Скачать epub pdf Часть вторая. О Боге в отношениях Его к тварям Бог в отношении Его к миру и людям есть Творец и Промыслитель мира, Спаситель человека (Искупитель и Освятитель) и, наконец, Судия и Мздовоздаятель. Раскрытие этих истин веры составляет содержание второй части Догматического Богословия. Отдел первый О Боге, как Творце мира I. Общее учение § 36. Происхождение всего существующего от Бога чрез творение Первым действием Божиим в отношении Его ко всему бытию конечному было сотворение самого этого бытия. Бог, учит Церковь , есть «Творец небу и земли, видимым же всем и невидимым». Что Бог есть единственный Виновник и Первопричина мира, как совокупности всего бытия конечного, а не возник мир каким-либо образом сам собой, беспричинно или случайно, эта истина признается и естественным разумом человека, не озаренным светом откровения. Она с необходимостью вытекает из самого понятия о Боге, как существе неограниченном и самобытном. И потому все, допускающие бытие Божества, признают, что мир произошел от Бога. Но истинный, сообразный с высочайшими совершенствами существа Божия, ответ на вопрос о самом способе, каким Бог произвел мир, дает только откровение в своем учении о происхождении от Бога всего существующего в пространстве и времени через творение. Под именем сотворения в богооткровенном учении разумеется такое действие всемогущества Божия, которым произведено все существующее вне Бога не из чего – либо, а из не сущих, единственно свободным действием воли Божией. Отсюда, – веровать в Бога, как Творца неба и земли, значит признавать, что мир, т. е. совокупность всего бытия конечного, создан Богом не только по форме (или образу своего существования), но и по материи (или по сущности своей) из совершенного небытия. Учением о происхождении мира чрез творение отрицаются все другие возможные предположения о способе происхождения мира, высказывавшиеся в древности и ныне, именно: учение дуалистическое – об образовании Богом мира из готовой, от вечности существовавшей материи, учение пантеистическое – о произведении Богом мира из собственного Своего существа и, тем более, учение материалистическое – о самообразовании мира из вечной материи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

СКОРБИ 2 (см. также: Грех, Искушение, Крест). Он тем, кого любит, посылает скорби, а вслед за скорбями – утешения. То, что скорби сменяются утешениями, а утешения скорбями, рождает веру к Богу и мертвость к миру. Вера, взяв человека за руку, поставляет его перед Богом. – Такой человек возносится превыше мира: под ногами его – мрачный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствований напыщенных и вместе суетных. Так под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы, облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады. 178 . Святая Истина, Слово Божие говорит: «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Скорби – особенно удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последнего, участок скорбей по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! Перед Ним, на Его весах всякая скорбь ничтожна, всякая скорбь маловажна, как бы велика она ни была, потому что осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет перед Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Все зависит от Его благодати, а Он милостиво от человека приемлет всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностью, со славословием. 199 . Бог, кого хочет приблизить к Себе, попускает тому скорбь. Волна, которой Вы закинуты в страну креста, послана на Вас Богом, любящим и избирающим Вас, послана, как буря и кит были посланы на пророка Иону. 201 . Постигла Вас скорбь крепкая, необыкновенная, но соответствующая крепости души Вашей! Вам предлежит облечься во всеоружие живой веры, вдыхающей в сердце твердость, мужество, смирение, покорность определениям Божиим. 204 . «Многими скорбями подобает Вам внити в Царствие Божие» (см.: Деян.14:22 ). Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога. Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующие врачевства приносят душевную пользу и отраду: преданность воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые совершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страданиях, что скорби – чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство. 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Слово в день рождения Его Императорского Высочества, 1770 года, Сентября 20 дня Примите вся оружия Божия, да возможете противитеся в день лют, и вся содеявше стати. Еф. 6:13 . Церковь Христова празднует ныне день храброго Воина своего, который дражайший веры своей залог почел больше, нежели собственную жизнь свою, и ополчившись оружиями Божиими, мужественно стал противу тех, кои на похищение оного сокровища Его напрасно устремилися. В сей же день и Всероссийский дражайший Наследник начал течение жизни своей, и взошед на театр мира, вступил в подвиг против всего того, что бы ему препятствовать могло в получении победы над всеми могущими случиться затруднениями и искушениями. О день благословенный! день с истинным благоговением и с непритворною радостию празднован быть достойный! Россия! празднуй праздники твои, и веселися в торжествах своих. Церковь тебе представляет воинов духовных. Вне предел твоих герои непобедимые славу твою сообщают концам вселенной. Внутри возрастает Герой к надежному сохранению снисканной славы. Престолом твоим Владычествует мудростию Божественною просвещенная Монархиня и отечества своего Мать истинная. Приидите, составим лик, вознесем имя Господне, и смешав нас с прочими смертными, единым токмо сим отличим себя, что мы, пользуясь большею пред прочими народами Божескою благостию, больше в том оказываем пред Ним признания и благодарности. Приимем, по увещанию Апостольскому, вся оружия Божия; и если мы не можем, или не имеем случая, стать таковыми Героями, каковыми ныне Россия прославляется: так можем, да и должны стать героями духовными, о каковых ныне чтенное Евангелие и Апостол нам воспоминали, и к подражанию которых днесь празднуемый Великомученик возбуждает нас примером самого себя. А Ты утешителю благий! представи нам трапезу слова, и души алчущие правды напитай пищею бессмертною. Приимите вся оружия Божия. Оружия, коими ополченного воина Христианского представляет нам Апостол, суть истина, правда, мир, вера, спасение, глагол Божий. И нет сомнения, что Павел, при описании таковым образом подвижника Евангельского, представлял себе вооружение военное: ибо в том же месте поминает он военный пояс, броню, шлем, щит, и меч. Известно же, что сии вооружения были, а некоторые и ныне воинами употребляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Слово на праздник Крещения Господня. О внутренней крещенской благодати Вот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения Господня, на которых мне хотелось бы в данную минуту остановить ваше внимание, возлюбленные во Христе братия и сестры. Здесь говорится о явлении благодати, которая, по учению Апостола Павла, делает нас целомудренными, праведными и благочестными, т. е. святыми. Что же это за благодать, о которой говорит здесь Апостол, как о средстве к стяжанию святой спасительной жизни? По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством Ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу. Именно эту последнюю благодать и надо разуметь в данных словах св. Апостола. Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святой в Своей многообразной благодати сошел на Апостолов, как истина (Иоан. 5, 6; Иоан. 1, 5. 26; 16, 13), как сила (Деян. 1, 8) и как утешение (Иоан. 14, 16. 26; 15, 26; 16, 7), или божественная радость. С тех пор благодать Святого Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства крещения и миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца. Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов Блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать — в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом. Конечно, по существу мы никогда не определим, чтó такое благодать Божия. Св. Макарий Великий учит, что как Бог непостижим в Своем существе, так не может быть познана в своей сущности и благодать Святого Духа, ибо она есть неотделимая от Бога Его божественная сила. Вот почему Сам Господь, предлагая учение о благодати, как действии Святого Духа, прибегал к приточным формам. Ее Он имел в виду, как говорит св. Симеон Новый Богослов, когда сказал: «Огня приидох возрещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лук. 12, 49). Ту же благодать Святого Духа Господь имел в виду, когда в последний великий день праздника возгласил: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». «Веруяй в Мя... реки от чрева его истекут воды живы. Сия же рече, — замечает евангелист, — о Дусе, Его же хотяху приимати верующии во имя Его» (Иоан. 7, 37-39).

http://pravoslavie.ru/50995.html

Слово на усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите…вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, – усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и тайнник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи – на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть – усекновение главы, и три обретения этой честной главы – великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё – предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем – Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность – Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына. “...жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии...” (Лк. 1, 13–17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, “взыграся [он] младенец во чреве ея” и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: “...и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне...” (Лк. 1, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Т. Борозенец Вероучительные определения вселенских соборов Символ веры 318-ти святых отцов первого вселенского собора, никейского 325 г. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого. Говорящих же, что «было время, когда не было (Сына)», и «до рождения Он не существовал» и что Он произошел «из несущих», или утверждающих, что Сын Божий «из иной ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует кафолическая и апостольская Церковь . Символ веры 150-ти святых отцов второго вселенского собора, константинопольского 381 г. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло. Ради нас человеков и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Царствию Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, проглаголавшего через пророков. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь . Исповедую единое Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь. Постановление 160-ти святых отцов третьего вселенского собора, эфесского 431 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Христос Воскресе. Сердечно приветствуем всех наших читателей с великой и неизреченной светлой пасхальной радостью – радостью о Воскресшем Господе. Еще на Своей последней прощальной вечери с учениками Своими – на Тайной Вечери – Господь, пришедший в Иерусалим на вольную страсть, предрек об этой радости Своим ученикам, сказав им: «Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас»   ( Ин. 16, 22 ). Явившись по Своем воскресении женам-мироносицам, Воскресший Господь приветствовал их словом: «радуйтеся!»   ( Матф. 28, 9 ). Несомненно, что в данном случай это слово «радуйтеся» означало нечто гораздо большее, чем обычно выражавшееся таким словом на Востоке приветствие. Можно себе представить, сколь велика была  радость  жен-мироносиц, а затем и. всех учеников и последователей Господа, когда великая истина Воскресения стала для них очевидной и неподлежащей сомнению! Эта дивная, ни с чем земным несравнимая радость подвигла одну из жен-мироносиц, горевшую особенно преданною любовью к Господу, изгнавшему из нее «седмь бесов» ( Марк. 16, 9 ), – Марию Магдалину на такое необыкновенное мужество, что она решилась явиться с апостольской проповедью о Воскресении Христовом в самый императорский дворец в царственном Риме и, представ пред грозные очи самого императора Тиверия, поднесла ему, как символ Воскресения, красное яичко со словами: «Христос Воскресе!» Эта же светлая пасхальная радость побудила Апостолов Христовых, в начале столь робких и малодушных, разбежавшихся в разные стороны при взятии Господа под стражу в саду Гефсиманском, мужественно и совершенно безбоязненно выступить в Иерусалиме в день Пятидесятницы перед многотысячным народом с вдохновенной проповедью о Христе, как о Спасителе нашем, Распятом и тридневно Воскресшем из мертвых, и не страшиться потом никаких угроз, прещений и преследований со стороны первосвященников, старейшин и начальников иудейских ( ). Эта светлая пасхальная радость, будучи ярким светочем жизни и деятельности Св. Апостолов, всегда и прежде всего благовествовавших о Воскресении Христовом, озаряла весь жизненный путь первых христиан. Проповедь о Христе Распятом и тридневно Воскресшем из мертвых имела поистине неотразимую силу, покоряя сердца всех, кто еще не окончательно ожесточился и безнадежно погиб для Царствия Божия. Это и понятно, ибо ничего так не жаждет душа человеческая, как  веры в Воскресение – веры в полное и окончательное торжество правды, добра и справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Церковность в жизни христианина Временное и вечное Через века пронесла Христова Церковь Идеал великого возвышения, обожения человека, полного просветления его в Боге. Истина Божества, на земле воплотившегося во Христе, является и в истине преображения человеческой жизни... «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Оставаясь по природе своей тварью, человек по благодати Сына Божия Иисуса Христа находит утерянный свой образ Божий. Так уголь, проникаясь огнем, хотя и остается углем, но теряет свою черноту и делается светоносным… И человек во Христе становится сыном Божиим, тварью бессмертной, восстановленной в Боге. Это основа христианства. Гражданская, социально-государственная свобода имеет в своем основании эту веру в высокое предназначение человека. Таково учение Церкви. Святой Григорий Богослов в IV веке в своем «Слове», посвященном памяти скончавшегося Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, так передает разговор святого Василия с императором Валентом (из этого диалога можно видеть, с каким мужеством христиане выявляли и защищали перед жестокими государственными властями свой идеал и свое понимание человека): Император Валент. ...Не держишься ты одной веры с царем, когда все другие склонились и уступили. Святой Василий. Не сего требует мой Царь (Бог. – А.И.); не могу поклониться твари, будучи сам Божия тварь и имея повеление быть богом. Император Валент. Разве ты не боишься властей? Святой Василий. Нет, не боюсь. Император Валент. Даже хотя бы ты потерпел все то, что находится в моей воле? Святой Василий. Что же это такое? Объясни мне. Император Валент. Отобрание имущества, изгнание, истязание, смерть. Святой Василий. Угрожай чем-нибудь иным, если у тебя что-нибудь иное есть, а эти угрозы нас не трогают. Император Валент. Как же это, почему тебя не трогают эти угрозы? Святой Василий. Потому что не боится отобрания имущества тот, кто ничего у себя не имеет; разве что потребуешь от меня моей простой одежды и тех немногих книг, из которых состоит все мое имущество. Что такое изгнание – я не могу понять, потому что не связан ни с каким местом; и то, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое место. Лучше же сказать, всюду Божие место, и я буду везде странником и пришельцем. A истязания тела – что они у меня могут взять, когда нет у меня даже и тела (оно тоже Богу принадлежит. – А. И.)... Смерть же для меня благодетельна, она скорее пошлет меня к Богу, для Которого я живу и тружусь, для Которого большею частью себя самого я уже умер и к Которому давно стремлюсь...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

1893 г. Усердие труда 10 Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия ( Лк. 9:62 ). Эти слова сказаны Господом Иисусом Христом человеку, изъявившему желание быть последователем Его, но в то же время жалевшему о своих житейских делах и привязанностях, с которыми теперь надлежало расстаться. Эти слова Господа приложимы и ко всякому делу. Особенно применимы они к вам, юноши и дети, в вашем настоящем положении, и к тому делу, на начало которого мы собрались испросить благословение Божие в этом святом храме. Вот и вас привели сюда, и не к кому иному, как к Господу, ибо мудрость, которую вы здесь ищете, истина Христова, исходит от Него, Источника и Подателя мудрости, и возвращается к Нему же. Всякое доброе наставление, нравственное поучение и всякое даяние благо и всяк дар совершен сходит свыше и от Него же, Отца Светов, в Коем тьмы несть ни единыя ( Иак. 1:17 ): из Того и Тем и к Тому всяческая! Привели вас сюда и поставили пред лицем Бога живого, чтобы вы, просветив богодарованный ум познаниями, согрев сердце любовью к Богу и ближнему и обучив волю следовать Закону Божию, благому и совершенному, вышли из этого святилища науки, и светом своей жизни светили тем многим, которые, обладая такими же, как ваши, а может быть и большими дарованиями и достоинствами, не имеют счастливого вашего удела, не могут получать того образования, которое дается вам, как дар, без всякой заслуги с вашей стороны, по воле и милости Бога, по любви и заботливости о вас родителей. Вы имеете быть солью земли, светом миру. Поймите же, как велико ваше призвание, как важно приготовляющее к сему призванию дело, к которому мы теперь приступаем. И не уподобляйтесь тому лживому рабу, который закопал врученный ему талант в землю, не сделав из него никакого употребления, – не сгубите данных вам от Бога способностей, не потеряйте великого дара – возможности учиться – праздностью, леностью, шалостями. Учитесь, трудитесь: в этом долг наш, в этом вместе и высокое наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

1-е послание св. Ап. Павла к Тимофею, сравнительно со всеми другими апостольскими посланиями, имеет особое содержание, а потому и особое значение 1 . В этом послании раскрывается, по преимуществу, учение об устройстве Христовой Церкви; во всех же других посланиях изъясняются отдельные христианские догматические и нравственные истины. Хотя в Священном Новозаветном Писании Церковь нередко определяется, как общество истинно верующих, но здесь внутренний строй Церкви не означается в том, точно определенном виде, как в первом послании к Тимофею. Поэтому, можно сказать, что задача первого послания к Тимофею состоит в изложении учения об устройстве христианской Церкви. Таковой задачи, исключительно, не имеет ни одна из других книг Священного Писания . Первое послание к Тимофею, именно, есть памятник заботы великого Апостола языков об устройстве христианского общества на началах Евангелия. Высочайшее и святейшее учение, возвещенное миру Христом Спасителем и проповеданное Его Апостолами, есть не только истина, но и средство для единения людей в духе, истине и любви. Принимая евангельское учение умом, сердцем и волей, человек делается истинным храмом Духа Божия. Со времени усвоения христианских истин, человек пребывает в Боге и Бог в человеке. Все люди, усвоившие христианское учение, сделавшиеся сосудом Божиим, нравственно соединившиеся с Самим Богом, должны составить единое целое. Все они, поскольку каждый из них есть храм Божий, составляют единую святую Церковь . Прежде всего, все они представляют из себя единство в религиозном отношении, единство в вере, в учении. Но единство христиан не обнимается одним религиозным единством. Христиане составляют единую Церковь не только потому, что все они имеют единое учение, но и потому, что все они возрождены, все вошли в нравственное единение с Богом, все они – единый храм Божий. Христиане имеют одно учение, один ум, одно сердце и одну волю. Другими словами, христиане соединены всеми сторонами своей жизни, своей природы. Поэтому, единение христиан простирается и на практическую жизнь, – христиане составляют единый союз и с внешней стороны. Что все это так, можно видеть и из назначения христианства. Вследствие грехопадения, человек стал грубым, чувственным. Со времени грехопадения деятельность человека уже не сосредоточивается на развитии его духовной природы, а выражается и в чувственности. Да и самая жизнь движется не стремлением к истинному развитию, а, большей частью, чувственными побуждениями и низшими страстями – гордостью, самомнением и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010