Учение Иисуса о том, что оскверняет человека. Путешествие Иисуса в пределы Тирские и Сидонские. Путешествие по области Десятиградия. Чудесное насыщение 4000 человек. Возвращение в Галилею Избрание и отправление на проповедь семидесяти учеников Наставления им Приход к Иисусу книжников и фарисеев Учение о том, что оскверняет человека Путешествие в пределы Трийские и Сидонские Исцеление дочери хананеянки Возвращение Иисуса в Галилею через десятиградие Исцеление глухого косноязычного Вторичное чудесное насыщение народа Прибытие Иисуса в пределы Магдалинские Встреча его фарисеями и саддукеями Обличение их в лицемерии Неожиданное удаление Иисуса с апостолами в лодке на другую сторону озера Беседа о закваске фарисейской и саддукейской Путешествие в Вифсаиду Юлиеву: исцеление слепого И пошел Иисус с учениками Своими в селение Кесарии Филипповой. Вопрос Иисуса: за кого почитают его люди? Объяснение слов Иисуса: на сем камне я создам церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного Беседа Иисуса с Апостолами о предстоящей ему смерти Просьба Петра быть милостивым к себе Призыв Христа взять крест свой и идти за ним Объяснение слов: отвергнись себя Глава 21. Преображение Господне. Исцеление бесноватого, которого Апостолы не могли исцелить Преображение Господне Исцеление бесноватого, которого не могли исцелить апостолы Сила веры Глава 22. Прибытие в Капернаум. Спор Апостолов о том, кто из них больше. Наставление им о смирении. Речь о соблазнах. Разные наставления Апостолам. Притча о немилосердном должнике. Уплата подати на храм Прибытие в Капернаум Спор Апостолов о том, кто из них больше Наставление о смирении Рассказ Иоанна о том, как апостолы запретили одному человеку действовать именем Иисуса Речь Иисуса о соблазнах Пример современных соблазнов безбожием В каком случае разрешается прервать всякие отношения с ближним Значение церковной анафемы Дарование Апостолам власти прощать грехи Сила совместной молитвы Об обязанности всегда прощать согрешившему Притча о немилосердном должнике Условность прощения грехов Уплата подати на храм Глава 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Что же касается духовной слепоты, то это одна из важных тем евангельского повествования: очень часто Иисус обвиняет в слепоте своих оппонентов – фарисеев и книжников ( Мф. 15:14; 23:16, 17, 19 ; Лк. 6:39 ). В Евангелии от Иоанна проводится прямая параллель между исцелением от слепоты телесной и освобождением от слепоты духовной. Начав с рассказа об исцелении слепорожденного, евангелист затем приводит многочисленные высказывания Иисуса о Себе как свете: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы ( Ин. 9:39 ); Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме ( Ин. 12:46 ). Из описанных в Евангелиях исцелений одно относится к раннему периоду деятельности Иисуса, до избрания двенадцати учеников: это исцеление двух слепцов. В Евангелии от Матфея оно следует сразу же за рассказом о воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой женщины ( Мф. 9:27–31 ). Исцеление слепого в Вифсаиде ( Мк. 8:22–26 ) происходит после третьей Пасхи, но до прихода Иисуса в Иерусалим на праздник кущей. Исцеление слепорожденного ( Ин. 9:1–41 ) происходит в Иерусалиме на празднике кущей, а исцеление слепца (или, по версии Матфея, двух слепцов) в Иерихоне ( Мф. 20:29–34 ; Мк. 10:46–52 ; Лк. 18:35–43 ) – непосредственно перед тем, как Иисус со славой вошел в Иерусалим, чтобы там встретить Свою последнюю Пасху. В этом порядке мы и рассмотрим указанные эпизоды. Исцеление двух слепцов Рассказ об исцелении Иисусом двух слепцов содержится только в Евангелии от Матфея. Это чудо происходит на обратном пути от дома Иаира после того, как Иисус воскресил его дочь: Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той ( Мф. 9:27–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

49 in Ioh.). Вопрос обращён, без сомнения, к сёстрам умершего, и они же, конечно, отвечали Ему: пойди и посмотри. – Иисус прослезился: возмущение духа побеждено и разрешилось слезами Господа – дань человеческой природы Его (ср. Злат. и Феофил.), которая способна сострадать страданию, сорадоваться радостию и искушаться во всём, кроме греха ( Евр. 4:15, 5:7 ). Слёзы сестёр и им сочувствующих вызвали, по утишению возмущения духа, слёзы у Господа. Греческое слово означает тихие слёзы, а не плач или рыдание. О чём плакал Господь, намереваясь вызвать из гроба умершего?.. Кто проникнет в тайну мысли Богочеловека и сможет анализировать её? 36. Ин. 11:36 . Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. 37. Ин. 11:37 . А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Ин. 9 д. Ин. 32 д.; Ин. 10:21 . Иудеи говорили, – а некоторые сказали и пр.: и здесь выразилось то же разделение в сердечных настроениях иудеев в отношении к Господу, какое постоянно указывает евангелист между иудеями, окружавшими Его в Иерусалиме; у одних выразилось некоторое доброе чувство в отношении к Нему, у других нерасположение, даже злоба. Первые в слезах Господа видели знак искренней и глубокой любви Его к Лазарю при жизни его; но последние, перетолковывая слёзы эти, силились извлечь из этого обстоятельства новое доказательство против чистоты характера, намерений и действий Господа. Смысл слов их таков: что же Он плачет? Если Он в самом деле отверз очи слепорождённому, то разве не мог исцелить и Лазаря, когда он был ещё болен и не умер? (Предполагается, что они знали, что сёстры посылали сказать Господу о болезни их брата). Отчего Он тогда, вовремя, не пришёл и не исцелил, если мог, а теперь плачет? Или эти слёзы не искренни, если Он мог прийти к больному и исцелить его, но не хотел. Или Он и не пришёл к Нему вовремя потому, что не мог исцелить его (с чем вместе подвергалась сомнению действительность исцеления Им и слепорождённого; ср. Злат.); в том и другом случае они силились представить образ действий Господа весьма подозрительным. Они указывают на исцеление слепорождённого, а не на чудесные воскрешения, совершенные Господом в Галилее (о которых, конечно, знали), потому что исцеление слепого было ближайшее по времени чудо Господа в Иерусалиме. И потому ещё, что, как кажется, не думали теперь о воскрешении Лазаря и говорили только, что Он мог исцелить больного Лазаря; по крайней мере, евангельский текст не даёт основания думать, чтобы они теперь имели в мысли воскрешение Господом Лазаря; пункт сравнения со слепымисцеление, а не воскрешение. 38. Ин. 11:38 . Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

А что это был за несчастный человек – слепорожденный! Как ему тяжело было не видать ни солнца, ни месяца, ни звезд, ни прелестей природы, ни отца, ни матери, ни кого из родных... Мир для него был темницей, жизнь – беспрерывная ночь!.. Быстро разнеслась молва об этом чуде повсюду, и все соседи сбегались к слепорожденному, желая удостовериться, что слепой от рождения вдруг прозрел. Соседи, знавшие слепого раньше, и те, которые часто подавали ему милостыню, говорили друг другу: «Не тот ли это, что просил милостыню?» Одни говорили, что это тот самый и есть, а другие – что нет, это не тот, а только похож на него. Сам же прозревший уверял их: «Не сомневайтесь, я тот самый, который был слеп от рождения, а теперь вижу так же, как и вы!» «Как же у тебя открылись глаза?» – спрашивали его, и прозревший всем рассказывал про чудо, совершенное над ним Иисусом Христом. Исцеление слепорожденного Иисус Христос совершил в субботу, а по закону иудейскому в субботу запрещается всякая работа; даже для путешественников в этот день законом было определено известное расстояние, дальше которого не позволялось ступить ни шагу. Иудеев сильно смущало совершение чуда в субботу, а потому они решились донести об этом фарисеям. И вот привели слепорожденного на суд к фарисеям, разъяснив им все случившееся. Народу собралась огромная толпа. Начался допрос. Слепорожденного заставили рассказать, как и через какие средства он получил исцеление. Невинного и простодушного подсудимого не испугал допрос, не смутил, напротив, он рад был случаю рассказать про совершенное над ним чудо, и в коротких словах отвечал судьям: «Брение положил Он на мои глаза, я умылся и вижу». Такой короткий ответ слепорожденного произвел разногласие между судьями: одни смотрели на исцеление как на дело вполне доказанное, основываясь на законе, они в совершенном чуде видели нарушение субботы, а Чудотворца признали грешником; другие не видели в этом деле нарушения закона и говорили, что если чудо совершено, то надо верить в Иисуса Христа и смотреть на Него как на обетованного Мессию. Если же смотреть на Него как на грешника, то надо отвергнуть чудо, так как грешник не может творить подобные дела. Несмотря на это разногласие, фарисеи остановились на первом решении, то есть признали чудо и осудили Чудотворца как нарушителя закона.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

В данном случае исцеление не предполагало какую-то работу механического плана. Но это исцеление очей приведёт к вере данного человека в Иисуса Христа. То есть прозрение физическое послужит причиной для прозрения духовного. Этим самым не только исцелится тело, но исцелится душа. Вот оно – спасение, вот оно – возвращение целостности. Это и есть освящение человека. То есть это полностью соответствует заповеди о субботе. Но фарисеи этого не признают, как мы сейчас с вами увидим. Итак, желая, чтобы осознал и исцелённый, и многие другие, которые смотрят непредвзято, что исцеляет Сам Бог, отправляет его туда в купальню. Он пошёл, умылся и пришел зрячим – пришёл, то есть вернулся на то место, где он до этого сидел и просил милостыню. Видимо, он просто не знал, что ему делать, куда ему податься. Он по привычке возвращается туда, где он сидит на протяжении уже, видимо, немалого периода. Чуть позже, когда его родители будут говорить «он сам совершеннолетний, пусть сам о себе расскажет» – это, скорее всего, указание на возраст тридцать лет. Именно с тридцати лет евреи могли свидетельствовать в суде. Значит, если ему было больше тридцати лет, то, вероятно, он сидел уже не меньше десяти, может быть, и пятнадцати лет, на одном месте просил милостыню. Получается, что он туда возвращается, и вот он вернулся. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп ( Ин. 9:8 ). Ну, какие соседи – видимо, те, кто тоже регулярно на этом месте сидели, просили милостыню; те, кто там время от времени по делам бывал, видели, что он слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я ( Ин.9:8-9 ). Обратите внимание: настолько это было удивительным, что человек, слепой от рождения, прозрел, что даже его не узнавали. А почему еще не узнавали, насколько это было для него важно для его души, как это изменило его настрой. Или ты сидишь нищий и невидящий Божий мир, конечно, человек испытывает некие душевные страдания, он постоянно грустный, он постоянно огорчённый; или ты вдруг увидел мир. Значит, он преобразился, он радостный пришёл. То есть не только то, что он прозрел, но и то, что у него совсем другое настроение, это изменило его внешность немножечко, поэтому и возник спор.

http://azbyka.ru/video/kto-sogreshil-on-...

Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу. Так как пред этим весьма унизил себя, то теперь опять возвышает слово, чтобы не почли его презренным и говорит: я хвалюсь не самим собой и не попечениями своими, но благодатью Христовой. В чем же хвалюсь? В том, что относится к Богу, то есть не маловажными какими-нибудь вещами, но духовными. Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес (σημεων και τερτων), силою Духа Божия. Поскольку сказал о себе: я служитель Евангелия у всех народов, то присовокупляет: я не хвастаю и не чванюсь чем-либо, чего я не сделал: я даже не делал, но делал Христос, пользуясь мной, как орудием. Изрекаю ли я что, говоря и любомудрствуя о небесном, делаю ли что, проводя жизнь по Боге, совершаю ли чудеса, все это принадлежит Христу. А между знамением и чудом есть различие. Знамением называется то, что совершается сообразно с природой, только необыкновенным образом. Таково внезапное исцеление тещи Петра, больной горячкой. Здесь исцеление горячки есть дело, сообразное с природой; но оно совершилось необыкновенным образом: как только коснулся Христос, горячка прошла (Мф.8:14,15). А чудо есть действие, совершаемое над тем, что бывает не сообразно с природой. Таково исцеление человека, слепого от рождения (Ин.9:1-7). Поскольку же знамения и чудеса бывают и силой бесов то присовокупил: силою Духа Божия. Здесь показывается также достоинство Духа, Который может делать истинные знамения и чудеса. Так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Хочешь ли говорит, иметь доказательство на то, о чем я говорю? Вот множество учеников моих от Иерусалима даже до Иллирика, что составляет границы нынешней Болгарии. Не сказал же: я проповедал, но: распространил благовествование, дабы показать, что слово его было не бесплодно, но действенно. Когда же слышишь: от Иерусалима до Иллирика, не думай, что апостол ходил прямой и большой дорогой. И окрестности, говорит, то есть я обошел народы с проповедью и к северу и к югу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

На вопросы учеников о грехе слепого Христос отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин. 9:3 ) и вслед за тем сотворил Свое чудо исцеления. Так и каждый иерей Божий, получивший через таинство Рукоположения благодать крепкой веры, силы и любви, обладает властью явить незримое, но великое чудо исцеленияисцеления отчаявшейся души, обратившейся к нему как к последней надежде на спасение. Такого чуда, свершающегося через духовное утешение, жаждет скорбящий человек; того же требует от пастыря овец Его и Сам Бог. Непревзойденные образцы пастырского утешения мы находим в деятельности апостола Павла. Здесь сказалась исключительная благодатная одаренность апостола как великого боговидца, стоящего у истоков любого христианского богословия, в частности богословия утешения, и как ревностного и любящего пастыря. С необычайной остротой и ясностью воспринял он откровение Божие о единении всех верующих во Христе, о подвиге страдания вместе с Ним и во имя Его, о грядущей радости воскресения во славе. Проповеданное народам и изложенное в посланиях это учение о Церкви как о Теле Христовом воистину стало для верующих «якорем надежды» в бурях жизненных невзгод. В своих посланиях он постоянно утверждает свое единство с паствой: Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении (2 Kop. 1:6–7). Поэтому, пишет ли апостол о своих гонениях и скорбях – смиренное перенесение таких же страданий становится радостным долгом каждого христианина; делится ли он с братиями во Христе бывшим ему утешением – такое же утешение Бог милосердия равно ниспошлет всем о Христе труждающимся. В каждом своем послании, как в заочной беседе с пасомыми, апостол языков непременно прибегает к молитве, прося Господа о милости Его к верным, укреплении их в вере и любви. Однако не только молитву, но и утешительное наставление дает он страждущим. Вот, обращаясь к колеблющимся и соблазняемым к отпадению от Христа евреям, он объясняет им, что все их невзгоды и испытания суть посещения Божии, знамения их неутраченного сыновства ( Евр. 12:1–13 ). В послании к Фессалоникийцам он утешает новообращенных: со дня на день ожидая кончины мира, они боялись, что усопшие не войдут во славу грядущего Господа ( 1Фес. 4:13–18 ). Апостол заботился о душе каждого человека из вверенных ему церквей: так, о некоем тяжко согрешившем он просит, чтобы простили его! дабы он не был поглощен чрезмерною печалью ( 2Кор. 2:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фарисеи не раз говорили про Иисуса Христа что Он нарушает предписания закона о покое субботнего дня, исцеляя больных, а это новое чудо совершено было именно в субботу. Поэтому некоторые из народа сочли необходимым уведомить о событии фарисеев и повели к ним исцеленного. Когда по требованию фарисеев он снова повторил свой рассказ о случившемся, мнения их о Христе разделились, и произошел спор. Одни говорили, что человек, не хранящей закона о субботе, не может быть посланником Божиим, а другие на это возражали, что грешный человек не может творить таких поразительных чудес. Спросили самого исцеленного: «что ты скажешь о Нем?» Тот отвечал, что считает Его пророком. Тогда решили проверить самое событие и вытребовали родителей слепого. Ваш ли это сын, спросили их, о котором вы говорите, что он родился слепым? как же он теперь видит? Родители подтвердили, что тот, о ком их спрашивают – их сын и действительно родился и был до сего времени слепым, а каким образом прозрел, и кто совершил над ним чудо, отвечали, что не знают. «Он сам», прибавили они «возраст имеет, самого спросите, сам о себе пусть скажет». Такой уклончивый ответ дан родителями исцеленного из опасения отлучения. Им было известно распоряжение иудейских начальников, что всякий, кто признает Иисуса Христа Мессией, будет считаться отлученным. Фарисеи снова позвали исцеленного и потребовали, чтобы он рассказал еще раз, как все произошло. При этом они сказали, что им известно, что Исцеливший его – человек грешный. «Грешник ли Он», отвечал тот «не знаю, одно знаю, что я был слеп, ныне же вижу. Я уже сказал вам, а вы не слушали; что еще хотите слышать? или хотите и вы стать Его учениками?» Такой ответ рассердил фарисеев, и они с гневом сказали ему: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики, мы знаем, что с Моисеем говорил Бог , а об Нем не знаем даже откуда Он. Гнев фарисеев не устранил исцеленного и он сказал: «То-то и дивно, что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи; когда бы не был Он от Бога, не мог бы ничего сотворить».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

40. Исцеление слепорожденного Будучи в Иерусалиме, Господь проходил с Своими учениками по улицам этого города и увидел человека, который был слеп от своего рождения, и исцелил его так: плюнул на землю, сделал брение, помазал глаза слепому и велел ему идти и умыться в купели Силоамской. Слепой пошел, умылся и начал видеть. Слепой этот был известен жителям Иерусалима, потому что находился среди нищих, которые просили милостыню. Люди, которые видели его раньше слепым, говорили: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыню?» Одни отвечали: «Это он», а другие говорили: «Похож на него». Сам же он на вопросы говорил про самого себя: «Это я». Его начали спрашивать: «Как открылись у тебя глаза?» Он отвечал: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: иди в купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел». Тогда спросили у этого бывшего слепого об Иисусе Христе: «Где Он?» Он же отвечал: «Не знаю». Иисус Христос исцелил слепорожденного в субботу, когда не позволялось никакого дела. Поэтому иудеи начали спорить о Нем между собою и говорили: «Не от Бога этот Человек, потому что не хранит (не соблюдает) субботы». Но другие им говорили, что если бы Христос был человек грешный, то не мог бы творить таких великих чудес. Спросили исцеленного, как он думает о Христе. Он отвечал: «Это пророк». Исцеленному предлагали признать, что Христос грешник. Но он отвечал: «Грешник ли Он – не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Начальники иудейские, ненавидевшие Христа и не веровавшие в Него, как в Сына Божия, очень рассердились на бывшего слепорожденного и отлучили его от своей синагоги. Через несколько времени Иисус Христос встретил исцеленного в храме. «Веришь ли ты в Сына Божия?» спросил Он его. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Иисус Христос сказал ему: «Ты видел Его и Он говорит с тобою». Тогда исцеленный сказал: «Верую, Господи!» и поклонился Ему. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Взяв слепого за руку, Господь Иисус вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Тот, взглянув, сказал: «вижу проходящих людей, как деревья». Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И больной исцелел, и стал видеть все ясно. Тогда Господь отослал его домой, запретив рассказывать об исцелении. Вскоре после того Господь исцелил глухонемого лунатика у подошвы горы преображения. Когда Он с Петром, Иаковом и Иоанном был на горе, к ученикам Его, остававшимся с народом у горы, один из народа привел своего сына, больного лунатика глухонемого. И ученики не могли исцелить его. Читатель, вникающий в евангельскую историю, не может обойти вниманием этого примечательного события: апостолы, которым была дана власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь, в этом случае не могли исцелить больного! Конечно, ближайшая причина этой немощи апостолов была в неверии, как их собственном, так и тех, которые просили об исцелении больного. Но ведь они и раньше и позднее веровали: почему же теперь иссякла их вера? Да и как мало нужно было иметь им веры: с зерно горчичное! Самому Господу Иисусу отец больного исповедался так: «верую, Господи! помоги моему неверию». Это была не столько вера, сколько жажда веры, – и Господь внял его слезам. Ужели апостолы не имели столько веры? Очевидно, маловерие апостолов, в других случаях достаточное для исцеления больных по милости Господа, теперь было причиною их немощи потому, что оно было наказано от Господа бессилием, бесплодностью. Наказано же маловерие апостолов было в высших провиденциальных целях: их бессилие открыло силу Иисуса. Немощь апостолов доставила книжникам кратковременное торжество и они вступили с учениками в спор, которому народ внимал с напряжением. Когда Иисус Христос показался с горы, народ в возбуждении приветствовал Его. И Он, узнав о причине спора книжников с учениками, велел привести к Себе больного и сказал ему со властью: «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди: из него, и впредь не входи в него».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010