Ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым ) (ст. 11 и 12). Смотри, как он отовсюду представляет доказательства того, что был учеником Христа, Который сам, без посредства человеческого, благоволил открыть ему разумение всего. Но как же возможно доказать неверующим, что сам Бог, без посредства человеческого, открыл тебе те неизреченные тайны? «Это доказывает, — говорит он, — мой прежний образ жизни (и внезапное обращение): ведь если бы не Бог открыл мне эти тайны, я не мог бы так внезапно перемениться». Для тех, кто учится у людей, в том случае, если они твердо и пламенно держатся своих убеждений, бывает нужно время и много стараний, чтобы убедиться в противном; кто же так внезапно переменился и, находясь на самой высокой ступени безумия, пришел к такому искреннему сознанию, тем ясно показывает, что он так внезапно возвратился к здравомыслию благодаря божественному откровению и наставлению. Вот почему он и вынужден упомянуть о своей прежней жизни и призвать их во свидетели бывшего с ним. «Конечно, вы не знаете, — говорит он, — того, что единородный Сын Божий непосредственно сам призвал меня (гласом Своим) с небес, — потому что как вы можете знать это, раз вы не были при этом; — но вы хорошо знаете, что я был гонителем. Ведь слух о моей жестокости достиг и до вас, не смотря на громадное расстояние между Палестиною и Галатией; а такой слух обо мне не распространился бы так далеко, если бы моя жестокость не была слишком велика и для всех несносна». Поэтому он и говорит: « Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее » ( слышасте бо мое житие иногда в жидовсте, яко по премногу гоних Церковь Божию и разрушах ю ) (ст. 13). Видишь ли, с какою силою выражает каждое (слово) и не стыдится? Ведь он не просто гнал, но гнал со всею жестокостью, и не только гнал, но и опустошал, то есть, старался уничтожить, разорить, низложить и истребить Церковь; поступать же так свойственно опустошителю. 9. «… И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий » ( и преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий ) (ст. 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Обратим внимание, сколько существует, например, самых разных заговоров и заклинаний от одних и тех же болезней. Потому что дело не в словах, а в самом желании обратиться не к Богу. Для бесов этого вполне достаточно. А для нас должно быть совершенно ясно, что невозможно «пить чашу Господню и чашу бесовскую»; невозможно «быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»! И даже тот, кто избрал Чашу Господню, кто думает, что он стоит на правильном пути богопознания, должен беречься. Потому что на этом пути нельзя останавливаться. Во Христе надо познать не только Божественное всемогущество; но и Его крайнее уничижение, даже до смерти. Познав первое, Петр, исповедал: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ). Но когда «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту», – тот же Петр «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»! И это проявление человеческого сочувствия, человеческой любви вдруг вызвало такие страшные слова: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»! Да, поистине, «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»! Потому что сатана скрывается за всякой ложью, за всякой нашей духовной слепотой. И он – тут как тут, едва наше, человеческое, войдет в противодействие с тем, что установлено Богом. Четверг. О отвержении себя Мф.16:24–28 1Кор.10:28–11:7 «Иисус сказал ученикам: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вчера мы читали, как порой приходится отвергнуться человеческой жалости ради Божьего дела. Но иногда надо принести в жертву даже свое более правильное понимание того или иного вопроса. Допустим, я твердо знаю, что идол – ничто; не верю я и в силу надо мною бесов. Совесть моя не смущается: я просто, не исследуя, «с благодарением вкушаю пищу». Но вот мне указали на кусок мяса, который я уже собирался положить в рот, и сказали: «это идоложертвенное», то есть, часть жертвы, принесенной идолу. Причем, сказал мне это или язычник, или маловерный брат, еще придающий какое-то значение идолам. Его совесть смутилась, а я почему-то должен при его словах тут же положить взятый кусок на место, и не ради своей пользы, а «ради того, кто объявил» мне. Я, умный, знающий, должен лишить себя пищи ради того, кто гораздо ниже меня. Но я должен это сделать, должен в этом отвергнуться себя, потому что сказано: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией. Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Первый пост, духовный, является воздержанием и удалением от грехов, по Слову Божию из Книги Пророка Исаии: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в кото­рый томит человек душу свою, когда гнетет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укры­вайся ( Ис. 58, 5–7 ). Такой духовный пост, то есть воздержание от неправды и от всяких лукавых дел, является общим для всех и для всякого времени, и должен соблюдаться и в самые свет­лые праздники. Но наш спор не о таком посте. Второй пост, нравственный, относящийся к сфере нравов, представляет собой умеренное употребление пищи и питья ради здоровья и размеренной жизни. Такой пост соблюдали многие древнегреческие философы и ныне соблюдают мусульмане. Но мы собираемся говорить здесь не о таком посте. Третий пост, естественный (так его назвали богословы), относится к отказу от еды и питья. Это происходит перед причастием Тела и Крови Христовых. Он назван естественным, так как к такому посту побуждает само естество принимающего и При­нимаемого, ради чести и величия этого Таинства. Но и не о таком посте мы подробно расскажем ниже. Четвертый пост, Церковный, есть воздержание от пищи по закону и правилам Святой Церкви. О таком посте в этом Догмате много споров с противниками, посколь­ку Церковный пост распространен повсеместно, и повсюду его строго придерживаются Православные христиане. Таких постов ежегодно четыре, а также он бывает в среду и пятницу еженедельно. Бывает местный пост, который иногда бывает по случаю в отде­льных городах и странах, который устанавливают пастыри страны в условиях войны, наводнения, засухи, эпидемии, землетрясения и т.д. Общий же пост соблюдает вся Цер­ковь. Есть также пост собственный, который соблюдает один человек. Так бывает по данному им обету или по велению его духовного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Потому и Павел вменяет это в великое достоинство, когда говорит: « те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями » (Гал. 5:24). Διαψαλμα — перемена тона (в славянском нет этого слова). Другой (Акила): постоянно . В еврейском: сел . « Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь, Боже, с силами нашими » (ст. 10). Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): хотя ты отринул . Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): и однако ты отринул . Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): но при том ты отвергнул . « И не выходишь, Боже, с силами нашими ». Другой (Симмах): и не ходишь в войсках наших . За отвержением тотчас следует посрамление и опасность — терпеть от всех бедствия. « Силами » пророк называет свои войска, так как в них заключается сила царя, по премудрому устроению Божию, чтобы был союз между начальником и подчиненными. Царь имеет нужду в подданных, а они — в начальнике, так что они много содействуют друг другу. Чтобы не было гордости, Бог устроил так, что великое часто имеет нужду в малом. Это сделал Он и с неодушевленными предметами. Так иногда колеблющийся столп поддерживается подложенным под него камушком и тяжело нагруженный корабль управляется малым рулем и избавляется от опасностей. Что значит: « ныне Ты отринул нас »? То, что мы, говорит, и при таких страданиях не отступаем от Тебя, славословим, воспеваем, хвалимся Тобою. « Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе » (ст. 11) Другой переводчик (Симмах) говорит: ты поставил нас ниже всякого врага . Смотри, как говорит он о тяжелых бедствиях и как прискорбными чертами изображает несчастья, показывая, что и враги, хотя были великими грешниками, однако потерпели достаточное наказание. 7. То же с преизбытком сделали и отроки в печи, которые воспевали тогда и говорили: « предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле » (Дан. 3:32); и еще: « мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши » (ст. 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Только гордый и тщеславный человек, не знающий ни самого себя, ни Божьего всемогущества и премудрости, может вообразить себе, что он всем обязан самому себе и не нуждается в Божьей защите и содействии. Чем более мы чувствуем нашу немощь и бессилие, сознаем могущественное влияние обстоятельств — тем более мы чувствуем нашу зависимость от Бога и исповедуем с апостолом, что “ всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов ” (Иак. 1:17). О Нем мы живем и движемся и существуем (Деян. 17:28 ). “ Ибо все из Него, Им и к Нему ” (Рим. 11:36). “ Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? ”(1Кор. 4:7). б)  Бог управляет всей нашей участью и обстоятельствами жизни и только по Его воле наши дела и предприятия могут иметь успех. Мы можем распоряжаться нашими силами, как хотим; можем приобретенные нами познания и искусство направлять к достижению своих целей. Мы можем предпринимать многое и великое для устройства нашего счастья; можем дать совет другим и трудиться для их блага. Худые люди могут замышлять опасные предприятия, злоупотреблять своим умом, почетом и властью, могут иметь намерение произвести беспорядок и смятение в царстве Божьем. Если люди не зависят от Бога, высочайшего Промыслителя, то в их власти было бы выполнить свои планы и предначертания. Но Бог есть Правитель мира. Он управляет течением светил небесных, как и всеми событиями и переменами на земле. От Его воли и помощи зависит исход всех человеческих предприятий. Он может естественным течением событий обратить их в ничто, если они противны Его целям. Как часто мы видим, что дело, задуманное со всеми расчетами на успех, вдруг сверх всякого ожидания не удается; напротив, другое дело достигает успеха, хотя не было никакой надежды! При таких опытах мы не можем отрицать нашей зависимости от Бога. Самый могущественный между смертными чувствует ее и останавливается иногда в страхе и нерешительности, что ему делать. “ Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом ” (Прит. 19:21). “Вем Господи, яко несть человеку путь его, ниже муж пойдет, и исправит шествие свое” (Иер. 10:23 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

—282— νϑρωπος суть те идеальные формы личности, которые человек призван воплотить в себе, по христианскому учению. Эта цель достижима для людей силой любви, при условии веры в абсолютную ценность личной жизни и в бессмертие. Это резюме показывает, что г. Грацианский дал своему вопросу очень дельную и во многих отношениях своеобразную постановку. Не смотря на небольшой объём, его сочинение полно мыслей, иногда серьёзных и даже глубоких. Оно не блещет эрудицией, но оно написано с начала до конца самостоятельно и вдумчиво. К сожалению, усвоенный автором метод исследования много ниже его замыслов, а его перо гораздо слабее его мысли. Всё сочинение написано в самом догматическом тоне. Автор не исследует, а вещает; он не доказывает своих мыслей, а изрекает их. И что всего хуже, он их изрекает варварским, запутанным, а иногда даже прямо бестолковым языком. Употребляя в обилии иностранные слова, он пользуется ими часто совершенно неумело. Среди догматически высказанных им мнений есть такие, с которыми нельзя согласиться; среди подробностей, которых он касается, есть не мало таких, которые излишни или не согласованы с общим планом работы. Все эти недостатки сильно вредят сочинению, хотя, конечно, и не уничтожают его достоинства. Кандидатской степени автор заслуживает“. – Справка: 1) Правил касательно значения неудовлетворительных баллов по ответам и сочинениям студентов Академии § 2: „Получивший в течение академического курса по одному какому-либо предмету балл ниже 2½, но не ниже 2, или по двум предметам балл 2½, по окончании полного курса удостаивается звания действительного студента с правом на получение степени кандидата богословия при окончании курса или в продолжение следующего учебного года под условием удовлетворительного ответа на новом устном испытании (причём балл должно получить не ниже 4), если неудовлетворительный балл поставлен за устный ответ, или по представлении удовлетворительного сочинения (причём балл должен быть получен не ниже 3), если неудовлетворительный балл по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приговорка или пустоговорка, которую также иногда зовут поговоркой – это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое, без большого толку и значения, а по местной или личной привычке: говорит, взял, вземши; оченно хорошо это самое дело; тово-воно как-оно. В сказках таких условных приговорок много: “Скоро сказка сказуется, не скоро дело делается”; “Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли”; “За тридевять земель, в тридесятом государстве” и пр. Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл; например: “Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово”; о пустом, грозном начальнике: “Проскакал выше лесу стоячего, ниже облака ходячего”; о строгости и непотачке кому: “Он тише воды, ниже травы стал” и пр. С другого конца, переходя в набор складных слов, приговорки сливаются с прибаутками. Присловье весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, коей жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит в одном только слове: “Рязанцы синебрюхие”; “Ярославцы белотельцы”; “Вятичи слепороды”; иногда же в целом изречении, прибаутке, прибасенке: “Пенжане свою ворону в Москве узнали”; “Ты чей, молодеч? – Зубачевский купеч.– А где был? – В Москве, по миру ходил”. Последнее присловье уже весьма близко к пословице, а другим придано и вовсе пословичное значение: “Чухломский рукосуй: рукавицы за поясом, а других ищет”. Присловье: “Бежечане и колокольню рожком подбили”, встряхивая об нее мимоходом табак, иногда употребляется в том же значении, как “Капля камень долбит”. Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу: “Нашего пономаря не перепономарировать стать”, человека не переделаешь; “Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался”, все невпопад, неудачно; “Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком”, то есть все одно и то же.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Молитва до того ему усвоилась, и словно вкоренена была в его сердце, разливая действия свои в нем, что сам он сказывал: – «никогда я не перестаю молиться, и не бываю без молитвы, даже и тогда, когда память забудет, когда дремлю или сплю: и тогда молитва сама собою творится; и пробудясь то же чувствую её творящуюся в сердце моем; и никогда она своё действие не оставляет. – Подобно как бы кто любимого друга встречает и провожает, – говорил он, – так и она во дни и в ночи утешительно всего меня в себе объемлет; и делаю ли что, или ем и пью, или с кем разговариваю, или чему прилежно внимаю – всё она со мною, и слышу глубоко в сердце моем живо напечатленный глагол её: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного.» – Даже когда слушаю чтение псалмов и поучительных слов, и тогда не оставляет она своего действия; а часто не попущает внимательно слушать чтение и пение; но непреодолимо влечёт на внутреннее глубокое молитвенное действие. Много чудился Старец благодати, данной Петру от Бога, и радовался духом Богоугодным подвигам, которые он Христа ради усердно проходил и претерпевал. Вместе с молитвою имел он и дар слёзный. Умилительные слезы, иногда тихо струились, иногда малыми каплями, иногда лились потоком, а иногда как град, с пронзительным чувством неудержимо проливались. Подобно сему, и молитва не всегда равно действовала в нем: иногда малая или умеренная или сильная; но и самая малая с чувством неким услаждающим бывала; он всегда имел движение и колебание головы своей от молитвенного действия, и поэтому узнавали, как сильно и непрестанно в нем действовала молитва. Когда молитвенный дух приходил в высшую степень, тогда он, как сосуд с водой от земного огня волнуется и кипит, так сердце в нем метётся во все стороны, и словно страдая терзается само собой, без всякого понуждения с его стороны. Подобно как бы кто, сидя только смотрит, как его везут, так бывает и с ним при великом действии молитвенном. Тогда только духом зрит на не постижимое и неизреченное зрелище, которое само собою происходит от молитвенного действия в сердце, с недоведомой сладостью, всего пленяя в любовь к Богу; и пребывает распалён до того, что тогда ничего не может: ни пением молиться, ни поклонное правило совершать, ни читать священные книги, ниже идти куда, ниже помышлять что; – всем духом углублён в Боге, и весь объемлется от такого действия; кипит сердце в нем сладостно, как от огня, и все тело от невыносимого движения колеблется как деревцо, а иногда трепещет как лист от ветра. Всего происходящего с ним от Божией благодати изъяснить невозможно. Когда дух его приходит в восторг, тогда не в силах будучи терпеть сладчайшего духовного радования, начинает вопить и кричать трогательным голосом, и плачет неутешно, словно по мертвеце любимом; и только взывает: «Господи! что Ти воздам о всех благих, яже мне сотворил еси, и ныне в сердце моем являешь мне?» Этому Старец, глядя на него, много чудился всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григорий . Должно знать, Петр, что от шести причин входят в душу образы сновидений. Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Святого Писания. Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: многих бо прельстиша сония, и отпадоша надеющеся на ня ( Сир.34:7 ). Также: не ворожите, не гадайте по снам ( Лев.19:26 [по Вульгате – латинскому переводу Библии]). Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то не сказал бы премудрый муж: приходит соние во множестве попечения ( Еккл.5:2 ). Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то Иосиф не видел бы во сне своего превознесения пред братьями (см. Быт. 37 ); и Ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать в Египет, взявши Младенца (см. Мф. 2 ). Опять, если бы иногда не происходили сны от размышления и откровения вместе, то пророк Даниил, рассуждая о сновидении Навуходоносора, не полагал бы основания ему в размышлении: помышления твоя на ложи твоем взыдоша, чесому подобает быти по сих, и открываяй тайны яви тебе, имже подобает быти ( Дан.2:29 ), и несколько ниже: Ты, царю, видел еси: и се, тело едино, велие тело оно, и обличие его высоко, стоящо пред лицем твоим ( Дан.2:31 ) и прочее. Итак, когда Даниил с благоговением рассматривает сон и значение его и объясняет, из какого размышления произошел он, то ясно показывает, что сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе. Но если сны отличаются такою разнородностию, то, очевидно, тем менее должно верить им, чем труднее понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают самый голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

Об осьми же познаниях должно нам ведать, что в четырех надобно произносить прежде написанное в каждом из них, а в остальных непрестанно: «Господи, помилуй», как сказано о святом Филимоне, и иметь ум непрестанно исступающим 102 – от разумений. Таков должен быть образ жизни тщательного: иногда – иметь ум в видении чувственного, иногда – в познавании мысленного и в безвидном; и опять в мысли какого-либо Писания или в чистой молитве. Тело же – иногда в чтении, иногда в молитве, иногда же в слезах о себе самом или о другом ком-либо, из сострадания ради Бога; иногда в подании помощи кому-нибудь, немоществующему душевно или телесно, чтобы всячески непрестанно исполнять дела святых Ангелов и отнюдь не заботиться о чем-либо мира сего. И Бог, избравший и отделивший его, дабы сделать его собеседником Себе, и даровавший ему такой образ жизни и беспопечительность, Сам о нем позаботится и «препитает» его душевно и телесно. «Возверзи,» сказано, «на Господа печаль твою, и Той тя препитает» ( Пс. 54, 23 ). И насколько таковой возлагает надежду на Бога, во всем касающемся души его и тела, настолько находит Его промышление о себе, так что считает себя ниже всей твари, – от многих даров Божиих: явных и неявных, душевных и телесных, и, от стыда, как великий должник, отнюдь не может превозноситься в каком-либо деле, ввиду благодеяний Божиих. И насколько он благодарит Бога и подвизается понудить себя из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает успокоить его и сделать, чтобы он предпочитал безмолвие и нестяжание всем царствам земным и всему, кроме воздаяния в будущем. Ибо и святые мученики страдали при нанесении им ран от врагов, но сильное желание Царствия и любовь к Богу побеждали болезни, и то самое, что они получили силу побеждать врагов, считали они великим утешением и долгом, – что сподобились претерпеть смерть за Христа, так что от сего многократно делались нечувствительными. Подобно сему и святые отцы много понуждали себя вначале, при многообразных подвигах и бранях, происходящих от лукавства духов; но сильное желание и надежда бесстрастия – побеждали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010