1. Кроме того, пророки вполне показывают, что Бог заповедал некоторые установления в Законе не потому, чтобы нуждался в их рабском служении, но ради них самих. И Господь ясно учил, как я уже показал, что Бог не нуждается в их приношении, но (заповедал это) ради самого приносящего человека. Ибо когда увидел, что они небрегут о справедливости и чужды любви к Богу и думают, что Бог умилостивляется жертвоприношениями и прочими прообразовательными установлениями, то Самуил так говорил им: «Бог не желает всесожжений и жертв, но хочет, чтобы слушались Его голоса. Вот послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» ( 1Цар.15:22 ). Давид также говорит: «жертвы и приношения Ты не хотел; но уши Ты открыл мне; и всесожжений за грех Ты не требовал» 102 , – научая их, что Бог хочет больше повиновения, которое спасает их. чем жертв и всесожжений, которые нисколько не помогают им к праведности, и вместе предвозвещая о Новом Завете. Но еще яснее он говорит об этом в 50м псалме: «ибо если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы: всесожжениями Ты не будешь услаждаться. Жертва Богу – дух сокрушенный: сердце сокрушенное, и смиренное Господь не презрит» ( Пс.50:18–19 ). А что Бог ни в чем не нуждается, он говорит в предшествующем псалме: «не приму от дому твоего тельцов, и от стад твоих козлов, ибо Мои все звери земные, скоты и волы на горах; Я знаю всех птиц небесных и красота полевая у Меня. Если я взалчу, не скажу тебе: ибо Моя земля и полнота ее. Ужели Я стану есть мяса волов или пить кровь козлов» ( Пс.49:9–13 ). Потом, чтобы не подумали, что Он отвергает это в Своем гневе, продолжает советуя: «принеси Богу жертву хвалы и воздай Всевышнему твои обеты; и призывай Меня в день скорби твоей, и Я избавлю тебя и прославишь Меня» ( Пс.49:14–15 ), – отвергая то, чем грешники думали умилостивить Бога, и показывая, что Он ни в чем не нуждается, но внушая и указывая то, чем человек оправдывается и приближается к Богу. То же самое говорить и Исаия: «к чему Мне множество жертв ваших? Говорить Господь. Я полон» ( Ис.1:11 ). И отвергши всесожжения, жертвы и приношения и кроме того новомесячия, субботы и праздники и все прочие за ними следующие обряды, он увещевает их к спасительным (делам): «омойтесь, будьте чисты, удалите неправду из сердец ваших пред очами Моими; отстаньте от злых дел ваших, научитесь делать добро, стремитесь к (правому) суду, избавьте терпящего обиду, дайте суд сироте, вступитесь за вдову, и приходите и разсудимся, говорит Господь» ( Ис.1:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

1. Но говорят они: Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей ( Исх.9:35 ). Возражающие так не читают в Евангелии того места, где Господь на вопрос учеников к Нему: «почему Ты говоришь им в притчах»? Отвечал им: «потому что вам дано знать тайну Царства Небесного, а им говорю в притчах, чтобы видя не видели, и слыша не слышали, и разумея не разумели, так что сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: дай огрубеть сердцу людей сих, сделай их крепкими на ухо и ослепи очи их. Ваши же блаженны очи, которые видят, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите» 119 . Ибо Один и Тот же Бог наводит слепоту на тех, которые не веруют, а презирают Его, подобно тому как солнце, Его творение, (ослепляет) тех, которые по слабости зрения не могут смотреть на его свет, и полнейшее и большее просвещение дарует тем, которые веруют и следуют Ему. Согласно с сим и Апостол во втором (послании) к Коринфянам говорит: «для неверующих, у которых Бог века сего ослепил умы, чтобы не воссиял свет Евангелия славы Христа» ( 2Кор.4:4 ). И еще в (послании) к римлянам: «и как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства» ( Рим.1:28 ). Во втором же послании к Фессалоникийцам, говоря об антихристе, он ясно говорит: «и потому пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес.2:11–12 ). 2. Если и в настоящее время Бог, зная, что многие не будут веровать, – так как Он все знает наперед, – предал их неверию их и отвратил лице Свое от таковых, оставляя их во тьме, которую они сами себе избрали, то что удивительного, если и тогда неверующего Фараона вместе с его служителями предал их неверию? Как Слово из купины говорило Моисею: «я знаю, что Фараон, царь египетский, не отпустит вас, если не употреблю мощную руку» ( Исх.3:19 ). И почему Господь говорил в притчах и навел слепоту на Израиля, чтобы они видя не видели, зная их неверие, по той же причине Он ожесточил и сердце Фараона, чтобы видя, что перст Божий изводит народ, он не веровал, но низвергся в море неверия, ибо думал, что исход их совершается действием магии, и что Чермное море не силою Божиею дало пройти народу, но так было естественным образом. Глава XXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

1Ин.4:3 .  а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Решительным признаком истинного пророка или учителя христианского Апостол выставляет исповедание им явления Бога во плоти в лице Господа Иисуса Христа: это основной догмат христианства, в прологе Евангелия Иоанна выраженный в словах: « Слово плоть бысть» ( Ин 1:14 ). Напротив, отвергающий эту основную истину Боговоплощения тем самым показывает, что он не от Бога, а от диавола и антихриста: таковы были, напр., докеты, о которых упоминает св. Ириней Лионский , а также, вероятно, и другие подобные лжеучители такого же антихристианского духа. Антихрист в строгом и тесном смысле слова еще не пришел, но дух антихриста уже во многих лжеучителях действует. «Апостол говорит, что антихрист уже в мире, разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие» (Феофил.). Точнее и ближе определить лжеучение обличаемых затруднительно, но во всяком случае это – не гностические еретические учения II века, а не развившиеся еще в систему лжеучения I века. 1Ин.4:4 .  Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. 1Ин.4:5 .  Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 1Ин.4:6 .  Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения. В утешение и подкрепление верующих Апостол возвещает им, что победа истинного учения евангельского над лжеучением несомненна (ср. ниже 1Ин.5:4 ), так как Дух Божий или Дух Христов, обитающий в верных, безмерно больше того духа воли, который действует в боговраждебном мире вообще, в особенности же в лжеучителях. Это апостольское утешение верующим вполне соответствует изречению Самого Господа к ученикам в Его прощальной беседе: « дерзайте, ибо Я победил мир» ( Ин 16:33 ), и подобно этому обетованию Господа, сильно было внести полное ободрение в сердца христиан. Но пастырская любовь и попечение Апостола обращает и на другую сторону дела. Апостол «дает им еще другой признак для узнания лжепророков, в том, что немало печалило простецов из самых верных. Некоторые из них, естественно, могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают, ибо подобное стремится к подобному. Они от мира и говорят мирское, т. е., учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, т. е. развратные развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно и посему знает Бога и готов слушать нас» (Феофил.). В последних словах ст. 6 Апостол, суммируя все сказанное о различении духов, «как бы прилагает печать к сказанному» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

24. И после того, как пришли определенные времена, т. е. в десятом веке после потопа, является Авраам, который ищет того, что принадлежало ему от благословения его предка, и Бога, для него достойного (поклонения). И когда он по внутреннему влечению своей души прошел всю вселенную, расспрашивая, где Бог, и когда он оказался слабым и не достиг цели, то Бог умилосердился над ним, только тайно искавшим Его, и явился Аврааму, давая ему познать Себя посредством слова, как посредством луча. Ибо Он говорил с ним с неба и сказал: «Выйди из твоей земли, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую я укажу тебе и поселись там» ( Быт 12.1 ). И он в доверии к небесному голосу, когда сам был уже в зрелых летах, так как ему было семьдесят лет и он имел жену, – отправился вместе с нею из Месопотамии, взяв с собою Лота, сына умершего своего брата; и когда он пришел в землю, которая теперь называется Иудеею и которую тогда населяли семь племен, потомков Хама, тогда Бог явился ему в видении и сказал: «Землю эту Я дам тебе и потомству твоему после тебя в вечное наследие» ( Быт 12.7 ). [После этого его потомки оставались в не принадлежавшей им земле в качестве пришельцев и подвергались там бедствиям, в течение 400 лет терпя скорбь и порабощение. И в четвертом веке они возвратились в обетованную Аврааму страну, Бог же осудил народ, который принуждал его потомство к рабству]. И чтобы Авраам узнал как многочисленность, так и славу своего потомства, Бог вывел его (из шатра) ночью и сказал ему: «Взгляни на небо и посмотри на звезды в небе, можешь ли ты сосчитать их; таковы будут твои потомки» ( Быт 15.5 ). Так как Бог видел непоколебимость и твердость его духа, то Он свидетельствовал о нем чрез Святого Духа, говоря в Писании: «И веровал Авраам, и это вменено было ему в правду» ( Быт 15.6 ). Но он был необрезан, когда это засвидетельствовано было о нем. А чтобы превосходство его веры было познано посредством знака, Он дал ему обрезание как печать веры необрезанности того, кто был в необрезании. Потом от Сарры, от неплодной, согласно обетованию Божию, у него родился сын Исаак, которого он обрезал, как Бог повелел ему. И от Исаака родился Иаков; и таким образом первоначальное благословение Сима дошло до Авраама, и от Авраама до Исаака, и от Исаака до Иакова; через это наследие Духа разделилось в них; ибо Он называется Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. И Иаков родил двенадцать сыновей, по которым названы двенадцать колен Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

27. Когда же они приблизились к земле, которую Бог обещал Аврааму и его потомству, Моисей избрал по одному мужу от каждого колена и послал их собрать сведения о земле и городах в ней, и обитателях тех городов. Тогда Бог открыл ему имя, которое одно только могло дать жизнь верующим в него; и Моисей переменил имя Осии, сына Навина, одного из посланных, в Иисуса. И таким образом он отправил их с силою имени, по вере, что получит их обратно невредимыми ради руководства данного имени. Но когда они, после своего путешествия туда, расследования и разведок, возвратились, неся с собою виноградные кисти, некоторые из тех двенадцати посланных привели весь народ в мучительный страх, рассказывая, что там были большие и укрепленные стенами города, населенные земнородными исполинами, так что они не в состоянии завладеть землей. Тогда плакал весь народ, впавши в сомнение, был ли с ними Бог, Который дал бы им силы и подчинил бы им всех. И они (разведчики) говорили дурно также и о земле, будто она не хороша, и что не стоит ради такой земли идти на опасности. Но два из двенадцати – Иисус, сын Навина, и Халев, сын Иефонниин – разодрали свои одежды из-за происшедшего несчастия и умоляли народ не сомневаться и не терять мужества, ибо Бог предал всех в их руки, (говоря) что и земля также чрезвычайно хороша. Но когда убеждение не подействовало, и народ продолжал оставаться в том же неверии, Бог отвратил и изменил их путь, чтобы они блуждали, наказывая их в пустыне многими ударами. И сколько дней осматривавшие землю ходили туда и обратно – это продолжалось сорок дней – считая год за каждый день, Он держал их в пустыне сорок лет, и никого из тех, которые были зрелыми по летам и по разуму, за их неверие он не счел достойными вступить в (обетованную) землю, кроме двух, свидетельствовавших в пользу наследования, т. е. Иисуса, сына Навина, и Халева, сына Иефонниина, а также и тех, которые были еще малы и не умели различать правого от левого. Таким образом, весь маловерный народ умер в пустыне, получив один за другим праведное воздаяние за маловерие. Дети же, выросшие в течение сорока лет, восполнили число умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2 . В новозаветных писаниях мы несколько раз встречаемся с термином «епископ» для обозначения лиц, имеющих особое служение в апостольской церкви. Этих текстов четыре, если не считать 1-го послания ап. Петра 2,25: «Ибо вы были, как овцы блуждающие не имея пастыря; но возвратились ныне к Пастырю и Епископу душ ваших (epi ton Poimena kai ‘Episkopov twn yucwn umwn), в котором термин епископ не означает лица, имеющего особое служение в Церкви. Что касается остальных текстов, то их анализ не оставляет никакого сомнения, что термин епископ и пресвитер означают одних и тех же лиц. В этом отношении наиболее решающим является показание Деяний 20,17,18,28: «Из Милета же послав в Ефес, он (т. е. Павел) призвал пресвитеров церкви (touc presbuterouj thj ekklhsiaj). И когда они пришли к нему, он сказал им:... внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас епископами (eqeto episkopouj) пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел кровию Своей». К собравшимся ефесским пресвитерам ап. Павел обращается со словами, в которых он их называет епископами. Речь идет об одних и тех же лицах, которых Лука называет пресвитерами церкви, а ап. Павел епископами. Из этого следует, что Лука, вероятно, точно воспроизвел речь Павла, иначе бы он не изменил наименование пресвитеров, которое он лично предпочитал перед всеми остальными, на епископов, тогда как ап. Павел (кроме пастырских посланий) не употреблял вообще термина пресвитер. Никакого другого толкования этого текста не может быть без прямого насилия над ним. К этому отчасти прибегает Ириней Лионский , который дает ему следующее толкование: «in Mileto enim convocatis episcopis et presbyteris, qui erant ав Epheso et а reliquis proximis civitatibus» 282 . Усмотрев из текста, что одни и те же лица называются пресвитерами и епископами, он смутился множественностью епископов в одном городе. Поэтому по Иринею получается так, что ап. Павел собрал у себя епископов и пресвитеров Ефеса и соседних с ним городов, а с речью, которая приведена у Луки, обратился только к епископам. Вряд ли стоит останавливаться на этом толковании, на которое ни в малейшей степени не уполномочивает приведенный текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

2. Если бы даже Христос тогда (только) начал существовать, когда пришел (в мир). как человек, и если Отец (только) во времена Тиверия Кесаря вспомнил позаботиться о людях и Слово Его оказалось не всегда существовавшим с созданием; то и в таком случае не следовало возвещать иного Бога, а (скорее) исследовать причины такой беспечности и небрежения Его. Ибо не надобно, чтобы такое исследование возникало и доходило до того, чтобы и Бога изменять и уничтожать веру нашу в Творца, питающего нас посредством творения. Ибо как мы направляем нашу веру в Сына, так должны иметь твердую и неизменную любовь к Отцу. И хорошо Юстин говорит в сочинении против Маркиона 95 : «я не поверил бы самому Господу, если бы Он возвещал другого Бога, кроме Создателя, Творца и Питателя нашего. Но поелику от единого Бога, Который и сотворил сей мир и создал нас и все содержит и управляет, пришел к нам Единородный Сын (Его), восстановляя в Себе Свое создание, то тверда моя вера в Него и неизменна любовь к Отцу, потому что то и другое Бог нам дарует». 3. Ибо никто не может знать Отца, если Слово Божие, т. е. Сын не откроет Его, и Сына (никто не может знать), если Отец не благоволит. Благоволение же Отца исполняет Сын, ибо Отец посылает, а Сын посылается и приходит. И Отца невидимого и беспредельного, в отношении к нам, знает Его собственное Слово, и так как Он неизъясним, само изъясняет (Его) нам, и с другой стороны Слово Свое знаетОдин только Отец: и обе эти (истины) объявил Господь. И, потому, Сын открывает познание Отца чрез Свое откровение. Ибо откровение Сына есть познание Отца, потому что все открывается чрез Слово. И дабы мы знали, что пришедший Сын сообщает верующим в Него познание Отца, Он говорил ученикам: никто не знает Сына, кроме Отца, ни Отца (никто знает), кроме Сына и кому откроет Сын, показывая Себя Самого и Отца, как Он есть, чтобы мы не принимали другого Отца, кроме Того, Который открывается Сыном. 4. Но этот (Отец) есть Творец неба и земли, как видно из Его слов, а не тот ложный отец, выдуманный Маркионом, или Валентином, или Василидом, или Карпократом, или Симоном, или другими ложно называемыми гностиками. Ибо никто из них не был Сыном Божиим, а (только) Христос Иисус Господь наш, вопреки Которому они выставляю свое учение, дерзая возвещать неведомого Бога. Но против себя они должны услышать: каким образом неведом Он, Который познается ими? Ибо Кто познается хотя немногими, Тот не неведом. И Господь не сказал, что Отец и Сын вовсе не могут быть познаны: иначе напрасно было бы Его пришествие. Ибо для чего Он пришел сюда? Для того ли, чтобы сказать нам: «не ищите Бога; Он неведом и Его не найдете», – как лгут последователи Валентша, будто Христос (так) сказал их Эонам? Но это вздор. Ибо Господь научил нас, что никто не может знать Бога, если Бог не научит, т. е. что Бог не познается без Бога, но чтобы Бог был познан, это есть воля Отца. Ибо Его познают те, кому откроет Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. И не только это, но Господь показал, что некоторые заповеди им даны Моисеем по грубости их и не покорности. Когда они спросили Его: «почему же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою», то Он сказал: «он по жестокосердию вашему позволил вам это; а сначала не было так» ( Мф.19:7–8 ), – извиняя Моиеее, как верного раба, но исповедая Единого Бога, изначала создавшего мужа и женщину, а их обличая за грубость и непокорность. И посему они получив от Моисея сообразную с их жестокосердием заповедь о разводе. Но зачем я говорю это о Ветхом Завете, когда и в Новом Апостолы оказываются точно также поступающими по вышеупомянутой причине? Так Павел говорит: «это впрочем я говорю, не Господь» ( 1Кор.7:12 ); и еще: «это говорю как позволение, а не как заповедь» ( 1Кор.7:6 ); и еще: «относительно дев я не имею заповеди Господней, а даю совет, как получивший от Господа милость быть верным» ( 1Кор.7:25 ); и в другом месте говорит: «чтобы не искушал вас сатана по причине невоздержания вашего» ( 1Кор.7:5 ). Итак, если в Новом Завете Апостолы, как оказывается, дают некоторые заповеди из снисхождения, по причине невоздержания некоторых, чтобы такие люди, ожесточившись, не отчаялись совсем в своем спасении и не сделались отступниками от Бога; то не должно удивляться, если и в Ветхом Завете Бог допустил нечто такое для пользы народа и посредством вышеупомянутых обрядов привлекал к тому, чтобы они чрез них получили спасение, соблюдая Десятословие, и удержанные Им не возвращались к идолослужению и не отпали от Бога, но научились всем сердцем любить Его. Бсли же некоторые, из-за непокорных и развратных израильтян называют слабым Учителя Закона, то найдут в призвании относительно нас, что «много званных, мало же избранных» ( Мф.20:16 ), что есть такие, которые внутри волки, а снаружи одеты в кожи овец ( Мф.7:15 ), и что Бог в Своем увещании всегда соблюдал свободу и самовластие в человеке, дабы по справедливости неповинующиеся Ему были наказаны за то, что не повиновались, а послушные и верующие Ему были почтены нетлением. Глава XVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. Итак, Господа, Которого те (пророки) проповедовали неверующим, того возвещал Христос повинующимся Ему, и Бог, Который призвал прежних, т. е. прежде чрез рабское законоположение, Тот же принял последующих, т. е. после чрез усыновление. Ибо Бог насадил виноградник рода человеческого, сперва чрез создание Адаиа и избрание отцов, и передал его виноградарям посредством законодательства Моисеева обнес оградою, т. е. установил их богопочтение; построил башню, т. е. избрал Иерусалим, и ископал точило, т. е. приготовил обиталище Пророческаго Духа, и так посылал пророков до переселения в Вавилон, и после переселения еще других больше прежнего, с требованием плодов, которые говорили: «так говорит Господь: очистите пути ваши и нравы ваши» ( Иер.7:3 ); судите праведным судом и каждый да творит милость и щедроты к брату своему; и не оказывайте насилия вдове, сироте, пришлецу и бедному, и каждый да не помнит в сердцах ваших зла брата своего ( Зах.7:6–10 ); не любите клятвы ложной ( Зах.8:17 ); омойтесь, будьте чисты; удалите злые мысли из сердец ваших, научитесь делать добро, ищите правды, защищайте терпящего насилие, оказывайте справедливость сироте и оправдайте вдову, и приходите, рассудимся, говорить Господь» ( Ис.1:16–19 ). И еще: «удержи язык твой от зла и, чтобы уста твои не говорили лукавства. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и гонись за ним» ( Пс.33:14–15 ). Проповедуя это пророки требовали плода правды. Так как они не веровали, то в последние времена Бог послал Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Которого злые виноградари выбросили вон из виноградника, когда убили Его. Посему Господь Бог и передал Его, уже не обнесенный оградою, но открытый на весь мир другим возделывателям, приносящим плоды во времена свои, – и башня избрания красиво возвышается повсюду. Ибо славная Церковь теперь повсюду; и повсюду ископано точило, ибо повсюду есть принимающие Духа. А за то, что презрели Сына Божия и изринули Его вон из винограда, когда убили, то праведно презрел их Бог и возделывание виноградника передал существующим вне его язычникам. Так и пророк Иеремия говорит: «Господь отринул и отвергнул род, делающий это; ибо сыны иудины сделали злое в очах Моих, говорит Господь» ( Иер.7:29–30 ). И еще Иеремия говорит: «Я поставил над вами стражей; слушайте голоса трубы; а они сказали: не послушаем. Поэтому, услышали язычники и пасущие у них стада» ( Иер.7:17–18 ). Итак Один и Тот же Бог Отец, насадивший виноградник, выведший народ Свой. пославший пророков, пославший Своего Сына и давший виноградник другим возделывателям, приносящим плоды во времена свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2) Мы понимаем теперь, отчего, как и когда, согласно божественному апостолу, человек бывает совершенен и чем, по его мнению, друг от друга разнятся совершенные. 3) Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому – слово знания тем же Духом; иномувера тем же Духом; иному – дары исцелений тем же Духом; иному чудотворения, иному – пророчество, иному – разные языки, иному – истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно. (133, 1) Так пророк оказывается совершенным в своем пророчестве, праведник – в своей праведности, мученик – в своей жертве за Христа, другие же – в проповеди о нем. Мы не хотим сказать, что о. чи не заняты обычными добрыми делами, но подразумеваем, что они наилучшим образом показали себя в именно том виде добродетели, к которой были призваны Богом. Ибо кто может утверждать, не греша против разума, что пророк действует не по правде? Но и праведным, равным образом, не свойственен ли, как и Аврааму, дар пророчества 134 ? (2) «Бог одного одаряет способностью к брани, другому Зевс танца искусство дарует или игры на кифаре», – говорит Гомер 135 . 3) «Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7, 7 ). Только апостолы исполнены были всеми дарами. (134, 1) Если пожелаешь, то сможешь увидеть из их деяний и писаний, что свойственны им были и знание, и добродетель, и дар проповеди , и непорочность, и дар пророчества. 2) Заметим, что хотя Павел и ближе остальных к нам по времени, ибо процветал уже после вознесения Спасителя, но и его послания имеют тесную связь с ветхозаветными. В них он черпает свое вдохновение, их выражениями говорит. 3) Ибо закон истолковывается и пополняется верой во Христа и знанием Евангелия. 4) Потому и говорится евреям: «Если не уверуете, не уразумеете» ( Ис. 7, 9 ), то есть, если не будете веровать в Того, Чье пришествие предсказано и таинственно показано в законе, то и Ветхого Завета не уразумеете, потому что Спаситель своим воплощением объяснил его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010