«Достойно есть величати Тя, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» 22 июня 1931 года в Белграде было совершено торжественное освящение храма-часовни в честь Иверской чудотворной иконы Божией Матери, построенного на кладбище, отведенном для русских. Освящение совершал Патриарх Сербский Варнава в сослужении Митрополита Киевского и Галицкого Антония и Епископа Лондонского Николая. Какое замечательное сочетание имен! Восток (Иверия — Грузия) и столица запада — Лондон, Иерарх священной купели русского народа, патриарх коего некогда назывался патриархом «и всех северных стран», и первоерарх южных славян — все это соединяется для торжества в честь Честнейшей Херувим. Но еще знаменательнее оно, когда вспомним, что в тот день, когда по улицам Белграда несли доставленную из земного удела Божией Матери — Святой Горы Афонской — икону Заступницы рода Христианскаго, в тот именно день исполнилось 1500 лет открытия Третьего Вселенского Собора, когда вечером народ торжественно приветствовал Святых Отцов, защитивших почитание Богоматери и осудивших еретиков, ее хуливших. Православные христиане, отделенные друг от друга пространством или веками, объединяются своей любовию к Той, Которая родила Соединившого в одно небесное и земное. Поистине сбылись и сбываются Её слова: «Отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48). Как святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь I. Почитание Божией Матери во дни Её земной жизни От Апостольских времен и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитывала и оберегала в дни детства. Если Ее избрал Бог Отец, сошел на Нее Дух Святый, Бог Сын вселился в Нее, повиновался Ей в дни детства, заботился о ней, вися на кресте. то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедующий Святую Троицу? Еще в дни Её земной жизни друзья Христовы, Апостолы, проявили большую заботливость и преданность по отношению к Матери Господа, в особенности евангелист Иоанн Богослов, который, исполняя волю Её Божественного Сына, взял к себе и заботился о Ней, как о Матери, с того времени, как Господь со креста изрек ему: «Се мати Твоя» (Ин. 19:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

Закрыть itemscope itemtype="" > Антиномичность или схематизм? По словам священника Александра Шумского, мы не имеем никакого права отправлять в ад всех без исключения христиан, которые не принадлежат к Православию 26.03.2016 2056 Время на чтение 5 минут После прочтения на РНЛ статьи священника Георгия Максимова «А что, если Бог сказал правду?..» , у меня возникло ощущение, что статья адресована не столько Сергею Худиеву с его статьей «Отвергает ли Христос католиков?», сколько авторам РНЛ, которые защищали Святейшего Патриарха Кирилла от нападок «ревнилюционеров» после его встречи с папой Римским в Гаване. Статья весьма пространная, но мысль в ней всего одна – вне Православной Церкви ни один человек спастись не может. Отец Георгий упрекает Сергея Худиева в том, что его материал не содержит серьезной аргументации. Но ведь и батюшка допускает известную тенденциозность при подборе аргументов в своем материале. Например, он цитирует Евангелие от Матфея: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное... Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» (Мф. 7: 21-23). Отсюда отец Георгий делает нужный ему вывод – ни один человек, исповедующий Иисуса Христа, но не принадлежащий к Православной Церкви, спасен быть не может. Его учесть одна – ад. Но ведь Евангелие – антиномично. И если бы отец Георгий учитывал это обстоятельство, то дал бы и другую цитату из Евангелия от Марка: «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9: 38-41). Такая антиномичность Евангелия не имеет ничего общего с противоречивостью или релятивизмом. Такая антиномичность предостерегает человека от вынесения поспешного суда, тем более, когда речь идет о вечной жизни и о вечной смерти. Именно в таком сочетании евангельских текстов обнаруживаются подлинный объем и глубина смысла, позволяющие прийти к объективному пониманию. В противном же случае получается усеченность, грозящая перерасти в ересь.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/26/an...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе Доклад на образовательных чтениях Центрального федерального округа на тему: " Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи " (Сергиев Посад, 19.09.09) 24.09.2009 483 Время на чтение 9 минут Дорогие собратия архипастыри! Уважаемые руководители органов государственной власти! Всечестные отцы, братия и сестры! Участники Образовательных Чтений! Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского - великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе. Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир. Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни. Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что " без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся " существователями " . Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, " единое на потребу " - соединение с Царствием Божьим и правдой Его, " пищу нетленную " , пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27) Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.» ( 2Кор. 13, 5 ). Работа выдающегося русского православного писателя и философа Михаила Александровича Новоселова «Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии)», первая в серии издания под общим заглавием «Религиозно-философская библиотека», изданная в 1902 г. в Вышнем Волочке, раскрывает истинный путь богопознания и стяжания Святаго Духа, указанный нам святыми отцами православия. Издательство «Параклит» взяло на себя труд по некоторой адаптации текста т. е. приближению его к понятному современному языку. Вот что говорит в одном из своих Писем о христианской жизни 1 известный подвижник и ученый доктор богословия епископ Феофан. «Всякому должно испытать и несомненно увериться , истинна ли та вера, которой он держится, и если она окажется не истинною, отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к истинному Богу и дарует, несомненно, вечное спасение. Это так обязательно и понудительно, как исхищать себя из огня. Господь …не переставал свидетельствовать о Себе ( Деян. 15, 17 ), а равно, и о единой своей истинной вере; но когда Он попустил, чтоб близ нея на сей земле существовали другие веры и, как бы, вступали с нею в соперничество, то тем самым, на всех наложил обязательство не без смысла держаться веры Его, а по несокрушимым основаниям, ради которых с полным убеждением, отвергается все прочее. Этим испытанием воздается честь вере и удерживается истинное достоинство человека, лица разумного, сознательного, совестного. Вера наша в нашу веру, т. е., убеждение в истине православного христианского исповедания должна быть разумная. Посему Господь, чтобы расположить к вере в Себя и Свое учение, говорил: исследуйте Писания ( Ин. 5, 39 ), убеждал к тому проповедью Иоанна Крестителя и своими чудесами. Апостолы в проповеди тоже всех убеждали и только одним убеждением приучали к вере, а не насилием. Сама твердость исповедания зависит от сего убеждения, а далее и вся жизнь в духе своей веры. На это указывают бесчисленные опыты, от которых видно, как сильно иные возбуждаются к сообразной с верою деятельности, с минуты сознания её истинности единственной, и напротив, как многие спят в беспечности от того, что не привели в ясность сего сознания. Сколько оснований к тому, чтобы испытать и увериться, какая вера есть вера истинная!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

«Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова... доколе все придем в единство веры». ( Ефес.4:7, 13 ) «Православному христианину, по духу любви, свойственно и вне пределов Православной Церкви с радостью находить в некоторых отношениях сохранение благодати, равно как с печалью примечать ее оскудение». (Митр. Филарет. О непрерывности епископского рукоположения в Английской Церкви). Русская Православная Церковь , у которой с давних пор установились сердечные, дружественные взаимоотношения с Церковью Англиканской, всегда с чувством глубокой симпатии относилась к тем деятелям англиканства, которые ставили своей целью сближение с Православной Восточной Церковью. Она всегда охотно и с готовностью участвовала и теперь участвует в попытках углубить дружбу между церквами и найти путь к еще более тесному сближению, основанному на тщательном и беспристрастном взаимном ознакомлении и обсуждении имеющихся разногласий в духе искренности и истинно-христианского миролюбия. Вожделенное единство Церквей составляет предмет усердных молитв и высоких упований Святой Православной Церкви, но она отдает, конечно, себе ясный отчет в том, что на пути к этому единству лежит не мало пока еще трудно преодолимых препятствии. Послужить в какой-то мере благословенному делу сближения Церквей хотел и автор настоящей работы, принимаясь за труд изучения и освещения ряда важных и актуальных вопросов, затрагивающих самые основы междуцерковных отношений, и, в частности, вопроса о взгляде Русской Церкви и русских богословов на англиканское священство. Основная цель данной статьи состоит в том, чтобы показать, каких результатов достигла viribus unitis русская православная богословская наука в вопросе о природе и характере священства Англиканской Епископальной Церкви, а также о действительности англиканских хиротоний на протяжении 100 лет – от приснопамятного митрополита московского Филарета до ныне здравствующего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, – и как, в свете лучших достижений этой науки, должно смотреть на духовных лиц дружественной нам Англиканской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Келья, в которой жил и работал отец Серафим. ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ) ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО ВВЕДЕНИЕ 1. " ДИАЛОГ С НЕХРИСТИАНСКИМИ РЕЛИГИЯМИ " НАШ ВЕК, — век духовного шатания, когда многие православные христиане чувствуют себя колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. IV, 14). Кажется, и вправду настало время, когда люди здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. IV, 3–4). С недоумением читаешь о последних действиях и заявлениях экуменического движения. На самом высоком научном уровне православные богословы, представляющие Постоянный американский Совет православных епископов и другие официальные организации Православия, ведут ученые диалоги с католиками и протестантами и выпускают " совместные заявления " по таким вопросам, как евхаристия (причащение), духовность и тому подобное, даже не указывая инаковерующим, что Православная Церковь — это Церковь Христова, к которой все должны быть призваны, что лишь ее таинства несут благодать, что православная духовность может быть постигнута личным опытом только в лоне Православной Церкви и что все эти " диалоги " и " совместные заявления " — всего лишь академическая пародия истинно христианского диспута, — диспута, который ставит перед собой цель спасения душ. По правде говоря, многие из православных участников этих " диалогов " знают или догадываются, что православному там не место, что самая атмосфера экуменического " либерализма " отторгает любое истинное слово, произнесенное там; но они молчат, потому что в наши дни " дух времени " часто сильнее, чем голос совести православного христианина (См.: " Диакония " 1, 1970, стр. 72; " Богословский альманах св. Владимира " 4, 1969, стр. 225). На более общедоступном уровне организуются экуменические " конференции " и " дискуссии " , часто с " православным оратором " или даже с отправлением " православной литургии " .

http://pravoslavie.ru/put/biblio/rose_pr...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Магистр богословия архимандрит Александр (Вишняков) родился 10 мая 1890 г., погиб 6 ноября 1941 г. от рук украинских националистов-“автокефалов”. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. Лк 23:47 Практически неизвестной для современного читателя остается тема массовых репрессий против духовенства и мирян Украинской Православной Церкви Московского Патриархата со стороны адептов украинского автокефалистского раскола. Во время Великой Отечественной войны сотни православных священников, в том числе митрополит Киевский Алексий (Громадский), были зверски замучены и убиты террористами из ОУН-УПА с непосредственного благословения лидеров так называемой Украинской автокефальной церкви. Мы приводим здесь жизнеописание архимандрита Александра (Вишнякова), пострадавшего за верность Церкви даже до смерти. Вся его жизнь по сути была исповедничеством; кажется, все личины зла, так разгулявшегося в ХХ веке, обратились против него… Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас. Пс 6:13 В благовестии Евангелия рождался в сердцах голос веры Христовой. За две тысячи лет христианства этот голос могучим аккордом поднялся над Землей, над всем в ней сущим, ликуя и благовествуя, скорбя и призывая, рождая Свет и побеждая тьму. Благодарная память поколений запечатлела имена святых подвижников Православной веры, высокими идеалами которых созидался храм Православия. От их духовного огня вся Русь зажигала свои лампады. 10 мая 1890 г. Господь воззвал к жизни маленькую звездочку из светильника Своей Божественной славы. В селе Подголье Лужского уезда под Санкт-Петербургом появился на свет мальчик. Крестили его именем Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского. Сколько раз в своей жизни он будет оправдывать значение своего имени: ‘мужественный, защитник людей’. Воспитывался Александр в благочестивой семье священника отца Василия. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из предков будущего архимандрита Александра служил полковым священником в войске Иоанна Грозного в его походе на Казань. Посему выбор духовной стези для Александра был предопределен. Юношей он поступает в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Прекрасный про­фес­сорско-преподавательский состав, весь уклад семинарской жизни пробуждают в нем любовь к наукам и изучению языков. Будучи уже учащимся Академии, Александр Вишняков защищает диссертацию на степень магистра богословия (тема диссертации — “Епископ Никанор Херсонский”).

http://pravmir.ru/arhimandrit-aleksandr-...

Предисловие Задача этого труда несложная и понятна будет всякой душе истинно христианской; эта задача – внушить учащимся детям любовь к Церкви, научить любить ее сознательно за то, что она все превозмогла и сберегла в себе тот святой огонь, который Спаситель пришел Сам низвести на землю! Горит огонь этот и поныне, и, если Бог даст, даже эта малая книжка сможет зажечь его в юных сердцах, когда по прочтении ее станет им понятно чувство умиления и благодарности за то, что соблюдена нам наша Церковь во всей красоте своей! Грустно и обидно, если при мысли об «Истории Церкви» возникает представление о заучивании известных фактов, расположенных в известном порядке, как то: последовательное перечисление семи Вселенских соборов с обозначением цели каждого и т.п. История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания ради великой бесконечной любви. Должно помнить, что все те, которые в борьбе и страдании претерпели до конца, терпели не только ради имени Божия, но нераздельно и ради Церкви Его: как во времена языческие самые страшные гонения не могли искоренить открытого исповедания Господа, так и во времена иконоборства никакие страшные гонения не могли заставить отречься от святых икон, когда их освятила Церковь , не могли заставить умолкнуть те чудные песнопения, которые именно во время преследований слагались с такой любовью в честь этих икон. При должном отношении к истории Церкви скажется во всей полноте великое значение самой Церкви и станет понятно, что ничто не может сокрушить ее и что она теперь та же, что была в те далекие времена – источник нашей лучшей радости и единственное наше земное сокровище. Наше сказание начинается с описания Рима в ту пору, когда в последний раз прибыл в Рим святой апостол Павел, и оканчивается в ту пору, когда впервые упомянуто в истории о нашей вновь просвещенной стране, и история Русской Православной Церкви сразу становится тождественной и уже нераздельной с историей русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Разделы портала «Азбука веры» С чего начать Дорогие братья и сестры! Вы находитесь на страницах ведущего мирового православного портала, содержащего около 7 терабайтов информации. Как разобраться в этом море статей, книг, тестов, аудио- и видеофайлов, не запутаться в десятках тысяч пособий? С чего начать, как системно изучать основы православного христианства, и почему именно оно истинно? Эта страница призвана облегчить как поиск конкретных материалов, так и прямого пути к исполнению заложенного Творцом смысла жизни. Вводные материалы Главные шаги на пути к Богу Осознание Действие Мы не можем преодолеть смерть и собственное несовершенство, которые обессмысливают нашу жизнь. У нашего мира есть Творец . Он всесовершенен и ни в чём не нуждается. Он желает, чтобы мы общались с Ним. В рамках разных религий  проповедуются разные, во многом взаимно противоречащие учения о Боге (в некоторых — о богах) и о пути к Нему. Благодарность Отцу Небесному. Уподобление Богу становится предметом наших деятельных устремлений. Любовь к Богу реализуется в т.ч. и через любовь к людям. Важнейшие принципы на пути к Богу Христианство — религия любви Где найти ответы на вопросы Используйте правильную терминологию для поиска: Как это называется в Церкви . Как правильно изучать Библию Ежедневное чтение Священного Писания — один из 4 столпов духовной жизни (наряду с молитвой, Церковными Таинствами и доброделанием). Библия — книга религиозная и боговдохновенная , её невозможно адекватно понять вне Церкви, которая её создала. Церковный календарь Вы можете приобрести официальный Православный церковный календарь и (или) пользоваться электронным (он значительно богаче по содержанию). Он поможет Вам войти в богослужебные , постовой и праздничные церковные круги. Учтите, что богослужебный день начинается с вечера, поэтому вечером в храме совершается служба, посвященная святому или празднику уже следующего дня. Постное время начинается и заканчивается в полночь (во время 4 многодневных постов заканчивается праздничной Литургией ). Первый день седмицы — воскресенье. Неделя (с большой буквы) — это воскресенье. О духовной жизни

http://azbyka.ru/s-chego-nachat

Скачать epub pdf «В ногу с временем» мы не пойдем! «Знай, что мы должны служить не времени, а Богу» (Из письма св. Афанасия Великого к Драконтию). «В ногу с временем!» – вот лозунг всех тех, которые в наше время так напряженно стараются все дальше и дальше отвести Церковь Христову от Христа, Православие – от истинного исповедания православно-христианской веры. Пусть не всегда и не у всех этот лозунг звучит так громко, явно и открыто – это ведь кое-кого может и оттолкнуть! – важно практическое следование этому лозунгу в жизни, стремление так или иначе, в большей или меньшей степени и мере, проводить его на деле. С этим модным, «модерным», губительным для душ лозунгом, как бы он ни провозглашался и как бы ни проводился в жизнь, явно или прикрыто, не можем не бороться мы, верные чада и представители Русской Зарубежной Церкви, вся сущность идеологии коей, во имя которой она и существует на свете, заключается в том, чтобы не «идти в ногу с временем», но хранить неизменную верность Христу Спасителю, Истинно Христианской Православной Вере и Церкви. Вспомним, как еще блаженнейший митрополит Антоний, основатель и первый возглавитель Русской Православной Церкви Заграницей, в своей замечательной статье «Чем отличается православная вера от западных исповеданий?» писал о глубокой разности между нашей верой и инославием. Эту глубокую разность он указывает в том, что православная вера учит тому, как построить жизнь по требованию христианского совершенства, а «инославие» берет из христианства то и настолько, что и насколько совместимо с условиями современной культурной жизни. «Православие смотрит на христианство, как на вечный устой истинной жизни и требует от каждого ломать себя и жизнь до тех пор, пока она не войдет в эту норму, а инославие смотрит на основы современной культурной жизни, как на факт непоколебимый, и лишь в области существуюших частных разновидностей его указывает те из них, которые наиболее одобрительны с христианской точки зрения. Православие требует нравственного героизма – подвига, инославие высматривает, что бы из христианства годилось нам в нашем теперешнем жизненном устройстве? Для православного человека, призванного к загробной вечности, в которой начнется истинная жизнь, исторически сложившийся механизм современной жизни, – ничтожный призрак, а для инославного учение о будущей жизни – возвышенная облагораживающая идея, идея, помогающая нам лучше и лучше устраивать здесь реальную жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010