Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ Прп. (пам. древнерус. 17 янв.). Краткие сведения о М. содержатся в 39-й Проповеди на Евангелия свт. Григория I Великого , папы Римского, где говорится, что М. жил в Ликаонии . Однажды, направляясь из своей обители в др. мон-рь, он увидел на дороге прокаженного, к-рый не имел сил дойти до госпиталя. Проявив сострадание к ближнему, М. завернул больного в плащ и понес на плечах. Настоятель мон-ря издалека узнал приближающегося монаха и велел братии как можно скорее открыть ворота, т. к., по его словам, М. нес Господа. Перед дверями обители прокаженный скинул плащ и явился преподобному в образе Спасителя, сказав, что, как М. не постыдился Его на земле, так же и Он не постыдится его на небе; после этого прокаженный исчез. Когда настоятель мон-ря спросил вошедшего монаха, где больной, тот ответил, что если бы он знал, Кто это был, то удержал бы Его, и добавил, что, неся больного на плечах, он не чувствовал тяжести ( Greg. Magn. In Evang. 39 10). Начиная с XII в. повествование о М. из 39-й Проповеди свт. Григория вошло под 17 янв. в состав древнерус. нестишного Пролога при его дополнении разделом слов и поучений отцов Церкви. Этот же текст содержится в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление. Стб. 403 (1-я паг.)). Впосл. нек-рые переписчики, не видя границы между житийным и поучительным разделами, включали М. в число святых, напр. в Святцы 1621 г. из Коряжемского мон-ря. В совр. календаре РПЦ память М. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Benedetto G. Martirio//BiblSS. Vol. 8. Col. 1303-1304; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 701-745. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МАТРОНА (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 март, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня)

http://pravenc.ru/text/2562450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕНЕВЫ А. В. и В. А., устюжские иконописцы. Афанасий Васильевич (1712-1782), прот. Успенского собора Вел. Устюга; писал иконы для иконостаса трапезной церкви храма прп. Симеона Столпника; занимался «свидетельствованием» качества икон и деревянной скульптуры. Василий Афанасьевич (1741-1819), сын Афанасия Васильевича, с 1764 г. был псаломщиком Успенского собора; в 1775 г. стал иподиаконом; рукоположен во диакона, затем во священника; с 1782 г. протоиерей. Был назначен «присутствующим» в духовной консистории Устюга; после ее закрытия в 1788 г. оставлен на той же должности в духовном правлении. Получил светское художественное образование; возможно, обучался в Академии художеств в С.-Петербурге. Писал иконы для иконостаса верхней церкви (1775) и главного иконостаса (1781-1784) устюжского Успенского собора; иконы деисусного ряда для иконостаса (в кон. 70-х - 80-х гг. XVIII в.) собора Гледенского муж. мон-ря ; иконы на холсте для иконостаса (1786) ц. Всех святых при настоятельских покоях великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря ; расписывал алтарь Успенского собора (60-80-е гг. XVIII в.), создал 6 портретных изображений устюжских архиереев. Творчество В. А. представляет новое для устюжской иконописи академическое письмо: мастер свободно владеет живописной техникой маслом, легко использует приемы светотени; его работы характеризуют смягченность переходов от одного объема к другому, отсутствие иконописной четкости в прорисовке деталей и «размывание» контуров, свидетельствующее о стремлении автора окружить изображаемое подобием воздушной среды. Лит.: Сорокатый В. М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Устюге XVIII в.//ПКНО, 1989. М., 1990. С. 289-292. Диак. Андрей Гнып Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/114812.html

С 1787 г. братия во главе с игум. Иаковом проживала в просторном келейном корпусе Петропавловского мон-ря, а храм вмц. Екатерины с прицерковной усадьбой был объявлен «двором» (подворьем), при к-ром насчитывалось 8 келий, а к 1811 г. существовала домовая теплая ц. свт. Спиридона Тримифунтского. 19 дек. 1797 г. имп. указом мон-рю было предоставлено право на 30 дес. городских «сеножатей». В 1787 г. к обители был приписан скит прп. Симеона Столпника в с. Петропавловская Борщаговка Киевского у. (к 1811 Симеоновский храм стал приходским, но во владении К. м. осталось подворье с сельскохозяйственными угодьями, постоялым двором, водяной мельницей и прудом). С 1787 по 1826 г. обитель официально именовалась Греческим Петропавловским мон-рем. В нач. 1811 г. при настоятеле (1804-1816) архим. Мисаиле в К. м. имелось 2 церкви: соборная апостолов Петра и Павла с 2 приделами, Захариево-Елисаветинским и Алексиевским, и небольшая церковь-колокольня с престолом вмц. Екатерины ( Бабару. 2012). 9 июля 1811 г. на Подоле был сильный пожар, во время к-рого сгорели почти все здания бывш. Петропавловского мон-ря и деревянные постройки Екатерининского подворья, в т. ч. монашеский корпус с 8 кельями и домовой ц. свт. Спиридона, конюшенный двор. Уцелели лишь каменная трапезная и Екатерининская ц. с металлическими дверями и ставнями. По свидетельству очевидцев, монастырский храм не пострадал лишь потому, что настоятель не открыл мощные двери бежавшим с вещами погорельцам. Комиссия, созданная после пожара для восстановления Подольской части города, разделила землю К. м. между частными лицами, причем от обители было отчуждено более 400 кв. саж. земли, за пределами монастырских владений оказались также и 2 монастырских каменных погреба. В 1826 г. территория бывш. Петропавловского мон-ря была отдана Киевским магистратом под строительство зданий Киевской семинарии. Т. о., в 1826-1828 гг. немногочисленная братия К. м. вернулась на монастырский двор при ц. вмц. Екатерины близ Ярмарочной пл. В 1826 г. в Екатерининском храме служили настоятель архим. Неофит, свящ. Василий Капитанский, диак. Стефан Ковровский, послушник Василий Матковский, в 1834 г.- настоятель архим. Кирилл, свящ. Феодор Белячевский (Белошицкий?), диак. Иоанн и неск. служителей.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

XX в.). Ряд церковных построек напоминал центральнорусские посадские храмы XVII в.: бесстолпный четверик, увенчанный сомкнутым сводом с одной небольшой главой. Кирпичный Успенский собор одноименного мон-ря в Орле был возведен в 1688 г. и перестроен в стиле классицизма в 1-й пол. XIX в. Он представлял собой однокупольную постройку с 6-гранной апсидой, прямоугольной трапезной (в XIX в. служила усыпальницей Орловских архиереев) и колокольней. Пристроенный в 1700 г. широкий придел Рождества св. Иоанна Предтечи сделал постройку асимметричной (во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. здесь совершались богослужения для 141-го пехотного Можайского полка). В 1692-1693 гг. в ливенском Сергиевом мон-ре был заложен Успенский каменный собор - кубический, 5-главый, бесстолпный, с низкой 4-скатной кровлей, низкой апсидой, окнами с килевидными наличниками простых очертаний (сохр. частично на фасадах). Введенский собор орловского Введенского жен. мон-ря, построенный в 1703-1708 гг., представлял собой кирпичную одноэтажную постройку типа восьмерик на четверике с удлиненной трапезной и относился к типологии, появившейся в московской архитектуре в кон. XVII в. В 1829-1833 гг. церковь перестроена в стиле классицизма, добавлен 2-й этаж над трапезной; пристроены приделы во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских и Марона Чудотворца. С 1869 г. это домовый храм жен. епархиального уч-ща; с 1685 до 1843 г. при нем существовал жен. Введенский мон-рь, переведенный на новое место после пожара в 1843 г. Введенский собор (70-е гг. XVII в.) мценского мон-ря напоминал современные ему московские посадские храмы (напр., ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул., 1676-1679). Он интересен симметричной объемной композицией; главный двусветный кубический объем перекрыт сомкнутым сводом и первоначально был увенчан глухим пятиглавием под 2 рядами килевидных кокошников (заменены при перестройке крыши). Троицкая ц. в Болхове (кон. XVII в.- 1708) относится к традиц. бесстолпным храмам нарышкинского стиля: 5-главый, одноэтажный. Вытянутый по продольной оси объем состоит из основного кубического четверика, возвышающегося над развитой алтарной частью с неярко выраженными апсидами, небольшой трапезной и ярусной колокольней (перестроена в 1871). Убранство фасадов состоит из богато украшенных фигурным кирпичом нишек, кокошников, ширинок (кессонов), сложно профилированных белокаменных наличников с витыми полуколонками с разорванными треугольными и фигурными фронтонами; полуколонн, собранных на углах куба в пучки; покрашен белой краской в нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Симеона Мироточивого. Ближе к алтарю помещены образы мучеников Сергия и Вакха и сцена «Введение во храм Богородицы». В алтаре традиционно в нижней зоне находятся сцена «Служение Агнцу», фигуры свт. Кирилла Александрийского, архидиак. Стефана, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в др. зоне - Деисус. Над ними - поясной образ Пресв. Богородицы с 2 преклоняющимися ангелами, а на своде - Христос Пантократор в медальоне, по кругу к-рого написана часть 102-го псалма. Железный иконостас 1913 г. с чеканными иконами. В 1994 г. храм отреставрировали. В 1774 г. мон. Михаил (Васоевич) пристроил к храму притвор, который расписал даскал Симеон (росписи сохр. фрагментарно). Храм Животворящего Креста Христос Пантократор. Роспись в Крестовоздвиженской ц. мон-ря Острог. 1667–1668 гг. Христос Пантократор. Роспись в Крестовоздвиженской ц. мон-ря Острог. 1667–1668 гг. Находится над Введенской ц., он украшен фресками (1667-1668) известных мастеров того периода Йована и Радула. На своде представлен лик Христа Пантократора: в пандан ему написан образ Пресв. Богородицы со Христом на юж. стене в окружении первомч. Стефана, архидиак. Прохора, прор. Исаии и вмч. Феодора Тирона. Над ними - «Сошествие Св. Духа на апостолов». В нижней зоне - сцена «Христос во гробе», а слева - список-помянник архиепископов Сербских, епископов Захумских, 6 монахов и 4 священников. Близ входа на сев. стене в нижней зоне помещены фигуры в рост свт. Николая, прп. Симеона Мироточивого и свт. Саввы Сербского, над ними - сцены «Распятие» и «Схождение во ад», выше «Крещение Господне», по сторонам - поясные фигуры царей Давида и Соломона. В юж. алтарной части над окнами представлены поясные фигуры св. воинов Георгия, Димитрия и Нестора, между окнами - лик св. Симеона Столпника. На зап. стене алтаря помещены ростовые фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в следующей зоне - фигура прор. Осии со свитком в руке и сцены «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», в верхней зоне - «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сретение».

http://pravenc.ru/text/2581665.html

Ростовский, Михаил Всеволодович , кн. Черниговский, и его боярин Феодор, Роман Ольгович , кн. Рязанский). Также среди М. почитаются рус. князья и княгини, убитые в XIII-XV вв. в результате политических интриг (прмц. Евпраксия , кнг. Псковская, кнг. мц. Иулиания Вяземская, Новоторжская), Литовские (Виленские) мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий ), и Юрьевские (Ливонские) М. во главе со сщмч. Исидором, по преданию, убитые католиками в XV в. (см. ст. Исидор , сщмч., и 72 (73) мученика ). За проповедь христианства язычниками был убит сщмч. Кукша Киево-Печерский ( 1-я четв. XII в.). К М. причислены игум. Псково-Печерского мон-ря Корнилий и его ученик Вассиан (Муромцев) , убитые в 1570 г. царем Иоанном Грозным. Однако митр. Филипп II (Колычев) и Герман (Садырев-Полев) , архиеп. Казанский, также погибшие при Иоанне Грозном, были причислены к лику святителей. В Смутное время от польско-литов. отрядов пострадали насельники и насельницы ряда рус. мон-рей, напр., Анастасия , игум. угличского Богоявленского мон-ря, и с ней 35 монахинь ( 1609 (?)), а также патриарх Ермоген ( 1612), прмч. Галактион (Бельский) ( 1612); в 1648 г. во время борьбы с униатами был замучен прп. Афанасий (Филиппович) , игум. брестского мон-ря во имя прп. Симеона Столпника. В 1671 г. казаками Степана Разина был убит Иосиф , митр. Астраханский. М., пострадавшие в период советской власти, в РПЦ называются новомучениками. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. На лат. Западе в средние века почитались миссионеры, погибшие во время проповеди язычникам, напр., святые Бонифаций , Адальберт Пражский и Бруно Кверфуртский , В захваченной мусульманами Испании пострадали Кордовские мученики (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/2564422.html

По просьбам благочестивых рязанцев икону часто приносили в дома для служения молебнов. Перед ней купцы испрашивали благословение накануне городских ярмарок, новобрачные - помощь и покровительство в предстоящей семейной жизни. Усердием молящихся икона была украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Каждый вторник в часовне совершались молебны с акафистом. В нач. 20-х гг. XX в., когда часовня была закрыта, икону перенесли в ц. прп. Симеона Столпника. Во время кампании по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья» эта икона «Знамение» была сохранена благодаря дворянину Дмитрию Серебрякову (или Серебрянскому), к-рый входил в комиссию. Юноша заявил членам комиссии, что хочет взять образ домой, чтобы аккуратно снять с него драгоценную ризу, при передаче к-рой на следующий день сообщил, что икона при снятии оклада рассыпалась от ветхости. Нек-рое время икону прятали в доме Серебряковых, после их отъезда из Рязани хранительницей святыни стала бывш. прислуга семьи - Александра Ивановна. В кон. 50-х гг. XX в. Александра Ивановна жила у Софьи Васильевны Злобиной, к-рая была посвящена в тайну Серебряковых и хранила икону в своем доме на ул. Горького. Перед иконой горела неугасимая лампада; в потемневшей, расколотой на 2 части иконной доске (трещина проходила по лику Богоматери) трудно было узнать одну из главных святынь Рязани. Злобина завещала эту икону архим. Авелю (Македонову; в схиме Серафим; † 6 дек. 2006), к-рый перенес ее 8 сент. 1961 г. в Борисоглебский собор Рязани, где в это время служил, и, поставив в приделе во имя свт. Василия Рязанского на престол, совершил пред ней акафистное пение. Вместе с ним молилась алтарница храма мон. Августа, к-рая сразу узнала святыню. Эта бывш. послушница Успенского Ольгова мон-ря после закрытия обители нек-рое время служила алтарницей в ц. прп. Симеона Столпника, после закрытия храма (18 нояб. 1924) хранила у себя рукописное «Повествование...». Передавая его архим. Авелю, она рассказала, что была свидетельницей чуда исцеления слепой девочки. Ежегодно с 1961 г. в дни празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение» святыню приносили в Борисоглебский кафедральный собор на торжественное богослужение. Для реставрации иконы архим. Авель предполагал пригласить А. И. Шибаева, который обучался искусству писать иконы по благословению прав. Иоанна Кронштадтского. В сер. 60-х гг. XX в. иконописцу минуло 90 лет, он ослеп. Узнав об этом, архим. Авель готов был отказаться от реставрации иконы, однако через нек-рое время в праздник Успения Пресв. Богородицы пришло письмо из Ярославля от Шибаева, к-рый сообщил о чудесном возвращении зрения. В тот же день ему была отправлена на реставрацию икона, а архимандрит также просил изготовить с нее список. По окончании работ по просьбе жителей Ярославля иконописец приступил к написанию еще одного списка и вновь ослеп.

http://pravenc.ru/text/199925.html

В архитектурный комплекс входят: ц. в честь Животворящего Столпа с криптой и пристройкой с 2 кельями, марани (винный погреб), ограда на столпе; «келья столпника» в толще скалы; ц. во имя прп. Симеона Столпника, фрагменты ограды, 2 дома и колокольня в основании столпа. Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети Церковь в честь Животворящего Столпа расположена в юго-вост. углу верхней площадки. Древняя церковь представляла собой небольшое строение (4,5×3,5 м) зального типа. Вост. часть церкви оторвана от скалы, предполагают, что она стояла на субструкции. В сев. стене церкви находилась единственная дверь, открывавшаяся наружу. Возможно, здесь был устроен портик. Сохранилась зап. стена, внутренняя и внешняя стороны к-рой были выложены шлифованным т. н. ширимским камнем (травертином): прямолинейные ряды сочетаются с кладкой из камней небольшого размера и со вставками. Между слоями находится известковый раствор, в к-рый были погружены дробленые скальные камни. Внутренняя часть юго-зап. стены состоит из отломанных на месте известняковых блоков разного размера: вероятно, это след ремонта XIII в. Пол сделан из известняка. Церковь вместе с пристройкой была покрыта плоской волнистой черепицей, основная масса к-рой смыта ливнями. Новая церковь возведена на древнем фундаменте. Вдоль вост. стороны из грубо тесанного камня была выложена стена с проемом для входной двери. Считается, что здесь находилось устройство для подъема груза на столп. По предположению Гагошидзе, с этой же стороны монахи совершали подъем на вершину. Под церковью находится выступающая с юга, удлиненная в плане сводчатая крипта (2×1 м). Свод выложен чисто тесанными одинаковыми квадрами, вост. стена - 3-рядовой кладкой. Перекрытая тимпаном низкая арочная дверь устроена в зап. стене и выводит во двор. В сев. части церкви выявлен фундамент пристройки из дробленого камня с 2 кельями. С востока постройка была выдолблена в массиве скалы. В юж. стене юж. кельи (ок. 5×3 м) была дверь, ведущая в церковь. Дверь сев. кельи (ок. 5×4 м), имевшей иррегулярную планировку, была расположена в зап. стене и вела наружу. Сев. стена, к-рая сужалась кверху, являлась частью ограды комплекса, ее толщина у основания достигала 1,5 м. В ней было прорезано и обложено травертином окно арочной формы. В сев. келье сохранились фрагменты камина, внешняя поверхность которого, видимо, была выполнена тесаным камнем, внутренняя - скальной породой столпа. Дымоход прорезан в восточной стене. К зап. стене кельи был пристроен резервуар из известнякового щебня для дождевой воды.

http://pravenc.ru/text/1683963.html

В 1919 г. первым в Д. м. был закрыт храм во имя прп. Симеона Столпника, в 1926 г.- часовня на Б. Тульской ул. (Там же. Л. 86-89), весной 1929 г. разгромлено кладбище Д. м. (Там же. Л. 183-185). 19 окт. 1929 г. постановлением Мособлисполкома закрыли Троицкий собор и передали «Союзхлебу» под склад муки. В документах 1929-1930 гг. «даниловская община» фигурировала под названием «религиозное общество верующих православного храма Покрова» (Там же. Л. 197), видимо, с 1929 г. богослужения совершались в Покровской ц. Семисоборного храма. В апр. 1930 г. Покровская община насчитывала 18 священнослужителей и была самой многочисленной в Москве группой правосл. духовенства (Там же. Л. 201-218). В июле 1925 г. последовало адм. ограничение милицией колокольного звона в мон-ре в 1930 г. колокола из Д. м. были приобретены частным лицом из США и подарены им Гарвардскому ун-ту (Кеймбридж, близ г. Бостона, шт. Массачусетс; 20 марта 2007 г. подписано соглашение о возвращении из США в Россию 18 колоколов мон-ря). 6 окт. 1930 г. у членов общины были отобраны ключи от всех построек Д. м., в т. ч. от храма св. Отцов семи Вселенских Соборов. На следующий день мощи св. кн. Даниила были перенесены из храма в приходскую ц. Воскресения Словущего, расположенную у стен Д. м. Богослужения в этом храме совершались до 1932 г. По свидетельству архим. Даниила (Сарычева; † 2006), бывшего в то время прихожанином Д. м., мощи были увезены ночью из храма в неизвестном направлении. В 30-х гг. XX в. одни насельники Д. м. были репрессированы, др. проживали у прихожан и духовных чад. В 1937 г. завели 2 следственных дела по обвинению братии мон-ря в совершении политических преступлений. Дело архиеп. Феодора (о «контрреволюционном... иноческом братстве князя Даниила») проводилось в Ивановской и Владимирской областях. По этому делу проходили также архимандриты Симеон (Холмогоров), Поликарп (Соловьёв) и др. монахи. 9 сент. 1937 г. были расстреляны архим. Симеон (в схиме Даниил, Холмогоров), игум. Алексий (Селифонов), иером. Игнатий (Бекренев), иеродиак. Анания (Алексеев), 23 окт.- архиеп. Феодор, 27 окт.- архим. Поликарп (Соловьёв). Весной 1937 г. часть насельников, проживавших в г. Кашине, во главе с архим. Стефаном (Сафоновым) и еп. Григорием (Лебедевым) обвинили в причастности к «фашистско-монархической» орг-ции. В сент. 1937 г. группа бывш. насельников Д. м. Особой тройкой при УНКВД по Калининской обл. была приговорена к смертной казни и расстреляна.

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАФОНТЕН-ДОЗОНЬ Жаклин [франц. Lafontaine-Dosogne Jacqueline] (23.11.1928, Брен-л " Аллё, Бельгия - 21.05.1995, Брюссель), исследователь визант. и восточнохрист. искусства, представитель иконографического метода исследования. Л.-Д. окончила Свободный ун-т Брюсселя (Université libre de Bruxelles), в котором изучала классические языки, историю искусства и археологию, была ученицей Ш. Дельвуа. В 1958 г. принимала участие в работе семинара А. Грабара в Высшей практической школе в Париже (École Pratique des Hautes Études), где представила доклад о фресках храма Фортуны Вирилис в Риме, переработанный и изданный в 1959 г. в виде монографии (Peintures médiévales dans le temple dit de la Fortune Virile à Rome). Тема иконографии Богородичных сюжетов в средневек. искусстве, затронутая в этой работе, была раскрыта Л.-Д. в диссертации (1961) и в кн. «Иконография детства Богородицы в искусстве Византии и Запада» (Iconographie de l " enfance de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident), вышедшей в Брюсселе в 1964-1965 гг. и переизданной с дополнениями в 1992 г. К этой теме она возвращалась в течение всей жизни. Значение этого труда Л.-Д. сопоставимо, как писала Н. Тьерри, с известной работой Г. Милле ( Millet G. Recherches sur l " iconographie de l " Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d " après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont Athos. P., 1916). с момента издания книги Л.-Д. были открыты новые памятники и уточнены сведения, приводимые в монографии, но эта работа остается базовым исследованием по теме житийного цикла Пресв. Богородицы в визант. искусстве ( Thierry N. [Рец. на:] Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident//REB. 1965. T. 23. N 1. Р. 288-290). В 1958-1966 гг. Л.-Д. работала в Бельгийском национальном фонде содействия научным исследованиям; в 1960-1962 гг. сотрудничала в Центре византиноведческих исследований Дамбартон-Окс (США). С 1967 по 1972 г. являлась научным сотрудником Королевского ин-та культурного наследия (L " Institut royal du Patrimoine artistique). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в. путешествовала по территориям, некогда занятым Византийской империей, и странам, находившимся в период средневековья в орбите визант. влияния. Результатом научной экспедиции в район Антиохии (ныне Антакья, Турция) в 1965 г. стала работа «Археологические маршруты Антиохии: Исследование о мон-ре прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной горе и об иконографии святого» (Itinéraires archéologiques dans la région d " Antioche: Recherches sur le monastére et sur l " iconographie de S. Syméon Stylite le Jeune), написанная совместно с Б. Оргелем, к-рая помимо детального исследования мон-ря на Дивной горе, иконографии прп. Симеона Столпника Младшего, содержит список археологических памятников близ Антиохии.

http://pravenc.ru/text/2463193.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010