На славянский язык Житие М. (BHG, N 1174) переведено не было, в нестишной Пролог краткое Житие было включено под 5 июля ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Велико Търново, 1999. С. 280-281), а в стишные Прологи - под 25 мая ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 9. С. 63-64). В ВМЧ вошли оба Жития: под 4 июля из стишного Пролога, под 5 июля - из нестишного ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297, 298 (2-я паг.)). Свт. Димитрий Ростовский перевел для своих Четьих-Миней греческое Житие М. (BHG, N 1174) и поместил его под 4 июля ( Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 239 об.- 242 об.). Его пересказ содержится в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Июль. С. 72-82). Ист.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 403-431; Ven P., van den. La Vie ancienne de S. Syméon stylite le jeune. Brux., 1962. Vol. 1. P. 1-224; 1970. Vol. 2. P. 255-316. (SH; 32). Лит.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 402-403; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 154-156, 200-201; Т. 3. С. 253; Janin R. Marta, madre di s. Simeone stilita il Giovane, santa//BiblSS. Vol. 8. P. 1202; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 294; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 46-47. О. В. Л. Иконография К древнейшим памятникам с изображением М. следует отнести паломнические евлогии (в лит-ре называются образками-энколпионами или жетонами) из мон-ря св. Симеона Младшего Дивногорца, которые изготавливались, по-видимому, в Антиохии. Мать святого и воскрешенный им ученик Конон изображены в длинных одеждах, в молении; они молятся по сторонам столпа прп. Симеона. В X-XI вв. композиция включала также фигуры парящих ангелов и развернутую надпись-легенду (экземпляры из свинца в ГЭ, в Гос. музеях Берлина, в Музее искусств в Кливленде); известен железный перстень с таким же сюжетом (X-XI вв., ГЭ). В визант. искусстве образ М. встречается в минейных циклах под 5 июля. Как М. может быть атрибутирован поясной портрет женщины в лиловом платье и мафории рядом с прп. Лампадом Иринопольским в правом нижнем из клейм 4-частной миниатюры из лицевого Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46 r, 1322-1341 гг.); в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) в центральном нефе на юж. стене она представлена в виде полуфигуры рядом со святыми, чья память отмечается в тот же день: свт. Феодором, Киринейским еп., и мц. Киприллой, прп. Лампадом Иринопольским. М. облачена в длинный плащ с застежкой на груди, ее голова повязана длинным платом наподобие араб. чалмы, в руке крест. В росписи притвора церкви в Печской Патриархии (1561) ее изображение сопровождает подпись, в которой она названа матерью св. Симеона Столпника Дивногорца.

http://pravenc.ru/text/2562506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ (V в.), прп., палестинский подвижник (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; пам. греч. 31 дек.). Сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum , в копт. (арабо-яковитском) Синаксаре под 12 амшира (6 февр.) (PO. T. 11. Fasc. 5. P. 817-820) и в эфиоп. переводе Синаксаря под 12 якатита. Был современником прп. Симеона Столпника (356-459). В юности жил в пустыне. Затем, вероятно, перешел в келью, завещанную ему неким старцем и находившуюся рядом с полем близ г. Никополя (Эммаус, совр. Имвас). Из-за поля Г. вступил в конфликт с мирянином по имени Вакат, пытавшимся его отобрать. Вакат отправился в К-поль к судье, но был остановлен в Антиохии прп. Симеоном, посоветовавшим ему покаяться и вернуться обратно. По дороге Вакат умер. Через нек-рое время Г. основал общежительный мон-рь, к-рому были пожертвованы значительные земельные угодья. Известно о том, что Г. твердо придерживался халкидонского вероопределения. Еп. Феодосий, сторонник патриарха Диоскора , силой сместивший с Иерусалимской кафедры свт. Ювеналия и занявший его место, приехал в мон-рь и пытался склонить Г. к тому, чтобы считать вероопределения Халкидонского Собора несторианством. Г. отказался его слушать и посоветовал поговорить об этом с его молодым послушником. Еп. Феодосий уехал в Иерусалим, где многих склонил на свою сторону, а затем вызвал Г. в храм, где предложил анафематствовать Ювеналия. Г. отказался это сделать, и тогда Феодосий велел выгнать его из церкви. Сторонники Феодосия, пытаясь склонить старца на свою сторону, обложили его дровами и грозились сжечь, но не сделали этого, видя его стойкость и опасаясь народного возмущения из-за той славы, к-рую он снискал. В Apophthegmata Patrum упоминается о мн. учениках Г., подчеркивается его нестяжательство и духовная рассудительность, рассказывается, что Г. изнурял себя ходьбой по монастырскому двору, когда появлялось желание уйти из мон-ря в пустыню. Подобное описание можно встретить и в рассказах о др. подвижниках, вероятно, это один из аскетических приемов, практиковавшихся в среде раннего монашества.

http://pravenc.ru/text/161932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Бороздин. Фотография. 1936 г. Петрович Бороздин (20.02.1878, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из единоверческой крестьянской семьи, сын иконописца. Окончил церковноприходскую школу в слободе Мстёра. 10 мая 1889 г. поступил в Мстёрскую 5-классную школу иконописи, к-рую окончил 20 мая 1894 г. и получил от Совета единоверческого братства св. блгв. кн. Александра Невского свидетельство на звание мастера-иконописца. В 1899 г. направлен братством в Московское ДУ при Всехсвятском единоверческом мон-ре, к-рое окончил с отличием и был оставлен при монастыре псаломщиком. Писал иконы в московских церквах. 20 марта 1902 г. командирован Вязниковской земской управой на С.-Петербургскую Всероссийскую кустарно-промышленную выставку. За участие в выставках имел различные награды. 19 марта 1903 г. приглашен как знаток крюкового пения, чтения и устава в единоверческую ц. во имя прп. Симеона Столпника в Н. Новгороде на должность псаломщика. 19 февр. 1904 г. утвержден в должности псаломщика к церкви с. Вармалей Нижегородского у. 14 нояб. 1905 г. рукоположен во диакона к церкви с. Вармалей. 24 янв. 1908 г. по приглашению прихожан и настоятеля Всехсвятского единоверческого мон-ря в Москве был перемещен на должность диакона-псаломщика московского Всехсвятского единоверческого жен. мон-ря, где служил до его закрытия в 1921 г. 12 марта 1922 г. переведен в ц. Космы и Дамиана Нового в Гончарах. 29 июля 1928 г. рукоположен во иерея к тому же храму. Когда власти решили закрыть храм, И. активно сопротивлялся этому, писал многочисленные протесты властям и собирал подписи верующих. В 1930 г. ц. Космы и Дамиана была закрыта и вскоре разрушена. Тяжело переживая это, И. заболел. В то время И. был назначен настоятелем в единоверческий храм свт. Николая на Рогожском кладбище и возведен в сан протоиерея. 5 сент. 1937 г. арестован по обвинению в том, что «проводил резкую контрреволюционную агитацию», «воспитывал верующих в антисоветском духе» и «распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию», заключен в Бутырскую тюрьму. На допросах не скрывал, что отрицательно относится к действиям советских властей по религиозным вопросам: «Храмы закрываются без согласия верующих, высылаются служители». 26 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Семье было сообщено, что И. приговорен к 10 годам ИТЛ без права переписки и якобы умер в лагере в 1941 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469055.html

Ф. Я. Дубянскому, с него написана копия (РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. 116). На портрете из Троицкой ц. Кирилловского мон-ря в Киеве («простой живописи, на холсте, во весь рост») Д. был представлен в архиерейской мантии и клобуке, рядом икона Божией Матери, присланная в мон-рь самим святителем, и портрет его отца ( Круминг А. А. Иконы, принадлежавшие св. Димитрию Ростовскому//Филевские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 387-388). Один из портретов на холсте был создан переписчиком трудов Д. «бельцом» С. Яковлевым (в 1886 хранился в Ростовском музее церковных древностей). Живописный портрет-икона Д. (ЦАК МДА) - поясное изображение вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, черты лица в точности совпадают с указанной «персоной»,- по преданию, сообщенному дарителем С. П. Фортинским, хранился в семье Шереметевых, потом в ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. Однако первоначальная живопись, по мнению специалистов, датируется не ранее посл. трети XVIII в., в нач. XIX в. портрет был поновлен (см.: Духовные светочи России. С. 32). Неск. живописных изображений на холсте 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ - из Китаевской пуст. в Киеве?, ГМЗРК, ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) того же извода, с немного иной, «смягченной» портретной характеристикой, восходят, несомненно, к одному образцу. На них, как правило, есть нимб и надпись, в левом верхнем углу помещен келейный образ Д.- Ватопедская икона Божией Матери, ставшая важным дополнением его иконографии. Принадлежавший святителю Ватопедский образ Божией Матери, созданный рус. мастером в сер.- 2-й пол. XVI в., был помещен возле гроба Д. после его кончины (с 1997 находится возле раки святого в ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря, см.: Вахрина В. И. Келейная икона свт. Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская»//ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 104-114). Иконография келейного образа достаточно точно воспроизводилась на живописных списках портретов и на иконах Д.

http://pravenc.ru/text/178011.html

А. могут завершаться все нефы храма или центральный неф и пастофории на востоке, а также центральный неф на западе (каролингские и раннероманские базилики Германии, имеющие дополнительные алтари на западе) и трансепт на севере и юге (вторая ц. Рождества в Вифлееме, VI в., собор в Кутаиси, XI в., памятники Афона) или то и др. (Эчмиадзин, V в., Сен-Жермен-де-Пре, IX в.), причем в последних случаях функция а. не всегда ясна. Особого внимания заслуживает завершение а. трех нефов (впервые в главной ц. мон-ря прп. Симеона Столпника Старшего (Калъат-Симъан) около Антиохии, V в.), к-рое в сочетании с пастофориями (или без них) постепенно превратилось в трехапсидное трехчастное алтарное пространство с жертвенником и диаконником, характерное для восточнохрист. традиции, в частности Др. Руси. Выступающая а. христ. храма может иметь снаружи полукруглую, прямоугольную, трех-, пяти- или многогранную форму; она может быть декорирована аркатурой на приставленных круглых колонках (Сев. Сирия, Сев. Италия) или на полуколонках (Закавказье, Русь); скрытая снаружи вместе с пастофориями алтарной стеной, а. благодаря применению ниш по ее сторонам нередко может в экстерьере приобретать вид трехгранной формы (Закавказье). Для романских и готических памятников Запада, где под алтарным пространством церкви обычно находилась крипта, характерна а. в сочетании с амбулаторием и венцом капелл. Для восточнохрист. традиции характерно завершение вост. части храма тремя А. Программа росписи алтарных А. менялась на протяжении веков, отражая те аспекты смысла и назначения этого сакрального пространства, к-рые выступали на первый план на разных этапах истории Церкви. В IV-VI вв. в конхе А. помещаются изображения: Христа и апостолов (ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в., Санта-Пуденциана в Риме, 400); теофанические композиции (Видение прор. Иезекииля, напр., в Осиос Давид в Фессалонике, V в.); Преображение Господне (базилика мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.); Крест в славе (фрагмент символической композиции «Преображение Господне» ц.

http://pravenc.ru/text/75794.html

В церкви 3 входа (северный, южный и западный). К зап. фасаду пристроено продолговатое помещение (неровная кладка, грубо точенный камень), не связанное с внешним двором. Е. Такаишвили упоминает его как притвор ( Такаишвили. 1952. С. 93) или как часовню-склеп ( Он же. 1960. С. 86), однако в результате раскопок 2018 г. в помещении были выявлены остатки 7 квеври (крупные керамические сосуды для вина), что указывает на использование этого помещения в качестве кладовой для хранения вина для Евхаристии. Портал юж. входа разрушен ( Он же. 1952. Ил. 137.2). Внешние массы по конструкции и ритмике соответствуют внутреннему пространству. Все фасады, как и в Отхтаэклесиа, украшены непрерывным рядом арок и ниш. На восточном и западном фасадах по 7 арок: центральная, наиболее высокая, достигает края фронтона, др. арки расположены в пирамидальной последовательности. Число арок и ниш на северном и южном фасадах на верхних и нижних ярусах неравное: внизу их 10, наверху - 12. Церковь хорошо освещается окнами. Распределение окон на нижнем уровне соответствует фасадному ритму, на верхнем - ритму интерьера. На вост. фасаде алтарь освещается одним большим окном. Круглое окно, к-рое находилось в конхе, позднее было заложено (предположительно перед выполнением росписи). Рельеф Рельефы кафоликона мон-ря Пархали. Ангел Фото: Icon Dexter from Brooklin/Wikimedia Commons Крест Фото: Б. Кудава Рельефы кафоликона мон-ря Пархали. Ангел Фото: Icon Dexter from Brooklin/Wikimedia Commons Крест Фото: Б. Кудава Церковь П. украшают растительные и геометрические орнаменты и неск. фигурных изображений; они высечены в низком рельефе и воспринимаются только с близкого расстояния ( Такаишвили. 1952. С. 93-94. Ил. 141-143; Khundadze. 2018. P. 122. Ill. 357-361). В интерьере украшены иконные и престольные ниши. В капители юж. престольной ниши включены фигуры ангелов и прп. Симеона Столпника. Арки ниш покрыты растительным и геометрическим сеченым орнаментом. На сев. косяках большого вост. окна в нижней части высечено монументальное изображение Голгофского креста, к-рое было полностью покрыто красной киноварью. Позднее, при росписи церкви, косяки были замазаны, затем, во время устройства здесь мечети, покрыты побелкой - т. о. рельеф был скрыт (обнаружен в 2016).

http://pravenc.ru/text/2579120.html

Прп. Нестор летописец. Рисунок И. С. Ижакевича (ж. «Нива». 1914 г. 18) Прп. Нестор летописец. Рисунок И. С. Ижакевича (ж. «Нива». 1914 г. 18) Изложение жизни святого в монастыре представляет собой целый ряд событийно несвязанных между собой рассказов-новелл, к-рые условно могут быть объединены в следующие темы: святость Феодосия, его деятельность на посту игумена, богоизбранность Киево-Печерского мон-ря, взаимоотношения обители с княжеской властью. Н. повествует о монашеских добродетелях святого: Феодосий борется с нечистыми духами, во время Великого поста уединяется в пещере, он милосерден к простым мирянам (разбойникам, бедной вдовице и др.), неоднократно демонстрирует свое смирение - так, напр., вместе с др. монахами Феодосий работает в пекарне, носит воду и колет дрова. Святой воплощает в себе лучшие качества настоятеля: по ночам он подходит к двери каждой кельи, «хотя уведети когождо их како житие»; не отказывает в пострижении неимущим, позволяет вернуться в обитель беглым инокам, активно борется с любыми проявлениями стяжательства, регулярно поучает и «утешает» братию. Во взаимоотношениях с князьями Феодосий изображен бесстрашным обличителем пороков и преступлений светских правителей, но при этом агиограф акцентирует внимание на исключительно доверительных отношениях, к-рые существовали между преподобным и киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами). Согласно Н., именно Феодосию принадлежит ключевая роль в становлении Киево-Печерской обители: о деятельности на этом поприще прп. Антония Печерского и его преемника - прп. Варлаама он не повествует. Обращает на себя внимание стремление автора избежать упоминаний о внутримонастырских конфликтах и разногласиях. Мотивы и образы ЖФ оказали влияние на последующие рус. Жития чина преподобных (Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Зосимы и Савватия Соловецких и др.). Основным источником Н. были рассказы старших современников («древних отцов»). Некоторых из них он называет по имени: игумены Софроний и Павел, келарь Феодор, монахи Иларион и Климент. ЖФ демонстрирует знакомство Н. с памятниками переводной агиографии - Житиями Антония Великого, Феодосия Иерусалимского, Саввы Освященного, Вячеслава Чешского. В числе иных произведений, повлиявших на лит. манеру Н., исследователи называют Жития Кириака Отшельника, Иоанна Златоуста, Феодора Эдесского, Феодора Студита, Иоанна Молчальника, Симеона Столпника, Макария Египетского и нек-рых других ( Артамонов. 2003. С. 195). Древнейший из сохранившихся списков ЖФ содержится в Успенском сб. XII в. (ГИМ. Син. 1063/4). Широкое распространение Житие получило в составе Киево-Печерского патерика, куда оно было внесено в XV в.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Сигизмунд III и гетман Сапега. Поселившись в Купятицком мон-ре, святой написал «жалобный лист» к Пресв. Богородице, где рассказал о притеснениях, чинимых Православию со стороны католиков и униатов, и молил Пречистую Деву о заступничестве. После того как письмо было подписано многими людьми, А. положил его у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери . В 1637 г. святой отправился собирать милостыню на обновление монастырской церкви. Не имея выданного королевской канцелярией паспорта, А. с огромными трудностями сумел добраться до Москвы и передал царю Михаилу Феодоровичу отчет о своем путешествии, в к-ром были кратко изложены обстоятельства, приведшие А. в Москву, и описаны чудеса, случившиеся с ним во время странствования по молитвам к Пресв. Богородице через Ее Купятицкую икону. Святой отослал царю список с иконы с пожеланием водрузить его «на хорогви военные в помножене православной веры». Получив богатую милостыню от царя, А. 16 июля 1638 г. вернулся в Купятицкий мон-рь. В 1640 г. А. стал игуменом брестского во имя прп. Симеона Столпника мон-ря и начал активную деятельность по восстановлению прав брестского правосл. братства и возвращению захваченных униатами храмов, провозглашая всюду, что уния с Римом (см. Брестская уния ) проклята «вечне». На сейме в Варшаве в сент. 1641 г. ему удалось добиться от кор. Владислава IV подтверждения прав братства, но канцлер и подканцлер отказались заверить королевский привилей печатями, без чего он не имел законной силы, поэтому А. в 1643 г. снова приехал в Варшаву на сейм. Большое впечатление на А. произвели встречи с недовольными унией горожанами, приехавшими в город из разных мест Речи Посполитой. Голос от иконы Пресв. Богородицы повелел А. при помощи Купятицкого образа жаловаться королю на притеснения, чинимые православным, и пригрозить Божиим гневом за насаждение унии. На сейме А. выступил с жалобой на бесправное положение православных в Польше и раздал знатным членам сейма списки с Купятицкой иконы, снабдив их текстом, содержавшим требование искоренить унию и «успокоить» правосл.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Богородицы мон-ря Ишхани. 1006 г. Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани. 1006 г. В барабане кафоликона находились изображения пророков в рост с хартиями, на которых помещались слова из пророчеств, выполненные греч. буквами (на одной) и асомтаврули (на 7) (Там же. С. 33-34. Рис. 4-11). В сер. XII в. (очевидно, в 1155) по повелению архиеп. Ишханского Игнатия на сев. стене кафоликона во всю ширину нижнего регистра сев. рукава черной краской была сделана 6-строчная обширная надпись, считающаяся на сегодняшний день наиболее пространным известным груз. эпиграфическим памятником. В сер. XIX в. ее списал Саргисян и опубликовал акад. М. И. Броссе (Inscriptions géorgiennes... 1864. p. 14-17). Отдельные части текста были утрачены. В 1917 г. ее изучал Такаишвили и зафиксировал значительное ухудшение ее состояния ( Такаишвили. 1952. С. 39-40. Рис. 16). В наст. время из-за полного обвала штукатурки надпись утрачена. В эпиграфическом документе содержались сведения о пожертвовании И. царем всей Грузии Георгием II (1072-1089) с. Лозни. Его сын св. Давид IV Строитель (1089-1125) подтвердил права И. на село. Позже Лозни было отдано в залог и выкуплено и передано И. царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56). В честь этого события были учреждены синодики царской семьи, а также повешены 3 лампады в кафоликоне И.: 2-я и 3-я - перед иконами Пресв. Богородицы (очевидно, у царских врат) и прп. Симеона Столпника. Также были учреждены агапы накануне дня вмч. Феодора, в 1-ю пятницу 1-й седмицы Великого поста. В надписи упомянуты неск. исторических лиц: сестра царя Димитрия I царица Тамара, его сыновья Давид V (царь всей Грузии в 1155-1156) и Георгий III (царь всей Грузии в 1156-1184), ишхнели архиеп. Игнатий, Феодор, «определивший» его в епископы (очевидно, неизвестный по др. источникам католикос-патриарх), а также рукоположенные им 2 священнослужителя И.- Илия (Элиа) и Григол. Сохранилось несколько поздних надписей, сделанных посетителями храма. На сев. стене зап. рукава помещена надпись XII в., выполненная мхедрули, в которой «сын золотых дел мастера Нарзе» просит о заступничестве вмч.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

На щипце зап. фасада собора Светицховели в Мцхете (1010-1029) сохранились монументальные горельефы с изображением Христа на троне между 2 ангелами, держащими евхаристические символы: сосуд и, очевидно, хлеб (XI в.), а на вост. фасаде - 2 ангелов, орла и льва. Храм в Самтависи (1-я пол. XI в.) украшает крупный горельеф с изображением паскунджи с декоративно обработанной поверхностью. Произведения малой пластики X в. выполнены или в плоскостно-графическом (алтарные преграды из Схиери, Саорбиси; стела из Уде), или в пластически-объемном стиле (Бедийская плита, фрагменты алтарной преграды ц. св. Саввы в Сафаре), отличающимся мягкостью моделировки, стремлением к передаче глубины пространства, классическими пропорциями, гармоничными движениями персонажей, гибкими силуэтами, утонченно нежными лицами. Декор предметов малой пластики украшен евангельскими и житийными сюжетами («Благовещение» на алтарной преграде ц. Успения в Сафаре; «Встреча Марии и Елисаветы», «Сретение», «Распятие», «Гостеприимство Авраама», сцены из Житий прп. Симеона Столпника и св. Шио с алтарной преграды мон-ря Шиомгвиме). Декор вост. фасада церкви в Самтависи. 1-я пол. XI в. Декор вост. фасада церкви в Самтависи. 1-я пол. XI в. Со 2-й пол. XI в. изображения фигур заменяются орнаментом: крестами, ромбами, розетками (Самтависи). Разделение Зап. и Вост. Церквей и утверждение изобразительных канонов правосл. Церкви определили отказ груз. монументальной скульптуры от объемных изображений. Сюжетные композиции на фасадах храмов стали редки (церкви в Питарети, 20-е гг. XIII в.; Эртацминда, XIV в.; в Сафаре, XIII-XIV вв.; колокольня мон-ря Зарзма, XIV в.). Нек-рое возрождение наблюдалось в XVII-XVIII вв. (рельефы храма Ананури, 1689; ц. апостолов Петра и Павла в Сагареджо, нач. XVIII в., «храма Гиго» в Кинцвиси, XVII в.), а также рельефы храмов в Тандзиа, в Тбиси, в Ниаби, Светицховели, Тбилисского Сиони, в Чхари, в Читахеви, в Хеоти. Темами позднесредневек. скульптуры стали: древо жизни в окружении животных и птиц, «Вознесение креста», сцены охоты св. Евстафия, св. Георгий, архангелы, а также подвергшиеся переосмыслению сюжеты: сидящие на цепи львы (Ананури, Гареджи, купол Тбилисского Сиони, колокольня в Чхари, крепость Колагири), огромные кресты, возвышающиеся над драконами, «Прославление Господа» (Христос в винограднике). В горных регионах сохранялись изображения дохрист. крылатого, бородатого божества зверей (сцены охоты в церкви в Мцхете в Лечхуми).

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010