Это касается и исцеления больного в Овчей Купели (5и слл.) и насыщения пяти тысяч в пустыне (6и слл.), от которого отправляется учение о хлебе животном (8и слл.), и символического акта омовения ног (13и слл.), представляющего собою исходную точку Прощальной Беседы (13и слл.). Некоторые факты имеют в своем символическом значении двоякую обращенность: к предыдущему и к последующему. Так, Воскрешение Лазаря (гл. 11) иллюстрирует учение раннейших речей Ин. о жизни, которую дает Иисус, и которая достигает своей полноты в эсхатологическом свершении, но, в еще большей мере, оно обращено к последующему, предваряя Страсти Христовы и прообразуя Его Воскресение, как начало общего Воскресения. Символическое толкование событий Евангельской истории нисколько не умаляет их исторической достоверности и не приписывает Евангелисту мыслей, которых он не имел. Для него самого в фактах истории раскрывался высший духовный смысл. Из построения Евангелия можно заключить, что к этому пониманию его привел Господь. Но в научном изучении Ин. это соотношение фактов и учения относится к общему вопросу о форме Евангелия.    На Иоанновской концепции Евангельской истории нам приходилось останавливаться, поскольку воспроизведение событий земного служения Христова и изложение Его учения требуют согласования синоптиков и Ин. В настоящей связи мы должны, не возвращаясь к частностям, показать те основания, на которых покоится построение Ин., и дать, в общих чертах, его план. Вышеуказанное соотношение формы и содержания делает разрешение этой задачи настоятельно необходимым для понимания учения Ин.    Первое — и пока еще общее — наблюдение заключается в том, что через Ин. проходит противоположение света и тьмы. Мы его наблюдаем уже в прологе (ср. 1:5). Оно неизменно возвращается в последующих речах (ср. 3:19—21; 8и др.). Общественное служение Христово есть служение в свете дня (ср. 9:4—5, 11:9—10 в контексте, 12:35—36). Приближение Страстей в Ин. обозначается, как близкое наступление ночи. Поэтому, краткое указание и была ночь в 13является одной из главных вех в построении Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

И служение Двенадцати 12 вызывает недоумение Ирода, скорее любопытствующее, чем враждебное ( Лк. 9:7–9 ). Это любопытство будет проявляться и дальше (ср. 23:8). Однако, нельзя забывать, что инициатива всегда – и в дни Страстей – исходила из кругов духовных властей. Светские власти были орудием. Таким орудием мог стать и Ирод. Отношение Ирода, не будучи открыто враждебным, не могло быть и благожелательным. Очень вероятно, что фарисеи, осведомляя Господа о намерении Ирода Его убить ( Лк. 13:31 ), не погрешали против истины. Эпизод относится к пути, и о нем речь будет дальше. Но, если Ирод немного спустя, действительно, думал наложить на Господа руки, мы не имеем достаточных оснований предполагать, чтобы в его отношении ко Христу произошла существенная эволюция. Изменились внешние условия. В ранние галилейские дни конфликт назревал. Он назрел позже. Его развязка была в Иерусалиме. Но, как мы видели, Иерусалимские книжники были связаны и с Галилеею и в Галилее недобрым взглядом наблюдали за Господом. Нарастание вражды в Иерусалиме изображается в Ин. Напомним ее этапы, о которых уже была речь. Первые знамения Христовы (2:23–25) вызывают беспокойство в руководящих кругах Иудейства. Никодим, принадлежащий к этим кругам, уже в это время не считает для себя возможным прийти к Господу иначе, как ночью (3:2). Служение Господа в земле Иудейской неподалеку от Иоанна (3:22–36) обрывается преждевременно, когда Господу становится известно, что успех Его служения, преимущественно перед служением Иоанна, привлекает внимание фарисеев. Он переходит в Галилею (4:1–3). Указание надо понимать в том смысле, что недоброжелательное внимание фарисеев представляло опасность, для которой, в путях служения Христова, еще не настало время. Эта опасность становится совсем реальной после исцеления больного в Овчей купели. Иудеи – очевидно; представители тех же руководящих кругов – негодуют на Господа за нарушение субботы (5:16) и ищут Его убить за усвоение Им Богосыновнего, т. е. Богоравного, достоинства (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

«Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет» (ст. 5). Мы не знаем, в каком возрасте он заболел: в детстве ли, в юношестве или в зрелом возрасте. Но даже если он заболел в детстве, значит, в момент встречи с Иисусом ему было, по крайней мере, более сорока лет. Если в юношестве — следовательно, около шестидесяти, а если в зрелом возрасте — и того более. Отсюда мы видим, что человек этот не только был болен тридцать восемь лет, но еще и находился в преклонном возрасте, что также имело большое значение. Кроме того, находясь тридцать восемь лет в параличе, он, конечно же, имел недоразвитые, слабые, не способные ни к какой деятельности мышцы, поскольку расслабление сделалось для него уже естественным состоянием, в котором он провел большую часть своей жизни. «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» (ст. 6). Ясно, что вопрос был задан не потому, что больной, может быть, не хотел стать здоровым, — ведь, пребывая у купели, он, конечно, надеялся на исцеление, — но Господь Иисус Христос как бы призвал расслабленного рассказать перед всеми о своей болезни, о том, что он уже много лет здесь находится. Таким образом, впоследствии стало очевидным совершенное Господом чудо, и никто уже не мог сказать, будто человек этот заболел совсем недавно или вообще оказался у купели без какой-то особенной нужды, так сказать, нечаянно. «Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (ст. 7). Можно представить себе, какое это было зрелище, когда вдруг неожиданно для всех начинала вскипать вода и все устремлялись, расталкивая друг друга, к купели, чтобы броситься в воду, потому что исцелялся только первый погрузившийся в нее. И конечно же, тем, у кого были заботившиеся о них слуги или родственники, было более вероятно войти в купель первыми. Мы можем представить себе происходившее там даже на основании того, что порой видим в церкви. В храмах у нас часто происходят такие возмущения и беспорядки, когда люди толкаются, чтобы без очереди получить, например, святую воду. Даже в храме Гроба Господня в Иерусалиме во время раздачи Благодатного Огня все забывают о каком бы то ни было приличии и благоговении, поскольку душевный восторг побеждает эти обычные для христиан чувства, которые должны всегда действовать в них в таком святом месте, как храм, тем паче храм Гроба Господня. Движимые этим восторгом, люди расталкивают друг друга, чтобы получить Огонь первыми. Основываясь на этом, мы можем себе представить, какой беспорядок происходил тогда у Овчей купели: более сильные и ловкие, то есть не тяжело больные люди, оказывались в воде первыми. Расслабленный же, не имея ни собственных сил, ни родственников или знакомых, могущих оказать ему помощь, всегда опаздывал, и всегда его попытки достичь купели первым оказывались неудачными.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Разве и ныне молитва веры не спасает также иногда болящях? Разве чудесных исцелений не бывает и ныне, как были они во множестве прежде, по свидетельству христианской истории? Но почему же из множества больных, лежавших при овчей купели, Господь исцеляет только одного? Трудно сказать, братия, почему, в самом деле, милосердие Божие делает как бы выбор между множеством несчастных в мире: исцеляет, подает вообще ту или другую благодатную помощь одним, и оставляет без исполнения иногда, по-видимому, самые усердные молитвы и прошения о помощи других. В данном случае нетрудно, однако, приметить некоторые особенные черты в личности исцеленного расслабленного, отчасти разрешающие указанное недоумение. Исцеленный расслабленный 38 лет, – как повествует Евангелие, – страдал от тяжкого недуга своего; долгое время лежал он уже и при овчей купели, не имея возможности, вследствие своего параличного состояния, благовременно воспользоваться целебною силою источника. Эта-то долговременность страданий несчастного, его совершенная к тому же безпомощность и подвигли прежде всего Господа на подание ему Своей чудесной помощи. Иисус – говорится у евангелиста, – увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? (ст. 6). Что же и как, заметим теперь, отвечает больной на этот испытующий его вопрос Господа Иисуса, – вопрос, от которого больной мог бы раздражиться, как от вопроса совершенно праздного и неуместного. Больной отвечал Ему: так, Господи (т. е., да, хочу быть здоровым); но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (ст. 7). Сколько терпения, кротости, незлобия сказалось, не правда ли, в этом ответе страдальца! Ни многолетний тяжкий недуг, ни людское равнодушие и безжалостность к нему не ожесточили, очевидно, его сердца, не сокрушили его веры в всеблагий и премудрый промысел Божий; он терпеливо ждал своего исцеления. И вот – исцеление, действительно, подается, – подается тогда и так, когда и как получить его не приходило, без сомнения, и на мысль несчастному.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Uh. V . Наступила Пасха; Иисус Христос пришел в Иерусалим. Во время праздника Он посетил дом милосердия, называвшийся у евреев Вифездой. Это была больница, состоявшая из пяти крытых галерей, в которых помещались страдавшие тяжкими болезнями. Лечение их проводилось в Овчей купальне, имевшей чудные целебные свойства. В эту купальню, в известное время, сходил Господень Ангел, возмущал воду, и кто после сего первый входил в нее – мгновенно исцелялся от всякой болезни. Но так как вода возмущалась не часто и действовала только на первого входившего в нее по возмущении, то, естественно, из множества больных в Вифезде исцелялись очень немногие. Иисус Христос, обходя дом милосердия, нашел в нем больного, который лежал здесь уже тридцать восемь лет, все в ожидании чудесного исцеления. Овчая купель или Вифезда находилась у Овчих ворот и примыкала к северной стороне храма. Это был четырехугольный, выложенный камнем бассейн, имевший 120 футов длины, 40 ширины и 7 глубины. Гаваониты обыкновенно омывали в нем жертвы и потом перемывали их в «Медном море». Портившаяся от омовения кровавых жертв в купели вода каждый год чудесным образом через возмущение Ангелом очищалась и получала целебные свойства. Посему при ней и устроено было пять крытых галерей для больных. Из сих галерей до настоящего времени не уцелело ни одной, а видна только обширная яма, поросшая травой и окруженная развалинами. Напротив купели, говорят, находился дом св. Иоакима и Анны, в подземелье которого, составлявшем нижнюю часть жилища праведников, родилась св. Дева Мария. Господь остановился подле него и спросил: – Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал: – Хочу, Господи; но человека не имею, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус сказал ему: – Встань, возьми постель твою и ходи. Больной тотчас выздоровел, взял свою постель и пошел. Тогда была суббота. Увидев, что он несет постель, фарисеи вознегодовали и потребовали, чтобы он оставил ее. Исцеленный сообразил, что Уврачевавший одним словом его долговременный недуг, конечно, знал, что приказывал, и потому отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Второй год служения Христова. § 25. Исцеление расслабленного у овчей купели. (Ин. 5, 1–16). (32 г. по Р. X. начало апреля). На вторую Пасху после Своего крещения, Господь Иисус Христос опять отправился в Иерусалим и продолжал здесь, как и в других местах Своего пребывания, учить народ и благодетельствовать несчастных. В Иерусалиме, близь храма, у овечьих ворот 39 находился особенный дом, в роде богадельни, называвшийся по-еврейски Вифезда (т. е. дом милосердия). При нем находилась целебная купальня, а вокруг неё пять крытых ходов (или галерей), в которых размещалось множество больных, расслабленных, слепых, хромых. Все они ожидали случая выкупаться в целительных водах купальни, чтобы исцелиться от своих болезней, потому что каждый год ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый успевал войти в воду тотчас по её возмущении, тотчас исцелялся, какою бы ни страдал болезнью. Тут находился расслабленный, который болел уже тридцать восемь лет. Господь подошел к нему и спросил „хочешь ли быть здоров?» Больной ответил Ему: „так, Господи, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; а когда я прихожу, другой уже сходить прежде меня“. Господь сказал ему: „встань, возьми постель твою и ходи“. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Было это в день субботний. Некоторые из иудеев, видя, что бывший больной несет постель, сказали ему: «сегодня суббота: не должно тебе брать постели». Он ответил им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель свою и ходи». «Кто тот человек?» спросили его. Исцеленный не знал своего Благодетеля, потому что Господь, даровав ему милость, скрылся в народе. Через несколько времени Иисус встретил его во храме и сказал ему: «вот ты выздоровел: не греши больше, чтобы не сделалось с тобою хуже». Тогда бывший больной объявил иудеям, что исцелил его Иисус, но иудеи, вместо того, чтобы уверовать в божественного Чудотворца, стали гнать Иисуса Христа и хотели даже убить Его за то, что Он благотворил, в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ Исцеление расслабленного при овчей купели Была в Иерусалиме купальня, которая называлась по-еврейски Вифезда, т. е. Дом милосердия. Она была тем замечательна, что Ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду: и тот больной, который входил в купальню первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какова бы ни была его болезнь. Однажды Иисус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купальни, Он увидел около нее множество лежащих больных. Тут были хромые, слепые, иссохшие; всякий из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в нее. Между прочими больными был один, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его, сжалился над ним и сказал ему: Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус сказал ему: Встань, возьми постель свою и ходи (ср.: Ин. 5, 6–8 ). Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Бывшие тут иудеи вознегодовали и сказали исцеленному, что не следует ему брать постели своей, ибо день был праздничный. Но он отвечал им: Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи (ср.: Ин. 5, 11 ). «А кто Тот Человек?» – спросили они. Но он не знал; Иисус скрылся в народе. Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему: Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже (ср.: Ин. 5, 12–14 ). Вот о чем мы должны все стараться, когда Бог избавляет нас от болезни. Во время болезни мы часто просим помощи у Бога; а потом, когда выздоравливаем, не думаем о том, как бы угодить Ему; с возвращением наших сил мы забываем о молитве и возвращаемся к прежним грехам, вместо того чтобы исправиться и начать новую, более благочестивую жизнь. Четвертая неделя после Пасхи называется Неделей о расслабленном, в память того чуда, о котором мы здесь рассказали. В эту неделю поется следующая песнь: «Душу мою, Господи, расслабленную всякими грехами и неправедными делами, воздвигни Божественною Твоею силою, как некогда Ты воздвиг расслабленного, чтобы и мне, спасенному Тобой, воспевать: слава, Христе, державе Твоей». Покаяние и молитва – лучшее врачевание наших болезней

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

" Исцеление - от Бога " мая 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Никольском храме на Казанской улице " За Божественной литургией мы слушали евангельский рассказ о чуде, которое Господь совершил, направляясь на иудейский праздник и проходя мимо Овчей купели, именуемой по-еврейски Вифезда, то есть " Дом милосердия " , - сказал владыка в проповеди. - Раз в году ангел Господень спускался с небес, приводил в движение воду, и тот, кто первым окунался в нее, получал исцеление. Господь видел множество больных и подошел, наверное, к самому тяжелому, который тридцать восемь лет лежал парализованный. Я встречал таких людей и удивлялся, какое у них терпение: так долго болеть, да еще Бога благодарить за это посещение! И вот, больной лежал терпеливо с надеждой, что, может быть, ему удастся первым войти в купель и получить исцеление. Христос подошел к нему и спросил: " Хочешь ли быть здоров? " Тот ответил: " Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня " . Господь говорит: " Встань, возьми постель твою и ходи " (Ин. 5:6-8). Тот взял матрас, на котором лежал, и пошел, исцелившись полностью " . " Казалось бы, какое отношение к нашей нынешней жизни имеет это евангельское событие? Самое прямое, - продолжил архипастырь. - Овчая купель была святым местом для иудеев. Там, где больные, - всегда святое место, тем более там, где есть польза для души. У нас тоже немало святых источников, связанных с исцелениями, явлениями чудотворных икон. Люди туда устремляются тоже с надеждой исцелиться. И всегда мы норовим первыми попасть в воду, как и ветхозаветные люди. А Господь не к первым подошел, а к тому, кто вообще не мог идти. Это нам урок, мы ведь, если раздают крещенскую воду, стремимся первыми ее набрать. Схватили благодать - все, наше! И к Чаше многие устремляются первыми, не задаваясь вопросом: а Господь-то хочет к нам прийти? Может, Он и не войдет к нам. Готово ли после исповеди, покаяния, очищения наше сердце, чтобы Бог нашел там место для Себя? Мы предали себя в руки Божии? Отказались от своих планов и идей, поручив Господу руководство собой? Если нет, то как же Он придет, когда мы живем по своей воле? При этом нет у нас ни воли, ни силы, мы - расслабленные. Не можем победить даже маленький грех. Таково все человечество - греховно. Только Господь и Матерь Божия были безгрешны " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И нет ни одного человека… У него не было человека, говорит нам синаксарь сегодняшнего дня, и потому с лово Божие, Бог Превечный стал человеком, чтобы прийти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его. Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи, и больше не греши, да не горше что тебе будет». Господь снова показывает Свое величайшее милосердие, Свою силу. Показывает, что тело исцелено для того, чтобы стало видно, по какой причине оно болело в течение столь долгого времени. «Да не горше что тебе будет», — потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если ты отвергаешь милосердие Божие, если ты не хочешь строить свои отношения с Богом на таких условиях — есть правда Божия. И это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас — когда Господь снова и снова принимает нас в покаянии, и снова и снова повторяет эти слова. Его милосердие как будто бы снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдою последнего Страшного Суда, или того, что произойдет прежде Страшного Суда здесь, на земле, с нами. Мы видим, что понимание этой тайны (того, о чем говорит Христос), сокрыто от людей, которым вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они спрашивают исцелившегося: «Сегодня суббота. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?». Они хотели узнать, чт о это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе со спасенным исцеленным человеком изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» — а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его как осквернителя субботы. За что они хотят убить Христа? За то, что Он был всего один-единственный ч еловек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был один-единственный Человек, который также не случайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, для того чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И не случайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.

http://moral.ru/неделя-о-расслабленном/

« Иди, вера твоя спасла тебя ». И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Здесь замечательна настойчивость просьбы слепого и глубокая его вера в чудотворную силу Христа ( Мк. 10:46–52 ). Исцеление у Овчей купели Был праздник иудейский и пришел Иисус в Иерусалим. Здесь Господь исцелил одного тяжко больного, который в течение тридцати восьми лет страдал от своего недуга. Чудо исцеления совершилось на глазах у всех. Это было недалеко от городских ворот, называемых «Овечьими» ( Ин. 5:1–16 ). Там находилась купальня Вифезда, славящаяся целебной силой. Это была огромная, с пятью крытыми коридорами больница, ко без врачей, куда стекалось великое множество больных, слепых, хромых, иссохших. Время от времени спокойная вода этой купальни вдруг начинала бурлить и волноваться. Это Ангел Господень сходил и возмущал воду. И кто первый погружался в нее, тот выздоравливал, какой бы он ни был одержим болезнью. Естественно, все больные спешили первыми погрузиться в воду, но не многим это удавалось. Таким образом один больной с верою в чудодейственную силу Ангела, возмущавшего воду, ждал своей очереди многие годы. И вот Христос, посетив это место, обратил внимание на этого несчастного. «Хочешь ли быть здоровым?» – спросил Он его. Больной отвечал: «Так, Господи, Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел в дом свой. Но это великое чудо, вместо радости и сочувствия, вызвало озлобление и боль в сердцах многих иудеев. Почему – спрашивали они – Пророк из Назарета совершает исцеления в дни Субботы? И за это начали гнать Иисуса. Удивительно, что сам исцеленный больной донес иудеям на Христа его исцелившего. Иисус же, встретив его во храме, сказал ему: «Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего худого». Исцеление сухорукого Христос обличал бездушное соблюдение законов Моисея и преданий... и это очень не нравилось книжникам, фарисеям и законникам иудейским, которые путь спасения человека и всего народа видели главным образом в их внешнем, показном исполнении. А самое главное – любовь к Богу и людям – часто совершенно забывали. Например, считали, что по субботам вообще нельзя ничего делать, т. к. суббота «день покоя». Но Христос учил, что добрые дела можно и должно делать во все дни недели и показывал это примером Своих чудотворений. Однажды, когда Он вошел в синагогу и увидел там сухорукого, фарисеи спросили Его, чтобы обвинить: Можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: «Кто из вас, имея одну овцу, если она упадет в субботу в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы? Итак, можно в субботу делать добро». Но враги Христа молчали и внимательно следили за Ним, не исцелит ли сухорукого, чтобы обвинить Его: это как раз была суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010