Скачать epub pdf 48. Седмица 4 по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. Что нам необходимо для стяжания благодати Божией «Преполовившуся празднику, жаждущую мою душу благочестия напой водами» 66 . Благочестивые слушатели! При освящении воды на сегодняшнем праздничном молебне читается обычное зачало от Иоанна о возмущении воды ангелом Овчей купели ( Ин. 5:1–4 ). Лишь один раз в году в Ветхом Завете ангел возмущал воду в этой купели. И лишь один из многих больных (слепых, хромых, сухих и прочих) получал исцеление. Положение больного резко изменилось только с появлением в мир Спасителя, с наступлением Нового Завета. В беседе с самарянкой Христос сказал: Всякий, пиющий воду сию из колодца Иаковлева, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек... и она будет источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 3:13–14 ). Что это за вода? Мы знаем, что обыкновенная вода в жизни человека имеет огромное значение: мы не только утоляем ей физическую жажду, но и обмываем, очищаем себя, одежду, посуду, жилище от всякой нечистоты и грязи. Но как ни необходима для нас эта простая, естественная (натуральная) вода, но не о ней идёт речь в устах Спасителя. У него речь идёт о воде благодатной, духовной. Под этой водой подразумевается благодать Божия, призывающая к спасению, просвещающая, и освящающая, и спасающая. Без этой благодати человек не может и шагу шагнуть в своей духовной жизни. О значении её, применительно к себе самому, сказал апостол Павел: Благодатию Божиею я есмь то, что есмь.. и не я потрудихся, но благодать Божия, яже со мною ( 1Кор. 15:10 ). Благодать Божия есть сила Божия. Жаждая получить её от Святого Духа, мы молитвенно взываем к Нему: «Прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Как мы можем получить, стяжать благодать Божию? Чего не хватает нам для стяжания этой благодати? В тропаре Преполовения мы читаем такое прошение к Господу: «Напой водами мою душу, жаждущую благочестия». Если душа жаждет благочестия, ревнует о нём, всеми силами стремится к нему, то она будет напоена водой благодати. Вот чего, братия и сестры, не хватает нам! Нам не хватает жажды благочестия. Вялое, слабое желание благочестия мы, быть может, и имеем, но у нас нет жажды сильной, активной, действенной, непреодолимой. Такая жажда возможна лишь при живой, трепещущей горячей вере в Бога, в Его чудотворящую, милующую любовь и силу. Только при такой пламенной вере и неистощимой ревности к благочестию, при постоянной смиренно-покаянной молитве мы и можем быть причастны к благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Через некоторое время Христос встречает исцеленного человека в храме и говорит ему, чтобы он больше не грешил, чтобы с ним не случилось чего худшего. Эти слова каждый из нас слышит буквально на каждой исповеди, приходя в храм; но грехи вновь пленяют нас и очень часто ввергают нас после этого Божественного исцеления в еще более страшное состояние. Это мы — слепые, хромые, сухие. Грех иссушает нашу душу. Мы знаем, как часто даже самые мелкие грехи ввергают нашу душу в жуткое состояние: мы становится слепыми — не видим Господа, мы становится хромыми — путь нашего спасения идет какими-то неправильными, неверными путями, и мы становимся сухими — грех так иссушает нашу душу, что мы становимся черствыми как сухарь и не видим около себя ни страдания ближнего, ни благодати, которая исцеляет и изливает на нас Господь. Аминь. MP3 (MP3 файл. Продолжительность 6:07 мин. Размер 4.5 Mb скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 27 мая 2013, 16:22 Насчет разных " наставников " , делящихся своим " духовным опытом " - это, конечно, в " десятку " . " В плохие времена всегда идет слепой за сумасшедшим " . Спасибо. Александр 27 мая 2013, 10:21 Браво! Спаси Вас Господи! Сергей 27 мая 2013, 06:13 Константину Больной и ждал тоже - надеялся на человека, раз он о нем говорит, что не имеет человека, который бы его спустил вовремя. Кажется, об этом речь. А по поводу объяснений Вы путаете разные места в Евангелии. Об исцелении у Вифезды - Овчей купели - говорит только Евангелист Иоанн и там нет слов Христа о том, о чем Вы говорите. Прочтите внимательно. Это в другом месте и при другом исцелении. millie toll 27 мая 2013, 04:25 Vo istitu voskrese! Spasi vas Gospodi! Константин 26 мая 2013, 20:55 Разве этот больной ждал? Он тоже спускался к источнику, но не успевал... Да и сам Христос потом объяснял своим ученикам, что болезнь эта спослана на того человека не за грехи, а чтобы Он свершить предначертанное. Или я что-то путаю? Христина 26 мая 2013, 14:52 Прекрасная проповедь. Про ток-шоу просто здорово, о.Игнатий! Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/61768.html

А сколько от этого теряется!.. Церковь наша круглый год питает молящихся не однообразным духовным «меню», а богатейшим столом! Ведь что ни неделя, то новая идея, новое воспоминание, новые мысли и чувства: то являются перед нашими взорами ударяющий себя в грудь мытарь, наряду с высоко закинутой головой фарисея, – то мудрые пять дев, заготовившие духовное масло для Небесного Жениха, то расслабленный, тридцать восемь лет лежавший в ожидании исцеления, то самарянка, беседовавшая с «пророком», большем Иакова. И сколько психологии в этих стихирах, сколько содержания, религиозных восторгов! Слыхали ли вы, православный читатель, пришедшую сейчас мне на память стихиру о расслабленном: «При овчей купели человек», – просто какой-то человек может быть, и мы с вами – духовные расслабленные? – «лежаше в немощи... И видев Спаса, мимо грядуща, возопи, глаголя», – вообразите, как жалобно и мучительно вопил тридцать восемь лет страдавший больной: «человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в ню: егда же прихожду, ин предваряет мя; аз же» – по-прежнему – «немощствуяй лежу»... Больной с робкой надеждой лихорадочно смотрит в лицо Целителя... «И абие», – тотчас же! – «умилосердився Спас и глаголаше: тебе ради», – не вообще ради человечества, а ради каждого из нас в отдельности, «человек быв, – тебе ради в плоть облекохся», и ты еще «глаголеши: человека не имам!..» дело очень просто: «возьми» с верой «одр твой и ходи!» Ну как же не воскликнуть после этого, поднимающего наш дух, стиха: «вся Тебе, – Господи, – возможна, вся послушествуют ти, вся повинуются Тебе!» – Ты уж «и нас спаси, как Благий и Человеколюбец!» – Когда я услышал впервые эту стихиру, случайно из любопытства зашедши в храм единоверцев, – рассказывает мне один студент университета, князь У., – то прямо был поражен содержанием ее. Какую-то веру в себя, во всемогущество Милосердого Спаса, вдохнула она в меня, – точно электричеством зарядила мою душу!.. С тех пор во мне точно все перевернулось. Так и хотелось сказать какой-нибудь горе: воздвигнись и верзися долу! И действительно, сколько надежды, веры вливают слова Христа в расслабленную страстьми и сомнениями нашу душу! Каких еще нужно христианину опор, когда ради него Сам Господь в плоть облекся! Бери каждый из нас одр и с несумненной верой иди вперед! Опять вспомните стихиры Кресту Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

и был современником патриарха Игнатия и императора Василия Македонянина 9 . В X–XIII вв. наше последование вероятно имело краткий состав, было известно под именем «службы за болящего» и в этом своем простейшем виде оно состояло из нескольких тропарей, апостола, евангелия и двух-трех молитв, относящихся к данному случаю. В позднейшем, сложившемся виде рассматриваемый нами чин известен из требников XIV–XVII столетий и представляет несколько редакций, отличающихся содержанием и построением отдельных частей, равно как и группировкой одних и тех же обрядов 10 . Остановился здесь на двух из них, как наиболее характерных, далеко не соответствующих последованию нашего требника. Самая краткая редакция имеет следующий вид; обычное начало, несколько просительных и покаянных тропарей, апостол из соборного послания Иакова, где упоминается о призывании пресвитеров к больному, евангелие об исцелении расслабленного при овчей купели, затем совершительная молитва над главой болящего: «Отче Святый, Врачу душ и телес…», потом священник помазует больного с произнесением слов: «Благословение Господа Бога Спаса Нашего на исцеление души и телу…» Помазание сопровождается второй молитвой. «Благоутробне Господи милостиве Боже наш…», в которой священник молит Господа, чтобы чрез возложение его грешной руки сообщилось по милости Его исцеление болящему. Последование заканчивается сугубой ектенией и отпускной молитвой: «Владыко многомилостиве Господи Иисусе Христе…» 11 . Как видим, здесь весь обряд рассчитан не на семь священников, а на одного совершителя. Более подробную запись представляет греческий требник XIV в. Иоанна Кантакузина . Елеосвящение совершается по нему семью священниками и начинается тремя антифонами с промежуточными ектениями и песней «Единородный Сыне», затем следует вход, что само собой предполагает совершение елеосвящения при храме, а не в доме, с пением стиха: «Приидите, поклонимся…», с возгласом священника: «Яко свят еси Боже наш…» и трисвятым. Чтение апостола и евангелия, и ектетения: «Рцем вси от всея души…» служат переходом к самому елеосвящению и составляют первое из семи отделений этой службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Один вид Его и представление о Нем, как великом Чудотворце, внушали больным веру в их выздоровление. Этою верою, сильно действующей на их воображение и производящей в них душевный переворот, они и исцелялись. Это объяснение может казаться располагающим к себе тем, что признает достоверность евангельских исцелений и находится, по-видимому, в согласии с евангелием, которое само утверждает о силе веры, что она может сдвинуть гору ( Мф. 17:20 ; Лук. 17:5–6 ; сн. Мф. 21:21–22 ; Mapk. 9:23; I Кор. 13:2 и др.). И Иисус Христос часто говорил исцеленным: иди, вера твоя спасла тебя ( Мф. 9:22. 39; 15:28 ; Марк. 2:5; 10:52 ; Лук. 7:50; 8:48; 17:19; 18:42 и др.) 305 ). Однако это объяснение, на самом деле отрицающее чудесность евангельских исцелений, не оправдывается евангельскою историею. В евангельских исцелениях иногда совершенно отсутствует вера, иногда же замечается лишь слабое присутствие ее. Слепорожденный в Иерусалиме ( Иоан. 9 гл.), расслабленный при овчей купели (5 гл.), исцеленные Христом, даже не знали, кто Он, и потому не могли веровать в Него, как Мессию или Чудотворца. Приращение усеченного уха архиерейскому слуге Малху было неожиданным для самого пострадавшего ( Лук. 22:51 ; Иоан. 18:10 ). Иногда исцеления совершаемы были И. Христом заочно, по просьбе других лиц, без ведома самих больных, которые находились в таком состоянии, которое исключало у них возможность веры, напр., слуги сотника капернаумского ( Мф. 8:5–13 ), сына капернаумского же царедворца ( Иоан. 4:46–54 ), и дочери хананеянки ( Мф. 15:22–38 ). Далее, сила психического влияния действует лишь в области тех болезней, которые имеют нервное происхождение, при чем лечение посредством внушения (гипнотическое) всегда сопровождается употреблением и обычных способов врачевания (гидротерапии, электричества и др.), и болезнь внушением не уничтожается с корнем, а только, даже когда внушение оказывается действенным, лишь облегчается, если же и оставляет больного, то лишь на время. Но Иисус Христос исцелял всяк недуг и всяку язю (немощь) в людех, без различия их пола и возраста ( Мф. 4:23–24; 9:35 ; Лук. 6:18–19 ), и никто не может указать случаев в евангельских чудесных исцелениях, чтобы в них была какая-либо неполнота исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Лк. 9:51 : в русском переводе неправильно: взятие от мира), а глаголом υψω: возносить на высоту. Глагол υψω предполагает, прежде всего, вознесение на крест, которым обусловлено и вознесение во славе. В атмосфере нарождающегося недоверия (ср. 3:2: Никодим приходит ночью), уже в эти ранние посещения Иерусалима воздвигается в конце земного пути Христова древо крестное. Сын Божий – Сын Человеческий спасает мир на кресте. Спасение есть дарование жизни и воскрешение из мертвых. Об этом говорит беседа Христова с Иудеями после исцеления больного (о том, чтобы он был расслабленный, в Евангелии прямо не сказано) в Иерусалиме в Овчей купели (гл. 5). Исцеление больного раскрылось для Евангелиста в значении символического акта возвращения к полноте жизни. Иисус имеет в Себе начало жизни и воскрешает мертвых, как Сын Божий, пребывающий в единении с Отцом. Единение есть единение любви (5:20) и выражается в делании жизни. Беседа возводит нас к тайнам Троичной жизни. Раскрываясь положительно, как тайна любви, единение Отца и Сына, Иудеям недоступное, утверждается отрицательно согласным отвержением самосвидетельства Сына и заключенного в Писаниях свидетельства о Нем Отца. Отвержение Сына, пребывающего в единении с Отцом, есть отвержение Отца (5:31–47). Ученики и Внешняя Среда С самого начала, общественного служения Христова, синоптическое предание отмечает влечение к Господу народных масс. Первое упоминание относится к Капернауму: «дивились учению Его, ибо слово Его было с властью» ( Лк. 4:32 ). Параллельное место в Мк. (1:22) оттеняет контраст. То же удивление, но: «Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». В системе Мф. этою оценкою народа заключается Нагорная проповедь (7: 29). Одно из разночтений, которое попало и в русский перевод, упоминает наряду с книжниками и фарисеев. Книжники были толкователи и эксперты закона. Фарисеи на основании закона строили жизнь. Господь не отменял закона, но, толкуя закон в духе высших достижений Ветхого Завета ( Мф. 5 ), Он становился выше закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Бесноватый Леонтий из селения Обнора, исцеленный во время молебна, свидетельствовал потом, что злой дух и в обитель его не пускал, и в обители мешал молиться. С грозным оружием в одной руке он все застилал перед больным раку преподобного ризою, которую держал в другой руке. Во время молебного Евангелия преподобный Павел встал из гроба с посохом, ударил врага и тот исчез, а вторым ударом изгнал беса из больного. Житель Москвы Симеон был болен глазами: веки его покрылись язвами, а зрачки — бельмами. Три недели провел он в обители преподобного Павла, часто приходя к его гробнице. Услышана была молитва его. Средством исцеления послужила вода из колодца, ископанного самим преподобным при жизни его. Больной умыл лицо свое и прозрел. Симон, житель селения Кубены, тайно оставил родной кров свой и отправился в путь. Придя в Троицкий Белопесоцкий монастырь на реке Оке, он был принят игуменом и братией, но вскоре тяжко занемог. У него утратилась способность двигать руками и ногами, затем ноги опухли и покрылись язвами. Недавний пришлец в обители, никому неведомый, он оказался совсем заброшенным и сильно страдал. Странник Алексий, родом из Вологды, обратил на него внимание и, будучи почитателем святынь своей области, спросил больного, знает ли он монастырь преподобного Павла на своей родине. Оказалось, что больной не знает этой обители, но слыхал о ней. Странник поведал Симону о чудесах, какие бывают по вере и молитве притекающих к Обнорскому чудотворцу, и расположил молиться ему и Пречистой Матери Божией. При свидании с человеком, пришедшим с родины, где еще живы были родители, где сам он когда-то был счастлив, мучительно горько показалось больному настоящее его состояние, когда всеми забытый и заброшенный страдал он на чужой стороне. Он сердцем почувствовал силу слов евангельских, какие привел ему странник на память: Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; толките, и отворят вам, ибо всякий просящий приимет и ищущий находит и стучащему отворят (Мф. 7, 7–8). И вот в душе его возгорелась искренняя молитва: «Пречистая Матерь Христа Бога нашего, услышь меня, грешного, прокаженного душою и телом, услышь непотребного, на чужой стороне тяжко страждущего, и сотвори молитву Сыну Своему, Христу Богу нашему, да и меня помилует, как воздвиг расслабленного при Овчей купели, тридцать восемь лет лежавшего!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сей пример не показывает ли близости духовнаго к телесному, возможности союза между силою духовною и вещественным средством врачевания, целебнаго влияния духовнаго на телесное, когда духовное чисто и доступно Божественному? А если это так: то не может ли, – не должен ли врач, если не хочет быть ремесленником, работающим только вещественными орудиями над веществом, – не должен ли, говорю, и духовное употреблять в пособие телесному врачеванию, чистую волю признавать важною частию в составе врачебных средств, усердною молитвою искать света и силы в тех случаях, где наука идет ощупью в темноте, и претыкается? Но если здесь и не достает Ангела, за то ни один больной не будет здесь, как в Иерусалиме, доведен до необходимости жаловаться: «человека не имам» ( Ин. 5:7 ); но каждый найдет здесь и человека врачующаго, и человека служащаго немощному, и, когда нужно, человека приближающаго к благотворным влияниям источника духовнаго. Во славу Бога, преимущественно в Христианстве щедраго средствами спасительными, должно сказать, что место, где мы стоим теперь, не может завидовать купели овчей, соделавшись ныне хранилищем силы, более нежели там, высокой и благотворной. Не Ангел однажды в год, но Царь Ангелов, Ангельскими дориносимый чинми, приходит сюда так часто, как дерзает призывать Его призванный к сему дерзновению человек; и пребывает здесь с силою, которою все сотворено, и все сохраняется, врачуется, усовершается. Есть здесь всеобщий источник исцелений: о, если бы довольно умели, верующим сердцем, открывать оный для себя и болящие, и врачующие! Но как слушающие меня не болящие: то скажу еще: о если бы и здравые ревностнее притекали в сие святилище сил, как во врачебницу душ, почти всегда, как я думаю, не безболезненных внутренно? Если Церковь , как свидетельствует устроение сего места, признается нужною и для больных, которые большею частию не имеют сил приходить в оную: меньше ли нужна она для здоровых, которые приходить в нее могут? Кто отважится утверждать сию несообразность? А не часто ли видим мы сию несообразность на деле, то есть, что здоровые меньше больных помышляют о Церкви? Можно, говорят, молиться Богу дома, духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Этому пророчеству придается большое значение, и вот почему. Древо Креста Господня соотносят с райским Древом Жизни. Ведь через Древо грех пришел в мир, когда Адам и Ева вкусили плод. И здесь есть прообразовательный смысл, связь с Крестным Древом. Плод нового Древа, расцветшего на Голгофе, – это Тело нашего Господа. Мы принимаем это Тело в Таинстве Евхаристии, и Оно в полном смысле несет нам спасение. Такой глубокий богословский смысл лежит в основе ряда апокрифов на тему Креста Господня, но уже довольно поздних. Хотя эти апокрифы и получили распространение среди народа и переводились почти на все языки, на которых велась проповедь. В них проводится связь между Древом, с которого началось падение Адама, и Древом, через которое мы получили спасение. Древо Жизни. Апсида Сан Клементе      Есть еще история о том, как Пресвятая Троица в виде трех Ангелов, посетив Авраама в Хевроне, оставила у дуба Мамврийского три посоха – из кедра, певга и кипариса, произраставших в Райском саду. И после падения Лота, племянника Авраама, согрешившего со своими дочерьми, когда он пришел за советом, что делать, Авраам благословил ему поливать водой из Иордана три воткнутые в землю посоха, пока они не зазеленеют. Лот посадил эти посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, и долго-долго, преодолевая препятствия и искушения от диавола, ходил за водой на Иордан. Со временем все три посоха проросли и образовали большой красивый триединый ствол по образу Троицы. В период строительства Соломоном ветхозаветного Храма в Иерусалиме это дерево срубили, но не смогли использовать, потому что оно постоянно менялось в своих размерах. Предание сообщает, что дерево пролежало в Овчей или в Силоамской купели почти 900 лет! Ну, а когда пришло время страданий Христа, вспомнили о Лотовом древе, и фарисеи и книжники предложили сделать из него орудие казни Спасителя. Вот такая причта-легенда. Когда пришло время страданий Христа, вспомнили о Лотовом древе – Кульминация обретения Креста – торжественное его воздвижение после чудесного воскрешения мертвого и исцеления больной его силой. Расскажите о месте водружения Животворящего Креста.

http://pravoslavie.ru/134202.html

   Эти общие наблюдения подтверждаются сопоставлением Пролога и Евангелия в частностях. Отметим, во-первых, откровение Бога как Отца. Понятие отцовства усвояется Богу в абсолютном смысле, без определения (ср. Ин.1:14—18). Бог есть Отец Его Единородного Сына, но и отец людей, так же как у синоптиков (ср.) и у Павла (ср. Еф. 3в чтении древних рукописей; Филип. 2:11); да, но так же, как и у самого Иоанна (ср. Ин.10:30, 36, 14:6, 8 и сл.). Учением о единении Отца и Сына, или, точнее, о единении Сына с Отцом, открывается Иоанновский Пролог, но оно есть тема и больших речей Евангелия начиная с исцеления больного у Овчей купели (V) и кончая Прощальной беседой и Первосвященнической молитвой (Uh.XIII.31-XVII). В Прологе это единение выражается при помощи предлога προς с винительным падежом (ср. Ин.1:1, 2) почти непереводимого в этом его значении на другие, во всяком случае на современные, языки. Славянское «к Богу» — буквально, но непонятно, не только по-русски, но и по-славянски. Русское «у» слабо. Предлагаемое в новом переводе «с Богом» — лучше, но и оно не исчерпывает мысли греческого подлинника. Προς с винительным падежом предполагает в переносном значении стремление одного лица к другому; иначе говоря, то единение, которое оно выражает, есть единение любви. Отрицательной иллюстрацией этого значения предлога προς является замечание земляков Иисуса, соблазнявшихся Его учением и солидаризировавшихся с Его сродниками по плоти: «и сестры Его не все ли» προς ημας (Мф.13:56; Мк. 6:3). В синодальном переводе стоит «между нами»; лучше было бы «с нами». Эта же мысль о Сыне, пребывающем в единении любви с Отцом, выражается в конце Иоанновского Пролога образом Единородного, пребывающего в лоне Отца (Ин.1:18). Мысль о единении Отца и Сына как единении любви есть одна из главных мыслей Прощальной беседы и Первосвященнической молитвы. Сын любит Отца (Ин.14:31), но и Отец любит Сына (ср. Ин.17:23, 24, 26, ср. еще Ин.3:35, 5:26). Учение Евангелия и в этой существенной точке преднамечается Прологом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010