73. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. С. 331. 74. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 75. По письмам святителя Феофана Затворника. 76. Святитель Тихон Задонский. 77. По Поучения аавы Дорофея 78. См. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 4, п. 43 79. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3.Гл. 4. 80. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на первое Послание к коринфянам 81. По писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 82. Душеполезное чтение. 1896. Ноябрь. С. 507. 83. Из поучений о восьми помыслах св. Нила. 84. Из писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 85 . Из Беседы 23 86 . Прибавление к творениям Святых отцов Ч. 3 87. Преподобный Нил Скитский патерик 88. Святой праведный Иоанн Кронштадский. 89. Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Ч. 1. С. 390. 90. Св. Феофан Затворник 91. По «Старческому наставлению» игумена Валаамского Назария.  Вторая заповедь закона Божия Не сотвори севе кумира и никакого изображения того, что на неве вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4). Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия? Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6, 5). Знай, что «любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного» 92 . Сребролюбцы — несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они — в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется следующими средствами: 1) тем, чтобы «всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога 93 и 2) " если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скупость 94 " . Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. Смотрите же за собою, — говорит Господь,— чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). «Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу»,— говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству (Рим. 13, 13),— учит св. апостол Павел. Он же наставляет: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

77. Опять Он говорит в книге двенадцати пророков: «И они связали его и привели его в дар царю». Ибо Понтий Пилат был наместником Иудеи и питал тогда вражду к Ироду, царю иудеев. Но потом, когда Христос, связанный, был приведен к нему, Пилат послал его к Ироду, предоставляя ему допросить Его, чтобы точно узнать, чего он хотел в отношении к нему, воспользовавшись Христом, как предлогом, чтобы примириться с царем (ср. Лк 23.7 сл.). 78. И в (книге) Иеремии Он возвещает Свою смерть и Свое сошествие во ад следующим образом: «И Господь, Святый Израилев, помянул Своих мертвецов, прежде усопших на земле, и сошел к ним, чтобы возвестить им спасение Свое, чтобы спасти их». Здесь Он объясняет и причины своей смерти, ибо Его сошествие во ад было для спасения умерших. 79. И опять о кресте Его Исаия говорит так: «Целый день Я простирал руки Мои к неразумному и непокорному народу» ( Ис 65.2 ). Ибо это – знамение креста. И еще яснее говорит Давид: «Псы окружили меня, скопище злых обступило меня; пронзили мои руки и ноги» ( Пс 21.17 ). И опять он говорит: «Сердце мое, как воск, растаяло во внутренности моей и рассыпались кости мои» ( Пс 21.15 ). И опять он говорит: «Избавь меня от меча и пригвозди плоть мою, ибо сонмище злых выступило против меня» ( Пс 21.21,17 ). В этих словах он ясным образом указывает на Его распятие. Также и Моисей говорит то же к народу следующим образом: «И жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и будешь трепетать днем и ночью и не будешь уверен в жизни твоей» ( Втор 28.66 ). 80. Опять Давид говорит: «Они смотрели на меня, они разделили между собою мои ризы и об одежде моей бросали жребий» ( Пс 21.19 ). Ибо при Его распятии воины разделили Его ризы, как у них было в обычае, и разорвали одежду Его и таким образом разделили. Но о хитоне, так как он был сверху соткан и не сшит, они бросили жребий, чтобы тот, на кого он упадет, и получил его (ср. Ин 19.23 сл.). 81. И опять пророк Иеремия говорит: «И взяли тридцать сребренников, цену оцененного, которого оценили от сынов Израилевых, и дали их за землю горшечника, как повелел мне Господь» ( Иер 32.6 сл.; ср. Мф 27.9–10 ). Ибо Иуда, который был из учеников Христа, дал обещание иудеям и условился с ними, когда увидел, что они хотели умертвить Его, и поскольку он был наставлен Им (ср. Ин 12.4 сл., Мф 27.8–16 ), он взял тогда тридцать серебренников, местную монету, и предал им Христа, но затем раскаялся в том, что сделал, и возвратил серебро начальникам иудеев, а сам повесился. Они же не признали приличным вложить их в сокровищницу, потому что это была цена крови, и купили на них поле, принадлежавшее горшечнику, для погребения странников ( Мф 26.14 сл.; Мф 27.3 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

7.2.2. Диадологические схемы " ...Что есть человек, если не из души и тела состоящее разумное животное? " (Псевдо-Иустин) " ...Сотворил [Бог] человека из бессмертной души и тела " (Афинагор Афинянин) " ...Человеком... называется он по естеству: ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединения тела и души сложилось в единый образ " (Священномученник Мефодий Патарский) " Так как человек из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое " (Святитель Кирилл Иерусалимский) " ...Не натрое делит человека Божественное Писание, но говорит, что животное это состоит из души и тела " (Феодорит Киррский) Последнее высказывание отца относится, по-видимому, скорее к книгам Ветхого Завета, в которых чаще всего говорится о двух частях природы человека. В Новом Завете, точнее в Посланиях апостола Павла, трехчастное учение получает первенство. 7.2.3. Триадологические схемы В основе триадологического подхода стоит богословие апостола Павла: 1Флп.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (Выд. мной - А.Л.) Это придает триадологическому подходу наибольший вес и авторитет. В православной антропологии преимущественно развивается этот подход. " ...Совершенный человек состоит из тела, души и духа " (Святитель Ириней Лионский) " ...Человек состоит из тела, души и духа " (Ориген) " ...Человек из сих трех имеет устроение, и свидетель [тому] Павел, призывающий на ефесян благодать тела, души и духа " (Прокопий Газский) Следует обратить внимание, что о двусоставности говорится и " состоит " и " сотворен " , тогда как о трехсоставности - только " состоит " . Это можно интерпретировать как косвенное свидетельство того, что о " духе человека " как о сотворенном говорить некорректно. Однако в Священном Писании не встречается термин " сотворенный дух " , но есть " образованный " в смысле " сотворенный " : Зах.12:1: ...Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

7. И поэтому Господь сказал, что «Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ) т. е. те, которые с усилием и подвигом постоянно бодрствуют, восхищают его. Поэтому же и Апостол Павел говорит коринфянам: «не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Всякий же подвижник воздержен во всем, – те для получения венца тленного, а мы нетленного. И потому я бегу так не на неверное, бьюсь не так, как будто бил воздух; но усмиряю тело мое и порабощаю, дабы, проповедая другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:24–27 ). Итак, добрый подвижник увещевает нас подвигом достигать бессмертия, чтобы мы увенчались и почитали венец драгоценным, – именно тот, который приобретается нами посредством подвига, а не приходит сам собою. И чем большим подвигом он достается нам, тем он драгоценнее, а чем драгоценнее тем больше будем любить его всегда. То, что приходит к нам само собою не бывает так ценимо, как то, что достается с великою заботою. Поелику же от нас зависит больше любить Бога, то достигать того подвигом и Господь научил и Апостол преподал. Иначе наше доброе было бы неразумно, если бы не было плодом упражнения. И способность видеть не была бы для нас так вожделенна, если бы мы не знали, какое большое зло не видеть; и здоровье делается драгоценнее чрез испытание болезни, и свет чрез сравнение с мраком, и жизнь чрез сравнение с смертью . Так и Царство небесное драгоценнее для знающих земное. А чем оно для нас драгоценнее, тем больше его любим, и если больше его полюбим, то будем славнее пред Богом. Посему для нас Господь все это допустил, чтобы мы всем наученные были во всем предусмотрительны на счет будущего и пребывали во всякой любви к Богу, разумно наученные любить Его; ибо Бог явил Свое великодушие в деле падения человека, а человек был научен чрез это, как и пророк говорит: «тебя исправить отступление твое» ( Иер.2:19 ); и Бог все предопределил для совершенства человека, для его назидания и открытия ему Своих распоряжений, дабы и благость явилась, и правда совершилась, и Церковь устроилась по образу Сына Его, и, наконец, человек некогда созрел, чрез это делаясь способным к видению и обнятию Бога. Глава XXXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

8. И мытарь, превзошедший Фарисея в молитве, не потому, что молился другому Отцу, получил свидетельство от Господа, что он более оправдался, но потому что с великим смирением, без превозношения и тщеславия, совершал исповедание тому же Богу. И притча о двух сыновьях, посылаемых в виноградник, из коих один противоречил отцу, а потом раскаялся, когда раскаяние было ему бесполезно, а другой обещался пойти, и тотчас же после обещания не пошел – потому что «всякий человек есть лжец» ( Пс.115:2 ), и желание есть, но не находить (силы) совершить – также показывает Одного и Того же Отца. И притча о смоковнице, – о которой Господь говорит: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу» ( Лк.13:7 ), показывая Свое пришествие чрез пророков, посредством которых Он неоднократно приходил искать у них плода правды, но не находил, – ясно показала и то, что смоковница будет посечена по вышесказанной причине. И без притчи Господь говорил к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, а вы не захотели! Вот оставляется вам дом ваш пуст» ( Лк.13 и сл.; Мф.13 и сл.). Слова притчи: «вот, Я третий год прихожу искать плода» и прямые слова: «сколько раз хотел Я собрать чад твоих» будут ложью, если не будем здесь разуметь пришествия Его чрез пророков, ибо Он (собственно) однажды и только тогда пришел к ним. А что избравший патриархов есть то же Слово Божие, которое всегда посещало их (иудеев) посредством пророческого Духа и нас, отовсюду созванных, чрез пришествие Свое, об этом, кроме вышеприведенного, Он истинно говорил: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном. А сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:11–12 ) Итак, если те, которые от востока и запада веруют в Него чрез проповедь Апостолов, возлягут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном, участвуя с ними в вечере, то оказывается, что Один и Тот же Бог, избравший патриархов, посещавший народ и призвавший язычников. Глава XXXVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

8) Омылись ли дети сектантов от первородного греха, освятились ли Духом Божиим, оправдались ли пред Богом? 8) Нет! Только крестившиеся «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ), ( Деян. 2:38 и 22:16), а они не крещены, они, несчастные, остаются во власти диавола, греха и духовной смерти. 9) Чему уподобляет Христос тех, кто не родился в святом крещении? 9) Уподобляет плоти: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:6 ). Дети сектантов рождены только по плоти и не рождены от воды и Духа: значит, они – плоть. 10) Какая ждет участь некрещеных? 10) «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор. 15:50 ). 11) Какая участь ждет родителей, препятствующих детям приходить ко Христу чрез крещение и тем губящих их души? 11) «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). Очень многие отцы Церкви учили о необходимости крещения детей, как то: Климент Александрийский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , Блаженный Августин и другие; но в этом отношении особенно важны для нас свидетельства отцов и учителей первых веков христианства. Св. Дионисий Ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян. 17:34 ), в своей книге «О церковной иерархии» пишет: «Божественным наставникам нашим угодно было допустить до крещения и младенцев... Думаю, что ничего нет страннаго в том, что младенец допускается до крещения» (гл. 7, парагр. 11). Св. Иустин Философ , замученный за Христа в 165 году, учил: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых чрез крещение, по вере тех, кто приносит сих ко крещению» (Посл, вост. патриархов, член 16). Св. Ириней, епископ Лионский, замученный в 202 году, в своей книге «Против ересей» (кн. 2-я, гл. 39) пишет: «Христос пришел спасти чрез себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога: младенцев, детей и отроков, юношей и старцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

8 . От этих свидетельств о единстве Отца, и Сына, и Святого Духа возвратимся теперь к тому, о чем мы, собственно, начали рассуждать. Бог Отец дает всем существам бытие, участие во Христе [Логосе], делает существа разумными. Отсюда следует, что эти существа достойны или похвалы, или наказания, так как они способны к добродетели и пороку. Поэтому существует также и благодать Святого Духа, дабы существа, которые не святы по природе, делались святыми через участие в этой благодати. Итак, существа имеют свое бытие от Бога Отца, разумность от Слова, святость же от Святого Духа. Причем к восприятию Христа как правды Божией делаются способными те существа, которые предварительно освятились через Святого Духа, да и те, которые уже удостоились достигнуть этой ступени [нравственного перерождения] чрез освящение Святого Духа, – все равно будут получать дар премудрости по силе и действию Святого Духа. Эту мысль и выражает апостол Павел, когда говорит, что некоторым дается слово премудрости, другим же – слово знания тем же Духом. Но при всем этом, указывая строгэ определенное различие даров, апостол относит все эти дары к источнику всего и говорит: «Действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» ( 1Кор. 12, 6 ). Вот почему и действие Отца, сообщающее всем существам бытие, оказывается особенно славным и величественным в том случае, когда каждый преуспевает и восходит на высшие ступени совершенства, посредством участия во Христе, как премудрости, знании и освящении. Действие Отца прославляется тогда, когда кто-нибудь очищается через участие в Святом Духе и по достоинству воспринимает благодать знания так, что достигает такого совершенства, при которых полученное им от Бога бытие становится вполне достойным Бога 146 . А Бог дает бытие для совершенства, чтобы оно было достойным Бога. Таким образом, и возможность вечного существования получит от Бога тот, кто осуществит волю Бога. Впрочем, чтобы совершилось это, чтобы сотворенные существа неразлучн Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все суета и томление духа» ( Екк. 1,2; 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

92. И что Он сделается видимым среди нас – так как Сын Божий сделался Сыном Человеческим – и познан будет нами, не имевшими прежде познания (о Нем), об этом само Слово у Исаии говорит так: «Я открылся не вопрошающим обо Мне. Меня нашли не искавшие Меня. Я говорил: вот Я, к народу, который не призвал имени Моего» ( Ис 65.1 ). 93. И что этот народ будет святым, об этом в книге двенадцати пророков возвещено так: «И скажу не народу Моему: ты – Мой народ, и не возлюбленная будет возлюблена. И на месте, где говорили о них: вы не Мой народ, там назовут их сынами Бога живаго» ( Ос 2.23 ; Ос 1.10 ). То же сказано и Иоанном Крестителем: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф 3.9 ). Ибо после того, как наши сердца исторгнуты и освобождены от каменного служения, мы верою созерцаем Бога и делаемся чадами Авраама, который оправдан верою. И поэтому Бог говорит через пророка Иезекииля: «И дам им иное сердце и дух новый вложу в них; и исторгну из плоти их сердце каменное и удалю и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили в заповедях Моих и соблюдали оправдания Мои и выполняли их. И таким образом они будут Моим народом, и Я буду их Богом» ( Иез 11.19,20 ). 94. Так совершено изменение сердец у народов новым призванием посредством Слова Божия, когда Оно стало плотью и поселилось среди людей, как говорит также и ученик Его Иоанн: «И Слово стало плотию и обитало среди нас» ( Ин 1.14 ). Поэтому церковь так и плодоносна в спасенных. Ибо ни Моисей, ни пророк Илия не суть более ходатаи, но Господь Сам спас нас, даровав многих чад церкви, собранию первенцев, как возвестил Исаия в таких словах: «возвеселись неплодная, не раждающая». Неплодная же есть церковь , которая никогда в прежние времена не позволяла обнаруживаться чадам Божиим. «Воскликни и возгласи не мучившаяся родами, потому что у оставленной больше сыновей, чем у имеющей мужа» ( Ис 54.1 ). Первое собрание (т. е. церковь ) имело своим мужем именно закон. 95. Также и Моисей говорит во Второзаконии, что язычники будут первыми, а непокорный народ последним, и опять он говорит: «Вы раздражили Меня не Богом, и огорчили Меня своими суетными идолами; и Я раздражу вас не народом, народом неразумным огорчу вас» ( Втор 32.21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

9. Поэтому, Церковь на всяком месте по своей любви к Богу предпосылает во всякое время к Отцу множество мучеников; между тем как все прочие (еретики) не только не могут показать у себя ничего такого, но и говорят, что такое свидетельство (мученичество) вовсе не нужно, потому, де, что их учение есть истинное свидетельство (за Христа), за исключением того, что разве во все время, как Господь явился на земле, один или двое из них когда нибудь вместе с нашими мучениками потерпел поношение имени, как будто и он получил милость, и вместе с ними веден был (на смерть), так сказать в добавок к ним. Ибо одна Церковь чисто выносит поношение тех, которые за правду терпят, гонение и подвергаются всем мучениям и самой смерти ради любви своей к Богу и за исповедание Его Сына; она часто ослабляемая тотчас увеличивается в своих членах и восполняется, подобно прообразу ее – соляному столпу Лотовой жены. Так и древние пророки терпели гонения, как говорит Господь: «так были гонимы и пророки бывшие прежде вас» ( Мф.5:12 ), ибо новым образом, но тот же Дух Божий, покоящийся на ней (Церкви), терпит гонение от непринимающих слова Божия. 10. И пророки вместе с прочими пророчествами предсказали и то, что те, на которых почиет Дух Божий, и которые послушаются Слова Отца и по силе своей послужат Ему, подвергнутся гонениям, будут побиваемы камнями, и умерщвляемы. Ибо все это пророки предызобразили на себе самих по любви к Богу и за слово Его. Ибо так как сами они были членами Христовыми, то каждый из них, как член, сообразно с сим проявлял и пророчествование, но все вместе предызображали Одного и возвещали то, что относится к Одному. Как посредством наших членов проявляется деятельность всего тела, и образ целого человека выражается не одним членом, а всеми; так и пророки все предызображали Одного, каждый же вз них, как член, сообразно с сим и исполнял. назначенное ему служение и предызображал действование Христа, соответственное тому члену. 11. Некоторые из них, созерцая Его во славе, видели славное Его положение одесную Отца, иные (видели) Его грядущего на облаках, как Сына Человеческаго, и говоря о Нем: «узрят Того,Кого пронзили» ( Зах.12:10 ), возвещали (второе) Его пришествие, о котором Он Сам говорит: «думаешь ли, что когда придет Сын Человеческий, найдет веру на земле?» ( Лк.18:8 ), о котором и Павел говорить: «ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбию, а вам оскорбляемым – отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его и в пламенеющем огне» ( 2Фес.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

a) В Священном Писании о Боге практически всегда говорится в мужском роде: Он хвала твоя и Он Бог твой… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Втор. 10:21 ; Ин. 4:24 ). Более того, и в самом Коране Аллах упоминается в мужском роде: «Он – Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он – милостивый, милосердный! Он – Аллах, нет божества, кроме Него… хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он – Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он – великий, мудрый» (Коран 59:22–24). b) Православное учение согласно с исламом в том, что Дух Святой всегда был в мире. Например, уже в первых стихах Библии мы встречаем такие слова: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:1–2 ). Свт. Филарет Московский учит, что под словом Дух Божий надобно понимать третью ипостась Святой Троицы – Святого Духа 439 . В Толковой Библии А. П. Лопухина в комментариях к стиху Евангелия от Луки Лк.1:15 (…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей) приводится аналогичное утверждение: «Вместо возбуждающего действия вина и сикера Иоанн будет возбуждаем к деятельности Духом Святым, Который будет в изобилии посылать ему Свои силы и дары… Иоанн с самого рождения, т. е. в самые юные годы жизни, уже будет иметь в себе полноту Святого Духа» 440 . Однако православное вероучение, в отличие от исламского, добавляет, что Дух Святой после Вознесения Иисуса Христа по-новому излился в сердце каждого человека. Например, священномученик Ириней Лионский писал в своих творениях, что после Воскресения Христа апостолы были облечены силою Духом Святым, после чего исполнились всеми дарами Его и «получили совершенное знание»; они пошли во все концы земли, рассказывая о благах, дарованных им от Бога, и «возвещая небесный мир людям» 441 . Дальше в своём труде святой указывает: «Сего Духа просил Давид для рода человеческого, говоря: „и Духом владычным утверди меня“ ( Пс.50:12 )» 442 . Святой дух имел власть «допустить все народы к двери жизни и к откровению Нового Завета; почему они согласно на всех языках и славили Бога, так как Дух приводил к единству разделённые племена и приносил Отцу начатки всех народов» 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010