Как понимать все эти предсказания и намеки? Не был ли Иуда лишь пассивным исполнителем воли Божьей? Попытки представить Иуду орудием Промысла Божьего предпринимались уже в древности. Ириней Лионский упоминал о секте каинитов, которые учат о «предателе Иуде», что, «так как он только знал истину, то и совершил тайну предательства, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды». Найденный в 2006 году полный текст «Евангелия Иуды», – гностического апокрифа, сохранившегося только на саидском диалекте коптского языка, – частично подтверждает то, что говорит об этом памятнике Ириней. Апология Иуды содержится и в ряде произведений современной литературы. Однако и сам текст канонических Евангелий, и толкования на него древних и новых авторов, однозначно осуждают поступок Иуды и не оставляют места для его оправдания. Во всех четырех Евангелиях Иуда предстает исключительно как отрицательный персонаж, к которому Евангелисты не питают ни симпатии, ни сочувствия. Лука начинает рассказ о предательстве Иуды словами: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» ( Лк. 22:3 ). Вхождение сатаны в Иуду, однако, не означает, что он – лишь пассивная жертва. Он не превращается в одержимого, подобного тем, из кого Иисус изгонял бесов. Он действует хладнокровно и расчетливо, следуя заранее составленному плану, а отнюдь не движимый против своей воли какой-то иной силой (как это было с одержимыми, которые прибегали к Иисусу и падали к Его ногам). Свидетельство Луки о том, что сатана вошел в Иуду, перекликается со словами Евангелиста Иоанна из рассказа о том, как на Тайной вечере Иисус, обмакнув кусок хлеба, подал его Иуде. И в том и в другом случае сатана объявляется инициатором предательства, что, впрочем, не снимает ответственности с Иуды. Ранее Иисус говорил ученикам: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ( Мф. 18:7 ; Лк. 17:1 ). На Тайной вечере Он скажет: «...Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф. 26:24 ; Мр. 14:21 ). Грех, зло и соблазны совершаются в мире по инициативе диавола, но ответственность за них несет человек, посредством которого диавол действует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По слову св. Иринея Лионского , уже «патриархи и пророки предызобразили нашу веру и рассеяли по земле слово о пришествии Сына Божия и о том, каково оно будет, чтобы последующие люди имели страх Божий и, наученные пророками, легко встретили пришествие Христа». 253 Сам Христос говорил иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5, 39–40 ). По слову того же отца, «Сын Божий повсюду встречается в его (Моисеевых) Писаниях, то как беседующий с Авраамом, когда имел вкушать у него пишу; то с Ноем, когда давал ему измерения ковчега; то как ищущий Адама; то как наводящий суд на содомлян; то как являющийся и показывающий Иакову путь; то как говорящий с Моисеем из купины. Даже невозможно перечислить случаи, в которых Моисей изображает Сына Божия. Он знал и день страдания Его и образно предсказал Его под именем пасхи. И не только день указал Моисей, но и место, и предел времени, и знамение заката солнечного. Он также открыл Его пришествие. Он дает разуметь, что Слово, изначала сотворившее их и создавшее, и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе и что не уверуют в Него». И далее св. Ириней говорит: «А что не только пророки, но и многие праведные люди, Духом Святым предвидя Его пришествие, молились дожить до того времени, когда увидят лицом к лицу Господа своего и услышат слова Его, Господь показал, говоря ученикам: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13, 17 ). Каким образом, – вопрошает св. Ириней, – они желали слышать и видеть, если наперед не знали о Его будущем пришествии? Каким образом они могли наперед знать, если не получили о Нем знания от Него?» 254 «Авраам был пророк, и в Духе видел день пришествия Господа и домостроительство страдания, чрез которое он и все подобно ему верующие Богу имели спастись». 255 Авраам, «наученный откровением, что Сын Божий будет Человеком среди людей и чрез Его пришествие семя его будет как звезды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Полемизируя с иудеями, св. Иустин Философ пишет: «Ни по другому чему вас [иудеев – Г.Ф.] распознают, как только по плотскому обрезанию. Авраам получил от Бога свидетельство своей праведности не через обрезание, но через веру; ибо, прежде, нежели он обрезался, сказано о нем так: Авраам веровал Богу, и это было вменено ему в праведность ( Быт. 15:6 ). И мы, которые, будучи необрезаны по плоти, веруем в Бога через Христа, и имеем обрезание, полезное для нас, Его стяжавших, т.е., обрезание сердца, надеемся явиться праведными и благоугодными Богу, потому что мы уже получили это свидетельство от Него, через пророческие слова» 477 . Подобные рассуждения высказывает блаж. Августин: «Здесь же высказывается и то знаменитое суждение, которое упоминает апостол, чтобы показать действие благодати Божией: Верова Авраам Богу, и вменися ему в правду ( Быт. 15:6 ; Рим. 4:3 ; Гал. 3:6 ), – высказывается для того, чтобы обрезанные не тщеславились, не устраняли необрезанные народы от веры во Христа. Ибо, когда случилось это, что вера Авраама вменилась ему в праведность, Авраам еще не был обрезан» 478 . О предызбрании язычников к вере в Аврааме говорит св. Ириней Лионский : «А что наша вера была также предызображена в Аврааме, и что он был патриарх нашей веры и, как бы, пророк, это вполне показал апостол в послании к Галатам, говоря: Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом… ( Гал. 3:5–9 ). За это он назвал его не только пророком веры, но и отцом верующих из язычников во Христа Иисуса, потому что вера его и наша – одна и та же, ибо он веровал ради обетования Божия в будущее, как будто, оно уже совершилось, мы же, подобным образом, по обетованию Божию, верою взираем на наследие в Царстве (Небесном)» 479 . Примечательно, что веру христиан из язычников св. Ириней называет верой Авраама. Вера христиан и вера Авраама одна и та же вера! 5.7. Усомнился ли Авраам?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Предсказано было пророками и то, что Христос совершит исцеления, воскресит мертвых (Доказ. Гл. 67). У Исайи стоит: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на Себя» (53,54). И еще: «В тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме и во мраке глаза слепых» ( Ис. 29,18 ); «воскреснут мертвые, и те, которые во гробах, восстанут» (26, 19). Особенно же много в Ветхом Завете пророчеств о страданиях и позорной смерти Христа (Ириней отводит им гл. 68–82). Исайя говорит: «Сколь многие изумлялись о Тебе: так бесславен лик Его среди людей... Он не имел ни вида, ни славы; и мы видели Его, и у Него не было ни вида, ни красоты. Но вид Его презрен и умален более других людей; муж в язвах и привыкший переносить страдания, ибо отвращено лицо Его. Он был презираем и ни во что не ставили Его. И Он грехи наши носит и ради нас терпит болезни. А мы думали, что Он в болезнях и язвах от Бога, тогда как Он уязвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; наказание мира нашего на Нем, и язвами Его мы исцелились» ( Ис. 52, 13–53. 5 ). Также у Иеремии стоит: «Он подставляет ланиты бьющим Его, пресытился поношением» (Плач Иер. 3, 30 ). Давид пророчествует: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Ис. 2, 1–2 ). Предуказан был и образ страданий Христа: предание за 30 сребреников ( Иер. 32, 6 ); распятие на кресте ( Ис. 65, 2 ); разделение риз ( Пс. 21, 19 ); вкушение уксуса с желчью ( Пс. 68, 22 ). Есть места, касающиеся воскресения Господа: «Я лег и уснул, Я встал, ибо Господь защитит Меня» ( Пс. 3, 6 ; Доказ. Гл. 73). Вознесение на небо также предсказано Давидом: «Он восшел на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами» ( Пс. 67, 19 ); «поднимите, князья, ваши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы» ( Пс. 23, 7 ; Доказ, Гл. 83–84). Вознесшись, Господь сел одесную Бога Отца, воспринял власть над всем миром и снова придет судить человечество. Обо всем этом также были пророчества в Ветхом Завете. «Так говорит Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих под ноги Тебе» ( Пс. 104, 1 ). И еще: «От края небес исход Его и возвращение Его до (другого) края небес, и ничто не останется сокрытым от жара Его суда» ( Пс. 18, 7 ; Доказ. Гл. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Сравнивая концепции св. Иустина Философа и св. Иринея Лионского, именно у последнего автор обнаруживает то, что сейчас называется панентеизмом: «В своей борьбе с гностицизмом Ириней разработал подход к отношениям между Богом и миром, который отличался от подхода Юстина. Ириней утверждал, что Бог как трансцендентный творец не исключает себя из своего творения. Бог отличается от любого творения присущей ему простотой, и именно это позволяет Богу присутствовать в отношении каждого творения» ( Nesteruk A. V. Light from the East: Theology, Science, and the Eastern Orthodox Tradition. Minneapolis: Augsburg Fortress, 2003. P. 18). «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр 12:22).   Источник: Каменчук А. А. Специфика раннехристианских представлений о Божественном Промысле в контексте античной философии (с I по III век)//Вопросы теологии. 2021. Т. 3, 3. С. 302–321. http://doi.org/10.21638/spbu28.2021.302 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале:

http://bogoslov.ru/article/6191689

11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. 14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Комментарий Откр. 20 . Двадцатая глава есть кульминация Апокалипсиса в том смысле, что здесь показано торжество Царства Божия на земле. Эта глава вызывала наибольшие споры и недоумения, приковывала к себе наибольшее количество всевозможных исследователей, толкователей, комментаторов. Она удивляла многих тем, что в ней говорилось о вещах, отсутствующих в малом Апокалипсисе, то есть в пророческих словах Христа, сказанных в синоптических Евангелиях/Синоптические Евангелия — Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки, которые в основных своих чертах совпадают (в отличие от Евангелия от Иоанна)/. Многое здесь так и остается тайным и сокровенным. Перед нами события не просто характерные, типологические, повторяющиеся из века в век, а какие-то свершения. Перед нами — пророчество, торжественное предсказание. И уже в силу этого обстоятельства мы не в состоянии полностью проникнуть в тайну этих текстов. Мы сейчас живем как бы в Ветхом Завете грядущего. Мы только как через тусклое стекло, лишь гадательно можем предвидеть то, что совершится в будущем. Главное, о чем повествуется в этой главе — это тысячелетнее царство. Среди богословов, среди учителей и отцов Церкви с самого начала возникли разномыслия по этому вопросу. Такие отцы-учителя, как св. Ириней Лионский , св. Иустин Мученик, Папий, Мефодий Олимпийский и другие считали, что действительно в каком-то предконечном периоде мировой истории Царство Христово восторжествует з дес ь, на земле, по это сторону истории, а не по ту. Другие же, в частности, Блаженный Августин , наиболее резко выступавший против теории тысячелетнего царства, объяснял эти слова Иоанна так: тысячелетнее царство, царство праведников, которое царствует с Христом, — это Церковь , ее странствия по земле и т.д.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

1201 М. Φωτιου. Επιστ. «Ταρασ πατρικ δελφ παραμυθητικ π Θυγατρ τεθνηκυ»/Ν.Β. Τωμαδακη. Βυζαντιν «Επιστολογραφα. »θναι, 1969. Σ. 228. 1206 Свт. Григорий Богослов . «Один Бог, один и посредник между Богом и людьми – Человек Иисус Христос (см. 1Тим.2:5 ) предстательствует еще и ныне как Человек за наше спасение, потому что у Него есть тело, которое Он принял, до тех пор, пока не сделает меня богом силой вочеловечения». Слово 30, о богословии 4-е, о Боге Сыне/Творения. Т. 1. С. 438. 1207 Свт. Кирилл Александрийский . Слово 12/PG. 75, 200 В: Мы «не являемся и не зовемся ни творцами, ни премудростью, ни Словом, ни сиянием. Всем этим является только Сын, и, следовательно, по природе Он не таков, как мы, но имеет особое рождение от Отца. И, таким образом, Он пребывает с Отцом Своим, но не так, как мы, получающие связь и единство с Ним причащением и приобщением, подобно тому, как и железо, приобщившись огню, прокаляется им насквозь». 1209 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. Κεφ. 2/PG. 89, 77. Прот. Г. Флоровский лаконично пишет: «Нет ничего «натуралистического» или пантеистического в термине обжение. Обжение означает внутреннее общение человеческих личностей с «Живым Богом». «Быть в Боге» означает принадлежать Ему и быть причастником Его совершенства. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человек стал сыном Божьим» (Свт. Ириней Лионский . Против ересей. Кн. 3. Гл. 10, 2). В Нем человек навсегда объединяется с Богом. «В Нем мы имеем Жизнь Вечную». Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор.3:18 ). И в конце откроется во время всеобщего Воскресения и в «будущем мире», для всего творения, «Суббота благословенная», «День упокоения», таинственный «Седьмой день творения» (Г. Φλωροφσκυ. Θματα «Ορθοδξου θεολογας. »θναι, 1973. Σ. 115). 1214 «Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, един благословен, отцев Бог, и препрославлен» (Триодь Цветная. Канон Пасхи, песнь 7, ирмос).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

12) Человек состоит из тела, души и духа, который и остается бессмертным, по разлучении с телом и душою: «и возвратится прах в землю, чем от и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:23 ). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа» ( Евр.4:12 ). В Откровении, как мы видели, содержится учение о двусоставности, а не трисоставности человеческой природы: человек состоит из двух начал: души и тела. В Священном Писании духовное начало в человеке безразлично называется то душою, то духом. «Выходила из нее (Рахили) душа... Испустил Исаак дух» ( Быт.35:18, 29 ). «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф.26:38 ). «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). «Не оставлена душа Εго в аде» ( Деян.2:31 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» ( 1Кор.7:34 ). «В людях, – говорит святой Иоанн Златоуст , – нет никакого различия между духом и душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное». 786 В 1 Послан. к Фесс. ( 1Фес.5:23 ), по мысли апостола, дух не есть особое начало параллельно стоящее в отношении к душе, а особенный духовный строй (обновление духа – Рим 7:6, 6:4 ), возникающий в душе христианина, при помощи Святого Духа; следовательно дух есть та же самая душа, только после благодатного своего обновления ставшая жить во Христе новою духовно-благодатною жизнью. 787 «Мы слышали многих братьев в Церкви, – пишет святой Ириней Лионский , – которые имели пророческие дарования и через Духа говорили разными языками и для общей пользы выводили наружу сокровенные тайны людей и изъясняли таинства Божии; таковых апостол называет также духовными, и они духовны по причастию Духа. Если же не будет в душе Духа, таковой поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный... По апостолу ( 1Фес.5:23 ), совершенны те, кто и Духа Божия в себе пребывающего имеет, и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т.е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему». 788

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

19) Бл. Иеронима, Епископа Стридонского тв. т. 2 (1864 г.); т. 1 (1868 г.); части 7–8 (1882 г. Киев); ч. 9-(1883 г.); ч. 10 (1886 г.); ч. 11 (1889 г.); ч. 12 (1894 г.); ч. 13 (1896 г.); ч. 14 (1898 г.) и ч. 15 (1900 г.). Книга Бытия Гл. 1, 26 И речé Бóг: сотворим человека по образу Нáшему и по подóбию И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию У Самарян было ожидание пришествия Христова ( Ин.4, 25 ) из Писаний Моисея, который в самом начале их уже сообщает откровение о Сыне, ибо слова «сотворим человека по образу нашему и по подобию» сказаны к Сыну (Св. Иоанн Златоуст «Беседы на Евангелие от Иоанна» ч. 1, стр. 385–386). И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою Св. Ириней Лионский : Как сам первозданный Адам получил состав свой из земли невозделанной и ещё девственной (ст. 5) и был создан рукою Божьей, т. е. Словом Божьим; так и Сам Он Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, которая была ещё девою. («Против ересей» кн. III, XXI, 10, стр. 358–386). Св. Амвросий Медиоланский : Адам произошёл из девственной земли: Христос от Девы; оба произошли не от семени мужеского. Тот произошёл от девы (земли) неповреждённой, Сей от неприкосновенной («Беседы на Евангелие от Луки» кн. 1, гл. 4). Он же: Первый человек получает жизнь от вдуновения в него жизни Божественной: Иисус Христос воплощается по наитию Св. Духа и οсенению силы Вышнего ( Лк.1, 35 ); «тако и писано есть, – говорит Апостол, – бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ» ( 1Кор.15, 45 ). Первый человек – от земли и неба. Второй – от неба и земли. Сей – от Бога и Марии земной, тот – от земли и Духа небесного (протоиерей С. К. Смирнов, «Предызображение Иисуса Христа», стр. 47). Св. Василий Великий : Первый Адам получил бытие не от сочетания мужа и жены, но образован из земли; и последний Адам, обновлявший повреждённое первым, приял тело, образовавшееся в девической утробе, чтобы через плоть быть «в подобии плоти греха» ( Рим.8, 3 ) (тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

1. Итак, Закон был для них (иудеев) и средством научения и пророчеством будущего. Ибо Бог сперва наставлял их чрез естественные заповеди, изначала насажденные в людях, т. е. чрез Десятисловие – не исполняющий Которых не имеет спасения – и ничего более от них не требовал. Так Моисей говорит во Второзаконии: «эти слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе, и ничего не прибавил, и написал это на двух досках, и дал мне» ( Втор.5:22 ), дабы желающие следовать Ему соблюдали заповеди. Но когда они решились сделать тельца и обратились сердцами своими опять к Египту, желая быть рабами вместо свободных; то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом рабства. Так и пророк Иезекииль, объясняя причину такого законодательства, говорит: «вслед похотения сердца их были очи их, и Я дал им заповеди недобрые и оправдания, в которых они не будут жить» ( Иез.20:24 ). И Лука написал о Стефане, который первый был избран Апостолами на диаконство и первый убить, как мученик Христов, что он так сказал о Моисее: «Он принял заповеди Бога живого» 100 , чтобы передать вам, Которому отцы ваши не хотели быть послушными, но отринули Его и обратились сердцем своим к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые бы предшествовали нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. И сделали в те дни тельца и принесли жертвы идолу и веселились делом рук своих. Бог же отвратился и предал их служить воинствам небесным, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне жертвы и заклания в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду Бога Ремфана, – изображения, которые вы сделали, чтобы покланяться им» ( Деян.7:38–43 ; Ам.5:25–26 ), – ясно показывая, что не другим Богом, а тем же самым дан им такой Закон, приспособленный к их рабскому состоянию. Посему и в Исходе Он говорит Моисею: «Я пошлю пред тобою ангела Моего; ибо Я не сойду с тобою, потому что ты народ жестоковыйный» ( Исх.33:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010