Они проводят всевозможные конференции, организуют правосл. чтения, лекции. По всей епархии активно действуют молодежные правосл. братства, нек-рые из них, как, напр., при варшавском приходе р-на Воля, имеют свои печатные издания, используют возможности Интернета. Мон-рь во имя св. жен-миронисиц Марфы и Марии на горе Грабарка. Фотография. Кон. XX в. Мон-рь во имя св. жен-миронисиц Марфы и Марии на горе Грабарка. Фотография. Кон. XX в. История Православия в епархии имеет глубокие корни. В Варшаве, по некоторым данным, в XVI в. существовал Свято-Георгиевский правосл. мон-рь. В XVII в. появилась церковь при российской миссии, где служили монахи из бельских мон-рей. Согласно новейшим исследованиям, непосредственно перед началом первой мировой войны в Варшаве находилось до 60 правосл. церквей и часовен, в их числе св. Александра Невского собор , разрушенный в 20-х гг. XX в. На землях Бельско-Подлясского благочиния, населенных вост. славянами, первые правосл. храмы были возведены в глубокой древности. В самом Бельске существовало неск. приходских церквей и мон-рь св. Николая, здесь активно действовало правосл. братство. Родом из этих мест были мн. правосл. деятели, среди них - Пафнутий (Сегень), первый настоятель Супрасльского мон-ря. В наст. время в городе насчитывается до 10 церквей и часовен, в т. ч. древнейший храм во имя Рождества Пресв. Богородицы. Особо чтимой святыней Бельской земли является чудотворная икона Божией Матери, по преданию подаренная городу вместе со мн. др. правосл. реликвиями вел. московской кнж. Еленой (1476-1512), владевшей городом после смерти мужа, польск. короля Александра. На территории благочиния, в ц. св. Симеона Столпника в Браньске, находится еще одна чудотворная икона Божией Матери, также считающаяся даром московской княжны. В Дрогичине, где в 1253 г. короновали кн. Даниила Галицкого, в 1985 г. правосл. приход торжественно отпраздновал свое 900-летие. В этом городе в разное время было более 10 церквей и мон-рей, из к-рых сохранился только храм св.

http://pravenc.ru/text/150463.html

Назначение столь богатой постройки в небольшом селении остается неизвестно. Содержательных надписей в Кальб-Лузе почти не обнаружено. Базилика имела ограду и тем самым была отделена от селения, вероятно, служила остановкой на пути паломников, которые в то время стремились посетить место подвижничества св. Симеона Столпника Старшего в Калъат-Симъане. Т. о., ктиторами строительства этого храма могли быть не местные жители, а влиятельная знать из Антиохии, Верои или др. окрестных городов либо Антиохийская патриаршая кафедра. Каср-Иблису (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 185-187; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1604-1605), развалины небольшого селения в сев. части плато Бариша, близ совр. границы между Сирией и Турцией. В центре селения - остатки 3-нефной базилики с полукруглой апсидой, одной из наиболее ранних в М. г., построенной, возможно, еще в кон. IV в. При ней баптистерий - древнейшая точно датированная постройка такого типа среди М. г. Сир. надпись на нем указывает, что он построен в 441 г. Здесь же находился открытый экзонартекс. Вокруг базилики мог образоваться мон-рь. В отдалении от селения хорошо сохранилась однонефная церковь 2-й пол. VI в. Каср-эль-Банат (    ) (TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 816-817, 1602), руины крупного мон-ря на Эз-Завии, в 500 м от дер. Эд-Дана. Один из наиболее интересных памятников монастырского строительства в М. г. Основное жилое здание (2-я пол. VI в.) мон-ря имело 2 этажа, от которых сохранился массивный каркас из несущих крупных каменных блоков. Внутрь его была встроена церковь с апсидой прямоугольной формы. Об истории мон-ря надежных сведений нет. По предположению Э. Хонигманна, здесь находился монастырь Дайра-д-Бет-Млута (?), настоятель к-рого Косма в 569 г. подписал синдоктикон монофизитских архимандритов против ереси тритеизма. Поселение Эд-Дана поблизости также имело большое значение в ранневизант. эпоху. Здесь сохранились неск. домовладений V-VI вв. и 2 мавзолея (324 и кон. V в.), роскошно украшенные портиками, орнаментами и увенчанные пирамидальными крышами.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Стены из гладко отесанных блоков слегка наклонены к центру, выделены 2 рядами прямоугольных окон без обрамлений и завершены карнизом сильного выноса. Величественное монолитное здание, напоминающее рим. крепость или древнеегип. храм (Ibidem), отличается от традиц. монашеских зданий Е. Светлые каменные блоки, образующие стены (отсюда название «Белый монастырь»), темные гранитные колонны наоса, капители были взяты из руин соседнего Атрибиса. Композиция собора монастыря св. Шенуды воспроизведена в меньшем масштабе (44×23 м) в соборе мон-ря св. Псоя (Дейр-Анба-Бишой, т. н. Красный мон-рь, получивший название из-за цвета стен, сложенных из обожженного кирпича), сооруженном во 2-й пол. V в. близ Белого мон-ря. В архитектурных деталях собора уже не использовали сполии, они повторяют соответствующие формы собора Белого монастыря. В отличие от образца здесь нет зап. вестибюля, упрощена планировка помещений вокруг апсид, уменьшено количество входов (по 1 с юга и севера). Крупнейший архитектурный комплекс в Абу-Мина близ Александрии - «свидетельство утверждения стиля эгейского побережья в архитектуре Египта» (Ibid. P. 110); основания стен зданий открыты при раскопках. Базилика над криптой-мартирием св. Мины - единственная крипта с гробницей в Е. (начало строительства - 1-я четв. V в.). Она представляла собой 3-нефное сооружение с полуциркульной апсидой, включенной в прямоугольник стен, без зап. обхода; позднее были пристроены еще 2 нефа. При имп. Зиноне, к-рый вел обширное культовое строительство (базилика св. Феклы в Мериамлыке (ок. 480) в Киликии, ц. Божией Матери на горе Гаризим (после 484) в Палестине, мартирий св. Симеона Столпника в Калъат-Симъане (ок. 480-490) в Сев. Сирии), вокруг гробницы св. Мины был выстроен паломнический город - Мартирополь. К базилике-мартирию с востока была пристроена Большая базилика (крупнейший христ. храм Е.: длина 75 м, ширина нефа 27 м, трансепта 51 м) - 3-нефное сооружение с простым трансептом. До 490 г. (Ibid. P. 110-111) или на рубеже V и VI вв.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Преображенской, в Б. Спасской, свящ. Ал-дра Влад. Рождественского – 18 р. – к. – – – Ржевской, на Поварской, Мих. Конст. Миртова – 1 р. – к. – 2 р. – к. Ржевской, близ Пречистенских ворот, свящ. Илии Иаковл. Смирнова – 8 р. – к. – – – Ризположенской, близ Донского монастыря, свящ. Серг. Гавр. Розанова – 4 р. – к. – 3 р. – к. Саввинской, на Саввинской улице, Ник. Ник. Модестова – 5 р. – к. – – – Седьмовселенской, близ Новодевичьего мон-ря, свящ. Петра Терент. Некрасова – 12 р. – к. – 8 р. – к. Сергиевской, на Дмитровке, свящ. Сергия Иоан. Лебедева – 5 р. – к. – – – Сергиевской, в Пушкарях, прот. Петра Ал-др. Соколова – – – 1 р. – к. Сергиевской, в Рогожской слободе, прот. Вас. Феод. Соболева – 37 р. – к. – – – Симеоно-Столпнинской, на Поварской, свящ. Мих. Дим. Успенского – 13 р. – к. – – – Симеоно-Столпнинской, за Яузой, свящ. Влад. Павл. Беневоленского – 3 р. – к. – – – Скорбященской, на Калитниковском кладбище, свящ. Серг. Яковл. Уварова – 6 р. – к. – – – Скорбященской, на Б. Ордынке, свящ. Симеона Серг. Ляпидевского – 3 р. – к. – – – Скорбященской, в Приюте неизлечимобольных женщин, свящ. Феод. Мих. Бажанова – 1 р. 10 к. – – – Скорбященской, в Психиатрическ. больнице, свящ. Изм. Павл. Лепарского – 1 р. – к. – – – Скорбященской, при женском Скорбященском м-ре, свящ. Ив. Павл. Сперанского – 2 р. – к. – – – Скорбященской, в Ямской Коломенской слободке, свящ. Ал-дра Ник. Потапова – 21 р. – к. – 5 р. – к. —36— Смоленской, в Новодевичьем монастыре, прот. Николая Матв. Антушева – 5 р. – к. – 5 р. – к. Сорокосвятской, у Новоспасского мон-ря, свящ. Петра Сергеевича Сергеева – – – 5 р. – к. Софийской, на Лубянке, прот. Дим. Мих. Покровского – 3 р. – к. – 3 р. – к. Софийской, на Миусском кладбище, прот. Ал-др. Павл. Цветкова – 4 р. – к. – – – Софийской, на Набережной, свящ. Георг. Ал-дров. Лебедева – – – 1 р. – к. Сошественской, у Пречистинских вор., свящ. Вас. Серг. Голубева – 5 р. – к. – – – Спасской, при Барыковской богадельне, свящ. Феофана Ал-др. Басова – 11 р. – к. – – –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 500 м к юго-западу от Барада расположены руины мон-ря Каср-эль-Барад (VI в.). Его основу составлял однонефный храм (длина 15,8 м), к-рый хорошо сохранился. Мон-рь не имел ограды; рядом с храмом находились помещения для братии, колонна для неизвестного столпника, 3-этажная башня, маслодавильни и гробницы. Басуфан (  ) ( Burns. 1999. P. 61; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 991-992, 1011), совр. курдская деревня в 3,5 км от Дайр-Симъана, в к-рой расположены остатки позднеантичного поселения. Предположительно в VI в. здесь находился монофизитский мон-рь Дайра-д-Бет-Писион. Его игум. Стефан в 567 г. участвовал в церковных заседаниях в К-поле по вопросу о тритеизме и подписал акты, осудившие эту ересь. Мон-рь находился в зап. части поселения. От него сохранились едва различимые остатки базилики, к-рая была построена ок. 527 г. В посвятительной надписи строителями базилики указаны игумен, а также диаконы Сахрон, Лука и Марк из Галилеи. Среди древних сооружений Басуфана - руины 3-нефной базилики св. Фоки (491-496). Это одна из крупнейших базилик в горах Симъан (15,4×24 м); посвятительная надпись, высеченная на стене, содержит имена строителей периодевта Дамиана и диаконов Даниила и Мары. В отличие от большинства сир. храмов, имеющих плоскую вост. стену, эта базилика была украшена с востока ярко выраженной апсидой; колонны имели капители дорического ордера. Базилика была очень близка по стилю к храмам Калъат-Симъана и, по предположению Чаленко, могла быть построена той же артелью. В средние века она использовалась как центр небольшой мусульм. крепости. В наст. время базилика почти полностью разрушена; пространство ее бывш. интерьера используется как приусадебный двор одного из деревенских домов. Бахью (  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1990. P. 85-90; Burns. 1999. P. 61-62; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 926), небольшое селение на плато Эль-Ала, к-рое наиболее подробно исследовал Чаленко. По его наблюдениям, процесс развития Бахью несколько отличался от обычных для М. г. тенденций. Подъем селения как центра производства оливкового масла начался позднее, чем во всех окрестных поселках, вероятно из-за состава местных почв.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Вид на Никитский собор и ограду мон-ря. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Вид на Никитский собор и ограду мон-ря. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Первоначальные деревянные постройки П.-З. Н. м. не сохранились. К их числу относились, напр., обетная ц. во имя св. Никиты Столпника и крест, поставленные ок. 1515-1521 гг. переславским диак. Евстафием (позднее игумен переславского Борисоглебского мон-ря) после исцеления у мощей преподобного. В 1528 г. по указу вел. кн. Василия III Иоанновича в обители начинается строительство на месте деревянной ц. вмч. Никиты каменного храма. При Иоанне IV после удачного похода на Казань был возведен большой, 4-столпный собор. Прежний храм (1528) был включен в его композицию в виде юж. придела прп. Никиты Столпника. На освящении собора 14 мая 1564 г. присутствовали царь, его 2-я жена, царица Мария Темрюковна Черкасская, царевич Иоанн Иоаннович и митр. Афанасий, семья удельных князей Старицких - родственников государя. Это событие описано в «Повести о свершении церкви большия» и в Житии прп. Никиты Столпника ( Тихомиров. 1958. С. 252-255). Впосл. Никитский собор неоднократно перестраивался, в результате чего получил обходные галереи, 8-скатная крыша была заменена 4-скатной (XVIII в.), стесаны дуги закомар. Каменная теплая 5-главая ц. Благовещения Пресв. Богородицы с шатровой колокольней и трапезной палатой была построена в сер. XVI в. и перестроена в XVII в. В 1768 г. к Благовещенской ц. был пристроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. В 50-60-х гг. XVI в. вместо деревянной ограды возвели каменные стены и башни, к-рые превратили П.-З. Н. м. в хорошо укрепленную крепость. Над св. воротами была поставлена каменная шатровая ц. архангелов Михаила и Гавриила (не сохр.). В 1-й пол.- сер. XVII в. каменные стены и башни частично перестраивались. В 1702 г. за пределами мон-ря, на месте встречи прп. Никиты Столпника и исцеленного им Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича , была воздвигнута каменная часовня. К XVIII в. также относится строительство каменной часовни над столпом прп. Никиты Столпника, а также служебных корпусов. В 1831 г. вместо обветшавшей надвратной церкви была построена каменная 3-ярусная колокольня. Книжность

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Топографическое положение средневекового мон-ря «святаго Данила» XIII-XIV вв. в наиболее ранних письменных источниках обозначено неопределенно - «за рекою» ( Присёлков. 1950. С. 360; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45). Сведения эти изложены в завершающей части сложной по структуре и хронологии летописной статьи 1330 г. Согласно этому тексту, составленному в митрополичьей канцелярии частично со слов «древних старцев» московского в честь Преображения Господня мужского монастыря в Кремле, кн. Даниил Александрович «имеяше» архимандритию в монастыре «святаго Данила за рекою»; в обители находилась ц. во имя прп. Даниила Столпника. В 1330 г. мон-рь был перенесен вел. кн. Московским Иоанном I Даниловичем Калитой в Московский Кремль и на новом месте получил иное посвящение, в честь Преображения Господня. Из мон-ря св. Даниила в Спасский мон-рь кн. Иоанн Калита перевел архимандритию во главе с Иоанном (впосл. епископ Ростовский). Т. о., к нач. XV в. сведения о Д. м., в т. ч. и о его местоположении, сохранили только «древние старцы». Монастырь, очевидно, запустел еще в 30-40-х гг. XIV в., в первую очередь в связи с упразднением в нем архимандритии. В митрополичьем своде 1409 г. утверждается также, что останки кн. Даниила Александровича († 1303) были погребены «в церкви святого Михаила на Москве» ( Присёлков. 1950. С. 351). Согласно «Книге степенной царского родословия» 60-х гг. XVI в., кн. Даниил принял постриг, скончался и был погребен на территории основанного им мон-ря. С переносом архимандритии и мон-рь, «и села, и все наследие» обители были переданы под начало архимандрита Спасского мон-ря, «да вкупе оба монастыря под единем началом и под единою паствою нескудно устраяются». Со временем «нерадением архимандритов Спасских» Д. м. перестал существовать, на его месте осталась церковь прп. Даниила Столпника, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 298). Кладбище с могилой кн. Даниила на месте древнего мон-ря при с. Даниловском запустело. Произведенные в 80-х гг. XX в. в Д. м. археологические раскопки не обнаружили следы храма XIII в., но найденные многочисленные захоронения, остатки каменных надгробных плит с надписями, датируемые кон. XV - 1-й пол. XVI в., указывают на существование здесь кладбища, к-рое находилось рядом с несохранившейся деревянной ц. во имя прп. Даниила Столпника.

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

Наиболее значительным в жизни города стал 1374 год, когда князья во главе с Владимирским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским провели т. н. Переяславский Собор. На нем было принято решение о вооруженной борьбе и об отказе от выплаты дани Мамаевой Орде. Другим важным событием стало рождение здесь 26 нояб. 1374 г., в день памяти св. Алипия Столпника и вмч. Георгия , буд. Владимирского и Московского вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича , к-рого крестил прп. Сергий Радонежский ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 397-398). Вероятно, в этих событиях участвовал и настоятель П.-З. Н. м.; он хлопотал перед вел. князем о льготах для своей обители, к-рые ей были необходимы после Третьей «Литовщины», когда захватчики разорили окрестности и посад Переяславля (Там же. С. 394). В кон. авг. 1382 г., во время Тохтамышевой рати, ордынцы вновь напали на город (Там же. С. 424), в дек. 1408 г., во время Едигеевой рати, ордынцы «взяша град Переславль и огнем пожгоша» (Там же. С. 468). По-видимому, в этот раз обитель пострадала наиболее сильно. К кон. XIV - нач. XV в. относится написание древнейшей из сохранившихся редакций Жития прп. Никиты Столпника ( Понырко. 1988. С. 307), необходимость в составлении которого могла возникнуть не только из-за местного почитания святого, но и из-за совпадения дня рождения представителя правящей московской династии Калитовичей с днем памяти св. Алипия Столпника. Оно могло вызвать значительный интерес к судьбе прп. Никиты Столпника. По-видимому, этим же объясняется поиск митр. Киевским свт. Фотием его мощей, к-рый, судя по времени выдачи святителем основной части переяславских актов, скорее всего был осуществлен в 10-х гг. XV в. Начавшаяся в доме Калитовичей династическая война в 1425-1454 гг. отвлекла власти от прославления местночтимого прп. Никиты Столпника. Новый период истории мон-ря связан с деятельностью прп. Даниила Переславского и его ученика свящ. Андрея (впосл. митрополит Московский и всея Руси Афанасий ).

http://pravenc.ru/text/2579996.html

К тому же периоду, ориентировочно к 70-80-м гг. XVI в., относится ряд анонимных сочинений, направленных на формирование позитивной самоидентификации мелькитской общины. В их числе - апокрифический рассказ о том, как современник арабских завоеваний VII в. Иерусалимский патриарх свт. Софроний I был поставлен мусульм. властями перед необходимостью выбрать самоназвание для своего исповедания, чтобы те могли отличать его приверженцев от несториан и яковитов. По молитве патриарха ему явился ангел, сообщивший искомое слово - «мелькиты» (букв.- «царские»), т. е. «идущие во след Царя Небесного» ( Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition: On the Origin of the Term «Melkite» and the Destruction of the Maryamiyya Cathedral in Damascus//Chronos. Balamand (Tripoli, Lebanon), 2014. N 29. P. 7-37). Др. неизвестный мелькитский книжник на основе устных преданий, перемешанных с мотивами средневековой правосл. и копт. агиографии, составил повествование о чуде, явленном через Александрийского патриарха Иоакима I ( 1565/67). В этом сказании звучат явственные мотивы правоверия и богоизбранности мелькитской общины, ее превосходства над мусульманами и иудеями ( Панченко К. А. Испить смертное зелье: Александрийский патриарх Иоаким между мифом и историей//Исторический вестник. М., 2017 (в печати)). В те же десятилетия работали еще неск. полузабытых мелькитских писателей (Михаил, еп. Аккарский; Малахия, еп. Евхаитский), а также книгописцев и собирателей книг (Халебский митр. Григорий ибн Фудайль, свящ. Муса аль-Марманити). Преподобные Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший (Дивногорец). Икона. 1699 г. Иконописец Нима аль-Мусаввир (мон-рь Баламанд, Ливан) Преподобные Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший (Дивногорец). Икона. 1699 г. Иконописец Нима аль-Мусаввир (мон-рь Баламанд, Ливан) Характерной чертой «Мелькитского проторенессанса» было увлечение ранневизантийской монашеской традицией, к-рое нашло отражение как в переписывании памятников средневековой аскетической лит-ры, так и в стремлении возродить образ жизни древних подвижников. Такие попытки предпринимал в 90-х гг. XVI в. Симеон ад-Дирани, настоятель мон-ря Кафтун на р. Эль-Джауз, впосл. ставший 1-м игуменом мон-ря Баламанд, а затем епископом Сайднаи ( Панченко. Мелькитский проторенессанс. 2013. С. 86; Он же. Митрополиты и епархии правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)//ВЦИ. 2012. 1/2(25/26). С. 139).

http://pravenc.ru/text/2562944.html

грани юго-зап. столпа Троицкого собора Данилова переславль-залесского мон-ря . Святой представлен в рост, фронтально, в княжеских одеждах: темно-вишневом платье, украшенном растительным орнаментом и каймой, с поясом, в плаще сине-зеленого цвета, скрепленном на груди фибулой; правая рука с раскрытой ладонью, левая - опущена вниз; у него темно-русые волосы до плеч, на прямой пробор, и короткая округлая борода. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 48. 27 окт.) об облике А. П. сказано: «Аки Никита мученик брадою, и власы по плещам, в руке крест, в левой меч, ризы княжески». Сохранилась прорись его поясного изображения на иконе XVII в. ( Маркелов . Т. 2. С. 81). В XVIII-XIX вв., после указа 1749 г. о поминании на всех богослужениях в епархии преподобных Даниила, Никиты Переяславских и А. П., возникла традиция изображать благоверного князя вместе с переяславскими чудотворцами, облаченным в царскую одежду, шубу или мантию, украшенную горностаем, иногда со свитком в левой руке, как, напр., на иконе «Прп. Никита, столпник Переяславский, и блгв. кн. Андрей» сер. XVIII в. из местного ряда иконостаса Успенского собора переславль-залесского Горицкого мон-ря ; с крестом в правой руке и со свитком в левой, как на иконе «Преподобные Никита и Даниил Переяславские, блгв. кн. Андрей, свт. Иоанн Милостивый» 2-й пол. XIX в. (Всехсвятская ц. Данилова переславль-залесского мон-ря) - на свитке текст: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей»; с раскрытыми перед грудью ладонями - на иконе «Преподобные Димитрий Прилуцкий, Никита и Даниил Переяславские, блгв. кн. Андрей, прп. Корнилий Переяславский» 2-й пол. XIX в. (ПЗИХМЗ). Образ А. П. помещен на иконах «Переяславские чудотворцы» 2-й пол. XIX в. (Владимирский собор, Переславль-Залесский), кон. XIX в. (ц. Благовещения переславль-залесского Никольского мон-ря). Известны единоличные изображения А. П. с развернутым свитком в руке в основном на иконах XIX в. (ПЗИХМЗ, Благовещенская ц. Никольского мон-ря), а также на фоне пейзажа с церковью ( Сергиевский.

http://pravenc.ru/text/115302.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010