Как нам это трудно! Кто из нас кроток? Кто из нас смирен? Как много в душе нашей смятения, гордыни, ожесточения, обид, притязаний — чего только нет в нашем сердце! И потому нет нам покоя. Ни днем, ни ночью — всегда в тревоге, всегда в смятении, всегда в недовольстве. А нам с креста Господь отвечает: «Придите ко Мне, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим»  . Аминь. 15 февраля 1981 г. Неделя Крестопоклонная Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Первые христиане очень любили на стенах своих храмов изображать Моисея в пустыне, потому что для Церкви Христовой он был прообразом спасения. В Священном Писании рассказывается, что после того, как израильтяне, возглавляемые пророком Божиим Моисеем, пройдя через море, спаслись из рабства, они углубились в безводную и грозную пустыню, которая многим показалась куда страшней, чем рабство, угнетение, подневольная работа. И вот день, неделю, месяц идут они по неимоверной жаре, среди камней, среди выжженных равнин, среди скал. Люди погибают без воды, и нет ни источника, ни капли влаги; море осталось позади, раскаленное небо без единого облачка, а путь до Святой горы, куда они направляются, далек, да и никто не знает, сколько верст еще идти вот так, сбивая в кровь ноги. И вдруг маленький кустик, и возле него источник. Люди бросаются, хотят пить и тут же выплевывают эту воду — горька она, как морская вода. А в тех землях, видно, залегали соли, они и превращали воду в непригодную, а источник этот назывался «мерра» — горечь. Представьте себе: уже надежда вспыхнула, в раскаленной пустыне — свежая вода, прохладная, бьющая из–под земли. Но она горька, ее невозможно пить… И люди заплакали от обиды, досады и отчаяния. И тогда пророк Моисей погрузил древо в воду подержал его там, и вода постепенно стала пригодной для питья. Это оживотворение источника, который был ядовит, напоминает нам о другом древе, которое водружено посреди нашей жизни, — Древе Крестном; мы стоим сегодня перед его изображением. Древо Крестное меняет горечь жизни на чистую, прохладную живую воду спасения, идущего от Господа. Недаром Он сказал — вы сегодня слышали в Евангелии, — что многие, стоящие здесь, увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Царство Божие приходит через Крест Христов, через Его бесконечную, обнимающую нас всех любовь. Царство Божие есть мир, свет и спасение Христово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

– Благословите стол передвинуть, благословите ключ от кабинета взять, благословите чаю попить… Однажды услышала, что в ответ на подобные просьбы митрополит Антоний Сурожский отвечал: – Благословляю не быть идиотом… – Сегодня, что, праздник какой? – спрашивает муж, садясь ужинать. – Ага,– уплетая рыбу, отвечаю я.– Большой праздник! И только вечером, удосужившись заглянуть в православный календарь, вижу, что сегодня день строгого поста. Такое в дни церковных праздников бывает. Ничто не дается так тяжело, как молитва. Утреннее и вечернее правило. Минут 10-15. Я засекала. Простые в общем-то слова. Каждое – про меня. Но почему же так сложно молиться? Особенно перед сном. «Сейчас еще немножечко полежу, отдохну и потом встану обязательно на вечернее правило!». Но просыпаешься, как правило, уже утром. А тут мужу надо срочно погладить рубашку, сыну сварить кашу и отвести его в садик, потом бежать на работу… Молитвослов пылится на полочке рядом с иконами. Наши – в храме. Радостные, счастливые, знакомые лица. Мамы с малышами, причастившиеся Святых Животворящих Христовых Таин. Дорогие сердцу бабушки. Я смотрю на них с завистью. Моя жизнь проходит мимо. Очень тяжело. Больше нет сил. Снова бегу, лечу в храм. На этот раз обошлось без скандалов. Муж взял отгул, и я могу, наконец, спокойно помолиться, чтобы сынок не дергал за полу юбки и не возвещал периодически: «Хочу есть, хочу пить, хочу гулять!». Я счастлива. Я – в храме. Я – дома. Однажды мне сказали, что Церковь – это лечебница душ. Из этого следовало, что все, кто приходит в храм, – больные. А точнее, больные – вообще все люди. Просто те, кто приходит в храм, осознают нужду во враче в отличие от остальных. Мне это сравнение поначалу не очень понравилось. Не хотелось чувствовать себя калекой в сонме других инвалидов, медленно ползущих к спасению. Но пришло время, и я поняла – да, я больна. Настолько, что перестала замечать это. Тут уже не важно как – на одной ноге или вообще без ног – главное доползти… И при этом не бить других инвалидов, с которыми ползешь в одном строю, за то, что они ползут не так, как тебе хочется и кажется правильным. Как сказал один хороший батюшка: «Прежде чем обожиться, надо очеловечиться». Всему можно научиться. Главное – смотреть не на соринки в глазах других, а тащить свое бревно. Господь милостив. Глядишь, и доползешь.

http://pravoslavie.ru/37693.html

— Нино, мы все идем на день рожденья. Именинница очень хочет с тобой познакомиться. Сказала без тебя не приходить. Нельзя обижать человека. — А удобно? — Удобно, удобно. Подари человеку радость. Тебе зачтется. Общение получилось длительным и неформальным. В итоге специалисту удалось на пальцах доказать Нино необходимость пропить назначенные лекарства bb сравнить «до» и «после». Подруги поднажали и заручились обещанием Нино пить таблетки и не обманывать друзей, потому как им небезразлична психика любимого человека и все остальные ее органы. А Здоровье нужно для покаяния. Нино честно выполнила обещание. Через энное число дней, как ни странно, ее повышенное внимание к батюшке с ликом средневекового рыцаря стало таять и вскоре сошло на нет, как и бесчисленные вопросы духовного плана. Менять церковь никому не пришлось. Подготовка к исповеди Нина поправила косынку, отключила мобильный, чтоб не беспокоил ход мысли неожиданными эсэмэсками и звонками. Перед ней лежал лист бумаги и ручка. Она собиралась к исповеди и хотела как можно тщательнее вспомнить все свои грехи за прошедшие две недели. Раньше, лет 15 назад, она причащалась раз в пост, но теперь в Невской церкви новый настоятель благословил причащаться каждые две недели, потому как времена последние и духовная брань усилилась. А тут еще коронавирус нагрянул, и каждый день мог стать последним. Нина была одинокой, доживала свою обремененную грехами жизнь в относительном покое на пенсии в 250 лари и иногда получала дополнительные финансовые вливания от сына, давно переехавшего в Германию. На здоровье, слава Богу, не жаловалась. Круг общения у нее и так сократился до минимума в силу возраста, а карантин свел связи с социумом почти к нулю. Из дома она выходила в полной экипировке, с маской и шлемом, по известному маршруту: магазин — аптека и в конце недели — церковь. При видимом однообразии грехи, как ни странно, не уменьшались. Книжку «Подготовка к исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Нина знала почти наизусть и была очень внимательна к своему внутреннему миру.

http://azbyka.ru/fiction/jeto-tbilisi-de...

" Мы строим храмы, чтобы бороться со страстями, ходить в них, исповедовать грехи и страсти. Отсюда мы должны выходить и говорить о том, что больше никогда не будем пить, гулять, блудить. Должны просить Господа об укреплении. Нельзя думать о том, что все просто так будет хорошо. Бесы всегда где-то рядом. Надо подвязаться для добрых дел, чтобы не было праздного времени, иначе бесы вернутся. Бывает, врагами человек считает членов своей семьи, тех, кто желает ему спасения. А главными виновниками являются только бесы. И наша задача - не подпускать их к себе, а значит, не допускать уныния, ленности. Тогда Господь придет и вселится в наши души. Для этого нужно неустанно трудиться, до самой смерти совершать духовные подвиги " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Он поблагодарил настоятеля за труды и выразил надежду, что люди будут приходить в храм, как в духовную больницу, где им помогут каяться и наставят на новую духовную жизнь. Храму были подарены Евангелие и напрестольный крест. Настоятелю были вручены серебряная медаль святого апостола Петра и медаль в память 100-летия восстановления патриаршества . От клира, хора и прихожан он поблагодарил митрополита: " Наши сердца переполняет радость, ибо храм исполнился полнотой благодати Святого Духа, стал домом Божием, домом святым. Сегодня для нас исторический день - день рождения нашего храма " . Глава района поблагодарил правящего архиерея за новый храм в благочинии, отметив, что сейчас освящается мало храмов, и этот день - настоящее событие. Храм святителя Иоанна Милостивого построен по проекту Ольги Линдрот в 2012-2016 годах. Он назван в честь христианского святого VII века - Патриарха Александрийского Иоанна, прозванного Милостивым за любовь к бедным. Он прославился постоянной заботой о нуждающихся. День, когда святителю не удавалось никому помочь, он считал потерянным. При храме действуют Покровское сестричество милосердия, окормляющее больницу 15, братство трезвости, воскресная школа для детей. Оказывается духовная помощь ПНИ 7 и школе-интернату 7. Храм построен на переднем рубеже обороны города в память о погибших в блокаду.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Затем другой случай был в Голутвином уже монастыре. Там женщины и мужчины говели вместе, и батюшка беседовал в одной приемной: говело, должно быть, человек 15 мужчин и женщин. И вот батюшка говорит: полюбила одна барышня молодого человека, а он не отвечал ей своей взаимностью и ухаживал за другой. Тогда в барышне возникло чувство ревности, и она захотела отомстить молодому человеку. Она воспользовалась тем обстоятельством, что он ходил постоянно кататься на коньках на тот же каток, куда ходила и она. У нее пронеслась мысль: «Искалечу его, пускай он не достанется и моей сопернице». И вот, когда он раскатился, она ловко подставляет ему подножку, тот упал назад и сломал себе руку. Но это еще слава Богу, мог бы получить сотрясение мозга и умереть. И было бы смертное убийство. И такие случаи часто забываются на исповеди. Во время этого рассказа я почувствовал, что в мои плечи впились чьи-то пальцы. Я оглянулся и увидел, что ухватилась за меня одна девушка 18 лет, моя родственница, побледневшая, как полотно. Я подумал, что ей просто дурно сделалось от духоты, и поддержал ее. А она потом мне говорит: «Да ведь это батюшка меня описал! Это была моя тайна, откуда он мог узнать?!..» Такие беседы батюшка вел всегда перед исповедью, открывая души присутствующих; при этом он и не смотрел ни на кого, чтобы не смущать и явно не указывать. После беседы старец производил общую исповедь. Давал одному из говеющих требник, где был описан порядок исповеди и исповедальная молитва , где перечисляются общие каждому человеку грехи. При этом батюшка требовал и придавал большое значение тому, чтобы говеющий прослушивал в церкви молитву перед исповедью. Он отказывался исповедывать, если эта молитва не была выслушана. Но иногда он снисходил к человеку и сам ее читал перед исповедью, что делал и для меня грешного. После этой общей исповеди, он уже исповедал каждого отдельно, очень внимательно и с любовью относясь к каждому, врачуя душу каждого. (Если бы, говорил он, придерживаться постановлений вселенских соборов, то на всех надо наложить епитимью, а многих и отлучить временно от Церкви, но мы немощны, слабы духом и поэтому надеемся на бесконечное милосердие Божие). Благословляя говеющих, он советовал после вечерни, на которой читают каноны, не вкушать ничего до причастия Св. Таин. В исключительных случаях разрешал выпить одного чая. Я рассказал старцу случай со мной у о. Иоанна Кронштадтского , когда меня, евшего днем мясо, о. Иоанн допустил на следующей день к Причастию. О. Варсонофий сказал: «Да, о. Иоанн был великий молитвенник, подвижник дерзновенный; он мог у Господа просить всего и замолить все, а я грешный человек, не имею такого дерзновения, поэтому не решаюсь допустить в монастыре нарушения устава для мирян. Да ведь не трудно поговеть два дня, да к тому же часто это бывает и полезно. А теперь идите с миром, Господь да поможет вам приобщиться Св. Тайнам, а после обедни приходите пить чай ко мне». И мы пошли покойные и умиротворенные в душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

апостолов Петра и Павла (29 июня); наконец, Успенский пост — в течение двух недель перед Успением Божией Матери (15 августа). Еще соблюдаются посты каждую среду (в воспоминание о предательстве Иуды) и каждую пятницу (в воспоминание о Распятии Христа); посты в день Воздвижения Креста Господня (14 сентября), в память усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа), в канун Рождества Христова и в канун Богоявления (5 января). В соответствии с правилами Типикона о соблюдении постов монастырские обиходники содержат в себе точнейшие указания о трапезе монахов в течение всего года. Типикон различает четыре вида (или степени) поста, которые должны строго соблюдаться монахами, и требует от иноков совершенного отказа от вкушения мяса . Высшей степенью поста является полное воздержание от еды, положенное в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста и в Страстную Пятницу. В другие постные дни Типикон дозволяет вкушать пищу лишь раз в день, вечером после захода солнца. Вторую степень поста составляет (сухоядение), положенное в Великий пост. Исключение составляют лишь субботы и воскресенья, когда можно есть вареные овощи без масла. Вкушение вареных овощей с маслом (растительным) — это уже третья степень поста, а вкушение рыбы — четвертая и последняя; рыбу вкушают в праздник Благовещения (если он приходится не на Страстную седмицу) и в праздник Входа Господня в Иерусалим. В Типиконе точно перечислены дни, когда дозволяется употреблять вино и масло; в эти дни можно пить вино, разбавленное водой, и вкушать пищу с растительным маслом. Вкушение мяса в Восточной Церкви монахам запрещено совершенно, в посты и во все будние дни положено также воздержание от молочных кушаний и яиц. Молочные блюда или овощи со сливочным маслом, каша с молоком или сливочным маслом, белый хлеб или пироги, начиненные капустой или рыбой, появляются на монастырском столе лишь в воскресные и праздничные дни. В праздники Господские и Богородичные трапеза монахов и лучше, и обильней (от трех до четырех блюд), чем в праздники, посвященные памяти святых или в именины царя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436579/

о. Олег: - А служение бездомным? В районе трех вокзалов одни и те же люди или разные, новые? В.Носов: - Есть костяк, который приходит постоянно, каждую неделю, регулярно, есть новенькие. Там мы тоже стараемся в первую очередь накормить. Нельзя начинать беседовать с человеком, который не помнит, когда он ел последний раз. Человек голодный лишен основного, нет хлеба, воды, горячей пищи. Сначала кормим. А потом уже читаем Писание, рассказываем о праздниках, святых, стараемся приободрить, говорим, что для них ничто не кончено и не потеряно. У всех нас волосы на голове посчитаны. То, что происходит с ними - все под контролем Царя Царей. Им нужна надежда. Потому что часто там люди в унынии. Тем не менее, многие борются, не падают духом, принимают крест с благодарностью. о. Олег: - А кроме православных их кто-то кормит? В.Носов: - Да, мы узнали, что расписание кормлений плотное. Каждый день не раз приезжали разные люди, в том числе не традиционных конфессий баптисты, евангелисты. Коллективы диаспора армян приезжали и кормили со своих ресторанов, которые у них есть. Радостно, что люди откликаются и исполняют заповедь Христову. о. Олег: - А бывает так, что кто-то из бомжей не крещен, но хочет покреститься. В.Носов: - Да, бывает. Есть проблема, что этих людей, как правило, грязно одетых, не очень чистых, не пускают в храм где-то, они начинают в храмах просить милостыню, что тоже не очень допускается, так вот мы и стараемся договариваться со священством, чтобы или совершали Таинство Крещения или Исповеди и Причастия. Но кто хочет менять свою жизнь с Божией помощью, могут это делать. Но было замечено, что большинство вполне довольно своим состоянием. о. Олег: - Помню, лет 15 назад было много беспризорных детей. В.Носов: - Беспризорных детей мы не видим, как правило. Есть центра социальной адаптации, где люди могут обогреться, помыться. Там существуют свои правила, нельзя нарушать режим, пить, не все выдерживают. Но сейчас много делается и в лоне нашей Церкви. Движения, общины, коллективы, которые просто хотят исполнить заповедь и внести свою лепту.

http://radonezh.ru/2021/03/23/o-dvizheni...

И о вышеизложенном в статье. И на самом деле на все эти вопросы ищешь ответы, и , ответы - в опыте, впрочем, как и вопросы рождаются из опыта, можно было бы дополнить ответы, но в этом нет необходимости, кто имеет, тому приложится. В свое время Русь крестилась, ни все сами приходили, более того, князь Владимир сказал такую фразу перед днем крещения: « кто не со мной, тот против меня». Так какие проблемы?! Бог управит. Более 20 лет назад крестил ребенка, взяв из больницы во время прогулки, умом далек был от Церкви, но внутреннее говорило, что так надо, ибо и сам крещен, и в семье все крещены. Причем на день крещения записывал посторонний человек. Более того, через сына с годами и Слава Божья и Тьма, и, исцеление, и, воскресение из мертвых. И если говорим о Боге Истинном, то непременно в Страхе Божием. У Архимандрита Тихона (Шевкунова) есть пролог о лисице, которая была послана Богом пить молоко. А ученость, книжная мудрость монаха, отняла последнюю надежду и утешение. На все есть сроки. И о благодати в Церкви, река жертв народных течет мутной рекою, т.е в горниле печи серы и дыма, и если это малый поток, то что говорить, когда его приходиться преодолевать вплавь, впадающей в море бурной рекою. Продолжение знаем у кого читать,пророчество, когда Святой Дух, еще не был прославлен. Священник Сергий Бегиян 9 сентября 2013, 15:57 Дорогая " окаянная Ольга " ! И первое Ваше послание и второе написано об одном. Боюсь, Вы принаделжите к той категории людей, которые ищут в храме чудес и знамений. Если это так, то вслушайтесь в слова Сказавшего " не дастся им знамение " . Проявление святости и благодати Святого Духа не в том заключается, что человек может воскрешать умерших. Это исключительно дар, которого не имели и многие святые. Проявление святости и присутствие Святого Духа познается по смирению человека. В этом нас убеждают не сотворивший ни одного чуда преподобный Досифей, ученик прп. Дорофея, и многие другие святые. Я в своей жизни встречал людей (и в среде мирян, и в среде духовенства), которые ющут смирения и находят его.

http://pravoslavie.ru/63612.html

Все мы умываемся, немного молимся. И выходим из спален на балкон: он был на восток, ходом через столовую. А там уже шумит самовар; кругом чашки, сахар, молоко, пышки или что-либо иное. Перекрестившись, мы садимся " чайпить " ; так говорилось у нас везде, а не двумя словами " пить чай " . Потом берем «книжки» для чтения и уходим в соседние поля: мы жили на загибе села, на краю. А мать продолжала хлопотать: то мыла полы, то стирала белье, то сушила его, после полоскания в реке, то гладила, то опять кормила " живность " , то пекла хлеба, а потом «готовые» ставила боком на полку, то уже готовила обед… Она обычно любила делать все это сама одна; не беспокоила даже наших сестер; но они ей все же помогали. Так приближался полдень… Мне и доселе представляется. будто каждый день было тогда солнце и – светлый радостный день. Иногда был и дождь с грозой, но это не нарушало, а дополняло красоту дня… К обеду мы возвращались с поля… Стол был уже готов. Ели мы вообще – из одной " чашки " , ножей и вилок не полагалось, ложки были деревянные, за столом, помолившись, молчали. После обеда убирали, вероятно, сестры. А мать после 9-10 часовой беспрерывной работы, бросалась на чистый пол под какую-нибудь из мужских кроватей (чистота у нее была всегда отличная), брала туда подушку и почти сразу засыпала… Под кроватью – потому, что там не было мух за одеялом… А мы опять брались за книжку для чтения… Проспавши с час, она быстро вскакивала, и опять – за дела по хозяйству; то шла на реку, то что-нибудь шила: у ней была швейная машина; в крайнем случае, если не было иного дела, вязала привычными «спицами» чулки… И что-то думала… Мы легкомысленно не интересовались, чем были заняты ее мысли. Подходит " полдник " : так назывался 4-й час… Опять – чай… Скоро – и вечер… Куры уже на нашести… Приходит из стада корова. Мать доит ее… Немного снова подкармливает ее по меже… Восемь-девять часов… Мать снова поработала 6-7 часов после полдня, а всего – 15-17 часов в день… И ложится уже спать – после ужина… А мы – опять на гулянье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Я чувствую, схима меня подняла. Мне надлежало умереть, но дана отсрочка. О. Нектарий теперь мой восприемный отец. Приходит он сегодня и говорит, между прочим, следующее: " А вот на трапезе сегодня читали: один монах умер и ожил, и рассказал братии, что ему было сказано, что дается отсрочка на 15 лет. И ровно через 15 лет в этот день он действительно скончался…Затем о. Феодосий говорил, что замечал у меня уже недели три опухоль на лице, и поэтому сразу предложил мне схиму, указывая на опухоль, как на признак смерти. Я сказал: " Да будет воля Божия " , ибо страшно отказываться от схимы. Схима дает прощение всех грехов. Кроме того, у меня было чувство смерти, а о. Феодосий говорит: " Кто может ручаться, что вы останетесь живы эту ночь? " Я согласился, и о. архимандрит охотно согласился, и вот я пострижен.Потом Батюшка сказал:- Да воздаст вам Господь, что ходили за мной.14 июля, между прочим Батюшка сказал:- Я чувствую, что началась во мне новая жизнь: в чем она, я и сам хорошо не знаю, чувствую усиление бурь…А в другой раз сказал, что чувствует в себе прилив новых сил.Все эти дни я ночевал у Батюшки. Вчера ходил в больницу, нога опять что-то заболела. Правили у Батюшки сокращенное бдение. Он хотя и оправился, но не совсем. Слава Богу за все, что будет дальше.25 июля 22 числа Батюшка дал мне голубой шелковый поясок с белыми украшениями и словами: " Боже во имя Твое спаси мя " , и благословил надевать его по праздникам и когда буду приобщаться.23 июля к Батюшке приезжал из Шамордина убогий и блаженный Гаврюша. Он - мантийный монах. Батюшка говорил, что его постригал о. Амвросий. На меня он произвел хорошее впечатление. Приезжал он к Батюшке поздравить с принятием схимы. Очень мне понравилось, как он обрадовался и даже засмеялся чисто по-детски, когда Батюшка дал ему конфет и пряников. В тот же день Батюшка говорил, как глубоко таинственны события нашей жизни.- Я сейчас вдруг вспомнил: когда я ездил из скита в Воронеж к святителю Митрофанию, меня позвал к себе пить чай иеромонах, стоявший у мощей Святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010