Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ I. Общее название нелегальных религ. сообществ и групп в СССР в 20-80-х гг. XX в., часть катакомбного движения ; II. Самоназвание ряда неканонических псевдоцерковных орг-ций в России и на Украине с 90-х гг. XX в. Как синонимы И. п. х., так и самостоятельно употреблялись термины «истинно православные», «Истинно православная Церковь» (ИПЦ) (об именующих себя «Истинно православные Церкви» раскольничьих старостильных организациях в Греции, Болгарии и др. странах см. в ст. Старостильные Церкви ). I. Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 г. и связано с реакцией верующих на возникновение обновленчества . В письмах в защиту Патриарха свт. Тихона , к-рые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР из правосл. приходов Сев. Кавказа, Ср. Азии и Центр. Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя, т. о., свои сохранившие верность Патриарху общины обновленческим. Однако затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религ. группы, которые не признавали канонической высшей церковной власти и выступали за переход к тайным (катакомбным) формам религ. жизни. Впервые термин «истинно православные христиане» в этом значении стал употреблять еп. Андрей (Ухтомский) . Став одним из основателей катакомбного движения, с нач. 20-х гг. XX в. он практиковал тайные хиротонии викарных епископов для разных епархий. После кончины свт. Тихона ( 1925) еп. Андрей не согласился с передачей управления Церковью Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) и впосл. не признавал канонических прав Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , обвиняя обоих в компромиссах с советскими властями. По нек-рым сведениям, еп. Андрей, порвав с Патриаршей Церковью, перешел в старообрядчество (по др. данным, речь шла о попытке присоединения старообрядцев к Православию). Именно от старообрядцев, по мнению совр. исследователей, еп. Андреем был заимствован и термин «истинно православные христиане», встречавшийся в старообрядческой литературе. Так, одно из самоназваний существующего с XVIII в. беспоповского согласия бегунов - истинные православные христиане странники (ИПХС; см. в ст. Странники ).

http://pravenc.ru/text/675029.html

Путь истинно-христианской жизни. «Внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им; что  узкая  врата, и  тесный  путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его»  ( Матф. 7, 13–14 ). Великий пост, во вторую половину которого мы уже вступили, есть для нас как бы школа истинно-христианской жизни: он учит нас входить «узкими вратами» и идти тем  «тесным путем»,  который, по словам Христа-Спасителя,  «ведет в жизнь». Но как и во всякой школе, пользу от учения извлекает лишь тот, кто  добросовестно  учится, внимательно слушая своих учителей и старательно, со всем усердием и прилежанием, выполняя все задания, – так и Великий пост может принести настоящую пользу только тому, кто  добросовестно постится,  внимает всем глубоко-назидательным наставлениям св. Церкви и ревностно стремится исполнять все то, что от него требуется. Таковы ли все мы, современные православные христиане? Пусть на это ответит совесть каждого из нас! Но если мы не таковы, если Великий пост не является для нас школой, курс обучения в коей мы со всем старанием и усердием проходим, с любовью исполняя все то, чему нас учит св. Церковь , то мы – далеки от истинного христианства,  мы не живем истинно-христианской жизнью, напрасно носим имя «христиан», и ничего хорошего ожидать для себя не можем. Какому же именно пути истинно-христианской жизни учит нас св. Церковь Великим постом? Указав нам в 3-ью неделю Великого поста, называемую Крестопоклонной, что истинное христианство заключается в смиренном, кротком, терпеливом и безропотном несении своего креста и сораспятии нашему Подвигоположнику Христу, св. Церковь во вторую половину поста наглядно, образно, необыкновенно сильно и вразумительно (для тех, конечно, кто еще способен к вразумлению!) представляет нам, в чем состоит путь истинно-христианской жизни  практически. Так, в 4-ую неделю Великого поста прославляемый св. Церковью Преподобный и Богоносный отец наш Иоанн,  Игумен Синайской Горы,  Лествичник,  всей своей замечательной подвижнической жизнью, а одновременно – своим дивным письменным творением  «Лествица Духовная, возводящая на небо»,  убедительно учит нас, что путь истинно-христианской жизни состоит в постепенном восхождении  по лествице христианского совершенства, чрез непрестанную борьбу с греховными страстями и похотями, вплоть до полного искоренения их из своей души, и чрез насаждение в душе противоположных этим страстям и похотям христианских добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

преподобный Никодим Святогорец Содержание I. О том, что православным христианам необходимо часто прича...    Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением.    1. Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). То есть пища, которую Я хочу вам дать, — это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих — это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни. Но поскольку эта духовная и по Христу жизнь не должна угашаться и прерываться (как говорит Апостол, духа не угашайте (1Фес.5:19)), а должна быть постоянной и непрерывной, дабы живые не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (по тому же Апостолу), то есть чтобы живущие верные жили более жизнью не собственной и плотской, но жизнью Христа, Который за них умер и воскрес, — с необходимостью, таким образом, требуется, чтобы было постоянным и то, что ее составляет, то есть Божественное Причащение.    И в другом месте Господь говорит повелительно: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:5З). Из этих слов становится ясно, что Божественное Причащение для христиан настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение. Поскольку то же самое двойное повеление, которое Он сказал о Крещении, Он сказал и о Божественном Причащении. О святом Крещении Он сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). И о Божественном Причащении подобным же образом: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Итак, как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно никому жить и без Божественного Причащения. Однако поскольку эти два [Таинства] имеют то различие, что Крещение происходит один раз, а Божественное Причащение совершается постоянно и ежедневно, отсюда делается вывод, что в Божественном Причащении есть две необходимые вещи: во-первых, оно должно совершаться, а во-вторых, совершаться постоянно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

Скачать epub pdf Апрель Максим Исповедник, св. [О нем.] Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима/Пер., изд. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1914. Т. 1. 4. С. 225–240 (2-я пагин.). (Продолжение.) —225— жертву за верный народ, во всем подражая и всецело последовав Подвигоположнику Христу Богу нашему и главе 1183 апостолов Петру, коего и истинно достойным приемником, соделался он. Мир твердый и нерасторжимое единство да даст Он повсюду сущим святым Своим церквам и да не допустить потом уже до конца появиться какой-либо ереси, как по множеству милостей Своих так и ради превзошедшей все (прежние поколения) нетвердости и непостоянства природы нашей. XI. А в-третьих, да сохранимся мы и все благочестивые до конца непоколебимыми в истинно святой и православной и непорочной нашей христианской одной только кафолической и истинной вере, – и да получим отпущение грехов и спасение всех нас, хотя и воистину грешников, но действительных рабов, православных и истинных поклонников Христа Истинного Бога и Спасителя нашего, истинно прославляющего великою славою истинно прославляющих Его. Ему и подобает всякая слава, честь, владычество, великолепие, на небе и на земле, поклонение и благодарение в чувствах сердца и в самой истина, со страхом и трепетом, но и с радостью, по пророческому изречению ( Пс.2:11 ), вместе с бессмертным и милосердным, сострадательнейшим и сверхъестественно благосерднейшим Отцом, и всесвятейшим и единосущным, животворящим и всемогущим божественным Духом, ныне и всегда, и в бесконечные веки веков. Аминь. —226— Поправки к Гипомнестику по изданному проф. С.Л. Епифановичем греческому тексту Жирные цифры означают страницы, обычные – строки сверху, – впереди и курсивом помечается напечатанное, а позади после двоеточия – исправленное. 2092 желанию: влечению 21 кои – настоящего: кои будут читать эти списки предлежащего 24 самую: не д. читать, – так как: в то, что, 2106: истинного исповедника и мученика за истину. 9–10 даже более – Самого Христа, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О христианском единении I. Православное учение о христианском единении и святости Церкви Христовой Церковь Христова истинно свята ( Еф. 5:27 ), но не потом у. что члены ее суть люди безгрешные, а потому, что ее глава, Христос, свят, что святы ее молитва и таинства, что свято ее учение. Если же говорим о себе, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т. е. Христа, и ни в чем не преуспеваем, но обманываем самих себя ( Ин. 1:8 ) и кроме того этим самым доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим испытать возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями и для которых истинно распялся мир ( Гал. 5:23, 6:14 ), которые, удаляя из сердец своих не только страсти, но даже и греховные помыслы, однако же ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха? А между тем сектанты, выдавая себя за праведников, отделяются от право славных, как людей, будто бы совсем погрязших во грехе; но в этом поступке так и слышится дух фарисея, горделиво осудившего Господа за то, что Он дозволил прикоснуться к Себе грешнице ( Лк. 7:39 ); осуждая своих православных предков, отцов духовных, научившнх их грамоте и давших им св. Писание на понятном языке, сектанты вполне ставят себя в положение Хама, посмеявшагося над отцом и заслужившего осуждение и даже проклятие ( Быт. 9:22–25 ). При этом сектанты ругатели отделяют себя и от единства веры ( Иуд. 1:18–19 ). На место праведности Божией, поставляя собственную праведность ( Рим. 10:3 ), тем самым удаляют себя от лозы Христа и Церкви Его ( Ин. 15:14–16 ). Поэтому у них не может быть ни истинно добрых плодов, ни спасения. Сектанты рассуждают: «как же Церковь пребудет святою, если в ней оказываются явные грешники?» Но если смотреть на дело по-сектантски, то никогда и никакая Церковь не может быть святою, так как нет ни одного безгрешного человека ( 1Ин. 1:8 . Еккл. 7:20 . 3Цар. 8:46 ) и безгрешен один Господь Христос ( 1Пет. 2:22 ). Когда вор или разбойник, живущие в пределах нашего государства, совершают преступление, то это не значит, что совершает преступление наше государство. Так же точно, когда грешат члены Церкви, то это не значит, что грешит Христова Церковь. II. Основания из слова Божия для учения о христианском единении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1. Вера христианская В. Почему мы называемся христианами? О. Называемся христианами потому, что исповедуем веру Христианскую, т. е. учение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это священное для нас название идет от самых времен апостольских ( Деян.11:26 ). 2. Православное исповедание веры или православие В. Почему называемся христианами православными? О. Православными христианами называемся потому, что держим исповедание веры православное, проще сказать, исповедуем веру Христову православно. Исповедовать святую веру православно значит исповедовать ее право, истинно, т. е. так, как заповедал Иисус Христос , научили святые апостолы, передали святые отцы, сохранила и определила исповедовать единая, святая, соборная или вселенская и апостольская церковь ; ибо она, по выражению Слова Божия, есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), т. е. истинного учения веры, каковое учение с давних пор и называется в церкви Божией учением православным, или просто православием, правоверием. 3. Православие как благочестие В. Как еще называется православие? О. Православие называется еще благочестием. Это название также идет от св. апостолов ( 1Тим.3:16 ) и св. отцов ( Василия Великого и друг.). Предки наши особенно любили называть свое православие благочестием, а православных – благочестивыми. И весьма разумно. Православие или правоверие христианина есть уже само по себе великое дело благочестия, угодное Господу, Который требует от нас веры – и веры правой и твердой. Правоверие или правая вера есть вместе с тем основание правой, истинно-благочестивой жизни, так что христианин истинно или правоверующий стоит на более верном пути к истинному благочестию, чем христиане неправоверующие. 4. Неправославное исповедание веры или неправоверие В. Когда исповедание веры бывает неправославно? О. Исповедание веры бывает неправославно тогда, когда христиане исповедуют ее не по учению всей церкви христианской и – что то же – не по учению апостольскому и Христову, а как-либо иначе, по своему толку, и таким образом имеют свое особое учение, не только отличное от учения единой вселенской церкви, но и противное ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

О Священном Предании I. Православное учение о священном Предании Божественное Откровение распространяется и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Свящ. Писания. Под именем Свящ. Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. Верное хранилище свящ. Предания есть Церковь , или собрание всех истинно верующих, которая, по слову апостола, есть Церковь Бот живого, столп и утверждение истины. ( 1Тим.3:15 ). Священное Предание древнее Свящ. Писания. От Адама до Моисея не было свящ. книг. Сам Господь Иисус Христос Божественное учение Свое и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом и апостолы вначале утверждали Церковь и распространяли веру Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами может пользоваться меньшая часть людей, а Преданием все. Хотя мы имеем Свящ. Писание, но должны соблюдать и Свящ. Предание, если оно согласно с Божественным Откровением и Свящ. Писанием. Ап. Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Свящ. Предание нужно и в настоящее время для руководства к правильному разумению Свящ. Писания, для правильного совершения таинств, для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Из Свящ. Предания взяты многие священные обряды, имеющие великую важность для каждого истинно православного христианина, как напр., изображение крестного знамения, обращение во время молитвы к востоку, слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и чаши, благословения, освящения воды крещения, елея помазания и самого крещаемого, троекратное погружение крещаемого в воду, отрицание сатаны и злых дел его и проч. относящееся к крещению. Итак, Предание необходимо для уразумения многих истин, содержащих в Писании, ибо иные из них не вполне изложены, а об иных вовсе не говорится, на иные делаются только указания или только намекается, и без Предания мы не знали бы, наконец, различных обрядов таинства, разных действий богослужения и постановлений церковного благоустройства и благочиния. (Из Библейской энциклопедии Архимандр. Никифора. Стр. 135, вып. III). II. Основания из слова Божия для православного учения о священном Предании

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Бургундские схолии, или паломничество в Везле в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы 19 апреля, 2010 в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы Так случилось, что в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы. И я могу признаться теперь, когда все пережитые испытания уже позади, что только вера, молитвы и Причастие, а также  налитая с любовью чашка горячего чая и беседа по душам спасли меня тогда от полного отчаянья. Я стала ходить в храм почти каждый день, и постепенно тучи над нами рассеялись, и наша жизнь с дочерью с Божьей помощью стала налаживаться… При храме создана Ассоциация молодежи Русской Православной Церкви «Корсунь», ее ангел и координатор — Катя Соложенко. После вечерней службы прихожане изучают богослужебный Устав, церковно-славянский язык и просто говорят по душам – для многих это единственное место, где можно пообщаться по-русски. И вот возникла идея поездки – выездного семинара по богослужебному Уставу «Бургундские схолии» в выходные дни 20-21 марта в приходском доме при православном храме г. Везле. Мы с Марусей были счастливы присоединиться к паломникам, и вот настало 20 марта… В назначенный день у храма после службы, по благословению архиепископа Корсунского Иннокентия, собрались паломники – 21 человек, среди которых студентки  Сорбонны, преподаватель истории философии ПСТГУ, пенсионеры, люди самых разных социальных слоев и возрастов, дружно погрузились в машины, и тронулись в путь. Главная улица Везле

http://pravmir.ru/burgundskie-sxolii-ili...

М.Б. Данилушкин Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Несмотря на обилие публикаций по истории Русской Православной Церкви XX столетия, как научно-исследовательского, так и популярного характера, появлявшихся в последние годы в различных изданиях, история Катакомбной Церкви остаётся самой загадочной и малоисследованной страницей этого периода. Причина кроется не только в недостаточном количестве и малодоступности источников (многие документы хранятся в закрытых архивных фондах, возможность доступа к которым мы получили совсем недавно), но также и в малом сроке, недостаточном для появления серьёзных объективных работ. Проблему усугубляет и настороженное отношение самих «катакомбников», которые очень неохотно делятся сведениями о себе с «сергианами» (как называют они служителей и паству Московской Патриархии), не говоря уже о светских историках. По этим причинам публикации о Катакомбной Церкви нередко расплывчаты, противоречивы и имеют тенденциозный характер. Почти полное отсутствие доступных источников крайне затруднило возможность для нас проверить утверждения авторов публикаций. У Церкви, окутанной загадками, появляются преемники – подчас откровенно сектантского толка, чуждого Православию, как, например, « Церковь Пресвятой Богородицы» (или «Богородичный Центр»), позднее получившая название « Церковь Божьей Матери Преображающейся», объявившая себя духовной преемницей Катакомбной Церкви. Современный канадский исследователь проф. Д.В. Поспеловский, автор ряда работ по истории РПЦ, написанных, правда, с экуменических и обновленческих позиций, предпринимает попытку уточнить различия между течениями «катакомбников»: «В советской атеистической литературе так и не был решён вопрос, являются ли «Истинно православная Церковь» и «Истинно православные христиане» двумя течениями или одним (к рассмотрению этого вопроса мы вернёмся позднее – авт.). Наиболее убедительно мнение, что это одно движение, но наименование «Истинно православные христиане» употребляется по отношению к тем общинам, которые не имеют священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. ( Ин.5:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Каким благодатным для всех нас является слово Божие! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.5:24-30 ) мы слышали, что Господь обещал жизнь мертвым, которые услышат глас Сына Божия. Высказывание это, на первый взгляд, кажется несколько загадочным и непонятным. Как мертвые могут слышать, а тем более воспринимать призыв Спасителя? Или речь здесь идет о всеобщем воскресении из мертвых перед Судом Божиим? Но тогда как быть со словами: наступает время, и настало уже? Прежде всего, обращает на себя внимание особенная торжественность тона, с которой Господь произносит эти слова. Иисус Христос дважды повторяет слово: истинно, тем самым как бы усиливая значимость произносимого. Мы понимаем, что Спаситель имеет в виду нечто новое и необыкновенное, чего не было ранее. Проще всего было бы воспринимать слова о воскрешении мертвых как о духовном возрождении светом Христовым, когда человек духовно был мертв, пребывал в духовной смерти, а услышав глас Божий, святое благовестие, очнулся от смертельного сна. Однако об этом уже говорил Господь, и Он не повторяется в словах Своих. Вслушаемся в текст Евангелия: и особая торжественность слога, и сам контекст указывают нам на чрезвычайную власть, которая дана Господу нашему Иисусу Христу Отцом Небесным. Чрезвычайная — значит, не поддающаяся никаким обыденным меркам. Всеобщая, всеобъемлющая, не имеющая границ! А раз так, то Сыну Божиему подвластны самые невероятные чудеса, в том числе физическое воскрешение мертвых.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010