Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в приходных книгах Казенного Приказа по 1740 г. писалась «под Загородскою десятиною в вотчине стольника Василия Иванова Чаадаева, в селе Голубом, с обозначением дани с 1715 г. 25 алтын с деньгою». Село Голубое некогда было деревнею Московского уезда Горетова стана, принадлежавшею Ивану Васильевичу Кобылину; в 1584 г. – Борису Владимировичу Ладыгину. В 1623 г. деревня Голубое государевым серебряным мастером Христофором Григорьевичем Греевым была продана дьяку Ивану Переносову; в деревне находился двор вотчинников с деловыми людьми. Иван Иванов, сын дьяка Ивана Переносова в 1658 г. деревню заложил И.И. Чаадаеву. По переписным книгам 1678 г. в сельце Голубом значится: «двор вотчинников, людей в нем 7 человек, и двор крестьянский, в нем 6 человек». После И.И. Чаадаева в 1696 г. имение досталось его сыну Василию Ивановичу, строителю храма Божия. В 1704 г. в селе Голубом числилось при дворе вотчинника 10 чел., во дворах конюшенном, скотном и псарском 16 чел. и во дворе крестьянском 5 чел. В 1757 г. родной внук И.И. Чаадаева Николай Федорович с матерью вдовою Прасковьею Юрьевною село Знаменское, Голубое тож, с находившеюся в нем каменною церковью во имя Знамения Пресвятой Богородицы, продал барону Николаю Григорьевичу Строганову, а от него перешло в 1762 г. к его сыну Сергею Николаевичу, которым оно было продано в 1765 г. родной сестре его Анне Николаевне, жене князя Михаила Ивановича Долгорукова. В 1766 г. село куплено у княгини А.Н. Долгоруковой женою Василия Аврамовича Похвиснева Анною Ивановною. При Знаменской церкви находился священник Александр Иосифов с сыном Иваном (1704-10 гг.). Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Кирпичная церковь, памятник московского барокко. Здание с продольно-осевой композицией состояло из основного объема типа восьмерик на четверике, алтаря и притвора с отдельными главками. Построена в 1697-1700 г.г. на средства В. И. Чаадаева. Ильинский придел устроен в 1817 г. Разобрана на кирпич в 1939 г.

http://sobory.ru/article/?object=38358

О том, что верхние доски старых престолов, как оказавшиеся годными к употреблению, оставлены были на хранение в церковной ризнице, было уже донесено… Духовной Консистории… Ныне с помощью Божией на упомянутых досках написаны: на доске бывшего жертвенника – икона Божией Матери «Знамение», в точную меру и подобие подлинной чудотворной иконы, находящейся в иконостасе Знаменского собора в Новгороде; на доске бывшего престола – икона Господа Вседержителя, сидящего на Престоле, с помещенного в книге первой «Христианских древностей» (изд. Прохорова) рисунка, снятого Зильценбергом с мозаичного изображения, находящегося в Софийском соборе в Константинополе. Обе означенные иконы, писанные под смотрением профессора исторической живописи Феодора Григорьевича Солнцева петербургским живописцем Константином Лонгиновичем Барковым, помещены в новых деревянных позолоченных рамах в Успенской церкви села Ваулова, в церковной трапезе, на западной стене храма, над входными дверями; более же пригодного для поставления сих икон места в вауловском храме не оказалось. На сооружение упомянутых икон и следующих к оным рам никаких расходов церковных сумм произведено не было. Настал и сам день торжества Православной Церкви Российской – 6 апреля 1885 года. Утро было светлое. Восходившее на небосклоне во всей исполненной величия красе весеннего своего блеска солнце присутствие своим возвещало, что и оно, со своей стороны, является вместе с верующими на земле воздать подобающую честь и поклонение святым и равноапостольным трудникам на ниве Христовой. С 9 часов утра раздался на колокольне Успенской церкви благовест к Литургии. В сем же храме было приступлено к совершению водоосвящения. Около половины десятого часа собрались в ту же церковь воспитанники Вауловской сельской школы, народ и соседний помещик Владимир Николаевич Шмаков с сыном и шурином. По окончании водоосвящения последовал из Успенской церкви крестный ход в Александро-Свирскую церковь, в которой предстояло совершение самой Литургии. Шествие направлялось по прямой, соединяющей два названных храма. На расстоянии ста саженей дороге. Снегу было еще очень много, и серединою дороги, по насту могли идти только дети. Все же прочие лица, как с иконами, так и без оных, должны были идти друг за другом по валикам, коими обложена была дорога с обеих сторон. Впереди всех шел один из учеников школы, неся возженный фонарь. За ним несены были хоругви, выносной крест, икона Божией Матери в выносной раме, образ Воскресения Христова, местночтимая Грузинская икона Божией Матери. Далее шли двое учеников Вауловской школы с возженными свечами. За ними несены были иконы: явления Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому и вновь сооруженная икона святых Мефодия и Кирилла. Священник с крестом и псаломщик шли в белых праздничных облачениях.

http://sobory.ru/article/?object=18409

13-го ч. узнал я из газет о кончине Преосвящ. Нектария 1753 , Архиепископа Харьковского, последовавшей 7-го числа; а 15-го числа – в воскресенье, после обеда, когда я по обычаю прогуливался в саду, Иван Григорьевич Слиборский 1754 , возвратившись с обеда от Протоиерея Лаппо, поразил меня неожиданной вестью о перемещении меня на Курскую кафедру, на место Преосвященного Сергия 1755 , которого предположено было перевесть в Харьков на место умершего Архиепископа Нектария. Но перевод этот не состоялся, потому что, как мне объяснили после, Харьковской пастве было известно, что незадолго пред тем о —814— 1874 г. Преосвященном Сергии производилось следствие по доносам безрассудного священника Попова. Затем хотели Преосвященного Сергия перевесть или на Подольскую, или на Астраханскую епархию; но он от той и от другой решительно отказался под тем благовидным предлогом, что он при своем Архиерейском монастыре (Знаменском) предпринял сооружение обширной каменной церкви на средства, для него одного доступные, и что он не желал бы обременять продолжением этого дела своего преемника. Отказ Преосвященного был признан уважительным, и он остался на своей любезной кафедре, как на насиженном уже, в течение 13-ти лет, теплом гнезде. Но, с другой стороны, и я, по получении столь неожиданной вести, рассуждал сам с собой: какая бы была у высшего Начальства цель, и какой бы заключался смысл в переведении меня с Полоцкой кафедры на Курскую? Если хотели меня успокоить после 8-ми летних трудов и забот на Полоцкой кафедре, то я, после усиленной многолетней борьбы со всем меня окружавшим, в это время начал уже успокаиваться и сам по себе не желал никакого перемещения. Если думали меня наградить богатой епархией, какой слыла Курская, то я лично был доволен и теми материальными средствами, какие имел в Витебске. Если вообще перемещением этим думали меня поощрить и наградить за мои тяжкие подвиги и душевные скорби, то я в этом перемещении не мог усматривать для себя ни поощрения, ни особенной награды, так как Преосвященный Сергий Курской епархией награжден был непосредственно после академической службы, между тем как мне эту же самую награду хотели предложить после 4-хлетнего служения в звании викария и после 8-милетнего пребывания на самостоятельной епархии и притом Полоцкой...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

61 Ист. Моск. академии, стр. 277 и 257. Указание автора сей истории на дела архива св. синода не совсем согласно с делами о посылки студентов за границу. Из дела видно, что студенты посланы были тогда не в один Геттинген, а и в другие заграничные города для образования. 62 Житие м. Платона 1831 г. ч. 1. стр. 30 и 31. В приложениях к сему житию помещено мнение о наказе Императрицы Екатерины II, при письме Иннокентия, Гавриила и Платона к графу Безбородко. См. стр. 89–95. 64 Взято из записок Антония Знаменского и Платона Шишкина. Ср. Сын. отеч. 1830 г. ХХУП. Слов. достоп. люд. Б.-Каменского ч. 1. стр. З. 68 Полн. собр. зак. Т. XVlII. 12, 948 и след. История царствов. Екатерины II, соч. Лефорта ч. II. стр. 112. 69 В рукоп. книге, в лист, поступившей после м. Гавриила в библиотеку С.-Петербургской духовной академии и находящейся здесь между рукописями под 415. В этой книге преосв. Гавриила, содержащей в себе бумаги. относящиеся до депутатства его в законодательной комиссии. хранится вчерне составленный доклад его о неприсоединении духовенства к среднему сословию. 71 О монахе Евфимии известно, что он жил в Москов. Чудове монастыре и был сотрудником Епифания Славеницкого. Исправление пролога в XVlI в., вероятно, произведено самим Евфимием, хотя и не упоминается о сем у м. Евгения в словар. ист. о дух. писателях Т. 1, стр. 171, 172. 72 Дело об исправлении пролога в синод, архиве 1765 года под Избранные поучения на все воскресные и праздничные дни изданы в трех частях, С. Петеб. 1775, М. 1776 т. Преосв. Гавриил принимал живое участие и в исправлении кормчей, как видно из дела об этом за 1766 год в синод. архиве под 6. По этому делу, ему поручено было св. синодом в 1770 году 1 марта рассмотреть и исправить триодь постную, переведенную в 1745 г. 3амечания об исправлении сей триоди представлены в св. синоде пр. Гавриилом в 1774 году, когда он был уже на кафедре С. Петербургской. 73 Григорий Теплов, из воспитанников Невской семинарии, был известен императрице Елисавете Петровне и определен, по ее выбору, воспитателем Кирилла Григорьевича Разумовского; а потом служил при дворе Екатерины II статс-секретарем, скончался сенатором в 1779 году. Словар. светских писателей м. Евгения Т. II, стр. 206. Христ, чтен. за декабрь 1855 г. стр.487.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Корабельного мраморного малярства мастер из Адмиралтейства Александр Феодорович Чеглоков расписывал в нижней церкви, в алтаре и в трапезе, в дверях и окнах, откосы, рамы, столпы, пилястры, мраморною работой, по образцу, данному архитектором Швердфегером, за 10 рублей 869 . Позолотные и красочные работы в нижней церкви в 1723-м году производили по подряду партикулярной верфи живописного дела «мастер» Иван Никитин, подмастерье Андрей Иванов Квашнин. Позолота 5-и яблоков на церковные купола производилась золотарями 870 . В Монастыре был и свой серебренник Степан Максимов 871 . Петербургского Адмиралтейства резного дела подмастерье Федор Евсеев Чижиков вырезал в нижнюю церковь к престолу 7 лиц херувимов и к крылосам 12 баляс по архитекторскому рисунку. Другие резные работы исполнял Петербургского Адмиралтейства резчик Петр Миронов Сакульской 872 . Капители резные к церковным и палатным столбам резали по указанию Швердфегера Валдайские каменщики по 6-и рублей за пару. Далее работы были сданы иноземцу Цесарской земли, резных каменных дел мастеру Кондрату Гаю Мартынову, по рекомендации Швердфегера, по 7-и рублей за пару. Он резал в своем доме на Васильевском острове, получая камень из Монастыря; с сентября по январь он вырезал 60 капителей, а затем больше ему резать не велено, так как другие резчики, из Русских, а именно Городовой Канцелярия, просили меньшую цену 873 . Камень резали для капителей и пьедесталов по рисункам Трезина 874 . Резали также капители Петербургской Городовой Канцелярия резчик Тимофей Андреев с товарищами и Француз Фалей – Etienne Follet 875 . 6 медных с серебряными цепочками позолоченных лампад в нижнюю церковь сделали мастера серебряного дела Никифор Ильин Мурашев и Яким Андреев, 4 отливных точеных лампады из зеленой меди – Литейного Пушечного Двора паникадильные мастера Иван Андреев и ученик Никита Андреев и одну такую же лампаду государев токарь Андрей Константинов 876 . В Монастыре был, свой «костяных дел мастер», монах Макарий, взятый из Московского Знаменского Монастыря 877 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Попечителя Московского Учебного Округа, сообщенного Совету Императорского Московского Университета в предложениях от 30 марта, 16 апреля и 6 июня 1907 года за 7485, 9646 и 13776, приняты в число приват-доцентов историко-филологического факультета Университета: Попов и Смирнов – по кафедре истории церкви, Городенский – по кафедре философии. Исправляющий должность доцента по кафедре греческого языка и его словесности Дмитрий Григорьевич Коновалов, согласно его прошению, Советом Академии избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 28 февраля 1907 года утвержден в должности лектора французского языка. Помощник инспектора Академии, Титулярный Советник, Дмитрий Космич Чистилин, согласно определению Святейшего Синода, Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 13 апреля 1907 года за 23, назначен, с 12 марта 1907 года, инспектором Могилевской духовной семинарии. – На его место Советом Академии, по рекомендации г. Инспектора и представлению Преосвященного Ректора, избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 3 мая 1907 года утвержден в должности помощника инспектора кандидат Академии выпуска 1906 года Константин Владимирович Владиславлев. —9— Профессорские стипендиаты Академии выпуска минувшего 1906 года – Николай Феофанович Чернявский и Николай Матвеевич Смирнов обращены в Ведение Учебного Комитета при Святейшем Синоде. – Вместо них, по определению Совета Академии от 12 июня 1907 года, оставлены при Академии на год для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр окончившие в отчетном году курс кандидаты богословия: Владимир Николаевич Страхов, Александр Михайлович Туберовский, Сергей Павлович Знаменский и Владимир Александрович Семидалов. – По ходатайству Совета Академии, указом Святейшего Синода от 23 августа 1907 года за 9651, кандидатам Знаменскому и Семидалову, как сверхштатным, содержание по должности профессорского стипендиата, в размере 700 р. в год на каждого, назначено из сумм Святейшего Синода. За указанными здесь и в дальнейших отделах настоящего отчета переменами, к 1-му октября 1907 года на службе при Академии состоят: Ректор Академии Евдоким, Епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии, магистр богословия, преподающий гомилетику и историю проповедничества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выдубицкий иеромонах Антонии (Величковский), за болезнью, не был выслан иеродиаконы Белоградской епархии Сумского Успенского Монастыря Лаврентий и Александр, оказавшшся ко времени вызова не в Святогорском, а в Курском Знаменском Монастыре, были почему-то высланы Белоградским митрополитом Антонием не в Александро-Невский, а в Троицкий Сергиев Монастырь. Иеромонах Киево-Михайловский Вениамин, «будучи к высылке определен, по снятии с него порученного ему послушания, взяв тайно монастырскую лошадь, коляску и конюха», бежал с монахом Иоасафом, а чрез неделю вслед за ним бежал и иеромонах Варсонофий с монахом Ефремом. Черниговской епархии иеромонах Иов (Малеевский), бывший уже строителем в Рувимо-Сосницком Спасском Монастыре, просил освободить его от высылки в Петербург, ссылаясь иа «крайнюю внутреннюю болезнь», а монах Геннадий (Анисимов), «хотя и сам охотился ехать» в Александро-Невский Монастырь, но, по собственному наблюдению епископа Черниговского Амвросия, «весьма спился и от пьянства обезобразился и пришел в несостояние, да еще при другой болезни имеется». Оба были Святейшим Синодом освобождены от вызова, а преосвященному в указе было прописано: «а для чего он в толькое пьянство допущен и достодолжного над ним от настоятеля смотрения не чинено, и нет ли подобной сему слабости и непорядков и в прочих епархий вашего преосвященства Монастырях, о том вашему преосвященству, по пастырскому долгу своему исследовав, рассмотрение и решение учинить, как святых отец правилами и Духовным Регламентом повелено 3009 . В Монастырь прибыли, по-видимому, только 4 иеромонаха: Иаков (Палашковский), Варнава (Коргонский), Лаврентий (Богдановский) и Корнилий (Тончевский) и 2 (иеродиакона: Иерофей и Евефимий (Стерновский). По крайней мере, только они внесены в монастырскую книгу 3010 . Иеромонах Варнава, в мире Василий, «Польской нации города Чернобеля села Коргода», родился в 1700-м году, сын местного священника Дамиана Карпова, был при отце дьячком, принял пострижение в Макошинском Монастыре в 1732-м году, во иеродиакона посвящен в 1735-м году, во иеромонаха в 1738-м году 3011 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

18/I Крещенский сочельник. Часы в 8 ч. и литургия Василия Великого. Служили собором. В течение 30–40 минут был беспорядок при раздаче крещенской святой воды. К будущему году нужно подготовиться, чтобы в церковь за святой водой не заходили. Освящали ещё 2 раза, не хватило воды святой. Вечером всенощная. 19/I 2 Божественных литургии, вечером всенощное бдение. 20/I 1 Божественная литургия, народу много. Нужно 2 Боже­ст­венных литургии обязательно. 20/I Будничная служба. Уехал в отпуск до 29/I шофер. 21/I Будничная служба. 22/I Будничная служба. 23/I Воскресенье. 2 литургии, вечером акафист Божией Мате­ри и беседа о значении праздника Крещения. Служил я. Начали работу по золочению Предтеченского иконостаса. Закончить к Пасхе. 24/I Будничная служба; вечером всенощная под Татьянин день. 25/I Литургии 2. За ранней 80 причастниц. Так и нужно делать на будущее. Захворала чтец Мария Владимировна. Золотая свадьба благочинного о. Александра . Золотая свадьба благочинного протоиерея Александра Григорьевича Скворцова (1880–1965) и его супруги Татьяны Константиновны (1889–1971). 26/I Будничная служба (четверг). 27/I Пятница Святой равноапостольной Нины. 1 божественная Литургия. 28/I (Суббота) 2 ая годовщина смерти о. Стефана . После литургии панихида в храме и на кладбище. Вышел на ранней Павел Петрович. Имеется в виду вторая годовщина смерти настоятеля храма протоиерея Стефана Маркова (†28 января 1954) и панихида на Пятницком кладбище. 29/I Воскресеье. 2 литургии (4 свадьбы) Причастников за ранней 60 человек за поздней 45 человек. Вечером служил вечерню, акафист и проводил беседу. В Знаменском храме существует традиция в воскресенье, после вечерней службы совершать молебен с акафистом перед храмовым образом Божией Матери “Знамение”. 30/I Был в Загорске по приглашению на 25-летнем юбилее патриаршества Антиохийского патриарха Александра . Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Александр III (в миру Александр Тахан) родился в Дамаске 9 мая 1869 г. В 1897 г. для изучения славянского языка он поступает в Киевскую Духовную академию, окончив которую, с 1900 г. в сане иеромонаха настоятельствует в московском Антиохийском подворье и в 1903 г. митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) возводится в сан архимандрита. В ноябре 1903 г. в Дамасском Патриаршем соборе состоялась его хиротония во епископа. В этом же соборе в 1931 году он был возведён на Патриарший престол как 162-й Патриарх Великой Антиохии.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

В марте 1738-го года, по синодальному указу, назначен был в Невский Монастырь иеродиакон Черниговского архиепископа Иллариона (Рогалевского) Иоанн (Ястрембский) 2002 . В 1738-м году вызван был в Невский Монастырь иеромонах из Суздальской епархии 2003 и прислан «для неких благословных вин» строитель Святоозерской Пустыни, Суздальской епархии, иеромонах Андроник (Шуйский) 2004 . В 1739-м году прислан в братство Монастыря из Тайной Канцелярии иеромонах Межигорского Монастыря Иероним, «до которого важной никаковой вины по следствию не явилось» 2005 . Вызван был 1 иеромонах из Киевской епархии в Кадетский Корпус и 3 иеродиакона из Киево-Печорской Лавры 2006 , из Курского Знаменского Монастыря Арсений 2007 и Святогорского Успенского Арсений (Баранников) 2008 . Кроме того, монах Феофил (Краснопольский) из Смоленской епархии 2009 . В 1740-м году из Киево-Печерской Лавры 1 иеромонах 2010 . В 1740-мгоду упоминается в Монастыре иеромонах Иона Свинский 2011 . В 1741-м году Святейшим Синодом вызвано было в Монастырь 30 монашествующих, «для отправления нижних и вышних послушаний», из епархий: Киевской, Черниговской и Переяславской и из Киево-Печорской Лавры. Преосвященный Стефан представлял Святейшему Синоду: в Александро-Невском Монастыре, для отправления службы Божией и посылок во флот и прочих монастырских послушаний, положено быть иеромонахов, иеродиаконов и монахов 81-му человеку; налицо имеется 43, из них одни ежегодно отпускаются во флот, другие состоят в приписных Монастырях и вотчинах, третьи весьма уже дряхлы и немощны, некоторые, наконец», заслуживают назначения на начальственные должности. Преосвященный просил вызвать в Монастырь по 10-и иеромонахов, иеродиаконов и монахов, – всего 30 человек. Святейшим Синодом это ходатайство было удовлетворено и вызываемые почти все, в числе 29-и человек, явились в Александро-Невский Монастырь. При вызове Святейший Синод предписывал «бессомнительно обнадежить» вызываемых, что если «кто из них но прошествии бытности своей во оном Монастыре 5-и лет в том Монастыре и в других начальства принять не восхотят, а пожелают быть по-прежнему на своем обещании, те отпущены будут» 2012 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

13-го ч. узнал я из газет о кончине Преосвящ. Нектария, 1190 Архиепископа Харьковского, последовавшей 7-го числа; а 15-го числа – в Воскресенье, после обеда, когда я по обычаю прогуливался в саду, Иван Григорьевич Слиборский 1191 , возвратившись с обеда от Протоиерея Лаппо, поразил меня неожиданною вестию о перемещении меня на Курскую кафедру, на место Преосвященного Сергия 1192 , которого предположено было перевесть в Харьков на место умершего Архиепископа Нектария. Но перевод этот не состоялся, потому что, как мне объяснили после, Харьковской пастве было известно, что незадолго пред тем о Преосвященном Сергии производилось следствие по доносам безрассудного священника Попова. Затем хотели Преосвященного Сергия перевесть или на Подольскую, или на Астраханскую епархию; но он от той и от другой решительно отказался под тем благовидным предлогом, что он при своем Архиерейском монастыре (Знаменском) предприняла сооружение обширной каменной церкви на средства, для него одного доступные, и что он не желал бы обременять, продолжением этого дела своего преемника. Отказ Преосвященного был признан уважительным и он остался на своей любезной кафедре, как на насиженном уже, в течении 13-ти лет, теплом гнезде. Но с другой стороны, и я, по получении столь неожиданной вести, рассуждал сам с собой: какая бы была у высшего Начальства цель и какой бы заключался смысл в переведении меня с Полоцкой кафедры на Курскую? Если хотели меня успокоить после 8-ми летних трудов и забот на Полоцкой кафедре, то я, после усиленной многолетней борьбы со всем меня окружавшим, в это время начал уже успокоиваться и сам по себе не желал никакого перемещения. Если думали меня наградить богатою епархиею, какою слыла Курская, то я лично и был доволен и теми материальными средствами, какие имел в Витебске. Если вообще перемещением этим думали меня поощрить и наградить за мои тяжкие подвиги и душевные скорби, то я в этом перемещении не мог усматривать для себя ни поощрения, ни, особенной награды, так как Преосвященный Сергий Курскою епархией награжден был непосредственно после академической службы, между тем как мне эту же самую награду хотели предложить после 4-хлетнего служения в звании викария и после 8-милетнего пребывания на самостоятельной епархии и притом Полоцкой...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010