Нарушение заповеди и смерть духовная Бог сотворил человека свободным, а не привязал его к Себе насильно, как бы некоей цепью, как и ныне никого не спасает насильно. Об этом Он ясно говорит через пророка Давида: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс.31:9). Союз Бога с человеком был союзом свободным, союзом взаимной любви. Но свобода человека на то и есть свобода, что даёт ему не только возможность жить с Богом и в Боге, но и возможность удалиться и даже отпасть от Него. Чтобы этого не случилось, дана была ему заповедь, ибо невозможно, чтобы Бог, зная, что человек может от Него отпасть, не предупредил бы его и не заповедовал бы ему не делать того, что ведёт к отпадению. Заповедь – это не столько закон, преступление которого вменяется в вину, за которую, в свою очередь, предполагается определённая кара, сколько  предостережение, ибо Господь сказал: «...в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь» (Быт.2:17), но не сказал: «...в день, в который ты вкусишь от него, Я тебя убью». Ведь многие отрицательные последствия наступили ещё до того, как Бог произнёс над согрешившими Адамом и Евой Свой суд. Св. Ириней Лионский так говорит об этом: «Отделение от Бога есть смерть, как отделение от света есть тьма… однако это не значит, что это свет наложил на слепых наказание пребывать во тьме» . До вкушения в Адаме и Еве было лишь добро и свет, а после – в сердца их проникло зло, и их объяла тьма. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). До этого Адам и Ева были как чистые и целомудренные младенцы. А теперь расцвели в них страсти, и начались всяческие смущения. Так что умом и сердцем они практически сразу удалились от Бога. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт.3:8). Из произошедшего видно, в какой мере помрачился их ум, если они пытаются скрыться от всевидящего Бога «между деревьями Рая».

http://bogoslov.ru/article/4712893

А вот что пишут по этому вопросу другие святые отцы. Святитель Ириней Лионский (II в.): « Христос пришёл не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своём прежде воздвигнет… воскресит и поставит в Своё Царство » 91 . «Мы научены, – пишет святой мученик Иустин Философ (II в.), – что Христос есть перворождённый Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, Коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» 92 . А как оценить в свете этого вопроса библейскую историю о проповеди пророка Ионы в языческой Ниневии ( Иона 1, 2 )? И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого ( Иона 3:5 ). И Бог принял покаяние язычников: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? ( Иона 4:11 ). Кто же крестил ниневийских язычников, насколько православной была их вера? Но Бог принял их покаяние и помиловал не просто же на миг земной жизни, но, без сомнения, даровал им Жертвой Крестной и жизнь вечную. Святитель Григорий Богослов († 389) говорит: «Как многие из нас [христиан] бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу, так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру и, обладая самою вещью, не имеют только имени [христианина]» 93 . Преподобный Нектарий Оптинский († 1928) считал даже, что «простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, – спасётся. Но тот, кто, зная о христианстве, идёт индусским путём, – нет» 94 . (Редакция АВ: См. комментарий к этой цитате ). Принципиальный ответ на вопрос о том, кто спасётся, даёт Сам Господь Иисус Христос: Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Челове­ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » ( Мф.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

А Св. Иоанн Златоуст находит, что «после воскресения Христа в Нём восстанавливается древний образ Адама, ибо Он был наг и нагим не казался» ( Ин.20, 6–7, 14 ) (тв. т. 6, стр. 797). Гл. 3, 8 И услышаста глáс Гóспода Бóга ходяща в раи по полýдни: и скрыстася Адáм же и женá егó от лицá Гóспода Бóга посреде дрéва рáйскаго И услышали голос Господа Бога, ходящего во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая Св. Ириней Лионский : «Писание, обозначая имевшее быть, говорит, что когда Адам скрылся вследствие непослушания, Бог пришёл к нему вечером (славянское «пополудни»; русский перевод «во время прохлады дня»), воззвал его и сказал ему: «Где ты?» Это значит, что в последние времена то же Слово Божье пришло воззвать человека, напоминая ему о деяниях, живя в которых, он скрылся от Господа. Ибо как тогда Бог говорил Адаму вечером, ища его, так в последние времена тем же голосом взыскал и посетил род его» (кн. V, гл. XV, 4; стр. 622) 65 . А «глас стоп, предшествовавший Богу и возвещавший осуждение Адамово , – по мнению св. Ефрема Сирина , – изображал тот глас Иоаннов, который должен предшествовать Сыну Божьему» ( Мф.3, 11 ) (тв. ч. 6, стр. 327). Гл. 3, 15 и враждý положý междý тобóю и междý женóю, и междý семенем твоим и междý семенем тоя: тóй твою блюсти бýдет главý, и ты блюсти бýдеши егó пяту и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту В смысле «первоевангелия» объясняют эти слова святые Климент Александрийский («Увещание к Эллинам» гл. 10, стр. 164), Киприан Карфагенский («Против Иудеев» кн. 2, 9: стр. 39–40), а также св. Епифаний Кипрский , по словам которого «тогда Он впервые предвозвещён был» (тв. ч. 5, стр. 264–265), «ибо Семени жены нигде не оказывается, поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между рождаемым от неё и змием и бывшим в змии дьяволом и завистью. Но всё в совершенстве не может быть исполнено в Еве, а истинно имело быть исполненным в Семени святом, избранном, единственнейшем, явленном только от Марии, а не от сопряжения с мужем. Ибо Сын Её пришёл сокрушить силу дракона и извивающегося змия, бегущего и говорящего, что он овладел всей вселенной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

А теперь о тексте, который Вы взялись столь вольно толковать. Что значат предложение сатаны « быть как боги »? Приняв это предложение, человек как бы сказал Богу: « Ты говоришь, «не вкушай этих плодов, потому что умрёшь»? Я Тебе не верю. Сатана сказал, что вкусив их, я стану равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя и Ты мне больше не нужен! ». В райском саду случилось то, что позже повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда вооружённую толпу стражников, искавших Иисуса. Проще говоря, в раю случилось предательство. “ Не став ещё людьми, захотели стать богами ” – так святой Ириней Лионский описывает первый человеческий грех. Душа имеет три главные силы (ум, чувства и волю). Обратим внимание, как они последовательно поражаются грехом: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз (чувства – всё началось с них) и вожделенно (воля) , потому что дает знание (ум) ; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. А если бы Адам отказался? То вразумил бы Еву и она смогла покаяться. Такую возможность подтверждает дальнейшее повествование: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Господь всё знал и не просто так задал этот вопрос. И – обратим внимание – насколько тактичен и бесстрастен Бог. Произошла катастрофа, дети предали своего Отца … Отец же стремится спасти детей, призвать их к покаянию. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Грех уже совершён, но Творец не только оставляет шанс исправить ситуацию, но буквально подталкивает Адама к покаянию Своими вопросами. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. Бог 2 раза явно подвигал прародителей к покаянию Своими вопросами, а они не только не раскаялись во грехе, но фактически обвинили в нём Самого Бога. Грехопадение было возможно из-за свободы воли разумных существ, но изменить направление свободной воли возможно только изнутри, любовь не может быть навязана насильно.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-bog-podpu...

Агнец берется единолетен, как солнце правды ( Мал.4:2 , Григорий Богослов ). В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с великой Жертвой. И прежде всего время заклания совпало с временем распятия Христа. «Он (Моисей), – говорит святой Ириней Лионский , – знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху». «В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте», – замечает Ефрем Сирин . Кропление кровью пасхального агнца – образ нашего искупления кровью Христа ( Кирилл Александрийский ). «Вкушение пресных хлебов, по его словам, – указание на то, что сделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою не заквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни». Горькие травы – образ страданий, которые мы должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. Исх.12:15 .  Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. Началом семидневного праздника опресноков является следующий за Пасхой день, т.е. 15-e число авива ( Лев.23:6 , Чис.28:17 ). В ночь на это число евреи покинули Египет ( Исх.12:29–34 ). В знак начавшейся с данного момента новой жизни ( Исх.12:17 ) отрешения от египетской закваски, евреи должны изгнать из своих домов все квасное. Нарушитель постановлений богоизбранного народа исключает себя из среды этого последнего – наказывается смертью ( Быт.17:14 , Исх.4:24 , Исх.31:14 ). Исх.12:16 .  И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. Начало и конец праздника освящаются собраниями при скинии ( Лев.23:6 , Чис.28:17 и др.). Отрешившиеся от всего дурного предают себя Господу, не отвлекаясь от служения Ему житейскими занятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале Четыре всадника Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2). И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6:4). Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6:5). И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Вслед за снятием Агнцем первых четырех печатей с запечатанной книги перед нами последовательно появляются четыре всадника: на белом, огненно-рыжем, вороном, то есть черном, и «бледном» коне. Последние три очевидным образом обладают негативной символикой, указывая на такие бедствия, как война, голод и мор. Интересно, что в оригинальном греческом тексте о цвете четвертого коня сказано «зеленый». Как правило, такой цвет понимается метафорически, как указание на нездоровый цвет лица смертельно больного человека. Отсюда и традиционный перевод «бледный». Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020) Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник — носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: первый всадник понимался либо как образ Самого Христа (Ириней Лионский), либо как образ торжествующей евангельской проповеди (Андрей Кесарийский). Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

Адам не выполнил своего призвания. Согрешив, он не сумел достичь единения с Богом и обожения тварного мира. Вместо прямого восхождения к Богу, воля Адама и Евы пошла противоположным путем, ведущим к смерти. Отныне вся история человека будет непрерывной борьбой с темным началом, которое вторглось в жизнь человека. Об этом хорошо сказал Достоевский: «В мире диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Борьба с диаволом на протяжении всей истории человека это прямое исполнение обетования, данного Богом прародителям: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3:15). [По другому чтению: «и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» .] Эти слова называются в богословии Первоевангелием.   Именно это Первоевангелие служило надеждой для ветхого человека, и христианская традиция именно в нем видит указание на победу, которая осуществилась во Христе Спасителе. Как говорит один богослов, нужно учитывать, что «весь ансамбль книги Бытия определенно говорит о борьбе Бога со злом и об отдельных победах Бога в деле восстановления человека, одержанных в лице Ноя, Авраама и всего Авраамова семени…» «Божественный план виной человека не был уничтожен. Бог по-прежнему хочет, чтобы человек с Ним соединился и преобразил всю землю. Цель осталась, но путь к ней изменился, и достигается уже не космическим, а историческим путем». С момента грехопадения начинается история человека на земле. Все, что было до этого, — это метаистория. Мы не можем сказать, сколько времени длилось пребывание Адама в Эдеме. Время тоже условно, как говорит теория относительности. Мы не можем представить себе, какие пространства и масштабы существуют во Вселенной и какие цифры могут находиться за пределами нашего умопонимания, и гадать о том, где и сколько жил Адам до грехопадения, не имеет никакого смысла. Важно, что событие произошло, что оно было связано конкретно с человеком и что это событие внесло разлад в жизнь мира. Об этой трагедии существует много версий и толкований, но практически все они сводятся к тому, что в начале истории человек пережил страшную драму, которая навсегда отпечаталась в его душе. Это мы называем первородным грехом. История человека после грехопадения — это история длительного предуготовления человека к пришествию Спасителя. Один Бог может спасти человека, вырвать его из власти греха и смерти. Дело первого Адама будет завершено вторым Адамом — Христом. «Бог станет человеком для того, чтобы человек мог стать богом», — говорит нам св. Ириней Лионский. Есть различные типы толкования догмата о падении человека. Точку зрения Православия я вам сейчас изложил, но есть и другие мнения. Различные толкования догмата о грехопадении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

" Аз есмь первый и последний, и живый. И был мертв, и се жив во веки веков, аминь. И имею ключи от ада и смерти» ( Откр.1:17,18 ). О почести горнего призвания Печатается по изданию: Сергиевские листки. 9 (21). 1933. С. 2–11. В Евангелии есть трудные и суровые слова, – боится, укрывается от них косное и немощное сердце... Страшит и смущает максимализм евангельского идеала. «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», – говорил Господь ( Ин.13:15 ). И апостол повторял христианам: «Кто говорит, что в Нем пребывает, должен так поступать, как поступал Он» ( 1Ин.2:6 ). Это кажется невозможным... «Так кто же может спастись?» – недоумевали ученики. Но именно это «невозможное» и требуется от каждого христианина: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» ( Мф.5:48 ). От каждого христианина требуется «последование» Христу, и требуется безусловно: «Ко всем сказал: кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя и возьмет крест свой, и следует за Мной» ( Лк.9:23 ). Строгость заповеди скрепляется величием обетования: «и где есмь Я, там и слуга Мой будет...» ( Ин.12:26 ). – Так открывается единый и единственный христианский путь, – скорбный путь к славе... И слава страшит еще более скорби. Высшая радость христианской веры – в том, что «Слово плоть бысть...» ( Ин.1:14 ). Это было абсолютное богоявление, абсолютное Откровение, – Откровение Божественной премудрости и любви. И Откровение не только о Боге, но и о человеке... Ибо Сын Божий стал и Сыном человеческим... Во Христе, как Богочеловеке, открывается смысл человеческого бытия; и не только открывается, но осуществляется... Во Христе исполняется человеческая природа, – и пересозидается, воссозидается, новотворится... Сбывается человеческая судьба, свершается изначальный и предвечный совет Божий об устроении человека. В этом смысле Христос есть «Последний Адам» ( 1Кор.15:45 ), – то есть истинный человек; и в Нем – мера и предел человеческой жизни. «Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим», – говорил св. Ириней Лионский . И в этом – спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Апостол Павел в послании к Ефесеям пишет: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефес. 3. 18-19). Вот как это место понимает священномученик Ириней Лионский: «Послушанием, в котором Он был тверд до смерти, повешенный на древе, Он разрушил древнее, связанное с деревом непослушание. Ибо Он Сам — Слово всемогущего Бога, Которое невидимым образом распространилось в нас и вообще во всем этом мире и проходит его долготу и ширину, и высоту, и глубину, ибо через Слово Божие поддерживается прочность бытия всей вселенной , и в ней Сын Божий распят, крестообразно запечатленный на всем. Ибо надлежало Ему, после того, как Он сделался видимым, открыть крестное общение с Ним всех, чтобы показать то Свое действие в видимом, посредством видимого образа. Ибо Он есть Тот, Который поставил во свет высоту и продолжил глубину, которая лежит далеко под землей, и длину простер от востока до запада, и прошел север и юг, и рассеянных со всех сторон созвал к познанию Отца» . Здесь Крест уже не ужасное деревянное орудие страданий, но орудие, « поддерживающее прочность бытия всей вселенной ». В том же послании апостол Павел говорит, что распятие разрушило преграду, стоявшую между людьми Ветхого Завета и язычниками, а также стоявшую между Богом и человеком, объединив собою всех. «Вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду (φραγμσ), упразднив вражду Плотию Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Ефес. 2. 14-16). Образ этого единения во Христе святитель Ипполит Римский объясняет через образ крестообразного благословения Иаковом своих детей: «Тем, что [Иаков] поменял руки, и младшего сына [из сыновей] Иосифа (…) переместил в правую руку, а Манассию, первородного, в левую, он указал на два признания и на два народа, [ныне] существующих: на младший народ, который через веру оказался в правой руке Христа, и на старший [народ], хвалящийся законом, который был перемещен в левую руку .

http://bogoslov.ru/article/6176142

Апостол Павел учит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» ( Рим 8:3 ); это означает, что «плоть» (человеческая природа) Христа была лишь подобна склонной к греху человеческой плоти, но при этом была свободна от греха. Священномученик Ириней Лионский говорит: «Спасительное Слово сделалось тем, чем был погибший человек, — и поясняет: — Если кто скажет, что плоть Господа была потому отлична от нашей плоти, что она не имела греха… то скажет справедливо. Если же он выдумывает для Господа другую сущность плоти, то у него не может быть и речи о примирении. Ибо примиряется то, что некогда было во вражде. Если же Господь принял плоть из другой сущности, то уже не примирено с Богом то, что через преступление сделалось То, что Иисус Христос, как человек, уставал, пил, ел, спал, испытывал боль и, наконец, умер, давало повод некоторым еретикам учить о том, что плоть Христа была повреждена грехом. Но, согласно святым отцам, наличие у Господа Иисуса Христа естественных немощей (как их называли, неукоризненных, беспорочных страстей) свидетельствует не о том, что Он Сам причастен греху, а о добровольном принятии Им последствий грехопадения ради спасения человека. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения… Он позволяет плоти испытывать то, что было ей свойственно», но «то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все — как добровольное. Ибо, желая — Он алкал, желая — жаждал, желая — боялся, желая — Святитель Лев Великий говорит: «Он сделался причастным человеческих немощей, но отсюда не следует, что сделался участником и наших грехов. Он воспринял образ раба без скверны Христос «распят не за Свои грехи, а для того, чтобы мы освободились от своих В течение Своей земной жизни Христос не совершил ни одного личного греха даже мысленно. О совершенной безгрешности Иисуса Христа многократно говорится в Новом Завете: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» ( 1Ин 3:5 ); «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр 7:26 ); «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого 1Пет 1:19 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010