Беседа на Евангелие о расслабленном Исцеление расслабленного при купели Овчей (Страдания земные очищают наши души от грехов) Какое Евангелие слышали вы, братие, нынче? О чуде исцеления Иисус Христом расслабленного ( Ин. 5:1–15 . Зач. 14). ... «Пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постель. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель свою, и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус». ... В Евангелии говорится, что во времена Иисуса Христа в г. Иерусалиме, у так называемых Овечьих ворот была некая чудная купальня, в которой по временам Ангел возмущал воду, и первый, кто из больных входил в купальню по возмущению воды, исцелялся от всякой болезни. Купальня эта называлась по-еврейски Вифездою. Что это была за чудная купальня? Что за название этой купальни по-еврейски Вифездою и в тоже время по-славянски Овчею, или в русском переводе купальнею у Овечьих ворот?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ. Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты " Коммерсантъ " (газета “Коммерсантъ” от 20 мая) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты " Коммерсантъ " в Неделю о расслабленном (газета " Коммерсантъ " от 20 мая 2000 г.) Читайте также: Пасха - светлое Христово Воскресение Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном Четвертая неделя по Пасхе посвящается воспоминанию о об исцелении Христом расслабленного. Евангелие от Иоанна так свидетельствует о событии праздника: “...Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнию. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел...” Не есть ли народ, собравшийся вокруг Овчей купели, образ мира, не просвещенного Христом, но алчущего благодати и чуда? Воля этого мира к преодолению своего греховного начала расслаблена и парализована, его населяют слепые - ибо не имеют способности различать между добром и злом; хромые - ибо не находят в себе сил следовать путем правды Божией; иссохшие - ибо закоснели во грехе, унынии или отчаянии.

http://zavet.ru/mkirilkom1.htm

Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; ( Ин. 5:7 ), так сказал Господу состарившийся у Овчей купели расслабленный. Он многие годы с верой, терпением и упованием мужественно боролся с недугом, благодушно перенося болезнь с благодарностью Богу, вспоминал грехи и падения свои. Столько времени не имел он человека, но сам человеколюбивый Бог, ставший человеком, в купели Своих щедрот исцелил его недуг душевный и телесный и направил его к небесному городу. 199. Авве Афанасию Во время телесной немощи демон настаивает некоторых из братии советовать больному, употреблять не то, что можно найти, но то, что нигде не отыщешь, как, например, птичий сыр, или кость завязавшейся сливы, или муравьиную селезёнку. В этом демон насмехается над легковерным братом, вводя его в заблуждение, чтобы, оставив надежду на Господа, предался мёртвым заботам и мечтательным попечениям. Но не со всеми больными и не всегда удаётся это демону, а только с неопытными житейски. 200. Ему же Некоторые братья, скучая от трудности частого повторения и продолжительных молитв по обладающей ими лени, прилежны только в чтении. В молитве же они зевают, потягиваются и дремлют, нарушая заповедь, повелевающую: Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков ( 1Тим. 2:1 ), затем назидать себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф. 5:19 ). Поэтому тот, кто всегда погружён в чтение, сможет ли, исполняя лишь одну заповедь, как бы из одного камня построить духовный дом? Знаю я и других братьев, которые молятся, поют псалмы, просят о небесных дарованиях, помогают ближним, находят они время и для чтения, в определённые на то часы, такие братья украшаются, изобилуя различными добродетелями. 201. Монаху Иринею К тому, кто рассеивает овладевшую умом печаль божественными размышлениями, можно применить слова: рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою и буду ожидать ( Пс. 5:4 ). Под этими словами мы должны понимать Воскресение Христово, когда были услышаны чаяния и молитвы человеческого рода. 202. Игумену Афонию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Так, напр., отрицательная критика удивляется, каким образом больной мог ходить, на что, конечно, указывают его собственные слова: „когда я прихожу“, когда он был хромой, как это видно и из того, что он лежал долгое время, и из того, что он говорит: „не имею человека, который бы опустил меня в купальню“ (ср. Иоан. 5: 6, 7 ). В опровержение этого возражения мы должны сказать, что есть много больных, особенно разбитых параличем, которые с трудом ходят, с трудом сидят и потому по большей части лежат в постеле. Отчего же, спрашивается, нельзя допустить, что в таком именно положении находился и больной, лежавший в одной из галлерей Овчей купели? В обыкновенных разговорах нередко приходится слышать, что такой-то человек, благодаря своей болезни, более года пролежал в постели... Неужели же это значит, что этот человек все время лежал в постели и был непременно хромой (lahm) и притом хромой на обе ноги, так что совершенно не мог владеть ими, и если-бы находился в Овчей купели, то не мог бы добраться до воды, которая по всей вероятности находилась от постели больного в весьма недалеком расстоянии? Отчего же совершенно естественное в обыкновенных разговорах становится чем-то неестественным и противоречивым в евангельском повествовании? Отчего выражение: „лежать в Овчей купели“ не может иметь того же значения, какое имеет выражение „лежать в больнице“? Из Евангелия Иоанна вовсе не видно того, чтобы больной, лежавший в Овчей купели, был хромой и не мог ходить; евангелист Иоанн высказывает только ту мысль, что этот больной, по причине тридцативосьмилетней своей болезни, был настолько слаб, что уже не мог бодро и свободно располагать своими членами и потому не мог первым влезть в воду тотчас по ее возмущении; а таким образом в рассказе евангелиста Иоанна о несчастном положении этого больного и нет ничего неестественного, неправдоподобного или противоречивого. Но отрицательной критике представляются неправдоподобными даже и слова больного: „не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Милосердие Ни на небе, ни на земле не обретешь большего по Бозе милосердия, чем Богородичное. Милосердны на небесах Ангелы, ибо предстательствуют о нас и ополчаются окрест нас, но и из них одного видел Давид, безжалостно убивающего людей (см. 2Цар. 24:17 ). Многие люди и на земле бывают милосердны, но не так, как Дева Богородица, Ее же милосердие подобно Божию: оба бездною называются. О Божием милосердии Дамаскин говорит: «В бездне греховней содержим, неизследую милосердия Твоего призываю бездну» 25 . О Богородичном он же говорит: «Милосердия Твоего бездну призывающу ми, подаждь, Благосердаго Рождшая» 26 . Эту бездну кто измерить может? О, непостижимая глубина милости к роду людскому! Мир, как госпиталь, полон калек, их больше, нежели лежавших в пяти притворах при купели Овчей. И кто их врачует? Ты, Премилостивая Царица! В Овчей купели единожды в год бывающего возмущения воды чаяли, и то один лишь больной исцелялся. В Тебе же, Богородица, всегда кипят воды милосердия, не единого в год, но бесчисленных калек врачующие… Спроси любого верного: не причастился ли Ее милосердия? Каждый скажет: нет для меня ничего выше ни на земле, ни на небе, чем Она, по Господе моем Иисусе Христе. «Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения» 27 , разве Богородицы. Думаю, лишь тот о Ее милосердии молчать будет, кто помнит, как пустым и не услышанным отошел от Нее. Но кто не услышан, кто не помилован, кто не одарен? Только тот, кто никогда не прибегал к Ней, хотя Она благой является и не ищущим Ее (3). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

proodopoioЪnmwn аЩто j τν notar wn, κα kalo si to j mitropol…taj, κα K α e„j тХ ¤gion met felwn wn. K α proskuno ntej тХп †stantai kЪklw t†j aj oun аШто j de κα Qumi de pr ton t u tr pezan ka€ sfrag…zei k„q oЮmw kaq tai thn t j Goar. p. 623. 76 См. Спутник богомольца при обозрении святынь и достопамятностей св.-Троицкия Сергиевы лавры, М. 1883 г. стр. 30. 86 Потребннк 1639 г. (иноческий) л. 125. Кроме этой особенности в том же Потребнике указаны еще две, а именно: 1) первое евангелие лдя великого четверга и субботы полагалось особое: от Иоанна зач. 14 об овчей купели, 2) пред молитвою «Владыко многомилостиве» положены в эти дни особые прошения о государе и патриархе. 91 В древнейших чинах елеосвящения существовала особенность, указывавшая на возможность совершать это таинство для всех и состоявшая в том, что после помазания больного помазывали в конце и всех присутствовавших, равно как и стены дома, где совершалось таинство. 95 Чтения в Общ. Истор. и Древн. 1871, кн. III, отд. 1, стр. 55, 56. Ст. Рущинского: Религ. быт русских по свед. иностранцев. 96 Goar, Eucologion sive rituale graecorum, ed. 1647. p. 433: ita Jacobi verbis obandientes Graeci nusquam infirma corporis valetudine, ex poeniludinis solius affectu, feria magna quita ecclesiam unguendi convenient. 101 Sym. Thessal. Resp. ad Gabrielem. Quest. 72. Mign. Pair, t. 155, с. 932. ТХ ge лj er κα τν musthr…wn te wsmoЪnmwn, жj parelbomen, κα Шрг pesto panmXj proselqe n to j frekto j musthr…oij, mllon d κα panmXj peripeptwkoj " masi, κα τν капТпа τς metano…aj memelekTmoj κα πρς тХ koinwn sai apeЪdonmoj, ndosin par το pamrXj e€lhfTmoj gr το la…ou telet» te κα cr…hij t " mata, жj Р grfei κα еЪса€ πρς to to suntelousi τν В другом месте в самом начале трактата о елеосвящении (Mign. 155, с. 516) Симеон говорит: TinXj gr τν n sumamoj κα yuc j тТпоп peripesTnmoj, sugkaloШnmai аЩто τς kklhs…aj presbЪmeroi – когда кто из братий впадет в болезнь телесную или только душевную, призываются им пресвитеры церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Возлагая всю свою надежду на Господа Бога, особенно в тяжких болезнях, мы должны пользоваться и теми средствами, какие даровал Он нам для врачевания от этих болезней. В Церкви новозаветной нет «овчей купели», но есть особое таинство, которое не только раз в году, а постоянно, во всякое время может врачевать нас от болезней телесных и духовных, — это таинство елеосвящения. Пользоваться им со всей определенностью повелевает святой апостол, когда говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Так, в 9 году девушка из города Струнино Владимирской области, Лидия Муравьева, находилась уже при смерти — у нее был рак левой груди. К врачам обратилась уже поздно, и после операции в больнице имени Боткина рана не заживала и улучшения не наступало. Ее привезли домой уже безнадежной, но она молилась Господу, и когда после соборования в Михеевском храме Троице-Сергиевой Лавры, которое проходило со слезными молитвами и верой самой Лидии и ее родственников, она три раза причастилась (в течение нескольких дней), то совершенно выздоровела: рана закрылась, осталось только белое пятно на левой груди как напоминание о бывшей болезни. Когда лечащие врачи, профессора увидели ее здоровой, то очень удивились, они думали, что ее уже нет в живых. Такова благодатная сила «новозаветной купели» — святых таинств елеосвящения и евхаристии, такова милость Божия к нам, грешным, и такова сила веры и молитвы! «Чего ни попросите в молитве с верою, — сказал Господь, — дано будет вам». К сожалению, мы очень редко, по укоренившемуся предрассудку, обращаемся к этому спасительному врачевству, как правило, перед самой смертью, когда душа расстается с телом. Между тем, по заповеди апостола, таинство елеосвящения предназначено для всех больных, изнемогающих от недугов, а не только для тех, кто приблизился уже к могиле. И, может быть, многие из наших скончавшихся собратий были бы еще живы, если бы своевременно воспользовались этой благодатной помощью.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Ин.5:4. Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель, и возмущаше воду: и иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше.    В некоторое время года, говорит, сходил Ангел в купель, и возмущал воду. Но какое ж то было время? Определенное ли и известное? или неопределенное и одному Богу известное? Во время ли Пятидесятницы, или на праздник Пасхи, или во всякий праздник? Иные говорят, будто в день Пятидесятницы сходил Ангел; но из слов расслабленного вероятнее признать надобно, что время было неопределенное. Он говорил: «Господи, человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель» (Ин.5:7). Если бы время было известное и определенное, бедный и немощный расслабленный, хотя бы по толиком времени, то есть, по тридцати осми летнем, сыскал бы такого человека, который, умилосердясь, бросил бы его в купель. Но неизвестность времени причиняла в нем отчаяние. Сходил же Ангел в купель, да не подумают Иудеи, что та вода по естеству имела врачебную силу, но да веруют, что благодать Божия целит немощных: а воду возмущал для того, да даст знать тамо сущим о своем схождении, чтобы они ввергали больных в купель. Почему ж Ангел, сколько раз ни сходил в купель, исцелял одного только? Могущество Божие есть беспредельно, благодать преизбыточествующа, милосердие неисчерпаемо. Почему, говорю, не все, а один только исцелялся при возмущении Ангельском? Поистине сие неудобоистолковательно, если не коснемся рассуждением таинственного сего действия смысла. В Овчих вратах бывшая купель означала в Церкви таинственную святого крещения купель: омываемые же и очищаемые в той овцы — крещающихся в таинственной купели и от грехов своих омывающихся; схождение Ангельское в купель — сошествие благодати Святого Духа в воду крещения: возмущение в оной воды — стертие глав невидимых змиев, производимое силою Святого Духа. Не вода купели Овчей, но Божественная сила исцеляла плотские недуги. Не простая подобно вода, но благодать Божия в воде крещения целит душевные язвы. Ради пришествия Ангельского купельная вода была целительною: ради нашествия Святого Духа, вода крещения приемлет благодать омовения. В Овчей купели Ангел был служитель телесного врачевания: в духовной купели Владыка всех дарует благодать усыновления. Единого только исцелила Овчая купель, ибо для одного только Иудейского рода был дан закон; бесчисленное множество врачует купель крещения, ибо во все языки изыде вещание: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16:15-16). Но посмотрим далее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И от ворот тоя ограды, что ходят ко Иеро, до гефсиманских врат 60 ступеней, сиречь 30 сажен; а от гефсиманских врат идти на запад улицею 60 ступеней, сиречь 30 сажен ступенных. Из той улицы направо переулок; тут был двор святых праведных Богоотец Иоакима и Анны; и был строен монастырь римский; строение их ново и днесь, и церковь пречудна и велика и высока, и прекрасно добре устроена, вся цела, и келей много прекрасных. В том дому и сад, в нем же, сказывают греки, молилась святая Анна о чадородии; а древа те ли, которые были при Анне, или нет, неведомо, Бог весть. Из того же саду под ту великую церковь под алтарь пещера; ходят по лествице ступеней с шесть, якобы в погреб; тут, сказывают, родила святая Анна святую Марию, Владычицу нашу Богородицу; и та пещера подписана была иконным письмом, а ныне полиняло; тут была церковь же. А пещера издолблена из камени самородного, а не делана известию. И турки тот монастырь у римлян отняли; а ныне стоит пуст, понеже де турки, которые в нем живали, судом Божиим помирают; а ныне того ради никто не смеет жить, стоит заперт, а ключи той церкви держит турчин, живет недалече от того дому, у Овчей купели. Глава 38. О Овчей купели, и о великой церкви Воскресения Христова И Овчая купель вся засорена сором и камнем, и места не знать, где была та вода чудотворная; токмо указывают место, что тут была среди двора. О сей купели пишется во Евангелии от Иоанна, зач. 14: «взыде Иисус во Иерусалим; есть же во Иерусалиме на Овчей купели, яже глаголется еврейски Вифезда, пять притвор имуще; в тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды; Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель, и возмущаше воду; иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше». У той купели исцели Христос расслабленного, якоже писано в том же Евангелии: «Бе же некто человек тридесять осьмь лет имый в недузе своем; сего видев Иисус лежаща, и виде яко многа лета уже имуща в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? отвеща Ему недужный: ей, Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель, егда же прихожду аз, ин прежде меня слазит; глагола ему Иисус: возстани, возми одр твой, и ходи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Душу мою, Господи, во гресех всяческих,/и безместными деяньми люте разслаблену,/воздвигни божественным Твоим предстательством,/якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле,/да зову Ти спасаемь://Щедрый, слава, Христе, державе Твоей. Стихиры, глас 1 Дланию пречистою создавый человека,/пришел еси, Благоутробне, недугующия исцелити, Христе./ Разслабленнаго во овчей купели/словом Твоим возставил еси,/кровоточивой же болезнь исцелил еси,/ханенеи отроковицу стужаемую помиловал еси,/и прошения сотника не презрел еси.//Сего ради зовем: всесильне Господи, слава Тебе.(Дважды) Сразу за Вифездой находится крепость Антония, построенная царем Иродом, где располагалась Претория – резиденция римских правителей Иудеи. Непогребен мертвец сый/разслабленный, видев Тя, возопи:/Помилуй мя, Господи,/яко одр мой гроб мне бысть./ Что ми приобретение живота?/ Не требую овчия купели,/не имам бо никогоже влагающа мя, возмущающимся водам;/ но к Тебе источнику прихожду исцелений,/да и аз со всеми вопию://Всесильне Господи, слава Тебе. Лифостротон  Евангелие от Иоанна 19, 1–16 (Мф 27, 26–31; Мк 15, 15–20; Лк 23, 1–25) Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010