88 Пс.88:1 . Псалом разума Ефама Израильтянина. В настоящем псалме предрекает Пророк рождение Христа от семени Давидова, царство Его и спасительное страдание, какое претерпел за нас. Псалом же надписывается «разума» по особенной потребности духовного разума к уразумению глубины тайн его. А об Ефаме, что и он был Пророк, ясно сказано в предыдущем псалме. Пс.88:2 . Милости Твоя, Господи, во век воспою. Какие же это оказанные нам милости Господни, которые должны мы воспевать? Не те ли, что низложены начала и власти и самая держава диавола, а мы освобождены от греха и смерти? В род и род возвещу истину Твою усты моими. Отчая Истина есть Сын, Которого от рода до рода носят в устах своих святые. Речь же эти произносится как бы Апостольским ликом. Пс.88:3 . Зане рекл еси: в век милость созиждется. Ты, Владыко, благоволил дать обетование, что великая и чудная милость непрестанно во век будет созидаться. Это значит: будет устроена или воздвигнута. Ибо созидаемое как бы воздвигается и восставляется. Таковы спасение и благодать, даруемые Христом. Как милость Божия созидает людей, так истина уготовляет святые силы. Уготовится истина Твоя. Как спасение чрез Христа именуется милостью и благодатью, так опять именуется (на небе и на земле) и истина, которая даже до неба воздвигнута кровью. Пс.88:4 . Завещах завет избранным Моим, т. е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетования о Христе, по сказанному: «и благословятся о семени твоем... вся колена земная» ( Быт. 22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему. Когда же клялся? Не тогда ли, как сказал ему: «и будет, егда исполнятся дние твои, и уснеши со отцы твоими», восстанет от семени твоего Иной, «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю во век царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю царство Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет Ми в Сына» ( 2Цар.7, 12–14 )? Пс.88:6 . Исповедят небеса чудеса Твоя. Говорит это, потому что родился Христос, и Ангелы благовествуют пастырям, говоря: «яко родися нам днесь... Христос Господь, во граде Давидове» ( Лк. 2, 11 ), и явилось множество других

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Правда, как она есть. «Темже отложше лжу, глаголите истину, кийждо ко искреннему своему».  ( Ефес. 4, 25 .) Апостол учит, что христиане не должны лгать, а говорить друг другу только  правду.  Если это должны делать все христиане вообще, то тем более – лица, носящие сан священства, и, конечно, прежде всего епископы. И эта правда, эта истина должна быть не чисто-внешней, лишь формальной (под которой нередко, а особенно в наше время, скрывается вопиющая неправда), а истиной по существу, ибо только такая истина и есть действительная, настоящая истина, а не одна обманчивая видимость истины. Но вот в наше время, когда истина на каждом шагу попирается, а ложь торжествует, нагло поднимая голову, мы со скорбью видим, как редко можно слышать голос такой чистой истины. Личные интересы, личные выгоды и лукавые соображения часто совсем затмевают истину. И приходится слышать явную ложь, иногда даже очень плохо завуалированную и замаскированную, причем сторонники и приспешники этой лжи с ожесточением от всех требует, чтобы эта ложь признавалась за истину. Всегда это бывало и в прошлом, но никогда еще эта ложь не расцветала таким пышным цветом, как в нашем злосчастном ХХ-ом веке, когда, можно сказать, огромное большинство людей живут во лжи, ложью дышат и ложью питаются, не считаясь с совестью, а думая только о своих личных узко-эгоистических интересах. Жить по лжи стало выгодным, а защищать истину – можно потерять то, что приобретено ложью, или так или иначе пострадать, иногда даже с опасностью лишения жизни. Таков моральный «прогресс» нашего «прогрессивного» ХХ-го века, который все растет и растет прямо-пропорционально прогрессу материальному! Нам дано Слово Божие, дано основанное на нем многовековое учение Церкви, имеем мы великих подлинно Боговдохновенных Отцов Церкви, подвижников и наставников благочестия, дивные примеры из житий святых угодников Божиих. Казалось бы, чего проще: следовать всему этому – и только! Но нет – все это или вовсе отметается, как устаревшая, ненужная рухлядь, не созвучная «прогрессивному» духу времени, или перетолковывается лживо и лукаво на свой лад, в согласии со своим развращенным вкусом, в угоду своим греховным страстям.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

сост. А. Городков О важности Догматического Богословия Возвышенный предмет, исключительный источник догматического Богословия – говорят об особенной важности его в ряду других наук. Истины, которые изъясняются и излагаются в догматическом Богословии, по своей достоверности и по незаменимому значению для нашей жизни, действительно, стоят выше всех естественных человеческих познаний 59 . Значение истин веры для нашего ума Во всех людях замечается постоянное стремление к отысканию истины. «Истина есть одна из естественных и существенных потребностей духа человеческого». Об этом свидетельствует и Откровение, по которому «истина Божия есть хлеб жизни ( Мф.4:4 )», и естественный разум, хотя не в таком глубоком разумении могущий сказать, что истина есть жизненная пища духа человеческого». Потребность в истине сказывается в любопытстве детей. Истины «ищет судия в законе и в судебном деле, наука в неизмеримом пространстве вселенной и в тайных хранилищах природы человеческой». Наш ум не может жить без истины. Где же можно найти истину? «От любомудрия новейшего времени можно услышать, что ограниченное, многочастное, условное, относительное, чувственно являемое, изменяющееся, преходящее не представляет совершенной истины; что коренная и совершенная истина должна быть найдена в непреходящем, в неизменяемом, в умосозерцаемом, в отрешенном, в безусловном, в едином, в бесконечном». «Менее ли удовлетворительно (будет) и не более ли (будет) понятно для всех, если (вместо этого) скажем, что корень и основание истины, средоточие истин, солнце мысленного мира есть чистое умопредставление, или идея Бога, Творца, Вседержителя». Но «чистое умопредставление Бога, Творца, Вседержителя», столь важное для удовлетворения ума, может быть дано только откровенным учением 60 . Сам же человек не только бессилен самостоятельно отыскать истину, но даже и при содействии естественного откровения – «целый мир в продолжение веков и тысячелетий не умел найти и привести в действие первую, коренную, преимущественно необходимую, яве поставленную истину» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf Часть первая. О Боге в самом себе Предварительные понятия § 11. Непостижимость существа Божия при всеобщей уверенности в бытии Божием I. Первая и основная истина христианского вероучения и всего христианского богословия есть истина бытия Божия. Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть ( Евр.11:6 ) Бог , – высочайшее и всесовершеннейшее Существо, Который не далече от каждого из нас: о Нем бо живем, движемся и есмы ( Деян.17:28 ), и от Которого все зависит. Св. Писание предполагает эту истину общеизвестною и называет безумным того, кто сказал в сердце своем: несть Бог ( Пс.13:1 ). И это понятно. О бытии Божием свидетельствует человеку самая его богосозданная и богоподобная природа, которой присуща идея о Боге, как врожденное влечение к живому общению с Ним, и способность непосредственно ощущать Его бытие, чувствовать Его близость и воздействие на свой дух, когда Он прикасается к душе человеческой и дает ей знать о Себе. Вот это-то ощущение таинственного воздействия Божества внутренним чувством человека и служит основанием всеобщей непоколебимой уверенности в бытии Божества, во все времена находившей и находящей свое выражение в благоговейном почитании Божества, или в религии. В особенности восприимчива к воздействиям Божества душа христианская, очищенная от греха и приближенная к Богу. Но христианство дает основание для убеждения в бытии Божием и внешнее, историческое – в явлении Бога во плоти в лице И. Христа. II. С верою в бытие Божества нераздельно и непосредственно связано представление о Нем, как о Существе, безмерно возвышающемся над всем видимым и доступным нашему наблюдению и познанию миром, и потому непостижимом в Его внутреннем существе никаким сотворенным умом. «Что есть Бог в существе Своем (т. е. Сам в Себе. в полном отрешении от Его проявлений в мире), – учит «Православное исповедание», – того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, то есть, ни самые ангелы, ибо совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью» (отв. на вопрос 8). Познание существа Божия может быть свойственно только Самому Богу. По словам Спасителя, никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын ( Мф.11:27 ). Ап. Павел говорит: кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Дух бо вся испытует, и глубины Божия ( 1Кор.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1. Знание вещей земных и небесных род людской имеет обыкновение оценивать очень высоко. Но, конечно же, лучшими [из его представителей] являются те, кто предпочитает этому знанию самопознание. Душа, которая знает свою немощь, более достойна похвалы, нежели та, что, не обращая на это внимание, исследует пути небесных светил, дабы познать [их], или [нежели] та, что, уже познав [их], держится [этого знания], сама оставаясь в неведении, каким путем достичь своего спасения и утверждения. Кто же, будучи поднятым пылом Святого Духа, уже пробудился к Богу и [кто] в любви к Нему обесценился пред самим собой, желая, но не имея сил войти в Него; и кто, будучи Им просвещенным, обратил внимание свое на себя, а также увидел и познал, что невозможно смешивать свои недуги с Его чистотою; тот считает сладостным проливать слезы, испрашивать у Него, чтобы Он вновь и вновь смилостивился, доколе не исчерпается все его несчастие, вымаливать с упованием, [словно] уже добившись безвозмездного ручательства в своем спасении от Единственного Спасителя и Просветителя человека. Ведь потому знание нуждающегося и страждущего не надмевает, что любовь назидает ( 1Кор.8, 1 ). Ибо он предпочел знание знанию, так как он предпочел познать немощь свою, нежели пределы мира, основания земли и высоты небес. А умножая познание, он умножил скорбь ( Еккл.1, 18 ), скорбь от своего странствия из-за желания [достичь] своей отчизны и благого Бога Творца. Поскольку же в том роде человеков, в семье Твоей Христовой, среди нищих Твоих стенаю и я, дай мне от хлеба Своего, чтобы я ответил людям, которые не алкают и не жаждут праведности, но насыщены и изобилуют. Однако, их насытили их собственные вымыслы, а не истина Твоя, отталкивая которую, они отступают и впадают в тщеславие. Я, конечно же, знаю, как много выдумок порождает сердце человеческое. И каково же мое сердце, как не человеческое? Но я молю Бога от [всего] моего сердца, дабы я в своем сочинении не изрыгнул ни одну из этих выдумок вместо верных истин, но чтобы в него вошло через меня то, что может войти в меня [от Бога], хотя я удален от очей Его и пытаюсь издалека вернуться [тем] путем, которым прошло человечество в Божественности Единородного [Сына]. Сияние Его Истины, которое мне, изменчивому, позволено воспринять постольку, поскольку я не вижу в нем ничего изменчивого, не обнаружить ни в пространстве, ни во времени (как в телах), ни только во времени и как бы в пространстве (как обстоит дело с размышлениями нашего духа), ни только во времени, но никак не в пространстве (как обстоит дело с некоторыми рассуждениями нашего ума). Ибо вообще сущность Божия, посредством которой Он есть, не имеет ничего изменчивого ни в вечности, ни в истине, ни в воле, так как там, где истина вечна, вечна и любовь, там, где любовь истинна, истинна и вечность, там, где вечность любима, любима и истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Собеседование 36 на псалом 88 Пс.88:1 . В на учение. Ефама Израильтянина. 1. Этот псалмопевец отличен от указанного в надписании восемьдесят седьмого псалма: тот называется Еманом, а этот Ефамом. Вероятно они были родственниками или согражданами, почему и тот другой называется Израильтянином, получив это имя или от места (своего происхождения) или рода. И этот псалом надписывается: «в на учение " , так как в данном пророчестве гово­рится о великих делах разума Божия. «Милости Твои, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою устами моими« ( Пс.88:2 ). Разумеется настоящий век, в котором Бог благо­волил дать нам не один какой-либо род милости, а много: кре­щение, покаяние, милостыню; чрез каждое из них грешник может получить помилование и снисхождение. «В род и род возвещу истину Твою устами моими». «В род и род», т.е. в настоящий и будущий. И в тот и в другой мы возвещаем истину Божию, теперь познавая ее из богодухновенного Писания, а потом, уразумевая самым де­лом и ясно видя истину сияющею в нашей совести, когда каждый получает воздаяние за свои дела. Почему пророк усвояет милость настоящему веку, а истину и настоящему и будущему, показывают дальнейшие слова. " Ибо Ты сказал: « навек основана будет милость», на небесах утверждена истина Твоя» ( Пс.88:3 ). И то и другое, говорит, определено судом Божиим. Каким же именно? Может быть, разу­меется проповедь Божия: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). Этими словами Бог призывал и побуждал грешни­ков к покаянию. Говорит: «покайтесь», потому что теперь есть место для милости и здесь устроитель нашего спасения снискал нам поми­лование. Затем, утверждая это, присовокупил: «ибо приблизилось Царство Небесное», желая показать, что когда наступит небесное царство, по­каянию уже не будет места, так как на небесах Судия уготовал свою истину, а истина Судии совершает суд без всякого снисхо­ждения. Но как созидается, т.е. приготовляется милость, и как уго­товляется истина на небесах? Очевидно – предварительным судом. То и другое, однако, чрез пришествие Христа, почему пророк дальше совершенно ясно и указывает на последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

БЛАГОЧЕСТИЕ Благочестие – признак «духовно живущего» человека (2:235, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 363). Благочестие и ИСТИНА пребывают неизменными Благочестие всегда одинаково; как от начала мира было, так и ныне, тоежде есть, и всегда тоежде будет. Истина бо всегда истина есть, всегда непременна и была и есть и будет (4:118). Прославляется имя Божие благочестивым житием (3:78, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 368). В благочестии – истинное счастье христианина (4:109, см. СЧАСТЬЕ , 1029). Чем более к Богу благочестием приближаемся, тем более прославляемся Видишь, что когда идем к солнцу, тень за нами идет: и чем более к солнцу от тени убегаем, тем более тень за нами бежит; так имеются люди благочестивые. Приближаются они к Богу, последует за ними и слава: и чем более к Богу приближаются, тем более и слава за ними следует. И хотя они от славы убегают, но слава за ними бежит, и от ней уйти не могут. Напротив того, когда отходим от солнца, тень от нас отходит, и чем далее от солнца отходим, тем более тень от нас отступает; и хотя бежим за тенью, но достигнуть ее не можем (2:66). Чтобы пребывать с благочестивыми, надо жить благочестиво (4:150, см. ВОСКРЕСЕНИЕ , 185). Благочестие есть путь в Царство Небесное (2:57, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , 1148). Христианин, если благочестиво живет, идет в вечную жизнь (4:180, см. ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ , 357). Благочестивые, яко плод слова Божия, соберутся в Небесное Царствие (4:174, см. ПОРОКИ , 746). Различие смерти благочестивого и нечестивого (13:449, см. СМЕРТЬ , 932). Благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения Ибо истинное благочестие есть как свет, в нощи мира сего сияющий, который хотя и таится, однакож сокрытися не может, но издалеча видится. Сим благочестивого жития примером не менее люди созидаются, как и словом. И хотя сей благочестия пример необходимо нужен родителям ради детей, пастырям, то есть, епископам и иереям, ради словесных Христовых овец, которых словом Божиим пасут; властям ради подвластных; учителям ради учеников; старым всем ради юных; однакож и всем христианам не должно о том пренебрегать, но друг другу в подвиге христианском противу плоти и диавола примером своим помогать и поощрять (2:377–378).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Борьба конечного человеческого разума, стремящегося все измерять свойственным его природе масштабом и нерасположенного признавать за истину то, что не вмещается в его узкие рамки, – и веры, расширяющей область человеческого знания и существования за пределы настоящего, конечного и видимого, – эта борьба составляет неизбежную принадлежность настоящего состояния мира, в котором свет и тьма, добро и зло, истина и ложь, допущены существовать совместно и одновременно. Но каждое время имеет свои главные пункты нападения и защиты. Если в этом отношении мы дадим себе отчет о своем времени, то увидим, что в наши дни эта борьба сосредоточилась, самым решительным образом, около центра христианской истины и основания христианской веры – около лица и жизни Основателя христианской религии, И. Христа. Даже не истина бытия Божия служит в настоящее время главным предметом борьбы между верою и неверием, хотя эта истина и есть настолько первичная и общая, что необходимо начинает собою ряд истин веры каждой религии. Как бы ни были победоносны нападения неверующей мысли на эту истину, но пока не вычеркнут из истории «акт явления и жизни в мире такого религиозного деятеля, который и в слове, и в деле, и в целой личности и жизни Своей явил Себя посланником неба, вся история которого есть неумолкаемая проповедь религиозной идеи, – до тех пор все враждебные против последней умствования будут оставаться напрасными, нерешающими окончательно вопроса. Кто есть Христос по своей природе и в чем заключается сущность совершенного Им в истории мира и человечества дела, – это суть основные истины христианства, на которых зиждутся все другие христианские догмы и правила, то как необходимая предпосылка тех фундаментальных истин, то как необходимый их вывод. Поэтому всегда должно было ожидать, что враждебная христианству мысль, по мере своего развития и усиления, в конце концов сосредоточит свои нападения на христианство на его центре – на лице и жизни И. Христа. И вот таким образом случилось, что в наши дни весь интерес борьбы веры и неверия сосредоточился около Евангелий и того лица, повествования о котором они в себе заключают; четыре небольших истории, которые современное усовершенствованное книгопечатание может уместить на нескольких страницах, в настоящее время приковывают к себе внимание, можно сказать, всего мира, – по крайней мере всего того мира, который уже вышел из состояния наивной, традиционной веры; все, заинтересованные в исходе совершающейся здесь борьбы, – а заинтересованы в этом все, кому дороги вечные истины человечества, – не без большего или меньшего волнения следят за переменным успехом то той, то другой из ратующих сторон. Разумеется, твердо верующий не сомневается в победе веры. Но чем более дорога для него вера, тем менее и он может оставаться спокойным, видя, как искусно иногда дух злобы облекается в одежду ангела светла, во всеоружие по-видимому непреложных истин науки, и в борьбе с действительным светом знания и веры имеет временный успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Итак, «путь, истина и жизнь» – вот неизреченное и вечное благо, которое дает Собой Иисус Христос роду человеческому. Что путь к Богу определяется Личностью Спасителя мира и в Нем содержится, об этом достаточно сказано в предыдущих главах, в которых рассмотрено значение Личности Богочеловека; что жизнь вечная или вечное спасение мыслимо только с Богом и в Боге, об этом говорит идея Бога, как Абсолюта и Творца, как Конечной Причины и последнего Основания во вселенной, как Сущего в Самом Себе ( Исх.3:14 ); что, по присутствию зла в мире, спасение человеческого рода возможно только при искуплении, т.е. в Боге Творце и в Боге Спасителе, это свидетельствуется тем, что восстановление союза и единения с Богом открылось только через искупление, и что жизнь вечная и спасение принадлежат только добру, следовательно, требуется возрождение человека в чистоту и непорочность, в святость и безгрешность перед Богом, что, как мы видели, и дается человеку в благодати Бога-Спасителя; наконец, что только через Откровение Божественное – непосредственное, в озарении от Духа Божия, и посредственное, через положительный или внешний закон Божий – становится ведомой человеку абсолютная истина о Боге и Его воле, – это определяется тем, что неизреченный, «Едино Сущий» Бог может быть ведом только в откровении, т.е. насколько Он Сам благоволит открыть Себя Своему творению прежде всего, конечно, в благодати Своей Бога Творца, а потом в благодати Бога Спасителя: закон же положительный, без сомнения, «преступлений ради приложися» ( Гал.3:19 ), как и свидетельствует Апостол Павел, и этот Божественный положительный закон, или посредственное Откровение Божие о Себе и Своей воле, одинаково необходим в качестве светильника веры и истины как при благодати Бога-Творца, так и при благодати Бога-Спасителя, ибо, пока человек не будет избавлен от настоящего века ( Гал.1:4 ), до тех пор грех будет держаться и будет вновь и вновь оказывать себя «в мертвенном теле» нашем ( Рим.6:12 ). А потому для спасения людей истина о Боге и Его воле должна быть передана положительному откровению в слове Божием, чтобы «свет во тьме светил, и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ) и чтобы люди, веруя в свет, ходили во свете и были бы «сынами света» ( Ин.12:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

О 83-х различных вопросах в одной книге (Богословие. Экзегетика. Этика) Вопрос 1. От себя ли существует душа? Все истинное истинно от истины; и всякая душа от того существует как душа, в силу чего она – душа истинная. Итак, у всякой души само ее бытие душой – от истины. Однако душа – это одно, а истина другое; ибо истина вовсе не подвержена заблуждению, а душа часто обманывается. Итак, раз душа от истины, она не от самой себя. Истина же – это Бог. Поэтому Бога имеет душа Творцом своего бытия. Вопрос 2. О свободном решении (или выбор, или произволение) Все, что происходит, не может быть равным тому, от кого оно происходит, ведь иначе из природы непременно будет удалена справедливость, которая обязана каждому воздавать свое. Поэтому, когда Бог создал человека, хотя и создал Он его наилучшим, однако не таковым создал, каков был Сам. А тот человек, который благ добровольно, лучше, чем тот, который благ по необходимости. Итак, надлежало дать человеку свободную волю (voluntas libera). Вопрос 3. Виновен ли Бог в том, что человек становится хуже? Человек не становится хуже по вине мудрого человека. Ибо это – не малое прегрешение, а, напротив, столь великое, что не может быть оно свойственно никакому мудрому человеку. А Бог превосходит всякого мудрого человека. Следовательно, тем меньше по вине Бога человек становится хуже: ведь воля Божия намного совершеннее [воли] мудрого человека. А когда говорят, что по чьей-нибудь вине, говорят, что и по его воле. Значит, причина того, что человек становится хуже – порочность воли. И если этой порочности, как учит разум, наверняка нет в воле Божией, то следует выяснить: в чем она есть? Вопрос 4. Какова причина того, что человек становится хуже? Причина того, что человек становится хуже, находится или в нем самом, или в чем-либо другом, или ни в чем. Если ни в чем, то никакой причины нет. Или же, если ничто понимать таким образом, что человек создан из ничего или из того, что создано из ничего, причина снова будет в нем самом, ибо ничто есть что-то вроде его материи.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010