«История царей» создавалась в период единоличного правления Константина VII (945-959) и содержит стихотворное посвящение императору. Цель исторических сочинений, написанных под патронатом Константина, состояла в том, чтобы заполнить период от 813 г. (окончание «Хронографии» Феофана Исповедника) до современности (сер. X в.), поскольку, как сказано в прологе Г., собственно историческое изложение событий для этой эпохи отсутствовало. «Хроника» Георгия Монаха из-за малой информативности не принималась в расчет, однако послужила для Г. и Продолжателя Феофана одним из источников. Др. важнейшей задачей придворных писателей было прославление визант. императоров Македонской династии, в особенности имп. Василия I (867-886). Труд Г. охватывает период 813-886 гг. Повествование разбито на «книги» по правлениям имп. Льва V (813-820), Михаила II (820-829), Феофила (829-842), Михаила III и Василия I (842-886), так что последние 2 царствования составляют 1 книгу. Г. пытается писать в изысканном аттикизирующем стиле, что, несомненно, должно было удовлетворять утонченному вкусу придворного кружка. Той же цели служат многочисленные цитаты и реминисценции из античных писателей, особенно Гомера. На практике, однако, это приводит к тому, что синтаксис Г. становится запутанным, иногда до полной невнятности. Наряду с классицистическими элементами «История царей» содержит много слов и оборотов, отражающих современное автору состояние греч. языка, что, как и обильное цитирование Библии, ставит вопрос о том, не было ли такого рода смешение сознательной эстетической установкой автора. И все же с лит. т. зр. Г. в совр. науке практически единодушно оценивается негативно. Высказывались даже предположения, что именно стилистическое несовершенство «Истории царей» побудило имп. Константина заказать др. сочинение, повествующее о том же времени и известное как Продолжатель Феофана. Др. т. зр. состоит в том, что причиной этого явилась недостаточная искусность Г. в прославлении Василия I и очернении Михаила III (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/162032.html

Крэйг Кинер (протестант) ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ ВВЕДЕНИЕ Авторство. Не все исследователи согласны с тем, что это послание написано Павлом. Некоторые полагают, что оно написано одним из его учеников (возможно, с одобрения Павла или после смерти апостола, в его память). Есть также мнение, что Павел просто продиктовал свое послание писцу, как это было с большинством других его посланий (напр.: Рим. 16:22 ); в любом случае, вероятная дата написания относится ко времени жизни Павла (см. ниже раздел «Историческая обстановка»). Хотя Павел мог заимствовать лексику у некоторых лжеучителей, своих оппонентов, в целом язык Послания к Колоссянам находит свои параллели в других посланиях Павла, авторство которых не вызывает ни у кого сомнений (и которые тоже отличаются одно от другого). Опираясь на многочисленные факты, можно с уверенностью утверждать, что это послание написал Павел. Во-первых, краткий стиль послания позволяет предположить, что при его написании использовался труд писца. Во-вторых, ясно видно сходство с другими его посланиями, авторство которых не вызывает сомнения. В-третьих, с момента написания его последних посланий прошло не так много времени. Конечно, в то время встречаются и письма-послания под псевдонимом, но обычно они сочинялись спустя долгое время после смерти человека, чьим именем они были подписаны. Колоссы. Колоссы находились во Фригии, где религия практиковалась широко и иногда даже весьма активно (напр., культ матери-богини, «Великой Матери» Кибелы). Свидетельства присутствия иудеев во Фригии относятся к VI в. до н. э.; этот фригийский иудаизм, по-видимому, в значительной мере отражал культуру страны. В последующие столетия и в христианстве обнаруживались здесь неортодоксальные тенденции. Город Колоссы был небольшим и мало значимым в социальном отношении, просто один из городов среди многих, где Павел основал церкви ( Деян. 19:10 ). Этот город был почти полностью уничтожен в результате землетрясения в 61 г. н. э., в связи с чем многие исследователи считают, что Павел должен был написать свое послание до этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Народы Сибири ждут веры (+ ФОТО) Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова 23 июня, 2011 Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова Блаженны не видевшие и уверовавшие! Вера и неверие – два подхода к жизни, два подхода к духовным реалиям. Святой апостол Фома сомневался, и Господь явил ему милость — дал возможность вложить персты в раны Спасителя. «Если не увижу — не поверю». Иногда, чтобы верить, нужно что-то видеть. Христос сказал пришедшим к Нему от Иоанна Крестителя с вопросом: «Ты ли Христос?» — придите и посмотрите. Наша жизнь должна быть отражением нашей веры. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы, и то, что в сердце человека, то будет и на устах его. Немногим ниже описания событий со святым апостолом Фомой Иоанн Богослов пишет замечательные слова: « Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ». Как святой апостол, многие народы пришли ко Христу — и, вложив свои персты в Его раны, уверовали. Народы соприкасались с Его Телом — с Церковью — и становились христианами. Меня восхищает, что в XIX веке такие подвижники благовестия как святитель Иннокентий, митрополит Московский , святитель Макарий Алтайский и многие другие пронесли весть о Христе через всю Сибирь и Дальний Восток. Коренные народы услышали весть о Христе и приняли ее. Конечно, было много труда и трудностей. Один только факт перевода Евангелия на язык того или иного народа говорит о невероятном труде. В бурятском поселке, где я живу, под названием Баяндай, что значит Богатая Долина, был храм, который разрушила советская власть, и там служили 2 священника из бурятского народа. Их труд был таков, что к 1930 году в Баяндаевской веси некрещеными оставались только 10% бурят.

http://pravmir.ru/korennye-narody-sibiri...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Масличная ветвь 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 3-я Великого Поста Слово на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 3 седмицы Великого поста Мы слышали сегодня за богослужением в книге Бытия о гибели мира от потопа (Быт. 8, 4—21). Но черная туча, заливающая землю водой, начинает постепенно светлеть, ибо хотя страшен гнев Божий, но «не навсегда прогневается» Господь наш, «ниже во век враждует». И мы видим, как является обновленный лик земли, по мере того как убывают воды. В книге Бытия сказано, что Бог «вспомнил» о Ное и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге. «И навел Бог ветер на землю и воды остановились». «Бог вспомнил» ? это сказано о действии благодати Божией по образу нашего восприятия. Ибо ни одно создание никогда не бывает забыто у Бога. Сам Христос говорит об этом: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария, и ни одна из них не бывает забыта у Бога». Тем более не может быть забыт никогда никто из людей. Память Божия ? это вечная память, о которой Церковь провозглашает, молясь за усопших. Память Божия о Ное ? это возвращение Божия милосердия к роду человеческому, которому Господь не хочет дать погибнуть. Мы не можем представить, через какие испытания прошел Ной, когда «плавал по поверхности вод» (Быт. 7, 18). Хотя он и обрел благодать в очах Господа, но прошло много времени и, может быть, ему стало казаться, что он навсегда оставлен в ковчеге. Потому что мы не находим в Писании упоминания, что Бог продолжал говорить с ним. Или хотя бы сказал ему, в течение какого времени он будет заключен в ковчеге, и когда выйдет из него. Самые достойные люди начинают иногда считать себя забытыми Богом, в особенности когда скорби у них тяжелые и продолжительные. Не забудем, что Ной, как учит нас святая Церковь, ? прообраз Самого Христа, Которому дано было пережить величайшую богооставленность в приобщении нам до конца нашего ради спасения. И может быть, Ной среди нескончаемого шума вод взывал ко Господу: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца?» и «не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю». Вы скажете, что это молитвы святого царя Давида ? но они ведь берут начало из самой изначальной глубины! Несомненно одно, что и среди разверзшихся бездн Ной совершал свое плавание в уповании на Господа, до конца вверяя себя Ему. Он знал, что и ветры Господу повинуются, что Он говорит водам: «придите», и они приходят, и говорит им: «уйдите», и они уходят. И вот теперь Господь посылает иссушающий ветер, как пошлет Он его перед Израилем на море Чермном, чтобы воды расступились для исхода народа Божия.

http://moral.ru/friday_gl-3-week/

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Троицкий монастырь     Троицкий монастырь     Русская идеология на Афоне - читать...     Часть 4  Троицкий монастырь   Москва — третий Рим, а четвертому не бывать.   Появилась целая литература, развивавшая и укреплявшая  идеологию Москва — третий Рим. Сказание о «бе­лом клобуке», о происхождении князей Московских от брата римского императора Августа, о венце и бармах Мономаха и т. д. В церковной области это движение также нашло свой громкий отклик: Москва — третий Рим! Русская Церковь сознала себя окрепшей и самостоятельной, способной с гордостью указать на ряд сво­их, русских, святых, которые ничуть не ниже греческих, и по­этому церковные соборы половины XVI века канонизовали и далее.   Хотя первые попытки и не были особенно удачны, но они пробуждали живую мысль, знаменовали освобожде­ние от ига буквы и обращение к духу, к внутреннему смыслу христианского учения и обряда. Можно было бы привести много примеров, указывающих, какими прочными и много­численными нитями Троицкий монастырь был связан со всей политической и духовной жизнью страны и как ярко душа Московской Руси выражалась в нем, но необходимо еще отметить, что и экономически в XVII и первой половине XVIII века Троицкий монастырь являлся одной из круп­нейших величин на всей территории России, поддерживая идеологию Москва — третий Рим.           Число крепо­стных душ, принадлежавших ему, исчислялось десятками тысяч, и к 1763 году, перед самой секуляризацией, достигало 106501 души, а число вотчин и прочих земель исчислялось сотнями, так что он, бесспорно, был самым крупным русским вотчинником. Своеобразное положение Троицкиого монастыря — вотчин­ника с огромным и сложным хозяйством, целым штатом слу­жащих, с накоплением огромных для того времени сумм еще почти не освещено исторической наукой, но мы знаем, что Троицкий монастырь был при этом и крупным промышлен­ником, и купцом: торговал он, при том беспошлинно, глав­ным образом солью и рыбой, причем посылал свои суда даже в Норвегию. Часто Троицкий монастырь ссужал деньгами нуждающих­ся, всего чаще — своих крестьян, иногда посторонних лиц, а всего более и не вполне добровольно — правительство, ко­торое пользовалось часто монастырской казной с большой свободой, например, при Петре I было забрано в разное вре­мя до 400 ООО рублей, сумма огромная для того времени.

http://isihazm.ru/1/?id=716

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко На уроках петербургского иконописца …Однажды Ростислав Мартынович Гирвель, о котором я буду говорить в этой статье, написал для нашего собора икону любимой петербуржцами святой, блаженной Ксении. Пока думали, какое место в храме определить для этой иконы, ее поставили возле алтаря, прямо напротив хора. А хор наш состоит преимущественно из светских нецерковных людей, которые любят поговорить на посторонние темы прямо во время богослужения. Через некоторое время хористы меня спросили: «Отец Константин, а эта икона будет теперь всегда стоять напротив нас?» Я, удивленный, чем могла им помешать икона, находящаяся на расстоянии 10 метров, спросил: «А почему вы об этом спрашиваете?» – «Просто мы не можем сидеть перед ней и разговаривать. Как-то стыдно; кажется, что икона смотрит прямо на тебя, кажется, будто она живая». Примечательно то, что кроме этой иконы к хористам были обращены все иконы (больше десятка) иконостаса, но они этого никогда не замечали… … Я хочу рассказать о замечательном явлении современной церковной культуры – о петербургском иконописце Ростиславе Мартыновиче Гирвеле. Это пожилой человек, с которым я познакомился, когда попал в Казанский собор и стал там служить чтецом. Потом я стал священником и был направлен в новооткрытый храм в поселок Ленинское (под Репино). Расписывать мой храм я пригласил Ростислава Мартыновича. И вот уже много лет мы общаемся, позволю себе такое выражение – дружим. И я не знаю художника, который так чувствовал бы икону, как Ростислав Мартынович (а я на самом деле знаю немало иконописцев), умел бы выразить невыразимое, показать то, что, как кажется, и не показать вовсе. Иконописец Ростислав Мартынович Гирвель у своей иконы «Неупиваемая Чаша». То о чем я расскажу ниже, – свидетельство личного опыта. Два года наша дочь занимается у Ростислава Мартыновича. Мы (иногда я, чаще моя жена) сидим рядом. Поэтому все, о чем я расскажу, – это впечатление постороннего человека, оказавшегося рядом и случайно приобщившегося диалогу: учитель – ученик.

http://azbyka.ru/parkhomenko/na-urokax-p...

Самосожигательство раскольников составляет одну из самых мрачных страниц в русской истории. Положим, число самосожигавшихся не было так велико на самом деле, как о том рассказывают раскольнические историографы, которые исчисляют сжегшихся не иначе, как тысячами, тем не менее, оно было громадно. По свидетельству раскольничьих историков 1 , которые не опровергаются прямо, а иногда и подтверждаются писателями православными 2 с тюменским попом Дометианом сгорело до 1700 человек, с Ваською Шапошником – три больших деревянных здания, наполненных раскольниками; в Палеостровском монастыре сгорело раскольников сначала (в 1687 г.) 2700 человек, в другой раз (в 1689 г.) 500 человек; в Пудожском погосте сгорело с «иноком» Иосифом 800 человек. Это – более известные случаи и крупные факты самосожигательства. В «истории Выговской пустыни» Ивана Филипова и в истории Министерства Внутренних дел г. Варадинова передается масса фактов менее крупных. Но, конечно, число самосожжений далеко не исчерпывается теми сведениями, какие известны доселе, что доказывается и приводимым ниже рассказом, которого нет ни в «истории Выговской пустыни», ни в других известных доселе материалах. Значение этого рассказа в том, что он заимствуется не из раскольничьего историка, который непременно вложил бы в него свой смысл, и не из православного обличителя раскола, современного событию, каков, например, митрополит Игнатий, который сведения свои заимствует из вторых рук и имеет всегда ввиду цели лишь пастырско-полемическую, а потому и не задается критической проверкой дошедших до него сведений, – а из подлинного судного дела, из показаний лиц, бывших непосредственными участниками события. Таких рассказов о самосожигателях, заимствованных из непосредственных официальных источников, к сожалению, до настоящего времени очень не много. Нам известны в этом роде лишь Пудожское дело (Акты Историч., т. V) и судное дело о разрушении Палеостровского монастыря (Олонец. Губ. Ведомости, 1849 г. 1–14). В простодушных и, несомненно, искренних показаниях самих раскольников, обрекших, было, себя на самосожжение, но спасшихся помимо своей воли, пред нами ясно обрисовывается внутренний смысл этих грустных фактов, – смысл, которого част не достает или который прямо извращается как у раскольничьих историографов, так и в официальных отписках и доношениях канцелярий того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Скачать epub pdf ЗАКЛЮЧЕНИЕ Древняя Русь имела немало темных сторон и в богослужебной области. Русское обрядоверие в его крайних, иногда уродливых формах, конечно, не может быть похваляемо. Но то несомненно, что оно истекало из страстной жажды русскими людьми спасения, крепкого желания быть в Церкви, жить по Ее руководству. Русские люди знали, что земная жизнь – только приготовление к жизни будущей, что в этой жизни Святая Церковь надежная и единственная руководительница ко спасению, и потому они боялись, как бы в чем не отступить от руководства Святой Церкви, как бы в чем, даже в малом, не погрешить против написанного в святых книгах, Церковью данных в руководство. Важнейшее из дел земных – молитва . Она по преимуществу должна совершаться в точном соответствии с указаниями Церкви, отсюда то, что древние люди, не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением. С печальных времен Петра I, когда через прорубленное в Европу окно понесло в Русскую землю заморским угаром, когда многие люди, вкусившие в Европе от древа познания, стали больше смотреть на землю, чем на небо, на земле искать цели и смысла жизни, тогда и дело молитвы, богослужения перестало считаться делом первостепенной важности. Теперь перестали интересоваться не только мелкими подробностями богослужения, но и вообще богослужением, Типикон продолжали печатать, но богослужение по нему онемеченным русским людям стало казаться непроизводительной тратой времени, – ведь так много и «необходимых» и «полезных» дел надо переделать. Стали сокращать богослужение, но так как сам Устав не дает указаний, как можно сокращать его до такой степени, до какой было желательно, начались сокращения кому как вздумается. Богослужение все более становилось шаблонным, бесцветным, однообразным. Теперь уже нередко и совершители богослужения считали ниже своего достоинства узнавать и запоминать мелкие подробности богослужебных последований. Теперь не только миряне, но и иные священнослужители не стали знать Устав, а богослужение правили по привычке, по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf (л. 1) к читателем книги сия, толкования святыя Литургии и прочих церковных таинств, Великаго Государя Святейшаго Никона, архиепископа Московскаго и всея великия и малыя и белыя России Патриарха О нем же и о крестном изображении, яко первыми тремя великими персты подобает изображати всякому христианину на лице своем знамение креста. Глаголанное прежде от лица его к Собору бывшему при нем, в лето 7165-е (л. 1 об.) при державе царства Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца 1 . Зазираху иногда нашему смирению, мне, Никону Патриарху , приходящии к нам в царствующий град Москву, потреб своих ради, Святыя Восточныя Церкве Святейшии Вселенстии Патриарси: Константиня града Афанасий, и паки святаго града Иерусалима, и святаго града Назарета, митрополит Гавриил, и прочии; и поношаху ми много в неисправлении Божественнаго песнопения, и прочих церковных винах. (л. 2) От них же едина есть и сия, яко треми персты, последними, двема малыми с великим палцем соединя, да двема прочими великосредними изобразующе творим на лице нашем знамение креста, от Феодоритова писания неведением внесшееся в печатныя книги, в великия Псалтири со возследованием, и малыя, и прочия рукописныя. А не повелением коего Царя или Патриарха, ниже Собором когда сошедшихся архиерей: прежде бо того вси треми первыми персты изображаху во образ Святыя Троицы: якоже и ныне многих еще видети есть, (л. 2 об.) елицы не ведают Феодоритова писания, якоже в простых мужей, и во всех женах от древняго обычая держащих. И мы, милостию Божиею Российский Патриарх Никон , не токмо себе ползы ища по апостолу, но и прочим, воеже спастися, возбнув убо от сего и разсмотрив яко многая со древнима бывшима и прежде мене святительствовавшими на Престоле нашем, нынешняя неслична и несогласна. Ово в словесех Божественнаго писания, ово в церковных чинех, якоже ми глаголаху они 2 , ничим же иным доумевся (л. 3) внити во двор овчий, и искусити духи лстивыя, познати же истину точию дверми Божественнаго писания, а не сам собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sl...

Смысл и оправдание кружков РСХД Скачать epub pdf О каком «движении» может идти речь в нашей православной среде? Конечно, о движении к Церкви для людей внецерковного состояния, и о движении в Церкви и для людей, к жизни церковной возвратившихся. Движение предполагает как цель нечто неподвижное и безусловное, и таковое есть Церковь. Приобщиться к жизни Церкви – в этом – и только в этом – и могут состоять количественные и качественные успехи «движения». Оно может при этом вовлекать в себя, иметь на своей периферии людей, к Церкви не принадлежащих, однако, Ей не враждебных, искренно и добросовестно стремящихся познать Ее и проникнуться Ее жизнью. Ведь прозелитов знала даже иудейская национальная церковь , может ли холодно замыкаться от них Церковь вселенская, закон жизни которой есть любовь? Отсюда неизбежное и – верим – благое по своим последствиям соприкосновение «движения» с миром христианским неправославным, однако, любящим и неведомо для себя ищущим Православия. В условиях нашей жизни это столь же естественно, как то, что мы говорим на языке страны, в которой живем, не изменяя своему родному языку. «Движение» выражается в нашей жизни в существовании христианских, в большинстве случаев церковных кружков. Группы молодых людей – под руководством или даже без руководства – собираются для молитвы, бесед, совместного изучения того, что посильно или доступно для них, и касаются предметов веры. В самих занятиях кружков наблюдается пестрота: одни читают Евангелие, другие Отцов Церкви, третьи знакомятся с житиями святых и литургикой, случайно затрагивают вопросы патристики, иконографии, церковной истории. По трудности, иногда прямо убожеству, общих условий жизни, такая работа лишь в исключительных случаях приближается к научному изучению. В большинстве случаев она много ниже того, что имели наши духовные семинарии и академии, вообще профессиональные богословские школы. Однако, последние в своем профессионализме не знали во многих случаях и того рвения к религиозному просвещению, которое можно, как правило, наблюдать в этих кружках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010