Как видите, еретика, по слову апостола, надо отвращаться, потому что он может заразить и твою душу тем еретическим лжеучением, в котором находится сам. А св. Иоанн Богослов, этот проповедник любви, говоря о еретиках, строго предостерегает истинно верующих не иметь с ними никакого общения, особенно домашнего, давая истинным христианам такое наставление: „смотрите, кто приходит к вам и не приносит сего учения (истинного, т. е. православного), того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его” 100 , (т. е. общением с ним разделяет его еретичество). Смотри же, православный христианин, слушай евангелиста и всячески берегись этих духовных развратителей 101 , которые могут незаметно твою душу предать духовной смерти и лишить как лично тебя, так и твоих семейных вечной жизни. Смотри, никогда не верь их наружной показной святости, это делается для приманки тебя. О таких людях Апостол писал Коринфским христианам, предостерегая их такими словами: „ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света” 102 . В другом месте тот же апостол предостерегает христиан всячески беречься таких соблазнителей, говоря: „умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” 103 . Но ещё лучше тот же св. Апостол, в послании к Фессалоникийцам, упрашивает христиан никак не касаться духовных развратителей, дав им такое повеление: „Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас” 104 . Из всех вышеприведённых слов видно, и притом, очень ясно, как св. апостолы оберегали истинно верующих от различных лжеучителей, говоря: „берегитесь злых делателей 105 , „пустословов и обманщиков” 106 , опасаясь, как бы истинные христиане не заразились их еретическим, душепагубным лжеучением, подобно тому, как незаметно заражаются прилипчивой заразной болезнью. Разница только в том, что там заражается тело, а здесь душа, которая дороже тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Как часто все главные дела мы оставляем «на завтра»! «Завтра я уволюсь с этой работы». «Завтра начну новую жизнь». Или: «Успею покаяться». Жить на перспективу – это диавольский соблазн, уход от реальности. Надо жить сегодняшним днем. Мы к этому призваны. Завтрашний день может и не наступить для нас. Истинно христианская жизнь наступит не тогда, когда ты приедешь в Оптину пустынь. Можно пустым уехать даже и из Оптиной. Истинно христианская жизнь начнется не тогда, когда ты окончишь семинарию, поменяешь место жительства или назойливых соседей. Она должна начаться сегодня, в этот день. Каждый день благоприятен для дела спасения души человека. Когда человек живет на перспективу, его нет в настоящем, он весь уже там, в будущем, а завтрашний день еще не наступил, и, значит, там его тоже нет. Нет ни здесь, ни там – нигде нет. Вот откуда берется духовная пустота – от незаполненности той ситуации, в которой человек живет. И вот, раскаяние, понимание ужаса содеянного приходит к Каину слишком поздно. Страх смерти, страх воздаяния ему тем же овладевают Каином. Но Господь говорит, что никто не должен убивать Каина, ибо такому отомстится всемеро. Зло должно быть рано или поздно остановлено. Господь, запрещая мстить Каину, запрещал кровную месть как таковую. Мы должны защищать свою Родину, своих православных братьев, где бы они ни были, но не с чувством мести и личной обиды, а только с чувством священного долга. Нам нужно искать правильное отношение к заповедям Божиим, к Божиим запретам, которые даны нам, чтобы остановить нас на пути ко греху. Искусственный мир И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох ( Быт.4:16–17 ). Вот кто был первый градостроитель на земле – проклятый от земли Каин! Древние города – это крепости. И Каин, одолеваемый страхом за свою жизнь, строит себе крепость. Он не хочет учиться смирению. Он хочет обороняться. Он продолжает ожесточаться. И, называя город именем своего сына, он все более и более показывает свою отчужденность от Бога, свою самодостаточность.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Консервативная позиция Использование понятий " милосердие " и " справедливость " для оправдания принудительной эвтаназии - это путь к возможному социальному беспределу. Кроме того, использование понятий " милосердие " и " справедливость " для оправдания эвтаназии - один из знаков подлинного антихристианства как формы духовного самозванства, когда святыни и ценности христианства присваивают " себе такие силы в человечестве, которые на деле и по существу чужды и прямо враждебны Христу и Духу Его " . [ 4 ] Действительно, что может быть изощреннее понятия " убийство из милосердия " , особенно в случае тяжелой неизлечимой болезни!? Или может ли не прельстить оправдание эвтаназии как нежелания быть в тягость близким, как формы заботы и даже подлинной любви к ближним? Но подлинная любовь к ближним состоит в том, что ваша болезнь и возможность долготерпеливой заботы о больном - это то, как реально и непосредственно могут послужить ваши близкие Богу. " Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25,40). Для одних это один из путей ко Спасению, о котором благовещал Спаситель в своем последнем Откровении. Для других это один из последних рубежей к " муке вечной " , " Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня; был наг и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне " (Мф. 25,41-46). Консервативная позиция по проблеме эвтаназии проста и однозначна. " Этика православного христианства отвергает возможность намеренного прерывания жизни умирающего пациента, рассматривая это действие как особый случай убийства, если оно было предпринято без ведома и согласия пациента, или самоубийства, если оно санкционировано самим пациентом " [ 5 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2204...

Либо ты это принимаешь, либо нет. Если ты принимаешь, значит — ты христианин. Если не принимаешь, следовательно – не христианин, как бы ты себя не называл. Вопрос в доверии ко Христу. Доверяем мы или нет Его словам: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Ин 5:25-29).Воскресение после смерти – неотъемлемая часть христианства. Изначально для человека гармоничное состояние в единение тела и души, а разлука тела и души – это не естественная ситуация и рано или поздно она должна закончиться. Произойдет это, когда будет воскресение из мертвых. Таково обетование. И началом было Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Отвержение воскресения после смерти – это отвержение Светлого Христова Воскресения и вообще спасения, как такого». Не прятаться от смерти Протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениям «В повседневной жизни обыватель даже боится подумать о смерти, боится назвать ее, произнести это слово вслух, придумывая множество подменяющих понятий, пытаясь спрятаться за ними. Люди, служащие в вооруженных силах, в правоохранительных органах и силовых структурах в силу профессии часто сталкиваются со смертью лицом к лицу, для них она – реальность, именно потому среди них велико число верующих – православных, представителей других конфессий, мусульман. Не случайно они, не раз видя перед собою смерть, верят в воскресение после смерти. Потому что, смерть, она всегда несправедлива, аномальна, — это то, к чему человек никогда не может привыкнуть и не может согласиться. И если нет воскресения – жизнь человека, с его умом, переживаниями и способностью познавать Бога – бессмысленна.

http://pravmir.ru/v-voskresenie-posle-sm...

Многие, говорит святой Иоанн Богослов, пришли к Иисусу и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда. ( Ин.10:41 ). О последователях же своих Господь сказал в предсмертной беседе ученикам своим: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте по самым делам. Истино, истинно говорю вам верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду ( Ин.14:11,12 ). И пред вознесением своим на небеса сказал апостолам: Знамение веровавшим сия последует: именем моим беси ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, невредит их, на недужныя руки возложат и здрави будут ( Мк.16:17,18 ). Господи! Мы недостойны того, чтобы над нами совершались дивные силы Твои, как совершались и совершаются чрез истинно святых последователей Твоих; приложи нам веру в Твои дела, совершенные Тобою для нашего спасения и в чудеса святых твоих, исправи и спаси нас. Аминь. Беседа 10. Ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе Исследуйте Писания; ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне, сказал Господь иудеям ( Ин.5:39 ) Во время прошедшего собеседования сказано было, что Божественные откровения и чудеса, свидетельствующие об истинности христианской веры, идут от начала рода человеческого до наших времен, так что и в этом отношении никакая религия не может идти в сравнение с христианской. Во времена Ветхого Завета Господь приготовлял людей к принятию Божественного Основателя нашей веры главным образом чрез пророчества о Нем. Еще в раю сказано было падшим прародителям нашим, что семя жены сотрет главу змия обольстителя; этим указывалось на то, что Избавитель рода человеческого родится от жены без мужа. Это было за 5500 лет до пришествия Спасителя. Когда после потопа народы отступили от Бога, и Господь решил произвести от верного Ему Авраама народ, от которого имел произойти Христос: тогда открыл Аврааму, что о его семени благословятся все народы земли ( Быт.22:18 ). Это было за две тысячи лет до Рождества Христова. У внука Авраамова патриарха Иакова родилось двенадцать сыновей, и патриарх, умирая, предсказал, по Божьему вдохновению, сыну своему Иуде, что род его будет царствовать над евреями, доколе не придет Примиритель, которому покорятся народы ( Быт.49:10 ). Это было за 1700 слишком лет до рождения этого Примирителя. Моисей пред своею кончиною предрек еврейскому народу: пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой; Его слушайте; т.е. Бог воздвигнет не простого пророка, но и великого законодателя, ходатая и основателя нового завета. ( Втор.18:15 ; Иер.31:31–35 ). Это было за полторы тысячи слишком лет до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мы не видим Его, ибо мы слепы. Но есть святые, которые Его видели. Они видели море света в евхаристической чаше. Плотские глаза, орудия науки не могут восприять этого одухотворения материи, ее преображения в Духе Святом. Невозможно выдумать аппарат, способный передать изображение Духа, на это способно лишь святое сердце. Мы поклоняемся чуду, мы исповедуем его: этот хлеб истинно есть Тело, это вино есть поистине Кровь Воскресшего Господа. Христос отдает Себя в хлебе и вине. В католическом причастии тоже, я в этом убежден. Христианство — это жизнь во Христе. И Христос никогда не останавливается на отрицании, на отказе. Это мы возложили на человека такое бремя! Иисус никогда не говорит: не делай того–то, этого нельзя. Христианство не состоит из запретов: оно есть жизнь, огонь, творение, озарение. В доверии меняется сердце. И жизнь Воскресшего начинает понемногу наполнять нас. Николай Кавасила писал, что для человека важнее прежде всего не любить Бога, но знать что Бог его любит. Любовь призывает любовь и обновляет жизнь. Ибо эта самая любовь и дарует нам бытие. Вспомните: Иисус приглашен к фарисею. Приходит блудница и приносит сосуд с благовониями. Она приникает к ногам Иисуса, орошает их слезами, утирает их волосами, целует их и натирает драгоценным миром. Фарисей думает, что Иисус не пророк, иначе бы Он узнал, что женщина эта — грешница. И Иисус рассказывает ему историю о двух должниках. Один должен пятьсот динариев, другой пятьдесят. Заимодавец прощает долги обоим. Который полюбит его больше? спрашивает Иисус. И фарисею остается только ответить: тот, которому больше прощено. Тогда Иисус указывает ему на все проявления любви этой женщины — слезы, волосы, поцелуи, благовония. И говорит! в заключение: «Поэтому говорю тебе: многие грехи простились ей, потому что она возлюбила много». «Oti igapisen poli». Потому что она возлюбила много, Потому что Он возлюбил много. Это и вопль разбойника на кресте. Христианство не противопоставляет добродетель пороку, добрых злым, но двух злодеев по обе стороны Креста, одного богохульствующего, жаждущего лишь демонстрации силы: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас», и другого умоляющего: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И Иисус отвечает ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Начало 90-х годов стало переломным. Начали открываться оставшиеся храмы, молот атеизма перестал бить по головам людей, многие потянулись в открытые двери храмов, стали принимать крещение. Основная масса новокрещеных взрослых людей, приняв таинство крещения и не усвоив сути христианской жизни, не считает своей первейшей обязанностью отныне посещать храм и быть живыми членами Православной Церкви. …общение с Церковью сводится подчас к возжиганию свечей перед иконой или в лучшем случае к заказам молебнов. Новообращенным необходимо понять, что Церковь – живой организм, телом которого является Сам Христос – глава и основатель этой Церкви, а верующие в Него христиане – члены этого Тела. И тот, кто не живет в Церкви, мало общается с ней, теряет живительную силу, лишается благодатной помощи и, постепенно увязая, умирает для духовной жизни. В водах св. Крещения омываются все грехи человека… но… грехи… загрязняют душу… отдаляют от Бога. Поддерживают духовную благодатную жизнь Таинства Покаяния и Причащения. Таинство Покаяния – исповедь перед свидетелем Бога – священником, … возвращает чистоту… радость Таинства Причащения – тайна Божия. Когда причастник вкушает вещественный хлеб и вино, то он вкушает Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа… без Причастия невозможно наследовать жизнь вечную. Господь говорил: «верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий мою плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день.» ( Ин. 6,47–48; 53,54 ) Причащаясь, человек становится причастником вечной жизни. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием. Известно, что когда императору Александру Первому предложили причаститься, он ответил: «Неужели я настолько плох». Такой подход не может быть верным. Святые отцы говорят: «истинная жизнь возможна лишь при условии соединения со Христом в Таинстве Евхаристии, причащении святого Тела и Крови Господа, только при таком единении со Христом и совершается единение людей друг с другом, т.е. создается единое тело Церкви. Из этого следует, что христианская жизнь по существу своему церковна… христианину вменяется в обязанность быть в храме Господнем во все Воскресные и праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Нельзя найти ничего драгоценнее, возвышеннее и надежнее этой любви, которая в полной мере утешит и поддержит при всех невзгодах и трудностях земного бытия. В любви ко Христу все наше упование, ибо, как пишет святой апостол, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор.13:8 ). Великой милостью для каждого просвещенного верой человека является то, что по любви христианской он ищет Господа, стремится познать Бога, а Бог приближается ко всякому по мере его человеческих сил. Но будем помнить при этом мудрые слова святителя Григория Нисского, наставляющего: «Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему». Пусть же пример учеников Иоанновых, о которых говорилось сегодня в Апостольском чтении, пробудит в нас такое же стремление услышать и познать слово Божие, стать учениками Иисусовыми, совершенствоваться в духовной жизни делами добродетельными, творимыми в уповании на милость Божию, по несомненной вере и деятельной христианской любви. Аминь. Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. ( Ин.14:15 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами продолжим разговор об утешительной речи Господа нашего Иисуса Христа, с которой Он обратился к ученикам. Святое Евангелие, прочитанное за Божественной литургией, свидетельствует о благих обетованиях, данных Спасителем верным последователям Своим (см. Ин.14:10-21 ). И сначала Господь говорит о том, что апостолы, продолжая на земле дело Христово, благовествуя миру веру в Истинного Бога, сподобятся совершать удивительные чудеса и знамения, которые, по Божией милости, будут сопровождать их проповедь и служить подкреплением правды: истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит. Слова эти, конечно, не означают, что ученики будут иметь большую чудодейственную силу, чем Божественный Учитель, но результаты их деятельности с точки зрения распространения христианства станут весьма впечатляющими.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Сие буди, буди! Будем идти за Ним до смерти! ЖМП 2, 1956 г. Встречи со Христом (Сретение Господне) Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы В праздник Сретения Господня своим духовным взором мы видим волнующую картину: ветхий старец Симеон держит на своих руках сорокадневного Божественного Младенца и прощается с земной жизнью. Какою радостью и ощущением какого счастья дышат его предсмертные слова! Еще бы! Долго ждал он этот счастливый день, когда увидел телесными очами Спасителя мира. И вот он Его держит, прижимает Его к своей груди. Кто из нас при виде этой священной картины не скажет в глубине своего духа: о, если бы такое счастье выпало на мою долю! Если бы Господь удостоил радости Его видеть, слышать Его слова, прикоснуться к краю Его ризы, припасть к Его пречистым ногам и облить их слезами своей любви и раскаяния в грехах! Но ведь, дорогие мои, перед своим Вознесением Господь Спаситель обещал нам: “…Я с вами во все дни до скончания века” ( Мф.28:20 ). И Господь не может не исполнить Своего обещания. И Он исполняет его. Сколько раз на протяжении своей земной жизни душой своей мы встречаемся с Господом! Когда истинно верующий православный христианин стоит на молитве, открывает перед Богом свое сердце, он вкладывает в эту молитву всю свою горячую, убежденную веру в то, что Господь близ него, что Господь слышит его молитву, потому что Он обещал: “Воззовет ко Мне и услышу его…” ( Пс.90:15 ); “…призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя…” ( Пс.49:15 ). Молитвою истинного христианина руководит его несомневающаяся вера в то, что Господь не только слышит эту молитву, но и даст то, о чем Его просят. Ведь Он сказал: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…” ( Мф.7:7 ). Христианин знает, что Бог, в Которого он верует,Бог Всемогущий, и нет ничего, что было бы выше Его Божественной силы; знает и то, что “Бог есть любовь” ( 1Ин.4:8 ) и Он не только может помочь нам во всем, о чем мы Его просим, но, как Любвеобильный, и всегда хочет оказать нам эту помощь. Эта вера в близость Божию и вера в помощь Божию, которою дышит истинно христианская молитва, и дает молящемуся радость пережить в эти минуты чувство самого живого общения с Богом. “Близок Господь ко всем призывающим Его…” — исповедует святой псалмопевец ( Пс.144:18 ). Вот почему после такой молитвы всегда бывает легко и тепло на душе человека: потому что душа встретилась с Богом. И верится, и плачется [после молитвы], и так легко, легко…” — говорил о таком переживании наш верующий поэт.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Скупец подвергается многоразличным колкостям, насмешкам и издевательствам. Радуются, если могут лишить его чего-нибудь. Честь принадлежит тому, кто вовремя умеет давать и тратить. в) Радостное настроение и свободное, высшее расположение духа . Видели ли вы хотя бы однажды скупца веселым? Он не может быть таким; минуты веселости он употреблял бы охотнее на приобретение денег. Его мучает, если даже другие тратят что-либо для веселья. Кто хочет только получать и не может также весело тратить, — тот раб золота; его сердце привязано к земле; высший полет духа невозможен для него. Кто считает деньги, тот пачкает руки; а кто любит деньги из-за денег, тот оскверняет свою душу. Кто любит серебро, тот не насытится серебром . (Екклез. 5:9). г) Добродетель и вечное блаженство . К добродетели вообще принадлежит также и благотворительность; ей по преимуществу обещано небо. “ Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня ” (Мф. 25:35) “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут ” (Мф. 6:19). Но кто слишком бережет, тот не может быть благотворительным. Для оживления христианской жизни необходимо посещать Богослужение; но скряга редко это делает. При жадности к приобретению исчезает христианский взгляд на жизнь. В состоянии христианского домовладыки должен быть всегда запас для бедных. Мы должны по преимуществу, “богатеть в Бога.” Истинно добрых христиан совсем немного “ А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей ” (ст.21). Между пятью тысячью насыщенных было, естественно, только немного добрых людей (как это видно из Иоан. 6:26 ). Между сотнями тысяч, которые слушали учение Иисуса Христа и видели Его чудеса, только некоторые изменили свою жизнь. Из многих приверженцев Иисуса Христа только немногие следовали за Ним на Голгофу. Так и теперь еще — истинно добрых христиан совсем немного. 1. Это действительно так. Один древний мудрец (Диоген) долго ходил по многолюдному городу с фонарем в руках, чтобы найти человека, — и не нашел его, т. е. человека благородного. То же самое испытал бы он и между нами.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010