Научение Церкви Где хранится истина Божия? Истина Божия хранится в Православной Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим 3:15 ) Почему же именно Церковь Бога живого называется столпом и утверждением истины? Потому что Христос Спаситель передал истину Свою Церкви. Каким образом Господь сделал это? Для этого Спаситель не писал никаких книг и другим никогда не повелевал делать это. Для передачи Божией истины Церкви Господь воспитал Своих Апостолов, передал им Свое Божественное учение и из них составил Свою первоначальную Церковь . Так и говорил Спаситель Отцу Небесному: «Я передал им слово Твое» ( Ин. 17:14 ) Как же мы узнали об истине Божией? Мы узнали о ней через распространение у нас Церкви Христовой. Господь приказал Апостолам и их преемникам в Церкви Божией так: «идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ) – «идите научите все народы» ( Мф. 28:19 ) Кто веровал в Евангелие, тех крещением присоединяли к обществу Христову. Так Церковь и распространилась по всему миру. Какой проповедью распространялась Церковь Христова? Вначале вера Христова утверждалась только через устную проповедь . Так говорит Апостол: «мы должны быть особенно внимательны к слышанному , чтобы не отпасть от спасения, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось, слышавшими от Него» ( Евр. 2:1–3 ). После сошествия Св. Духа христианство распространялось только устною проповедью Апостолов, и не один год прошел с тех пор, как началась Церковь Христова на земле, а Апостолы все еще ничего не писали. Откуда же у христиан имеются Священные Писания? Они достались Церкви Христовой прежде всего от Ветхого Завета, а затем и некоторые Апостолы оставили свои Писания. Разве Христос требовал, чтобы верующие в Него признавали Ветхозаветные Писания? Господь, когда доказывал людям, что Он есть обещанный Избавитель, всегда указывал на Ветхозаветные книги. " Если бы, говорил Спаситель фарисеям, вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» ( Ин. 5:46–47 ). И Апостолам Господь говорит: «вот то, о чем Я вам говорил еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лук. 24:44–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Псалом 88 Пс.88:1 . Разума Ефама Израильтянина. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Ефама Исраильтянина. Из сего надписания явствует, что сей псалом сложен не Давидом, но Ефамом Израильтянином, как и самая материя псалма доказывает. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, предприемля намерение молиться за страждущую церковь , во-первых, предлагает во утешение себя и других завет, учиненный Богом с Давидом. Потом упоминает вообще о Божией силе, видимой во управлении всего мира. К сему присовокупляет бывшее избавление Израильскаго народа от плена, при котором случае явил Бог преславный опыт отеческия милости Своея к избранному народу. Наконец предлагает жалобу, что Бог как бы забыв о своем завете, предает церковь Свою насилию нечестивых и в бедственном состоянии не утешает и не помогает ей. Пс.88:2 . Милости твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину твою усты моими. Пророк начинает псалом от похвал Божиих и от воспоминания завета, дабы верные, будучи в тяжких искушениях, не колебалися в вере, но уповая на Божия обещания, не сомневалися о возстановлении церкви и о том прилежно молилися. А понеже трудно было удостоверить, чтоб Бог, Который казался быть тогда строгим и неумолимым, скоро преклонился на милость, сего ради, дабы удалить сие искушение множеством и различием Божией милости, не просто глаголет: милость Твою Господи воспою, но употребляет множественное число, глаголя: милости Твоя, Господи, воспою. Пс.88:3 . Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина твоя. Дает причину, чего ради хощет воспевать Божия хвалы даже и посреде самых жестоких бедствий: понеже не отчаивается, что Бог помилует рабов Своих. Чего ради? поскольку Сам сказал, и солгать не может, что милость Его в век созиждется, и истина Его на небесех уготовится, то есть, пребудет вечно тверда и постоянна на подобие непоколебимаго здания, котораго никакое насилие времен и веков разрушить не может: ибо на небесех уготовано, где вся суть вечна. Пс.88:4 . Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf БЛАГОДАТЬ Стяжание благодати Святого Духа – цель христианской жизни Итак, кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею душе своей, тот тщетно носит имя христианина он одинаков с неверными. Он может думать, что избежал всякого зла и проходит всякую добродетель, – но поистине лжец и притворщик. Пусть он и трудится, но тщетен труд его. Пусть раздал он все имение свое бедным, постится, совершает бдения, спит на голой земле, молит: «Господи, помилуй!» Но если он не носит в сердце убеждения, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия, и не одну эту благодать прежде всего ищет получить; если у него и в мысли не было, что только ради получения этой благодати раздал он имение свое и подвергает себя всяким лишениям и злостраданиям; если не с этой целью подвизается он, чтобы или получить благодать в первый раз через Крещение, или, если имел ее и она отошла по причине греха, возвратить ее опять через покаяние, исповедь и самоуничиженное житие; если он подает милостыню, постится, совершает бдения, молится не с этой одной целью, но думает, что совершает славные и ценные сами по себе перед Богом добрые дела, – то тщетно он утруждает и измождает себя. Эта-то, о которой говорю я, цель – и есть от начала мира сокровенное таинство христианина, явившееся в последние времена ( Кол. 1, 26 ). Ее разумеет апостол Павел, когда говорит о Боге, что Он «хочет,, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ). Ибо познание истины не что иное, как эта самая благодать. Она есть истина, которая произошла через Иисуса Христа, по святому Евангелию ( Ин. 1, 17 ). И невозможно христианину обрести милость у Бога, если не познает он этой благодати. Ибо как Христос не мог творить знамений и чудес для неверующих, так не может Он помиловать никого из тех, кто хотя и верует в Него, но не познал прежде, что такое благодать Христова. И через Него подаваемая, эта благодать и истина – есть милость и спасение. Никто не может другим образом спастись, если не получит божественной благодати, которая обожит его, сделает богом по благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 171–172 ) . ОСВЯЩЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Я призван в благодатный завет с Богом, чувствую это высокое общение Его со мною недостойным, но чем мне кроме молитвы моей, сверх слабых начатков благочестия, сообщенных мне при моем воспитании, прояснять, обновлять и укреплять свое благочестие и Богопочтение? Для этого между домашними предметами моего постоянного, особенного внимания должен я иметь у себя священное Писание, как драгоценнейшую собственность, с благоговением хранить и при руководстве Православной Церкви поучаться в законе Божием, его читать, понимать, помнить и исполнять. Чтение Священного Писания мне необходимо для утверждения моего в вере; ибо учение Православной веры содержится и почерпается в слове Божием. Необходимо для побуждения моего к добрыми делам; ибо столь чистого и святого побуждения нигде я не найду вне слова Божия. Где, например, обрету я сильнее и святее побуждение к безропотному и неизменному повиновению Властям, кроме слова Божия, которое глеголет: несть власть, аще не от Бога ( Рим. 13:1 ). Рабы повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите; по аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом ( 1Петр. 2:18–20 ). Где могущественнее, святее и лучше кроме слова Божия найти побуждения к самоотвержению, смирению, нестяжанию, кротости, терпению, любви взаимной и прочим добродетелям, источникам славы Божией, моего и общего счастья и спасения? Необходимо для уразумения чина Богослужения, коего начала и содержание заимствованы из слова Божия. Необходимо вообще для освящения и возвышения всех моих мыслей и всех моих знании, кои без слова Божия бывают односторонни, плотски, низки и недостаточны. Среди различных несогласных, непримиримых человеческих мнении слово Божие, дышащее божественною святостью, составляет, если можно так сказать, всемирную совесть, для различия добра от зла и может служить признаком истины, добра и блаженства. Господь глаголет: Аз есмь путь, истина и живот ( Ин. 14:6 ); Аз свет в мир приидох ( Ин. 12:46 ). При столь важных требованиях чтение слова Божия должно быть для меня первым чтением, а вторым – чтение частнейшее о предметах и делах моего звания в обществе. Вот два чтения мне прямо необходимые, – одно соединяет меня с Богом и Церковью , другое с отечеством земным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

305. Слово в день совершившегося столетия Императорского Московского Университета (Говорено в церкви Св. Мученицы Татианы января 12; напечатано в Журнале Минист. Народн. Просвещ. 1855 г., в Твор. Св. От. того же года, и в собран. 1861 г.) 1854 год Обитель высших учений празднует ныне день своего рождения, и, притом, с особенною торжественностию; потому что это сотый день ее рождения. Воспоминания своей столетней жизни, конечно достопамятные, она возвестит собственными устами, в которых не имеет недостатка. Мне должно пред нею быть в том положении, в которое меня поставили преемники учеников Учителя рыбарей и скинотворцев, «избравшаго буяя мира, да премудрыя посрамит» ( 1Kop. I. 27 ). Отсюда смотрю, как начинает свой праздник обитель высших учений: и что вижу? – С благоговением приводит она и наставников и наставляемых пред лице Учителя, Который провозгласил Себя единственным Учителем, и следственно всех человеческих учителей низвел в разряд учеников, и, однако, чрез сие не преувеличил Своего достоинства и не оскорбил их достоинства. «Един... есть ваш Учитель Христос» ( Mamф. XXIII. 8 ). Итак вы делом исповедуете, что Христос есть Божия премудрость поучающая, и Он же есть предмет поучающей премудрости – истина: что «Господь дает премудрость» наставляющим, «и от лица Его познание и разум» в наставляемых ( Npumч. II. 6 ). Взирая на сие с утешением, и призывая свыше умам и сердцам наставников и наставляемых внутренно озаряющий свет Христов, надеюсь найти открытый слух, если прочитаю некие слова из святой учебной книги Божественного Учителя, которая одна удовлетворила некогда Иустина Философа после всех философских мудрований, и которой, после приобретенной славы афинской учености, отдали себя в ученики Василий Великий и Григорий Богослов . «Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину» ( Uoah. XVIII. 37 ). «Аще вы пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете; и уразумеете истину» ( Uoah. VIII. 31–32 ). «Аз есмь путь и истина и живот» ( Uoah. XIV. 6 ). Это суть собственные слова небесного Учителя. Ревнителям знания, просвещения, мудрости, следственно, ревнителям истины, не радостно ли видеть, какую высокую важность дает Он истине, и как сильно побуждает к исканию и уразумению ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

            Периодически ездя по Москве на такси (много таксистов-мусульман: казахи, туркмены, таджики, киргизы, дагестанцы),  вольно - не вольно разговариваешь с таксистами, и они все настырно проповедуют Ислам. Стоит с ними заговорить о чём-то более-менее духовном, как они говорят о Мухаммеде, последнем пророке, о «Столпах Веры», о каких-то ещё вещах. И нужно отвечать, нужно давать понять, что ты знаешь это, и нужно говорить своё и т. д. Понимаешь, что это бесполезно - за время путешествия в такси, за каких-то там полчаса, проповедовать. Нужно иметь царя в голове и не быть таким примитивным, как некоторые, которые тычут своё на каждом шагу. Святые слова требуют святой обстановки. Но вот стоит понять, что они проповедуют. Они ездят за рулём, баранку крутят и проповедуют. Не стыдятся благовествовать свою веру. Наши часто стыдятся благовествовать, поэтому я хочу обратить ваше внимание на слова апостола Павла: «Я не стыжусь благовествования Христова». Т.е. не стыжусь говорить о том, что Христос — это Божий Сын, который стал человеком и был распят как злодей. В те времена злодеев продолжали распянать. «Я не стыжусь, потому что оно есть (Евангелие Христово) сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Эллину». Это выражение «Во-первых, Иудею, потом и Эллину», потом ещё повторится в Послании к Римлянам несколько раз. Он будет так и говорить: «Во-первых, Иудею, потом и Эллину», во второй главе, в третьей и дальше. Это потому, что Евангелие обращено, во-первых, к Иудеям. Это трудно понять нашим антисемитам и многим радикально настроенным людям, которые слышали звон, но не знают где он. Но вообще, верующий человек должен спокойно к этому относиться. Православный верующий человек должен спокойно относиться к тому, что Слово Божие обращено во-первых к Иудею, потом и к Эллину, а уже потом и к славянину. И мы, в общем-то, в конце хвоста, быть может, первые можем быть. Потому что «последние будут первыми, а первые последними». Так оно и есть на самом деле. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Такие важные слова, в том смысле, что люди содержат истину в неправде. Т.е. истина есть, её нельзя ни убить, ни прогнать. Она есть, она содержится, но она как бы окружена, задавлена неправдою. И гнев Божий открывается на тех, у кого истина содержится в неправде. Вот такие интересные, важные слова, мне кажется.

http://radonezh.ru/text/14-11-14-pryamoy...

§ 113. б) При Констанции и трех преемниках его. На другой год после смерти Константина сыновья его положили возвратить всех заточенных епископов на их кафедры; так возвратился в Александрию и Св. Афанасий, но ненадолго. На него вновь посыпались клеветы; когда легковерный Констанций сам стал на стороне ариан, чему не могли верить в столице относительно Афанасия? Император в письме угрожал Афанасию смертью . В Антиохии Собор арианский (в 340 г.) отвергнул Никейский Символ, избрал отъявленного арианин Писта на место Афанасия. Когда же (в 340 г.) 100 епископов Египетских разослали ко всем епископам оправдание Афанасию с объяснением и того, откуда проистекает ненависть против него: евсевиане послали в Александрию с отрядом солдат новоизбранного ими епископа Григория; ариане произвели тогда разбой и убийство в Александрии; Афанасий едва мог поспешным, тайным, удалением из Александрии спасти жизнь свою. В послании к Епископам всех Церквей Афанасий изобразил все ужасы нечестия, совершавшиеся пред его глазами, и умолял – подать помощь Церкви Александрийской, попираемой наглым нечестием 149 ). Понятно, что для истины Христовой в Константинополе теперь делать было нечего Афанасию, и он в 342 г., явясь в Рим, показал Западным епископам, кто таковые евсевиане, домогавшиеся в своих символах казаться православными; открыл глаза Западу, что истина поругана, истинные пастыри Востока лишены или престолов, или возможности спасать свою паству, что необходимы меры защитить Церковь , которую хотят разрушить враги Сына Божия. Ревность к истине наконец пробуждена; – составилось несколько Соборов местных на Западе, сделавших по крайней мере то, что истина стала предметом общего ревнования на Западе. Но надобно было сделать что-нибудь и для Востока. Император Констанс, узнавший и полюбивший Афанасия, после бесполезного ходатайства за него пред братом, наконец настоятельно потребовал от Констанция, чтобы составился Собор общий. В 347 г., на Соборе Сардийском, предложено было рассмотреть дело Афанасия и других епископов-исповедников. Но рассматривать дело Афанасия и других гонимых пастырей на общем Соборе для ариан означало тоже, что произносить суд на самих себя, и они, удалясь в Филиппополь, составили свой Собор; следствием сего Собора было, что в Александрию послано было предписание умертвить Афанасия, если он явится в Александрию. Но послы Сардийского Собора, объяснив Констанцию ход дел и открывшийся новый бесчестный поступок ариан, (подобный поступку их с Евстафием), заставили Констанция умерить свою доверенность к ним, и Констанций три раза писал к Афанасию, чтобы тот прибыл к нему, уверяя его в личной безопасности его и в собственном своем уважении к нему. В 348 г. когда Григорий уже умер, а голос Констанса заставил многое переменить к лучшему на Востоке, Афанасий явился к Констанцию, представил ему объяснения о прошлом и с честью отпущен был в Александрию 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В самом деле, разве мы не должны радоваться и благодарить Господа за то, что Он, Милосердый, призирает на Свою Церковь и сохраняет ее невредиму и непреобориму от врагов даже и до днешнего дне? Ведь не в первые только века Церковь Христова терпела разные беды и подвергалась гонениям, и не во времена только вселенских соборов делали на нее нападения лжеучители, свой разум взимающие на разум Божий! Нет. С первых дней и до скончания века Церковь была и есть на земле воинствующая. До скончания века она будет уподобляться кораблю с пловцами, плавающему среди разъяренного бушующего моря, ежеминутно готового низвергнуть пловцов с корабля и потопить в волнах и самый корабль. И кажется, чем дальше плывет этот корабль, тем сильнее хлещут по нему волны, тем яростнее нападают они на него! Сначала, в первые века, были гонения на христиан внешние, со стороны язычников. А когда Церковь восторжествовала над ними, является опасность еще более грозная, но уже с другой стороны: оканчиваются беды от язык, но зато начинаются беды от сродник, беды от лжебратий, возникают нападения внутренние: в недрах самого христианства появляются одна за другою ереси, секты и расколы. Конечно, истина Божия восторжествовала над ложью человеческою; но членам Церкви не приходится складывать своего победного оружия. Им предстоит вести борьбу уже не с древними еретиками, а с новыми врагами: с неверующими, с разными отрицателями и мнимыми представителями могучей науки. И нельзя сказать, чтобы с течением времени борьба эта утихала: лишь Церковь успеет одержать победу над одним врагом, как появляется новый противник. Зло – как будто какая-то гидра, у которой на место отрубленной головы вырастает новая. В последние же времена зло напряжет все свои силы и в лице антихриста вступит в ожесточенную борьбу с Церковию Божиею, и для Церкви в те дни будет великая скорбь, какой не было от начала мира ( Матф.24:21 ): и в прошлые времена иные цветущие и некогда славные поместные церкви беднели и пустели, а под конец будет еще больше отпадений. Но не было, и мы верим, по слову Христа и не будет времени, когда бы вся вселенская Церковь Христова исчезла с лица земли. Нет: твердо стоит основание Божие ( 2Тим.2:19 ); на недвижимом камне создана Церковь Христова и врата адова не одолеют ея ( Матф.16:18 ). Чем яростнее бьют волны об эту скалу неподвижную, тем дальше отскакивают они от неё! Иногда враги Церкви Христовой готовы бывают праздновать полную победу над Церковию; им кажется, что они покончили с нею. Но что же? Как вздувшиеся волны, ударив о корабль, снова сливаются с морем, и не видно их, и не отличить их от других волн, так и враги Христовы, восстав на Церковь Божию, снова возвращаются в ничтожество, из которого вышли, а корабль церковный по-прежнему продолжает свое победное шествие вперед. Каждый вновь прожитый год все более утверждает несомненность того, что истина Господня пребывает во век, и что Церкви Христовой и врата адова не одолеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Введение Буддизм – одна из мировых религий, насчитывающая сотни миллионов последователей. Историческим ареалом ее распространения были по преимуществу страны Азии. Однако, начиная с конца XIX века в западных христианских странах, а позднее и в России стала появляться своего рода мода на буддизм, когда люди, крещеные и воспитанные в христианской культуре, стали называть себя буддистами и активно распространять собственные интерпретации этого древнего мировоззрения. На такое явление обращали внимание уже святой Николай Японский и священномученик Философ (Орнатский). В XX веке в Америке и Европе появились целые буддистские монастыри, где живут и обучаются коренные жители, в прошлом считавшие себя христианами. Это движение не обошло стороной и православные страны – Грецию, Сербию, Россию. В современной массовой культуре идеи буддизма получили заметное распространение и популярность, благодаря чему даже те, кто не причисляет себя к буддистам, испытывают определенное влияние этих идей. При этом многие затрудняются ответить, как именно эти идеи соотносятся с христианством. Поэтому мы решили сопоставить Православие и буддизм и указать их основные отличия. Отношение к Богу Творцу Главным вероучительным различием между христианством и буддизмом является отсутствие в буддистской доктрине понятия Бога-Творца и даже, более того, отрицание буддизмом возможности бытия Божия. На это обращали внимание и христианские святые, например, священномученик Андроник (Никольский) , который писал: «буддизм есть безбожие, ибо Бога нет у него» 1 . Это самое краеугольное различие между Православием и буддизмом. «Мы знаем, что нет иного Бога, кроме одного» ( 1Кор.8:4 ). Для Православия вера в Бога является важнейшей основой. Библия уже в самом первом стихе признает Бога первопричиной всего существующего (см. Быт.1:1 ); причем бытие Божие предполагается как несомненная и непреложная истина. Эта истина столь важна, что Церковь в чине Торжества Православия провозглашает первым же пунктом: «Отрицающим бытие Божие... – анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Глава 15. Отец Иоанн о покаянии, посте, терпении 1 Трезвение, молитва, причащение, чтение слова Божия являются не единственными средствами борьбы со злом и обретения даров Святого Духа; к ним принадлежит еще покаяние. Оно тесно связано с трезвением, то есть с осознанием и отогнанием дурных переживаний, и с молитвой. Покаяние – это скорбь об уже случившихся грехах, погрешностях и о греховном своем состоянии, соединенная с желанием от всего этого избавиться. Кающийся желает избежать дурных последствий своих падений, из которых самое страшное – возможность повторения или даже усиления греха. Каяться можно только перед лицом Господа, в свете Его Божественной Правды. Самоанализ, хотя бы самый тонкий (имеющий даже интересное название – психоанализ), если он не сопровождается правильной оценкой всего того, что открывается в душе, – есть бесполезное само копание. Что толку ставить диагнозы, когда не знаешь, что есть истинное здоровье и что есть Истина, и даже сомневаешься в том: есть ли она? У кающегося христианина есть то преимущество, что его духовному взору предстоит живая, воплощенная Истина – Христос, перед Лицом Которого он и судит себя. В предшествующих главах было уже достаточно, со слов отца Иоанна, сказано о том, что есть Божественная жизнь, что есть грех , и тем самым показана и основа покаяния. Слова отца Иоанна о грехе, обусловленные покаянным чувством, суть плоды покаяния, но у него много незабываемых слов и о покаянии в более тесном смысле, и некоторых из них нельзя здесь не привести. «Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаживания их», – говорит он, а в другом слове поясняет, что «покаяние есть отрицание греха, война с грехом от всего сердца и помышления, как с нелепой враждой против Бога, против себя, против собственного блага». Еще, согласно его слову: «Как грех есть смерть для души, так святое покаяние есть воскресение ее». Поэтому истинное покаяние требует не повторения грехов, в коих покаялся человек, а неуклонного следования по пути добродетели. По словам отца Иоанна, надо каяться тотчас о совершенном грехе: «Когда сердце твое возмутится… от страсти и с языка твоего будут слетать слова недовольства и вражды…тотчас преклони колена и исповедуй пред Духом Святым согрешение твое…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010