Душа женщины вместо скорби получила радость, и уста возблагодарили и прославили Господа. И всё это произошло потому, что через возложение рук Христа на голову больной вошла в неё сила Божия и, воздействуя на её природные силы, пробудила, оживотворила их, освободила от духа немощи. В чём суть болезни, «немощи», от которой она страдала? Суть её – в телесном расслаблении. Если эта болезнь захватывает всё тело больного, то оно совершенно расслабляется и парализуется, как то было у расслабленного, 38 лет лежавшего при Овчей купели ( Ин. 5:5–15 ). Если болезнь захватывает ноги или руки, то они становятся недвижимыми; если позвоночник, – то тело скорчивается, пригибается к земле и не может выпрямиться. Вот этой-то последней «немощью» и была, по-видимому, поражена женщина, пришедшая в синагогу помолиться и послушать Спасителя. Здесь-то она, неожиданно для себя, и обрела милость Божию. Чем, братия и сестры, назидает нас исцеление этой скорченной женщины? Оно назидает нас уроком великого милосердия Божия. Это милосердие Само видит, где, когда и кому оказывать помощь. Так Христос увидел, т. е. как бы высмотрел затерявшуюся среди людей согбенную фигуру больной женщины, подозвал в Себе, возложил руки и исцелил. Это значит, что Господь и нас найдёт, увидит, подзовёт и одарит благодатью, если мы будем в несении скорбей такими же терпеливыми и благодарными, такими же достойными, какой оказалась скорченная женщина. А ведь она могла бы быть обиженной, озлобленной, ожесточённой от своей продолжительной и безнадёжной болезни. Но нет, произошло обратное: болезнь её смирила, духовно просветила, умудрила, научила терпению и тем привлекла милосердие Божие. А как мы, братия и сестры, переносим свои болезни и различные невзгоды? Мы, к прискорбию, проявляем при них нетерпеливость, раздражение, ропот, маловерие. Болезни мы воспринимаем как несчастье и зло, от которого надо всеми средствами и как можно скорее освободиться; Но вспомним: расслабленный при Овчей купели лежал 38 лет, кровоточивая страдала 12 лет, скорченная – 18 лет, пока не пришёл для каждого из них час исцеления, освобождения от болезни. Так и нам не следует малодушествовать и роптать при длительных и тяжёлых болезнях своих или тех лиц, за которыми мы призваны ухаживать. Следует в этих случаях просить у Господа терпения, воздержания от раздражения и ропота. Тогда с терпением придёт просветление нашего ума, очищение сердца, смирение воли и оздоровление тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос со Своими учениками пришел в Иерусалим и вошел в храм для молитвы. Здесь Он увидел большой беспорядок. Во дворе храма продавали жертвенных животных: волов, овец и голубей. Иисус Христос сделал бич из веревок и выгнал из храма всех, как продавцов, так и животных: овец и волов; продающим же голубей Он сказал: «возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Из второго года служения Иисуса Христа § 14. Исцеление расслабленного при овчей купели (Ин. 5:1–16) Наступила вторая Пасха со времени вступления Иисуса Христа в открытое служение роду человеческому. Иисус Христос, по обыкновению, пришел в Иерусалим на праздник со Своими учениками. В Иерусалиме недалеко от храма, у овечьих ворот, через которые прогоняли агнец для жертвоприношений, находилась купальня. При ней было устроено пять крытых ходов или галерей, «в которых лежало множество больных, слепых, хромых, ожидающих движения воды». Купальня имела то чудесное свойство, что «Ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду, и кто первый входил по возмущении воды, тот выздоравливал». Иисус Христос, обходя больных, увидел одного расслабленного, который лежал здесь 38 лет. Иисус Христос спросил его: «Хочешь ли быть здоровым?». Больной отвечал: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода. Когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной тотчас же выздоровел, взял постель свою и пошел». § 15. Избрание Апостолов (Лк. 6:12–16) Однажды Иисус Христос взошел на гору и там целую ночь провел в молитве. Когда же настал день, то Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их Апостолами, т.е. посланниками. Имена их следующие: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский, который потом сделался предателем Иисуса Христа. § 16. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства 7 (Мф. 5:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

С душею и телом живет человек на земле, с душею и телом предстанет он, как мы уже говорили с вами, на страшный суд, по душе и по телу получит воздаяние. Таким образом тело наше есть необходимая часть нашего существа, оно соединено с душею нашею, есть дом и орудие для нее. А отсюда понятно, что мы должны заботиться не о душе только, – хотя забота о ней должна быть преимущественною и главнейшею, но и о теле, иначе сказать о своем здоровье. Без него всякая наша земная деятельность, как и все наше земное благополучие, во многом теряет свое значение. При расстройстве телесном человек расстраивается и душею своею. Справедливо говорили еще в древние времена, что в здоровом теле здоровый дух. Потерявший здоровье бывает по большей части бременем для самого себя, для своих родных и для общества. Он не может уже приносить той пользы обществу и своим близким, какую мог бы приносить, если бы был здоров. Мало того, сам, не имея покоя и мира душевного, он постоянно готов расстраивать и окружающих его лиц. Вот почему, братие, здравомыслящие люди всегда считали здоровье за первое и важнейшее из всех внешних благ человека. Вот почему и мы должны смотреть на свое здоровье, как на величайший дар Божий, и заботиться о поддержании своего тела. Мы так привыкли к своей жизни, что пользуясь большим или меньшим здоровьем, мало ценим его, и большею частию узнаем его цену, когда уже теряем его. Посмотрите на тех, которые потеряли свое здоровье, с какими стараниями и лишениями они заботятся о возвращении его. Все готов отдать больной за возврат здоровья, – так оно дорого ему. Итак, братие, каждому нужно беречь здоровье свое, как величайший дар Божий. Посему тот, кто ведет развратную, нетрезвую и порочную жизнь, поступает вопреки воле Божией, не дорожит даром Божиим, и расстраивает свое здоровье. Вам известно, братие, что прежде люди сотворены были совершенными по телу, что смерть, равно как предвестники ее – болезни, явилась последствием греха первых людей ( Рим.5:12 ). Помните вы, как Спаситель говорит исцеленному Им расслабленному при овчей купели се здрав еси ктому не согрешай, да не горше ти что будет ( Ин.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Иисус Христос оправдывает их и указывает, что священники в храме совершают богослужение и в субботу, «однако невиновны», а «здесь Тот, Кто больше храма» (Мф 12. 5-6; Рыбинский. 1892. С. 236-237). Кроме богослужения празднование субботы, по учению Христа, должно состоять в совершении дел милосердия и любви (Мф 12. 12). Он показал это многочисленными исцелениями больных в субботу (парализованного при Овчей купели - Ин 5. 1-9; сухорукого - Мф 12. 9-13; Мк 3. 1-5; Лк 6. 6-10; слепорожденного - Ин 9. 1-14; скорченной женщины - Лк 13. 10-13; страдавшего водянкой - Лк 14. 1-4). Соблюдение покоя Христос считал необходимым, только если это служит достижению указанных целей. Поэтому Он не видел нарушения закона в совершении обычного житейского дела в субботу, если оно способствует празднованию священного дня. Поэтому невиновны Его ученики, которые срывают колосья, чтобы слушать Его слово (Мф 12. 1-5), невиновен и исцеленный Им в субботу парализованный больной, который по повелению Христову взял и нес свою постель (Ин 5. 8-9). Др. особенность отношения Христа к декалогу состоит в том, что его заповеди теперь не мыслятся как основное выражение (Нового) завета Бога с человеком. Основные заповеди нравственного закона, указываемые Господом,- заповеди любви к Богу и ближнему (Мф 19. 16-22; 22. 37-40; Мк 10. 17-31; 12. 29-31; Лк 10. 27; 18. 18-30), известные еще в ВЗ (Втор 6. 4-5; Лев 19. 18), но не включенные в декалог. Богообщение, которое отражено в НЗ, невозможно без исполнения заповедей декалога, но и не сводится к этому. Богатому юноше, который вопрошал Христа, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Христос указывает на исполнение заповедей. Однако, как следует из дальнейших слов, более совершенным является непрестанное следование за Христом: «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21). Но выражением НЗ является уже не сумма заповедей, а Крестная Жертва Иисуса Христа и пролитие Им крови за грехи человеческие, т.

http://pravenc.ru/text/Десять ...

Не думайте, будто вы страдаете более чем другие; напротив, помните, что многие терпели и терпят несравненно более вас. Вы это знаете из священного Писания. Прочтите, как праведный Иов изображает свои страдания: «аз ждах месяцы тщи, нощи же болезней даны ми суть. Аще усну, глаголю: когда день? егда же восстану, паки: когда вечер? исполнен же бываю болезней от вечера до утра» ( Иов. 7:3–4 ). Читали вы в Евангелии, как одна жена страдала кровотечением двенадцать лет и на врачей издержала без пользы все имение, доколе не получила исцеления от Иисуса Христа ( Мф.9:20–22 ). Другая восемнадцать лет одержима была недугом от духа нечистого, была скорчена и не могла стоять, доколе не услышала от Господа отрадного голоса: «жено, отпущена еси от недуга твоего» ( Лк.13:12 ). В Иерусалиме, при овчей купели, называемой Вифезда, Иисус исцелил больного, который был в болезни тридцать восемь лет (Ин: 5:5). Видите, как Господь посещает многих и более продолжительными болезнями нежели ваша. Предаваясь воле Божией, мы должны всегда питать несомненную уверенность, что Бог, как благий и человеколюбивый Отец, все делает из любви к нам, желая привести нас к спасению. Чем продолжительнее ваш недуг, тем более Господь являет в вас Свое могущество, ибо Его сила действует в вашей немощи, подкрепляя вас в перенесении болезни. Сила Божия дает вам теперь видеть, как все земное скоротечно и ничтожно и как много мы грешим, когда пользуясь временными благами, к ним привязываем свое сердце, забывая о благах вечных, о радости и славе небесной. Сила Божия призвала вас через болезнь к искреннему раскаянию перед отцом духовным, через посредство священника примирила вас с Господом и даровала вам участвовать в святейшей трапезе Тела и Крови Христовой. Сила Божия устраивает так, что чем дольше терпите болезнь, тем усерднее молитесь Богу, тем глубже смиряетесь, тем менее привязываетесь к этому миру, тем более возноситесь мыслями и чувствами к небу, стремясь к высшим благам. Сила Божия теперь поучает вас отвергаться себя, не надеяться на свой разум и свои силы, но во всем предаваться воле Всевышнего, Который лучше нас знает, что служит нам на пользу и к нашему спасению. Сила Божия теперь открывает вам, как достолюбезны и драгоценны для вас крест и страдания Христа Спасителя, и дает вам испытывать, как благотворно и спасительно всей душой любить Его и участвовать в Его страданиях, перенося все скорби и болезни с искренней преданностью к Нему. Благодарите Господа за все эти дары Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Посещение Господом Иерусалима повело сначала к обострению, а затем и к разрешению конфликта. Первое покушение на убиение Господа – еще в первый период Его служения – было вызвано исцелением больного в Овчей купели (ср. 5:18). Намерение иудеев не было случайным и мимолетным. Оно обусловило образ действий Господа (7:1). В народных массах отношение к Господу было тоже не одинаковое (7:12). На него, во всяком случае, влияло отношение руководящих кругов (ст. 13). Покушение их на убийство было памятно иерусалимлянам (7:25–26). Не знавшие о нем (стт. 19–20) принадлежали, очевидно, к паломникам, пришедшим издалека. Обострение конфликта выражается в повторных покушениях побить Господа камнями. Первое отмечено в 8после того, как служители Синедриона, посланные взять Его (7:32), не посмели наложить на Него руки (7:46–52). В нарастающем конфликте Господь, в недрах самого Синедриона, имеет робкого защитника в лице верного Ему Никодима. Возможно, что к этому же времени относится случай с женою, взятой в прелюбодеянии и приведенной к Господу ( Ин. 8:1–11 ). В науке не существует сомнения в том, что весь отрывок Ин. 7:53–8:11 , отсутствующий почти во всех древних рукописях и неизвестный древним восточным толкователям, не составлял изначальной части Ин. Встречаются рукописи Нового Завета – тоже поздние, – в которых этот отрывок помещается в Лк. или в Мк., но его обычное место – в Ин. Возможно, что оно объясняется контекстом. Грех женщины был грех плоти. К Господу ее привели фарисеи и книжники (8:3), и в начале Своей речи, следующей непосредственно за прорекаемым отрывком, Господь говорит фарисеям (ср. стт. 13–14): «вы судите по плоти, Я не сужу никого» (8:15). Господь не осудил грешницу. Но очень возможно, что за отрывком укрепилось его теперешнее место в Ин. и потому, что эпизод, несомненно исторический, относится по времени к посещению Господом Иерусалима в начале пути. Это могло быть известно носителям церковного предания, к которым и восходит текст Ин. в его теперешнем составе. При таком решении текстуальной проблемы, провокационный вопрос книжников и фарисеев был бы дальнейшим проявлением того нарастающего конфликта, которым отмечено пребывание Господа в Иерусалиме. Книжники и фарисеи поставили Господа перед альтернативою: или высказаться против Моисея (8:5), или произнести приговор, на который Он не имел формального права. Господь избрал третью – противниками не предусмотренную – возможность: Он перенес решение вопроса в плоскость моральных оценок и отношений (7 и слл.). Он так же поступит и впоследствии, когда, – тоже в Иерусалиме, но уже накануне Страстей, – Его противники поставят Ему провокационный вопрос о подати Кесарю ( Лк. 20:20–26 и паралл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Святой Крест, на котором был пригвожден Христос, был сделан из пальмового (то есть финикового), кедрового и кипарисового деревьев. О происхождении этих древес церковные сказатели повествуют следующее. Когда Адам смертельно разболелся, он послал своего сына Сифа в рай попросить у Ангела лекарства для здоровья и продолжения своей жизни на земле. Ангел дал ему три зерна. Сиф взял их, но когда он возвратился к своему отцу Адаму, то уже нашел его мертвым и погребенным. Тогда он посадил эти три зерна на могиле отца, и из них выросли три растения: пальмовое (то есть финиковое), кедровое и кипарисовое. Эти три растения срослись в одно великое дерево, которое осталось даже до дней царя Соломона. Когда Соломон начал строить в Иерусалиме храм «Святая Святых», то это дерево, как могучее, было срублено и привезено в Иерусалим в числе многих других деревьев, но смотрением Божиим не было употреблено для постройки, ибо в одном месте оказывалось длинным, в другом же коротким. Поэтому дерево это было положено на овчей купели вместо моста, чтобы можно было переходить через купель. Когда же в Иерусалим приехала царица Савская слушать премудрость Соломона, и была в храме, то, увидев это дерево на овчей купели, она не захотела идти по нему, пророчески предсказав, что на этом дереве умрет Бог, облеченный естеством человеческим. После этого дерево то было закопано глубоко в землю около той же овчей купели, чтобы оно никогда не попало в человеческие руки. Но по прошествии многих лет оно вышло из земли и плавало в воде овчей купели (ради того дерева каждый год сходил в купель Ангел Господень и возмущал воду, омывая дерево; и подавалось исцеление больному, который входил в купель первым после возмущения воды). Когда же Христос Господь наш, приняв на Себя естество человеческое, «на земли явися и с человеки поживе», иудеи, схватив Его и предав Пилату на распятие, искали для креста самое тяжелое дерево, чтобы причинить Христу большее страдание. Увидев вышеназванное дерево, омоченное водами овчей купели и потому весьма тяжелое, они извлекли его из воды и повелели сделать из него крест столь тяжелый, что Христу потребовалась помощь в его несении: «И заставили киринеянина Симона нести Крест Его» ( Мк. 15:21 ). Вот что рассказывает повесть. Истинна она или нет, мы не утверждаем и не возражаем, и сообщаем для ведения только то, что нашли в книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воскресенье 24/11 мая 1959 года, г. Елец, после Литургии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Наступающие три недели Святая Церковь посвящает воспоминаниям чудес и деяний Господа нашего Иисуса Христа, имевших место именно в это время — между иудейской Пасхой и Пятидесятницей. Сегодня мы вспоминаем исцеление расслабленного у Овчей купели ( Ин. 5:1-15 ), затем беседу Господа с самарянкой у колодца и, наконец, исцеление слепорожденного. В среду на этой седмице отмечаем мы Преполовение Пятидесятницы. В этот день по чину церковному полагается совершать малое освящение воды — стихии, без которой мы не можем существовать и с которой связаны упомянутые мною евангельские чтения. Вернемся к сегодняшнему евангельскому повествованию и внимательно вчитаемся в его строки. Все мы имеем представление о целительной силе курортов. И вблизи Иерусалима было такое место, названное “Дом милосердия” (Вифезда), с пятью крытыми галереями, заполненными в это время года лежачими больными. Здесь же находился водоем, носивший название Овчей купели. В нем обычно купали тех овец, которые совершили большие переходы по пыльным дорогам Палестины, чтобы быть принесенными в жертву в храме Иерусалимском. Было замечено, что в некоторый период времени между Пасхой и Пятидесятницей вода Овчей купели получала целебные свойства после “возмущения” ее (колебания), производимого Ангелом. Это случалось раз в год. И всегда первый окунувшийся в такую воду получал исцеление от любой его угнетавшей болезни. Но только он один. В ожидании этого чуда и жило около Овчей купели множество расслабленных — сухих, хромых, слепых, “чаявших движения воды”. Для них построили и этот “Дом милосердия”. Случилось, что, находясь в Иерусалиме на празднике Пасхи, Господь со Своими учениками посетил это место и обратил внимание на одного тяжелобольного, который, оказывается, лежал парализованным — страшно сказать! — 38 лет. Господь спросил его, желает ли он выздороветь. “Да, — отвечал больной, — но не имею человека, который опустил бы меня в купель, когда возмутится вода. Когда же я подползаю к лестнице, уже кто-то другой спускается туда раньше меня…” Помогали обычно в таких случаях друзья, слуги или наемники, которых у этого несчастного, очевидно, не было.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Так, напр., отрицательная критика удивляется, каким образом больной мог ходить, на что, конечно, указывают его собственные слова: „когда я прихожу“, когда он был хромой, как это видно и из того, что он лежал долгое время, и из того, что он говорит: „не имею человека, который бы опустил меня в купальню“ (ср. Иоан. 5: 6, 7 ). В опровержение этого возражения мы должны сказать, что есть много больных, особенно разбитых параличем, которые с трудом ходят, с трудом сидят и потому по большей части лежат в постеле. Отчего же, спрашивается, нельзя допустить, что в таком именно положении находился и больной, лежавший в одной из галлерей Овчей купели? В обыкновенных разговорах нередко приходится слышать, что такой-то человек, благодаря своей болезни, более года пролежал в постели... Неужели же это значит, что этот человек все время лежал в постели и был непременно хромой (lahm) и притом хромой на обе ноги, так что совершенно не мог владеть ими, и если-бы находился в Овчей купели, то не мог бы добраться до воды, которая по всей вероятности находилась от постели больного в весьма недалеком расстоянии? Отчего же совершенно естественное в обыкновенных разговорах становится чем-то неестественным и противоречивым в евангельском повествовании? Отчего выражение: „лежать в Овчей купели“ не может иметь того же значения, какое имеет выражение „лежать в больнице“? Из Евангелия Иоанна вовсе не видно того, чтобы больной, лежавший в Овчей купели, был хромой и не мог ходить; евангелист Иоанн высказывает только ту мысль, что этот больной, по причине тридцативосьмилетней своей болезни, был настолько слаб, что уже не мог бодро и свободно располагать своими членами и потому не мог первым влезть в воду тотчас по ее возмущении; а таким образом в рассказе евангелиста Иоанна о несчастном положении этого больного и нет ничего неестественного, неправдоподобного или противоречивого. Но отрицательной критике представляются неправдоподобными даже и слова больного: „не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Это стало еще яснее, когда Сам Христос, «принудив (Иоанна) крестить Себя, освятил Собою таинство крещения и (этим событием) открыл Свое служение Искупления». В это время «крещение освящено не только примером воплощенного Единородного Сына Божия, но и наитием Бога Отца и Святого Духа, присутствием и действием всея Пребожественные Единосущные Троицы» 801 . Между Богоявлением при крещении Христа и временем торжественного установления таинства крещения было событие, подготовлявшее людей к принятию великого таинства. Это – исцеление тридцативосьмилетнего расслабленного при овчей купели ( Ин.5:2–9 ). «Какой есть исцеления образ сей? Какое нам таинство являет»? вопрошает Святой Златоуст, указуя на Евангельское сказание об овчей купели. «Имело некогда – отвечает он, – крещение даятися, многую силу и дар великий содержащее, крещение, вся грехи очищающее и вместо мертвых живыми творящее. И так все сие через купель, и через другие многие воды, как бы через образ, ясно означается. Осмелимся продолжить сие изъяснение. Надобно было на опыте показать погружение в воду, уничтожающее всякую болезнь, чтобы приготовить умы к открытию крещения в воде, уничтожающего все грехи. Надобно было в ощутительном явлении движения воды дать приметить благотворное над нею действие Ангельского духа, дабы сделать менее невероятным новотворное и возродительное в воде крещения действие Духа высшего, нежели Ангельский, Духа собственно Божия. Надобно было, чтобы благотворная сила овчей купели подавалась только тому, кто ревностным стремлением к исцелению оставляет позади себя все земное. Надобно было представить Ангельское действие ограниченным; надобно было подле самого Ангела продержать расслабленного тридцать-восемь лет без исцеления, дабы тогда, как Христос исцелил его единым словом, очевидно из сего было, что сей Исцелитель без сравнения выше Ангелов, что власть Его неограниченна, что он есть Ипостасное Слово Божие и истинный Бог» 802 . Таким образом «овчая купель с ея принадлежностями» представляет собою «небольшую модель великой купели, в которой возрожден целый мир христианский»; «она есть удобовразумительный указатель высокой истины и непостижимого таинства Христа Спасителя и Бога» 803 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010