Глава 7. Спор о законе и благодати. Истина так нежна, что только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит немного отклониться от него, и оказываешься в истине. Блез Паскаль В 1712 году иеромонах Феофан Прокопович издал «Книжицу, в ней же Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими, и трудность слова Петра Апостола, о неудобоносимом законном иге, пространно предлагается». Феофилакт Лопатинский, тогда еще тоже иеромонах, тут же написал на нее опровержение под названием «Иго Господне благо и бремя Его легко, си есть закон Божий с заповедями своими от призрачных новоизмышленных освобождает». «Вина сочинения книжицы сея, – писал Феофилакт, – есть писание противниче, вносящее в мир российский мудрования реформатския, доселе в церкви православной неслыханныя, о законе Божии и оправдании» 502 . Суть выдвинутых против Феофана обвинений можно понять из тех 11 пунктов, которые позднее митрополит Стефан, Феофилакт Лопатинский и Гедеон Вишневский считали препятствием к его архиерейской хиротонии. Вот они: «Учение пречестнаго отца Феофана Прокоповича , обретающееся в его письмах латинских и русских: I. Духа Святаго истина есть, яко грех первородный есть похоть. II. Похоть сия пребывает и ныне не токмо в неверных, но и в крещеных, того ради и в Павле Святом живяше по обращении. III. Закона Божия никто, аще бы и зело праведен, совершенно исполнити не может. IV.Чeлobek ни благодать Божию, ни славу вечную заслужить себе у Бога добрыми делами своими, аще и зело спасительными, не может. V. Не дается человеку от Бога правда внутренняя, но праведен бывает правдою Христовою, чрез веру себе приложенною, и единым невменением грехов от Бога. VI. Обещания монашеская и прочая всуе бывают, понеже их человек исполнити не может, аще бы и зело был оправдан. VII. Покаяние есть токмо дело наказательное, ни единыя подающее правды внутренния. VIII. Противящихся Евангелию, или согрешающих на Духа Святаго, того ради и зде и в будущем веке грех неотпустительный их, яко же к тому Бог не призывает их на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Догматы 1 . Брат ваш пишет вам, что «евангелистам принадлежат очень немногие догматы ». Главных догматов Православной Церкви только два: догмат о Святой Троице и догмат о воплощении Сына Божия. Об этих догматах говорит все Евангелие… 2 . Брат ваш пишет: «Догматы – это положения, ясно формулированные. Догматы выработались Вселенскими Соборами». Догмат есть не положение человеческое, ясно формулированное, а истина Божественная о Боге, истина, которую люди сами по себе никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать, истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать нельзя. 3 . Брат ваш утверждает: «От догматов до духа христианского как до звезды небесной далеко». Неправда. Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим апостолам открыл догмат о Святой Троице, сказав: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28, 19 ), то тут же с сим догматом соединил нераздельно и учение о духе христианском, говоря: Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28, 20 ). Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе Дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок, и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: Если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим. 4 . Брат ваш говорит: «Ересь есть уклонение от мнения большинства». Неправда. Ересь есть уклонение от истины Божественной, а не от мнения большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Истина дороже всего. Беседа о спасении Схождение Благодатного огня в Иерусалиме Когда Господь Иисус Христос говорил о цели Своего пришествия на землю, то Он больше всего подчеркивал то, что пришел творить не Свою волю, а пославшего Его Отца. Так мы прямо и читаем в Евангелии — в том месте, где Господь сказал: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6, 38). А об этой воле пославшего Его Отца Он в другом месте говорит, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Мы знаем, что когда сын Божий воплотился и пришел на землю, то Он, во-первых, даровал людям Свой Божественный свет — свет Своего учения, ибо люди блуждали во тьме; даровал пример Своей чудесной жизни и сказал апостолам на Тайной Вечери: «Я дал вам пример, чтобы, как Я поступал, так и вы поступали» (см.: Ин 13, 15). Творил чудеса, исцелял, благотворил и звал людей ко спасению. Но этого мало. Нужно было еще сделать то, о чем когда-то сказал Иоанн Предтеча, когда Господь Иисус Христос после сорокадневного искушения снова пришел к водам Иордана. Увидев Его, Иоанн Предтеча сказал своим ученикам: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29). Отсюда мы видим, что Иоанну Предтече был открыт истинный смысл и назначение пришествия Сына Божия на землю. Нужно было людей освободить от тяжести греховной, и для этого-то Господь Иисус Христос и пришел. В Евангелии мы видим много мест, где говорится о том, как Господь осуществлял это дело, которое Он принял на Себя. Когда-то, беседуя с теми, кто Его слушал, Он сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12, 49–50) Какое это было крещение, мы знаем из Евангелия. Апостолы, которые слышали эти слова, могли бы Ему сказать удивленно: «О каком крещении Ты, Учитель, говоришь, когда Ты уже крестился от Иоанна?» Но то было водное крещение, а Спасителю предстояло кровавое крещение в Его искупительных страданиях — крещение кровью.

http://pravoslavie.ru/3229.html

Какими мы будем после всеобщего воскресения мертвых? Скачать epub pdf О том, что Господь не только «умерщвляет», но «и оживляет», не только «низводит в преисподнюю», но «и изводит» из нее ( 1Цар.2:6 ), человек знал давно. Одно из наиболее ярких ветхозаветных провозвестий о будущем воскресении принадлежит пророку Исаие: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов... и... откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» ( Ис.26:19–21 ). Подлинность этого ветхозаветного ожидания открылась в Воскресшем Христе. Не случайно в век благовестников, мучеников, мужей апостольских, апологетов истина о всеобщем воскресении была столь же близкой христианскому сердцу, сколь и истина о Воскресении Самого Сына Божия. Воскресение Искупителя, пролившего Кровь на Кресте, умершего и освободившегося от оков смерти служит доказательством неминуемости всеобщего воскресения в будущем, предвосхищающей иллюстрацией этого события в настоящем. По этой причине повествование о Воскресении Христа апостол ставил в основание своей проповеди : «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:12–14 ). И действительно, если бы восстановление человеческих тел было в принципе невозможно, этот принцип распространился бы и на плоть Искупителя, во всем подобного нам за исключением греха. При таком положении вещей людям не осталось бы ничего другого, как только признать, что «Христос не воскрес», но вместо Воскресения представил нам личину Воскресения. Этим бы ознаменовалось, что и смерть не побеждена, и Крестная Жертва не принята, и грех не искуплен; и апостолы – не правдолюбцы, и Церковь – не мать, и все мы доныне блуждаем во тьме. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Этот базовый довод, подтвержденный многочисленными очевидцами, имеет настолько безупречное основание, что пренебрегать им, значит не доверять не только Святому Писанию, но и историческим свидетельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Можно ли говорить о единении христиан вне благодати и истины? Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. – Мы только что отпраздновали великий праздник Крещения Господня, или Богоявления. Дивный это праздник! «Все таинства христианския», говорит о нем святитель Феофан Вышенский : «сияют здесь Божественным светом своим и  просвещают  умы и сердца с верою совершающих сие великое празднество» («Мысли на каждый день года», стр. 12). Потому то и самый праздник этот в церковном уставе нашем так и называется  «просвещением». В чем же состоит это «просвещение»? Оно состоит в озарении и освящении умов и сердец наших  благодатью и истиною,  принесенными Самим Воплотившимся Сыном Божиим Единородным на землю для спасения людей, как об этом свидетельствует в начале своего Евангелия возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов:  «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины»... " и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»  ( Иоан. 1, 14, 16–17 ). Когда Христос родился, об этом узнали лишь очень немногие из людей. Только в день Своего крещения Он явно и открыто для всех выступил на то Свое великое служение, ради которого Он и воплотился, почему Св. Церковь в своих песнопениях именует праздник Крещения Господня, или Богоявления, «светлейшим» и «славнейшим»  днем, по сравнению даже с великим и столь радостным для нас праздником Рождества Христова, и, ликуя, поет:  «Явися Спас – Благодать и Истина во струях Иорданских, и сущыя во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися Свет неприступный»  (Светилен). Какая же именно «благодать» и «истина» дарованы нам в день Богоявления? Что именно произошло важного для нас в день этого «светлейшаго» и «славнейшаго» праздника? В этот день безгрешный Христос принял крещение от Иоанна в водах Иорданских для того, чтобы в Своем лице омыть грехи всего человечества, взятые Им на Себя по неизреченному человеколюбию. В этот день Владыка небесе и земли подклонил Свою выю и принял крещение  от раба,  чтобы дать пример  смирения  соблюдением общего для всех людей установленного им закона крещения, дабы исполнить этим «всякую правду» ( Матф. 3, 15 ) и собственным примером освятить это великое таинство духовного возрождения, без которого невозможен вход в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Пророки, ученые и гадатели. У кого истина? Автор-составитель, руководствуясь Писанием и Преданием православной церкви, предлагает задуматься над вопросами, важными для каждого человека. Что значило в древности, и, что значит теперь, пророческое служение? Как отличить пророка от лжепророка, почему экстрасенсы, гадатели и астрологи продолжают привлекать внимание? Какое место в современной культуре занимают научные прогнозы, в каких границах допустимо им верить? В изданиях серии «Святые с нами говорят» приводятся свидетельства из творений Святых Отцов, Житий Святых, выдержки из проповедей и писем исповедников прошлых времен, суждения верующих во Христа, – ныне совершающих свое земное служение. Нам необходимо искать Волю Божию о мире и человеке, – прежде всего о церкви и своей общине, – но также и о себе, о своей семье, о своей стране и человечестве. Без знания Воли Божией и следования Ей, свобода ведет в тупик. То, что открывает нам Бог в судьбах церкви и в опыте ее святых, вдохновляет, но и показывает, как надо действовать, чтобы будущее стало достойным человека. Пророчество, однажды явленное, никогда не устаревает, но рано или поздно сбывается, при этом, от повседневных решений и действий человека зависит не мало. Отрывки из книг Святых Пророков, специально подобранные для чтения в кругу семьи, помогут читателю проникнуться духовным смыслом, красотой и непреложностью пророческого Слова. В книге также разъясняется суть деятельности экстрасенсов, астрологов и гадателей, сопоставляется научный подход к изучению мира и путь веры, постижения Откровения Божия. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святые с нами говорят Пророки, ученые и гадатели. У кого истина? © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2011 © Глянц А.Г. – текст, 2011

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Отношение православного человека к своей Церкви и инославию Скачать epub pdf Истина христианства в том состоит, что оно не есть лишь теория, человеческая догадка о бытии, о Боге, о происхождении мира и человека и о целях их бытия, или система, развитая умом человека из данных посылок, а есть описание действительной жизни, от века бывшей в Боге и принесенной в мир Иисусом Христом. Поэтому догматы для православного христианина всегда были и должны быть догматами благочестия, метафизической основой его нравственной жизни, должны утверждать собою указания праведной христианской совести и, в свою очередь, находить в ней для себя удостоверение и опытное пояснение. Идеальный христианин, следовательно, в своем богословствовании всегда исходит из своего внутреннего опыта и уверен в истине свободно, на том основании, что непосредственно сознает, опытно участвует в этой истине. Внешнее рассудочное признание бытия Божия присуще и бесам (ср.: Иак. 2, 19 ), но истину Божественной жизни постигает, чувствует только тот, кто ее переживает. Конечно, источник жизни не внутри самого человека, в нем постоянно живет грех, начало, отрицающее Божественную жизнь; поэтому внешнее посредство получения истины необходимо для каждого отдельного человека. Священное Писание и Церковь и для него являются свидетелями истины, но верит он этим свидетелям опять-таки свободно, не так, чтобы исторические и другие выводы принуждали его признать этих свидетелей заслуживающими доверия, а потому, что в своем собственном опыте духовном, в своей совести он находит прямое и непосредственное отражение той истины, которую ему Церковь и Священное Писание предлагают. «Церковь,– говорит Хомяков,– не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто внешнее для нас. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его; ибо Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью более действительной, чем сердце, бьющееся в груди его, или кровь, текущая в жилах его; но живут, поколику он сам живет вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви». Не нужно христианину восходить на небо или спускаться под землю, чтобы там найти своего Христа (ср.: Рим. 10,7 ); он верует в Него, потому что постоянно убеждается, что Христос дает ему жизнь и дыхание и все ( Деян. 17, 25 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

ПОЧЕМУ ДЛЯ ИСКУПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ОТ ГРЕХА, ПРОКЛЯТИЯ И СМЕРТИ ПОНАДОБИЛАСЬ КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА ХРИСТОВА? Ответ на этот вопрос дают нам многие изречения Священного Писания, а также и Священное Предание нашей св. Церкви, в лице многих прославленных Отцов и учителей Церкви первых веков христианства. Особенно же сильно и убедительно раскрывают нам это именуемый «Отцом Православия» св. Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский, и Великие Вселенские Учители и Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Как свидетельствуем Слово Божие, в лице нашего Творца-Господа  «Милость и Истина сретостеся, Правда и Мир облобызастася»   ( Пс. 84, 11 ). Господь безгранично  правосуден: Он – праведный Судия,  что весьма ярко удостоверяет Слово Божие: «Праведен Господь и правды возлюби, правоты виде Лице Его»   ( Пс. 10, 7 ); «Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие»   ( Пс. 44, 8 ); «Праведен еси, Господи, и прави суди Твои»   ( Пс. 118, 137 ); «Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина»   ( Пс. 118, 142 ). И вот, по закону безусловной Правды Божией, согрешившему человеку, в лице наших прародителей Адама и Евы, изречен праведный приговор, который повлек за собой изгнание из рая, лишение райского блаженства и радости общения с Богом, что и было для них проклятием и, как последствие греха – смерть. Но Бог не только праведен и правосуден: Он – «щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив»   ( Пс. 102, 8 ); Он  «есть любовь» 1Иоан. 4, 16 ), как учит об этом пространно и трогательно возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. Как же совместить в деле искупления падшего человека одно и другое – совершенное Правосудие и  совершенную Любовь? Крестная Жертва Христова как раз и явилась таким совмещением по Премудрому, Всеблагому и непостижимому для ограниченного ума человеческого Промыслу Божию, как всегда и везде учила об этом истинная Церковь Христова, руководствуясь свидетельствами Священного Писания и толкованиями Своих великих Отцов и Учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Псалом 107 Да будет по всей земле слава Богу, победившему народы и чрез то избавившему от них возлюбленный народ Израильский. 1. Песнь, псалом Давиду. Ср. Псалом 59. 2–3. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано. Проникнутый чувством благодарности к Богу за милость Его к себе и народу, псалмопевец решил выразить это свое чувство в особой песни и эту песнь воспеть торжественно, под звуки псалтири и гуслей. – Готово сердце мое, Боже, восклицает он, готово, – оно одушевлено, настроено сильным чувством, и – неудержимо стремится выразить это чувство во всей его полноте и силе... «Я буду петь и воспевать во славе моей, т. е. вместе с хором левитов, певцов и музыкантов – в скинии, пред жертвенником, где так обычно прославлялось имя Божие, особенно в нарочитые дни, при торжественном богослужении... Востань, слава моя, т. е. музыкальные орудия славы, именно – восстаньте, псалтирь и гусли! – Иначе говоря: вместе с тем, как сам псалмопевец, восстав от сна, станет на молитву для прославления Бога, пусть и обычные орудия его славословия – музыкальные инструменты также восстанут, т. е. будут поставлены прямо его рукой и стройными звуками своих струн будут сопровождать одушевленное пение – славословие молящегося. – Я встану рано, говорит псалмопевец, разумеется – с восходом солнца, с наступлением первого часа дня, когда обыкновенно совершалась благочестивыми людьми благоговейная молитва и дома, и в храме. 4–5. Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех: яко велия верху небес милость Твоя и до облак истина Твоя. Восстав рано, говорит псалмопевец, я буду исповедатися Тебе, – прославлять Твои свойства и совершенства, открытия в делах Твоих, особенно великий милости Твои. Буду прославлять Тебя в людех – в большом собрании народа во храме, дабы он весь, слыша о милостях Твоих, также в молитве торжественно вознес Тебе хвалу. Буду прославлять Тебя пением во языцех, точнее – среди племен, т. е. среди двенадцати колен народа Израильского, собиравшихся во храме в великие праздники. – Пусть глас пения и звуки музыки и восклицания народа возносятся к небу и к облакам – к небесному престолу Божию, ибо и милость Божия и истина Господня, явленная вместе с этой милостью ко всему народу, превыше небес, до облаков, т. е. превосходить всякие другие дела людей и царей, как бы они ни были славны, и как бы громко они ни прославлялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение В сегодняшнее воскресенье, называемое Неделей по Богоявлении, мы читали Евангелие от Иоанна, которое заканчивается такими словами: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Апостол Павел однажды написал, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия». Если слово Божие не будет проповедоваться, тогда никто не сможет веровать, потому что вера не дается путем каких-то умозаключений. Нельзя сидеть, размышлять, взвешивать, книжки интересные читать и из этого исходя уверовать. Это невозможно. Вера есть дар Божий, и она рождается в сердце оттого, что человек слышит слово Божие. Происходит это таинственно, необъяснимо. Дело в том, что каждый из людей, родившийся на земле, создан по образу и подобию Божию. И если бы не грехи, то человек был бы Богом, а грехи делают его подобным дьяволу . Но все-таки, несмотря на все ужасные поступки, слова, мысли, образ Божий в людях сохраняется. И вот в один прекрасный момент до слуха человека доносится слово Божие – или из Священного Писания, или он услышит какие-то слова христианина, или увидит необыкновенный христианский поступок, который окажется для него привлекательным, можно даже сказать, очаровательным. И человек смотрит, удивляется красоте этого поступка и хочет этому подражать. Господь сказал: кто от истины, тот Меня послушает, а кто не от истины, тот не послушает. Если какому-то человеку, излишне пьющему вино, сказать: когда же ты бросишь пить? до какого свинства ты уже дошел, как тебе не стыдно, – он обычно не перестает пьянствовать. И мы удивляемся: почему он нас не слушает? Ведь очевидно, что от пьянства все разрушается в его жизни. Почему же он пьет? Дело в том, что истина наших слов для него не так сладка, как то ощущение, которое он получает, когда бывает пьян. Поэтому, когда человеку попадает в руки слово Божие, или он слышит слово Божие в храме, или когда ему кто-то говорит какую-то истину, выбор его зависит не от того, насколько красноречиво ему говорят, насколько большой авторитет к нему обращается, насколько его захватило Евангелие, – не от этого. Выбор зависит только от того, насколько грех укоренился в его сердце, что ему слаще: истина или грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010