Символика раннего средневековья 37 Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила и обобщила идейные основания «языческой» государственности рабовладельцев за целое тысячелетие. В пространстве рубежи империи совпадали с границами греко-римской цивилизации, но по идее они совпадали с границами мироздания – «Зевсова полиса», как выражался Марк Аврелий, глава империи и философ империи в одном лице 38 . Конечным вариантом имперской философии стал неоплатонизм 39 , причем не столько неоплатонизм Плотина, сколько неоплатонизм Прокла 40 , выведший итог всех путей греческой мысли от мифологической архаики до аристотелианской протосхоластики. Во всех этих случаях итог превращал то, итогом чего он был, в противоположность себе. Полис, который мыслится равновеликим миру (уже Рутилий Намациан в начале V в. играл с созвучием латинских слов urbs – город и orbis – мир 41 ), есть радикальная негация настоящего полиса, которому, по суждению Аристотеля, полагалось непременно быть «обозримым» с вершины его акрополя 42 . Все основные компоненты античной цивилизации находят себе место внутри конечного синтеза, но всякий раз на правах метафоры, аллегории, символа, не тождественного собственному значению. Последней формой конкретно-чувственной «обозримости» полиса становится абстрактная «обозримость» империи, ресурсы которой исчислены фиском: Рим как мир. Последним гарантом полисной цивилизации становится отрицание полисной свободы, воплощенное в особе римского императора: цезарь как «друг полисов» 43 оставался «средним» платоником. Прокл, уступая Плотину в творческой гениальности, дал то, чего не дал Плотин: дотошное исчерпание темы в строгой последовательности дефиниции и силлогизмов, эллинскую схоластику – философию итога как итог философии. Плотин, хотя и возглавивший в Риме школу, был во многом вольным мыслителем (Джордано Бруно, первый вольный мыслитель Нового времени, приветствовал в нем «своего»); Прокл был по всему складу своей жизни и мысли схолархом и схоластом, поэтому ему принадлежало наступавшее тысячелетие схолархов и схоластов. Прокл, а не Плотин был живым наставником для средневековых платоников вроде Иоане Петрици – и живым противником для византийских ортодоксов вроде Николая Мефонского (XII в.). Поэтому едва ли благоразумно судить о неоплатонической эстетике как источнике средневековой эстетики исключительно по «Эннеадам» Плотина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Глава 1. Религиозные веровании Древнего мира Церковь Христова. День, когда в Иерусалиме на Апостолов сошел Святой Дух, – это день рождения Церкви Христовой на земле. Апостол Петр рассказал народу, сбежавшемуся на шум как от несущегося сильного ветра, об Иисусе Христе, о том, как Он был распят, воскрес из мертвых и вознесся на небо, а также о том, что Он и есть тот Спаситель, Которого уже долго ждал еврейский народ. Слушавшие Петра были потрясены до глубины души и стали спрашивать Апостолов: – Что нам делать? Петр сказал им: – Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа. Около трех тысяч человек крестилось в этот день. Все они остались в Иерусалиме и начали жить в любви и единомыслии, слушая Апостолов и собираясь на молитву. Они часто причащались, как научил Своих учеников Иисус Христос на Тайной Вечере. У них все было общее: они продавали свое имущество, а вырученные средства делили так, что среди них не было ни бедных, ни богатых. Все их любили, потому что они были радостные и простые люди, и многие присоединялись к ним. Это была первая на земле церковь , то есть собрание верящих в Господа Иисуса Христа и крестившихся во имя Его ( Деян.2:1–47 ). Каков же был мир, в котором появилась и стала жить Церковь Христова? Если мы взглянем на историческую карту того мира, в который пришел Иисус Христос , то мы увидим, что на ней отмечено несколько великих цивилизаций, существовавших в то время изолированно друг от друга. Римская Империя , представлявшая греко-римскую цивилизацию, распространялась по берегам Средиземного моря, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в Западной Европе. Персидское Царство , пришедшее на смену Вавилону и Ассирии, занимало Переднюю Азию. Оно находилось в состоянии постоянной войны с Римской Империей. За Персией лежала страна, называемая Индией , политически не объединенная, но со своей особой духовной культурой. А самым древним был Китай , цивилизация и культура которого были более развиты, чем в Римском государстве. За океаном, в Южной Америке, цивилизация индейцев Майя ждала своих исследователей. Все эти цивилизации занимали только часть известного нам мира, а кроме них в различных частях земли существовали первобытные народы, не имевшие развитой цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМБРОССКАЯ И ТЕНЕДОСККАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ιμβρου κα Τενδου], епархия К-польской Православной Церкви , образована в нач. XX в. из греч. общин на о-вах Имброс (ныне Гёкчеада, Турция) и Тенедос (ныне Бозджаада, Турция) в сев.-вост. части Эгейского м. Расположенные в прол. Дарданеллы, Имброс и Тенедос в эпоху античности развивались под влиянием древнегреч. цивилизации. Острова играли важную роль в истории торговых и военно-политических связей регионов Эгейского и Чёрного (Понта Эвксинского) морей. Древнее население Имброса, пеласги, было вытеснено греками в гомеровскую эпоху. На Тенедосе уже в VIII в. до Р. Х. был известен храм Аполлона. В VII-VI вв. на Тенедосе существовали поселения эолийцев. В 515 г. до Р. Х. Имброс, а ок. 494 г. Тенедос были захвачены персами. В ходе греко-персид. войн в 1-й пол. V в. острова были заняты афинянами; Тенедос вступил в Афинский морской союз, а на Имбросе ок. 450 г. Афины основали свою колонию (клерухию). C 334 г. острова входили в состав Македонского царства; с сер. II в. до Р. Х.- в состав Римской державы (с V в. по Р. Х.- Византийской империи). Имброс был частью пров. Македония (с IV в.- в составе диоцеза Иллирик); Тенедос был частью территории полиса Александрия Троада и частью пров. Асия, с кон. III в. по Р. Х. в составе пров. Киклады (диоцез Асия). Христ. община на Тенедосе известна уже в позднеантичную эпоху (Эфесская митрополия). Местные епископы принимали участие в Соборах: Сардикийском - ок. 343 г., Эфесском - 449 г., Халкидонском - 451 г. На III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. еп. Тенедоса Анастасий выступил как один из сторонников Нестория и, вероятно, вскоре лишился кафедры. Возможно, он упомянут как пресв. Анастасий, к-рый после 431 г. последовал за Несторием в ссылку в Антиохию. Ранняя история христ. общин и время возникновения епископской кафедры на Имбросе неизвестны. В ранневизант. эпоху остров, вероятно, подчинялся епископам Лемноса, где существовала кафедра уже в нач. IV в. При этом до нач. VIII в. Имброс, являвшийся частью диоцеза Иллирик , находился в области юрисдикции Римской Церкви; он был передан в юрисдикцию К-польской Церкви вместе со всем Иллириком.

http://pravenc.ru/text/389481.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Убийства русских в России останутся безнаказанными? На власть пострадавшие уже и не надеются 20.07.2020 2909 Время на чтение 10 минут Год назад (чуть более) по России прокатилась волна резонансных убийств русских в России. Обо всех этих фактах я тогда информировал в своих материалах. Сейчас напомню о трех самых циничных, громких и знаковых. Первого июня 2019 года в поселении Путил ково близ Москвы выходцы из Армении убили бывшего бойца ГРУ Никиту Белянкина. Восьмого июня, как под копирку, мигранты из Таджикистана в Южном Бутово убивают 34-летнего мастера спорта по греко-римской борьбе Сергея Чуева. В результате массовой драки, случившейся 13 июня прошлого года в селе Чемодановка под Пензой, цыганами был убит 33-летний бывший пограничник Владимир Грушин. Его товарищ оказался в тяжёлом состоянии в реанимации. Практически никаких выводов ни тогда, год назад, ни позже, ни сейчас органами власти России не делается. Кстати, примерно в это же время, год назад (в июне 2019), по обвинению в хищении нескольких десятков миллионов рублей был арестован известный православный общественный деятель, подвижник и меценат, русский предприниматель Василий Вадимович Бойко-Великий. Басманный суд города Москвы заключил Бойко-Великого под стражу в СИЗО. В июне прошлого года претерпел очередные допросы в следственных инстанциях Следственного комитета директор Института Русской цивилизации Олег Анатольевич Платонов в нескончаемом его заказном преследовании по 282 статье (процесс продолжается до сих пор, и сегодня очередное заседание суда). Со Славянским фондом ничего не происходило и не происходит. В том смысле, что отобранное здание у последнего русского культурного центра в Москве (Черниговский пер., 13), так и не вернули Международному Фонду славянской письменности и культуры. 14 февраля 2019 года силовым образом было захвачено здание Фонда, надежда на возвращение которого была летом прошлого года, но уже растаяла. В Екатеринбурге тогда праздновали победу храмоборцы, своей цели они добились, сломили силы епархии и региональных властей, отложивших из-за беснования революционеров, смутьянов и хулиганов восстановление храма Святой Екатерины. По отношению к либеральному журналисту Голунову уголовное преследование было прекращено в результате воздействия либеральных СМИ и «прогрессивного международного» давления на российскую власть. А борец с наркомафией врач-нарколог Николай Каклюгин, которому, как квалифицированно утверждают, были также подброшены наркотики, продолжал томиться в СИЗО. Позже – осужден к лишению свободы. Почему и написал тогда – «Русских отстреливают поодиночке» . Кого в прямом смысле, кого – переносном.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/20/ub...

Тронский И.М. Введение Историческое значение античной литературы Предметом курса античной литературы является литература греко-римского рабовладельческого общества. Этим определяются хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества доклассового общества, с одной стороны, от литературы Средних веков, – с другой, а также от прочих литератур древнего мира, каковыми являются литературы древнего Востока. Особое выделение греко-римской античности, как специфического единства, отличного от других древних обществ, не является произвольным; свое полное научное обоснование оно получило в учении Маркса и Энгельса об «античном обществе», как особой ступени развития в истории человечества. Что же касается терминов «античность», «античный», происходящих от латинского слова antiquus – «древний», то их исключительное применение к греко-римскому обществу и его культуре условно и может быть признано справедливым лишь с ограниченно-«европейской» точки зрения. Действительно, греко-римская цивилизация является древнейшей цивилизацией Европы, но развилась она значительно позже, чем цивилизация Востока. Это же соотношение имеет место и в области литературы: литература Египта, Вавилонии или Китая гораздо «древнее», чем «античная», греко-римская литература. Ограничительное употребление терминов «античность», «античный» установилось у народов Европы в силу того, что греко-римское общество было единственным древним обществом, с которым они были связаны непосредственной культурной преемственностью; мы продолжаем пользоваться этими установившимися терминами как краткими обозначениями социального и культурного единства греко-римского рабовладельческого общества. Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества Древнехристианский период заканчивается приблизительно с началом V века: историческая грань намечается фактами разделения Римской Империи на Западную и Восточную в 364 году и падением Рима в 410 году. В этот период быт и искусство культурных классов, торговля, условия городской жизни, искусство и художественная промышленность, словом, вся показная сторона жизни, за исключением народных бытовых форм, носит римский характер. Под римским характером и римским стилем искусства следует разуметь историческую прививку греческой культуры и искусства к покрывшему мир древу Римской Империи, которая господствует в первые века христианской эры от крайнего Запада древнего мира до Востока, от Испании до Египта и Сирии, всюду внося порядок и государственные формы цивилизации. Основание Византии и перенесение в нее государственной резиденции, а отсюда передвижение крупных интересов торговли и перенесение промыслов с Запада на Восток, наконец, падение Рима и культурное возрождение Египта, передней Азии и вообще всего греко-восточного мира способствуют развитию Востока и угасанию Запада. Уже первая половина IV столетия отмечена оживлением греко-восточной образованности и тяготением культурного Запада к восточным центрам, а весь период V–VI столетий должен быть отмечен возрождением греческого искусства и назван греко-восточным периодом. Средоточием культурной и художественной деятельности в эту эпоху являются Малая Азия, Сирия и Египет, а представительными центрами – Константинополь и Александрия, правда, первый позднее, почти в VI веке, тогда как Александрия и Антиохия были центрами культуры уже в предыдущем периоде. Известно, что VI век доселе, и не без основания, называют золотым веком Византии, или эпохой ее процветания, но его подготовка совершилась не в Константинополе. Если, при самом начале этого периода, и выделяется видная политическая роль Византии, этой новой столицы Константина, то политическое ее значение не должно быть отожествляемо с культурным. Культурная роль Византии начинается только с началом шестого века, а художественное первенство – только с царствованием Юстиниана. Самая постройка византийских дворцов, общественных зданий Византии, даже первых церквей, была, прежде всего, слишком декоративной задачей, чтобы быть сколько-нибудь прочной, и уж, конечно, должна была носить характер официально принятый и наименее оригинальный. По-видимому, в Риме, под влиянием рано усилившегося папства, были более значительные постройки христианских церквей, чем в самом Константинополе, почему и сохранилось их там более 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вам, без сомнения, хорошо известно, что всеобщую историю принято делить на три больших отдела: на древнюю, оканчивающуюся т. н. падением западной римской империи в 476-м году; среднюю, обнимающую следующее тысячелетие до открытия Америки в 1492-м г. и начала немецкой реформации Лютера и новую, которая простирается от 16 в. до великой французской революции и к которой, как ее непосредственное продолжение, примыкает новейшая история от 1789-го года по настоящее время. Но может быть для Вас представить некоторую новость та мысль, что это деление лишено твердых научных оснований и не только неприложимо ко всеобщей истории, т. е. к истории всего человечества, но даже и в применении к одним западноевропейским народам, у которых оно впервые возникло, имеет чисто условный ответ. Несостоятельность этого деления в том его виде, в каком оно обычно предлагается в школьных учебниках и руководствах по истории, заключается прежде всего в том, что великие перевороты в жизни целых народов оно хочет определить слишком узкими границами, приурочить их к какому-нибудь одному году, при чем выбор этих порубежных годов оно делает по внешним и случайным соображениям. Так, концом истории древнего мира оно поставляет 476-й год, когда последний западный римский император Августул Ромул должен был сложить свою императорскую корону по требованию варварского полководца Одоакра, и Италия оказалась во власти «короля варваров (rex gentium.)» Но это свержение Ромула-Августула, долженствующее открывать собою новый период в истории, на самом деле было совершенно ничтожным фактом, едва заслуживающим внимания историка: оно произошло незаметно, не произвело ни малейшего впечатления на очевидцев и ни чем не отозвалось в жизни и понятиях современников; все, что осталось от него – это несколько слов, мимоходом сказанных хроникером. Очевидно, крайне странно возводить столь маловажное событие на степень грани, отделяющей древнюю историю классического мира от истории новых народов Европы, не говоря уже о том, что к этому факту нельзя привязывать ни падения римской империи, ни завершения греко-римской цивилизации. Падение римской империи, – если только можно употреблять этот смутный термин, – обозначилось гораздо ранее второй половины пятого века; до 476 года самый Рим принужден был несколько раз откупаться от варваров, – и все-таки два раза был ими ограблен: один раз – вестготами еще в 410 г., другой раз вандалами в 455 г. Что же касается до греко-римской цивилизации, то история ее завершилась значительно позднее 476 г., именно около 50-х г. 6 столетия, когда закрытием языческих школ в Афинах и составлением знаменитого кодекса Юстиниана положен был конец развитию греческой философии и римского права – этих двух главных продуктов античного гения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

XVIII. Распространение христианства на Западе Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Meyendorff, The Imperial Unity; Previte-Orton; Jones; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; James E. The Franks. Oxford, 1998; Thomas C. Britain and Ireland in Early Christian Times; A.D. 400-800. N.Y., 1971; O " Callaghan J.F. A History of Medieval Spain. Ithaca, 1983; Chadwick; Walker. 1. Как мы знаем, в V в. произошло окончательное падение Западной Римской империи, но - как мы тоже уже говорили - не имперской идеи греко-римской цивилизации. На развалинах Западной Римской империи поселились следующие народы: остроготы - в Италии ; визиготы - в Испании и на юге Галлии ; франки и бургунды - в Галлии ; вандалы - в Африке. Варвары, завоевавшие Империю, не могли и не хотели уничтожать цивилизацию. Они селились своими кланами на имперской территории и номинально признавали императора, с 401 г. жившего в Равенне. Даже после низложения Ромулуса Августа Одоакром (476 г.) императора они все равно признавали - Восточного. А тот, в свою очередь, признавал их союзниками (foederati) и давал их князьям титулы патрициев. Остроготский правитель Теодорих (493-526 гг.), например, был пожалован титулом magister utriusque militiae et patricius и также назывался princeps (князь) и rex (король). Варвары (в подавляющем большинстве ариане) жили по своим законам, исповедовали свою религию, молились на своем языке, в то время как римляне продолжали жить по своим законам. Но по мере того как варвары приобщались к римской культуре, они все больше оставляли свое и присоединялись к римскому. В этом процессе чрезвычайно важную роль сыграли Римские папы, остававшиеся в покинутой императорами столице единственными представителями «римскости». Они поддерживали постоянную связь с Константинополем и являлись представителями имперской власти на Западе. Все декреты и указы распространялись через них. Вместе с тем они были достаточно далеко от императора (географически), чтобы противостоять тем его решениям, которые они считали неправильными.

http://sedmitza.ru/lib/text/434757/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Колдовство – действие, имеющее целью желаемое влияние на действительность, осуществляемое посредством магических практик, привлечения лукавых демонических сил. История явления Предполагают, что изначально магией в том или ином виде мог заниматься любой член первобытного общества. Однако с течением времени на колдовстве и магии начали специализироваться отдельные люди (жрецы, шаманы, колдуны племени, знахари). Одновременно с этим в обязанности жреца, шамана входила также передача определенных знаний новому поколению. Первичные формы колдовства и магии вероятно во многом соответствовали тем формам, которые были характерны для Древнего Египта и Месопотамии. Именно в шумерской и аккадской культуре появляется значительный корпус текстов, посвященный магическим приемам в медицине (знахарство), любви (ворожба), предсказании будущего (гадания и астрология), привлечении успеха и удачи во всех делах (заклинания), нанесении вреда тем или иным врагам (проклятия), изгнании злых сил (экзорцизм) и даже постановка тех или иных духов, демонов, богов, а также сил небесных объектов себе на служение (эвокация). Таким образом, заключают, что именно в шумерской и аккадской цивилизации сформировалось известное нам понятие колдовства и магии, и были регламентированы отдельные магические приемы и конкретные направлениях колдовства. По мнению ряда ученых, греческая культура заимствовала ключевые направления и приемы колдовской магической культуры с Ближнего Востока. Вместе с тем греко-римская среда обогатила и доработала некоторые принципы ближневосточной магии. Значительную роль в формировании античной греко-римской магической традиции сыграли античные философские школы, в рамках которых разрабатывались и создавались те или иные магические ритуалы. Ключевой магической практикой греко-римского мира была т. н. «теургия» (др.-греч. θεουργα, из θες «бог, божество» + ργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение»), появившаяся и распространенная среди неоплатоников. Теургия в качестве магической практики предполагает использование специальных приемов и способов воздействия на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ. Ключевым теургическим приемом является молитвенная формула, корректное повторение которой должно привести к подчинению высших сил человеку.

http://azbyka.ru/koldovstvo

прот. Олег Корытко Глава XVIII. Религия Древнего Рима Древнеримскую религиозную традицию принято соотносить с греческой, и для этого существует немало серьёзных оснований. С одной стороны, римская культура испытала огромное влияние культуры греческой, усвоила себе многие её достижения. С другой стороны, многие достижения греческой цивилизации получили иное осмысление и развитие на римской почве. Синтез греческой образованности и римской государственности заложил основу для формирования так называемого «греко-римского мира» – мира, ставшего фундаментом для будущей европейской цивилизации. Несмотря на большое количество взаимных влияний одной культуры на другую, следует указать на существенную разницу в религиозном восприятии греков и римлян. По верному замечанию классика религиоведения Шантепи де ля Соссея, «в государственном устройстве и в искусстве, в литературе и религии, при значительном общем материале и деятельном историческом общении греки и римляне стремились и приходили почти к противоположному» 634 . §1 Периодизация истории религиозных представлений Древнего Рима Историю религиозного развития Древнего Рима условно можно разделить на четыре эпохи: 1 . до начала правления царей из династии Тарквиниев (до 616 г. до н. э.); 2 . от начала правления царей из династии Тарквиниев до Пунических войн (616–264 гг. до н. э.); 3 . от Пунических войн до падения республики (264–30 гг. до н. э.); 4 . от начала империи до Миланского эдикта (30 г. до н. э. – 313 г.). Рассмотрим теперь подробнее особенности религиозных представлений в каждый из указанных периодов. §2 Религиозные представления до начала правления царей из династии Тарквиниев (до 616 г. до н. э.) Восстановление религиозных представлений начального периода истории Рима весьма затруднительно. Однако на основании позднейших данных можно сделать выводы о некоторых религиозных обычаях и соотнести их с соответствующими религиозными представлениями. Древнеримская религия подобно дереву проросла из семени верований латинских племён (латинов), стоявших у истоков этногенеза древнеримского народа. Нельзя отрицать, что часть верований была заимствована от соседних племён, к каковым относятся, прежде всего, сабины (сабиняне) – родственное латинскому племя, а также этруски – народ, исторически предшествовавший римлянам и создавший в I тыс. до н. э. мощную культуру, которая оказала сильное влияние на становление древнеримской цивилизации и религии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010