25 авг. 1990 г. в соборе состоялось 1-е архиерейское богослужение. Решением исполкома Липецкого областного Совета народных депутатов от 2 авг. 1990 г. здания мон-ря были переданы Воронежской и Липецкой епархии. З. м. посещали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в нояб. 1998), мн. архиереи РПЦ и др. Поместных Церквей. Наместником З. м. 31 окт. 1990 г. стал архим. Нафанаил (Черняк), 1 июля 1991 г.- архим. Никон (Васин) . После епископской хиротонии архим. Никона в 1996-2003 гг. З. м. являлся резиденцией епископа Задонского, с 2003 г.- резиденция епископа Липецкого и Елецкого. К янв. 1992 г. в З. м. проживало 18 насельников, к 1998 г.- ок. 100, к кон. 2002 г.- ок. 300 (в т. ч. епископ, архимандрит, 2 игумена, 4 иеромонаха, 7 иеродиаконов, схимонах, 18 монахов, 14 иноков и 48 послушников), к 2004 г.- 355 (в т. ч. 5 игуменов, 18 иеромонахов, 11 иеродиаконов, 2 схимонаха, 34 монаха, 20 иноков, 28 послушников), в 2008 г.- свыше 350 насельников, ок. 100 трудников и более 60 сестер, занятых на хозяйственных послушаниях. Гробница с мощами задонских старцев. Фотография. 2008 г. Гробница с мощами задонских старцев. Фотография. 2008 г. Восстановлены Владимирский собор (правый придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, левый - во имя свт. Алексия Московского и прп. Симеона Столпника), теплый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, 2-этажная трапезная с перестроенной ц. Вознесения Господня, корпус с храмом во имя свт. Тихона Задонского, ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с прилегающими постройками, 4-ярусная колокольня с Никольской ц., часовня свт. Тихона Задонского и Игнатия Богоносца, ограда, братские корпуса, 2-этажное здание каменных складов у зап. стены ограды; построены ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с купальней (у юж. стены мон-ря), 2-этажные архиерейские покои, 2-этажная типография, неск. гостиниц, устроены столярная, строительная, иконописная, швейная, авторемонтная и проч. мастерские. Общая площадь земель, занятых постройками мон-ря, составляет 7,49 га. Монастырем обрабатывается 685 га пахотных земель, 108 га используется под сенокос (в 1998 построено хранилище для силоса и сенажа на 500 т), 20 га отведено под пастбища и 170 га занимают лесные угодья; обитель имеет животноводческое хозяйство, пасеку с 70 ульями, машинно-тракторный парк, сельхозтехнику, автозаправочную станцию, механическую и кузнечную мастерские.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (Евдокимов Евгений Владимирович; род. 1.11.1951, с. Калтасы, Башкирская АССР), архиеп. Александровский и Юрьев-Польский. Из семьи служащих. По окончании средней школы работал электриком на заводе. С 1969 г. учился в Воронежском технологическом ин-те. Во время учебы принял решение о получении духовного образования. Поскольку для поступления в ДС требовалось пройти воинскую службу, в 1971 г. оставил ин-т и был призван в Советскую Армию. В 1974-1977 гг. обучался в Московской ДС, а затем поступил в МДА. В течение неск. лет нес академическое послушание иподиакона у ректора архиеп. Владимира (Сабодана , ныне митрополит Киевский и всея Украины). 4 дек. 1980 г. в ТСЛ пострижен в монашество с именем Евстафий. 4 янв. 1981 г. рукоположен во диакона. В 1981 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о благодати прп. Симеона Нового Богослова». 27 марта 1982 г. рукоположен во иерея. По окончании МДА назначен профессорским стипендиатом и преподавателем заочного отд-ния Московской ДА и ДС, нес в ТСЛ послушание помощника эконома. В 1984 г. Е. возведен в сан игумена, направлен служить в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь , затем был переведен в братию мон-ря. В 1986 г. награжден крестом с украшениями. В янв. 1988 г. направлен наместником архим. Тихоном (Емельяновым , ныне архиепископ Новосибирский) в командировку во вновь открывшийся Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь в качестве строителя, эконома и духовника обители. При Е. были отреставрированы Спасский и Никольский монашеские корпуса обители (1990-1991), отреставрированы и освящены Свято-Введенский собор монастыря и ц. свт. Николая Чудотворца (1992). В мае 1991 г. Е. назначен наместником ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мужского монастыря , переданного в ведение Ярославской епархии. При Е. мон-рю были возвращены из фонда Ростовского музея мощи свт. Димитрия Ростовского (4 июня 1991), мощи прп. Авраамия (25 дек. 1991). В нояб. 1991 г. в Иаковлевской ц. установлен иконостас из сохранившихся икон Зачатиевского собора мон-ря, также переданных из фондов Ростовского музея. 24 апр. 1994 г. Е. возведен в сан архимандрита. 25 авг. 1997 г. мон-рю была передана Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» (или «Утешение»), с этого дня в обители ежегодно установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/187462.html

соединил в «Памятную записку» («Memorial»), поданную кор. Владиславу от имени А. 29 июня 1645 г. (утрачена в XIX в.). В статьях святой изложил свой взгляд на историю Брестской унии и указал на ее разрушительные последствия для Православия в Речи Посполитой и самого этого гос-ва в целом (среди них А. назвал, в частности, казацкие восстания), обосновал несостоятельность претензий папы на главенство в Церкви, высказал свое мнение о пути ликвидации унии (А. надеялся, что польск. король лично отменит унию и «успокоит» Православие). Освобожденный по повелению короля, А. был помещен в Киево-Печерский мон-рь, где составил «Диариуш». После смерти митр. Петра (Могилы; † 1647) А. вернулся в Брест. Несмотря на то что там А. не предпринимал активных действий против униатов, после начала казацкого восстания в 1648 г., в обстановке нового гонения на православных со смертью кор. Владислава, святой был ложно обвинен в связях с казаками. Хотя обвинение не подтвердилось, за критику унии А. был брошен в темницу и 5 сент. (по др. версии, 20 июля) 1648 г. после отказа отречься от правосл. веры подвергнут жестокой казни. В мае 1649 г. монахи Симеоновского мон-ря отыскали останки святого со следами мучений, к-рые дали повод предположить, что А. был похоронен заживо, и сначала перенесли их в Рождественский мон-рь, затем похоронили в храме во имя прп. Симеона Столпника. Почитание А. началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки А. почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика, по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев) . По приказу Петра I глава от мощей А. была перенесена в С.-Петербург. В «Историческом известии о возникшей в Польше унии» Н. Н. Бантыша-Каменского (1795; изд. в 1805) приводятся слова Могилёвского архиеп. св. Георгия (Конисского) , что к числу киевских нетленно почивающих святых «можно и должно присоединить» А.

http://pravenc.ru/text/76850.html

В Великую пятницу литургия, согласно М. Т., не совершается вовсе - эта особенность характерна не для студийской, а для иерусалимской традиции; нек-рое влияние иерусалимской богослужебной практики заметно и в том, что в М. Т. указан особый порядок следования частей утреннего гимна (с отделенным «Сподоби, Господи» в конце утрени) для седмичных дней Великого поста, совпадающий с порядком иерусалимского типа. Т. о., в праздничные и непраздничные дни в М. Т. использовался утренний гимн к-польского типа, но в особых случаях его структура могла изменяться на иерусалимскую (см.: Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 78-79). Схематически составы служб суточного круга и полной Божественной литургии по М. Т. представлены в издании Арранца (см.: Arranz. Typicon. P. XXXV-L). К богослужебным особенностям М. Т. относится также наличие одного дня попразднства у памятей особо чтимых святых (напр., прп. Симеона Столпника (1 сент.), ап. Луки (18 окт.), свт. Николая (6 дек.) и др.- см. Ibid. P. L). В М. Т. на праздничные дни назначаются чтение Евангелия на утрене, пение на утрене особых антифонов вместо рядовых кафизм, отменяются кафизмы на вечерне, вводятся дополнительные песнопения (напр., стихиры) и чтение из Апостола и Евангелия на литургии - в зависимости от статуса памяти святого эти особенности присутствуют в полном объеме или частично. Об особом значении и авторитете М. Т. для сицилийских греч. мон-рей говорит тот факт, что делали его копии для др. мон-рей: напр., рукопись Mess. 159, представляющая точную копию Mess. 115, была скопирована в 1211 г. для мон-ря Санта-Мария-ди-Гала (как отмечает Арранц, без этой рукописи реконструкция Mess. 115 была бы невозможна - см.: Arranz. Typicon. P. XXX); Типикон монастыря Марии Милийской - рукопись Vat. gr. 1877, 1292 г.- также имеет параллели с М. Т.; Типикон мон-ря Варфоломея Тригонского, содержащий дисциплинарные главы М. Т. в переводе на итало-калабрийский диалект, в литургической части также идентичен первоисточнику.

http://pravenc.ru/text/Мессинский ...

V в.: агиограф подробно рассказывает о заговоре Аспара против Льва I, об узурпаторстве Василиска, об участии имп. Верины в заговоре против Зинона Исаврийского, об отношениях Льва I с Губазом. Кроме того, в Житии содержатся сведения по истории К-поля: описан пожар в сент. 465 г., приведена биография префекта К-поля Кира, к-рому автор приписывает содержащуюся в тексте Жития надпись на столпе Д. С. ( Baynes. 1925. P. 397-398). Менее изучен лит. аспект памятника: Житие обычно рассматривается в отрыве от житий др. столпников. Такое сопоставление, особенно с Житием прп. Симеона Столпника, показывает, что одни сведения из Жития Д. С. дополняют Житие Симеона (напр., перенесение мощей преподобного в К-поль), другие противоречат ему (напр., куколь Симеона в соответствии с Житием Симеона не был отправлен в К-поль, а значит, не мог перейти к Д. С.), памятники сообщают различную информацию относительно времени создания построек, окружавших столп Симеона. Помимо пространного Жития, сохранившегося в 2 редакциях (D и D " - по классификации И. Делеэ), известны переработка текста, сделанная в XI в. прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 490; PG. 116. Col. 969-1037), и краткое Житие (BHG, N 490e), которое следует редакции D. Все они изданы Делеэ в 1923 г. в серии Subsidia hagiographica. По сведениям, содержащимся в Житии Луки Столпника, изданного Делеэ в том же томе ( Delehaye. 1923. P. 195-237), столп Д. С. находился вблизи Сосфения (совр. Истинье, Турция). Однако точное местонахождение мон-ря и столпа не выявлено. В Сосфении, как и в Анапле, был крупный центр почитания арх. Михаила, упоминаемый в Житии, к тому же относительная близость этих центров часто приводила визант. авторов к путанице: нек-рые из них считали Анапл и Сосфений одним и тем же местом. Дальнейшая история монастыря, построенного рядом со столпом Д. С., прослеживается по Деяниям Соборов (см.: Mansi. Т. 8. Col. 882C; 907BE), последнее упоминание об этой обители относится к XIII в. Антоний, архиеп. Новгородский, в описании своего паломничества в К-поль (1200) сообщает о виденных им мощах Д.

http://pravenc.ru/text/171316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист [груз. ] , пергаменная рукопись, содержит древнегруз. тексты 4 Евангелий, хранится в Ин-те рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе (ныне Национальный Центр Рукописей Грузии). Переписана в 1054 г. в Калипосском Богородицком мон-ре на Черной горе (близ мон-ря св. Симеона Столпника, в исторической Сирии, совр. Турция) Симеоном, Георгием и Иоанном Двали. А. Ч. выполнено в основном строчным письмом нусхури , капитальным письмом асомтаврули написаны только 2 столбца. Текст А. Ч. принадлежит редакции прп. Евфимия Мтацминдели (Святогорца) и представляет собой обновленный по сравнению с более древним перевод, близкий к к-польским лит. традициям. Прилагаемое к А. Ч. «Послание Авгаря» объединяет 2 апокрифических послания: правителя Эдессы Авгаря Черного (Уккама) к Господу Иисусу Христу и Господа Иисуса Христа к Авгарю. Семипечатие, прилагаемое к посланию Спасителя, и повествование о Нерукотворном Образе представляют собой раннюю вост. (сир.) версию апокрифа, распространенную на христ. Востоке. Наглядным признаком архаичности груз. версии и наличия в ней элементов сир. традиции служат ее близость с апотропеическими (магическими) текстами и неполные формулировки новозаветных и халкидонских Символов веры греч. редакции «Послания». Из-за неимения греч. подлинника «Послания» версии А. Ч. груз. перевод приобретает исключительное значение для реконструкции раннего этапа развития данного апокрифического сказания. А. Ч. ценен также как исторический источник. Приписки и колофоны рукописи (1054, 1059) свидетельствуют о важных политических событиях, происходивших в Грузии в XI в. Многие исторические факты, известные также по сообщениям Картлис Цховреба , подтверждаются в приписках А. Ч., и, что особенно важно, здесь они датированы. К А. Ч. прилагается пространная приписка XVII в., автором к-рой является некий настоятель Зебеде (вероятно, мон-ря в Алаверди). В ней сообщается об опустошительных нашествиях иран. шаха Аббаса на царства Кахети и Картли и о мученической смерти царицы Кахети Кетеван .

http://pravenc.ru/text/63986.html

В 1863 г. архим. Иаков (Кротков) испросил у свт. Московского Филарета (Дроздова) позволение открыть при Д. м. приют для заштатного духовенства, к-рое «по бедности иногда терпит крайнюю нужду в самых главных потребностях жизни» (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 647. Ед. хр. 137. Л. 1, 2). 12 беднейших заштатных священнослужителей поселились в богадельне, а «богаделок» перевели во вновь построенный деревянный флигель. К 1898 г. 12 престарелых женщин жили в каменном доме, построенном на месте сгоревшего в 1887 г. флигеля. К каменному дому примыкала пристройка, именуемая странноприимной (на 10 лиц муж. и столько же жен. пола). Шестеро из проживавших в богадельне женщин собирали в мон-ре подаяние на содержание богадельни, имели право пользоваться полученным «кружечным сбором», а остальные помогали поварам на братской кухне и работали на огороде. К 1901 г. капитал на содержание богадельни вырос до 5700 р., но банковских процентов с этой суммы хватало только на 1/6-1/7 всех расходов. В месяц каждому призреваемому выдавалось по 13 р., по 6 р. на 1 чел. тратилось на питание, деньги шли на отопление, ремонт и др. нужды - всего 1465 р. в год. Для восполнения недостающих средств собирали пожертвования, которые составили в 1890 г. 500 р., а в 1899 г.- 1 тыс. р. (Там же. Оп. 377. Ед. хр. 91. Л. 161, 192). В Д. м. была открыта и 30 авг. 1902 г. освящена Московским митр. Владимиром (Богоявленским) общемонастырская больница-приют для больных и престарелых монашествующих Московской епархии, содержавшаяся на взносы московских мон-рей. Больница размещалась в братских кельях, справа от св. врат. Вскоре больничные палаты были соединены с надвратной ц. во имя прп. Симеона Столпника, ставшей больничной. На средства Е. С. Ляминой храм был обновлен и 30 янв. 1903 г. освящен еп. Дмитровским Трифоном (Туркестановым) . В воскресные и праздничные дни в нем совершались богослужения, в которых участвовали престарелые монашествующие. В этой больнице скончался духовный отец еп. Трифона, иером. Димитрий (Муретов; 1904), почитаемый москвичами духовник Богоявленского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

Додо Гареджийский занимают видное место, т. к. в XI-XII вв. пустынная местность Гареджи (юго-запад Кахети) была крупнейшим монашеским центром Грузии, насчитывающим 12 мон-рей, и жизнь знаменитого отца-основателя воспринималась отчасти сквозь призму новых реалий. Монастырские комплексы в Гареджи и Шиомгвиме сохранили множество келий, высеченных в известковой породе, нек-рые располагались на отвесных склонах горы на большой высоте. Можно предположить, что наиболее частой формой таких монастырей-лавр были полуотшельнические общины, в к-рых каждый монах обладал определенной степенью автономии, но пользовался общим духовным руководством знаменитого подвижника. Но даже при такой форме организации мон-ря увеличение числа монахов вынуждало использовать некоторые элементы общежития. Так, в Гареджи жизнь монашеского поселения координировал «дзмата мтавари» ( - глава братии), который был не настоятелем общежития (киновии не было как таковой), а кем-то вроде эконома, помощника духовного аввы, старшим монахом: он должен был обходить пустынь, приносить пищу отшельникам, ободрять и утешать их в искушениях ( Башелеишвили. 2005. С. 262). C VIII в. значительно увеличилось число груз. монахов в Великой лавре прп. Саввы Освященного. В X-XI вв. здесь сформировалась особая школа груз. каллиграфии и книгописания, благодаря к-рой сохранились мн. памятники груз. письменности и были созданы древнейшие груз. переводы с греческого, армянского, арабского и сирийского языков важных аскетических и богословских сочинений. Грузинским переводчикам и писцам в Великой лавре было отведено особое помещение, называемое «пещерой грузин» ( Š pidlik. 1977. Col. 1054). Такие же груз. скриптории, видимо, были созданы при монастыре прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной Горе близ Антиохии и на горе Синай, где груз. монахи имели 2 или 3 церкви, в которых совершали богослужение на родном языке. Сохранились отрывочные сведения о существовании груз. обителей или значительном присутствии груз. монахов в других частях Византийской империи: на горе Олимп в Вифинии (по крайней мере 3 мон-ря), в К-поле (груз.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Рака прмч. Афанасия (Филипповича) в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 90-е гг. XX в. Рака прмч. Афанасия (Филипповича) в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 90-е гг. XX в. Во время освободительной войны под рук. Богдана Хмельницкого (1648-1653) казачьи отряды доходили до Бреста и Кобрина, вовлекая в восстание крестьян и жителей городов. Благодаря действиям восставших на территории Полесья была полностью ликвидирована уния, главой православных здесь на какое-то время стал архим. Лещинского мон-ря Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Для успокоения восставших кор. Ян Казимир (1648-1668) в соответствии со Зборовским договором 1649 г. обещал правосл. населению следующие права: митрополиту - место в сенате, городам с правосл. школами - освобождение от присутствия иезуитов, уничтожение унии. Грамотой короля (1650), подтверждавшей статьи «Об успокоении греческой религии», православным были возвращены Луцкое, Холмское, Мстиславское еп-ства. Мстиславская кафедра должна была превратиться в Витебско-Мстиславскую, на ее содержание передавалась половина имений Полоцкого униатского архиепископа. Православным было позволено иметь церкви в Витебске, Полоцке и Новогрудке, в Пинске и Мозыре на месте сгоревших церквей разрешено было построить новые. Политические и военные неудачи Хмельницкого привели к заключению Белоцерковского договора (1651), перечеркнувшего достижения Зборовского соглашения. По Андрусовскому перемирию 1667 г. территория Б. снова вошла в состав Польско-Литовского гос-ва, и здесь началось восстановление позиций католич. и униатской Церкви. В это время сеймы Речи Посполитой издали ряд постановлений, враждебных для православных. Сейм 1667 г. постановил освободить от всех воинских повинностей только униатское духовенство; правосл. клирики были уравнены с податными сословиями - крестьянами и мещанами. В 1668 г. сейм постановил: «Отступники от католичества и унии (т. е. православные.- Ред.) не должны пользоваться покровительством сеймовых постановлений».

http://pravenc.ru/text/77856.html

Х в. Тем не менее в наст. время неизвестна такая редакция Синаксаря, тексты к-рой объясняли бы все имеющиеся несоответствия. Помимо Императорских Минологиев близость к иконографии В. М. обнаруживают неск. лицевых списков Минология Симеона Метафраста (напр., Lond. Brit. Lib. Add. 11870 и Marc. cod. Z. gr. 586), нек-рые иконы-минологии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае и др. произведения XI-XII вв. Однако несоответствий между ними и В. М. намного больше. Стиль миниатюр Миниатюры В. М. были созданы в переходный период между расцветом классицистического искусства македон. ренессанса и поворотом к аскетической образности в монументальной живописи 2-й четв. XI в. Они являются единым ансамблем и в то же время представляют различные грани искусства эпохи Василия II. По мнению Вайцмана, стиль копируемого образца был сильнее индивидуального стиля мастера, поэтому между изображениями разных художников, скопированными с образцов одного типа (напр., с Книги пророков), больше сходства, чем между миниатюрами одного художника, являющимися копиями с источников разного типа (напр., с Книги пророков, Евангелия, Минология). По мнению А. Фролова, поскольку миниатюры В. М. не различаются между собой по стилю, а в распределении имен на страницах рукописи нет закономерности, то они могли быть созданы одним безымянным художником, а в подписях были названы имена мастеров, чьи произведения он скопировал. Прп. Симеон Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. Мастер Пантолеон (Fol. 2) Прп. Симеон Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. Мастер Пантолеон (Fol. 2) Более углубленный анализ стиля живописи миниатюр позволяет выявить и определенные различия в индивидуальных живописных манерах 8 мастеров. Так, мастера Мина, его ученик Нестор и Михаил Младший представляют более консервативное направление: они пишут в мягкой, свободной иллюзионистической манере, ориентированной на искусство сер.- 3-й четв. Х в. В работах Мины пластическая моделировка объема часто дается неск. свободными штрихами и цветовыми пятнами; движения и выражения лиц персонажей переданы очень живо; цветовые сочетания подобраны с тонким вкусом.

http://pravenc.ru/text/Василия II ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010