Так же всячески богомудрствуй и о Кресте. Если же кто в Кресте ищет восьмиконечия или шестиконечия или четвероконечия, и этими Крестными рогами завершает свое поклонение, не возводя далее своего ума к распятому Христу, Которого Крест имеет всю свою силу и святость, такой поклонник нечестив, как было сказано выше. Так богомудрствуют Вселенские Соборы, так святые Отцы и нас учат. Святой Дамаскин в Слове на неделю Православия говорит о поклонении иконе Христовой: «Не доску почитаю и не стену, не стоимость красок, но изображение Тела (Христа) и взгляд Господень». Смотрите в большом печатном «Соборнике», лист 325, на обороте. Так же он говорит и об иконах угодников Божиих, выше в том же Слове он говорит: «Честные их иконы почитаю и лобызаю, не как богов, но для того, чтобы можно было по Писанию и житиям вспомнить о страданиях, которые они претерпели». Смотрите лист 324, на обороте. Так же учит о Кресте и святой Дамаскин, что мы и увидим ниже. Положение третье Всякая вещь, сложная, или составная, имеет свои части, или составы, или части сугубые, некоторые из них настолько важны, что без них они не могут существовать. Например, человек есть вещь сложная и составная, ибо слагается и составляется из многих слогов, составов и частей. Есть в человеке душа, есть тело. Тело снова имеет свои составные части, одни более важные, такие, как глаза, уши, зубы, грудь, и прочее, другие только для украшения, как, например, волосы. Есть столь много составных частей в человеке, но не все они существенны по отношению к человеческому бытию. К естеству и существу относятся только две составные части, душа и тело, без которых бытие совершенно невозможно. Но оно возможно без некоторых составных частей, которые не столь существенны, таких, как волосы, грудь, зубы, иногда же и рука, нога и прочее. Это же можно увидеть рассуждающему и в других сложных вещах. Это же говорю и о Кресте. Раскольники выделяют в нем четыре составные части. Первая часть располагается в длину древа. Вторая часть – в поперечное древо. Третья часть – титло Христа выше поперечного древа. Четвертое – малое косое древо, ниже поперечного древа. И такой восьмиконечный Крест они называют истинным Крестом Христовым. Поклоняюсь и этому Кресту, и лобызаю его с любовью, обращая внимание не на вещество, из которого он состоит, не на восьмиконечие, но на содержание образа, поскольку Крест образует распятого Христа, о чем говорилось выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

" Промедление бывает смерти подобно " , — говорил Петр Великий о военной тактике. То же можно сказать и о духовной борьбе. Промедление здесь часто бывает равносильно духовной смерти. Существует распространенное мнение, будто обращение к Богу возможно после самой беспутной жизни и в любой ее период. Поэтому расчетливые грешники в минуты редких угрызений совести иногда утешают себя таким соображением: " Поживем еще в свое удовольствие: ведь надо перебеситься! А под старость будем каяться и молиться! Господь простит! " Такое соображение справедливо лишь условно. Хорошо, если, несмотря на все распутство жизни, человек сумеет сохранить в душе живую веру и любовь к Богу. Тогда спасение для него еще возможно. Но если, падая все ниже и ниже, он дойдет до того состояния, о котором Господь говорит: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. VI, 3), тогда возрождение для него возможно лишь как особое чудо милости Божией, на которое никто рассчитывать не вправе. Есть много людей, превратившихся почти в животных, для которых духовные переживания совершенно недоступны и которые потеряли всякую чувствительность к духовным влияниям. Это уже духовная смерть. Во всяком случае, борьба с пороком и страстями, после продолжительного коснения в них, становится невероятно трудной. Диавол и грех не так-то легко уступают свою жертву, и воспоминания бурного прошлого, дурные привычки, сожаления о потерянных наслаждениях еще долго волнуют и распаляют кровь, маня назад и нередко доводя до отчаяния. Нужно почти подвижничество, чтобы стереть с души эти грязные пятна прошлого. Но для подвижничества нужна сильная воля, а воля к этому времени обыкновенно уже расслаблена постоянными уступками пороку. К этому надо еще прибавить, что чем дольше находится человек в угаре грешной жизни, тем крепче он с нею связывается и тем меньше становится его желание порвать с такой жизнью и начать новую, чистую, богоугодную. Вот почему те " мудрецы " , которые рассчитывают на покаяние в старости, обыкновенно ошибаются и, дойдя до рокового порога, с ужасом видят, что душа безнадежно заражена пороком, воля расшатана, сил и желания начать новую жизнь нет и покаяние невозможно...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Главную одежду евреев составлял хитон (кетонет, χιτν, tunica), имевший вид татарской рубахи, или продолговатого мешка, с разрезом вверху для головы и широкими рукавами по сторонам. У мужчин хитон был несколько короче и спускался немного ниже колен, хотя некоторые богатые или знатные мужчины иногда носили более длинный или просторный хитон (кетонет – пассим, ср. Быт. 37:3 . tunica talaris et manicata); у женщин же хитон спускался до пят. Так описывается хитон у Иосифа Флавия (Antiquit. jud. III, 7, § 2) и таким он представляется на изображениях пленных иудеев на одном ниневийском барельефе во дворце Сеннахерима. Хитон обыкновенно приготовлялся из льняной или хлопчатобумажной материи, от египетского названия которой (cutton) он получил у евреев и самое название. Особенно высоко ценились хитоны не сшитые, а сплошь сотканные из нитей ткани (ср. Ин. 19:23 ). Сверху по середине туловища, ниже груди хитон опоясывался поясом (эзор, хагор), который делался или из кожи животного, или из нитей ткани, и составлял вторую необходимую одежду еврея. Кроме этих двух одежд, которые носил каждый еврей, как взрослый, так и молодой, взрослые евреи, особенно в прохладное время года, носили также верхнюю одежду (симла), по своей форме сходную с употребляемой у современных арабов «абайе». Она делалась из четырехугольного куска полотна, в котором вырезывались отверстия для рук и который накидывался сзади сверху тела так, что передняя часть тела оставалась открытой, а руки продевались в бывшие по сторонам отверстия, концы же куска искусно отбрасывались или загибались назад. Ряса восточных монахов очень много напоминает симлу и, может быть, от нее ведет свое начало. В дневное время эта одежда употреблялась для защиты от непогоды и дождя, а ночью служила также постелью и покровом. Симла составляла столь необходимую одежду еврея, что закон Моисеев запрещал удерживать ее на ночь, в случае, если какой-либо бедняк отдавал ее заимодавцу в залог ( Исх. 22:26–27 ). Симлу носили все взрослые евреи, как мужчины, так и женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Таким образом в языческом Риме брак и семейная жизнь падали все ниже и ниже и многие мужчины положительно предпочитали им свободу безбрачной жизни, и охотно предавались своим чувственным страстям и всякого рода разврату, в особенности же греху – Paederastie. Предаваться безгранично своим чувственным и похотливым страстям римляне находили много случаев повсюду, даже в самых храмах своих, где часто жрицы были самыми распутными женщинами, так что Тертуллиан 25 , близко знавший безнравственную жизнь языческих римлян, был вынужден заклеймить «храмы, рощи и другие священные языческие места» именем «тайных мест прелюбодеяния, разврата и других постыдных преступлений». А что сказано в послании к римлянам великим Апостолом языков ( Рим.1:24 ), то находило тогда повсюду полное для себя подтверждение: «потому и предал их Бог , в похотях сердец их, нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» и т. д. Конечно, среди тогдашнего римского общества бывали иногда и приятные исключения; и в языческом Риме можно было найти несколько прекрасных хозяек, несколько женщин, строго соблюдавших супружескую верность и добросовестно выполнявших свои материнские обязанности; не было недостатка и в серьезных проповедниках нравственности и покаяния, которые приглашали своих соотечественников к скромности и воздержанию, как это делал, напр., Тацит, который в своей «Germania» указывал как бы в зеркале своим соотечественникам на целомудрие и нравственность германских женщин.Но в общем положение дела было все-таки плохое, даже очень плохое, а постепенно усиливавшееся падение всех добрых семейных обычаев и порядка должно быть признано несомненным во всяком случае. Только христианство было в силах снова восстановить семейную жизнь, точно также как веку, хвалившемуся своим гуманизмом, только оно одно могло принести и истинную гуманность, т. е. равное уважение различных человеческих классов, как людей. Римляне считали себя не только людьми свободными, привилегированными, но и как бы существами гораздо высшими рабов и свободоотпущенников.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Она молчала, только ниже и ниже опускала голову. В конце концов, матушка произнесла: — Советую Вам спросить об этом у настоятельницы. Как будто холодной водой плеснули. Матушка продолжила: — Я понимаю, что Вы не так просто спрашиваете… но я действительно ничего не могу Вам сказать. Извините, мне через пять минут нужно быть у батюшки… Простите — простите. Конечно — конечно. Мне хотелось провалиться сквозь землю. Соня почти спала, тусклому освещению на сей раз можно было только порадоваться. Что ты хотела выяснить? Неужели непонятно, что человеку и без твоих расспросов тяжело? Открылась дверь, в келью ворвалась Лера. Худая-худая, темноволосая, с нескладными резкими движениями, которые придавали ей какую-то особую невесомую грацию. Вторая соседка по комнате, трудница, которая, по ее словам, давно уже «жила на два дома» — очень много помогала обители. Она приходила поздно вечером — весь день была в трудах, помогала реставрировать храм. Человек очень открытый и очень внимательный. — Привет. Ты чего? — Да, ничего. С матушкой поговорила. — А-а. — Пойдем в коридор? Мы говорили долго. Лера рассказывала о себе, а потом говорит: — Знаешь, мне сестры иногда говорят, мол, извини, что мы тебя так нагружаем. А мне это в радость, мне это самой надо. Конечно, если бы у меня другое послушание было… ну там, скотный двор, к примеру… там — не знаю, там — живое, понимаешь, подход нужен, это все надо уметь,— она показала руками дойку.— Но сейчас я очень довольна. Нет, ты не подумай, что все так просто. Тоже, конечно, проходишь притирку. Когда новый человек приходит, ему устраивают «терку». — Какую еще терку? — Ну, это значит «смиряют». Такое могут сказать — мало не покажется. — А это зачем? — Чтобы человек не гордился. Я один раз стену красила, а мне такое сказали, я не поняла даже, представляешь, улыбнулась сначала. А потом мне так плохо стало! Но сестры — они не бросают, они все вокруг меня как-то так сплотились, чтобы утешить… По-моему, сказать Лере резкое слово — все равно, что ударить ребенка, но я промолчала.

http://pravoslavie.ru/36912.html

Григорий Шеянов: Лет десять назад я читал лекцию на курсе детской гастроэнтерологии, она называлась «Диетотерапия кишечных инфекций». Я час или больше рассказывал про то, как поить и кормить ребенка при инфекциях. Сейчас, если вы откроете любые международные рекомендации, то там увидите одну фразу: «При кишечных инфекциях у детей диета не меняется, что он ел раньше, то нужно есть и дальше». Как это произошло? Мне интересно было докопаться, почему так. В английских, европейских, американских, израильских, грузинских – в каких угодно национальных рекомендациях откуда взялся этот пункт? Я докопался, я нашел. Это пошло с рекомендаций ESPGHAN – Европейского общества гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов – авторитетнейшей, серьезнейшей международной организации, столпа доказательной медицины. В 2008 году они выпустили рекомендации по терапии острых гастроэнтеритов. Хочу отметить очень важный момент, как строятся международные рекомендации доказательной медицины, на примере этих рекомендаций ESPGHAN. Есть маленькая рамочка, где написаны конкретные рекомендации. В частности, тут в рамочке написано, что диета, включающая рис, хлеб, яблоко, тосты, не была исследована и не рекомендуется к применению. Ниже каждой такой рамочки идет страница или больше текста на тот предмет, откуда эта рекомендация взялась, на основании чего. Как правило, этот текст ниже рамочки интереснее, чем то, что написано в рамочке. Когда эти рекомендации приходят к нам в Россию, нередко переводят только рамочки, без всего этого текста на сто с лишним страниц. Это, на мой взгляд, очень большая беда. После рамочки обычно бывает написано много. Исследования, проведенные за последние годы, с разбором результатов этих исследований – это интересно читать. Что в данном случае? Рамочка и всего один абзац. В абзаце написано, что диета: хлеб, рис, яблоко, тосты – это неполноценная диета с низким количеством калорий, белка и жира, которая в прошлом была эмпирически рекомендована, хотя ее эффективность и безопасность никогда не исследовалась. Поэтому в рамочке написана рекомендация, что эта диета применяться не должна, уровень доказательности D. Уровень доказательности D – это значит, что группа экспертов собралась, грубо говоря, почесала в затылке и сказала: «Давайте мы напишем так, а не иначе, просто потому что мы так решили».

http://pravmir.ru/kakie-vashi-dokazatels...

Чюдо 18 . Бе некая жена именем Ирина болна ногою два лета. И молящеся много Богу, и призывая святого Артемия на исцеление. Темже молением исцеление получи, благодарив Бога и святаго праведнаго Артемия. Чюдо 19 . «Духовная убо духовный подобает прилагати», 4390 – Писание рече. Святых чюдеса проповедати подобает. Чюдеса же святаго Артемия умножахуся. Бе же убо священницы, единому имя Иван, другому же Фома. Повелеша на дцках старыя гробницы прежней писати образы святаго праведнаго чюдотворца Артемия. И остася святаго гробницы стружек. Свяшенник же Иван собрав те стружки святаго гробницы, и в сохранение положи. И взимающи убо с верою стружки, якоже персть 4391 , и от того исцеление получаху. Бысть убо человек именем Панкрат, преехав с Пинеги на Великий Устюгь в лето 7109-го (1601) и привез с собою образ святаго Артемия гробницы. Егда и от того образа многа исцеления быша. Бе убо некия две жены, единой имя Анна, другия же Улита: одержими бе трясавицею пять лет. Той же священник Иван взем стружек гробницы святаго и положи женам ко кресту на гойтяны, и в том часе здравы быша месяца апреля в 11 день. И благодарите Бога и святаго Артемия. Чюдо 20 . Всегда же бывайте обычным человеколюбием Божиим, молитв ради праведнаго Артемия различная исцеления бывают недужным, овогда от гроба святаго, иногда же от образа его, овогда же стружек святаго гробницы емлюще, иногда тайно, иногда яве, иногда же покрова, еже речется береста, з гробницы святаго взимающе, исцеление получаху. В лето 7109-го (1601) месяца апреля в 20 день бысть чюдо святаго Артемия. Бе некий человек, живяше во граде Великаго Устюга, сын боярской именем Иван Захарьин сын. Бе одержим трясавицею. И вземши у некоего человека береста святаго гробницы, и ношаше у себя на гойтяне. И от тое болезни здрав бысть молитвами святаго Артемия и воздав хвалу Богу и святому Артемию. Чюдо 21 . Ниже убо и сие посещение, бывающее святым, неудобно молчанию предати, но проповедаем преславное чюдо. В лето 7113-го (1604) декабря в 6 день, на память святаго Николы чюдотворца, прииде в Верколу некто человек именем Ларион Артемиев сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часто им случалось и на себе самих измену десницы Божией чувствовать: иногда поля их богатели, иногда же стеблы пустые и безплодные в награждение потяных трудов их приносили; иногда здравие их в добром находилось состоянии, иногда же внезапными болезньми повреждалось, и скорою пресекалось смертию: но не могли того догадаться, что все сие судеб Божественных имеется дело, по оному Священного Писания свидетельству: не искусиша имети Бога в разуме 100 , и паки по оному: не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят 101 . А другие хотя и догадывались несколько, что есть конечно Бог, Который всю сию вселенную управляет, как Аристотель, или Сократ оный, от всех мудрейшим самым Дельфийским Аполлином почтенный. Но однакож, что догадки их были некрепки, приметить можно оттуду, что оне каменям и древу покланяться не гнушались, и себе подобных человек боготворить не стыдились. И самый бо помянутый Сократ, Сократ, которого житие и учение, что до нравов касается, почти Христианское было, Сократ, который много во учениках своих мнение о множестве богов перевесть старался, за что и смертию казнен был, и сей, говорю, Сократ хотя прежде иного, как казалось, находился рассуждения о Божестве? при кончине жизни своей подобную другим слепоту души своей оказал, когда просил единого из другов своих, обещанного давно от него Ескулапию в жертву петуха за него отдать ему. И чтож сие, буде ли не тое, что Павел святый к Римляном пишет: разумевше Бога, не яко Бога прославиша Его, или благодарима, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце: глаголющееся быти мудри обюродеша. и измениша, славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад 102 ? А для чего так далеко язычники во мраке сем заблуждали, вопрошаю? Скажешь: для того, что не имели они у себя Пророков. Никак: я тебе сей час представлю и таких, которые изобиловали сими учителями, а в тойже слепоте ходили. Взгляни на неблагодарный оный народ Израильский, которых, как Павел святый говорит, всыповление было, и слава, и завети, и законоположение, и служение, и обетование 103 , и с которыми многочастне и многообразне Бог 104 говорил чрез Пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

Под влиянием этих движений и отчасти в целях ослабления социализма принцип социальной политики был официально провозглашен германским правительством в 1881 г. Известное послание императора устанавливало принцип долга государства по отношению к его нуждающимся членам, не как простое проявление гуманности и христианства“, а как „задачу государственно-охранительной политики“ 641 . Здесь таким образом социальная политика представляется требованием не только этики и христианской морали, но и общественного блага, залогом благополучия и целости государства. Это было, говорит Сеньобос, развитием современной идеи о государстве, выводимое из христианской морали“ 642 . Таково происхождение этой идеи или нет, во всяком случае такое представление о задачах государства стало в настоящее время господствующим. Даже те социал-политики, которые требуют, чтобы социально политические идеалы не заимствовались из религии и этики, а были автономны, против указанного конкретного их содержания не делают возражений. Итак, социальная политика – вот тот путь, по которому твердым, хотя и медленным, шагом следует идти к разрешению социального вопроса. Что этот путь не есть утопия, это неопровержимо доказано теми крупными плодами, которых достигла она не смотря на свою молодость. В этом случае достаточно припомнить налоговый закон —303— в Пруссии, страхование рабочих в Германии, аграрную реформу в Ирландии. Этим испытанным путем следует идти к устранению социального зла и в России. На первой очереди при этом должны стоять заботы государства о малоземельном крестьянстве и рабочем классе. Аграрный вопрос 643 „Положение“ 19 февраля 1861 г., имевшее первоначальною своею целью создать для крестьян не только правовую, но и экономическую независимость, не достигло своей цели благодаря тем ограничениям, которые были внесены в него стараниями помещиков, не желавших расстаться ни с землей, ни с дешевой рабочей силой. То под давлением помещиков, то вследствие чрезвычайной высоты выкупных платежей, то под влиянием слухов о предстоявшем будто бы переходе всей земли в руки крестьян, последние сами, яко бы добровольно, отказывались иногда от узаконенных, без того уже урезанных наделов. Было много и таких, которые, польстясь на дарственную землю под усадьбу, совсем отказывались от наделов, так как продажная цена на землю была в то время раз в пять ниже оценки правительства. Вследствие указанных и некоторых других причин земельная обеспеченность помещичьих крестьян при их освобождении не только не повысилась, но прямо понизилась. По данным П. Семенова у крестьян шести губерний осталось лишь находившейся в их пользовании земли 644 . По расчёту проф. Серебрякова в 8 центральных губерниях осталось необеспеченными землей 11% крестьян и 54% скудно-обеспеченными, принимая за скудное обеспечение надел ниже 2 десятин. Особенно обидно было положение помещичьих крестьян. В то время как средний надел для 50 губерний Европейской России в 1860 году у бывших государ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я с грустью посмотрел на Евгения. Таких денег нам неоткуда ждать. Мы едва сводили концы с концами: кроме аренды лавки нужно было платить за жилье Евгения, да и мне за дом в Монтерее приходилось ежемесячно выкладывать немало. Грусть защемила сердце, ведь о таком месте мы и мечтали. У Евгения на лице появилось страшное выражение. Оно помрачнело и застыло, словно Евгений весь ушел в себя. Ясно, значит, он уже принял решение. Здесь он и хотел бы умереть! «Господи! – взмолился я, – ради моего брата, дозволь нам здесь жить!» Задаток был невелик: хозяин спешил продать землю. Там не было воды, да и само место – глухомань. К западу – национальный заповедник, к югу на 40 миль – ни городка, ни деревушки, ни даже фермы. Вся земля с той стороны принадлежала государству, в лесу водилось много всякой живности, случались и медведи. К северу и востоку землей владел некий У. Д. Сноу, так и оставивший ее в первозданном виде. Воздух был наполнен ароматами смолистой хвои, с запада дул свежий ветерок. Там, в шести милях отсюда, проходила дорога, упиравшаяся в ущелье Бигам. Лучше места не сыскать! – Ну что ж хорошего, если нет воды? – усомнился я. – Тем-то место и хорошо, – ответил Евгений. Затем агент фирмы повел нас дальше на запад, мы спустились в ущелье. Здесь он показал нам родник, вода сбегала в деревянный короб, а когда он набирался полон, тонкой струйкой бежала дальше. Мы напились холодной, чистой как слеза воды. Перевалили еще за одну гору и оказались в другом ущелье. В теснине меж двумя склонами прилепился домик с огромной плитой. Мы полюбопытствовали, как ее доставили в горы. «На мулах», – последовал ответ. Мы вернулись к джипу, перебрались через речушку и взобрались еще на одну гору посмотреть другой участок. Однако он ни в какое сравнение не шел с «нашим», с той дубовой рощицей. Необыкновенно поэтичное место! Я клял себя за чрезмерную чувствительность. У Красного Утеса мы распрощались с нашим провожатым, пересели в машину Лаврентия и покатили домой по раскаленной солнцем необъятной долине Сакраменто. Ее просторы были мне по душе, что-то похожее на бескрайние русские степи, добела раскаленные солнцем: жухлая трава волнами колышется на ветру, справа – золото и пурпур заката. Было время вечерни, мы спели «Благослови, душе моя, Господа», а солнце садилось всё ниже и ниже, закатные тени густели. Я сидел сзади и видел, как на глаза Евгению навернулись слезы и медленно поползли по щекам. У нас с собой были молитвословы, и мы пели беспрерывно дотемна. Лаврентий довез нас до книжной лавки и отправился домой, еле живой от усталости. На прощанье сказал: «Решайте поскорее. А то надоело попусту взад-вперед кататься. Сегодня вполне подходящий участок смотрели». Постояв у дверей магазина, мы, не сговариваясь, пошли к усыпальнице архиеп. Иоанна, у нас были свои ключи. Припав ко гробу, уже в полном изнеможении начали молиться. В мраморном склепе стояла полная тишина, лишь иногда что-то потрескивало.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010