Все эти и подобные «речи» будят в душе воспоминания о доблестной Римме – «героине долга». А документы пополняют историю её дивного подвига. Нашлись полковые телеграммы первых дней по кончине Риммы Михайловны, которые не безынтересно зарегистрировать. «Глубоко сожалею, что обстоятельства боя лишают возможности мне, как полковому адъютанту, организовать отдание воинских почестей нашей доблестной Римме Михайловне...» «Постараемся имя покойной связать с доброй славой полка…» «Маленькой женщине, но великой души героине наш земной поклон». Документальные данные свидетельствуют о подготовке Риммы Михайловны к служению её сестрой милосердия и о блистательном исполнении ею на боевой позиции обязанностей и добровольца-санитара, и о доблестной её кончине на поле брани, и о том уважении, с каким отнеслась и армия, и общество. Таковы: Свидетельство Российского Общества Красного Креста, состоящего под Высочайшим покровительством ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ, Ставропольского местного Управления, 20 ноября 1914 года 620. Ставропольское Местное Управление Российского Общества Красного Креста сим удостоверяет, что Римма Михайловна Иванова, окончившая 8 классов гимназии, девица, православного вероисповедания, 20 лет, прослушала краткосрочные курсы для подготовки сестер милосердия, организованные сообща – Управлением Красного Креста и Губернским Земским Комитетом помощи больным и раненым воинам, одновременно работая практически в одном из госпиталей Комитета, и, выдержав успешно соответствующий экзамен в особой испытательной комиссии, признана достойной получения настоящего свидетельства, что подписями и приложением печати удостоверяется. Подписали: Председатель Ставропольского Местного Управления Губернатор Бр. Янушевич. Председатель Губернского Земского Комитета Μ. Поярков, за Губернского Врачебного Инспектора Е. Крист, Заведующий курсами, главный врач госпиталей Комитета Славский. Преподаватели: Акимов и Делопроизводитель – Член Управления В. Богословский. У сего печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем обучалась чистописанию с удовлетворит. и рукоделию с хорошими успехами. Сверх того, из необязательных предметов гимназического курса она обучалась французскому языку с хорошими успехами. Посему, на основании установленных правил, она, Иванова Римма, удостоена звания ученицы, окончившей полный курс учения в женской гимназии. Кроме того, на основании Высочайше утвержденных правил о специальных испытаниях на звание учителя и учительницы начальных училищ, Иванова удостоена звания учительницы начальных училищ, какое звание дает ей право заниматься обучением и на дому, каковой аттестат подписали «директор Ставропольских женских гимназий А. Епифанов, начальница гимназии А. Яковлева, члены педагогического совета: священник И. Козлов, Г. Ермакова, Я. Чувалов, П. Шлехтер, Дементеев, А. Чернышев, Μ. Макаровская, Е. Корыстин, Н. Плотникова и секретарь педагогического совета П. Горошкова». Свидетельство от 10 июня 1913 года за 521 на звание домашней учительницы подтверждает, что «ученица VII класса Ставропольской Ольгинской гимназии Иванова Римма Михайловна по выдержании установленнаго испытания поступила в VIII дополнительный класс в августе месяце 1912 года для специальнаго изучения математики и, находясь в оном по июнь 1913 года, при отличном поведении, все практические учебные занятия, установленные для учениц VIII дополнительнаго класса, выполнила отлично 5. Посему, на основании установленных правил, она, Иванова, как удовлетворившая всем требованиям Высочайше утверждённого 24 мая 1987 года Положения о женских гимназиях ведомства Министерства Народного Просвещения и учебного плана VIII дополнительнаго класса женских гимназий, утверждённаго г. Министром Народнаго Просвещения 31 августа 1874 года, приобретает право на звание домашней учительницы». Вступление на общественную и потом на Государственную службу Риммы Михайловны и её деятельность подробно охарактеризованы надгробными речами. Мы и приведем их, хотя не полностью. Такова в особенности речь г. испр. дол. директора Ольгинской гимназии А И. Дементеева, который отметил: «Ольгинская гимназия с глубочайшею скорбию встретила весть, которая быстро разнеслась по всей Руси Великой, о бессмертной геройской кончине незабвенной отныне бессмертной Риммы. Но вместе с этим чувством глубокой скорби нас охватило и чувство восторженного умиления перед совершенным тобою бессмертным подвигом, и к этим двум чувствам естественно, присоединилось чувство гордости тем, что ты, прославившаяся отныне по всей России, не будет преувеличением, если скажу даже – по всей земле – получила образование и воспитание в нашем учебном заведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А здесь «сестра милосердия», «доблестная Римма» в роковую минуту оставляет одно служение и, в силу необходимости, принимает другое, когда открыто, самым делом, честно, благородно свидетельствует врагам: «иду на вас» – не прикрываясь «красным крестом…» Вооружается не против беспомощных раненых врагов, а против вооружённого войска. Это уже другой подвиг, ничего общего с служением милосердию не имеющий… И Римма Михайловна блистательно выполняет его. Идёт на врага с ясным, полным сознанием, что «взявшие меч, мечом погибнут». И сраженная вражеской пулей, со славой победы умирает на поле брани, проливая кровь свою, отдавая жизнь свою за веру, Царя и Отчизну. Для освещения недоуменного вопроса пойдем к решению его «от противного». Возьмем противоположность в данных обстоятельствах. Немцы наступают, русские слабеют, наша «героиня» видит это, понимает дело, и что же? Безмолвно созерцать ей ужасную картину истребления своей роты? Допустить умножение в родном войске раненых, убитых, к скорби, к позору нашей армии, родины? Да ведь это – непростительное преступление, «измена долгу». Римма Михайловна, верная присяге, мужественно, беззаветно, убежденно, с знанием дела, послужила Отечеству, не жалея жизни своей, и стала воистину «героиней долга», совершивши «беспримерный подвиг», и за это удостоена Его Величеством награждения «беспримерною» для женщины в истории России наградою. И «достойно и праведно»! Чтобы нагляднее уяснить себе обстоятельства дела, его значение и все его величие, восстановим величавую картину подвига Риммы по тем документальным данным, какие имеются и зарегистрированы современной прессой столичной и местной («Русское Слово», «Ставрополья Губернские Ведомости», «Северо-Кавказский Край», «Северо-Кавказское Слово»). «Положение наших рот, лежавших в целях под фланговым обстрелом и спасаемых только траверсами окопов и могуществом солдат, становилось с часа на час все более тяжелым. Сила неприятеля росла. Надо было быстрым ударом опрокинуть врага хотя бы в одном месте, заставить его «дрогнуть» и уступить свой окоп, а после того, заняв неприятельский окоп, выбить зарвавшиеся неприятельские фланги и подавить всю атаку врагов. Но наши ряды редели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А ведь Казаков в годы Великой войны был самым результативным летчиком-истребителем в нашей авиации: он сбил 17 вражеских самолетов лично и 20 — в группе. По меньшей мере два русских летчика, асы Юрий Владимирович Гильшер и Александр Николаевич Прокофьев-Северский, летали, вернувшись в строй после ранений, из-за которых лишились ноги (у каждого из них нога была ампутирована до колена; каждый сумел убедить командование, что протез — не препятствие для полетов). 7 июля 1917 года корнет Гильшер и еще один офицер вступили в бой с 16ю самолетами противника, чтобы помешать им бомбить станцию в Тарнополе, где скопились поезда с ранеными. Юрий сбил один самолет, вступил в схватку с другим, и тут его машину буквально изрешетили. Погибшему герою было 22 года. Знавшие его люди вспоминали, что он был очень жизнерадостным, остроумным, всег­да имел успех у девушек… Морской летчик Прокофьев-Северский, сбивший 13 немецких самолетов, после прихода большевиков к власти эмигрировал в США, где также прославился как летчик, изобретатель и авиаконструктор. Таковы лишь некоторые из судеб бесчисленных героев Великой войны. Многие из них погибли, веря, что своей смертью приближают победу. Другие дожили до Катастрофы — рокового февраля 1917го, и с горечью увидели, как у Родины, уже стоявшей на пороге победы, эту победу вырвали те, кому, по слову Столыпина, были нужны великие потрясения, а не великая Россия. Но это уже другая тема. Газета «Православная вера» 14 (514) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Мария 13 февраля 2015, 22:27 Спасибо за материал. Жалко только, что не в основной " ленте " . Мы так мало знаем, к сожалению, о героях Первой Мировой войны и о тех сестрах милосердия. Читать невозможно: " В годы советской власти о Римме забыли. Обелиск в Вязьме уничтожили в 1920е годы. Кладбище при ставропольском Андреевском храме сравняли с землей, на могиле Риммы установили общественный туалет. " - Сколько ненависти... Отрадно, что у Владимира Владимировича хватает человеческой чуткости к таким вещам. Установление дня памяти воинов, погибших в Первую мировую, не всем понравится, но это нравственный христианский долг перед ними. И надо, чтобы он был выполнен до конца. А история сесты Риммы Ивановой достойна самого широкого освещения.

http://pravoslavie.ru/77218.html

Все г. г. офицеры батальона и нижние чины, провожая Вас, многоуважаемая Римма Михайловна, с боевого поприща, т.е. с передовой позиции, где с Вами делились горем и радостью и переносили все тяжести лишения и невзгоды боевой жизни, с болью сердца провожая, изъявляем Вам от лица всех славных Самурцев глубокую благодарность за понесенные Вами труды для блага дорогой нашей родины и для облегчения нас самих в несчастных случаях, Вы не раз доказали своей самоотверженностью и неустрашимостью, где лилась рекой кровь наших бойцов. Вы туда являлись, как призрак, и, насколько возможно, облегчали их участь, чем и заслужили внимание и уважение как со стороны Г. Г. офицеров, так и нижних чинов. Свидетельствуем собственноручными подписями – Командующий 3 батальоном Прапорщик Сахаров и друг». «Дорогая Римма Михайловна. Обстоятельства заставляют Вас покинуть наш полк. За полгода Вашего пребывания в среде Самурцев на полях сражений, во время которого Вы мужественно переносили все боевые труды, лишения и опасности, мы, Самурцы, все сроднились с Вами и полюбили Вас всем сердцем. Вы всегда в самые опасные минуты находили для каждого ласковое слово, проявляли самые нежные заботы и никогда не щадили ни здоровья, ни сил, ни самой своей жизни для помощи нашим раненым товарищам. Мы прямо скажем, что Вашими неустанными заботами и геройской смелостью многие раненые Самурцы спасены от верной смерти. И вот теперь, когда настал для нас час разлуки, мы, чины команды службы связи Самурскаго полка, спешим высказать Вам горячую благодарность за все Ваши святые труды, и нежную ласку и за все доброе, что Вы сделали для нас. Примите от нас, русских солдат, земной поклон за то, что Вы для нас не щадили своей молодой жизни. Пусть Бог благословит Вас. Прощайте, дорогая сестрица». Подписали: Начальник Команды Сл. Связи, Подпрапорщик Бочков, Подпрапорщик Пепашов, Борис Бердичевский, Борис Воздвиженский, Семен Криволапов и Александр Арфанов, Георгий Макаров, Николай Волик и др. «Её чуткая натура сумела подойти к серому герою, угадать его интересы и сделаться близким для солдатика», – рассказывает другой сослуживец Риммы Михайловны «на Сане».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель Благодаринской Земской Управы Г. Мальцевский в своей речи на могиле Риммы Михайловны сообщил подробности её учительской жизни и деятельности. «По окончании школы ты, Римма Михайловна, желая служить на благо родины, сейчас же пожелала сделаться народной учительницей и поступила в одну из земских школ села Петровского, Благодаринского уезда. Несмотря на то, что по сложившимся обстоятельствам, ты принуждена была открыть школу лишь 1-го февраля, благодаря энергии и тяжелому труду, ты в течение двух месяцев со своими школьниками достигла поразительных результатов. В средине апреля, т. е. спустя 2½ месяца по открытии школы, мне пришлось лично быть в твоей школе, и я, не кривя душой, должен сознаться, что был поражен колоссальными успехами детей. Нелегко было тебе достигнуть этих успехов. За отсутствием собственного помещения, ты занималась в послеобеденную смену при другой школе, и занятия эти в зимнее время не могли продолжаться более 3 часов; ты же, желая дать побольше света своим питомцам и зная, что в течение 3 часов многого сделать нельзя, собирала своих школьников в коридоре училища и, сидя с ними на грязном полу, делала своё святое дело. В лице твоем Благодаринское земство потеряло лучшую народную учительницу, но земство гордится тобой, память о тебе никогда не умрет и будет запечатлена на страницах истории земства. Навеки сохранится и в народе память о тебе. Благодаринская земская управа вносит в предстоящее очередное земское собрание доклад о наименовании твоей школы, здание для которой ныне строится на лучшем месте села Петровского, твоим именем; имя твоё будет украшать село Петровское». Скоро жизнь её неожиданно сложилась иначе. Пробил грозный час для нашей Отчизны: Германия, Австрия и Турция объявили России войну. Римма заволновалась высоким чувством любви к Родине и немедленно поступила сестрой милосердия во 2 земский «Епархиальный лазарет» для больных раненых воинов в г. г. Ставрополе ка Кавказе. Но работа в госпитале не удовлетворяла порывов к широкому труду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разве это могла подумать и сказать неверующая душа? Разве это мог подсказать холодный, скептический ум? Нет! это мог подсказать только твердо верующий ум и выразить душа, не растерявшая в жизни драгоценного дара «стремления к Богу». Также, только сильная вера могла подсказать и другие слова предсмертного письма родителям. «Дорогие мои», – пишешь ты, успокаивая родителей, – «Вам хочется добра мне, а то, чего я хочу себе, добро. Поэтому, если хотите мне добра, не препятствуйте мне делать то, чего я хочу». А чего ты хотела? Ты хотела душу свою положить за други своя и положила. Вот чего ты хотела! Но разве и это могла сказать и сказавши сделать холодная оземленевшая душа? Нет!!. Ты ясно понимала, что быть может тебе грозит смерть, но в то же время сознавала, что смерть телесная еще не все: «Тело пойдет в землю, а Дух к Богу, который дал Его». Не живо ли это письмо, которое мы должны прочитать в настоящий грозный момент: «Все для родины, для свободы народов, мы умрем, но жизнь духа не прекратится». И не упрек ли это тем, кто малодушествует, ропщет, опускает руки в момент общего несчастия тяжёлого времени – здесь, в тылу, глубоком тылу, наслаждаясь обыденною спокойною жизнью. Но да не будет этого с ними! Будем, но мере сил, стремиться к победе и свободе, дадим клятву у этого гроба! Вот поучиться чему мы тебя остановили, дорогая питомица нашей гимназии, великая героиня духа, Римма Михайловна! Во время твоего пребывания за порогом гимназии и родительского дома в тебе не погас великий дух, данный, как драгоценный дар от природы. Он не заглушенный здесь и там, т. е. в семье и школе, пусть же всегда живет в стенах той школы, где ты училась, и в домах родителей наших учениц! Пусть образ св. Риммы, каковое имя ты носила, имеющий быть поставленным, по желанию общего собрания родителей учениц нашей гимназии, в стенах её, мраморная доска с описанием твоего чистого, как мрамор, подвига, а также и портрет твой, имеющие, без сомнения, быть на виду у всех здесь же, возгревают среди подобных тебе учениц дух веры, высшей любви и подвигов самоотвержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весь народ в доброй тысяче человек, молился и при совершении Его Преосвященством краткой литии на могиле. По удалении Архипастыря и собора священнослужителей от могилы в храм, Протоиерей Никольский сказал краткую речь, как «священный венок сердечной любви на дорогую могилу доблестной героини Риммы», принося задушевное слово на гроб её, в память её, с молитвами церкви. Проповедник свидетельствовал, что «венок этот сплетается нашей любовью из сердечных чувств благодарности офицеров и воинов тех полков, где служила сестрой милосердия незабвенная Римма Михайловна». «За полгода Вашего пребывания среди Самурцев», – писали ей признательные воины, – «Вы мужественно переносили все боевые невзгоды, лишения и опасности в самые опасные минуты находили для каждого из нас ласковое слово; проявляли самые нежные заботы и никогда не щадили ни здоровья, ни сил, ни самой своей жизни, для помощи нашим раненым товарищам. Мы прямо скажем, что Вашими неустанными заботами и геройской смелостью многие раненые Самурцы спасены от верной смерти». И еще... «Мы делились с Вами горем и радостью… и переносили все тяжести, лишения, невзгоды боевой жизни. Вы не раз доказали свою самоотверженность и неустрашимость: где лилась рекой кровь наших бойцов. Вы туда явились, как призрак, насколько только возможно, облегчили их участь, чем и заслужили внимание и уважение как со стороны г.г. Офицеров, так и нижних чинов». «И вот теперь, когда настал для нас час разлуки, мы, чины команды службы связи Самурского полка, спешим выразить Вам горячую благодарность за все Ваши святые труды, за нежную ласку и за все доброе, что Вы сделали для нас. Примите от нас, русских солдат, земной поклон за то, что Вы для нас не щадили молодой своей жизни. Пусть Бог благословит Вас. Прощайте, дорогая сестрица». Таковы одно-другое «письмо благодарственное от чинов 3 батальона 83 пехотного славнаго боевого Самурскаго полка», преподнесенных Римме Михайловне при переходе её в 105-й пехотный Оренбурский полк. На письмах масса подписей и офицеров и солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Зло» мировое. Государственное, общественное зло, – этому злу всей силой противиться должно, исполняя слово Христа и следуя Его примеру. Указывая, что в конкретных случаях не должно противиться злу, Христос уясняет в то же время способы противления злу терпением и кротостью. И в этом смысле, вся деятельность Христа была «противлением злу». Противление злу общественному Христос в Своей деятельности выразил обязательно. «Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул и сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». При сем замечает Евангелист: «Ученики Его вспомнили что написано: «Ревность по доме Твоем снедает Меня». И еще Христос на суде у первосвященника. «Первосвященник спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им: вот они знают что Я говорил. Когда Он сказал это», – свидетельствует Евангелие, – «один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты Первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня». Но «сестра милосердия» с «красным крестом» на груди, – и ведет солдат в бой – на раны, на смерть своим и чужим. Да ведь это нарушение международной Женевской конвенции о больных и раненых воинах… Единственное «святое святых» на поле брани попирается, разрушается!.. Это «нарушение дает право немцам, в данное время, и потом, бить, убивать, расстреливать «сестер милосердия» «санитарные отряды русских». Отвечаем. «Святое святых» нисколько подвигом доблестной Риммы не попирается, не разрушается. Римма Михайловна Иванова, в данный момент оставила служение «сестры милосердия и стала лишь предводительницей войска… Это во-первых. Другое дело, когда войско выкидывает «белый флаг» – знак мира, «красный крест» – символ милосердия, и обманывает противника, как это позволяло себе делать кайзерово воинство. Когда «сестра милосердия» обходя раненых и умирающих воинов, ждущих помощи и милосердия, на поле брани и видя, что это люди вражеского стана, ножом перерезает страдальцам горло, как это позволяли себе немецкие «сестры милосердия» – ·вот это ужасно, преступно для женщины, девушки с «красным крестом» на груди, на руке… Вот это попрание, разрушение «святого святых» на поле брани!.. Вот это нарушение правил конвенции и прав служения милосердию!.. «Сестры милосердия», «санитарные отряды» обязаны подавать помощь своим и чужим павшим в битве… Равно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Финский омбудсмен признал незаконным запрет молиться и носить крестик для сына россиянки Риммы Салонен 17 декабря, 2012. Новостная служба Омбудсмен счел, что финские власти одновременно нарушают права и Риммы, и Антона Салонен. Виновным названа руководитель социальной службы города Кокемяки Улла Суонсыря, которая приняла решение запретить мальчику молиться, креститься, носить нательный крестик и говорить о православии 17 декабря. ПРАВМИР. Финский омбудсмен Микко Пуумалайнен признал незаконным запрет молиться, креститься и носить нательный крестик, установленный для сына россиянки Риммы Салонен Антона. «Омбудсмен счел, что финские власти одновременно нарушают права и Риммы, и Антона Салонен. Виновным названа руководитель социальной службы города Кокемяки Улла Суонсыря, которая приняла решение запретить мальчику молиться, креститься, носить нательный крестик и говорить о православии», — сообщил уполномоченный Р.Салонен в Финляндии правозащитник Йохан Бекман, слова которого приводит Интерфакс-Религия . В то же время он отметил, что «решение о запрете разговаривать на русском языке будет принято отдельно». Йохан Бекман в 2011 году обжаловал решение финских властей о запрете для россиянина А.Салонен молиться, носить нательный крестик и говорить о религии с его мамой. Римма Салонен несколько лет оспаривает в различных судах решение финских властей, согласно которому единственным опекуном мальчика, имеющего как финское, так и российское гражданство, является его отец — 70-летний финн Пааво Салонен. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/finskij-ombudsmen-przn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010