Иосиф Флавий Книга 7 Предисловие Заключительная книга – эпилог объемного труда Иосифа Флавия, рассказ об окончании военных действий в разрушенном Иерусалиме и о триумфе в Риме по случаю победы. Однако и после триумфа вспыхивали восстания евреев в Палестине и Северной Африке, которые были жестоко подавлены. Много внимания автор уделил осаде римлянами последнего оплота восставших сикариев – крепости Масады и трагической гибели ее защитников. Глава 1 Разрушение всего Иерусалима, кроме трех башен. Тит в собрании превозносит всех своих воинов, раздает им награды и многих распускает. 1. Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно. Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фазаель, Гиппик, Мариамма и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя – для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три – чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал перед мужеством римлян 649 . Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города, постигший его вследствие безумия мятежников. 2. В качестве гарнизона Тит назначил десятый легион и несколько отрядов конницы и пехоты. По окончании всех военных действий он пожелал поблагодарить все войско за его военные подвиги и в отдельности вознаградить достойным образом тех, которые выдвигались из среды других. Посреди бывшего лагеря для него построена была трибуна, которую он занял вместе с главнейшими начальниками, и вслух перед всем войском сказал: «Благодарю, много раз благодарю вас за вашу преданность мне, оставшуюся неизменной до сих пор. Хвалю ваше послушание и личную храбрость, которую вы, невзирая на многочисленные и великие опасности, выказывали в продолжение всей войны, чтобы, насколько это зависело от вас, расширить господство вашего отечества и тем ясно показать миру, что ни численное превосходство, ни могучие крепости, ни величина города, ни слепая безумная отвага и зверская свирепость врага не могут устоять против могущества римлян, хотя бы даже одни или другие из наших врагов во многом покровительствуемы были счастьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф Флавий См. также: Иудейская война Иудейские древности   Книга 1 О древности еврейского народа Книга 2 Против Апиона     Краткое предисловие Сочинение Иосифа Флавия «О древности еврейского народа» состоит из двух книг. Только вторая из них отвечает краткому варианту названия «Против Апиона», что, однако, не помешало ему стать более употребительным для всего сочинения. Различие заглавий отражает две содержательные стороны – положительную (о всевозможных преимуществах евреев и их образа жизни) и полемическую – «против Апионов» (если последовать за самим автором и воспользоваться риторическим множественным числом). Время написания сочинения можно установить лишь приблизительно. Несколько раз Иосиф ссылается на уже опубликованные к тому времени «Иудейские древности». К тому же автору понадобилось некоторое время, чтобы получить и осмыслить отклики на это сочинение и чтобы написать собственно «Против Апиона», что прибавляет к 93 году по меньшей мере еще около двух лет. Если бы менее вероятное оказалось неопровержимо доказанным, – что Эпафродит, которому Иосиф посвятил свое сочинение, был тем самым вольноотпущенником Нерона, казненным в 95 году, – вопрос о датировке был бы разрешен. Однако большинство исследователей считают адресатом автора Эпафродита грамматика, о судьбе которого неизвестно никакой определенной временем подробности. «Против Апиона» написано Иосифом после двух других самых значительных своих сочинений. Это позволило ему там, где необходимо, опираться на авторитет собственных трудов (в доказательстве достоверности изображения событий и правомерности исторического метода) и ссылаться на более подробные изложения требующих исследования вопросов. Однако сочинение полностью независимо и целостно, поскольку у автора была особая цель. «Иудейские древности» имели преимущественно положительное содержание и, по всей видимости, были слишком подробны и объемны для сколько-нибудь широкого круга читателей. В сочинении «Против Апиона» Иосиф решил говорить кратко, прибегнув к более действенному жанру апологии и еще точнее угадывая эллинский здравый смысл. Преимущественная древность происхождения была едва ли не единственным основанием, на котором возможно было сформировать у читателей непредвзятое отношение к соотечественникам автора. Все остальные достоинства еврейского народа гораздо скорее можно было признать при соблюдении этого условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Исайи. Гари Холл Исторический и культурный фон Служение пророка Исайи захватывает довольно длительный промежуток времени. Заголовок книги упоминает о четырех царях: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии (см. Ис.1:1 ). Царь Озия умер в 742 году до н.э. (год, когда Исайя был призван на служение – Ис.6:1 ), а Езекия жил до 687 года. Исайя проповедовал большую часть этого срока, хотя дата его смерти неизвестна. В соответствии с иудейской традицией, он был убит Манассией, сыном Езекии. Годы, прошедшие со смерти царя Озии до последних лет правления Езекии, были временем политических потрясений, которые стали результатом укрепления Ассирии. Начиная с 810 года и до 750 года до н.э. Израиль и Иудея жили в мире и благополучии. 738 Но Феглаффелласар, воссевший на троне Ассирии в 745 году, начал стремительно расширять границы империи на юг, восток и запад. Он овладел северными землями Израиля в 732 году, а его наследник, Салманассар V, захватил Самарию и в 722 году до н.э. окончательно уничтожил Северное царство. Война между Сирией и Ефремом, о которой упоминает 7 глава книги Исайи, была развязана в 733 году. Хотя царю Ахазу удалось избежать прямой угрозы, его обращение за помощью к царю Ассирии ( 4Цар.16:7 и дал.) привело к потере независимости, и Иудея стала вассалом Ассирии. Сын Ахаза, Езекия (715687) несколько раз пытался вернуть Иудее потерянную независимость. Он надеялся, что вавилонское восстание на юго-востоке Ассирийской империи и возрождение египетского государства помогут ему осуществить эти планы. В последней четверти восьмого столетия вавилонский генерал Меродах Валадан дважды восставал против власти Ассирии. И хотя оба раза восстание подавлялось, западные монархи, включая Езекию, вдохновленные этими героическими попытками, переставали платить дань в ассирийскую казну и делали попытки обретения независимости. Меродах Валадан даже посылал к царю Езекии своих представителей ( Ис.39 ), и было это, возможно, после смерти Саргона, в 705 году до н.э. 739

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИЛОТЫ [зелоты; греч. ζηλωτα; евр.  - ревнители, почитатели], радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. Основным источником по истории З. являются сочинения евр. историка Иосифа Флавия («Иудейская война» (завершена в 75-79), «Иудейские древности» (главы 13-20, завершенные ок. 94), «Автобиография» (94-99)). Описания Иосифа подробны, но довольно тенденциозны, прежде всего потому, что З. стали причиной несчастий его семьи ( Ios. Flav. De bell. III 13. 1). Кроме того, основной целью Флавия было объяснить эллинистическому миру, что именно З. спровоцировали евр. народ (на самом деле благоразумный и лояльный) к восстанию против Рима, а затем препятствовали любым действиям, ведущим к заключению мира, и именно из-за их упорства восстание завершилось гибелью города и храма. В результате возник крайне негативный образ З. З. упоминаются в НЗ (в Мф 10. 4 и Мк 3. 18 среди учеников Иисуса Христа назван Симон Кананит, в Лк 6. 15 и Деян 1. 13 его имя передается как Симон Зилот) и в раввинистической лит-ре (напр., Мишна, Санхедрин 9. 6, Пиркей Авот 3. 5 и др.; в Талмуде рассказывается и о законоучителе Нехунии бен ха-Кане, т. е. «сыне Зилота», напр. Бава Батра 10б). Эти сведения отрывочны, чаще всего речь идет об отдельных личностях, скорее всего не имевших отношения к партии З., а просто прозванных З. за ревностное следование закону. Описания событий в Иудее I в. по Р. Х. рим. авторов практически ничего не добавляют к тому, что уже известно из сочинений Иосифа Флавия. Малочисленность источников, рассказывающих о З., стала главной причиной споров об истории этого движения. Долгое время было принято объединять под названием «З.» все радикальные группировки, действовавшие в Палестине между 6 и 74 гг. по Р. Х. Эта традиция восходит к Г. Грецу ( Graetz H. Geschichte der Juden.

http://pravenc.ru/text/199785.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Царь Давид как прообраз Христа О кротости Царь Давид… Мы знаем про него на бытовом уровне достаточно много, используем его образ чаще, чем чей-либо. Достаточно вспомнить знаменитую Псалтирь, особенно 50й псалом, с которым неразрывно связана жизнь верующего человека. Тем не менее, образ царя Давида во многом остается для нас закрытым, некоторые нюансы его жизни, предстояния перед Богом как-то ускользают от нашего сознания. А ведь в мелочах очень часто раскрывается самое красивое, самое трогательное, самое прекрасное в человеке, самые необыкновенные свойства его сердца и веры. Так вот, царь Давид являет собой прообраз Христа. Каким образом? Во-первых, он царь. И мы знаем, что именно его потомок должен быть Мессией. Не случайно Христа, когда Он ходит по земле Иудейской, называют «Сыне Давидов» – это мессианское имя кричит слепой в городе Иерихоне. Давид – царь. Но не простой – кроткий. Обычно как-то забывается, что он царь фактически почти от рождения, хотя и не признанный сначала полнотой своего народа – он был помазан с детства. Собственно, в одном псалме так и говорится, что он был еще от рождения избран царствовать над Израилем. Так вот, он с юных лет был помазан царем, а стал царем только в зрелости. Хотя о том, что царство должно было принадлежать ему, говорит Саул: тебе Бог дает царство, и ты должен царствовать. Об этом знает и наследник Саула – его сын Ионафан говорит: тебе Бог дает царство . Об этом говорит народ: ты должен быть царем над Израилем. Об этом говорят даже враги Израиля. Но, тем не менее, он скитается, его преследует, как он сам говорит: как за блохой, гоняются за мной. Потом Саул погибает, и Давид вступает в свои права, его избирают царем, но народ не принимает его. 7 лет он правит только над Иудеей, остальная полнота Израиля его отвергает. Он вступает в гражданскую войну, после краткой передышки на него сваливается вторая гражданская война, которую начинает его собственный сын. Фактически весь свой недолгий человеческий век он, прирожденный царь, проводит в скитаниях, в страданиях, в брани, в гонениях, в каких-то очень сложных драматических жизненных ситуациях – он правит не так спокойно, как потом его сын Соломон. Он делает все, чтобы Израиль достиг своей славы, сокрушает всех врагов Израиля так, что во все время царствования Давида и Соломона они даже не смеют поднять головы. С Израилем, крошечным государством в том историческом промежутке времени, дружбы ищут достаточно далекие от него тогдашние империи.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/24

Саддукеи, фарисеи и ессеи Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях. Что мы знаем о них? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях. 23 июля, 2012 Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях. Что мы знаем о них? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях. Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях («Иудейские древности» XIII 5:9; «Иудейская война» II 8:2). Труды Иосифа до сих пор остаются основой наших знаний об иудаизме того времени. Саддукеи, фарисеи и ессеи Много дополнительных сведений, преимущественно об отношениях саддукеев и фарисеев с христианами, мы получаем из Нового Завета. Для реконструкции фарисейского учения очень важны раввинистические тексты (раввинистический иудаизм развился в конце I –начале II вв. н.э. из партии фарисеев). Общину, написавшую кумранские тексты , принято отождествлять с ессеями. Количество научных работ, посвященных иудаизму того времени, огромно, но многие детали все равно остаются неясны. Краткий очерк для «Правмира» неизбежно будет более чем неполон; коллеги-библеисты несомненно укажут, что я в этом очерке не отметил такую-то важную вещь, не учел мнение такого-то исследователя, и т.д. — ведь это тема не для маленького очерка, а для монографии, и не одной. Но что же делать, если видишь в популярной литературе и публицистике такое, что только дивишься? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях. Саддукеи Самой малочисленной, но зато и самой приближенной к власти, была партия саддукеев. Насколько мы можем судить, это была партия крупной еврейской аристократии. Применительно к Иудее и Иерусалиму того времени, аристократия – это священническая аристократия. Со времен возвращения из плена (конец V в. до н.э.) и вплоть до прихода к власти царя Ирода (37-4 гг. до н.э.) первосвященник был не только главой Храма, но и светским владыкой Иерусалима и Иудеи.

http://pravmir.ru/saddukei-farisei-i-ess...

Скачать epub pdf Октябрь Никифор. архиеп. Константинопольский, свт. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 3. 10. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало) —1— Опровержение первое Итак, мы совершили и закончили состязание в прежнем нашем сочинении 1795 . Предшествовавшее исследование посредством Священного Писания доказало, что вера христианская чужда идольского нечестия, и посрамило помысливших и глаголавших неправду в высоту ( Пс.72:8 ), выставив на вид их безумие. Теперь же мы снова приготовились перейти на другое поприще борьбы с нечестием. Так как, согласно прежде сказанному нами, враги истины —2— воздвигают двоякую брань против веры, то мы по примеру ревнителя Финееса, вооружившись копьём Духа и пользуясь содействием самой истины, за которую сражаемся и подвизаемся и ради которой у нас возникла настоящая война, одним ударом поразим Мадианитское безбожие вместе с Иудейским неверием, то есть Манихейское неистовство с Арианским безумием. 1 . Итак, если спросить их, где и когда они видели христиан, поклоняющихся идольским мерзостям, как богам, они не имеют что ответить, и приходят в сильное замешательство, подвергаясь мучительным обличениям самой истины, со связанным языком и наполненной мраком душой. С другой стороны, сознавая, что чрезмерно грешат пред Богом своими нечестивыми нападениями на святыни, и понимая, куда ведёт это (их) поношение (святынь), они обращаются тогда к слову „неописуемый“. Думая избежать крайности в оскорблении, они измыслили и облеклись в благоприличную личину тем, что усвояют Христу наименование „неописуемого“. В этом они надеются найти себе оправдание, ибо если не подобает делать изображения, то они, по-видимому, избегают обвинения в нечестии за поругание святынь, что ещё более выказывает их бесстыдство. Безумцы умышляют сокрыть от Бога своё нечестие против Него. На самом же деле заблудшиеся скрываются от самих себя. Но обманывать себя есть верный признак людей неразумных и сбившихся с пути истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Статистика Иосиф Флавий Иосиф Флавий (лат. Josephus Flavius; Иосиф, сын Маттафии, Йосеф бен Матитьягу; ок.37 — ок.100) — знаменитый еврейский историк и военачальник. Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66—70) и «Иудейские древности» (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Как и трактат «Против Апиона», они имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа. Биография Иосиф Флавий родился в первый год царствования Гая Калигулы, то есть в 37 году. По отцу он принадлежал к знатному священническому роду (был священником «первой череды»), а его мать происходила из царского рода Хасмонеев-Маккавеев. (Что, на первый взгляд, противоречит Вавилонскому Талмуду Бава Батра 3б, где говорится, что из рода Хасмонеев не осталось никого. Однако, это лишь кажущееся противоречие, ибо царские и священнические титулы наследуются у евреев исключительно по мужской линии). Иосиф получил блестящее образование — как еврейское, так и греческое. В возрасте 19 лет присоединился к фарисеям. В 26 лет (около 64 года) ездил в Рим в качестве защитника нескольких знатных евреев, обвинённых прокуратором Феликсом и отправленных в цепях в Рим. Здесь Иосиф, благодаря еврею Алигуру, придворному актёру Нерона, познакомился с женой Нерона Поппеей и через неё добился для этих евреев освобождения. Мощь и культурное превосходство римлян произвели на молодого Иосифа огромное впечатление. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления. Сознавая опасность борьбы с Римом, Иосиф присоединился сначала к миролюбивой партии фарисеев, однако вскоре ему была поручена оборона Галилеи (северной части Иудеи). Там он набрал около 10 000 войска, укрепил Йотапату (Йодфат), Тивериаду (Тверия), Гамалу (Гамла), Вирсавию, Тарихею и др. Когда Веспасиан в 67 году вступил в пределы Галилеи, и сильные крепости почти без боя одна за другой переходили во власть римлян, Иосиф с своим отрядом заперся в крепости Йотапата. Однако ни мужество Иосифа и его войска, ни военные хитрости не спасли крепость. Выдержав 47-дневную осаду, Йотапата пала. Сам Иосиф успел вместе с 40 товарищами скрыться в пещере, вход в которую был из глубокой цистерны. Это убежище было открыто, и Веспасиан через военачальника Никанора увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность. Иосиф согласился, но не мог склонить к тому же своих товарищей, покушавшихся убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов остался в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил отдаться римлянам.

http://lib.cerkov.ru/authors/405

Четвертая Книга Царств Краткое обозрение содержания Четвертая книга Царств, обнимая собою период времени в 320 лет (от Охозии, сына Ахавова, до пленения Вавилонского, 905–585 г. до Р. X.), естественным образом разделена быть может на две части. В первой из них продолжается синхронистическая история еврейских царств, и, преимущественно, Израильского, – от преемников Ахава до плена Ассирийского (гл. 1–17). Во второй излагается одиночная история царства Иудейского, по разрушении Израильского, от времен Езекия до плена Вавилонского (гл. 18–25). Более подробное обозрение этих частей можно нредложить в следующем виде: Часть первая. Синхронистическая история Еврейских царств, преимущественно, Израильского, от преемников Ахава до плена Ассирийского (гл. 1–17). Гл. I. Охозия, сын Ахава, 9-й царь Израильский, и смерть его, по предсказанию Илии пророка. II. Взятие пророка Илии на небо, и первые чудеса Елисея: воды Иерихонские, дети Вефильские. III. Союзная война царей: 10-го Израильского (Иорама), и 4-го Иудейского (Иосафата), и Едомского против Моавитян. IV. Чудеса пророка Елисея (продолжение): вдова пророческая, жена Сонамская, отравленная пища, ячменные хлебцы. V. Чудеса пророка Елисея (продолжение): исцеление прокаженного Неемана Сириянина и прокажение Гиезия. VI. Чудеса пророка Елисея (продолжение): всплытие топора, небесное воинство, ослепление Сирийцев, гнев Иорама на Елисея. VII. Чудеса Елисея (продолжение): внезапное прекращение осады Самарийской, по предсказанию пророка. VIII. О пророке Елисее (окончание): возвращение имущества Сонамской женщине, и пророчества Елисеевы о Венададе и Азаиле, царях Сирийских. Иорам и Охозия, 5-й и 6-й цари Иудейские. IX. Суд Божий над домом Ахава; помазание на царство Ииуя, 11-го царя Израильского, и погибель от руки его сына Ахавова (Иорама, 10-го царя Израильского), внука (Охозии, 6-го царя Иудейского) и жены (Иезавели). X. Суд Божий над домом Ахава (продолжение): истребление прочих детей и внуков Ахавовых (братьев Охозии) и приверженцев его. Царствование Ииуя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иосия Иосия (Бог поддерживает, защищает) – имя следующих лиц: а) ( 4Цap. XXI, 24 и др.) – сын и преемник Аммона, шестнадцатый царь иудейский, начавший тридцатилетнее с годом царствование восьмилетним отроком и особенно отличавшийся чистотой жизни и благочестием. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров ( II Nap. XXXIV, 3 ). На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление храма Иерусалимского и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу Закона Моисеева – редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание означенной книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев. Царь пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Раздравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости ( II Nap. XXXIV, 26–28 ). Затем он собрал старейшин и народ, и велел читать книгу Закона вслух, и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди Закона Его, и обязал к тому весь народ свой. После сего он с особенной ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как-то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, – и затем по повелению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерной торжественностью ( II Nap. XXXV, 3–18 ). Он лично дал на праздник народу 30000 агнцев и козлят, и 3000 волов. На 31-м году царствования Иосии ц. фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с ц. ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя ( II Nap. XXXV, 21 ). Но Иосия не внял совету и предостережению фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона, находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010