Никто не станет захватывать границ твоего дома, потому что там нет ни одного соседа, страждущего такою болезнью. Твоими соседями там будут святые, Петр и Павел, все пророки, мученики, сонм ангелов и архангелов. Ради всего этого раздадим наше имение нищим, чтобы наследовать те обители, которых да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 57   " Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам " (Иоан.9:6-7)   1 Вера слепорожденного. – Благость Божия ко всем без различия людям. – 2. Необходимость веры. – Есть худой мир и есть добрая война. – Должно избегать злых людей и держаться добрых. – Общество злых людей пагубнее язвы.   1. Желающие получить какой-либо плод от того, что прочитывается, не должны оставлять без внимания ни одного слова. Потому-то и заповедано нам исследовать Писания, что многое, что с первого взгляда представляется простым, заключает в себе глубокий сокровенный смысл. Вот таково и настоящее место. " Сказав это " , сказано, " Он плюнул на землю " . Что же такое: " это " ? Да явится слава Божия, и: " Мне должно делать дела Пославшего Меня " (9:4). Не без намерения евангелист напомнил нам эти слова, и затем прибавил: " плюнул " , но с тем, чтобы показать, что слова Он подтвердил делами. Но зачем для брения употребил не воду, а плюновение? Он хотел послать слепого в Силоам, а потому, чтобы ты ничего не приписывал источнику, но познал, что именно исшедшая из уст Его сила и образовала и отверзла очи, – Он плюнул на землю. На это самое указывает и евангелист словами: " сделал брение из плюновения " . Затем, чтоб не подумали, что исцеление произошло от земли, повелел умыться. Но для чего было не сделать этого тут же, а послал в Силоам? Для того, чтобы ты видел веру слепого и чтобы сделать безответным неверие иудеев. Естественно, что все видели его, когда он шел с глазами, помазанными брением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает… Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего » ( Ин. 9: 30–33 ). Защищая чудо и совершившего его Христа, исцеленный достигает такой меры богопознания, что почти цитирует Самого Иисуса: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя , если не увидит Отца творящего» ( Ин. 5: 19 ). Разгневанные укором фарисеи выгнали слепорожденного со словами: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» Это означало отлучение от синагоги. Но во Христе слепой обрел больше, чем потерял. Узнав о случившемся, Господь нашел бывшего слепого и спросил его: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Слепорожденный впервые увидел Христа, поэтому спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Христос ответил со ссылкой на исцеление: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». «Верую, Господи!» – воскликнул слепорожденный, который и физически прозрел, и духовно, и поклонился Спасителю. Златоуст говорит: «Изгнали его иудеи из храма, но обрел его Владыка храма» 314 . Под образом физической слепоты в этой истории явлено земное уничижение человека, не являющееся настоящим злом, – не случайно в начале истории указано, что врожденная болезнь слепого не была наказанием за грех ( Ин. 9: 2–3 ). Телесный недуг послужил духовному прозрению. Фарисеи же и книжники, имевшие физическое зрение и думавшие, что они лучше других иудеев исполняют Закон и понимают, что полезно Израилю, предпочли быть духовно слепыми, не видеть в Иисусе Мессию, поэтому их намеренная слепота квалифицирована как грех: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин. 9: 41 ). Здесь различается слепота от природы и слепота от выбора: неверие иудеев в Иисуса неизвинительно, потому что они отвергают Его не от того, что не видели чудес или не имели физической возможности узнать Его, а, как мы уже неоднократно отмечали, от упорства и нежелания: «Но как вы говорите, что видите…» 3.7.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно ( Мк.8:22–25 ). Господь берет слепца за руку и уводит его подальше от народа. По любви [Своей] служит Он и поводырем для слепых. Плюет ему на глаза, словно презирая его болезнь. На Востоке слюна нередко используется как целебное средство. Дважды возлагает Свои руки на незрячие глаза и, наконец, повелевает слепому прозреть. Для чего столь загадочная процедура, если мог Он сказать только одно слово, как в случае со слепым Вартимеем, и слепец прозрел бы? Без сомнения, в этой тайне заложен духовный смысл – для слепых душой. Некоторые из этих духовных слепцов, не воспринимающие своими очами ни Бога, ни Мессию, ни собственную свою душу, прозревают, как только услышат евангельское, Христово слово. К другим же опять-таки зрение возвращается постепенно: они удаляются в уединение, чтобы быть с глазу на глаз со Христом, проходя [подвиг] рассуждения и научения. Но при этом не легко им уразуметь духовное без материального, вещественного: поэтому необходимо и возложение рук, и слюна. Далее, если раньше вовсе не видели они живых людей как таковых, воспринимая их лишь как эфемерные и мимолетные тени, – [то теперь] мало-помалу начинают они взирать на людей как на перемещающиеся деревья, то есть все-таки как на нечто реальное. Наконец, отверзаются у них очи духа – и познают они Господа Иисуса как Сына Божия и Спасителя мира, а людей – как сынов Божиих и наследников Небесного Царства и вечной жизни. Тот же смысл содержится и в исцелении слепорожденного в Иерусалиме. Проходя, увидел Иисус человека, слепого от рождения. И после того как объяснил Своим ученикам причину его слепоты (не согрешил ни он, ни родители его, но это для того чтобы на нем явились дела Божии, как на праведном Иове), Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брешем глаза слепому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он же говорил: – Это я! Однако люди так легко не выходят из недоумения. Признание человека о Человеке, Которого зовут Иисус и Который сотворил ему глаза из земли, не убедило их нисколько. Поэтому они повели его на допрос к фарисеям из храма. А была суббота, день весьма щепетильный для фарисеев. Таким образом, допрос уже с самого начала был обречен на плохое завершение. Вот он опять, ветхозаветный Иаков , борющийся с Богом! Но вот и слепорожденный, обратившийся в миссионера. Последовал обмен вопросами и ответами о том, как происходило обретение зрения, и о Том, Кто даровал ему зрение. Слепой защищает Даровавшего ему глаза. Фарисеи же Его хулят, говоря, что Он грешник, хотя некоторые и признавали, что грешный человек не может давать зрение слепым. Не добившись ничего, вызвали родителей слепого. Они, запуганные фарисеями, дают только то свидетельство, что этот слепой от рождения – их сын. А как он теперь видит и кто дал ему зрение, они не знают. Они отказались исповедовать Бога, предоставив всю благодать исповедания своему сыну, ибо он в возрасте. Так что пусть говорит о себе сам! Дело в том, что иудеи договорились между собой изгонять из синагоги всякого, кто исповедует, что Иисус есть Мессия, то есть Сын Божий, ожидаемый народами. Это знали все, а значит, и родители слепого, потому они и не стали давать четкого ответа, что там, где не было глаз от рождения, один только Бог мог их вставить. Итак, во второй раз позвали человека, бывшего слепым, и стали заставлять его, во имя Божие, сказать плохие слова об Иисусе, будто Он грешник. Однако он этого не сказал. И снова велели ему рассказать о своем исцелении. Человек этот позволил себе тогда вопрос, приведший их в ярость: – Я только что сказал вам, и вы не слышали? Вы что, опять хотите это услышать? Может, вы тоже хотите сделаться Его учениками (см.: Ин. 9: 27)? И тогда иудеи набросились на него с криками, говоря, тем не менее, истину: – Это ты Его ученик, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9: 28–29).

http://pravoslavie.ru/103589.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Данный сюжет был взят из Евангелия от Луки, Марка и Матфея, которые повествуют об одном и том же событии, но в разных интерпретациях. Так, в Евангелие от Марка Иисус вылечивает у человека иссохшую руку. У Луки еще добавляется эпизод об излечении немого, а у Матфея сцены исцеления представлены наиболее развернуто: наряду с исцелением калеки с пораженной рукой и немого, происходит еще излечение слепого: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.» ( Мф 12:22-25 ) Описание На гравюре художник изображает сцену исцеления Иисусом Христом двух людей, страдавших тяжелыми физическими недугами – слепотой и немотой, и одного мужа, отданного во власть бесов, из-за чего он сильно страдал, будучи мучимый нечистым духом. В центре композиции Иисус Христос, окруженный людской толпой, собравшейся по обыкновению у синагоги в субботний день. У ног Его сидит немой бесноватый, который только что получил исцеление. Он еще полностью не осознал произошедшего с ним чуда, и судя по всему, настолько потрясен, что с страшится поверить в то, что к нему вернулся полностью рассудок и дар речи. Христос указывает перстом, что человек, ранее сидевший у стены на брошенной сердобольными жителями соломенной подстилке в надежде получить милостыню, теперь полностью здоров. Недуг оставил его, он больше не нуждается в посторонней помощи, и не является объектом насмешек и осуждения. Взор Спасителя исполнен сострадания к этому несчастному. Из уст его звучат слова наставления – отныне человек свободен, тяжкий грех, за который он страдал, исцелен силой божественного Слова, все несчастья теперь позади, болезнь отступила. Но находящиеся рядом фарисеи не рады данному событию. Напротив, на лицах их ожесточение и злоба. Для них не важно свершившееся чудо, на которое они фактически не обращают внимания – их злые сердца уязвлены  гордостью и завистью, ведь все добрые дела совершаются Мессией в субботу, нарушая букву Закона. Но самое страшное для них даже не это отступление от правила, раздражение и гнев вызывает безграничная любовь ко всем страждущим – тем, кто по мнению фарисеев и книжников, недостойны Божественной милости и заслуживают порицания и осуждения как люди грешные, на которых лежит пожизненное проклятие. История

http://azbyka.ru/art/slepoj-nemoj-i-besn...

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому ( Ин. 9:6 ). Ну здесь, конечно, нужно посмотреть сначала термин «πηλς» – то, что у нас переведено как «брение», потому что это очень интересный греческий термин. Он может означать глину, а может означать грязь. И в современных переводах, как правило, переводится так: «Он плюнул на землю, сделал грязь из слюны и помазал грязью глаза слепому». Но вот тем-то и интересно, что это может значит и грязь, и глину, потому что здесь усматривают толкователи отсылку к Книге Бытия, когда Бог творит человека из праха земного, тоже вот из грязи, и дает ему имя Адам – человек, и в имени Адам усматривают аналогию с «адама», именно вот глина. То есть как в Ветхом Завете Бог творит человека из глины, так и в Новом Завете Господь Иисус Христос из этой глины делает то, что глаза слепому раскроет и помазывает глаза. «И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный» ( Ин.9:7 ). Здесь такую интересную этимологию термина «Силоам» приводит Иоанн Богослов, что Господь послал этого несчастного слепого в ту купальню, которая называется «Посланный», то есть купальня словно как предназначена для этого посланного. Он пошел и умылся, и пришел зрячим ( Ин.9:7 ). Встаёт вопрос: зачем столько действий производит Господь Иисус Христос? Мы с вами знаем, что в других случаях Он исцелял словом, без каких-либо дополнительных действий, в том числе и слепых. Вероятно, это происходит потому, что день субботний, о чём скажет Иоанн Богослов чуть позже. И Господь Иисус Христос не хочет провоцировать фарисеев, ревностных иудеев, которые, как мы сейчас с вами увидим, всё равно усмотрят в этом исцелении нарушение субботы. Ведь, по сути дела, в момент, когда Он помазал глаза грязью или глиной, ещё не исцелился слепой. Слепой идёт в купальню Силоам. А купальня Силоам для чего предназначалась? Для ритуальных очищений, ритуальных омовений, то есть он омылся, погрузился и прозрел. Тем самым Господь хочет сказать, что раз ты пошёл религиозный акт совершить, то тебя исцеляет Бог. А раз Бог исцеляет в субботу, значит, так оно и должно быть. Ведь какой смысл термина «суббота»? Давайте немножечко сразу забегая вперёд это обсудим. Вот сейчас Христа начнут обвинять в том, что Он нарушил субботу. Но, опять же, здесь будет именно инструментально – представляешь, что чтобы исцелить, нужен какой-то труд, это что-то такое тяжёлое, медику нужно разложить какие-то там скальпели, таблеточки, порошочки, микстурки – это всё работа. А ведь на самом деле: «Помни день субботний, чтобы святить его», это день для Господа Бога твоего  ( Исх.20:8, 10 ).

http://azbyka.ru/video/kto-sogreshil-on-...

Спросили, его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза; и я умылся и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Так как Господь, даруя исцеление и совершая чудо, обыкновенно укрывался по Своей скромности, то слепец на вопрос о том, где Иисус, говорит " не знаю " , чтобы быть совершенно верным истине. - Ведут его к фарисеям, чтобы подвергнуть его более подробному и строгому допросу. - Евангелист замечает, что " была суббота " , чтобы показать злобу их, как они ловят всякий случай против Христа: обвиняют Его в нарушении субботы и тем покушаются затемнить чудо. Посему не спрашивают его, как ты прозрел, но как Он отверз тебе очи, - во всем клевеща на Господа, как Действовавшего в субботу. Заставляют самого слепого припомнить, что Он сделал брение именно в субботу. Он, отвечая уже слышавшим, не упоминает ни об имени Иисуса, ни о том, что говорил ему Господь, а только говорит: брение положил Он на мои глаза, и я умылся и вижу. Ибо, вероятно, фарисеи прежде слышали от тех, которые привели к ним слепого, и, быть может, клеветали на Господа и сказали: вот что Иисус делает в субботу. Достойна замечания смелость слепца, что он безбоязненно ведет речь с фарисеями. Его привели с тем, чтобы он, пораженный страхом, отверг действительность исцеления, а он очень ясно возглашает: Я вижу. - Из фарисеев некоторые, не все, а более дерзкие, говорили: не от Бога этот Человек. А другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? Видишь ли, под влиянием чудес многие смягчаются. Вот эти люди - фарисеи, начальники, однако же вследствие сего чуда, пристыждаются и несколько защищают. " И была между ними распря " . Распря эта происходила прежде в народе, ибо одни говорили, что Он обольщает народ, а другие, что Он добр (Ин. 7, 12. 43), а теперь начинается и между начальниками. И вот многие фарисеи, отделившись от прочих, защищают чудо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Темничный страж призвал тотчас же апостола Павла с Силой в свой дом, и эта ночь в его доме принесла свет Вечной Жизни ему со всеми домочадцами. И немедленно крестился сам и все домашние его… И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога ( Деян.16:33-34 ). Люди усыновились Богу через Крещение по вере во Христа и ощутили радость от общения с Небесным Отцом. Теперь их земная жизнь ведет не в тупик, а в бессмертие. Все эти чудеса, в том числе и обновление душ верой и крещением совершает Сам Иисус Христос через Свою Церковь и Своих служителей. Да, собственно говоря, и вся книга «Деяний святых апостолов» описывает жизнь Иисуса Христа на земле после Вознесения и Сошествия Святого Духа в Своем живом организме – Церкви Христовой, Главой Которой Он стал. В Церкви продолжаются дела Христовы, которые Он совершал в Своей земной жизни. В Евангелии от Иоанна описывается чудо исцеления слепорожденного в Иерусалиме. Иисус Христос, проходя, увидел человека, слепого от рождения ( Ин.9:1 ). Никакой вины в его недуге ни родителей, ни тем более самого слепого, не было. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин.9:3 ). Человек несчастен, но на нем явит Свою любовь Господь и принесет ему бессмертное счастье. В чем же Божия слава? По словам митрополита Антония Сурожского, «слава Божия не явилась в том только, что этот человек прозрел телесными очами: он прозрел самыми глубинами своей души. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы с благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Вот здесь воссияла слава Господня… что в душе этого человека воссияла Вечная Жизнь: заискрилось, заблистало, засветилось то, что принадлежит Самому Богу и что вошло в мир в новом сиянии Божественного присутствия». Я свет миру ( Ин.9:5 ), – возвещает Христос. Как же понимать эти слова Богочеловека? Иисус подошел к слепому, плюнул на землю, сделал брение (т.е. кашицу) из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам… ( Ин.9:6-7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

«Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня» (ст. 39). Видимо, его заставляли замолчать по той причине, что считали такое исповедание неуместным, а может быть, были и не согласны с ним. К этим людям, наверное, можно отнести слова пророка Моисея, которые я приводил в начале проповеди: «Проклят всякий, кто сбивает слепого с пути», ибо они действительно хотели сбить его с пути, конечно, не с обычной дороги, а с духовного пути ко Господу. Но слепой пренебрег их неверием и даже давлением на него, проявив твердость и мужество. Всегда бывает очень трудно идти против всех, даже если точно знаешь, что ты прав. «Но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня». Он словно бы не слышал окрики запрета, обращенные к нему из толпы, и кричал «еще громче», то есть заглушая их. Господь, как Всеведущий Бог, конечно, знал о том, что происходит в душе этого слепого, но позволил ему проявить свою ревность и веру для того, чтобы слепой сам утвердился в своем стремлении приблизиться к Господу Иисусу Христу и получить от Него просимое — зрение телесное и духовное, то есть истинную веру. «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть» (ст. 40–41). Конечно, это первостепенное желание для человека, лишенного зрения. Но в этих словах видна и его вера: он понимал, что Сын Давидов, Иисус из Назарета, может сделать все. «Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (ст. 42). Вера спасла его, потому что даровала зрение и в то же время посредством этого чуда укрепилась в его душе. Перед ним вполне раскрылась тайна воплощения Сына Божия. И, конечно же, если он еще до исцеления так настойчиво выкрикивал это исповедание: «Иисус, Сын Давидов!», то тем более теперь он всей душой поверил в Мессию. «И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (ст. 43). Из того, что слепой, прозрев, пошел за Господом Иисусом Христом, славя Бога, можно сделать вывод, что он стал учеником Христовым, Его последователем. Действительно, в таком случае справедливы слова Спасителя, что вера его спасла, — потому что она сделала его христианином. «И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (ст. 43).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Это же случилось и теперь. Чтобы не сказал кто-нибудь, что соседи и видевшие его не сказали ничего решительного, но говорили о подобном лице, вот они выставляют на средину родителей, и чрез то невольно подтверждают действительность события, – потому что родители лучше всех знали своего сына. Не будучи в состоянии устрашить слепого и видя, что он с полным дерзновением проповедует о Благодетеле, они надеялись повредить чуду через родителей. И заметь их злостный вопрос. Что они говорят? Поставив их на средину с тем, чтобы привести в замешательство, они с великим жаром и гневом спрашивают: " это ли сын ваш " (9:19)? И не сказали: который был прежде слепым, но как? " О котором вы говорите, что родился слепым " , – как будто они злонамеренно выдумали это из приверженности к Христу. О, беззаконные и пребеззаконные! Какой отец решится солгать так о своем сыне; А они почти так говорят: которого вы выдали за слепого, и не только (выдали), о и повсюду распустили о том слух: " как же он теперь видит " ? Какое безумие! Это ваша, говорят, хитрость и уловка. Таким образом, сказав: " о котором вы говорите " , и: " как же он теперь видит " , теми и другими словами стараются расположить их к тому, чтобы они отреклись. 2. Из трех предположенных вопросов: сын ли он их, был ли слеп, и как прозрел, родители отвечают только на два, а на третий не отвечают. Но и это послужило к утверждению истины, что на него отвечал не кто другой, а сам исцеленный, который в этом случае и есть достоверный свидетель. И возможно ли после того допустить, чтобы родители благоприятствовали, когда они из опасения иудеев умолчали нечто и из того, что знали? Что же они говорят? " Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; пусть сам о себе скажет " (9:20,21). Так они отстранили себя, представив его достойным веры. Он не дитя. Говорят, не малолетний, но может сам о себе свидетельствовать. " Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев " (9:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010