Дальнейшие стадии развития человеческой мысли под руководством христианства с большой глубиной и всестороннестью раскрывают эти моменты проникновения христианством человеческой интеллигенции, какие были начаты уже в писаниях мужей апостольских. Ближайшими возделывателями христианской цивилизации на началах Откровения после мужей апостольских были апологеты. Их задача была не слишком многостороння, но глубока. В их сочинениях христианство, как высшая истина, выходит навстречу истинам, в особенности греко-римского мира с его цивилизацией, для борьбы с этой цивилизацией и победы над ней. Рано ли, поздно ли, но такая встреча двух мировоззрений, греко-римского и христианского, необходимо должна была последовать. В писаниях апологетов она была тем своевременнее, что она предшествовала всестороннему раскрытию христианских начал в области человеческой мысли в форме определенной философии. Заслуги апологетов важны в том отношении, что они определили, в большей или меньшей мере, ту роль, какую играла во всемирной истории языческая культура в отношении к высочайшему историческому факту – христианству. Теперь уже выяснилось, что они не стоят между собой в непримиримом противоречии, как одна сила, самоуничтожающаяся в другой, но что они могут прийти в соединение, что они относятся между собой как истина высшая, совершеннейшая, к истине низшей, подчиненной. Таково было значение апологетов II в. Знаменитая в истории христианской Церкви школа Александрийская, наследовавшая на первых порах дело христианской апологетики в лице Климента Александрийского († ок. 217), блестяще образованного в языческих науках, делает дальнейшую попытку – фактически, на самом деле, подвести результаты греко-римской цивилизации под начала христианства. Его сочинение «Строматы» есть выражение такого стремления. Насколько удачно поведено это дело знаменитым Климентом, это видно из того, что с этих пор навсегда разрушается средостение, разделявшее мир языческий от христианского, и христианство быстро начинает ассимилировать все лучшие плоды греко-римской мысли, подчиняя их своей доктрине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Меню Закрыть бесплатный онлайн-курс ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: 30 веков развития Путешествие от Древней Греции до Нового времени: об истории христианства, философии, культуры и науки О проекте Бесплатный онлайн-курс «История европейской цивилизации: 30 веков развития»   – совместный проект журнала «Фома» и Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Юрия Анатольевича Шичалина.   Его цель – помочь слушателям разобраться: чем уникальна Европейская цивилизация, как она развивалась, куда идет и каково в ней место России и русской культуры.   В состав курса входят блоки обо всех исторических периодах от Древней Греции до Нового времени, а также об истории христианства, философии, культуры и традиции европейского образования.   Проект стартовал в сентябре 2022 года Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив Кому полезен? Тем, кто интересуется системным знанием, но уже не готов обратиться к университетским курсам и серьезным книгам Тем, у кого нет времени на чтение исследовательской литературы, но есть желание вникнуть в суть исторических процессов прошлого и настоящего Тем, кто хочет повысить свои компетенции в области истории цивилизации: политической истории, истории философии и искусства Тем, кто ощущает себя потерянно в размышлениях об актуальных исторических процессах и не знает с чего начать шаги к пониманию их Программа проекта Вводный курс. История Европейской цивилизации. Обзор Европейская цивилизация от изобретения алфавита до наших дней: страны-носители европейской цивилизации, роль греко-римской и раннехристианской культур Как греческая культура определила дальнейшее развитие европеизма? Культура древних греков VIII-IV веков до Р.Х. Феномен Древней Греции. Греческое образование, философские школы и формирование европейских научных центров Что римляне заимствовали у греков и как создавалась греко-римская культура? Культура древнего Рима III века до Р.Х. – I века по Р.Х.. В чем уникальность Рима, какую роль он сыграл в формировании европейской цивилизации?

http://europe.foma.ru/

В воззрениях того времени imperium romanum покрывало собой весь цивилизованный мip; что стояло вне пределов империи, то признавалось варварским; внутри же империи не было ни отдельных народов, ни особых культур, но везде царствовала одна греко-римская культура, обнимавшая собой всех ее подданных. Правда, на отдаленных окраинах империи, где нивелирующее влияние греко-римской цивилизации сказывалось слабее, сохранялись остатки местного элемента, обнаруживавшиеся в языке туземного населения, религии и нравах его, но эти остатки были слабы и продолжали существовать только потому, что стояли далеко от непосредственного воздействия греко-римской культуры. Новейшие открытия, сделанные в древней Африке, показывают, что и в этой окраине римской империи дело обстояло именно так; местная пунийская культура была слишком слаба и малоразвита, чтобы оказать активное противодействие натиску латинского влияния, и всюду, где римская власть утверждалась прочно, латинская культура поглощала ее и заменяла собой. Туземные остатки удержались лишь в глубине страны, куда не проникали даже дороги римских легионов, и среди низшего деревенского класса, стоявшего в стороне от всяких культурных влияний. Между тем донатизм зарождается вовсе не в этой деревенской глуши Африки, но в Карфагене, культурной столице римской Африки и центре латинского влияния: здесь, к Карфагене, открылись первые споры, разделившие потом всю Африку, здесь действовал главный организатор донатизма, Донат Великий, сообщивший ему свое имя, здесь же осуществилась и церковная победа над донатизмом на известном собеседовании 411 года. И своих последователей донатизм вербовал не исключительно среди пунийского населения, равно как не все туземные христиане необходимо присоединялись к донатизму. Если с толпою донатистов часто приходилось объясняться по-пунийски, то есть факты, свидетельствующие, что и в православных паствах латинский язык был не для всех понятен. Точно также нет никаких доказательств и на то, чтобы виновники донатистского движения или его руководители принадлежали к пунийской расе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Единство языка и цивилизации. В Римской Империи было осуществлено замечательное единство языка и цивилизации. Рим унаследовал культуру Древней Греции и распространил ее по всей территории своего государства. В каком бы уголке Римской Империи ни оказывался путешественник того времени, он всюду находил тот же тип общественной жизни и домашнего устройства, те же законы, таких же чиновников, того же рода книги. Греческий язык был общим языком образованных людей, и даже простые люди могли хоть немного объясняться по-гречески. Первые христианские благовестники, приходя в новую страну, могли рассчитывать на общий язык со своими слушателями. Еврейское рассеяние. Еще одно обстоятельство имело большое значение для проповеди Апостолов. Задолго до начала христианской эры евреи рассеялись по странам Средиземноморского бассейна. Еврейские ремесленники и торговцы проникали в разные уголки Римской Империи. Римляне относились к ним с некоторым презрением, но они создавали свои общины, свои синагоги, соблюдали свои религиозные законы. При этом, живя несколькими поколениями вне Палестины многие из них утрачивали родной язык, говоря на языках тех народов, среди которых они жили. Но при этом они сохраняли свою веру и обычаи. Эта вера в Единственного Бога – Творца мира, в Его Закон, привлекала внимание наиболее вдумчивых язычников и казалась им глубже и мудрее римской мифологии с ее многочисленными божествами. Многие язычники посещали синагоги, читали Священное Писание , знали об обещанном Спасителе – Мессии. Они не становились иудеями, но были, до известной степени, подготовлены к восприятию Вести о пришедшем в мир Христе. Духовные поиски Древнего мира. Полнота времен наступила также еще в одном смысле: мир был духовно голоден. Прежние мифы перестали удовлетворять думающих людей. Римская цивилизация как бы переросла свою языческую религию. Трудно было объединить в почитании Юпитера, Марса, Венеры и десятков других богов жителей азиатских стран, знакомых с древними религиями, и диких и воинственных германцев. Да и сами римляне не принимали всерьез своих многочисленных божеств. Римское общество развратилось нравственно, потеряло свои моральные устои. Учение философов воспринимали немногие, и оно обращалось скорее к уму, чем к сердцу. В этом состоянии духовного голода многие люди стали интересоваться «мистическими» религиями завоеванных римлянами восточных стран. В них чувствовалось что-то таинственное, новое, чего не было в греко-римской мифологии. Кажется иногда, что в темноте ночи языческого мира начинал брезжить свет ожидания Благой Вести о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Список литературы 1 . Блаватская Т.В. 1983. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., Наука, 328. 2 . Васильев А.А. 2012. Византийская империя. До крестовых походов. М., Алгоритм, 432. 3. Габелко О.Л. 2013. Эллинистический мир: Государства и правители. М., Российский гуманитарный научный фонд, 376. 4 . Греческая философия. 2008. Под. ред. М. Канто-Спербер. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 978. 5 . Зелинский Ф.Ф. 1996. Религия эллинизма. Томск, 88. 6 . Иосиф Флавий. 1990. О древности иудейского народа: Против Апиона. Пер. Я.И. Израэльсона и Г.Г. Генкеля. М., XXXVI, 134 (in Russian). 7 . Иосиф Флавий. 1961. Отрывки из «Иудейской войны» и «Иудейских древностей». Пер. А. Сыркина. Поздняя греческая проза. Сост. С. Поляковой. М., ГИХЛ, 29–62. 8 . Иосиф (Петровых И.С.). 1903. История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: опыт критического разбора и обработки. Сергиев Посад, 484. 9 . Кащеев В.И. 1993. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220–146 гг. до н. э. М., ГЛК, 384. 10 . ЛемерльП. 2012. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до Х века. Вступ. ст. и пер. с франц.: Т.А.Сенина (монахиня Кассия). СПб., Свое издательство, 490. 11 . Мириобиблион. Библиотека Фотия – [Электронный ресурс] – http://simposium.ru/node/10517 (дата обращения: 10.05.2020). 12 . Пети П. 2004. Эллинистические цивилизации. М., Астрель, 160. Via in tempore. История. Политология. 2020. Том 47, 4 (754–762) Via in tempore. History and political science. 2020. Volume 47, 4 (754–762) 13 . Плотников В.В. 2011. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности: от торжества христианства при Константине Великом до оконча-тельного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313–529 гг.). М., ЛИБРОКОМ, 536. 14 . СеменовкерБ.А.1995. Библиографические памятники Византии. М., Археографиче-ский центр, 232. 15 . Тревер К.В. 1940. Памятники греко-бактрийского искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Меню Закрыть Автор проекта Юрий Анатольевич Шичалин Юрий Анатольевич Шичалин (род. 1950) — доктор философских наук, филолог-классик, переводчик, издатель. Работал секретарем у великого философа А. Ф. Лосева. Выступал с докладами в Сорбонне (Франция), Тринити-колледже (Ирландия), участвовал в конференциях в университетах Италии, Германии, Швейцарии, Англии; стажировался в Écolenormale supérieure, как приглашенный профессор дважды читал лекции в Коллеж де Франс (Франция). В 1990 году открыл издательство и курсы древних языков под названием «Греко-латинский кабинет». В 1993 году учредил Классическую гимназию при Греко-латинском кабинете — одно из первых учебных заведений, в котором после советского периода была возрождена модель классического образования. Кроме того, благодаря трудам Юрия Анатольевича на русский язык были переведены многие классические тексты античности. «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина Под руководством Юрия Анатольевича издательство выпускает книги по истории, философии, культуре античности и раннего христианства. Среди изданий ГЛК — лучшие в России учебники по древним языкам, а также репринтные издания словарей по древнегреческому и латинскому языкам.   ГЛК издает классические тексты на древнегреческом и латинском языках с переводами, научными статьями и комментариями, прилагает большие усилия для переводов лучших трудов европейских авторов XX века, занимающихся античностью и средневековьем.   Книги ГЛК предназначены для вузов, классических гимназий, лицеев, духовных школ и для всех, кто интересуется древними языками и классическим наследием Европы. «Греческо-русский словарь» А. Д. Вейсмана «Ars grammatica» А. М. Белова «Учебник древнегреческого языка» А. Ч. Козаржевского «История античного платонизма» —  Ю.А. Шичалин, ГЛК, 2001 «Античная литература» Д. Дилите (2003, в переводе Н. К. Малинаускене) Ю.А. Шичалин   «Словарь трудных слов из богослужения» — О.А. Седакова, ГЛК, 2008, переплет, 430 стр. «История римской литературы» (издана в трех томах в 2002–2005-х, перевод А. И. Любжина,   редактура А. А. Россиуса) «Король Артур» — Ю.А. Шичалин, драма в 3-х действиях с прологом и заключительным хором. Художник В. Кирьянова Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина Президентский фонд культурных инициатив

http://europe.foma.ru/avtor/

Подобно тому, как это делали греки прежде, и римляне стали называть общим именем варваров «Более страшными для римского мира были те варвары, которые вторгались в их владения вдоль берегов Рейна и Дуная. Новейшая этнография разделяет этих варваров на 5 главных рас: 1—2) Германскую, но разделявшуюся на две отрасли - готскую и тевтонскую; обе известны римлянам, ближе - тевтонская, подробно описанная Тацитом, как отчасти и первая. - 3—4) Франкскую, к которой принадлежали народы, жившие между берегами Северного моря и берегами Рейна и Эльбы; Саксы, заполнявшие бассейн Безера, на север от них Англы, а на юг Тюрингены» все народы, не говорившие на их языке. Но все эти племена покуда только оказывали сопротивление римлянам, или создавали для них местные опасности, ибо не настала еще эпоха могущества арабской расы.    Как в древнее время из Азии, из Сеннаарской равнины и Месопотамии неожиданно появились бесчисленные дикие орды, подобно песку, поднимаемому ветром в пустыне, или саранче, гонимой инстинктом прожорливости, и нападали на культурный Египет «Ср. Проф. Тураев. История древнего Востока. СПБ. 1913», так и в IV-oм веке по Р. Х. грубые варварские народы нахлынули из Средней Азии на греко-римский мир и положили конец римской империи, а с нею, и древней культуре. Начался «средневековый период», представлявший собою переход от древнего времени к новому. В этом периоде совершились очень важные события: образовались европейские нации и государства нового времени, выработались государственные учреждения, о которых древние народы не имели никакого понятия, и развилась цивилизация, не похожая на греко-римскую. Начало средних веков отличается или характеризуется смешением идей некультурного, дикого, завоевательного мира с богатым наследством побежденного греко-римского мира. Первоначально казалось, что все пришло в полный хаос. Но над этим хаосом постоянно господствовали два влияния - влияние воспоминаний об единстве римской империи и влияние христианской Церкви, в котором сначала олицетворялось единство нового мира… История средних веков начинается возникновением германских государств на прежних римских владениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Меню Закрыть ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 8 лекций, доступных бессрочно Хронологические рамки европейской цивилизации: от изобретения алфавита по настоящее время О курсе «Античность — Средние века — Новое время». Пожалуй, каждому знаком такой подход к историческому исчислению со школьной скамьи. В этом курсе мы разочаруем вас в этой схеме и предложим иной подход к делению на периоды истории европейской цивилизации. Этот курс — вводный курс ко всему проекту, который охватывает около 30 веков истории, 10 культур, десятки народностей, сотни книжных памятников, архитектурных строений, великих имён в рамках европейской цивилизации, а также её отголоски и влияние даже за ее пределами. В первом курсе нашего цикла мы познакомимся с хронологическими рамками европейской цивилизации от изобретения алфавита по настоящее время. Со странами-носителями европейской цивилизации, и странами под ее влиянием. Выясним роль греко-римской и раннехристианской культур в становлении европейской цивилизации. И отдельно уделим внимание России и ее месту в этой системе. Доступ бессрочно Продолжительность 8 видеолекций + 2 вебинара  Читает курс автор проекта Юрий Анатольевич Шичалин. Им создана собственная периодизация европейской истории. Его подход основан на способах хранения и передачи информации: алфавит — свиток — кодекс — книгопечатание — компьютерные технологии. На основе этих вех в истории европейской мысли Юрий Анатольевич предлагает взглянуть на всю историю человечества немного с иного ракурса. Кому полезен? Тем, кто интересуется системным знанием, но уже не готов обратиться к университетским курсам и серьезным книгам Тем, у кого нет времени на чтение исследовательской литературы, но есть желание вникнуть в суть исторических процессов прошлого и настоящего Тем, кто хочет повысить свои компетенции в области истории цивилизации: политической истории, истории философии и искусства Тем, кто ощущает себя потерянно в размышлениях об актуальных исторических процессах и не знает с чего начать шаги к пониманию их

http://europe.foma.ru/kurs-1-istoriya-ev...

Меню Закрыть бесплатно ВСЕ КУРСЫ проекта Проект состоит из 12 тематических блоков. Каждый блок — это отдельный цикл из 8 лекций. Длительность одной лекции — 20 минут. Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив Вводный курс. История Европейской цивилизации. Обзор Европейская цивилизация от изобретения алфавита до наших дней: страны-носители европейской цивилизации, роль греко-римской и раннехристианской культур. Как греческая культура определила дальнейшее развитие европеизма? Культура древних греков VIII-IV веков до Р. Х. Феномен Древней Греции. Греческое образование, философские школы и формирование европейских научных центров. Что римляне заимствовали у греков и как создавалась греко-римская культура? Культура древнего Рима III века до Р. Х. – I века от Р. Х. В чем уникальность Рима, какую роль он сыграл в формировании европейской цивилизации? Римская империя и раннее христианство Главные новшества, внесенные христианами в европейскую цивилизацию. В чем феномен Христианской Церкви? Возникновение и развитие христианских школ и библиотек. Какие философские школы главенствовали в первые века нашей эры? Система образования и научная мысль греческих философских школ. Христианство как философия. Аристотель, Плотин, Фалес и Платон. Римская империя от Константина до Юстиниана История Нового Рима от его создания императором Константином как новой столицы Римской империи до захвата турецким султаном Мехмедом Вторым. Христианство на латинском Западе Латинские переводы Библии. Разделение церквей и культурных традиций восточного и западного христианства. Монастыри – самые древние центры образования. Так ли это? В этом курсе мы рассматриваем, как древние из Египта, Сирии, Армении, Ирландии и других стран «протаптывали» свои пути к научному знанию. Возрождение и Реформация Возникновение, развитие и смысл схемы античность — средние века — новое время. Предыстория Реформации, корни и итоги реформации. Протестантизм и развитие европейского образования. Курс 10

http://europe.foma.ru/vse-kursy/

Век Августа – «золотой век» греко-римской цивилизации, и вместе с тем век, с которого становятся приметными признаки ее падения. Несколько ранее образования империи Августа, но в том же веке в первый раз в истории мы встречаем имя тевтонов, вступающих в борьбу с Римом, а в конце этого века в одном из отдаленных уголков империи рождается Христос, основатель нового религиозного учения. Спустя четыре века, все эти явления вновь встречаются вместе уже в полном развитии. В начале 4 века нашей эры христианство объявляется господствующей религией и распространяется среди варварских народов; в средине того же века, в царствование Юлиана, происходит последняя реакция во имя умирающей языческой цивилизации; в конце же его римская империя наводняется варварскими племенами германцев, нанесшими последний удар независимости ее западной половине. Если мы подойдем еще на два века ближе, то не находим в Европе уже ни римской империи, ни древней культуры: на месте их мы увидим – на западе новые, христианские народы германского происхождения – на востоке же византийскую империю и начинающих обращать на себя внимание славян. Таким образом эпоха, которою открывается новая история, простирается собственно от 1-го по 6-й век нашей эры; но в видах практического удобства мы можем ограничить ее тремя веками: 4-м, 5-м и 6-м, потому что только с 4-го века в полной силе выступают явления, характеризующие начало новой истории, и к 6-му веку преобразуют ее содержание. И как вы ни назовете эти три века: временем ли разложения греко-римской цивилизации, эпохой ли переселения народов или периодом торжества и распространения христианской религии среди варварских народов, вы обозначите эту переходную эпоху, разделяющую новую историю от древней. В ней древний и новый историк сходятся вместе и подают друге другу руку помощи: древний заканчивает свое исследование, новый – начинает, ибо эта была эпоха, которую можно характеризовать словами поэта: " Das alte st rzt, es ändert sich die Zeit Und neues Leben bl ht aus der Ruinen» т. e. старое разрушается, время изменяется и новая жизнь расцветает из развалин. Читать далее Источник: Спасский А.А. К вопросу о начале нового периода во всеобщей истории: [Вступительная лекция по кафедре новой гражданской истории в 1893 г.]//Богословский вестник. 1906. Т. 3. 11. С. 503-528. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010