Примечательно, что исчезновение с географической карты Западной Римской империи, которое датируют сентябрем 476 года, когда предводитель варваров-наемников Одоакр, низвергнувший малолетнего императора Ромула Августа и объявивший себя конунгом - королем Италии со столицей в Равенне, в конечном счете не прервало формирующейся европейской традиции. Традиции, связанной с христианством и наследующей античным образцам. Пусть для этого потребуется почти тысячелетняя история - только эпоха Возрождения в XIII-XIV веках начнет заново открывать фундаментальные откровения греко-римской культуры. Но сама европейская культура, наследуя греко-римской традиции, исподволь вбирает все богатство Средиземноморья. Греческая архаика хранит в себе - пусть в «снятом» виде - сакральную красоту древнеегипетской пластики и избыточное пиршество древнеперсидского искусства. Большие линии истории открывают внутренние связи, которые оказываются важнее исторически временных противостояний религиозных, социальных и эстетических систем. Сегодня много пишут о конфликте цивилизаций, который, захватив умы и сердца, выплеснулся на улицы мегаполисов. Но на уровне школьного знания известно, что народы, почитающие Ветхий Завет, принадлежат к одной цивилизационной ветви - иудейско-христианско-исламской. Некоторые полагают это сочетание оксюмороном, соединением несоединимого, - но дело вовсе не в точке зрения, вовсе не в позиции, которую занимает исследователь. Мы сегодня слишком много говорим о различиях людей и народов. Понимание различий и особенностей сыграло необычайно важную роль в развитии научной и политической мысли ХХ столетия, в формировании новых подходов к решению гуманитарных проблем. Но сегодня стоит задуматься о единстве рода человеческого. О тех фундаментальных гуманистических ценностях, которые были выстраданы верой и знанием за тысячелетия нашей общей истории. Надо вспомнить простые слова - сострадание, любовь к ближнему, гуманизм, - без которых само существование рода человеческого теряет смысл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

какому-нибудь одному определенному моменту и обозначено одним годом. Оно обнимает собой целую эпоху, внутри которой зарождаются и развиваются явления, обозначающие собой переход от древней истории к новой. Весьма характерно то обстоятельство, что все эти явления в хронологическом отношении идут рядом, появляются и достигают торжества почти в одно и тоже время. В VII веке от основания Рима римская республика, подчинившая себе уже весь древний мир, превращается в империю, заканчивает свою историческую миссию и начинает колебаться в своих основах. Век Августа – „золотой век“ греко-римской цивилизации, и вместе с тем век, с которого становятся приметными признаки её падения. Несколько ранее образования империи Августа, но в том же веке в первый раз в истории мы встречаем имя тевтонов, вступающих в борьбу с Римом, а в конце этого века в одном из отдаленных уголков империи рождается Христос, основатель нового религиозного учения. Спустя четыре века, все эти явления вновь встречаются вместе уже в полном развитии. В начале IV века нашей эры христианство объявляется господствующей религией и распространяется среди варварских народов; в средине того же века, в царствование Юлиана, происходит последняя реакция во имя умирающей языческой цивилизации; в конце же его римская империя наводняется варварскими племенами германцев, нанесшими последний удар независимости её западной половине. Если мы подойдем еще на два века ближе, то не находим в Европе уже ни римской империи, ни древней культуры: на месте их мы увидим – на западе новые, христианские народы германского происхождения – на востоке же византийскую империю и начинающих обращать на себя внимание славян. Таким образом эпоха, которою открывается новая история, простирается собственно от 1-го по VI-й век нашей эры; но в видах практического удобства мы можем ограничить ее тремя веками: IV, V и VI, потому что только с IV-ro века в полной силе выступают явления, характеризующие начало новой истории, и к VI-мy веку преобразуют её содержание. И как вы ни назовете эти три века: временем ли разложения греко-римской цивилизации, эпохой ли переселения народов или периодом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще одно необходимое соображение, касающееся христианства Европы, связано с тем, что в последнее время стало едва ли не общепринятым штампом характеризовать современное общество Европы и Америки как постхристианский мир. За такой констатацией стоит ряд очевидных печальных обстоятельств – чтобы в этом убедиться, достаточно включить телевизор. Но эта материя еще слишком свежа и нова: кризисное состояние христианской Европы бесспорно, но столь же бесспорна и неудача состоявшихся уже в ХХ столетии опытов построения новых постхристианских орднунгов. Есть все основания надеяться, что и осуществляемый ныне проект устроения в Европе, Америке и на всем пространстве земли общества политкорректности, воинствующей и нетерпимой ко всякой инаковости, игнорирующей религиозные и этические ценности народов, закончится таким же выкидышем, как и проекты нюрнбергских мечтателей о тысячелетнем рейхе. Во всяком случае, оставаясь в рамках истории и ретроспекции и отвлекаясь от неблагообразной сиюминутности и от опасных перспектив, позволительно держаться за старый добрый термин – христианская Европа, не закрывая при этом глаза на давно уже прозябшие на европейской почве побеги, из которых выросли кошмары ХХ века – одним из таких побегов была Великая французская революция, хотя и она была, конечно, не первым восстанием против Христа в крещенной Европе. Выделение христианской цивилизации как некоей целостности расходится с концепциями ряда видных историков и философов, придерживавшихся полицивилизационного подхода к истории. Так, на противопоставлении романо-германской Европы и России как центра славянского мира строится концепция Н.Я. Данилевского, который систематизирует и доводит до провоцирующей крайности более гибкие и осторожные идеи ранних славянофилов. Евразийцы, ставя во главу угла российской цивилизации византийское наследие, в то же время тесно сближали Россию с кочевым миром тюрко-монгольских племен, считая воздействие степи на Русь более глубоким, чем поверхностное влияние христианского Запада, иными словами – придерживались старинной максимы Жозефа де Местра: «Если поскрести русского, обнаружится татарин», – находя в ней повод не для самоуничижения, а для гордыни. О. Шпенглер в перечне культур, которыми он называет приблизительно то же самое, что у А. Тойнби именуется цивилизациями, не упоминает христианской культуры, противопоставляя западную культуру арабской, которая для него охватывает и византийский мир, рассматривая при этом Россию как еще один тип культуры, отличный и отдельный от византийского и названный им не без неуклюжего немецкого остроумия сибирским. У А. Тойнби западнохристианская и восточнохристианская цивилизации представлены не в изоляции друг от друга и исключительно по контрасту, как у Шпенглера или Данилевского, но с учетом общности их происхождения из греко-римской цивилизации под влиянием христианской закваски. Тем не менее, и Тойнби видит в них не разновидности одной и той же, но две различных цивилизации.

http://pravoslavie.ru/31669.html

Пока не явилась новая цивилизация, заменившая собою древнюю, последняя господствовала и подчиняла себе новые народы, разрушавшие по частям политическое здание римской империи, но не принесшие с собою никаких общеобразовательных элементов. Кто хотел в то время быть образованным, тот получал древнеклассическое образование, воспитывался на языческих поэтах и писателях, на изучении классической древности. Такое общее образование получали и отцы и писатели церкви, которые должны были и действовать среди общества с таким же общим образованием. С торжеством христианства, хотя не стало прежней настоятельной нужды пользоваться для защиты и распространения его теми средствами, какими располагало древнее образование и древняя общественная жизнь, но и тогда осталась нужда разъяснять и утверждать истины веры – для образованных из христиан – при помощи тех же средств, какими владело тогда светское образование, и какие представлял склад жизни, язык образованного общества, – подобно тому, как мы теперь пользуемся и не можем не пользоваться всем тем, что представляет современная нам наука, жизнь, язык для утверждения в умах наших современников истин и правил христианской веры. Иначе и быть не может. Окружающая человека жизнь всегда дает ему средства для раскрытия мыслей и для облечения их в формы. Между тем склад всей жизни греко-римского, даже христианского, мира был во многом совершенно другой, чем склад жизни новых обществ, а потому и неудивительно, что первый давал другие формы для облечения мысли, чем последний. Одною из таких форм в греко-римском мире и были те формы древнего языка, которых корень скрывался в языческом прошедшем греко-римской народности, которые поддерживались общим образованием, основанным на древних классиках, которые наконец для христианских писателей после IV в. освящены были употреблением отцов и писателей церкви первых трех веков, – разумеем формы древнего мистического языка. Нет ничего поэтому невероятного в том, что и после IV в., у людей с таких общим образованием, при мысли о христианских таинствах, тотчас же, –  благодаря слову, напоминавшему прошедшее, – возникала в уме параллель, представляемая в отношении к христианским священнодействиям языческими мистериями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Оставаясь в известной степени «римским патриотом» и поклонником греко-римской цивилизации, Олимпиодор вместе с тем был одним из первых византийских писателей, который понял, что без участия варваров империя не в состоянии победить варварство. Бесспорной заслугой Олимпиодора является то, что он значительно более объективно, чем многие другие византийские авторы, изобразил столкновение двух миров — греко-римского и варварского. Наиболее ярко политические настроения языческой оппозиции V в. отражены в сочинении византийского историка Зосима «Новая история». Страстные обличения существующего строя перемежаются у этого автора с гневными выпадами против христианства. О жизни Зосима известно только то немногое, что он сам сообщает в своем труде. Зосим жил в Константинополе во второй половине V в. Он занимал высокие должности — комита и экс-адвоката фиска, что указывает на его юридическое образование. «Новая история», появившаяся на свет уже после смерти автора, была создана в правление императора Анастасия (491—518), точнее, около 498 г. В этом обширном произведении, написанном четким и ясным языком, освещается история Римского государства со времени воцарения Августа до 410 г. Повествование о событиях до 270 г. носит суммарный и компилятивный характер, лишь период времени с 270 по 410 г. излагается подробнее. Источники, использованные Зосимом для освещения более ранних событий, неизвестны. Для IV—V вв. ими были главным образом утраченные труды Евнапия и Олимпиодора. Центральным сюжетом в сочинении Зосима, как и его предшественников, является борьба римского и варварского миров. Он с большой горечью признает упадок былого величия Рима и ставит своей основной задачей раскрыть его причины. В труде Зосима ярко проступает единая историко-философская концепция. Язычник по религиозным убеждениям и консерватор по политическим взглядам, Зосим видит главную причину разложения некогда могущественной Римской империи в забвении эллино-римской, языческой религии предков. Нашествия варваров, восстания покоренных народов, мятежи рабов, внутренний распад государства — все эти бедствия, постигшие империю в IV — начале V в., согласно его концепции,— наказание богов за измену древней языческой религии и принятие христианства .

http://sedmitza.ru/text/444006.html

Греческая политическая мысль создала специальные термины для характеристики понятия общность (koinTmhj), единство (nTmhj), согласие (PmTnoia); sЪgkrasij и m…xij, которые переводятся термином смешение , подчеркивали идею взаимного проникновения. Два или более элементов смешивались в единство. Это было идеалом не только политического, но и универсального единения. Христианский язык начал имитировать язык пропагандистов идеи Рима, особенно в конце III и начале IV b. Была принята философская концепция “гражданина мира”, обращенная ко всем людям. Христианские мыслители адресуют свои послания широкой аудитории всего романского мира 23 . Единство в понимании Церкви согласуется с греческим и римским философским представлением о нем. Структура обучения и воспитания Первоначально христианство явилось в религиозной среде позднего иудаизма, которая преодолела локальную изоляцию в границах Иудеи и была распространена в мире, где господствовали греко-римская цивилизация и греческий язык. Процесс, в результате которого христианство было эллинизировано и романизировано, а эллинистическая цивилизация оказалась христианизированной в рамках многонациональной Римской империи, имел решающее значение в истории педагогики этого периода 24 . Христианство не повлияло на греко-римскую концепцию обра­зования, которая продолжала оставаться наиболее значимой. Она содействовала как нравственному, так и интеллектуальному образованию, и это обеспечивало существование единого стандарта в области социальной и литературной. Моральное воспитание было обязанностью семьи, и родители были вовлечены в воспитание и образование своих детей. Повиновение семье считалось язычниками, евреями и христианами фундаментальным элементом их педагогического наставления 25 . Кроме того, по Цицерону, образование было госпожой и правильного поведения, и прекрасного слова. В грекоговорящих регионах образование стало основным фактором социальной стабильности. Этот тип образования состоял из трех частей: орфографии, грамматики и риторики, права и философии 26 .

http://pravmir.ru/greko-rimskaya-paydeyy...

Меню Закрыть Бесплатный онлайн-курс О ПРОЕКТЕ Бесплатный онлайн-курс «История европейской цивилизации: 30 веков развития»   – совместный проект журнала «Фома» и Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Юрия Анатольевича Шичалина.   Его цель – помочь слушателям разобраться: чем уникальна Европейская цивилизация, как она развивалась, куда идет и каково в ней место России и русской культуры.   В состав курса входят блоки обо всех исторических периодах от Древней Греции до Нового времени, а также об истории христианства, философии, культуры и традиции европейского образования. Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив Чем уникален проект? В XIX-XX веках одна единственная цивилизация – Европейская – совершила чрезвычайно важный переход в принципиально новое состояние и получила планетарное распространение. Именно она определила облик современного мира, сделала его таким каков он есть. Без понимания ее корней и того куда она движется в XXI веке невозможно понять ни историю России, ни современные тенденции развития общества и культуры.   И в то же время не следует сводить европейскую цивилизацию исключительно к современной Западной Европе. Европейская цивилизация — гораздо шире, сегодня ее опыт получает развитие в Китае, Индии и т.д.   Чтобы понять происходящие сегодня процессы и сформировать персональное компетентное мнение относительно них важно иметь системные знания в области европейской цивилизации: причин ее успеха, его базовых основ и специфического места России в общеевропейских цивилизационных процессах.   Данный курс разработан и реализован группой высококвалифицированных и признанных специалистов в области истории философии, образования, культуры и т.д. Программа проекта 1. Вводный курс. История Европейской цивилизации Европейская цивилизация от изобретения алфавита по наших дней: страны-носители европейской цивилизации, роль греко-римской и раннехристианской культур   Ссылка на курс 2. Как греческая культура определила дальнейшее развитие европеизма?

http://europe.foma.ru/o-proekte/

площенной в лице цезарей, но единством и духовного родства, выражавшегося в единстве культуры. В свою очередь и побежденные народы, подчиняясь римской державе, вносили свой вклад в культурное богатство Рима и таким образом содействовали развитию цивилизации, которая по всей Справедливости может быть названа всемирной в смысле того времени. Под гостеприимною сенью римского права мирно встретились между собой и обменялись мыслями Восток и Запад и не только племена и народы были умиротворены походами римских легионов, но и их философские и религиозные учения. Как все государства древности вошли в один политический организм римской империи, так и все языческие боги нашли себе место в римском пантеоне и мудрость отдаленного востока слилась в одно неразрывное целое с продуктами греческой мысли в системах гностицизма и неоплатонизма. В одной из своих едких сатир Лукиан, писатель II-ro века, выводить бога Мома, который жалуется, что в зал олимпийских богов прокралось множество иноземцев, одетых крайне странно, не умеющих даже говорить по-гречески: тут и Мидянин Митра в персидском платье с тиарою на голове, тут и скиф Замалксис, бывший раб, и египтянин Анубис, у которого голова не человеческая, и каждый привел с собой всю свою свиту: за обеденным столом богов-теснота и идет такой бестолковый крик на разных языках, что ничего не поймешь... То, что в миниатюре происходило на лукиановском Олимпе, вполне осуществлялось в характере римской цивилизации времен империи: в Риме второго и третьего века можно было встретить представителей всех наций древнего мира, поклонников всевозможных богов и проповедников всяких учений, начиная от возвышенных, воспитанных на Библии и философии Платона, воззрений Филона и кончая мистическим фантазерством, заимствованным из халдейских прорицаний и поэм Орфея. Таким образом, та цивилизация, которую Мы привыкли называть греко-римской и которая выработалась в первые века нашей эры, не была собственно продуктом только этих двух народов: она представляла собой весьма своеобразную смесь, в которой греческие и римские элементы срастворялись с элементами всех дру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XVIII. Распространение христианства на Западе Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Meyendorff, The Imperial Unity; Previte-Orton; Jones; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; James E. The Franks. Oxford, 1998; Thomas C. Britain and Ireland in Early Christian Times; A.D. 400-800. N.Y., 1971; O " Callaghan J.F. A History of Medieval Spain. Ithaca, 1983; Chadwick; Walker. 1. Как мы знаем, в V в. произошло окончательное падение Западной Римской империи, но - как мы тоже уже говорили - не имперской идеи греко-римской цивилизации. На развалинах Западной Римской империи поселились следующие народы: остроготы - в Италии ; визиготы - в Испании и на юге Галлии ; франки и бургунды - в Галлии ; вандалы - в Африке. Варвары, завоевавшие Империю, не могли и не хотели уничтожать цивилизацию. Они селились своими кланами на имперской территории и номинально признавали императора, с 401 г. жившего в Равенне. Даже после низложения Ромулуса Августа Одоакром (476 г.) императора они все равно признавали - Восточного. А тот, в свою очередь, признавал их союзниками (foederati) и давал их князьям титулы патрициев. Остроготский правитель Теодорих (493-526 гг.), например, был пожалован титулом magister utriusque militiae et patricius и также назывался princeps (князь) и rex (король). Варвары (в подавляющем большинстве ариане) жили по своим законам, исповедовали свою религию, молились на своем языке, в то время как римляне продолжали жить по своим законам. Но по мере того как варвары приобщались к римской культуре, они все больше оставляли свое и присоединялись к римскому. В этом процессе чрезвычайно важную роль сыграли Римские папы, остававшиеся в покинутой императорами столице единственными представителями «римскости». Они поддерживали постоянную связь с Константинополем и являлись представителями имперской власти на Западе. Все декреты и указы распространялись через них. Вместе с тем они были достаточно далеко от императора (географически), чтобы противостоять тем его решениям, которые они считали неправильными.

http://sedmitza.ru/lib/text/434757/

Очевидно, крайне странно возводить столь маловажное событие на степень грани, отделяющей древнюю историю классического мира от истории новых народов Европы, не говоря уже о том, что к этому факту нельзя привязывать ни падения римской империи, ни завершения грекоримской цивилизации. Падение римской империи, – если только можно употреблять этот смутный термин, – обозначилось гораздо ранее второй половины пятого века; до 476 года самый Рим принужден был несколько раз откупаться от варваров, – и все-таки два раза был ими ограблен: один раз – вест-готами еще в 410 г., другой раз вандалами в 455 г. Что же касается до греко-римской цивилизации, то история её завершилась значительно позднее 476 г., именно около 50-х г. столетия, когда закрытием языческих школ в Афинах и составлением знаменитого кодекса Юстиниана положен был конец развитию греческой философии и римского права – этих двух главных продуктов античного гения. Столь же мало оснований и за начало новой истории принимать 1492-й год, – тот год, в который Христофор Колумб водрузил кастильское Знамя на новооткрытом им острове Гуаганаки и который не совсем правильно называется годом открытия Америки. Открытие Америки, конечно, имело свое значение: оно расширило географические понятия, дало сильный толчок исследованиям в области астрономии, указало торговле новые земли и новые предметы, но сфера его влияния и ограничилась только этими отдельными сторонами жизни. В общей связи событий Западноевропейской истории ему принадлежит очень посред- —505— ственный интерес: оно гораздо больше отразилось на последующей судьбе Америки, чем в истории Европы, где новооткрытыми землями воспользовалась преимущественно Испания, почти даром извлекшая из них огромные богатства. Но и здесь эти богатства сделались одною из главнейших причин упадка испанской монархии и той приниженности, с которою она и доселе продолжает свое существование в семье европейских государств. Очевидно, и это событие слишком малозначительно для того, чтобы им можно было открывать самостоятельный отдел всеобщей истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010