С. Успенский Четвертая Заповедь Блаженства Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Мф. 5, 6 ). К святой правде Когда звездою путеводной Тебе чуть истина блеснет, С душою смелой и свободной Спеши, куда она зовет! О, знай, мой брат: нет выше доли Ее искать и ей служить, С ее могучей вечной волей Всю жизнь свою стараться слить! Лишь тот живет, чей ум горит Бессонной жаждой Правды Божьей И, отыскав ее, спешит Навек порвать с житейской ложью. И. Посадов Вечная Правда Тихо, безлюдно на морском берегу... Необъятное водное пространство сливается вдали с синим небом... Шум городской не долетает сюда, чуть слышится плеск волны. Спокойно и величаво разлита здесь красота Божия мира!.. Какой-то человек в глубоком раздумье бродит по морскому берегу. Видно, что его занимает особенно важный вопрос. Кто же это? Это некий Иустин, муж знатный и образованный. Хорошо усвоил он мудрость языческих школ, но не удовлетворилась, не успокоилась тем его ищущая истины душа, ибо своим светлым разумом он понял, что язычество полно грубых заблуждений. С детства учили его поклоняться языческим богам-идолам, однако он, даровитый юноша, хотя и смутно, но сознавал, что есть другой Бог – Единое, Высшее, Вечное Существо, – и усердно искал Его... И вот в эти часы уединения на морском берегу, когда, под влиянием красоты Божия мира, он особенно напряженно размышлял о том, как бы познать святую истину о Боге, Господь Сам, устами чудного старца, вещает ему истину о Себе... Иустину встречается почтенный старец. Между ними неожиданно начинается беседа. Иустин хвалит учение языческих мудрецов, а старец замечает ему: «Ум человеческий, не наставляемый Духом Святым и не просвещенный верой, не может познать Истинного Бога». «Где же я могу найти истину, – спрашивает Иустин старца, – если ее нет в книгах наших великих мудрецов?..» Упомянув в ответ о пророках и христианских святых, правдиво возвещавших людям Христову истину, по откровению от Духа Святого, старец указал Иустину на Священное Писание как на источник и хранилище истинной мудрости. «Молись Богу Истинному, – закончил старец свою беседу, – и да отверзет Он для тебя двери правды и света, ибо никто не может уразуметь Бога, если Сам Бог не поможет ему в том». «И в душе моей, – говорил потом сам Иустин, – после этой встречи возгорелся огонь любви к библейским пророкам и святым мужам. Я начал изучать священные книги пророков и апостолов и наконец сделался настоящим мудрецом, то есть христианином».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Храм Мой, храм молитвы наречется». (Матф. 21, 13) «Днесь храм одушевленный и великаго Царя, в храм входит, Тому уготоватися в Божественное жилище»  (Стихира 21 ноября). Так радостно поет св. Церковь в день великого праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, который мы совершаем торжественно 21-го ноября по нашему православному календарю. Кто этот «храм одушевленный»? Это – Пречистая Отроковица Мария, Которая в нежном трехлетнем возрасте была введена своими благочестивыми родителями Иоакимом и Анною, согласно данному ими обету, в Иерусалимский храм. Зачем и для чего? «Тому уготоватися в Божественное жилище», то есть, для того, чтобы «воспитавшись во Святая Святых» стать достойной Божественного вселения, стать Материю нашего Господа и Спасителя. Постоянно пребывая в тишине храма, в непрестанной, ничем не развлекаемой молитве и Богосозерцании, Она скоро созрела для того, чтобы сделаться «вместилищем Невместимаго» – стать чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное воплощение от Нее Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа. Так вот, следовательно, каково огромное воспитательное значение храма Божия! Он делает людей святыми, достойными вселения в них Самого Бога. Но, если такое значение имел храм ветхозаветный, бывший только «сенью грядущих благ», по выражению св. Апостола Павла ( Евр. 10, 1 ), то насколько выше и важнее – храм  новозаветный  – сама «Благодать и Истина» ( Иоан. 1, 17 )! Недаром богомудрые отцы наши называли храм «училищем благочестия». Нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как во храме, ибо там постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там – «самый воздух святой», по выражению одного из наших святителей. «Поистине храм есть земное небо», говорит наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский : «ибо, где престол Божий, где страшныя таинства совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во Святое Святых,  со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти  и все житейское попечение, и да стоим в нем  с верою, благоговением,  разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим  обновленными,  как бы  небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями» («Моя Жизнь во Христе», том 2, стр. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

14. Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. I. Пресвятая Дева Мария есть Приснодева. «Господь наш Иисус Христос воплотился и вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы» образом сверхъестественным, так что Пресвятая Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и даже по рождестве Его пребыла Девою, и есть Приснодева» (См. «Правосл. исп.» 71 отв. на вопр. 32). Что Пресвятая Дева Мария, – Матерь Спасителя, – пребыла Девою до рождества и в рождестве Его, – эта истина непреложно утверждается на Св. Писании и Св. Предании. В Св. Писании Ветхого Завета, пророк Исаия, возвещая о рождении Мессии, говорит: «се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис. 7:14 ). В этом пророчестве, очевидно, предвозвещается, что и зачнет и родит Еммануила – с нами Бога – именно Дева – Дева чистая, непорочная. В Новом Завете, когда Пресвятая Дева, при благовещении Ей о зачатии и рождении Сына Вышнего, выразила недоумение: «како будет сие, идеже мужа не знаю?», Ангел отвечал, что девство Ее сохранится, что Она зачнет и родить без мужа сверхестественным образом: «Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» ( Лк. 1:30–36 ). Св. Предание и верование в эту истину всей св. церкви торжественно засвидетельствовано на вселенских соборах: в Символе Никеоцареградском выражено верование в Сына Божия, воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы. На третьем вселенском собор в заключение произнесено было торжественное слово, где между прочими находится такое славословие Богородице: «Ты – венец девства, Ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева!». Четвертый вселенский собор научает исповедовать Сына Божия, рожденного от Отца по Божеству, родившегося ради нас, от Марии Девы Богородицы, по человечеству. Пастыри и учители церкви единогласно учили о том же. Так, св. Игнатий Богоносец говорит: «От князя века сего сокровено было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господня, – три громкие таинства, которые в тишине Божией совершились» (Посл. к Еф. гл. 19; Хр. чт. 1821, 1, 40);

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17. Сотрудник Братства св. Гурия. 27 марта 1910 года Неделя 4-ая, память св. Иоанна Лествичника Во имя Отца и Сына и Св. Духа. В 4-ое воскресенье великого поста, братия мои возлюбленные, св. Церковь вспоминает угодника Божия Иоанна Лествичника , оставившего нам свои поучения, свою Лествицу – сочинение, как лестница, указывающее путь, который может привести нас к вечной жизни. И сегодня-же, другими словами, и Евангелие (о заповедях блаженства Мф. 5:1–12 ), читанное в честь Иоанна Лествичника , тоже указывает нам на лестницу спасения. Память угодника Божия и это св. Евангелие одинаково указывают, что в наших руках заключается всё, что для нашего спасения нужно. Раньше, до пришествия Господа Спасителя, род человеческий искал пути спасения, искал средства душевного обновления, мучился и не находил себе ещё утешения в своих страданиях; он жаждал истины, и жажда его ещё не была удовлетворена. Ныне же, в наших руках само Царствие Небесное – вечное блаженство, которое Господь принёс на землю; в наших руках всё, что даровано нам Спасителем, через Его – воплощение, крест, воскресение и, наконец, вознесение на небо; нам принадлежит само блаженство жизни с возлюбленным Спасителем Иисусом Христом... В какой же степени мы можем блаженствовать в любви к Господу Спасителю? Ап. Павел говорит: „Я закону законом умрох, да Богови жив буду. Христови сраспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос“. ( Гал. 2:19–20 .) Т. е. – я умер для закона и умер для жизни земной и теперь уже не я живу, но живёт во мне Христос. Я сораспялся Христу, чтобы Он во мне был. – Вот до какой степени может достигнуть близость наша со Спасителем, что уже не мы живём, а в нашей плоти грешной живёт Господь! Какая это тайна, братия, и какая простая истина: с нами может жить и живёт Сам Христос! Но вот этот вопрос вы себе и поставьте, живёт ли Он с нами? Имеем ли мы терпение, кротость, мир – всё, что дарует Спаситель? Если имеем мы это, значит живёт в нас Христос, а если нет, то и Христос не в нашем сердце. Кто живёт со Христом, тот имеет „плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание“ ( Гал. 5:22 ) – великие добродетели, которые отличают истинного христианина от нечестивого. Имеем ли мы в себе христианский мир и радость? Если да, то мы – на пути блаженства, а если не имеем, то мы очень далеки от Христа и своей внутренней тьмой можем вокруг себя сеять только зло и горе и ближним своим служить не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. В трех книгах против Евномия св. Василий разбирает и опровергает сочинение Евномия: «апологию» 495 . Апология начинается убеждением не смотреть на древность и знатность учителей, а на истину. Увещания Евномиева, отвечает Василий, слушаться нельзя, хотя истина древнее лжи: опыт – учитель; – между тем Евномий противоречит себе самому, когда выставляя Символ веры , называет сей Символ древним, тогда как на деле он есть тот самый, которым Арий обманул Александра. Первое основание для своего учения Евномий выставляет то, что «так как Единый ни от Себя Самого, ни от другого не получил бытия, то он не рожден, или лучше нерождение есть самая сущность его». В подкрепление последнего прибавления Евномий писал, что нерождение не есть действие только мысли нашей о Боге. Св. Василий, заметив, что первые слова Евномиевы взяты из Аристотеля и взяты без нужды для истины, так как Писание не именует Бога нерожденным, во-первых говорит, что слова наши означают или только отношение одного предмета к другому, или частные свойства предмета, но не всю сущность; далее показывает, что нерождение не составляет сущности Божией, а есть действие представления нашего о Боге, как о Безначальном, точно также как понятие о Промысле, – о Творце есть понятие о частных действиях Божиих; понятие о неизменяемости и всемогуществе – понятие о частных качествах Божиих. Евномий писал о нерождении, что это не есть отрицание действительности. Василий св. отвечал, что от того оно не есть еще и сущность Божия, а частное качество и даже по простому понятию отрицательное качество и поскольку Писание частные качества Божии – безначальность, неизменяемость, всемогущество приписывает и Сыну Божию: то умствование Евномия разрушает собственную его мысль о Сыне Божием. Вообще же об уверении Евномия касательно известной для него сущности Божией замечает, что такое уверение и не разумно и противно Писанию, так как ни разум, ни Писание не: говорят нам, что им известна сущность Божия ( Пс. 138:6 . Пс. 53:8 . 2Кор. 12:7 ) 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I. Начало Церкви Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Walker; Болотов; Meyendorf, The Orthodox Church. 1. Начальные события жизни Церкви изложены в книге Деяний Апостольских. Тема книги - Церковь как завершение Нового Завета - дела, совершенного Христом, - его исполнение в мире, т.е. в человеческом обществе, в истории. Не просто история Церкви, а прежде всего - она сама, ее живой образ. Это первое учение о Церкви, показанное в фактах ее жизни, а потому из фактов избраны лишь те, которые служат этой цели, которые существенны для понимания этого учения. Все последующие поколения христиан видели в иерусалимской общине, в апостольской проповеди, в жизни и учении Павла образец и мерило церковной жизни на все времена, вдохновляющее начало. Начало истории Церкви - Вознесение и Пятидесятница. В сошествии Святого Духа произошло таинственное перерождение малого стада. Бедные рыбаки превратились в бесстрашных проповедников, несущих благую весть всему миру. Сам Иисус стал их силой, и Он Сам начал действовать в Своих последователях и в них пребывать в мире. Проповедь апостолов началась со свидетельства Царствия Божия. Пришествие Спасителя и есть начало Царства: Сын Божий пришел открыть и дать его людям. Люди, оторванные от Бога грехом, подчинившиеся злу и смерти, потерявшие подлинную жизнь, могут снова, через веру во Христа, познать Бога и в соединении с Ним получить новую - праведную, истинную и вечную - жизнь, для которой они созданы. Мир не принимает Царства Божия, так как он во зле лежит и возлюбил тьму более света. Сын Божий принес людям не только истинное учение, не только знание о Царстве, но и спасение. Зло и грех, властвовавшие над людьми, Он победил Собой, явив совершенный пример послушания и любви. Царство Божие явлено в Нем Самом в силе Любви, Жертве Богу и людям. И в этой самоотдаче была Его победа над злом, грехом и смертью: Любовь восторжествовала над ненавистью, Истина над ложью, Жизнь над смертью: Бог воскресил Его из мертвых.

http://sedmitza.ru/lib/text/434655/

Беседа в неделю пятую святого Великого поста Сказана в Донском кафедральном соборе в Новочеркасске 1 Апреля 1845 года Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много. Лк.7:47 В нынешний недельный день, по уставу Св. Церкви, сверх Воскресения, празднуется Преподобной матери нашей Марии Египетской. В настоящий год привелась на сей день и рядовая память ее по месяцеслову. Утешительное воспоминание для кающихся – память Марии Египетской! В один из дней минувшей седмицы на Утрени повторен был нами вдруг весь тот Великий Канон Покаяния, которого по частям достает на все Великие Повечерия первой седмицы поста: а в каноне сем, после молитвенных воздыханий к Богу человека кающегося, несколько раз присовокуплялась краткая молитва и к Преподобной Матери Марии. Мария – чудный образ истинного покаяния грешников, опыт особенного Божия милосердия к кающимся! С ней сбылось в самой высокой степени ясности то, что сказал Господь наш в Евангелии: «отпущаются греси ее мнози, яко возлюби много»! Сей образ покаяния человеческого и милосердия Божия представляет нам Св. Церковь ныне, в неделю пятую всеобщего покаяния, в последнюю неделю поста, – так как с самой почти недели Ваий будет уже говение наиболее для воспоминания страданий Господних, нежели для покаяния собственно, – в настоящую, говорю, последнюю покаянную неделю представляет нам Церковь образ Марии Египетской, с тем, братия мои, чтобы прибегли к покаянию и самые последние из нас, доселе остававшиеся без покаяния, или чтобы не отчаивались в своем покаянии и самые обремененные грехами. Истина известная, особенно по Евангелию Христову, что Бог с особенной любовью приемлет покаяние грешников, и радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся более, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния 208 . Удивительное, неимоверное дело! Но это точно так в Слове Божием, слушатели. Побеседуем мы ныне о сей утешительной для нас истине. Давно уже по настоящему времени беседуем мы о ней в Церкви Божией. С самых дней приготовления к посту что слышали мы в чтениях святого Евангелия и в сообразных с ними песнопениях Церкви? – Призыв грешников к покаянию, любовь Божию ко грешникам кающимся и радость о них еще большую, нежели о не требующих покаяния! Лишь отверзались двери покаяния, первее всех явился при них мытарь, который, стоя в храме Божием у порога, не дерзал и очей возвести к Богу от множества грехов, а только бил себя в перси с тайной молитвой: «Боже, милостив буди мне грешнику!» и – вышел из храма оправданный, паче праведного фарисея 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа на Евангелие Пасхи, или Светлого Христова Воскресения Учение о предвечном рождении Сына Божия (О радости по поводу Воскресения Христова) Какое Евангелие читалось сегодня, братие? Сегодня читалось Евангелие не о Воскресении Иисуса Христа, а читалось начало Евангелия евангелиста Иоанна Богослова, где благовествуется о божестве воскресшего сегодня Иисуса Христа, Сына Божия, о сотворении Им вместе с Богом Отцом и Святым Духом всего существующего и о воплощении Его на земле для спасения людей. Почему же выбрано из Евангелия такое чтение для настоящего праздника Воскресения Христова? Повествование о Воскресении Христовом положено читать, и оно читалось, на литургии вчера, в Великую Субботу. Сегодня же предлагается чтение о божестве Иисуса Христа, чтобы показать, что Он этою-то силою своего божества и воскрес из мертвых. ... «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:1–17 . Зач. 1)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Беседы на Евангелие от Матфея Аудио Беседа 1 Для чего дано свящ. Писание • Когда и как даны были ветхий закон и новый завет • Почему Матфей назвал свой труд евангелием • Почему евангелие было писано четверыми • Незначительные разногласия в повествованиях евангелистов служат доказательством их истинности • В главном и существенном евангелия вполне согласны • Различие целей написания четырех евангелий • Согласие евангелистов подтверждается сродством каждой части их писаний с целым, а равно и принятием их проповеди всею вселенной • Истина еванг. проповеди доказывается превосходством ее над учением философов и ее удобоприемлемостью для людей всякого звания и возраста • Ошибочное мнение о простоте и легкости изъяснения евангелия Матфея • Указание недоумений, представляющихся в самом начале евангелия • Увещание слушателям быть внимательными к изъяснению, с усердием посещать храм вместо зрелищ, изучать относящееся к жизни небесной и наблюдать в храме тишину и молчание. Беседа 2 На Mф. I, 1 . Повторение увещания, данного в конце предыдущей беседы • Описание небесного града • Неизъяснимость рождения Сына Божия, как небесного, так и земного • Величие воплощения • Сын Божий воплотился, чтобы человека сделать сыном Божиим • Христос соединил ветхий завет с новым • Значение имени «Иисус»; его ветхозаветный прообраз • Почему Матфей назвал свое евангелие «книгою родства И. Христа» • Почему он ставит Давида раньше Авраама • Доказательства происхождения Иосифа и Девы от Давида • Почему дается родословие Иосифа, а не Марии • Увещание заниматься духовным учением • Чтение Свящ. Писания необходимо особенно для живущих в миру, как врачевство против пустословия и сквернословия • Действие слова Божия на человека • И одно только слушание Писания полезно. Беседа 3 Другая причина, почему дается родословие Иосифа, а не Марии • Почему евангелист не упоминает об Исаве • Упоминание о порочных предках служит к большему прославлению Воплотившегося, научает нас не стыдиться злонравия предков, если мы добродетельны, низлагает гордость иудеев, величавшихся происхождением от Авраама, и показывает необходимость пришествия Христова • Фарес и Зара служат образом народа еврейского и церкви Христовой • Образом последней служат также Раав и Руфь • Не должно хвалиться не только предками, но и собственными заслугами • Добродетель каждого человека ничтожна сравнительно с его грехами • Забвение добрых дел есть самое безопасное их хранилище • Исповедание грехов • лучший способ умилостивления и благодарения Бога • Смирение есть начало всякого любомудрия и мать всех благ • Образцом смиренномудрия может служить Давид. Беседа 4

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Библия, изложенная для семейного чтения. Детство и отрочество Иисуса Христа Обрезание и Сретение Господне Мозаика Сретения Христова. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) По прошествии восьми дней надлежало, по закону Моисееву, принять обрезание новорожденному Младенцу; по совершении же обрезания нужно было дать Ему имя, и дали Ему имя Иисус, то есть Спаситель, то имя, которое было дано Ему Ангелом во время его благовестия Деве Марии. В сороковой же день по рождении Иисуса Христа Матерь Божия вместе со святым Обручником Иосифом принесла Младенца Иисуса в храм Иерусалимский, чтобы представить Его пред Господом как Своего первенца, так как, по закону, всякий первенец мужского пола посвящается Богу, как Ему единому принадлежащий (см. Исх. 13, 2). При этом приносилась жертва очищения, которая состояла или в однолетнем агнце, или, в случае бедности приносящих, в паре горлиц или двух птенцов голубиных. И вот, по бедности Своей, Матерь Божия приносит в жертву два птенца голубиных за Того, Которого Отец Его Небесный отдал в жертву за спасение людей. В таком-то смирении является в первый раз в Иерусалим Спаситель рода человеческого. Но тут же и сопоставляется со смиренным положением Божественной семьи богодухновенное прославление Божественного Младенца. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон, — повествует евангелист Лука. — Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец», то есть что ценою страданий и самой жизни Ее Сына откроется просвещающая истина, которая совершит спасение рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/3022.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010