Агафоник, Принкипс и др., мучч. Силимврийские. 22 авг. Мучч. Солунские: Александр. 9 ноября. ДомнИн.10 окт. Зинон и Зина, мучч. Филадельфийские. 22 июня. Мучч. Халкидонские: 305–313.                  Солохон, Памфамир и Памфалон, воины. 17 мая. Севириан. 22 авг. Максим, Феодот и Асклиада, мучч. Фракийские. 15 сент. Ардалион, муч. из лицедеев. 14 апр. Роман муч. 10 ноября. Ок. 315.       Ермил и Стратоник, мучч. в Мисии. 15 янв. Ок. 316.       Евстафий воин, муч. Анкирский. 28 июля. 319.            Феодор Стратилат, великомуч. в Ираклее Понт. 8 февр. 320.            Гордий, муч. Кесарийский в Каппад. 3 янв. Феоген, священномуч. Парийский. 2 янв. Сорок пять муч. Никопольских. 10 июля. Мучч. Севастийские: Севириан. 9 сент. Сорок воинов. 9 марта. Феодот, священномуч. Керинийский. 2 марта. Фока вертоградарь, муч. Синопский. 22 сент. 322.             Василий, еп. Амасийскиии, муч. Никомид., и св. дева Глафира. 26 апреля. Авив, муч. Едесский. 15 ноября. 308–323.       Иулиан пресв., муч. Анкирский при Ликинии. 13 сент. Селевк. Макровий и Гордиан, муч. Галатские. 13 сент. Аммун диакон и 40 дев постниц, мучч. Ираклийские. 1 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские. 10 мая. Акакий, муч. Милитский. 28 июля. Мучч. Севастийские: Власий еп., два отрока и 7 жен. 11 февр. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. 13 дек. Илия, Зотик, Лукиан и Валериан, мучч. в Томах. 13 сент. Дорофей, Агриппа, Виктор и Феодул мучч. 18 февр. 324.            Филогоний, еп. Антиох. 20 дек. 325.            Митрофан, патриарх Цареградский. 4 июня. Григорий, еп. Армении Вел. 30 сент. Никейский собор 1-й. 29 мая. 326.            Царица Елена. 21 мая. Ипатий, священномуч., еп. Гангрский. 31 марта. 327.             Иона, Варахисий и другие, муч. Персидские. 28 марта. 330.             Обновление Царьграда. 11 мая. Ахиллий, еп. Лариссы. 15 мая. Силвестр, папа Римский. 2 янв. 335.             Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 13 сент. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 14      сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Дейвис. Он открыл мозаичные панно рим. эпохи, вывез их в Британский музей и опубликовал в 1861 г. отчет о своих работах. К. интересовались исследователи и антикварии и др. стран. Так, еще в 1833 г. консул Дании в Магрибе К. Т. Фальбе составил точную карту античного К., к-рая сохраняет значение до наст. времени. После его раскопок в Королевский музей Копенгагена было отправлено 700 предметов. В 1874 и 1876 гг. переводчик Ж. Б. Э. Прико де Сент-Мари провел раскопки, обнаружил тысячи финик. погребальных стел (т. н. стелы де Сент-Мари) и предугадал открытие расположенного рядом сакрального участка, т. н. тофета. К сожалению, огромная часть стел погибла. За экспонатами для музеев Лондона и Парижа в К. присылали экспедиции, но не все находки достигали Европы: в 1874 г. Французская академия надписей вывезла из К. более 2 тыс. стел с финик. текстами, античные статуи и археологические находки, но корабль погиб, и только в 1995-1998 гг. подводные археологи смогли обнаружить и поднять часть фрагментов. Проф. Ж. Спиро отправил в Лозанну 19 стел и издал в 1895 г. 1-е исследование вотивных надписей К. Руины базилики Дамус-эль-Карита. Фотография. Нач. ХХ в. Руины базилики Дамус-эль-Карита. Фотография. Нач. ХХ в. Серьезное влияние на развитие археологии К. оказала Римско-католическая Церковь. Ш. Лавижери (в 1867-1892 архиепископ Алжира), который вел активную миссионерскую деятельность на Востоке, в 1875-1877 гг. купил почти весь «акрополь» К. (9 га) и начал раскопки, стремясь найти остатки древней церкви. Архиеп. Ш. Лавижери и его сотрудники обращали внимание только на христ. и рим. древности (особенно надписи) и при этом финик. слои уничтожали. В опубликованный в 1888 г. свод раннехрист. храмов Сев. Африки были включены сведения об открытых в К. церквах. Увлеченным археологом был руководитель миссии в К. свящ. А. Делаттр, стараниями которого создан Национальный музей К. В 80-х гг. XIX в. он открыл и изучил кладбище иудеев и ранних христиан к северу от города (совр. Гаммарт) и некрополь к северо-востоку (Маппалия), где надеялся обнаружить останки сщмч.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

В авг. 1854 г. по просьбе жителей Одессы и с высочайшего разрешения в Одессу была перенесена Касперовская икона Божией Матери и оставлена в Преображенском кафедральном соборе. И. каждую пятницу перед литургией совершал перед ней составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы. Перед иконой произносили обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Этой иконой И. благословлял войска, уходившие в Севастополь, во время молебнов солдаты покупали свечи за медные гроши и пятаки. И. распорядился хранить эти деньги, не смешивая с другими, сделать из них медный крест и установить в кафедральном соборе в память будущим поколениям. После поражения на Альме, когда началось отступление русских войск и был открыт путь на Севастополь и Симферополь, И. один, без свиты, 13 сент. 1854 г. прибыл в Симферополь, 14 сент. совершил в соборе молебен, обличая малодушие и призывая заботиться о войсках. 15 сент. послал главнокомандующему светлейшему кн. А. С. Меншикову письмо с просьбой о разрешении приехать в Севастополь, помолиться с войсками и передать им копию Касперовской иконы, но получил отказ. 16 сент. произнес проповедь в соборе, благословив Симферополь и Крым Касперовской иконой, 17 сент. совершил покаянный молебен в Карасубазаре, 18 сент. прибыл в Феодосию, а затем отправился в горную часть полуострова, пробыв в Крыму до 29 сент. В июне-июле 1855 г. снова посетил Крым, наблюдал оборону Малахова кургана, под обстрелами совершал литургию и произносил проповеди (25 июня на сев. стороне Севастополя в лагерной церкви, 26 июня в Николаевском соборе), передал иконы, присланные на благословение защитникам Севастополя с разных концов России. И. заботился о госпиталях, госпитальном духовенстве и сестрах милосердия, организовал для раненых воинов сбор продовольствия, духовных книг, икон, посещал их в лазаретах Бахчисарая, Симферополя, Перекопа и др. После взятия Севастополя и возвращения англо-франц. эскадры в Одессу И. с 27 сент. до 3 окт. 1855 г. ежедневно совершал там богослужения и произносил проповеди. Когда население стало в панике покидать город, И., движимый особым почитанием Касперовской иконы Божией Матери, накануне праздника Покрова Пресв. Богородицы приказал созвать колокольным звоном жителей на Соборную пл. и со всем духовенством совершил молебен, осеняя город иконой. 2 окт. флот противника ушел, не причинив городу вреда. После окончания войны икона была возвращена в Касперовку, намерение И. о ее ежегодном перенесении в Одессу осуществилось в 1858 г., при еп. Димитрии (Муретове) .

http://pravenc.ru/text/389617.html

10 авг. 1978 г. в связи со смертью папы Павла VI Лучани отбыл из Венеции для участия в конклаве, начавшемся 25 авг. Вечером 26 авг. в 4-м туре голосования он был избран папой Римским и впервые в истории принял двойное имя Иоанн Павел I, что подчеркивало его приверженность курсу пап Иоанна XXIII и Павла VI. 3 сент. 1978 г. состоялась церемония инаугурации И. П., впервые заменившая папскую коронацию. От кардинала-перводиакона Перикле Феличи И. П. принял не папскую тиару, а паллий , подтвердив тем самым верность линии на упрощение церемониала, проводившейся папой Павлом VI. И. П. также отказался от использования во время интронизации специального переносного трона (sedia gestatoria), но во время общей аудиенции 13 сент. вновь вернулся к этой традиции, став последним папой, использовавшим sedia gestatoria в церемониале. Интронизация И. П. состоялась 23 сент. в Латеранской базилике. В связи с избранием на Папский престол телеграмму И. П. с пожеланиями «успехов в усилиях в пользу упрочения мира и международной разрядки, укрепления дружбы и сотрудничества между народами» отправил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев . Интронизационные торжества были омрачены смертью специального представителя РПЦ Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , скончавшегося 5 сент. от инфаркта во время частной аудиенции у И. П. И. П. планировал проведение обширных реформ на основе принципа коллегиальности, в т. ч. изменение правил проведения конклава путем включения в него председателей епископских конференций и превращение Всемирного синода епископов в постоянно действующий орган управления католич. Церкви. Рассматривая служение бедным как одно из основных направлений своего понтификата, И. П. выступал в пользу «бедного образа» Церкви, которая должна быть ближе к обездоленным. С первых дней понтификата И. П. включился в международную политику в качестве миротворца. На 1-й общей аудиенции 6 сент. он приветствовал начавшиеся 5 сент. в Кэмп-Дэвиде переговоры Президента США Дж. Картера, Премьер-министра Израиля М. Бегина и Президента Египта А. Садата, результатом к-рых стало подписание в Вашингтоне документов, регулирующих достижение мира на Ближ. Востоке. 9 сент. папа изъявил готовность стать посредником в переговорах по прекращению гражданской войны в Никарагуа, о чем уведомил нунция в Никарагуа архиеп. Габриеля Монтальво. 20 сент. И. П. направил епископату Аргентины и Чили послание, поддерживающее усилия иерархов католич. Церкви этих стран по предотвращению военного конфликта, опасность возникновения которого была связана с территориальным спором из-за нескольких островов в прол. Бигл.

http://pravenc.ru/text/471413.html

Поскольку изначально И. возник как налоговый период, он был приурочен к подведению итогов хозяйственной деятельности. В большинстве провинций сбор урожая основных культур заканчивался осенью. Однако традиция, по к-рой датой начала И. стало 1 сент., сложилась не сразу. Так, из памятников V в. следует, что на Востоке империи И. начинался позднее. Надпись 452 г. в Халкидоне с датой 22 сент., «по истечении 5-го индиктиона», предполагает начало И. не ранее 23 сент. ( Duchesne L. Inscription chrétienne de Bithynie//BCHell. 1878. T. 2. P. 289-299). Дата землетрясения 458 г. в Антиохии указана у Евагрия Схоластика как «14 сентября, воскресенье, 11-й индикт» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 12); т. о., 12-й И. начался не 1 сент., а позднее. Древняя памятная надпись, датированная «месяцем октябрем, началом индиктиона», была найдена во Фракии близ древнего Паниона ( Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Αρχαιτητες κα πιγραφα τς Θρκης κα Μακεδονας//Ελληνικς Θιλολογικς Σλλογος. Εν Κωνσταντινουπλει, 1886. Τ. 17. Παρρτημα. Σ. 94). По-видимому, начало И. совпадало с началом нового года в различных календарях, имевших хождение на территории империи ( Kubitschek. 1928). Так, в Антиохии началом года в I-V вв. было 1 гиперберетайоса (тишрина), т. е. 1 окт.; не ранее 483 г. было перенесено на 1 сент. ( Downey G. The Calendar Reform at Antioch in the 5th Cent.//Byz. 1940/1941. Vol. 15. P. 39-48). Во мн. календарях греч. Востока начало года было совмещено с осенним равноденствием, т. е. с 23 сент.- днем рождения имп. Августа (Асия, Вифиния, Памфилия, о-в Крит, Смирна, Пафос на Кипре, Иераполь (сир. Маббуг) - Grumel. 1958. P. 193-203). В Египте, где полевые работы оканчиваются в июне с разливом Нила, наряду с И., приуроченным к началу егип. года (1 тоута - 29 августа), применялись и «александрийские» И. с началом в мае (Ibid. P. 193; Bagnall, Worp. 2004. P. 22-35; Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Они отражены, в частности, в датировках актов «Разбойничьего» Эфесского Собора (август 449 г. обозначен как 3-й И. вместо принятого 2-го - ACO. T. 2. Fasc. 1. P. 1, 77; Perry S. G. F., ed. The Second Synod of Ephesus. Dartford, 1881. P. 13, 401). 1 сент. было признано началом И. во 2-й пол. V в. (древнейший пример - дата кончины прп. Симеона Столпника, 2 сент. 459 г., «в конце 12-го и начале 13-го индиктиона», в его сир. Житии, написанном в 474 г.- Lietzmann H., Bearb. Das Leben des heiligen Symeon Stylites. Lpz., 1908. S. 228-229). По мнению В. Грюмеля, переход на «сентябрьский стиль» И. произошел с 462/3 г. ( Grumel. 1958. P. 202).

http://pravenc.ru/text/389569.html

2 со стихом, Апостол 1 Ин 4. 12-19, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Ин 21. 15-25, причастен Пс 18. 5. 8 мая (Ibid. P. 213-214) соединяются последования И. Б., прп. Арсения, Октоиха и праздника (Преполовения Пятидесятницы или Вознесения Господня), праздничные особенности те же, что и 26 сент.; на литургии прокимен, аллилуиарий, причастен те же, что и 26 сент., Апостол 1 Ин 1. 1-7, Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 26 сент. и 8 мая излагается устав всенощного бдения в честь И. Б.; тропарь и кондак И. Б. назначаются те же, что и в ранних редакциях Типикона, Евангелие утрени - Ин 21. 15-25; на литургии Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 26 сент. описывается совершение бденной службы в честь И. Б.- этот день отмечен знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), устав в целом совпадает с помещенным в первопечатном греч. Типиконе; важной особенностью является пение 26 сент. на утрене вместе с каноном Богородицы 2 канонов И. Б.; 8 мая также отмечено знаком , совершается всенощное бдение, на службе соединяются песнопения И. Б., праздника и прп. Арсения. В исправленном издании московского Типикона 1682 г., к к-рому восходят совр. слав. богослужебные книги, 26 сент. и 8 мая знак был заменен знаком  (см.: Там же); устав службы 26 сент. остался без изменений, а 8 мая нек-рые указания (напр., относительно пения канонов на утрене, распределения стихир на «Господи, воззвах» и на «Хвалите») были изменены. Последование И. Б. 26 сент., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Απστολε Χριστο το Θε γαπημνε (        ), кондак 2-го гласа Τ μεγαλεα σου (    ); канон, составленный гимнографом Феофаном, с акростихом Βροντς τν υν χριστοτερπς ανσω. Θεοφνους (Сына громова христокрасно пою. Феофаново), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Βασιλεαν τν τν ορανν (    ); канон авторства Иосифа плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Εκτην δησιν τ Θεο Μστ φρω.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Изданий конца XVII века и прологов XVIII века мы не сравнивали между собою, но сравнили издание 1685 года сентябрьское полугодие и издание 1689 года мартовское полугодие с последним изданием настоящего столетия1856 года. Оказалось, что исправления, по всей вероятности, совершенные в конце XVII века и в начале XVIII, касаются более замены слов одних другими: продолжалось очищение славянского языка там, где по недосмотру прежних издателей сего не сделано, исправления же исторических неправильностей ничтожны, прибавлены весьма немногие памяти русских святых, заменены немногие слова и поучения другими; одним словом в продолжение более полутораста лет сделано гораздо менее, чем в 50 лет после первого издания пролога. Перейдем опять к частностям. I. Грамматические исправления в прологе 1856 года в сравнении с прологами 1685 и 1689 годов: сент. 2 вместо о юноши совлачившем мертвеца – обнажающем мертвецы, сент. 3 вместо ввоини – сотвори мя воина, вместо назнаменану – запечатану, сент. 4 вместо тиган – сковраду, вместо сжалив си – сокрушався, сент. 11 вместо студению – мразом, сент. 14 вместо именитыми – христолюбивыми, вместо жератком – углием, сент. 23 вместо бесприличны временем – не возрастны летами, 25 сент. вместо начасте – часто, 26 вместо поливчия – водолива, окт. 1 вместо похабство – юродство, ноября 9 вместо монашица – монахиня, 14 ноября вместо делесемделом, вместо простыню – прощение, дек. 3 вместо инославный – иноверный, дек. 10 вместо отнюдь – весьма, вместо окольнии – окрестнии, страде монастырской – трудом монастырским, дек. 19 вместо рассочники – подзиратели, янв. 3 вместо лечат о прор. Малахии – лепотен, янв. 4 о Клеопе вместо сыновец – брат, янв. 8 о св. Илии вместо гордо чудо – страшно чудо, янв. 14 молитвы отнюдныя – всегдашния, февр. 18 вспятися – возвратися, февр. 23 огненного падежа – паления, 29 прозвищи – именованьми, мар. 7 глас свой растла – распростре, 8 мар. монастырь лежим стоящь, пек – зной, клувия – клетка, мая 5 клича – молвы, 9 жидове – иудеи, мая 10 работяги – работники, 23 лзе – мощно, мая 25 коргчию – скудельнику, июня 1 вборзе – вскоре, июня 6 отдоену – воспитану, июня 10 проскудити – осквернити, июня 15 пожалиша – оскорбишася, 5 июля здец – здатель, органы – орудии, июля 12 проскудливым – блудником, 16 июля кошута – елень, 26 опаш – оклеветан, авг. 16 гбежи – сгибы, 18 каменостружцы – каменосечцы, 26 авг. кротяше – увещаше, 30 правило обходя – соблюдая, и немногие другие; более общие исправления: двойственное число заменено множественным, дательные падежи ставятся с усеченным окончанием, напр. 5 сент. о мучч. Фифаиле и Фивее сия христиана суща – сии христиане суще и так все сказание исправлено, вместо Христови – Христу, Глебови – Глебу; частица иже часто опускается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Подобного же рода неправильности находятся и в прологе 1643 года за мартовское полугодие, и они исправлялись также постепенно в следующих изданиях. II. Довольно сделано поправок в именах святых и некоторые исторические и другие погрешности исправлены, греч. слова или исключены или переведены, а переведенные названия месть снова оставлены непереведенными, сделаны и значительные изменения в тексте, сокращения или дополнения сказаний; так 1 сент. в изд. 1641 и 1659 опущена память пожара, после она вставлена; о Симеоне столпнике было. 40 лет работав, исправлено: 47 лет; 2 сент. Евтихий схоластик назван был в тексте Иоанном; 8 сент. Саломии ненепсей, но сестричищне, исправлено: Саломии сестричне; 9 сент. о 3 вселен. соборе ста и 50 св. отец, исправлено: дву сту св. отец; Севириан при Ликинии – при Диоклитиане, 16 сент. Киприана митрополита киевского – московского, 18 сент. сказание об Евмении весьма непонятное исправлено, в издании 1659 года и следующихц 26 сент. о Иоанне Богослове слово окрон заменено: петал; 27 сент. о ев. Марке номик – законник; 30 окт. сказание о Дионисие ареопагите весьма сокращено, именно: выпущено сказание о Карпе в Крите еще в издан. 1659 года; 7 окт. изменено в конце сказание о Полихронии; окт. 9 отца Афанасия исправлено: матери Афанасии; 12 окт. о. св. Косме исправлено к концу; окт. 19 о Клеопатре: слова первое умолихь Бога о роде твоем поганом сущем опущены, вероятно, с догматическою целию; 22 окт. о 7 отроках вместо Иоанна – Ексакустодиан; 23 окт. св. Игнатий, патриарх был патриархом до изгнания15 лет, исправлено 11 лет и 5 месяцев, умер в монастыре Фирь – исправлено Сатира; 30 окт. о Маркионе Сиракузы киликийские – сикилийские; 13 ноябр. сказание о Златоусте почти все изменено и распространено; 18 ноябр. сказание о муч. Платоне значительно исправлено, 23 об Александре Невском вместо безбожных – схизматиков, вместо безбожныя немцы – неистовые немцы или лукавии немцы; 24 ноября Василиска именем Консоголема – Консты; нояб. 30 вместо ясы (народ) – аланы, вместо азваги – авасгусы; дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мартина в Туре для разрешения спора между монахами, бóльшая часть которых решила перейти в разряд каноников. Вероятно, позиция Бенедикта Анианского была недостаточно гибкой: монастырь был ненадолго преобразован в каноникат (имп. Людовик Благочестивый в грамоте 832 г., данной монахам Сен-Дени, тоже решившим вернуться от канониката к статусу монастыря, называл св. Бенедикта Анианского и аббата Арнульфа добрыми и благочестивыми людьми, но «очень простыми» (simplicissimi) - Monuments historiques/Éd. J. Tardif. P., 1866. P. 88). Роль Анианского мон-ря в ахенской реформе минимальна (в отличие от Клюни или Горце в последующую эпоху). Реформированные монастыри не были связаны между собой и продолжали самостоятельно поставлять своих аббатов. Хотя единый устав (regula) был введен, но обычаи (consuetudines) в мон-рях бенедиктинской традиции остались разные. Наряду с Бенедиктом Анианским в этот период были известны и другие реформаторы монашеской жизни - архиеп. Лейдрад Лионский, аббат Сен-Дени Гилдуин. Несмотря на право свободных выборов, которое получили монастыри согласно «Capitulare ecclesiasticum» (818/9), многих аббатов назначал король (император) (MGH. Capit. T. 2. Pars 1. P. 276). В каролингскую эпоху появляются титулярные аббаты, одновременно возглавлявшие несколько мон-рей (напр., Гилдуин с 825 носил титул архикапеллана, а в награду за службу он был назначен аббатом 5 крупных мон-рей - Сен-Дени, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Жермен-де-Пре, Сент-Уан в Руане и мон-ря в Салоне (Лотарингия)). При К. распространяется практика назначения мирян аббатами (abbas laicus) (напр., Эйнгард получил аббатство св. Петра в Генте). Чтобы предотвратить разграбление монастырских земель аббатами-мирянами, было введено разделение имущества обителей на mensa abbatis (букв.- стол аббата) и mensa fratrum (букв.- стол братии). Часто короли становились титулярными аббатами монастырей. Наряду с монастырями, реформированными Бенедиктом Анианским или под его влиянием (Желлон, Флёри, Муасак, Лерен, Конк, Савиньи и др.), существовали монастыри, к-рые находились в ведении местных епископов (часть из них перешла в разряд каноникатов (Сен-Дени, Сент-Илер-ле-Гран в Пуатье, Сент-Омер, Сен-Пьер-ле-Виф и Сент-Коломб в Сансе, Сент-Аньян (Сент-Эньян) в Орлеане, Сен-Бенинь в Дижоне, Сен-Марсель близ Шалон-сюр-Сон, Сен-Марсьяль в Лиможе, Сен-Сибар в Ангулеме, Сент-Обен в Анже, Сен-Сальви в Альби и, вероятно, Сен-Виктор в Марселе), в других братия продолжала вести монашеский образ жизни (Сен-Жермен в Осере, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Жермен-де-Пре, Сен-Фарон в Мо, Сен-Люсьен в Бове, Сен-Ва в Аррасе, Сен-Пер в Шартре и Санкт-Максимин в Трире)), мон-ри в сельской местности (Сен-Морис-д " Агон, Сен-Вандрий-де-Фонтенель, Ферьер, Без, Монтье-ан-Дер, Сен-Мор-де-Фоссе, Лобб, Эльнон (Сент-Аман-лез-О), Эхтернах, Синт-Трёйден, Корби, Санкт-Галлен, Фульда, Райхенау и др.), в основном перешедшие на бенедиктинский устав, и жен.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Н. собирался в Москву на коронацию имп. Александра II в надежде посетить Троице-Сергиеву лавру и поклониться могилам родителей. Члены Синода выехали из С.-Петербурга 1 авг. 1856 г., о путешествии в Москву и торжествах Н. оставил записи в дневнике (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 240-245 об.). Поскольку все иерархи приехали на коронационные торжества, проходило обсуждение важных церковных вопросов. 4 авг. Н. встречался с митр. Филаретом (Дроздовым), следующая встреча святителей состоялась 8 авг. Во время этих встреч митр. Филарет представил Н. проект архиерейского исповедания и обещания перед рукоположением, из которого при переводе с греч. языка была изъята часть текста с изложением догмата о Св. Троице и добавлен текст о колдунах, босых и проч., отсутствующий в греч. оригинале, что митр. Филарет считал нужным исправить, и Н. согласился с ним ( Филарет Московский. 1883. Ч. 3. С. 418). 19 авг. 1856 г., в праздник Донской иконы Божией Матери, Н. служил в Донском мон-ре вместе с архиепископами Григорием (Постниковым) и Арсением (Москвиным), архиеп. Василием Кесарийским, еп. Филофеем (Успенским) , свящ. Василием Кутневичем, после богослужения все были приглашены на обед у архиеп. Евгения (Казанцева), управлявшего Донским мон-рем. По воле имп. Александра II коронование было совершено не первенствующим членом Синода Н., а старейшим - митр. Филаретом (Дроздовым) ( Жмакин. 1896. С. 157, 177, 178, 180). Последовавшую болезнь и скорую кончину Н. нек-рые современники приписывали его огорчению этим обстоятельством ( Львов. 1900. С. 364). 26 авг. после коронации Н. пожаловался на сильное недомогание. 27 авг. он произнес речь в Кремле по случаю коронации (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 238-239). 30 авг., в день св. блгв. Александра Невского, в Успенском соборе на молебне читал Евангелие, но к вечеру снова занемог. 1 сент. Н. испросил Высочайшее разрешение отбыть в С.-Петербург досрочно, из-за болезни не присутствовал 2 сент. на обеде у митр. Филарета, где собралось 14 иерархов. 4 сент. Н. выехал из Москвы и 5 сент. прибыл в С.-Петербург. 12 сент. был исповедан и приобщен, больше не вставал. 16 сент. новым вик. Платоном (Фивейским) было совершено елеосвящение Н. В ночь с 16 на 17 сент. началась агония, и 17 сент. в 3 часа дня Н. скончался.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010