Исполняя завет Христа Спасителя, Апостолы проповедовали Евангелие по городам и странам. Книга Деяний святых Апостолов донесла до нас особенности их проповеди. После гибели первомученика архидиакона Стефана Апостолы пошли по городам, никому не проповедуя слово, кроме иудеев (Деян 11:19). И в последующее время Апостолы, приходя на новое место, начинали свою проповедь с синагог (Деян 13:14; 14:1; 17:1,10; 18:19; 19:8). Учитывая же, что по маршруту апостола Андрея “среди греческих колоний на Крымском побережье и на берегу Азовского моря существовали многочисленные еврейские поселения” 13 , можно предположить, что его проповедь также могла начинаться с синагог. В VIII–IX веках в Византии создаются историко-агиографи­ческие сочинения, обобщающие материалы “андреевской” традиции. В IX веке иерусалимский монах Епифаний 14 повторив маршрут апостола Андрея, обошёл Причерноморье, собирая местные предания о проповеди Первозванного апостола, увидел кресты и иконы, связанные с его деятельностью и его почитанием и составил затем его Житиё 15 . По свидетельству монаха Епифания, апостол Андрей совершил три путешествия. Во время первых двух Апостол обошёл западное побережье Малой Азии и южное побережье Чёрного моря, дойдя до пределов Иверии, а затем дошёл до Крыма. В третьем миссионерском путешествии спутником Первозванного апостола был апостол Симон Кананит 16 . В абхазских пределах в нынешнем Новом Афоне известна пещера, где был погребён апостол Симон (I в.; пам. 10 мая) 17 . Можно также говорить и о том, что проповедь апостола Андрея была небесплодной. 20 января Церковь празднует память мучеников-скифов Инны, Пинны и Риммы (II в.), которые были учениками апостола Андрея и пострадали за веру Христову. Архиепископ Филарет Черниговский пишет о них: «Вот первые мученики из славян! В Василиевом Менологе (XI в.) под 20 января читаем о них следующее: “Святые были из Скифии, из северной стороны, ученики святого апостола Андрея. Они учили о имени Христовом и многих из варваров, обратив к правой вере, крестили…”» 18 .

http://pravmir.ru/predyistoriya-hristian...

Прославлять первых общенародных святых и молиться им – наш долг и честь. Святые мученики Инна, Пинна и Римма – это первый священный дар, первый плод веры наших далеких предков, который они принесли в знак своей веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, открыв своим первомученическим подвигом начало собрания драгоценной духовной сокровищницы – великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших.  Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1998 (Репр. изд. 1905 г.). Ноябрь. С. 810.  См.:  Сергий (Спасский),  архиепископ. Полный месяцеслов Востока: В 3-х т. М., 1997 (Репр. изд. 1901 г.). Т. 2. С. 19. Архиепископ Филарет (Гумилевский), ссылаясь на труды блаженного Иеронима, высказал мнение, что святые мученики Тирс, Кириак, Геллиник – это крестильные имена святых Инны, Пинны и Риммы. Однако, по современным исследованиям мартирологических списков и комментариям И. Делеэ к Мартирологу, мученик Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник – в Вифинии в середине III в. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 50–52) – см.:  Православная энциклопедия. Т. 22.  С. 680.   Иаков Ворагинский  (лат. Jakobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze; ок. 1228–1298) – монах-доминиканец, итальянский духовный писатель, автор знаменитого сборника житий святых «Золотая легенда».  Аста Sanctorum. Januariis 20. 1643. Tom. 2. P. 297. Выражаем благодарность за перевод документа на русский язык Ирине Владимировне Кувшинской, старшему преподавателю кафедры древних языков исторического факультета МГУ. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Петр 4 июля 2022, 10:53 Хорошая статья, однако фраза не совсем верна, а является новоделом - " Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю " читаем этот же текст в " Повести Временных Лет " Нестора Летописца (1110-1117год) - " Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей " . А первое известное упоминание слова «Россия» в кириллической записи датировано 24 апреля 1387 года, т.е. уже намного позднее после того, как была составленна Повесть Временных лет.

http://pravoslavie.ru/68026.html

Так проповедь учеников Ап. Андрея принесла обильные плоды между южными Славянами. Преп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника Печерских Мощи их почивают в Феодосиевых пещерах; сведения см. 28 августа. Преподобной Вассы Родом из Солуни, игуменья монастыря близ Иерусалима, бывшая образцом чистоты и христианского подвижничества, ревнительница веры против еретиков евтихиан, была уважаема царственными лицами и вела переписку с императрицей Пульхерией († 451 года). 211 Народные имена страдальцев писались не одинаково. В Васильевом менологе: Ιννα, Ρημα κα Πιννα. В Белградском синаксаре 1340 года Енен (Инна), Нирин (Ирин, Рим) и Пень (Пинна). Нирин и Пень – понятны; не совсем понятен Енен. 216 VII, 6. Скимн Хиосский: «при подошве горы Эмоса (Балкан) гор. Месемврия, пограничный между Фракией и Гетиею» (Orbis descrip, v. 742–744) По словам Феофана, «Варна близ Одисса». Вблизи же Греческая колония Маркианополь, у Славян великая Преслава. 218 Tristium lib. 5. Eleg. 7. 12. Образчик языка Гетов у Страбона, который говорит, что Геты называли реки богами. 220 См. Ист. Рус. Ц. 1, 3. пр. 12. Даже для имп. Константина Славяне Стримонской области – Скифы (De provinciis). Но Никифор и Феофан, говоря о занятии Фракии Болгарами 678 г., называют жителей малой Скифии Славянами. «Перейдя реку (Дунай) достигают Вирны и соседнего Одиссоса, проходят серединные поля... покоряют жившие там племена Славян в числе семи». Stritteri Bulgarica р. 507, 508. 221 Theophilacti Simocatti hist., ed. Venet. lib. VII, c. 2, p. 253, lib. III, c. 6, p. 24. Временник X, 106–110. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Полагают, что страдальческая кончина мучеников была «где-то гораздо севернее Киева, но, во всяком случае, между Русскими Славянами» 212 . Но это – напрасно. Большая река, указываемая в повести о страдании, – известный Греку Дунай. С другой стороны, так как проповедники Скифы были ученики Ап. Андрея, то Скифию их надобно искать там, где проповедовал Ап. Андрей. В повествовании инока Епифания IX в. читаем: «Господь сказал Андрею: иди в Вифинию, Я с тобою, куда ни пойдёшь ты, – ещё и Скифия ожидает тебя. Когда Андрей сказал о том Иоанну, они простились: и Андрей, взяв учеников своих, пошёл в Лаодикию, а отселе в Мизию, в город Одиссос. Проведя здесь немного времени, поставил епископа Апиона» 213 . Последний по другим памятникам называется Амплием и претерпел мученическую смерть за Христа 214 . Одиссос, Аполлония и Месемврия у Птолемея 215 и Страбона 216 причисляются к Малой Скифии. По словам Плиния, страна, которой владели Скифы-земледельцы, простираясь от устьев Дуная к Фракии, заключала в себе «прекраснейшие города Дунаец, Томи (Кюстенджи), Калатис, Кроны» 217 . Итак, несомненно, что Ап. Андрей проповедовал в Малой Скифии и для неё поставил епископа. А с тем вместе, несомненно и то, что Скифия учеников его, продолжавших проповедь его в Скифии, есть та, которая лежит на правом берегу Дуная и по западному берегу Чёрного моря. Жившие здесь при Апостолах были и не Греки, и не Римляне. Их называли то Скифами, то Гетами, то Сарматами: собственно же это были Славяне, бодрые, воинственные, но занимавшиеся и земледелием. «Хочешь ли знать, что за народ Томитанской страны? – писал поэт Овидий, живший заточённым в Томах. – Хотя это смесь из Греков и Гетов, но жители вообще происходят от Гетов, из них большинство народонаселения. Разъезжают верхом туда и сюда, никого не встретишь без копья, лука и стрел; рука искусная в обладании мечом, висящим у всякого на боку. Весьма немного осталось следов Греческого языка, да и те, при Гетском произношении, стали варварскими. Я уже выучился говорить по-Гетски и по-Сарматски» 218 . Поэт, испорченный Римской роскошью, скучал, что «приезжают в Томы Сарматы со своими скрипучими возами, – тянут Сарматские быки возы варварские» 219 . Точное известие о жителях страны сообщают Моисей Хоренский и историк VII века Симокатта. Первый пишет, что во Фракии живут «семь Славянских племён» 220 . Симокатта говорит, что Славян, воевавших в VI веке с империей, в древнее время называли Гетами 221 . Христианство Малой Скифии уже знал Тертуллиан : «во Христа веруют, – писал он, – племена Гетов (varietates Getulorum), Сарматов и Скифов» 222 . Не говорим здесь о последующем времени 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Эта ошибка допущена даже в полном Месяцеслове (так называемых Киевских полных святцах) изд. в 1831г.; в нем под 20-м числом января поименованы мученицами св. Инна, Пинна и Римма; во Всеобщем Памятнике достопримечательных происшествий, сочинённом профессором Всеобщей и Церковной Истории Яковом Орловым, 1820г. под 20-м ч. января (124 лист на обороте, изд. 1835 г.) сказано: «в той же день... и святых мучениц Инны, Пинны и Риммы, во единой от полунощных стран, пострадавших от варвар, идолы чтущих, яже князь страны той во время зимы, мразу велику належащу, в реце к сваям привяза у идеже оныя ледом обмерзше, предаша души своя в руце Христа Бога , за Него же тако пострадаша». Но св. Димитрий, к сожалению, не приводит основания почему он поименовал их мученицами; у него нет указания ни на историков, ни на мученические акты, или какие-либо другие свидетельства. Под 20-м числом июня в Четьи-Минеях того же святителя говорится об Инне, Пинне и Римме, как о мучениках скифах, учениках Ап. Андрея (в той же 20-й день, память святых мучеников: Инны, Пинны и Риммы, в земли варварстей от святого Апостола Андрея вере Христовой наученных, и между неверными имя Господне проповедавших, и пострадавших за Христа Господа своего (лист 133 на обороте, издание 1835г.). И также как и под 20-м числом января, у святителя не сказано: откуда им заимствованы сведения о св. Инне, Пинне и Римме. Таким образом, у св. Димитрия две троицы святых с этими именами; одна из них состоящая из св. мужей 20-го июня, а другая (20 января) из святых жен. Это сказание св. Димитрия, ничем не подтвержденное по великому уважению к святителю, по глубокому верованию русского народа в непреложность сказаний Четьи-Минейных перешло и в некоторые полные (как видели выше) святцы, академические календари (издававшиеся Академией наук), в полные Месяцесловы, в Памятники христианства и разного рода календар. издания. Во всех подобных изданиях святые Инна, Пинна и Римма под 20-м числом января обозначены мученицами (см.выше), а под 20-м числом июня мучениками (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

При внутреннем Богомыслии инокам надобно и телесно трудиться, а особенно юным, коим при тщательном хранении себя потребно и телесное удручение, чтобы плоть повиновалась духу. Да будем же подражателями Ап. Павлу, который трудился день и ночь, не только убегая праздности, но и служа трудами своими себе и иным: требованию моему, говорит он, и сущим со мною послужисте руци мои сии ( Деян.20:34 ). Если мирские люди так много подъемлют трудов и страждут, непрестанно работая для пропитания жён и детей своих, и от труда своего и Богу приносят и милостыни творят по силе, и дани дают: нам ли не трудиться на потребу единого только тела нашего, дабы и праздности убегать, и чужих трудов не поядать, по заповеди Апостола: аще кто не хощет делати, ниже да яст ( 2Фес.3:10 )». Назидаемые святыми наставлениями Евфимия, иноки, подвизаясь в вере и благочестии, творили плоды, достойные своего звания. Особенно строг был Евфимий к самому себе. «Не дал еси, – воспевает Церковь в честь его, – сна очесем твоим, ниже веждом дремания, дóндеже душу и тело от страстей свободил еси, и себе уготовал еси Духа жилище». Один из учеников Евфимия говорит о нём: «мы никогда не видели его ядущим, кроме субботы и воскресного дня, ни беседующим с кем-либо без великой нужды, ни почивающим на боку, но всегда сидящим и мало дремлющим, иногда же стоящим и держащимся обеими руками за вервь, нарочно для того протяжённую». Имя св. Евфимия было славно не только в Палестине, но и по окрестным областям. К нему притекали многие, ища спасения. Своим влиянием и мудростью он обратил ко Христу многих Сарацын; защищал веру против несториан, евтихиан, манихеев; исправил Евдокию, супругу Феодосия Младшего от заблуждения монофизитов; подкреплял в правой вере епископов, собиравшихся на соборы. «Всюду лучи чудес испущая, всех просвещал святый, и подобно магниту привлекал к своему учению». Избегая славы человеческой и ища безмолвия, Евфимий часто удалялся из обители в пустынные места для безмолвия, сначала на время, а, наконец и совсем удалился в пустыню Зиф близ Мёртвого моря, предоставив настоятельство над монастырём Феоктисту. Но преп. Евфимий и на новом месте уединения недолго оставался один. Господь в видении открыл ему, чтобы он не возбранял желающим селиться кругом его и быть под его руководством. Таким образом образовалась новая лавра Евфимиева, в которой он жил до конца своей жизни и был славен как чудотворец и прозорливец ведавший человеческие помышления. В год своей смерти преп. Евфимий не пошёл, по обыкновению, в пустыню на время четыредесятницы и сказал братии: «я пробуду с вами первую седмицу, а в субботу в полночь отлучусь от вас»; – и точно в это время последовала его блаженная кончина. Отходя в жизнь вечную, преподобный завещал братии: «да не затворяются никогда врата монастырские для приходящих; да будут всегда отверсты странникам, и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, и так изобильное свыше благословение будет подаваться вам от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Память 17 Июня Страдание Святых Мучеников Мануила, Савела И Исмаила Память 18 Июня Страдание Святых Мучеников Леонтия, Ипатия И Феодула Память 19 Июня Память Святого Апостола Иуды, Брата Господня По Плоти Житие Преподобного Отца Нашего Паисия Великого Страдание Святого Мученика Зосимы Воина Память Преподобного Отца Нашего Иоанна Отшельника Память 20 Июня Житие Во Святых Отца Наш Его Левкия Исповедника Память Святого Священномученика Мефодия, Епископа Патарского Память Святых Мучеников Аристоклия, Димитриана И Афанасия Перенесение Мощей Святых Мучеников Инны, Пинны И Риммы Память 21 Июня Память Святого Мученика Иулиана Тарсянина Житие Преподобных Иулия Пресвитера И Иулиана Диакона Память 22 Июня Житие И Страдания Святого Священномученика Евсевия, Епископа Самосатского Память Святых Мучеников Зинона И Зины Память 23 Июня Память Святой Мученицы Агрипины Повесть О Покаянии Феофила Празднование Владимирской Чудотворной Иконе Божией Матери Память 24 Июня Синаксарь На Рождество Святого Иоанна Предтечи И Крестителя Господня Слово Св. Иоанна Златоуста На Рождество Святого Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память 25 Июня Житие И Страдание Святой Преподобномученицы Февронии Память Святых Благоверных Князя Петра И Княгини Февронии, В Иночестве Давида И Евфросинии, Муромских Чудотворцев Память 26 Июня Явление Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы, Нарицаемой Тихвинской О Чудотворной Иконе Пресвятой Богородицы, Нарицаемой «Одигитрия» О Чудотворной Иконе Пресвятой Богородицы Лидской, Или Римской Память Преподобного Отца Нашего Давида Солунского Память 27 Июня Житие Преподобного Отца Нашего Сампсона Странноприимца Память Святого Севира Память 28 Июня Перенесение Честных Мощей Святых Мучеников Кира И Иоанна Память Преподобного Павла Память 29 Июня Житие, Подвиги И Страдание Святого Славного И Всехвального Верховного Апостола Петра Житие, Подвиги И Страдание Святого Славного И Всехвального Верховного Апостола Павла Память 30 Июня Собор Святых Славных И Всехвальных Двенадцати Апостолов: Петра (Житие 29 Июня), Андрея (4-Го Ноября), Иакова Зеведеева (30 Апреля), Иоанна (26 Сентября), Филиппа (14 Ноября), Варфоломея (11 Июня), Фомы (6 Октября), Матфея (16 Ноября), Иакова Алфеева (9 Октября), Иуды (Фаддея) (19 Июня), Симона Зилота (10 Мая) И Матфия (9 Августа)

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

В «Полном месяцеслове Востока» архиепископ Сергий (Спасский) приводит сведения из Сербского пролога XIII века, где в поучении на день памяти святых русских мучеников приводятся их имена в сербской огласовке: Енен, Нирин и Пен . В числе русских святых I века В.Н. Татищев называет еще неоправданно забытых князя мученика Оскольда (Аскольда) и Глеба (Улеба), брата Святослава. Он писал: «Его же можно (Оскольда) за первого в Руси мученика почитать, как и Улеба (Глеба), брата Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены» . В числе первых русских святых также известны священномученики Херсонесские: епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафадор, Елпидий, Еферий, Капитон, святой мученик Емилиан, святой великомученик Никита Стратилат Скифоготфский († 305), святой мученик Флориан Стратилат († 300). Это только малая часть известных первых русских святых, прославленных Вселенской Православной Церковью. А сколько утрачено сведений о других славяно-русских святых! Летописи, хранившие в себе столько ценного о жизни наших далеких предков, погибли в огне нашествий иноплеменников: готов, гуннов, хазар и прочих. Миниатюра минология Василия II      В архиве Симферополя сохранился документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это – очень древние мученики». Этот документ подписан 30 октября 1950 года с вятителем Лукой (Войно-Ясенецким) , архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас возле алуштинского храма во имя Всех крымских святых возведена часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами. К сожалению, в богослужебной практике память святых мучеников Инны, Пинны и Риммы не выражена особым богослужением, поэтому в среде церковных людей день их памяти совершенно и неоправданно забыт. Прославление памяти первых русских святых должно стать для нашей святой Церкви устойчивой литургической традицией и должно быть возведено по типу уставного служения, как минимум, к полиелейной службе.

http://pravoslavie.ru/68026.html

Преп. Евфимий был нравом препрост, лицом красив, возраста среднего, сед, имел браду даже до колен; жил 97 лет и преставился в 477 году, 20 января. С того времени Церковь чтит преподобного и Богоносного отца нашего Евфимия Великого. По преставлению его, от его мощей совершились многие чудеса. Св. Дамаскин, Герман, Студит и Феофан написали многие песнопения на день св. Евфимия, ныне возносимые православной Церковью в этот день. Дамаскин написал канон в похвалу преподобного с краестрочием: «богатство явился еси земнородных, Евфимие». Священные чтения в день преподобного Евфимия те же, какие и в честь Антония Великого . Св. мученик Инны, Пинны и Риммы (Енена, Нирена и Пня) Св. муч. Инна, Пинна и Римма (Енен, Нирен и Пень) Вот первые мученики из славян! В Василиевом менологе (XI в.) под 20 января читаем о них следующее: «Святые были из Скифии, из северной стороны, ученики святого Апостола Андрея. Они учили об имени Христовом и многих из варваров, обратив к правой вере, крестили. По этой причине были схвачены князем (παρα Αρχοντος) варваров, но не могли быть доведены до того, чтобы отречься от Христа и принести жертву идолам. Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони, и возки. Князь приказал поставить в лёд большие брёвна как целые деревья и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лёд постепенно умножался, так что дошёл до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу блаженный свои души» 209 . Буквальный славянский перевод этого сказания читается в Белградском синаксаре 1340 г. и в Сербском прологе XIII в. 210 . Здесь мученики называются Енен, Нирен и Пень. Β Иеронимовом мартирологе под 20 января читается: «в Ниведуне мученическая кончина Тирса, Кириака, Геллиника». Итак, местом страданий мучеников был новый Дунаец, стоявший на берегу Дуная, в Малой Скифии, и имена мучеников, показанные в Греческом и Славянском известии, были народные, Славянские, тогда как по крещению страдальцы веры назывались иначе 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Да обретут тепло чистейшие, как хрусталь, ратоборцы хлада Инна, Пинна, Римма. Они претерпели мученичество в некоей северной провинции, где были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым и твердым бревнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твердую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии» . Часовня в честь святых мучеников Инны, Риммы и Пинны в Алуште Так святые предали свои праведные души Богу, сохранив залог веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, прославив Его своим мученическим подвигом. Христиане тайно погребли тела угодников Божиих. Когда в городе наступило благоприятное время для христиан, епископ Гедца, управляющий местной епархией, обрел святые мощи и положил их в раке соборного храма города. Спустя семь лет мученики явились епископу и повелели ему перенести их святые мощи в «сухую пристань» – место, именуемое Аликс (ныне это место называется Алушта). «Первоначальный текст рукописи Мученичества (вероятно, вторая половина IV в.) не сохранился; в рукописи XI века (Paris. Gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны сказания в византийских стишных синаксарях конца X – XIII веков (см., напр.: SynCP. Col. 407; Paris. Gr. 1617; Ambros. B. 104) В заглавии эпитомы указано, что Инна, Пинна, Римма пострадали в Готии (в Минологии императора Василия II (кон. X – нач. XI в.) употреблено архаичное название – Скифия. Проф. Е.Е. Голубинский предположил, что Инна, Пинна и Римма пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, который находился на месте современной Алушты» . Можно предположить, что святые мученики Инна, Пинна, Римма имели сан епископов, так как в кондаке (гимне), посвященном им, говорится: «…христианом заступников, Царствия Божия благовестников», а такое сравнение применимо только к архиереям. «Радуйтеся, святии Инна, Пинна и Римма, страстотерпцы Христовы и первые Крестителие (!) и Небесные заступницы Земли Русской…»

http://pravoslavie.ru/68026.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010