16). Итак, фарисеи под клятвою заставляют исцелевшего отречься от прежнего его исповедания, что исцеливший его – пророк (ст. 17), и признать Его грешником, как преступника закона о субботе. Мы знаем: авторитетом своим хотят вынудить бывшего слепого к единомыслию с ними (24–29), выставляя себя непогрешительными представителями богословского знания; по силе этого их знания чудо не должно было совершиться над слепым в субботу, следовательно, оно не совершилось. «Исповедуй, что Иисус ничего для тебя не сделал. Мы, говорят, знаем, что Он грешник» (Феофил., ср. Злат.). – Грешник ли Он, не знаю и пр.: ответ, исполненный правды и глубокой иронии над представителями фарисейской мудрости. Бывший слепой сознаёт свою несостоятельность в богословских вопросах, но противопоставляет богословскому знанию фарисеев (мы знаем) простой факт, – я был слеп, а теперь вижу. Ироническим тоном объясняется самый оборот речи: грешник ли Он, не знаю; исцелевший знал, что исцеливший его не грешник, не преступник закона, а пророк, посланник Божий (ст. 17, 31, 33), употребляет же этот оборот речи иронически, глумясь над мнимым знанием представителей фарисейской мудрости и, как кажется, видя нечистоту их побуждений и стремлений (ср. Феофил.). 26. Ин. 9:26 . Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? 27. Ин. 9:27 . Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Ин. 7:26 . Снова спросили и пр.: фарисеи чувствовали силу слов исцелевшего, крепость его положения в споре, и снова спрашивают его об обстоятельствах его исцеления (ст. 15) в надежде – в какой-либо частной черте рассказа его найти предлог к подозрению или устранению действительности чудесного исцеления его. Не удалось им оспорить его догматически, они хотят поразить его, так сказать, критически. Это возвращение к объяснённому уже им пункту исследования как будто сердит слепого прозревшего, он делается ещё смелее и жёстче, он торжествует над их бессилием, и своей глубокой, но прежде сдержанной, иронии даёт более и более полный простор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И больной исцелился в тот час. В евангелии Луки повествуется, что Христос, идя в Иерусалим и проходя между Самариею и Галилеею, исцелил около одного селения десять прокаженных. Когда они просили Его об исцелении, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Тогда один из них возвратился и благодарил Господа Иисуса, и это был самарянин, а остальные девять, конечно, иудеи оказались неблагодарными. Поэтому, вероятно, исцеление десяти прокаженных и занесено на страницы евангельской истории. В этой же черте события мы видим единственное указание на его историческую связь. Хотя в евангелии ничего особенного не сообщается об акте исцеления, но следует предполагать, что оно было совершено так, что исцеленные могли иметь вполне определенное побуждение благодарить чудотворца 121 . Следующими чудесами Господа были исцеление слепого (по евангелию Матфея – двух слепцов) близ Иерихона и воскрешение Лазаря. И снова мы встречаем здесь ту особенность, которая свойственна Его чудесам за рассматриваемое время. Проходя по пути в Иерусалим чрез Иерихон; Господь Иисус был окружен множеством народа; услышав, что Он идет, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, сын Давидов! помилуй меня». Вероятно, он долго кричал; многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать те же слова. Тогда только Иисус остановился, велел позвать слепого и выразительно спросил его: «чего ты хочешь от Меня»? Затем, видя веру его, исцелил его. В воскрешении Лазаря медлительность Господа Иисуса обнаружилась наиболее заметно. О болезни его Иисус был уведомлен сестрами его, находясь в Перее. Услышав, Он сказал: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий». И хотя Он любил Лазаря и его сестер, однако, услышав о его болезни, пробыл два дня на том самом месте, где находился. Только тогда, когда Лазарь уже умер, Он, сказав Своим ученикам: «радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали», пошел к нему в Вифанию, так что, пришедши, нашел, что он уже четыре дня во гробе. Обе сестры Марфа и Мария, при встрече с Господом Иисусом, сказали Ему одно и то же слово: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Но Он отвечал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Затем Он подошел ко гробу, велел отнять камень от пещеры, где лежал умерший, возвел очи к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Тогда Он громким голосом воззвал: «Лазарь! иди вон», – и вышел умерший.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И разве умаляется сила Креста, откровение любви – тем, что мы не чувствуем этого, и не веруем в это? Если при взгляде на Крест у тебя все еще каменное сердце, то неужели из-за этого может быть подвергнуто сомнению пророческое обетование о том, что «все, от малого до большого будут знать Меня»? Здесь такое же мнимое противоречие, как в послании «к Римлянам», где сказано, что «весь Израиль спасется» ( Рим.11:26 ). Истинный Израиль, это лишь тот «остаток», который не приклонил «колена пред» ложными богами ( Рим.11:4 ). И только жители этого нового Израиля, «все, от малого до большого», вообще достойны упоминания. И поэтому задумаемся, как же это будет: весь Израиль спасется, а ты – нет? «Все, от малого до большого, будут знать» Бога, а ты – нет? А потом однажды заметишь, что как-то перестали вокруг тебя «учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа». И вдруг увидишь, что остались вокруг тебя только «все гнусности … и все мерзости» ( Иез.11:18 ). И тогда исполнятся слова Иоанна Богослова: «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» ( Ин.3:18 ) Вторник. О Ходатае Нового завета Мк.8:22–26 Евр.9:8–10, 15–23 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Однажды Господь исцелил слепого. Причем, на этот раз Он совершил семь действий: «взял слепого за руку» – «вывел его вон из селения» – плюнул «ему на глаза» – «спросил его, видит ли что?» – «опять возложил руки на глаза ему» – «велел ему взглянуть» – «послал его домой». Здесь – прообраз истории нашего спасения. Не сразу. Длительно и мучительно, как и все в мире. Как сегодня слепца, так и тогда: первое, что сделал Бог, – «взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской» ( Иер.31:32 ). После первого исцеления слепец сказал: «вижу проходящих людей, как деревья». Хорошо хоть что-то видеть! Но – видеть людей как деревья, – все равно, что не видеть их вообще. Как и ветхозаветный храм, или, иначе, скиния собрания. Она и приближала Бога, и закрывала Его. Апостол напомнил, что в третью часть, во Святое Святых, мог входить только Первосвященник, и только раз в год. Тем самым «Дух Святый показывает, что» для всего народа «еще не открыт путь во святилище». И он не откроется, именно «доколе стоит прежня скиния». И это «есть образ» дохристианского «времени». Это – воплощение бессилия. Без конца приносятся «дары и жертвы», но никогда кровь жертвенных животных не сможет «сделать в совести совершенным приносящего». Количество никогда не перейдет в качество. Так все и будет, «как деревья». «До времени исправления». До времени нового завета, до второго, окончательно исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Из тех, кто был в прошлом году на этой службе, некоторых уже нет в живых. Из нас, которые присутствуют сегодня на службе, некоторых, вероятно, не будет в живых на будущий год. Кого из нас призовет Господь к ответу? Мы не можем знать. Каждый должен быть готовым предстать пред Господом. Неужели эта мысль не смягчит наши мертвые сердца и не побудит к покаянию, к исправлению! «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» Исцеление слепорожденного. (Ин. 9:1–38) Неделя 6-я по Пасхе Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам об исцелении Господом Иисусом Христом слепого от рождения. Этого бывшего слепого Господь при встрече после исцеления спросил: ты веруешь ли в Сына Божия? ( Ин. 9:35 ). Этот вопрос обращен и к каждому из нас. Исцеленный слепец на этот вопрос спросил: кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? ( Ин. 9:36 ). Мы же знаем, кто Он. О Нем нам рассказали те, кто видел и слышал Его. От них мы знаем, как Он жил, чему учил, какие творил чудеса, как был распят и умер, как воскрес и вознесся на небеса. И если мы, не будучи, например, в Америке, верим и знаем по рассказам других, что она есть, если мы по рассказам других верим и знаем, что было то или иное историческое событие, то тем более мы верим и знаем о Господе Иисусе Христе, пришедшем на землю во плоти, знаем и верим по свидетельству тех, кто Его видел и знал. И, размышляя о Его жизни, учении и делах, мы видим, что Он действительно был не только человек, но Богочеловек, Сын Божий. Не всегда и не все могут этому верить, ибо есть глаза, которые в духе не видят. Есть духовная слепота. Эта слепота бывает от невежества, от незнания, иногда – от рождения, от слепоты родителей, а иногда – от греха или грехов, ибо чистые сердцем ... Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Итак, на вопрос: «Веруешь ли в Сына Божия?» – отвечаем: «Верую, Господи, и Тебе поклоняюсь и прошу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50, 12 )». Аминь. Исцеление слуги сотника. (Мф. 8:5–13) Неделя 4-я по Пятидесятнице Чему учит нас Евангелие, которое мы сегодня слышали? У одного сотника в Капернауме – это город на берегу Галилейского моря, от которого теперь остались лишь развалины, тяжело заболел слуга. Сотник пошел к Господу Иисусу Христу и сказал Ему об этом. Господь ответил: Я приду и исцелю его ( Мф. 8, 7 ). Но сотник сказал: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово – и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8, 8 ). Господь, видя такую веру сотника, сказал: иди, и, как ты веровал, да будет тебе ( Мф. 8, 13 ). И слуга сотника выздоровел в тот час.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Мк.10:48 . Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. И прещаху ему мнози, да умолчит (многие заставляли его молчать), потому что желали, чтобы не беспокоили Иисуса Христа: так как, вероятно, в это время Он учил народ, и народу не хотелось, чтобы была прервана беседа из-за слепца. Он же множае паче зваше (но он еще более стал кричать). Слепец выражал этим свою большую веру и надежду на помощь Христову. Мк.10:49 . Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Мк.10:50 . Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отверг ризы своя (сбросил с себя верхнюю одежду) – обыкновенно широкую, которая накидывалась на плечи и застегивалась около шеи ( Мф.5:40 ). Слепой сбрасывает верхнюю одежду для того, чтобы она не мешала ему поскорей идти к Господу. Узнав, что Иисус Христос зовет его, он спешит к Нему, с полной верой в свое исцеление. Мк.10:51 . Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Мк.10:52 . Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Что ты хочешь от Меня (что хощеши, да сотворю тебе)? Господь знал, что нужно слепцу, но спросил, чтобы показать пред всеми величие его веры во всемогущую силу Его. Вера твоя спасе тя (спасла тебя). Это – обычное изречение Господа, которое Он говорил, когда сильная вера больного привлекала к нему Его Божественное милосердие, сопровождавшееся исцелением. Господь произносил вслух народа это изречение для того, чтобы все слышали и видели, как велика сила веры, когда она так скоро привлекает к верующему Божье милосердие. Евангелист Матфей повествует, что, исцеляя слепца, Иисус Христос прикоснулся к очам его: так нередко поступал Он при исцелении. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Марка/Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : Изд. кн. маг. В.В. Думнова, 1900. – 222 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Последние у евреев были обставлены многочисленными формальностями, которых мы не видим в повествовании евангелиста. В данном случае, очевидно, мы имеем дело ни с чем иным, как с народным самосудом. К такой же, вероятно, самовольной расправе, иудеи хотели прибегнуть и в праздник Кущей. Правда, здесь взялись за дело уже не присутствующие в синагоге, а представители еврейского народа и книжники, состоящие, может быть, членами Синедриона; они посылают служителей схватить Иисуса Христа ( Ин. 7:32 ). Но так как «никто не наложил на Него рук» (ст. 44), и, следовательно, никакого судебного разбора дела не могло быть, то и этот факт ничего не может говорить в пользу дозволенности суда в праздники. Слова Никодима: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его, и не узнают, что он делает» (ст. 51), по-видимому, дают основание предполагать, что в этот день (последний праздника Кущей), если не было судопроизводства, то все-таки было формальное заседание суда. Но гораздо справедливее будет думать, что приведенные слова сказаны были Никодимом в частных переговорах (хотя, может быть, и в храме) с членами Синедриона, решившими предать Иисуса Христа смерти. Трудно допустить, что служители, получив от суда официальное приказание арестовать Иисуса Христа (ст. 32), возвратились, не исполнив его, и оправдываясь тем, что «никогда человек не говорил так, как этот Человек» (ст. 46). Смысл слов Никодима следующий: вы решили убить этого Человека, но это – беззаконие, потому что по закону необходимо формальное судопроизводство; необходимо допросить обвиняемого и узнать (от свидетелей), что он делает. Еще менее можно видеть законное судопроизводство в расспросах слепого, исцеленного Иисусом Христом в субботу, и его родителей ( Ин. 9:13–34 ). Мы уже знаем, что членами Синедриона были первосвященники, старейшины и книжники; по смыслу новозаветных книг, только присутствие представителей всех этих трех классов, или, по крайней мере, двух из них, составляло собрание Синедриона. Между тем, исцеленного слепого и его родителей, расспрашивают только фарисеи, которые в Синедрионе имели сравнительно небольшое влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому, вероятно, исцеление десяти прокажённых и занесено на страницы евангельской истории. В этой же черте события мы видим единственное указание на его историческую связь. Хотя в евангелии ничего особенного не сообщается об акте исцеления, но следует предполагать, что оно было совершено так, что исцелённые могли иметь вполне определённое побуждение благодарить чудотворца 445 . Следующими чудесами Христа были исцеление слепого (по евангелию Матфея – двух слепцов) близ Иерихона и воскрешение Лазаря. И снова мы встречаем здесь ту особенность, которая свойственна Его чудесам за рассматриваемое время. Проходя по пути в Иерусалим чрез Иерихон, Христос был окружён множеством народа. Услышав, что Он идёт, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, сын Давидов! помилуй меня». Вероятно, он долго кричал: многие заставляли его молчать, но он ещё более стал кричать те же слова. Тогда только Христос остановился, велел позвать слепого и выразительно спросил его: «чего ты хочешь от Меня»? Затем, видя веру его, исцелил его. В воскрешении Лазаря медлительность Христа обнаружилась наиболее заметно. О болезни его Иисус был уведомлён сёстрами его, находясь в Перее. Услышав, Он сказал: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий». И хотя Он любил Лазаря и его сестёр, однако, услышав о его болезни, пробыл два дня на том самом месте, где находился. Только тогда, когда Лазарь уже умер, Он, сказав Своим ученикам: «радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали», пошёл к нему в Вифанию, так что, пришедши, нашёл, что он уже четыре дня во гробе. Обе сестры, Марфа и Мария, при встрече с Христом, сказали Ему одно и то же слово: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Но Он отвечал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Затем Он подошёл ко гробу, велел отнять камень от пещеры, где лежал умерший, возвел очи к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Примечание : Самым существенным и характерным моментом еврейского брака являлось «Семь Благословений», из которых первое было благословение вина , о чем упоминается в Талмуде. Текст его таков: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь мира, создавший плоды для виноградного вина». Жених обыкновенно выходил из своего дома в дом родителей невесты. Ему сопутствовали друзья и свещеносцы. Получив благословение и добрые пожелания от родителей невесты, он вместе с нею возвращался в дом своих родителей. Невеста была глубоко закрыта вуалью, лица ее не было видно. С музыкой, пением и танцами все выходили на брачный пир. Сначала там подписывался брачный договор, а потом произносились «Благословения». Здесь невеста открывала свое лицо и бракосочетающиеся в первый раз видели друг друга. Исцеления больных Исцеление сына царедворца Когда Христос вновь пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино, к Нему обратился пришедший из Капернаума царедворец, у которого сын был смертельно болен. Он просил прийти и исцелить его сына. «Вы не уверуете – сказал Господь царедворцу, – если не увидите знамений и чудес». Но царедворец умолял Его говоря: «Прийди пока не умер сын мой». Тогда Господь сказал ему: «Пойди, сын твой здоров». И тут обнаружилась вся глубина веры и доверия царедворца ко Христу. Он поверил словам Христа и тотчас пошел домой. Тревога и боязнь за жизнь больного сына сразу исчезли. А дома ждала великая радость – сын его выздоровел. Слуги, не понимая, как это произошло, торопились разыскать отца, чтобы сообщить ему радостную весть. На дороге в Капернаум встретили возвращавшегося отца; «сын твой здоров», – сказали они ему. «В котором часу стало ему легче?» – спросил он. «Вчера, в седьмом часу горячка оставила его». Это был тот самый час, в который Иисус сказал ему: «Сын твой здоров». «И уверовал он сам и весь дом его» ( Ин. 4:46–53 ). Исцеление слепого Вартимея Однажды, когда Христос шел из Иерихона и Его сопровождала толпа учеников, вдруг раздался крик: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». Это кричал сидевший у дороги слепой нищий Вартимей. Крик его был многим неприятен и его заставляли молчать. Но он еще громче кричал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». Тогда Христос позвал к себе слепого. «Не бойся, вставай, зовет тебя», – сказали ему. И он в радости, сбросив с себя верхнюю пыльную одежду, подошел к Иисусу. Иисус спросил его: «Что ты хочешь от меня?» Слепой ответил: «Учитель, чтобы мне прозреть». Иисус сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Юлии Маковейчук 12 чудес главного церковного музея 10 мин., 18.01.2017 В Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии в Сергиевом Посаде собрано около 20 000 экспонатов. Это предметы церковной старины, картины, богослужебная утварь, облачения, коллекции старинных монет и многое другое. У каждой из этих вещей —  интересная и порой неожиданная история, которая заставляет смотреть на нее по-другому. Редакция «Фомы» побывала в ЦАКе и выбрала 12 интересных экспонатов, о которых есть что рассказать. Картина Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) « Исцеление слепорожденного », 1888 год Суриков рано потерял любимую супругу Елизавету. Он сильно тосковал, постоянно ходил на кладбище молиться за умершую и перестал писать картины. 2 года художник находился в унынии и отчаянии — у него не было ни вдохновения, ни сил до той поры, пока он не открыл для себя Церковь. Вера и участие в Таинствах вдохнули в него новую жизнь. Это первая картина после двухлетнего перерыва. Фото Юлии Маковейчук На полотне изображена сцена из Евангелия от Иоанна, когда Господь исцелил слепого от рождения человека: И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин 9 :1 –7) . «Исцеление слепорожденного» — автобиографическая работа, которой нет в музейных каталогах . Художник изобразил себя в роли исцеленного: Христос открывает ему глаза, а падающий на руки свет означает силу, которую он получает для продолжения творческой жизни. Женщина за правым плечом Спасителя — супруга художника, которая осталась любовью всей жизни мастера. Василий Иванович действительно прозрел духовно и был верующим человеком до конца жизни.

http://foma.ru/12-chudes-glavnogo-tserko...

Явление непонятное, а между тем не подлежащее никакому сомнению! Так поступали некогда и иудеи. Они вполне преклонялись перед авторитетом книжников и фарисеев, – над чем мы можем только недоумевать, – и нисколько не признавали авторитета Христа, несмотря на множество знамений и чудес, совершенных Им перед их глазами, которые они хотели объяснить лучше силой веельзевула, князя бесовского, чем всемогущей десницей Иеговы. Явление – повторяем – совершенно непонятное с обыкновенной точки зрения. „Столько чудес сотворил Он перед ними, – с удивлением замнчает даже один из евангелистов, – и они не веровали в Него“ ( Иоан. 12: 37 ). И только в неисповедимых судьбах Промысла Божия евангелист видит истинную причину столь непонятного явления. „Да сбудется – говорит он – слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня?“ На этом основании он дает следующее объяснение ожесточенному неверию иудеев: „потому не могли они веровать, –говорит он, – что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои, и окаменил сердце свое, – да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их“ (Ис., 6: 10), – объяснение, которое целиком должно быть применимо и к современному нам неверию отрицательных критиков. ИСЦЕЛЕНИЕ ВИФСАИДСКОГО СЛЕПЦА ( Мр.8:22–26 ) Однажды, когда Иисус Христос пришел в Вифсаиду, к Нему привели одного слепца и просили, чтобы Он прикоснулся к нему. Взяв слепого за руку, Христос вывел его вон из селения 460 и, плюнув ему на глаза 461 , возложил на него руки и спросил его, видит ли он что-нибудь. На это слепец, взлянув, ответил: „вижу проходящих людей, как деревья“. После этого Иисус опять возложил руки на глаза слепого и велел ему взглянуть. Оказалось, что слепой совершенно уже исцелел и стал видеть все ясно. Отправляя исцеленного домой, Иисус сказал ему: „не заходи в селение и не рассказывай о случившемся никому“. Обыкновенное указание некоторых отрицательных критиков на „несомненно“ заключающиеся в этом рассказе признаки воздействия на больного магнетической силы Христа 462 мы оставляем без внимания, как потому, что об этом мы уже говорили несколько раз, так и потому, что сам Штраус, этот наилучший представитель отрицательной критики и самый ръяный скептический исследователь евангельского текста, с очевидностью доказал 463 , что исцеление слепых нельзя объяснить посредством магнетизма, что ни наука, ни опыт не дают никакого повода для объяснений такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010