В каждый участок полагалось попечителями, кроме одного или двоих священнослужителей, еще двое или трое выборных. Средства общества предположены были из членских взносов, единовременных пожертвований деньгами и вещами и кружечного сбора. Для последнего предполагалось две кружки: одна недвижимая, при входе в церковь , другая – обносимая каждый раз за богослужением. Делами общества распоряжался совет, состоящий из попечителей, в котором председательствовал настоятель церкви. Собрания совета положены были в первый воскресный день каждого месяца. Устав освобождал совет общества от всякой формальной отчетности: единственной формой отчетности, обязательной для совета, была признана приходо-расходная книга, хранящаяся в церкви у свечного ящика и всегда открытая для всех желающих ознакомиться с ней. Совету, впрочем, предоставлялось и печатать ежегодные отчеты, в кратких извлечениях, для всеобщего сведения. День открытия общества, а вместе и день учреждения прихода, назначался днем общего годичного собрания членов общества; в этот день уставом полагался молебен о преуспеянии доброго дела общества. Устав был подписан протоиереем А. А. Павловс ким, священниками А. Т. Никольским, А. И. Двукраевым и Ветвеницким и церковным старостой потомственным почетным гражданином Н. И. Русановым. В 1883 году, 12 января, был утвержден министром внутренних дел новый устав общества, действующий и в настоящее время. Изменения в новом устав, по сравнению с прежним, касались только частностей. Относительно средств благотворения сделано пояснение, что общество может устраивать дешевые и бесплатные столовые и квартиры, ночлежные приюты, приюты для детей, школы, богадельни. Установлен размер единовременного взноса для звания постоянного члена-благотворителя: 150 рублей. Учреждены почетные члены, внесшие единовременно 300 рублей, или избираемые за особые заслуги на пользу общества. В числе источников содержания указаны новые сборы – с концертов, базаров, чтений. В совете звание председателя сделано выборным, прибавлено новое звание – товарища председателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учиняли разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В 1840—1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. Настоятелем церкви с 1815 года состоял выпускник Славяно-греко-латинской академии священник Василий (Лавров), прослуживший на одном приходе более 45 лет. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. В апреле 1866 года настоятель отец Сергий Никольский обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением, в котором, просил благословить постройку нового каменного храма. По заказу храмоздателей был выполнен проект, который строительное отделение одобрило в мае 1866 года. Но в то время строительство каменной церкви не состоялось, что объясняли нехваткой средств. Вместо предполагавшейся постройки в 1869 году капитально отремонтировали старый деревянный храм. Проект новой церкви в Аксиньине был заказан известному московскому архитектору Александру Густавовичу Вейденбауму. Опытный зодчий, Вейденбаум с 1876 года работает в Москве, исполняя обязанности московского губернского архитектора. Знаменская церковь — единственный сохранившийся памятник, построенный по проекту Вейденбаума в Москве. В своей пояснительной записке к проекту Вейденбаум пишет: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня». В июне 1883 года проект был одобрен. Интенсивные строительные работы велись более года, и в 1884 году новый храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С. Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

С этого времени новая обитель становится главным монастырем Курского края. К ней причисляются Троицкий , Божедомский и Пустынский Богородицкий мужские монастыри со всеми угодьями и землями. Специальная " тарханная " грамота, пожалованная Курскому монастырю в 1629 году содержала перечень его прав и преимуществ и подтверждала его привилегии (к примеру, освобождение от всех государственных повинностей). В 1631 году почти все монастырские постройки сгорели во время пожара вызванного ударом молнии, а остальные были разорены воинами князя Иеремии Вишневецкого в январе 1634 года. Во время этого набега поляки также сожгли Троицкий и Божедомский монастыри. Большой ущерб потерпел монастырь и во время татарских набегов 1643 года, когда в " вотчинах его крестьянские жилища разорили без остатка, на гумнах в скирдах и на полях хлеб и сено пожгли и потравили " , крестьян монастырских пропало 239 человек, не считая женщин и детей. В 1649 году, по указу Алексея Михайловича , на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования в монастыре было начато строительство каменной соборной церкви во имя Курской Чудотворной Иконы Знамения Божьей Матери. После постройки этого храма монастырь стал именоваться Рождество-Богородицким Знаменским. С 1674 года настоятель монастыря, ранее именовавшийся игуменом или строителем, стал носить титул архимандрита . К 1680 году на деньги, пожертвованные оборонявшим Белгородскую черту войском и лично курским воеводою князем Григорием Григорьевичем Ромодановским, в монастыре были возведены новые каменные строения: Богоявленская церковь при настоятельских покоях, Петропавловская на святых воротах, братские кельи, хозяйственные строения и каменная стена с башнями вокруг монастыря. В 1752 году Знаменская церковь была внутри и снаружи покрыта штукатуркой, одна ее глава разобрана и вместо нее возведено пять. Секуляризационная реформа 1764 года В 1764 году в ходе реформы Знаменский монастырь был утвержден штатным и поставлен во втором классе. Приписанная же к Знаменскому монастырю Курская Коренная пустынь получила статус самостоятельной обители. По штату в Знаменском монастыре числились архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 2 пономаря, просвирник, ключник (он же и хлебодарь), чашник, писец и 16 служителей.

http://drevo-info.ru/articles/13675156.h...

http://agios.itkm.ru/17702 У излучины реки Клязьмы на горке стоит самый, до недавнего времени, молодой храм в Пушкинском районе - церковь Покрова Божьей Матери. Построенный в начале прошлого века храм поражает своим величием и красотой архитектуры, являясь одним из самых богатых памятников церковного зодчества ХХ века. Посёлок Черкизово сам по себе достаточно древнее поселение, вотчина Троице-Сергиева монастыря, недавно отметивший своё 500-летие. Из писцовой книги Московского государства 1573 года следует, что уже тогда на этом самом месте у излучины реки стояла деревянная церковь Покрова. В начале XVII века её перенесли в соседнее селение Звягино, а в Черкизово потом соорудили часовенку - тоже у реки, на холме, в конце нынешней улицы Главной. Теперь от той часовни не осталось и следа. Краснокирпичный, с голубыми куполами черкизовский храм строился по проекту Владимира Павловича Десятова, автора таких замечательных храмов Подмосковья, как церковь иконы Божией Матери Знамение в Знаменском-Губайлове (Красногорск) и строительство зданий и храма в Покровском-Васильевском мужском монастыре (Павловский Посад) и др. Фундамент будущей церкви был заложен в 1899 году. Решение о строительстве церкви в Черкизове было принято на сельском совете местными жителями, а инициаторами были хозяева местной ткацкой фабрики В.П. Новикова, его компаньоны и богатые черкизовские дачники - Шишелов, Бахрушин, Курлюков, Жучков и другие. На их деньги храм, в основном то и возводился. Помогали в этом владельцы близлежащих фабрик - Сапожников, Челноков, Воронин. Пожертвования на строительство и убранство церкви собирали в Черкизове, Тарасовке и других окрестных деревнях. Храм и красавица колокольня высотой около 50 метров, выдержаны в русском стиле второй половины XVII века, образуют единый ансамбль, строгие пропорции которого создают впечатление монументальности, хотя церковь не велика по размерам. Вместимость её около 500 человек. Широкие арки соединяют центральную часть церкви с двумя приделами. Правый (южный) - во имя Николая Чудотворца, левый (северный) - во имя прп. Сергия Радонежского. В правом приделе хранится большая икона св. Николая Чудотворца (дар черкизовского купца, владельца лавки Ивана Григорьевича Седова), в левом же приделе находятся иконы прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского, образ Преображения Господня. Под арочными сводами висят две люстры с надписью по окружности: " Свет Христов просвещение всех " . Над алтарными вратами - небольшая серебряная люстра (дар Ивана Павловича Санкова). Живопись над алтарём посвящена библейскому сюжету: Покрова Пресвятой Богородицы. На своде центрального купола изображён " Собор ангелов " . Кирпич для строительства церкви возили на лошадях из Мытищ - с кирпичных заводов Воронина, Челнокова. Цемент для кладки замешивали на яйцах.

http://sobory.ru/article/?object=00464

В 1897 году храм в Захарьино перестраивают вновь уже в древнерусском стиле. Автором проекта здания стал архитектор А. Каминский, московский мастер, работавший, главным образом, в стиле эклектики. Александр Степанович является автором многих известных общественных объектов Москвы, однако из-за досадного происшествия с обвалом одного из возведенных по его проекту здания, человек этот так и не смог очиститься от испорченной репутации и вернуться в строительную элиту столицы. После революции церковь Богоматери «Знамение» закрыли не сразу. Лишь в 1940 году богослужения прекратились. С 1991 года храм вновь открыт для прихожан. Тогда же он был повторно освящен. progulkipomoskve.ru В XIV веке окрестности Захарьина принадлежали отцу святителя Алексия митрополита Московского, боярину Федору Бяконту и его потомкам из рода Плещеевых. В XVI веке усадьба Захарьино стала вотчиной бояр Захарьиных-Романовых. Первый деревянный храм в усадьбе, во имя Рождества Христова, был построен в 1648 году окольничим Тимофеем Федоровичем Бутурлиным. Следующий владелец усадьбы — князь Григорий Григорьевич Ромодановский в 1672 году построил в Захарьино вместо ветхой деревянной церкви новый каменный храм, который был освящен во имя новгородской иконы Божией Матери «Знамение». Село по церкви стало называться Захарово-Знаменское. В 1846-1848 годах храм был расширен за счет устройства боковых приделов. В южном приделе был устроен Никольский престол, в северном – престол во имя преподобного Иосифа Песнописца. В 1897 году храм был перестроен по проекту архитектора А.С. Каминского в древнерусском стиле. На средства купца первой гильдии Ф.И. Соболева в 1880 году заново была выполнена роспись храма, на его же средства в 1883 году рядом с храмом было построено здание церковно-приходской школы. Ряд композиций настенной живописи 1880 года сохранился в храме до настоящего времени. Храм оставался действующим до 1940 года. В 1940 году храм закрыт, в нем был устроен колхозный склад зерна, в 1949 году здесь разместили «учреждение культуры» — базу кинопроката Подольского района.

http://sobory.ru/article/?object=16348

Пение хора входило составной частью в службу, довершая необычность обстановки, возвышенность и значительность происходящего. Особенно я любил службу Чистого четверга... Хорошо помню возвращение из церкви на Чистый четверг перед Пасхой... Улица вся была полна людей, возвращающихся из церкви с фонариками, которые заблаговременно покупались. Помню множество детей с этими фонариками. По возвращении домой бабушка делала при помощи этого фонарика копотью от свечи кресты на всех дверях (на притолоках сверху), чтобы в дом не проникла нечистая сила». В судьбах фатежских храмов принимала участие и семья Свиридова. Так, прадед его по материнской линии Егор Чаплыгин, член приходского совета Богоявленского собора (где и крестили Свиридова) внес немалый вклад в дело сохранения храма, был награжден золотой медалью «За усердие» на ленте ордена св. Станислава. Он состоял и попечителем церковно-приходских школ, а сын его Иван служил наставником одной из школ Фатежского уезда, тетка Свиридова Валентина Чаплыгина тоже преподавала в фатежских школах, как и мать композитора Елизавета Ивановна (1894-1973); отец его, Василий Григорьевич Свиридов, директор почтового ведомства, погиб в 1919 г. в Гражданскую. В 1924 г. осиротевшая семья переехала в Курск. Здесь Свиридов учился в школе. Он был порядочно начитан, знал наизусть Пушкина , Лермонтова, Некрасова, не чужд был и увлекательных романов Купера и Жюль Верна, Майн Рида... Вкус к музыке, уже пробудившийся в Фатеже, подтолкнул к занятиям на фортепиано, Свиридов стал посещать музыкальный техникум, где директорствовал скрипач М. А. Крутянский, выпускник Московской консерватории. Он учил своих подопечных не только специальности, но преподавал им и музыкальную культуру. Достаточно рано Свиридов познакомился с музыкой Чайковского, Рахманинова, Скрябина... Но настоящим откровением стало соприкосновение с произведениями М. П. Мусоргского (Свиридов считал, что «в Мусоргском... больше, чем в ком бы то ни было из композиторов новейшего времени, преобладает элемент духовный»), с многоголосым пением, которое он слышал в Знаменском соборе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

и., почувствовал благоухание. Чудо 6: об исцелении 2 девиц, «како едина прозрела, а другая хромоты свободися». Далее следует рассказ о гласе от иконы Божией Матери, к-рый не входит в перечень чудес, а представлен в отдельной главе. При курском воеводе кн. Григории Григорьевиче Ромодановском, командовавшем Большим Белгородским полком, от стоящей на аналое иконы Божией Матери был глас, повелевающий, чтобы воевода послал за чудотворным образом в Курск, с честью его встретил и распорядился написать на знамени полка образ Божией Матери, и «той Белгородский полк… от противных никакоже имать побежден быти»; знамя надлежало возить по заставам и полкам. Глас услышал в 1661 г. житель Нов. Оскола драгун Флор Тимонин. Об этом он рассказал своей семье и священнику ц. Рождества Христова в Нов. Осколе Илариону, но тот не поверил ему. В 1662 г. Флор снова получил повеление Богоматери и 16 марта того же года отправился с вестью в Белгород к Ромодановскому. Воевода спросил Флора, каким подобием нужно писать образ Божией Матери на знамени, но тот ответил, что это не было ему заповедано. На др. день к воеводе пришел житель Мценска рейтарского строя поручик Иеремий Переверзев и поведал, что ему явился во сне «стар муж в святительских одеждах» и велел написать на знамени Казанский образ Божией Матери. По этому видению на знамени Белгородского полка и был написан образ. Ромодановский отправил в Курск игум. Моисею просьбу привезти чудотворный образ в Белгород; игумен дошел до Болховского рубежа, где его встретил воевода и дал пожертвование на строительство в Курске каменной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Через неск. дней икону проводили обратно в Курск. 9 марта 1662 г. «Ромодановский победил гетмана Богуна с Черкасами, и много еще других побед было в белгородском полку с помощью Божией Матери». В 1663 г. произошло чудо спасения солдата из житной ямы в г. Карпове. На этом «Сказание...» заканчивается. В заключение приводится молитва к Пресв. Богородице. Древнейшие списки и позднейшие издания При создании «Сказания...» автор опирался на Киево-Печерский патерик (сведения из Жития прп. Феодосия Печерского), на Житие свт. Петра, митр. Московского, под редакцией свт. Киприана, митр. Московского, события Смутного времени изложены по «Сказанию...» Авраамия Палицына ( Платонов. 1913. С. 429-430; Буланин. 2004. С. 573); на царские грамоты, хранившиеся в курском Знаменском мон-ре, а также записи о чудесах К. и. и устные предания ( Раздорский. 1997. С. 299).

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Просьба была Святейшим Синодом удовлетворена 3963 . Скончался он 26-го декабря 1833-го года. На место архимандрита Товия был переведен 4-го марта 1829-го года архимандрит Курского Зиаменского Монастыря Палладий 3964 . Архимандрит Палладий (Белевцев), из дворян, «Великороссиянин», родился в 1775-м году, образование получил в Петербургском Артиллерийском Инженерном Кадетском Корпусе. В 1802-м году поступил в Курский Коренной Рождество-Богородичный Монастырь; здесь, после трехлетнего испытания, в 1806-м году, 15-го апреля, пострижен в монашество и 26-го апреля рукоположен во иеродиакона, а 27-го мая во иеромонаха. 17-го сентября 1815-го года произведен во игумена; проходил в Монастыре должность казначея и поверенного по делам монастырским и, за отсутствием архимандрита Курского Знаменского Монастыря в Петербург на чреду священнослужения, управлять Знаменским Монастырем. В то же время был определен присутствующим Консистории и Курского Духовного Правления и строителем вновь строящейся в Монастыре каменной церкви. 31-го мая 1816-го гола, по синодальному указу, последовавшему по именному высочайшему повелению по учреждении в Коренном общежительном Монастыре архимандрии, 15-го июля 1816-го года произведен во архимандрита в Коренной Монастырь, 21-го января 1818-го года переведен настоятелем в Курский Знаменский Монастырь, с исправлением, кроме прочих должностей, должности благочинного Монастырей, 4-го марта 1829-го года назначен наместником Лавры и 10-го марта – присутствующим Петербургской Консистории 3965 . В августе 1839-го года он просился, по расстроенному здоровью, на покой в какой-либо из Южных Монастырей и впредь до открытия вакансии – в больницу при Киево-Печерской Лавре. Митрополит Серафим ходатайствовал об удовлетворении этой просьбы своего наместника и на его место представлял бывшего в Петербурге на чреде священнослужения ректора Новгородской Семинарии и архимандрита Антониева Монастыря Анатолия. В Святейшем Синоде постановили 21-го декабря 1839-го года доложить представление митрополита, поступившее в августе, «в общем заседании членов Святейшего Синода, когда будет назначено». Затем, прежде чем состоялось о нем определение Святейшего Синода, он скончался 16-го октября 1842-го года 3966 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В общем годовом собрании Братства, состоявшемся 11-го мая, были избраны в почетные члены: —2— 1) Начальник С.-Петербургских и Царскосельской женских гимназий действительный статский советник Иван Васильевич Скворцов; 2) Жена товарища председателя Братства московского священника Анастасия Александровна Быстрицкая. II. Совет Братства, перемены в составе Совета и его деятельность В отчетном году в составе Совета Братства состояли следующие лица: Председатель Братства заслуженный ординарный профессор Академии Александр Дмитриевич Беляев ; Товарищ Председателя священник Димитрие-Селунской, у Тверских ворот, церкви Василий Андреевич Быстрицкий; непременный член исправляющий должность ординарного профессора инспектор Академии Александр Павлович Шостьин , а во вторую половину года назначенный инспектором Академии архимандрит Анатолий; члены Совета: экстра-ординарный профессор Академии Иван Васильевич Попов и ректор Вифанской, а потом Московской Духовной Семинарии архимандрит Филипп; Казначеем состоял экстра-ординарный профессор Академии Анатолий Петрович Орлов; секретарем помощник секретаря совета и правления Академии Николай Георгиевич Шафранов, а во вторую половину года временно исполнял обязанности секретаря помощник инспектора Академии Николай Иванович Сомов. За истечением двухгодичного срока службы в общем собрании 11-го мая были переизбраны Товарищ Председателя Братства священник Василий Андреевич Быстрицкий и казначей Братства экстра-ординарный профессор Академии Анатолий Петрович Орлов. Совет Московской Комиссии Братства, имевшей на своем попечении помощь бывшим воспитанникам Академии и их семействам, составляли следующие лица: Председатель ректор Московской Духовной Семинарии архимандрит Филипп; члены Комиссии: а) Действительный статский советник Михаил Васильевич Световидов; б) Настоятель Знаменского монастыря в Москве, благочинный столичных —3— епархиальных монастырей, архимандрит Модест; в) Благочинный придворных соборов и церквей в Москве, Настоятель Спаса на Бору собора протоиерей Павел Григорьевич Извеков; г) священник Василий Андреевич Быстрицкий; д) преподаватель Семинарии иеромонах Серафим и е) священник Николай Иванович Луневский. Казначеем состоял действительный статский советник Павел Сергеевич Владимирский, а делопроизводителем – преподаватель Московской Духовной Семинарии Николай Иванович Кедров .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иеромонах Варлаам быль посвящен в Новгороде преосвященным Аароном, 2-го февраля. В 1722-м году 14-го мая он был хиротонисан во архиепископа Киевского. В 1730-м году, по допросу о неслужении молебна в один из высокоторжественных дней, он подпал суду, 20-го ноября был лишен сана и священства и в чине простого монаха сослан был в Кирилло-Белозерский Монастырь. В 1741-м году, с воцарением Императрицы Елисаветы Петровны, был освобожден из заточения и восстановлен в сане. По собственному желанию остался на жительстве в Тихвинском Монастыре, где в 1750-м году принял схиму с именем Василия, скончался в 1751-м году 17-го января и погребен в паперти соборной церкви 972 . Архимандрит Киприан (Скрипицын) в 1723-го году переведен был в Воскресенский Новый Иерусалим Монастырь, а в 1727-м году в Дмитровский Борисо-Глебский, в 1732-м году в Московский Знаменский, в том же году в Спасо-Андроньев, в 1736-м году в Московский Чудов Монастырь. 31-го декабря 1737-го года был хиротонисан во епископа Вятского, в 1739-м году был назначен членом Святейшего Синода и затем переведен на Коломенскую архиерейскую кафедру, скончался 16-го июня 1740-го года в Петербурге 973 . Архимандрит Петр скончался, по некоторым известиям, в 1724-м году, в должности судии Псковского Архиерейского Дома 974 . Иеромонах Кирилл в Александро-Свирском Монастыре настоятельствовал до своей кончины, последовавшей в декабре 1732-го года 975 . Архимандрит Лев, в мире Лаврентий Юрлов, происходивший из дворян Великороссийских, 28-го мая 1727-го года был хиротонисан во епископа Воронежского. За отказ в присяге при восшествии на престол Императрицы Анны Иоанновны, по неполучению о том указа из Святейшего Синода, был предан суду и 2-го октября 1730-го года лишен сана и сослан в Архангельский Крестный Монастырь. Когда вступила на престол Императрица Елисавета Петровна, быль восстановлен в сане, чрез возложение омофора и панагии, но от управления епархией отказался и остаток жизни провел в Московском Знаменском Монастыре, где, после кончины 28-го января 1755-го года, на 77-м году жизни, и погребен 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010