—431— лишь слегка изменённые (а Син даже не изменённое) имена вавилонского пантеона. Такое имя, как Дху-Самави представляет буквальный перевод финикийского Ваал-Самаин. У северных арабских племён встречаются культы и буквально тождественные с культами ханаанских сирийских и вавилонских племён (см. Чuc. XXII–XXV ). Но одно божество выделяется в арабском пантеоне, поднимается над другими, заслоняет собой их и в конце концов их вытесняет. Это – Аллах. В глубокой древности ему придавалось ещё имя Ил-Маках – бог, который внимает. Культ его был наиболее распространён. Его называли Аллах таала – высшее божество. В клинообразных надписях, говорящих о состоянии Аравии в VIII–VII вв. до Р. X. имя Аллах часто входит в состав географических обозначений, каковы – наприм., Ау-Аллах, Шам-Аллах. Перед временем Магомета секта ганифов исповедовала веру в единого бога Творца-Аллаха 2491 . В верованиях этой секты, как вообще в верованиях арабских племён позднейшей эпохи, было много иудейских и христианских элементов, но имя Аллаха ведёт нас в древность много предшествующую появлению христианства. Аллах вытеснял других богов постепенно, он ограничивал их власть, закрывал их имена своим именем, и они постепенно ниспадали на роль – духов, благодетельствующих или вредящих людям. Таковы, джинны, гули (духи вредоносные), подобными являются и Бенат Аллах – дочери Аллаха. Но прежде чем настала эта эпоха, следы которой ещё видны в Коране, древние боги семитов господствовали в Аравии под самыми различными именами. С свойствами бога солнца являются здесь Атар-Самаин, Уротал, Изаф, Вад, Манаф, Ягут, Яук, Хобал. Лунное божество, которое управляет рождениями, называлось Алилат-Аллат, Хайла, Саваха, Монат. Характерно развит в арабской теологии образ гермафродитного божества Атор или Атар. Это имя часто встречается —432— на гимиаритских надписях. Атор представлялся, как лицо мужеское и назывался отцом Сина, но в тоже время Атор лицо совершенно женское. Атор – Venus barbata, царь Астарта. Атор упоминается в клинообразных надписях Ассурбанипала, как одно из главных арабских божеств: Атар-Самаин-Атар небес. Этот образ сближают с египетской Гатор и полагают, что культ её был введён фараонами на западном берегу аравийского полуострова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он просто ответил глупо, негодно. С этого глупого ответа Коперника на нравственный вопрос о планете и солнце началась пошлость планеты и опустошение Небес. «Конечно, – земля не имеет об себе заботы солнца, а только притягивается по кубам расстояний». Тьфу! (В.В.Розанов) 2. Слой сознания и понимания Во-вторых, поскольку история есть становление фактов понимаемых, фактов понимания, она всегда есть еще тот или иной модус сознания. Тут впервые проводится резкая грань между природой и историей. Я не буду опровергать бесконечных упреков в «субъективизме», «идеализме», «метафизике» и пр. Это скучно. Кто не усваивает «объективности» «сознания» и «понимания», тот напрасно читает мои рассуждения и напрасно теряет время на изучение проблем мифа и истории. Факты истории должны быть так или иначе фактами сознания. В истории мы оперируем не с фактами как таковыми, но с той или иной структурой, даваемой при помощи того или иного понимания. Куча фактов, из которых состоит, например, эпоха культурного перелома России в XVII в., должны быть осмыслены заново так, чтобы получился действительно культурный перелом, а не просто голые факты, как, например, западная живопись в боярских домах или немецкая слобода под Москвой. Все эти факты как факты, сами по себе, совершенно ничего не значат в смысле истории. Они должны быть обняты какой-то общей концепцией, в них же содержащейся, но не появляющейся из простой их суммы. Историческое зрение обобщает эти факты и видит их in specie. Этот подвижной «специес» и есть подлинный предмет истории. Что он дает для мифа? Конечно, он не сравним в этом отношении с первым слоем. Если первый слой, можно сказать, амифичен, то второй слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы ареной, где разыгрывается мифическая история. При его помощи мы можем увидеть миф, увидеть подлинно исторические факты. Пока мы находимся в первом слое, мы только анализируем отдельные краски, которые ушли на изготовление картины, холст, на котором она нарисована, химически и физически анализируем все вещества, из которых состоит картина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

   ««Ты, Христе, свет тихий (в виду вечера)    святыя славы (нестерпимой для нас грешных)    бессмертного (в противоположность закату солнечному    и истощанию Христа в крестной смерти)    Отца небесного, святого блаженного, Иисусе Христе,    Пришедше на запад солнца (доживши до заката)    видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа. Бога.    Достоин еси во вся времена (а не только вечером)    пет быти гласы преподобными (более нас подходящими)    Сыне Божий, живот дающий,    (почему) благодарный мир Тебя славит " " .    Св. Григорий Богослов в своей полемической против ариан деятельности много писал не только бесед и посланий, но особенно много составлял поэтических произведений. Это был по преимуществу богослов-поэт. В его поэмах находим много выражений, которые потом, так или иначе, были использованы в нашей литургической гимнографии. Например: его беседа на Пасху начинается словами: «Воскресения день, начало блаженства, просветимся торжеством, друг друга объимем, рцем: «братие»... Эта фраза взята Дамаскиным в его пасхальные стихиры. За сим, св. Григорий в той же беседе говорит: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь Тебе», что также было использовано Дамаскиным в его пасхальном каноне. Тот же св. Григорий вещает: «О Пасха, великая и священная, Христе. О мудрость, сила Божия...», что в том же каноне Дамаскина встречается. Знаменитая беседа св. Григория Богослова на Рождество начинается словами: «Христос рождается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся...», что, как известно, взято за начальные слова ирмосов Рождественского канона.    Выше было указано о «Пире десяти дев» св. Мефодия Олимпийского, весьма искусственном и мало удачном подражании пиру Платона, в каком произведении св. Мефодий влагает в уста своих дев известный уже нам гимн в честь девства «Ипакои».    К тому же времени, т.е. к IV веку, следует отнести появление акростишных гимнов. Как известно, акростихи или краегранесия стали искусно употребляться позднейшими византийскими писателями в их канонах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

20. Узнав об этом, приидите с нами, поклонитесь Христу, царю и Богу нашему 51 , облобызав на иконе Его святое изображение. Ведь не идолам, как вы говорите, мы поклоняемся, а Христу, точнее, веруя во Христа. Ибо одним является идол, другим – икона. Идол есть то, что не имеет первообраза, например, человека, который жил в земной жизни и явился среди людей праведным делами своей правды; то, что изготовлено из материала, возможно камня или меди, и всецело изваяно по образу человека с грудью и коленями и со всеми членами и частями тела, занимающими подобающее место, называется истуканом, а тот, кто поклоняется ему и почитает его, – идолопоклонник и поклоняется истукану. А икона изображает на доске и на стене цветами, очевидно, некоего святого человека, жившего в этой жизни праведно и добродетельно и просиявшего среди людей деланием заповедей Божиих, или чудесами и знамениями, или мудростью и учением Божиим, или исповеданием и смертью за любовь Христову. И тот, кто поклоняется ей и чтит ее, поклоняется не цветам и известке, как вам представляется, но изображению того, чья жизнь и слово просияли в настоящей жизни ярче солнца, кому и честь, как восходящая к первообразу, воздается. 21. Ибо, подобно тому, как ваши отцы в древности, лобызая херувимов ручной работы, которых по указанию Божию изготовил Моисей, чтобы осенять очистилище 52 , не лобызали то чеканное золото и не поклонялись идолам, но [лобызали] образ и изображения, сделанные как указание на высшие силы, и мы, делая то же самое, не согрешаем и не поклоняемся идолам. 22. Поэтому, отложив всякое возражение, всякое неподчинение, соединитесь с нами – с Церковью Божией из язычников, именовавшиеся народом избранным Божиим; и ешьте не манну или перепелов, как ваши отцы, не то, что извергается вон 53 и гниет, и не пейте воду из обрывистой скалы, текущую в землю и исчезающую, но ешьте хлеб – Тело Христа Бога, сшедшего с небес, и пейте Пречистую Его Кровь, истекшую из прободенного Его ребра, соединяющиеся и смешивающиеся с нашей душой и телом: с душой по Божеству, с телом по плоти, которая была принесена в жертву и жертвуется за нас ради жизни вечной, во оставление грехов и для приобщения Святому Духу. И та манна, которую ели отцы ваши, была указанием на Тело Христово, а вода, источавшаяся для них из скалы, – на Его Пречистую Кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Так давайте понаблюдаем за тенистым сим и добросочным Древом Жизни, древом монашеского жительства. Древо (монашеский град) Монашеская жизнь некоторым образом лишена родословной. Образцом иноческого совершенства служит жизнь ангелов, обращавшаяся вокруг Престола и небесного мира Божия еще до сотворения чувственного мира. Корни ее родословного древа тянутся к райскому саду – Эдему, что на восходе солнца. Все начинается тем общением сына с Родителем в раю, что (увы!) из-за грехопадения Адама и Евы превратилось в плачевное поражение и ожидание искупления, о котором повествуется в Евангелии. Монашество, таким образом, имеет отправной точкой жизнь окончательно обретенного райского блаженства. В Ветхом Завете Бог подготовил падшего человека для принятия Своего Сына. Так, Он открыл человеку Свой Лик, поведав о том, что Бог Сын един со Отцом и Святым Духом, а также о Божественном, нераздельном, ипостасном общении с человеком. Так Христос освободил человека из рабства, дал ему Церковь , Крещение, все церковные таинства. А для большей радости, покоя и обогащения Святыми Дарами и Божественной жизнью Он построил в миру некий надмирный мир – монашество, благодаря чему перстный человек уподобляется ангелам и восседает на Престоле, собеседуя с Богом о том, что возможно вместить человеку. Уже в иудаизме и языческом мире мы находим подобие монашеских форм жизни, например, в Египте. Святые мужи Ветхого Завета – пророки Моисей, Илия, Иоанн Предтеча, жившие по горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:38 ), – прообразовали монашество. Пророк Исаия составил увещевание для дивных монахов, «птиц, что обозревают высоты», мудрейших среди многих. О сих, лучших мира сего, было проречено: На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкатъ ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте ( Ис. 62:6 )! Это значит, что на крепостные стены Церкви Господь поставил этих крылатых воинов и доблестных многоочитых аскетов, непрестанно воспевающих и лицезреющих Бога славы, неусыпными стражами в знак доверия и почета. Мы уже говорили с вами о том, что монастырь есть изображение Горнего Иерусалима, Царствия Божия. В Древней Церкви прообразами монашеской жизни были совместные трапезы любви – агапы 2 , апостольское общение и апостольские общины в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе — этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ουσα с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики [  ]! В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту μοσιον святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ουσα и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что–то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью [  ]. Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию [  ] и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ουσα обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе — α οσαι, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог «превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение» [  ]. Впрочем, это — святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах. Преподобный Симеон заводит речь и о сущности видимых творений, чтобы подчеркнуть, как это делал святитель Василий [  ], ее непознаваемость для человеческого ума: «Если бы ты мог познать высоту небес, — пишет он в письме Стефану Никомидийскому, — или определить, какова сущность солнца, луны, звезд» [  ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Оно делает день яснейшим, бросая лучи свои, как какие-либо молнии, ежедневно показывая во всем блеске свою красоту, появляясь вместе с утром и пробуждая всех людей к исполнению своих дел. Его-то красоту изображая, блаженный пророк говорит: " оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще . От края небес исход его, и шествие его до края их " (Псал. 18:6-7). Видишь, как (Давид) изобразил и красоту и быстроту движения (солнца)? Словами: " от края небес исход его, и шествие его до края их " (Давид) показал нам, как (солнце) мгновенно обтекает всю вселенную и от края до края разливает лучи свои, через то доставляя великую пользу. Оно не только греет, но и сушит; и не только сушит, но жжет, доставляя нам многую и разнообразную пользу; это весьма удивительная стихия, и едва ли кто в состоянии по достоинству все выразить. Говорю так и превозношу эту стихию не для того, чтобы ты, возлюбленный, останавливался на ней, но чтобы от нее восходил выше, и перенес свое удивление на Творца этой стихии. Чем большей представляется стихия, тем более дивным является Создатель. 4. Но ученики эллинов, приходя в удивление и изумление перед этой стихией, не могли прозреть далее и прославить Творца, а остановились на стихии и обоготворили ее. Поэтому блаженный Павел и говорит: " и поклонялись, и служили твари вместо Творца " (Рим. 1:25). Что может быть безумнее этих людей, которые не могли из создания познать Создателя, но впали в такое заблуждение, что тварь и создание возвели на степень Творца? Поэтому божественное Писание, предвидя удобопреклонность беспечных людей к заблуждению, учит нас, что эта стихия сотворена спустя три дня, после того, как произросли на земле все семена и земля получила свое украшение: пусть после этого никто не посмеет сказать, будто без содействия солнца не могут созревать произрастания земли. Поэтому (Моисей) показывает тебе, что все было совершено до создания солнца, чтобы ты созревание плодов приписывал не ему, но Творцу вселенной, Который вначале сказал: " да произрастит земля зелень, траву " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пророк Иоиль: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Ягве Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив... (Иоиль, 2:13). Св. Василий Великцй в Шестодневе, описывая четвертый день творения, отмечает, что небесные светила будут в знамения, и во времена, и во дни и лета ( Быт. 1:14 ). Св. Василий отвергает халдейский сабеизм, верования, что жизнь и судьбы зависят от движения небесных тел, так называемую астрологию. Поразителен и неожидан всплеск астрологических суеверий в наше время, особенно гадания по созвездиям Зодиака. Св. Василий относит знамения к области природных явлений, на которые особое внимание обращают мореплаватели, путешественники, земледельцы. А в конце времен, напоминает св. Василий, в солнце, луне и звездах будут знамения, предвещающие разрушение вселенной: «Господь же предсказал, что в солнце, луне и звездах явятся даже знамения разрушения вселенной. Солнце обратится в кровь, и луна не даст света своего ( Мф. 24, 29 , ср. Иоиль 2:31 ). Таковы знамения скончания вселенной!» Беседы на шестоднев, Беседа 6]. У Иоиля это звучит так: И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Ягве, великий и страшный ( Иоиль 2:30–31 ). Солнце превращается во тьму и луна в кровь при каждом солнечном и лунном затмениях – темный диск солнца при солнечном затмении и красноватый вид луны – при лунном. Это явления, объясняемые физикой. Возможно, некие особенной силы затмения солнца и луны предвестят кончину мира. Св. Кирилл Иерусалимский отмечает, что при втором пришествии Христа будет не только гибель и разрушение небес, но и их воскресение: «Как человеку приписывается погибель, по сказанному: видите, яко праведный погибе, и никто же не приемлет сердцем ( Ис. 57:1 ), а между тем ожидается воскресение; так ожидаем как бы воскресения и небес. Солнце обратится во тму, и луна в кровь ( Иоиль 2:31 )» Слова огласительные, слово 15, п. 3]. Кругооборот земли вокруг солнца определяет дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Исповедуя свою веру в Него, апостол Петр говорил: “Мы познали, что ты Святый Божий”, то есть Христос, Сын Бога живаго, как поясняет сохранившейся вариант этого места » . Вот такое объяснение у Андрея Кесарийского . Итак, Святым является только Господь. Все так называемые святые обладают не автономной святостью, а отражают ту святость, которая изливается на них от Христа, а Он – единственный источник святости, духовного света. Есть свет физический, который разлит по всей вселенной, он исходит от звезд. И есть свет духовный, который выходит за пределы обозримой вселенной. Потому что о Боге сказано: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя… » ( 3Цар.8:27 ). Чтобы нам лучше понять, чем Святость Христова отличается от святости человеческой, давайте вспомним, что Луна, которая светит на небе, собственный источник света не имеет, она отражает свет Солнца. Лучи Солнца падают на Луну, и вот мы видим светящуюся Луну. Зашла Луна в тень нашей планеты, и мы не видим лучей Солнца, отражающихся от Луны. Итак, Святой только Господь – «Един Свят, Един Господь». А так называемые святые люди – они являются таковыми только в силу того, что стяжали возможность отразить свет Христов, показать, как свет Христов коснулся их. То есть человек становится святым именно тогда, когда свет Евангелия проникает внутрь души человека, и душа человека наполняется этим сиянием. Но сам святой человек никогда не является некой автономной единицей, которая сама по себе вырабатывает духовный свет. Святой освящается от Господа, Который один – Источник любых форм святости. Знаете, как изображают Георгия Победоносца на Востоке и на Западе? На Западе – это рыцарь, закованный в латы, с напряженными бицепсами, с услилием вгоняющий копье в глотку змия. А православное иконописцы изображают Георгия спокойно сидящим на коне, он вот так, легко, не сжимая, держит копье. И таким образом православная иконография показывает нам, что любая победа совершается силой и святостью Иисуса Христа, а не напряжениями мышц, ума, воли того или иного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо как, по достоверному же известию, Он зачат был в девической утробе во время благовещения в пятницу и в пятницу же пострадал, так в день недельный Он родился и в день недельный же воскрес. И прилично было Христу родиться в день недельный, в который Бог сказал: «да будет свет» (Быт. 1:3); и в который «был свет» (Быт. 1:3) в тот же день подобало, чтобы и Сам Он, Свет присносущный, воссиял миру. А то что Христос имел родиться ночью и в известный ее час, об этом пророчески предречено в книге Премудрости Соломоновой, где говорится так: «Ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин» (Прем. 18:14–15) Совершились и великие чудеса во вселенной во время Рождества Христова. Так, в тот самый час, в который Господь наш сшел через девические врата, запечатленные чистотою, внезапно в той пещере истек из камня источник воды, а в Риме вышел из земли источник елея и потек в реку Тибр. Храм идольский, именуемый вечным, разрушился; идолы сокрушились, и на небе явилось там же три солнца. А в Испании в ту же ночь явилось облако светлее солнца, в Иудейской стране виноградники энгаддские расцвели, несмотря на зимнее время Особенно же чудесно было то, что описано в Евангелии, когда ангелы сошли с небес с песнопением и ясно предстали перед людьми. Случилось это так. Против той пещеры, в которой родился Христос, по свидетельству блаженного Иеронима, находилась очень высокая башня, называемая Адер, в которой жили пастыри стад. Там в ту ночь трое из них случайно бодрствовали и стерегли свое стадо, и вот верховный среди сил небесных ангел (которым, по мнению святого Киприана, был святой благовестник Гавриил) явился им в великом сиянии, блистая небесною славою, которою он и их осиявал; увидев его, они очень испугались. Но явившийся ангел, повелев им оставить страх и не бояться, благовестил им о радости, наступившей для всего мира через рождество Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010