вам», глаголет Бог у пророка, «боящимся имене Моего солнце правды, и исцеление в крилех его» ( Maл. IV. 2 ). Воспользуемся сим естественным подобием для некотораго изъявления истины сверхъестественной. Вы говорите: солнце на небе. Сие очевидно всякому. Но разсматривайте далее: что есть присутствие солнца? Любомудрствующие говорят, что присутствие вещи есть ея действование на другия вещи. Посему есть присутствие солнца повсюду, где оно действует своею силою света, теплоты, движения. И подлинно, когда ты, стоя на земле, видишь на небе светлый круг солнечный: тогда ты не можешь сказать, что солнце отсутствует; тогда и на земли есть для тебя присутствие солнца. Но и тогда, когда облака закрывают от тебя образ солнца, происходящий от него дневный свет, не есть ли также действительное присутствие солнца? И еще, когда та же солнечная сила, которая действует на всю подсолнечную вообще, особенным образом действует и оказывает свое действие в некоторой особенной вещи, напр., во внутренности плода производит нежность, способность к питанию, вкус, зрелость, а на его поверхности ознаменовывает свое действие яркою краскою и приятностию вида: не есть ли и сие действительное присутствие солнца в силе, действительное присутствие солнца в знамении? Дерзнем теперь, поколику возможно, вознести сие подобие к тому, что превыше всякаго подобия. Как есть первоначальное и существенное присутствие солнца на небе, во светоносном круге онаго: так есть первоначальное и существенное присутствие Божества на небесах небес, в неприступном свете, в собственном, так сказать, круге вечности Его, впрочем, как счастливо изъяснился один учитель христианский, в таком круге, котораго средоточие везде, а оружие нигде. Как солнце, не оставляя места своего на небе, тем не менее присутствует во всей подсолнечной, поколику всюду светит, греет, движет: так Бог, живя в неприступном свете на небесах небес, тем не менее присутствует во всем мире, и не видимом, и видимом, поелику «носит всяческая глаголом силы своея» ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Варуна по словопроизводству, – объемлющий, проникающий, (греческое νςανς, очевидно, одного корня, и индийский Варуна есть прототип Ураноса у греков) есть бог небесного свода, взятого отдельно от явлений света, – бог пространства в поднебесной и затем всего, что совершается в этом пространстве, окружающем небо и землю, всего, что живет в воздушном мире, касающимся земли и небес. Это также небо или свод небес, но без солнца, небо ночное, усеянное звездами 205 , или олицетворение темного пространства небес. Гимны Вед прославляют его, как предтечу или предвестника солнца, приготовляющего небесный путь 206 . «Он простер широкий свод небес и разделил между небом и землей». Он блюдет за явлением новой луны и указывает путь этому светилу ночи. Он владыка вод, которые падают с облаков на землю, равно как и тех вод, которые собраны на земле – «aquarum dominus», как после называется он в Магабарате 207 . «Оба моря, говорит гимн, (т. е. небо и воды земли) суть его бедра, он простерт по всему необъятному пространству вселенной 208 . В его ведении путь птиц, летающих в воздушном пространстве, и корабли, плавающие по морю, – он назначает им путь и управляет ими 209 . Ветры, дующие в воздушном пространстве, – его дыхание. Как бог темного пространства небес, он есть таинственная сила, которая наблюдает за всем, что в пространстве, которое есть среда всех жизненных явлений». Варуна видит незримо все, что между небом и землей, все, что лежит между ними. Он считает взгляды человеческих глаз. Как игрок мечет игральную кость, так он направляет все вещи 210 . Он содержитель всего, что находится в воздушной среде и вообще в пространстве, поэтому он охранительная сила жизни, её продолжения, её процесса, её движений, совершающихся в пространстве. От него зависит ход и порядок жизни в природе и человеке. Он знает и направляет пути человека и наказывает за уклонения от этих путей, негодует на грех и карает его. К нему, по преимуществу, обращены гимны о помиловании, прощении за грех и преступление 211 . От него зависит и продолжение физической жизни, – он посылает из той же воздушной среды болезни и смерть. К нему обращены и молитвы о том, чтобы дольше не сходить «в дом земной глины» (в могилу).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Окончив молитву, паки пророк видит ее событие и славные последствия. " Приидут вельможи от Египта в Иерусалим: Ефиопия ускорит простерти руки свои, дабы принести дары Богу " . Событие сие предначалось пришествием в Иерусалим царицы Савской, но в большей полноте открыться долженствовало после пленения Вавилонского (см.: Пс.86:4; Ис.19:24; Соф.3:10), совершилось во время пришествия Мессии, начиная от евнуха царицы Кандакии, и может быть, еще совершится (см.: Пс.71). III 33. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви. 34. Возшедшему на Небо небесе на востоки; се, даст гласу Своему глас силы. 35. Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. 36. Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог. 33. Царства земные! Пойте Богу, бряцайте Господу. 34. Шествующему в небесах небес древних: се даст во гласе Своем глас силы. 35. Дадите силу Богу: на Израиле превознесение Его, и сила Его на облаках. 36. Страшен еси, Боже, от святилищ Твоих: Бог Израилев сей даст силу и крепость Народу. Благословен Бог. Изобразив чудеса присутствия Божия в Церкви и ее славную судьбу, сопряженную с превознесением Мессии, и заключив пророчество молитвою, Давид прекращает собственную песнь. Он возвращается к тому, с чего начал, и, представив действительнейшие побуждения к прославлению Бога, с новою силою призывает к прославлению Его не одну Израильскую, но Вселенскую Церковь всех мест и времен, так как мысль его занята судьбою ее всеобщей. " Не твою одну судьбу, о Израиль, я ублажаю, и потому не тебя одного приглашаю к участию в моем славословии. Царства земные! Царства даже языческие! Бог дарует и вам Господа Мессию, убо и вы пойте Богу, бряцайте Господу. Служите не ничтожным божествам, которые вы мните обретать на земле, ниже силам небесным. Но Богу, шествующему в небесах небес, обитающему превыше зримых или постигаемых тварями небес, живущему в небесах небес древних (, см.: Пс.42:2), или еще без сравнения паче самых небес Ветхому деньми, ходящему в небесах небес востока (ибо значит и сие) вечного, незаходимого, производимого присутствием оного несозданного Солнца " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010