Помимо триконхов строились и крестообразные храмы более простых композиций. Монастырская ц. арх. Михаила, находящаяся к западу от храма Гроба Господня, между монастырями св. Екатерины и св. Георгия, упоминается в описании И., составленном вскоре после 1187 г. (De locis hierosolymitanis. 8//PG. 133. Col. 981). Вписанное в прямоугольный периметр стен слегка крестообразное купольное пространство дополняется полукруглой апсидой. Паруса завершены кольцевым карнизом, над к-рым высится купол на низком барабане. По композиции и пропорциям церковь близка к памятникам к-польского круга мастеров эпохи Комнинов. С лат. монастырской ц. св. Илии идентифицируется нынешняя правосл. ц. св. Никодима в Мусульманском квартале. Церковь представляет собой поперечно вытянутый прямоугольный зал (внутренний размер 4,68×6,84 м), перекрытый куполом. Стрельчатые арки и паруса поддерживают его цилиндрический световой барабан. Небольшая апсида имеет стрельчатую конху. По сторонам ее под поперечными арками находятся крошечные боковые апсиды. Возводились также центрические здания без куполов. Церковь Спасителя в Армянском квартале была построена в 60-х гг. XII в., затем восстанавливалась в кон. XIII в., возможно армянами. В XII в. и, вероятно, между 1229 и 1244 гг. она принадлежала аббатству св. Марии на горе Сион. Эта маленькая церковь (размер 14×9 м) состоит из крестообразного, перекрытого крестовым сводом пространства наоса и полукруглой апсиды, выступающей снаружи из общего кубовидного объема. Часовня Отдохновения Спасителя построена в XII в. там, где, согласно традиции, Христос остановился по пути к Распятию. Фрагменты здания находятся на территории медресе Умария у зап. стены на Храмовой горе. Церковь состояла из квадратного помещения с крестовым сводом и 4-арочного открытого вестибюля с куполом на тромпах (разрушен в 1927). Церковь Страданий Богородицы. Освящена в 1881 г. Фотография. 2008 г. Церковь Страданий Богородицы. Освящена в 1881 г. Фотография. 2008 г. Интерьер ц. св. Стефана. Освящена в 1900 г. Фотография. 2008 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

В связи с этим 23 авг. 1905 г. собор епископов Б. и. постановил, «чтобы священники ежегодно в день 17 апреля в память дарованной нам свободы вероисповедания служили Божественную литургию и благодарственный о здравии Его Величества молебен, равно и в другие царские дни. Но если 17 апреля придется на Страстной неделе, то молебен должен быть совершаем во св. Пасху». В наст. время у старообрядцев белокриницкого согласия существует обычай отмечать очередную годовщину «снятия печатей» торжественным богослужением и крестным ходом вокруг Покровского кафедрального храма на Рогожском кладбище в Москве во 2-е воскресенье после Пасхи - в Неделю св. жен-мироносиц. 21 февр. 1906 г. делегация старообрядцев всех согласий в количестве 120 чел. была принята Николаем II в Царском Селе. От имени старообрядцев, приемлющих Б. и., императору был поднесен «благодарственный адрес» за подписью 76447 лиц. Царь поблагодарил старообрядцев «за верность и преданность». По выражению Ф. Е. Мельникова, «впервые за 250 лет вернейшие сыны России наконец были признаны законными гражданами своей великой Родины». «Начала веротерпимости», провозглашенные в манифесте от 17 апр. 1905 г., в отношении старообрядцев были конкретизированы в Высочайшем указе Сенату от 17 окт. 1906 г. «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» и в особенности в законопроекте о старообрядческих общинах, работа над к-рым продолжалась до 1914 г. и была прекращена в связи с началом войны. Интерьер ц. в честь Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище в Москве. Фотография. 1900-е гг. (ГИМ) Интерьер ц. в честь Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище в Москве. Фотография. 1900-е гг. (ГИМ) В нач. XX в. руководство белокриницким согласием осуществляли освященные соборы и Всероссийские съезды старообрядцев Б. и. Соборы являлись «верховными органами церковно-иерархического управления», а съезды - «органом церковно-гражданского единения старообрядцев», занимавшимися преимущественно вопросами хозяйственно-экономическими и общественно-политическими (съезд 1917 прямо назывался «политическим совещанием»).

http://pravenc.ru/text/77938.html

Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. 27 марта 1884 г. по указу имп. Александра III Александровича Синод на заседании заслушал представление Орловского и Севского еп. Симеона (Линькова) об общине и постановил учредить в с. Никольском первоклассный общежительный мон-рь с уч-щем для девочек и богадельней, «с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны». Первой настоятельницей стала игум. Зинаида, постриженица Аркадиевского вяземского монастыря . В монастыре было начато обширное строительство. По проекту воронежского архит. А. А. Кюи был возведен кирпичный 6-столпный 5-главый 2-этажный собор (1884-1885); в нижнем, отапливаемом, этаже освящены приделы: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - во имя св. Дионисия Ареопагита и сщмч. Климента, папы Римского. В верхнем храме находился главный престол во имя равноап. Марии Магдалины и приделы вмч. Георгия Победоносца и Всех святых. Самой почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, по молитвам перед к-рым насельницы, селяне и паломники получали исцеления. При соборе была поставлена деревянная звонница с 7 колоколами (самый большой весил 103 пуда). По завещанию Охотниковой ее останки и прах ее родителей перенесли из Знаменского храма с. Никольского в склеп под монастырским собором. В 1885 г. при М. М. м. на средства И. Н. Васильева, душеприказчика Охотниковой, было построено уч-ще для девочек-сирот, попечительницей к-рого являлась игумения. Сестры занимались религиозно-просветительской деятельностью среди населения. Так, за 1897/98 уч. г. было проведено 5 чтений, на к-рых присутствовало ок. 1 тыс. чел. В 1886-1889 гг. обитель возглавляла игум. Серафима (Николаева), в 1889-1900 гг.- игум. Моисея (Лялина), выпускница московского Николаевского ин-та и постриженица елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , в 1900-1908 гг. игум. Мария (Боева), в 1908-1918 гг.- игум. Магдалина (ГАОО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 2).

http://pravenc.ru/text/2562016.html

Киев. Часовня Михаила Архангела. Часовня при Дегтеревских благотворительных заведениях Часовня. Действует.   Год постройки:Между 1900 и 1902. Архитектор:В. Николаев Адрес: 04119, Киев, ул. Дегтяровская, 19 на территории отдельного полка Президента Украины. Проезд:от М «Лукьяновская», «Берестейская» — авт. 9 до ост. «ул. Довнар-Запольского»; от М «Лукьяновская», «Берестейская» — трам. 14,15 до ост. « ул. Довнар-Запольского». Изменить описание объекта Фотографий пока нет Часовня при Дегтеревских благотворительных заведениях была построена в начале ХХ века по завещанию и на средства известного киевского мецената Дегтярева (архитектор Владимир Николаев, 1900-02 гг.). Здание находилось в глубине усадьбы, позади бывшей больницы. Сооружение кирпичное, крестовое в плане; очевидно, имело завершение в средокрестии (не сохранилось). Портал оформлен с элементами псевдорусского стиля над порталом было крестовое окно. Часовня использовалась для отпевания умерших, в этом здании находился также морг. В советские времена святыня была запущена и переоборудована под караульное помещение военного училища, хозяйственное помещение на территории воинской части; интерьеры не сохранились. В годы независимости было принято решение о возрождении святыни. Возрождение храма стало возможным благодаря поддержке руководства Министерства обороны Украины и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 18 мая 2012 года совершен чин освящения накупольного креста для храма в честь святого архангела Михаила, который возрождается на территории отдельного полка Президента Украины. 26 октября 2012 года, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, первый Викарий Киевской Митрополии архиепископ Бориспольский Антоний совершил чин малого освящения храма Архистратига Божия Михаила на территории отдельного полка Президента Украины. Источник: сайт «Монастыри и храмы Киева» Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=27074

Болотниково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1886 и 1900. Адрес: Пензенская область, Лунинский район, село Болотниково Координаты: 53.592724, 44.964166 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровский каменный храм строился с 1886 года по 1900 год, проект был утвержден в 1885 году. Правый престол в трапезной был освящен в 1900 году, главный престол - в 1903 году. Сооружение храма велось при священнике Алексее Иоанновиче Быстрове, в 1891 году он удостоился благословения Св.Синода, в 1894 году награжден камилавкой, в 1899 году наперсным крестом. В 1912 году колежский асессор Иван Безсчетов и священник Алексей Бscmpob пожертвовали на Голгофу соответственно 40 и 95 рублей. В 1932 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. После долгих лет запустения вновь открылся в 2004 году. Центральная часть храма завершается восьмигранным световым барабаном, с севера и юга к ней примыкают притворы, отмеченные треугольными фронтонами, а с востока - пятигранная апсида. Квадратная в плане трапезная равна по ширине храмовой части. Колокольня трехъярусная. Объем ее нижнего яруса расширен за счет двух боковых помещений, два верхних яруса - восьмигранники. Эклектичный декор тяготеет к классицизму и " русскому стилю " , у храма и колокольни он гораздо богаче, чем у трапезной. В интерьере частично сохранились росписи. С сайта: http://pravoslavie58region.ru Деревянная Покровская церковь была построена в 1740 (1747; 1752) г. и освящена в 1750 г. тщанием подпоручика Якова Зиновьева, в 1825 г. перекрыта. В 1841 г. устроены приделы: слева, усердием коллежского регистратора Дмитрия Михайловича Зиновьева, – во имя Михаила Архангела, освященный 20 ноября 1841 г., справа, усердием Владимира Степановича Муханова, – во имя св. царицы Александры, освященный 27 октября 1846 г. Распространение храма велось при Иакове Петрове, рукоположенном во священники к сей церкви в 1831 г. За свое усердное попечение о храме он был удостоен в 1838 г. архипастырского благословения, в 1842 г. награжден скуфьей, а в 1842 г. получил благословение Св. Синода.

http://sobory.ru/article/?object=02661

Вильнюс. Моленная Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровская моленная Вильнюсской общины Часовня. Действует.   Освящена в честь: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1900. Адрес: Литва, г. Вильнюс, улица Hayйuhuhky(Naujinink), д.20 Координаты: 54.666529, 25.291021 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Молельный дом старообрядцев находится в Науйининкай, рядом с единственным в Вильнюсе старообрядческом кладбищем, между улицами Тузенхаузу и Науйининку. В 1825 г. купцы старообрядцы Авидабурский и Новиков на свои средства купили этот участок земли и построили деревянный молельный дом. От жилого этот дом отличался лишь тем, что над ним возвышался старообрядческий крест. В 1900 г., до царского запрета на строительство старообрядческих молельных домов, вильнюсский купец Пимонов построил напоминающее церковь каменное здание с красивой башней и луковицеобразной крышей. Внутренняя часть дома устроена так же, как церкви, только отсутствует алтарь, а иконостас размещен у стены. Стены украшены множеством орнаментов. http://www.vilnius.skynet.lt Вильнюсская община староверов-поморцев была основана в 1830 году, когда власти разрешили на кладбищенской земле построить деревянный дом, в котором была обустроена часовня. Внешних признаков того, что это храм, здание не имело. Вскоре часовня уже не вмещала всех прихожан, поэтому в 1838 году здание было расширено. Следующая перестройка храма была осуществлена в 1870 году, на пожертвования купца Егорова. В 1882 году общине удалось получить разрешение на постройку богадельни, и к осени 1885 года каменное здание уже было вчерне закончено. Просторный интерьер здания тайно предназначался для большого вместительного храма, так хотел благотворитель стройки Г.С. Ломоносов. Но он неожиданно скончался, и работы по внутренней отделке приостановились. Представители общины обратились к властям с просьбой перенести моленную в здание богадельни. Строительство здания было окончено осенью 1886 года, но власти не разрешили разместить в нем храм. Тем временем, деревянная моленная ветшала, и в 1900 году специальная комиссия обследовала ее техническое состояние и разрешила перенести храм в богадельню. Староверы быстро переселили всех жильцов, снесли перегородки и печи, и через несколько месяцев обустройство новой моленной было закончено. Торжественное освящение нового храма состоялось 14 октября 1901 года.

http://sobory.ru/article/?object=20507

Интерьер Троицкого собора. Фотография. 2013 г. Интерьер Троицкого собора. Фотография. 2013 г. По распоряжению волынского губернатора от 17 окт. 1866 г. конвент францисканцев был закрыт и 29 окт. того же года передан в правосл. духовное ведомство. После проведения незначительной реконструкции интерьера 13 нояб. 1866 г. костел был переосвящен в правосл. приходский храм во имя Св. Троицы. Кроме того, вместо бывш. католич. алтарей устроены и освящены боковые приделы: во имя арх. Михаила (1868) и во имя апостолов Петра и Павла (1869). Остальные католич. алтари были разобраны, а их декоративные элементы частично использованы при сооружении нового иконостаса. В 1898 г. были отреставрированы Межиричский образ Божией Матери и драгоценная риза. Ок. 1900 г. собор капитально отремонтирован и расписан под рук. худож. В. Ермакова. Первым настоятелем возрожденного Межиричского прихода в 1866-1895 гг. был прот. Константин Червинский. С 1895 г. в нем служил свящ. Константин Рогальский, с 1906 г.- свящ. Илия Яцковский, с 1918 г.- свящ. Стефан Рыхлицкий, с 1926 г.- свящ. Владимир Бобровницкий, с 1929 г.- вновь Стефан Рыхлицкий, с 1937 г.- свящ. Феодор Черний, с 1940 г.- вновь свящ. Стефан Рыхлицкий, в 1943-1981 гг.- свящ. Владимир Бобровницкий. В 1925 г. в рамках политики т. н. ревиндикации польск. власти пытались отнять у правосл. прихожан Троицкий храм в Межириче и передать его римо-католикам, считая законными претензии последних на святыню. Однако православные приняли активные меры по защите святыни, в частности собрали все материалы, подтверждавшие правосл. происхождение храма. Их поддержали даже нек-рые польск. деятели. Так, в 1935 г. польск. проф. Казимир Молендзинский представил научные выводы о том, что Троицкий храм, действительно изначально имевший характерную для правосл. церквей планировку и архитектуру, подвергся некоторым изменениям при перестройке в 1606-1612 гг., но в целом сохранил ряд правосл. особенностей. На основании его выводов польск. суд в 1935 г. окончательно отклонил иск Луцкой римско-католической диоцезиальной курии о ревиндикации костела.

http://pravenc.ru/text/2562784.html

Абабково (Молодежный). Абабковский Николаевский Георгиевский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы (старый). Покровский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1887 году в монастырь на жительство поступила состоятельная купчиха из Санкт-Петербурга Пелагея Фёдоровна Максимова. Именно на её средства в 1900 году на месте разобранной из-за ветхости деревянной Покровской церкви был заложен прекрасный каменный храм. Строительство осуществлялось по проекту гражданского инженера Анатолия Ивановича Шмакова. Храм этот был четырёхпрестольным, освящение главного престола состоялось в 1903 году. Покровский собор являлся зимним храмом, отапливался с помощью калориферных печей и водяного отопления. Интерьер собора был расписан палехскими художниками под руководством Константина Александровича Першина. В одной связи с храмом размещалась высокая каменная колокольня, с восемью колоколами. 29 сентября 1904 года в подклете Покровского собора, где была обустроена усыпальница и впоследствии упокоился прах храмоздателей и благотворителей монастыря Иоанна и Пелагеи Максимовых, состоялось освящение придела во имя всех Святых. Это интересное сооружение 1900-1903 годов, столь же характерное для стиля " краснокирпичной эклектики " , сколь и выдающееся в длинной череде подобных памятников: здание сложной архитектоники и выразительного силуэта, крестообразное в плане, трёхсторонне-симметричное, с нарушенной в западной части симметрией - там располагается колокольня. Выступающий из нагромождения приделов и пристроек, как бы " выстреливающий вверх " , четверик основного объёма завершался стройным луковичным пятиглавием. Всё это великолепие соединялось с колокольней при помощи паперти с традиционными для древнерусской архитектуры шатровыми крылечками. Из древнерусского же зодчества был заимствован весь широкий спектр приёмов и деталей убранства, которые использовала русская эклектика: кокошники, ширинки и фризы, наборные наличники, декоративные машикули. Ныне возрождение внешнего облика храма находится на завершающей стадии, впереди кропотливая работа по восстановлению внутреннего убранства. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2020 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=57319

Вилькели. Неизвестная старообрядческая моленная. Vieu vecticbnieku kopienes lgšanu nams Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1920. Адрес: Латвия, Аугшдаугавский край, Скрудалиенская волость, Вилькели Viei, Skrudalienas pagasts, Augšdaugavas novads, Latvija Координаты: 55.774366, 26.802333 Проезд:По шоссе Даугавпилс - Силене, поворот налево на подъезде к Силене, вдоль южного берега оз. Абтелю Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вилькельская старообрядческая община была основана в 1900 году, моленная построена в начале 20-х годов XX века. В настоящее время храм не используется для богослужений, помещение для моленной оборудовано в здании, где раньше размещалась школа-интернат. Эта забытая моленная внезапно открывается взгляду на повороте проселочной дороги и заставляет остановиться перед ней в смятении чувств. Здание предельно простое : планировочная анфилада (притвор, молитвенный зал, солея) умещается в прямоугольном срубе под двускатной крышей. Глав нет, только кресты над восточной частью и колокольней. Колокольня тоже простой прямоугольной формы, перекрыта небольшим шатром. На боковых фасадах по три окна, еще одно на западном фасаде, наличники почти без декора. Лаконичностью впечатляет большой консольный навес крыльца, характерная деталь моленных даугавпилсского региона, «парящий» над входом. Невысокие, но монументальные ворота, вероятно, построены несколько позже здания. Масштаб архитектурных форм вполне соразмерен человеку. И все-таки, благодаря хорошим пропорциям и точно найденному месту в ландшафте, получился впечатляющий и цельный образ храма, в котором органически соединились суровая старообрядческая традиция и живая, наивная интерпретация канонических деталей. Небольшой храм доминирует над окружающим пространством – такому мастерству следует поучиться современным храмостроителям. Не хочется покидать это тихое место, кажется, здесь беззвучно еще звучат молитвы. На фотографиях начала 90-х годов XX века запечатлен интерьер моленной. Иконостас был устроен в виде одной полки, на которой стояли иконы. В центре иконостаса стоял большой престольный крест. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10468

Такой же главкой завершена развитая алтарная часть. Никольский собор был заложен по инициативе игум. Филареты (Меркурьевой) в 1899 г. на месте разобранной Никольской ц. Главный алтарь, боковые приделы во имя апостолов Петра и Павла и в честь Воскресения Господня были освящены 26-27 сент. 1904 г. Пятиглавый 4-столпный безапсидный монументальный собор стал архитектурной доминантой мон-ря и его окрестностей. Он принадлежит к центрическому крестово-купольному типу, восходящему к ранневизантийской архитектуре. Над его основным объемом возвышается несущий центральную главу световой барабан. Боковые главы понижены и завершают угловые компартименты между ризалитами. На фасадах выделены ризалиты с 2 ярусами окон и большой полукруглой закомарой. В декоре Никольского собора (как и Сергиевской ц.) главенствует мотив колончатой аркатуры с использованием филенок и ленточного руста. Богатое убранство интерьера включало отделку из искусственного и натурального цветного мрамора, беломраморные иконостасы с бронзовыми позолоченными деталями. В 1911 г. артель под руководством братьев Сафоновых выполнила стенопись. Церковным и архитектурным сообществом постройка была принята благосклонно, собор характеризовали как «выдающийся» по архитектуре, отмечали его грандиозность; по словам архим. Троице-Сергиевой лавры Товии, храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Собор был закрыт в 1932 г. (интерьер не сохр.), возвращен Церкви в 1990 г., отреставрирован и вновь освящен 11 окт. 2012 г. Помимо собора Л. построил в Покровском мон-ре новый настоятельский корпус, келейный корпус (1900) и просфорную. Церковь Спаса Нерукотворного Образа при приюте им. А. И. Лямина в Москве. 1902–1903 гг. Фотография. 1910 г. Церковь Спаса Нерукотворного Образа при приюте им. А. И. Лямина в Москве. 1902–1903 гг. Фотография. 1910 г. В Москве Л. возвел ризницу собора Иоанновского мон-ря (1895), жилой корпус и трапезную (1898-1908, не сохр.), домовую ц. Нерукотворного образа Спасителя при приюте им. И. А. Лямина на Б.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010